БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Законодательные и подзаконные акты - (реферат)

Законодательные и подзаконные акты - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ.
    К законодательным актам относятся Конституция и законы,

принимаемые Верховным Советом, к подзаконным - указы Президента, постановления Верховного Совета, краевых, областных и гордских Советов народных депутатов, а так же постановления Совета Минис тров и других исполнительных органов. По поручению Совета Минис тров подзаконные акты могут разрабатываться директивными органа ми, например Министерством РФ по охране окружающей природной среды и природных ресурсов, комитетом РФ по труду, Госкомсанэпи демнадзором. На базе подзаконных актов разрабатываются различ ные положения, устанавливающие принципы организации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

    Законодательство о труде регламентирует основные правовые

гарантии в части обеспечения охраны труда. Оно включает основы законодательства о труде, а также кодекс законов о труде, кото рый определяет основные обязанности администрации по обеспече нию безопасности и условий труда; специальные требования, предьявляемые крабочим и служащим, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; требования бе зопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудова нию; устанавливает материальную ответственность предприятий, учереждений, организаций за ущерб, причиненный рабочим и служа щим повреждением их здоровья.

    Среди законодательных актов, направленных на обеспечение

охраны труда, основными являются Законы РФ "О санитарно-эпиде миологическом благополучии населения" (1991г), "О предприятиях и предпринимательской деятельности", (1990г), "О защите прав пот ребителей" (1992г).

    Примерами подзаконных актов по охране труда являются Пос

тановление Совета Министров РФ "О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других от раслях народного хозяйства РФ" (1985г), Постановление Совета Ми нистров СССР "О государственной экспертизе условий труда" (1990г), "Постановление президиума ВЦСПС и Госпроматомнадзора об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных слу чаев на производстве" (1989г), Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС "О типовом перечне работ с тяжелыми и вредны ми , особо опасными и ососбо вредными условиями труда, на кото рых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промыш ленности" (1986г).

    Нормативно-техническая документация по охране труда вклю

чает в себя правила по технике безопасности и производственной санитарии, Санитарные нормы и правила, Систему стандартов безо пасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служа щих.

    Согласно ст. 143 КЗОТ РФ, правила по охране труда подраз

деляются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распрос траняются на все отрасли народного хозяйства. Межотраслевые зак репляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности т гтгтены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производств, либо в отдельных видах работ.

    Инструкции по охране труда делятся на типовые и дествую
    щие в масштабах предприятия, организации или учереждения.
    ССБТ содержит стандарты государственные и предприятий.

Структура ССБТ, содержание отдельных подсистем, порядок согласо вания стандартов этой системы подробно излагаются в литературе. Стандарты предприятий по организации труда и его безопас

ности разрабатываются непосредственно на предприятии и согласо вываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда, организации контроля условий труда, надзор за установками повышенной опасности обуче ние работающих безопасности труда, аттестованию лиц, обслуживаю щих установки повышенной опасности и рабочих мест на предприя тии и т. д...

    Система управления охраной труда на предприятии предусмат

ривает участие в ней всех представителей администрации, начиная от бригадиров и мастеров, и кончая главным инженером и директо ром. Каждый в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспчение безопасности труда. Кроме того ряд подразделений выполняет специальные функции управления охраной труда. Органи зация и координация работ по охране тру возложена на службы ох раны труда. Кроме того, эта служба в соответствии с Положением об отделах охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организуе работу на предприятии по проведению паспортизации са нитарно-техническогосостония цехов, аттестации рабочих мест в части условий труда и техники безопасности, по обеспечению здо ровых условий труда, проводит вводный инструктаж и оказывает по мощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда и действующим нормативным документам, участвует в работе аттес тационной комиссии и комиссий по проверке знаний инженерно-тех ническими работниками и служащими правил и норм по охране труда, инструкций по техники безопасности, а также выполняют некоторые другие функции.

    Для выработки управленческих решений необходим учет, ана

лиз, оценка показателей состояния условий охраны труда. Для это го используются специальные, как правило интегральные, показате ли.

