Развитие института прав и свобод человека и гражданина в России - (реферат)
Развитие института прав и свобод человека и гражданина в России - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
ВАРИАНТ №4 РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ
1. Институт прав и свобод: понятие, классификация и место в правовом регулировании 2. Основные этапы развития института прав с свобод в России. Обновление Конституционно-правовой доктрины в начале 90-х гг. 3. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина, их эф фективность.
. - 2 ИНСТИТУТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕСТО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
В принятой на референдуме 12 декабря 1933 г. Конституции права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти и является центральным в конституционном праве. В принципиальном плане система прав и свобод человека обес печивает три функции: социальную защищенность личности, ее актив ное участие в общественной и государственной жизни, ее личную свободу. Говоря о месте прав и свобод в правовом регулировании необ ходимо в первую очередь обратиться к ст. 2 Конституции РФ, в ко торой к правам и свободам человека, как к никакой другой основе конституционного строя, отнесено понятие "высшая ценность". Ст. 2 Конституции РФ впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, тем самым формулируется в наиболее общем виде правовой принцип, сог ласно которому источник и основа этих прав находятся вне госу дарства. Человек - существо социальное и проявляться его качества мо гут только в обществе, поэтому права и свободы как таковые могут существовать и развиваться только в обществе и зависят от харак тера общественных отношений. однако, "нельзя отрицать и того, что права определяются не только характером общественных отношений, в рамках которых действует индивид, но и природой самого человека
- 3
как биосоциального существа"*. И именно потребности человека - биологические и социальные, лежат в основе прав и свобод лич ности. Поэтому права и свободы человека, являясь проявлением пот ребностей человека как биосоциального существа, и предопределяясь уровнем и характером развития конкретного общества, можно назвать естественными, так как они, в конечном счете, зависят не от воли государства. В принципе это закрепляется в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ -основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемость означает, что ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания ос нований ограничения. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпыва ются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с госу дарством, состоящую из взаимных права и обязанностей, т. е. граж данство. Российское государство, зафиксировав права и свободы че ловека и гражданина в Конституции обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры и т. д. осуществлять их реализацию и защиту. На мой взгляд, из данного положения и проистекает употребление двух терминов: "свободы" и "права"- пер вое связано с таким аспектом как невмешательство государства в свободное развитие личности, с ее самостоятельностью, второе же подчеркивает обязанность государства осуществлять какую-то дея тельность для их реализации. --------------------------------------------------------------- * Р. А. Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реаль ность. -М. ,1991, с. 12
- 4
Что касается употребления слов "человек" и "гражданин" при менительно к правам и свободам, то разница в том, что права чело века являются исходными, они присущи всем людям от рождения неза висимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, ко торые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (как правило, это политические права). Для уяснения характера конституционного института прав и свобод следует учесть, что в него входят не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаменталь ные. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества и государства. Исходя из вы шесказанного следует подчеркнуть, что конституционные права и свободы, составляя в принципе относительно небольшую часть всех прав и свобод, являются ядром правового статуса личности в Рос сийской Федерации. Большое значение для определения прав и свобод человека и гражданина имеют не только внутригосударственные факторы общест венных отношений, но международные факторы. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гаранти руются права и свободы человека и гражданина согласно общеприз нанным принципам и нормам международного права. Взаимозависимость мира приводит к сужению сферы, в рамках которой каждое государс тво может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового общественного мнения. Поэтому, как отмеча ется в литературе " характер прав и свобод определяется е только природой конкретного государственно-организованного общества, в
- 5
котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного со общества"*. Содержание главы 2 соответствует общепризнанному в междуна родном праве перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономи ческих, культурных, экологических прав. В Конституции России та кое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении за метна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. В правовой теории и практике гражданские (личные) права по нимаются как свобода человека принимать решения независимо от го сударства. Духовная и физическая свобода человека от контроля го сударства исторически сформировалась раньше других свобод. Личные права и свобода включают: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на юридическую защиту и т. д. Политические права - это свобода граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их дея тельности. К ним относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным. Социально-экономические права связаны с правом собственности --------------------------------------------------------------- * Р. А. Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реаль ность. -М. ,1991, с. 10
- 6
и затрагивают сферу наемного труда. К числу экономических, соци альных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забас товку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др. Важный вывод из анализа развития теоретической мысли и прак тики конституционного законодательства состоит в несостоятельнос ти определения иерархии различных групп прав и свобод*.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ.
ОБНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ В НАЧАЛЕ 90-Х гг. В нашей стране долгое время в политической и правовой тео рии, партийных программах и лозунгах личность провозглашалась высшей социальной ценностью. Однако на деле на первое место всег да ставились интересы государственно-политической власти. Возник культ социалистического государства, в котором те кто управлял, стали независимыми от тех, кем управляли. Подчиненность управляе мых стала сочетаться всевластием управляющих. Все это привело к серьезным диспропорциям в правовом положении личности. Официально человек стал рассматриваться не как самостоятельный субъект поли тической системы, а как объект "заботы" государства, которое пре доставляет права или ограничивает их по своему усмотрению. Говоря об этапах развития института прав и свобод в России, ---------------------------------------------------------------- * Б. Н. Топорнин. Декларация прав человека: новые подходы. // Права человека: проблемы и перспективы. -М. ,1990. С. 24.
