Правовые нормы: определение, признаки, виды - (реферат)
Правовые нормы: определение, признаки, виды - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Правовые нормы
Основу механизма правового регулирования составляют нормы права. Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу. Характер всеобщности отличает право от других норм социального регулирования (морали, религии и т. п. ). Нормативность права носит общеобязательный характер, что также выделяет право из других норм социального поведения. Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.
Нормы права, по С. С. Алексееву:
Это центральное, организующее ядро всей системы средств правового регулирования. Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции, правовостановительные меры и другие явления правовой действительности. Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.
С. С. Алексеев
Право - это не только нормы, но без норм, без свойства нормативности, нет права.
Определение юридической нормы В. К. Бабаев
Юридическая норма (норма права) –общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Представляется, что данное определение может создать впечатление об ограничении источников права только нормативными правовыми актами, исходящими от государства, и исключение других источников права (правовых обычаев, нормативных договоров и т. д. ). Поэтому представляется более удачным определением определение авторов учебника "Общая теория права и государства" под редакцией В. В. Лазарева: "Норма права –признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать донам правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
С. А. Комаров
Норма права - это общеобязательное, установленное (санкционированное) и охраняемое государством правило поведения, выражающее определяемые материальными условиями жизни общества волю и интересы народа (политических сил, стоящих у власти) активно воздействующее на общественные отношения. Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с государством через его установление или его санкционирование, что подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и другие источники права, санкционированные государством. Дефиницию нормы права можно сформулировать более кратко и емко, включив в нее самые главные признаки: Норма, права - это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.
Признаки правовых норм
Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из системы других социальных норм. 1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма. 2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные процессы, имеющие ценность для общества. 3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов права, исходя из интересов всего общества. 4. Общеобязательный характер норм права означает неукоснительное их соблюдение субъектами права, к которым норма права адресуется. 5. Охраняемость, обеспеченность нормы права со стороны государства, включая и государственное принуждение.
Виды (классификация) правовых норм
Правовые нормы весьма разнообразны и их принято классифицировать, то есть подразделять на различные виды по ряду оснований. Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять четыре основания классификации правовых норм. По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются: Исходные нормы - отправные, первичные, учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Они обладают высокой степенью абстрагирования и получают свое логическое развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут обладать прямым действием и применяются при обосновании выбора правового акта, а также для подтверждения решения и т. д.
Виды исходных норм.
Нормы-начала –это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах. Нормы-принципы –это правовые нормы, выражающие и закрепляющие принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 КонституцииРФ. Определительно-установочные нормы –это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их предмет, формы и средства правового регулирования. Нормы-дефиниции – содержат определения правовых категорий, понятий, например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве, трудового договора– в трудовом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его применение. Нормы-правила поведения –это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Нормы-правила, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные, а также общие и специальные. По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права. По методу правового регулирования правовые нормы принято разделять на: Императивные нормы, строго обязательны, не допускающие никаких отступлений; Диспозитивные, предписывающие варианты поведения, предоставляющие право выбора в пределах закона; Рекомендательные нормы, которые устанавливают желательные варианты поведения, что широко применяется при заключении гражданско-правовых актов, сделок. По форме выражения предписания нормы принято делить на: Управомачивающие - нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действии; Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права; Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность. В научной литературе выделяются и другие основания классификации правовых норм, например, по субъектам правотворчества, по сфере действия правовых норм, кругу лиц, юридической силе. Представляется, что указанные основания более целесообразно применять в классификации нормативно- правовых актов, поэтому они рассмотрены нами в предыдущей теме.
Структура правовых норм Правовые нормы имеют свою внутреннюю структуру.
Структура нормы права - это способ внутренней взаимосвязи ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Гипотеза
Это часть правовой нормы, указывающая на условия, при наличии которых действует данная правовая норма. Она может содержаться в названии нормы права, раздела источника права и т. п.
Диспозиция
Это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения (дозволения, обязывание, запреты).
Санкция
Это часть нормы права, предусматривающая вид и меру наказания за несоблюдение диспозиции или поощрение за надлежащее поведение. Она может содержаться в другой правовой норме. Гипотеза по своему строению бывает простой, сложной, альтернативной.
Гипотеза простая
Если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связано действие данной нормы. Например, п. 1 ст. 105 УК РФ применяется при умышленном убийстве одного человека.
Гипотеза сложная
Если действие нормы ставится в зависимость от двух и более условии. Например, ст. 344 УК РФ устанавливает ответственность за насильственные действия в отношении начальника, нанесение побоев или иного насилия, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей.
Гипотеза альтернативная
Ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких факторов. Например, п. 1 ст. 357 УК РФ применяется при самовольном оставлении части, места службы, а равно при неявке в срок без уважительной причине на службу при увольнении из части, назначении и т. п. продолжительностью свыше 2-х суток, но не более десяти. Гипотезы по наличию или отсутствию фактов, с которыми увязывается применение правовой нормы, бывают положительные или отрицательные. Примером положительной гипотезы, которая указывает на наличие факта, являются ст. 420 ГК РФ, которая признает договором наличие соглашения двух или нескольких лиц. Примером отрицательной гипотезы, указывающей на отсутствие фактов, может быть гипотеза ст. 293 УК РФ об ответственности за халатность, то есть невыполнение должностным лицом своих обязанностей. Диспозиция правовой нормы бывает простой, описательной и ссылочной.