    Для оценки состояния охраны труда на предприятии рекомен

дутся использовать обобщенный показатель, характеризующий соблю дение требований безопасности трудаработающими, безопасность производственного оборудования, выполнение плановых мероприятий по охране труда и т. п...

    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ,
    ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАДАЧ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА

______________________________________________________________________ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА | ГОЛОВНЫЕ | ИСПОЛНИТЕЛИ | ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ |

_______________________________________|_______________|______________ Обучение работающих по безопасности | ОТО |ООТ, ОГМ, ОГЭ, РП труда | |

    Пропоганда вопросов охраны труда | ООТ |РП
    Обеспечение безопасности производст- | |
    венного оборудования: | |

-выпускаемого | ОГК |ОТК -эксплуатируемого | ОГМ, ОГЭ |РП, ООТ, ПК, ОГМе, | |СПЛ

Обеспечение безопасности производст- | ОГТ |ООТ, ПК, ОГМ, РП, венных процессов | |СПЛ, ОГМе

    Обеспечение безопасного состояния | |
    зданий: | |

-строящихся | ОКС |ООТ, ОМТС -эксплуатируемых | ОГМ |РП, ООТ, ИПБ, ОМТС

Нормализация санитарно-гигиенических | РП |ЛНОТиУ, ООТ, ПК, условий труда | |СПЛ, ОГТ, ОГЭ, МСЧ

Обеспечение работающих средствами | ОМТС |РП, ООТ, ПК индивидуальной защиты | |

Обеспечение оптимальных режимов труда | ООТиЗ |РП, ООТ, ПК и отдыха | ЛНОТиЗ |

Организация лечебно-профилактического | МСЧ |РП, ПК, ООТ обслуживания работающих | |

Санитарно-бытовое обслуживание | РП |ООТ, ОМТС, ОКС, ПК работающих | |

Профессиональный отбор рабочих | ОК |ЛНОТиУ, МСЧ отдельных специальностей | |

______________________________________________________________________

    Условные сокращения:
    ООТ - отдел охраны труда;

ЛНОТиУ - лаборатория научной организации труда и управления;

    МСЧ - медсанчасть;
    ПК - профсоюзный комитет;
    РП - руководитель подразделения;
    ОГМ - отдел главного механика;
    ОГТ - отдел главного технолога;
    ОМТС - отдел метериально - технического снабжения;
    ОГК - отдел главного конструктора;
    ОКС - отдел капитального строительства;
    ОТО - отдел технического обучения;
    ОК - отдел кадров;
    ООТиЗ - отдел организации труда и заработной платы;
    СПЛ - санитарно - промышленная лаборатория;
    ОГЭ - отдел главного энергетика;
    ОГМе - отдел главного метролога;
    ИПБ - инженер по пожарной безопасности;
    ОТК - отдел технческого контроля.
    Для оценки состояния охраны труда на производственных

участках и в цехах рекомендуется использовать обобщенный коэффи циент уровня охраны труда Кот , который определяется по формуле:

    Кот = (Ксп + Кб + Квпр )/3 где

Ксп - коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда ра ботающим

    Кб - коэффициент безопасности оборудования,

Квпр - коэффициент выплнения плановых работ по охране труда.

    Коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда опреде

ляется отношением количества работающих с соблюдением правил к общему количеству работающих. Для определения уровня этого коэф фициента на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка или цеха.

    Коэффициент безопасности оборудования определяется отноше

нием количества показателей безопасности, соответствующих норма тивно - технической документации по безопасности труда к общему количеству показателей безопасности, относящихся к данному обо рудованию. Для контроля за уровнем безопасности производственно го оборудование на участке вводится коэффициент безопасности участка, который является средним арифметическим коэфффициентов безопасности единиц эксплуатируемого оборудования.

    Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда оп

ределяется отношением фактического выполнения и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, указов, приказов.