- 7
нельзя отрицать, что по мере развития Советского государства наб людалось расширение круга и объема прав людей. Так, в Конституции 1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в ка честве особого раздела. Они наряду с нормами иного характера по лучали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатиру емого народа. являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе "Общие положения". В этой Конституции получил особенно яркое выражение классово-идеологический подход к правам человека, который приводил к подавлению личности, не признавал элементарно го права человека на свободу мысли. В последующих Конституциях СССР не предусматривалось, как это было в Конституции 1918 г. , лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам, однако использование прав допускалось только "в соот ветствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалисти ческого строя". Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появи лась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции. Конституция 1977 г. внесла существенные изменения в структу ру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах обществен ного строя и политики, т. е. в начале Конституции. Было значитель но расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязан ностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного твор чества, право на участие в управлении государством и другие. Од нако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо про являлась следующая закономерность: расширение прав, наполнение их
- 8
новым содержанием происходило в основном за счет развития таких институтов как право на труд, на отдых, социальное обеспечение и т. п. На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось полити ческим правам и свободам. После провозглашения курса на из "неук лонное" расширение не последовала разработка правовых механизмов их реализации. Юридический аспект проблемы постепенно был сведен к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соб людением которых в сущности и сводилась деятельность правоохрани тельных органов*. Для обновления Конституционной доктрины Российской Федерации потребовалось переосмысление многих догм и стандартов мышления, утвердившихся в науке за прошлые десятилетия. Во-первых, права и свободы понимались в узконормативистском ключе. Поскольку само понятие права даже в теоретическом плане строго сводилось к совокупности норм, то, следовательно, о приз нании естественных, прирожденных прав человека не могло быть и речи. Никаких заранее признанных величин не было и быть не могло. Индивидуум понимался главным образом как гражданин, статус кото рого зависел только от государства. О современном понимании конс титуционных взаимоотношений личности и государства и о ст. 17 Конституции РФ уже говорилось в первом разделе работы. Во-вторых, развитию прав и свобод серьезно препятствовало принижение роли права в целом. Идеи верховенства закона, правово го государства встречали негативное отношение по той простой при чине, что несли с собой ограничения, лимиты власти авторитарной ---------------------------------------------------------------- * О. А. Лапинь. Реформа сов. политической системы и права граж дан. // Права человека: проблемы и перспективы. -М. ,1990. С. 65.
- 9
системы. Ныне в ст. 1 Конституции Россия признает сама себя право вым государством. В-третьих, подход к правам и свободам человека сужался упро щенной трактовкой соотношения классовых и общечеловеческих инте ресов. Классовые интересы преподносились как некие нормативы эта лоны, предопределяющие права и свободы человека, его поведение в обществе. В Конституции РФ 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Ни какая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной. Признается и политическое многообразие. В соот ветствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом , приверженностью к тем или иным политическим взглядам и идеологическим ценностям. В-четвертых, развитие прав и свобод человека серьезно сдер живалось концепциями и взглядами, исходившими из необходимости тотального огосударствления общественной жизни, тем самым обеспе чивался приоритет государственных интересов. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъем люще выражает общественные и личные интересы. Исходными же нача лами действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государс тво теперь трактуется как представитель общества, несущим перед ним, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность. В-пятых, в советском государстве сфера прав человека счита лась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмеша тельство международных организаций в положение дел с правами че ловека в СССР. В Конституции 1993 г. впервые получил закрепление
- 10
принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека и гражданина. В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе мы. Устанавливается, что если международным договором РФ установ лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
. - 11 ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечи вать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ве дение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Конституционные права и свободы обладают специфическим набо ром средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- конституционно-судебный механизм (конституционный суд) - судебная защита (суды общей юрисдикции) - административные действия органов исполнительной власти - законная самозащита человеком своих прав - международно-правовой механизм.
Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллек тивные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и сво бод и проверяет конституционность закона, примененного в конкрет ном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по за
- 12 просам судов.
Ч. 2 ст. 45 Конституции РФ признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование пра возащитных организаций и общественных объединений. Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) В зависимости от характера нарушаемого пра ва защита может осуществляться в порядке уголовного, администра тивного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за закон ностью решений и действий должностных лиц, государственных орга нов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущест ва и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования оче видны, поскольку демократические принципы судопроизводства созда ют наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и спра ведливого решения. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. В ст. 1 Закона установлено, что право гражданина обратиться в суд с жалобой возникает, если он считает что неправомерными действиями нарушены его права и свободы. Там же перечислен круг лиц действия, которых можно обжаловать в суд: государственные ор ганы, органы местного самоуправления, учреждений, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностные лица.
- 13
Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов долж ны: нарушать права и свободы гражданина (естественно туда же вхо дят и права человека); создавать препятствия осуществлению граж данином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена ка кая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответс твенности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следую щие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлет ворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был бы получен на нее письменный от вет. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и т. д. и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ. Этим же законом урегулирован административный способ зашиты прав. Так, в ст. 4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если граж данину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Конституция предоставляет право каждому обращаться с жало
бой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих меж
- 14
дународных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имею щиеся средства правовой защиты. Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях России. Она подается в Международный Комитет по правам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверя ет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой про цедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты. Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до све дения соответствующего государства, а государство обязано в шес тимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъ ясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет нега тивные морально-политические последствия для государства, в ко тором нарушаются права человека.
. - 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право Рос сии, 1995. 2. М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе. Конституционное право Рос сийской Федерации, 1996. 3. Р. А. Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реаль ность. -М. ,1991.
4. Права человека: Проблемы и перспективы. ,-М. ,1990.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. ,-М. ,1994. 6. ФЗ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"//Вед. РФ, 1993, №19.
|