Диспозиция простая
Называет вариант поведения, но не раскрывает его содержания. Например, ст. 59 Конституции РФ гласит: "Защита ячества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", но не указывает, как ее осуществлять
Диспозиция описательная Описывает все существенные признаки правила поведения.
Например, часть 2 ст-105 УК РФ содержит свыше десяти способов совершения умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах.
Диспозиция ссылочная
Не излагает само правило поведения, а отсылает к другой норме, содержащей данное правило. Например, часть 2 ст. 59 Конституции РФ указывает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть, ссылается на другой правовой акт. Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной диспозиции. Бланкетная диспозиция отсылает к правилам, инструкциям, техническим правилам и т. п. Примером таких диспозиций являются диспозиции ст. 340, 341, 342, 344 УК РФ, устанавливающих ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной и внутренней служб. Санкции подразделяются по форме изложения мер ответственности на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Санкции абсолютно – определенные
Указывают точно размер неблагоприятных последствий за нарушение нормы права (только увольнение, только штраф и т. д. )
Санкции относительно – определенные
Указывают границы неблагоприятных последствий до максимального или от минимального до максимального размера, например, лишение свободы до 5 лет предусмотрено за нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия.
Санкции альтернативные
Называют несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно, например, за нарушение правил несения пограничной службы, не повлекшее тяжких последствий, предусмотрены следующие виды наказаний: лишение свободы, ограничение по службе, содержание в дисциплинарной части. Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, . меры ответственности и меры предупредительного воздействия.
Меры защиты
Направлены на восстановление нарушенных прав (возмещение причиненного вреда, восстановление на работе, в прежней должности и т. п. ).
Меры ответственности
Носят карательный или штрафной характер (лишение свободы, лишение прав на определенную деятельность, денежный штраф и т. п. ).
Меры предупредительного воздействия
Направлены на пресечение правонарушения или обеспечение предполагаемого решения (привод свидетеля, уклоняющегося от явки в суд, арест на имущество в обеспечение ущерба, задержание подозреваемого и т. п. ). Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия. Соотношение текста правовой нормы с текстом закона или другого нормативного акта Норма права и статья закона совпадают –в одной статье закона или другого нормативного акта изложены все три ее элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) это наиболее распространенная форма для норм-правил [1 см. ст. 344 УК РФ об ответственности за нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования. ]. В одну статью закона или другого нормативного акта включены несколько правовых норм [2 см. ст. 341 УК РФ об ответственности за нарушение правил пограничной службы, содержащую три правовых нормы. ]. Одна правовая норма рассматривается в нескольких статьях закона или другого нормативного акта. Например, ст. 1 КЗОТ РФ определяет, что данный кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, ст. 15 определяет стороны и основное содержание трудовых отношений, ст. 18 устанавливает порядок заключения трудового договора (контракта), а ст. 33 (п. п. 3, 4, 7, 8) устанавливает основания увольнения работников, в том числе и как наказание за нарушения трудовой дисциплины. Ст. 127 КЗОТ обязывает работника соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 135 устанавливает санкции за ее нарушение. Таким образом, нормы права, как модели, правила поведения субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством, устанавливают определенные методы, способы правового регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования общественных отношении. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются по различным основаниям.
РИС. Kurs1 Нормативно правовые акты и литература Конституция Российской Федерации. 1993.
Гражданский, уголовный Кодексы РФ, Кодекс законов о труде РФ. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М. , 1966. Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. М. , 1981, 1982, т. 1, гл. 17 с. 288-303; т. 2 гл. 21-23. Алексеев С. С. Теория права. М. , Бек. 1995. Гл. 4. с. 87-98; гл. 8. с. 209-239. Архипов С. Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права. /Правоведение. 1987. №1. Баранов В. М. Истинность норм советского права: Саратов. 1989 Бабай А. Н. Вязов А. Л. Карпенкин Ю. Б. Теория права в определениях и схемах. Хабаровск, ВШ МВД, 1994. с. 16-19, 41-44. Бессонов Ю. Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск, ХВИ ФПС. 1997. Нормы советского права. Проблемы теории/ под ред. Байтин М. М. и Бабаева В. К. Саратов, СГУ, 1987. Кудрявцев В. Н. Юридические нормы и фактическое поведение// Сов. гос. и право. 1980. №2. . Кулаков В. Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987. Общая теория права. Курс лекций. / под ред. Бабаева В. К. , Н. -Новгород, ВШ МВД, 193. Лекция 12. Общая теория права и государства. Учебник/под ред. В. В. Лазарева. М. ,1944, с. 118-121.
Тихомиров Ю. А. Теория закона. М. , Наука, 1982. . Язык закона/ под ред. Пиголкина А. С. М. , 1990.
|