    Для комплексной оценки условий труда используется гигиени

ческая классификация Минздрава РФ. Она предусматривает учет каж дого фактора, характеризующего вредность и опасность производ ственной среды, а также факторов, характеризующих тяжесть и нап ряженность трудового процесса. Этим документом устанавливается три класса условий и характера труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. 3-й подразделяется по степеням, чам выше класс, тем вреднее и опаснее труд. Отнесение определенных усло вий и характера труда к определенному классу зависит от величи ны факторов, определяющих условия и характер труда. Чем они больше, чем вреднее и опаснее условия труда, тем выше класс. Важная функция документа - контроль состояния охраны и ус

ловий труда, результаты которого являются основой для определе ния показателей, а в конечном итоге - для принятия управленчес ких решений.

    Основными видами контроля охраны труда являются: оператив

ный контроль руководителя работ и других должностных лиц, пас портизация условий труда, контроль требований безопасности тру да при аттестации рабочих мест, контроль службы охраны труда предприятия, ведомственный контроль вышестоящих организаций, контроль органов государственного надзора и технической инспек ции труда.

    Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех

уровнях ежедневно в масштабах руководимых ею подразделений, групп, бригад. Особая роль при этом принадлежит мастерам и бри гадирам, осуществляющим перед началом работ проверку соответ ствия требованиям безопасности оборудования, средств защиты, ин струмента, приспособлений, организации рабочих мест, а в процес се работы - контроль за применением безопасных ее приемов.

    Паспортизация санитарно-технического состояния условий

труда проводится как правило ежегодно. Ее цель - контроль усло вий труда на рабочих местах. В ходе паспортизации выявляется соответствие уровня вредных производственных факторов установ ленным нормативным значениям. Нормативные значения параметров, определяющих условия труда, а также требования к воздухообмену систем общественной вентиляции определяются исходя из требова ний стандартов, санитарных и гигиенических норм Минздрава РФ. Методы измерений устанавливаются как правило Минздравом РФ. Ве дение паспортов возлагается на руководителей подразделений. Ра ботники, проводящие паспортизацию условий труда, выявляют усло вия возникновения опасных и вредных факторов, с учетом которых руководители подразделений разрабатывают мероприятия по улучше нию условий труда.

    С 1985г. в промышленности широко ведется аттестация рабо

чих мест, в рамках которой наряду с оценкой технического уровня оснащения рабочих мест и их организацией проводитсяанализ их соответствия требованиям охраны труда как в части условий труда, так и в части проводимых технологических процессов, используемо го оборудования и средств защиты. Аттестация рабочих мест пред ставляет собой новую форму контроля охраны труда.

    По результатам проверки соответствия рабочего места требо

ваниям безопасности заполняется карта аттестации этого рабочего места, в которой фиксируется нормативное и фактическое значение факторов, характеризующих условия труда, их отклонения от нормы, наличие тяжелого физического и монотонного труда, наличие соот ветствие требований безопасности индивидуальных и коллективных средств защиты, соответствие требованиям безопасности оборудова ния и технологических процессов.

    Аттестационная комиссия выносит решение об аттестации рабо

чего места, либо его рационализации или ликвидации. В основе принятия решения должен быть технико-экономический анализ, кото рый включает в себя рассмотрение оценки рабочего места и предло жений по его совершенствованию, определение потребности в каж дом рабочем месте с точки зрения имеющихся производственных пла нов, анализ техническихпроцессов и результатов контроля, расчет эффективности от доведения рабочего места до нормативного уров ня и необходимых для этого затрат, выявление технических, мате риальных и финансовых возможностей предприятия для проведения рационализации рабочего места.

Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда является одной из важнейших задач администрации при паспортизации условий труда и аттестации рабочих мест. Это связано с наличием целого ряда льгот и компенсаций, положенных лицам, занятым на этих работах. Правильность проведения аттеста ций контролируется Главной государственой экспертизой условий труда при Министерстве труда и занятости населения, которой пре доставлено право выносить заключение о характере условий труда и давать администрации представления о преостановлении действий ее решений, как не соответствующих законодательству.

Метрологическое обеспечение работ в области безопасности труда в том числе по оценке условий труда и аттестации рабочих мест определено гостами, согласно которым службы метрологии обя заны давать предложения касающиеся выбора стандартных методик измерения и соответствующих измерительных приборов.

Ведомственный контроль вышестоящих органов реализуется в виде целевых и комплексных проверок производственного оборудова ния и технологических процессов, которые проводятся комиссиями во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений. Такие комиссии осуществляют ведомственный контроль за соблюдением стандартов.

Государственный надзор за выполнением соблюдения условий охраны труда осуществляется специальными органами: Госкомсанэпи демнадзором, Госэнергонадзором, Госпожарнадзором, Госатомнадзо ром, Росстандартом, Госгортехнадзором и некоторыми другими орга нами.

Госкомсанэпидемнадзор осуществляет проверку выполнения прдприятиями санитарно - гигиенических норм и правил.

    Госэнергонадзор контролирует правильность установки и эк
    сплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
    Госпожарнадзор возложен контроль за выполнение предприятия

ми и организациями мер пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом. Госатомнадзор контролирует работы с источниками ионизирую

    щих излучений.

Росстандарт контролирует внедрение и соблюдение стандартов. Госгортехнадзор осуществляет проверку правильности установ

ки и эксплуатации установок повышенной опасности, в том числе подьемно - транспортных машин и установок под давлением. Класси фикация несчасных случаев. Для обоснования разработки ме

роприятий по профилактики травматизма важным является своевре менное и правильное выявление его причин. Порядок оформления и расследования несчасных случаев зависит от их классифика

ции. Различают следующие несчасные случаи: бытовые, непроизвод ственные трудовые увечья и трудовые увечья на производстве. По рядок их расследования различен, как и размеры пособий по вре менной нетрудоспособности. При временной нетрудоспособности, наступившей в следствии бытового несчасного случая, посо

бия выплачиваются начиная с шестого дня. Размер пособия постра давшего при этом зависит, как и при зоболеваниях, от общего неп рерывного стажа работы. При трудовых увечьях пособие выплачи вается с первого дня в 100% размере. В этом случае при нас

туплении в следствии травмы инвалидности назначается повышенная, по сравнению с бытовыми травмами пенсия. При несчасных случаях на производстве пострадавший, став инвалидом, имеет право на компенсацию потерянного заработка предприятием. Несчасный слу чай признается трудовым увечьем если он произошел:

- при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в команди ровке ), а также при совершении каких либо действий в интересах предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации; - в пути на работу и с работы;

- на территории предприятия или учереждения во время рабочего времени, во время перерыва, в течении времени необходимого для подготовки и уборки рабочего места и инструментов, приведении в порядок одежды;

- вблизи предприятия или учереждения в рабочее время, включая перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутрен него трудового распорядка;

- при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, по охране государственной, коллективной, личной собствен ности, а также по охране правопорядка;

- при утрате трудоспособности при выполнении донорских функций. При отсутствии указанных признаков травма считается быто

вой. Несчасные случаи на производстве. В соответствии с "Положе нием о расследовании и учете несчасных случаев на производстве" связанными с производством считаются несчасные случаи, проишед шие:

- при выполнении трудовых обязанностей ( в том числе в команди ровке ), а также при совершении каких либо действий в интересах предприятия или учереждения, хотя бы без поручения администрации; - в пути на работу и с работы на транспорте предприятия либо сторонней организации, предоставившей его по договору;

- на территории предприятия или учереждения во время рабочего времени, во время перерыва, в течении времени необходимого для подготовки и уборки рабочего места и инструментов, приведении в порядок одежды;

- во время проведения субботника ( воскресника ), оказания шеф ской помощи;

- на транспортном средстве территории вахтового поселка, с ра ботником, который находился на сменном отдыхе;

- в рабочее время на общественном транспорте или пешком, следуя по заданию администрации;

- в рабочее время на личном транспорте, следуя по заданию адми нистрации;

- в рабочее время из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, либо преднамеренного убийства работника при испонении им своих обязанностей. Трудовые увечья не являющиеся несчастными случаями на производстве. Сопоставление признаков трудовых уве чий и несчасных случаев на производстве позволяет диагностиро вать данный вид увечья. Расследование и оформление непроизвод ственных травм. Бытовые травмы и непроизводственные трудовые увечья могут быть обьединены в группу непроизводственных травм. В соответствии с разьяснениями Госпроматомнадзора от 26. 04. 90г при придьявлении к оплате больничного листа, выданного в связи с такого рода травмами, комиссия по социальному страхованию проф кома определяет право на пособие, число дней, подлежащих оплате, и размер положенного пособия.

    При возникновении сомнений в правильности записи в больнич

ном листе об обстоятельствах травмы комиссия может провести рас следование. Соответствующее решение записывается в протокол за седания комиссии. Какой-либо акт на непроизводственную травму не оформляется. Расследование и оформление несчастных случаев на производстве. В соответствии с "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" несчастный случай на производстве, вызвавший потерю у работника трудоспособности на период не менее 1 дня, или несчастный случай, вызвавший нееобхо димость перевода его с работы по основной професии на другую ра боту, оформляется актом по форме Н-1.

О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или свидетель несчастного случая немедленно извещает мастера или другого непосредственного руководителя работ, который обязан: срочно организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медсанчасть или иное лечебное учреждение, сообщить начальнику цеха или другому руководителю о проишедшем несчастном случае, сохранить до расследования обстановку на рабочем месте и состоя ние оборудования такими, какими они были в момент проишествия. Администрация предприятия незамедлительно создает комиссию по расследованию несчастного случая в составе: начальника цеха (руководителя подразделения), начальника отдела (инженера), ох раны труда предприятия, общественного инспектора по охране тру да или другого представителя профсоюзного комитета предприятия. Комиссия по расследованию несчастного случая обяза на в те

чении 3-х суток расследовать обстоятельства и причины, при кото рых произошел несчастный случай: составить акт по форме Н - 1, в 4-х экземплярах, разработать мероприятия по предупреждению нес частных случаев и направить их руководству предприятия для уч реждения.

    Руководитель предприятия ( главный инженер ) обязан немед

ленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, и после окончания расследования в течении 3-х суток рас смотреть и утвердить акт по форме Н-1.

    Несчастный случай, о котором пострадавший не сообщил адми

нистрации предприятия в течении рабочей смены или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть рассле дован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица, в срок не более месяца со дня подачи заявления. Вопрос о составле нии акта по форме Н-1 решается после всесторонней проверки заяв ления о проишедшем несчастном случае с учетом всех обстоя тельств, медицинского заключения о характере трамвы и возможной причине потери трудоспособности, показания очевидцев и других обстоятельств.

    Специальному расследованию несчасных случаев на производ
    стве подлежат:
    - груповой несчастный случай;

- несчастный случай со смертельным исходом. Специальное рассле дование указанных случаев производится комиссией в составе технического инспектора труда центрального комитета или совета профсоюзов, представителя вышестоящей организации, руководителя предприятия, представителя профсоюзного комитета предприятия. Законадательство по охране окружающей среды. Основы природоохра нительного законодательства в РФ установлены Законом РФ "Об ох ране окружающей природной среды" (1991 г) Нормативно-техничес кая документация по охране окружающей среды, включает в се

бя на сегодняшний день санитарные нормы и правила Минздрава РФ, строительные нормы и правила Госсторя РФ, систему стандартов "Охраны природы", документы Министерства по охране окружающей природной среды и природных ресурсов. Санитарные нормы

Минздрава РФ устанавливают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также предельные уровни воздействий на окружающую среду ( шума, вибраций, инфразвука, электромагнитных полей от различных источников, ионизирующих излучений) Системой

строительных норм и правил предусмотрено нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования окру жающей среды и рационального природопользования. Система

стандартов "Охрана природы" составная часть государственная сис тема стандартизации. Управление охраны окружающей среды

осуществляется советами всех уровнейи их исполнительными органа ми Советами Министров, исполкомами , областных, городских и район ных советами , а также специально уполномоченнымиорганами: Ми нистерством РФ по охране окружающей природной среды и по защите атмосферы, гидросферы и т. п. являются обязательной составной частью текущих и перспективных планов развития регионов.

На промышленных обьектах для управления охраны окружающей среды создаются отделы охраны природы. Основой управления окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотрен ные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Рассмотрим одну из важнейших проблем экологии: исчез новение лесных массивов в России. На Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологии обсуждался вопрос об угро зе, которую несет людям гибель леса. О том, что Россия "лысеет", сказал представитель Межведомственной комиссии по экологии Алек сей Яблоков, когда подводил итоги разговоров. Ему довелось озна комиться со снимками, сделанными специальными спутниками. Так вот, из космоса видно, что территории, где некогда шумели леса, превратились в "пустыни". Именно так смотрится Коми республика, на нашей памяти прославившаяся "стройкой дружбы" - огромным ле соповалом, где работали болгарские лесозаготовители. Сейчас столь же "эффективно" истребляют русский лес наши друзья-пар тнеры в Хабаровском крае (здесь работают северокорейские дого ворники). "Опустынивание" - термин, который прозвучал на Между народном форуме в Рио-де-Жанейро, прозвучал с тревогой за судьбы планеты. Столь же взволнованно мировая общественность обсуждала и обсуждает судьбы лесов Амазонки, признавая в их гибели эколо гическую опасность для всей планеты. Русский лес составляет поч ти четверть мировых лесных ресурсов, так что его жизнь, его рациональное использование - безусловно, тоже глобальная пробле ма, жизненно важная для всей планеты, для ее экологического бла гополучия. Сейчас в этих местах внимательные россияне с тре вогой слышат хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем грозит населению? И как же его спасать - наш русский лес (и нас вместе с ним)? На первый взгляд, особенно если пользоваться оте чественной статистикой, положение в нашем лесу не таит угрозы экологической безопасности. Рослесхоз, например, сообщает, что площадь покрытых лесом земель з последние пять лет увеличи лась на 6 млн. гектаров. Однако при этом в Кемеровской, Пер мской, Вологодской, Томской, Тюменской областях, в Бурятии зна чительно уменьшились площади покрытых лесом земель. Государ ственный учет лесного фонда (1993 г. ) показал, что площадь по гибших и списанных лесных культур всех возрастов, включая учтен ные до 1988 года, за 5 лет составила 1, 7 млн. га. Основные причины гибели: несвоевременный уход и заглушение мягколиствен ными породами, потравы скотом и дикими животными, неблагоприят ные климатические факторы (вымокание, выжимание, засуха, замо розки), лесные пожары. Объемы заготовки древесины по главно му пользованию в последние годы резко сократились. Если в 1988 г. заготовлено З25 млн. куб. м, то в 1993 г. только 174 млн. куб. м, или 46%. Объем лесопользования сравнялся с самым низким за пос левоенный период уровнем (1947 г. - 155, 1948 г. - 184 млн. куб. м). Лесопользование ведется со значительными потеря ми древесины и недорубами (в 1993 г. - 4, 9 млн. куб. м). Помимо экономического ущерба, это приводит к захламлению лесов, соз дает дополнительную пожарную опасность, способствует возник новению очагов вредителей. Более всего оставлено древесины на лесосеках Сибири и Дальнего Востока. С переходом к рыночным от ношениям, с изменением форм собственности значительно увели чилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства. Распространенный харак тер получили случаи вывоза за рубеж лесоматериалов и продажа их по ценам ниже мировых. Поданным МВД России, только в 1993 году предотвращен незаконный вывоз за рубеж 157, 4 тыс. куб. м леса и пиломатериалов. Государственная лесная охрана выявила, что чис ло случаев незаконных порубок по России увеличилось в 1993 году в 2, 8 раза по сравнению с 1992 годом, а объем незаконно срублен ной древесины - в 1, 3 раза. Так, по данным органов госконтро ля за лесами в республиках, краях, областях и автономных образо ваниях, использование лесосырьевых ресурсов совместными пред приятиями, товариществами, акционерными обществами и другими предпринимательскими структурами ведется неудовлетворительно. В Приморском крае, например, в 1993 году по результатам освиде тельствования мест рубок лесозаготовителями брошено на лесо секах 95 тыс. куб. м. в Томской области - 146 тыс. куб. м древесины. Заготовленная древесина поставляется на экспорт, в основном в круглом виде, преимущественно хвойных пород. Вскрыты факты неза конного экспорта древесины с использованием поддельных копий ле сорубочных билетов, выданные комплексными предприятиями Рослес прома (Приморский край, Томская область), незаконной заготовки, скупки, контрабандной вывозки корней и семян редких и исчезаю щих видов растений (женьшень, элеутерококк и другие). Положение усугубляется отсутствием правовой защиты работников госле соохраны от посягательств лесонарушителей на их жизнь, здоровье и имущество. Отсутствие централизованных бюджетных средств, не выделение их Минфином России на приобретение служебного оружия не позволяет обеспечить должностных лиц гослесоохраны сред ствами самообороны. Только в 1993 году нападениям вооруженных лесонарушителей подверглось 15 человек, из них 6 человек убито. В январе текущего года убит директор лесхоза в Московской облас ти, в феврале - начальник Пензенского управления лесами, в апре ле - лесник Госкомлесхоза Ингушской республики. В Российской Фе дерации 56% сельскохозяйственных угодий подвержены водной и вет ровой эрозии. Прогрессируют процессы разрушения пашни, обра зования подвижных песков и оврагов. Среднегодовое увеличение эрозированных земель достигает 0, 4 - 0, 5 млн. га, а прирост овра гов - от 30 до 150 тыс. га! Исходя из научно обоснованных расче тов необходимо иметь 14 млн. га защитных лесонасаждений, а фактически создано всего 2, 9 млн. га. Объемы создания защитных лесных насаждений, предусмотренные Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России, утвержденной постановлением Правительства России от 17 ноября 1992 г. N879, в 1992-1993 гг. , выполнены на 2/3. По сравнению со среднегодовыми показателями 1986-1990 гг. они сократились в 1, 5 раза. При сложившихся к настоящему времени темпах работ даже в рамках Го сударственной комплексной программы повышения плодородия почв в России, принятой Правительством в ноябре 1992 года, поставлен ная цель может быть достигнута не ранее чем через 100 лет. Лес ные пожары наносят большой ущерб лесным ресурсам и окружаю щей среде России. В районах Сибири и Дальнего Востока они часто носят глобальный характер. За последние пять лет в лесах России возникло 122, 8 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 5, 1 млн. га лесной плошади. Сгорело и повреждено древесины на корню 132, ! млн. куб. м и уничтожено заготовленной древесины О, 3 млн. куб. м. Традиционные меры борьбы при больших расстояниях и бездорожье не приносят желаемых результатов. Привлечение же для наблюдения за состоянием пожарной обстановки а лесах на правах аренды авиа ционной техники становится исключительно дорогостоящим мероприя тием, требующим больших материальных затрат. Авиационная охрана лесов от пожаров осуществляется на площади 770 млн. га (из 1, 18 млрд. га лесного фонда). На площади около 400 млн. га актив ная борьба с лесными пожарами вообще не ведется. Следствие пожа ров в северных регионах - исчезновение ягельных угодий, что спо собствует массовой миграции и сокращению численности диких жи вотных. Радиоактивное загрязнение земель лесного фонда в ре зультате ядерных аварий и испытаний ядерного оружия выявлено на площади более 3, 5 млн. га. Из них: в Чернобыльской зоне - 1, 0 млн. га; в Уральском регионе - около 0, 5 млн. га; в Томской облас ти - более 10 тыс. га, в зоне влияния ядерных испытаний на Семи палатинском полигоне в Алтайском крае - 2 млн. га. На этой территории действует более 140 лесхозов, 380 лесничеств. В 103 лесных поселках -проживают 83, 8 тысячи работников лесного хозяй ства н членов их семей. Лес обладает способностью прочно удержи вать радионуклиды, предотвращая тем самым их вынос за преде лы загрязненной территории. Вместе с этим загрязненные леса яв ляются источником вторичного радиоактивного загрязнения террито рий при лесных пожарах в связи с переносом радионуклидов на большие расстояния. Организация Федеральной службы лесного хозяйства России на базе бывшего Минлесхоза РСФСР и Госкомлеса СССР как федерального органа управления лесами принизило его статус. Субъекты РФ восприняли это как ослабление государствен ного управления лесным хозяйством, что привело в ряде районов к нарушениям правил лесопользования. В Российской Федерации около 2, 5 млн. малых рек, которые формируют ресурсы, водный и гидрохимический режимы средних и крупных рек, определяя их эко логическую специфику, создают уникальные природные ландшафты', поддерживая в них устойчивое равновесие или перераспределе ние влаги. С ростом экономического потенциала увеличивается объем безвозвратного водопотребления из малых рек, которые в центральных и южных районах России достигают 60%. от их суммар ных водных ресурсов в средний по водности год и 90%. в засуш ливый. Одна из основных особенностей малых рек - тесная связь формирования стока с ландшафтом бассейна. Это обусловило необы чайную уязвимость рек при интенсивном освоении водосбора. Увели чение распаханности земель, отставание почвозащитных мероприя тий и распашка до уреза воды привели к развитию эрозионных про цессов на больших площадях бассейнов малых рек, заилению русел, прудов и водохранилищ. Из-за резко возросшей антропогенной нагрузки на малые реки происходит их интенсивная деградация, Состояние многих рек, особенно европейской части России, катас трофическое - их сток снизился более чем наполовину, качество воды неудовлетворительное, многие из них полностью прекратили свое существование. В этой связи важным мероприятием является облесение долин и пойм рек и логов. В районах с высокой рас паханностью бассейнов особое внимание необходимо уделить созда нию водоохранных и почвозащитных насаждений на склонах, в доли нах, поймах рек, прирусловых участках. Как уже отмечалось, на первый взгляд постановка проблемы кажется некорректной. По дан ным государственного учета лесного фонда, за 15 лет (1973-1988 годы) покрытые лесом земли, например, Сибири, увели чились на 18, 4 млн. га, а общий запас древесины - на 1, 5 млрд. кубометров. Не уменьшились и площади спелых и перестойных на саждений, несмотря на их интенсивную рубку. Ежегодная расчетная лесосека в тех же лесах Сибири осваивалась не более чем на 36%. Площадь хвойных древостоев не уменьшилась. Таким образом, официальная статистика не дает повода для беспокойства. Неу дивительно, что многими специалистами делается вывод о возмож ности увеличения заготовок леса в Сибири более чем вдвое. Однако исследования ученых Института им. Сукачева (Красноярск) не позволяют согласиться с такими оценками. Основные выводы исследований таковы: В основу определения расчетной лесосеки по ложены не всегда достоверные лесоучетные данные. При офи циальных расчетах не учитываются реальные возможности лесно го фонда, то есть экологическая, экономическая и технологичес кая доступность лесов. Это неоднократно приводило к истощению лесов на локальных территориях, приводящему к значительному эко номическому ущербу, а иногда к катастрофическим последствиям. В горных лесах Сибири исходя из их повышенной экономической значи мости, хозяйство необходимо вести на принципах особого режима природопользования, что неизбежно отразится на размере ежегод ной расчетной лесосеки. Возрасты рубок по основным древесным по родам Сибири - сосне и лиственнице - занижены, что искусственно завышает площади эксплуатационного фонда и расчетную лесосеку, приводит к скрытому перерубу ее. Размер расчетной лесосеки по Сибири завышен минимум в два раза. Количественная и качествен ная оценка лесных ресурсов в лесах Сибири очень несовершенна. Система организации лесного хозяйства и управления лесами в Си бири не соответствует современным условиям и требует пересмотра. Лесное хозяйство России всегда финансировалось по остаточному принципу, что не позволяло обеспечивать воспроизводство качес твенных лесов. В настоящее время положение только усугубилось. Локальное промышленное атмосферное загрязнение вызывает гибель лесов в районах работы предприятий черной и цветной металлургии. Наиболее яркий пример

- работа Норильского горно-металлургического комбината. Выбросы двуокиси серы с примесью тяжелых металлов превышают 2 миллиона тонн в год. Следствие - полностью погибшие леса на площади свы ше 300 тысяч гектаров, поврежденные на площади 500 тысяч гекта ров, причем вся площадь воздействия атмосферных загрязнителей не изучена из-за отсутствия у Восточно-Сибирского лесоустроительно го предприятия средств на проведение работ. Крайне напряженная ситуация вследствие выбросов комбината , на Кольском полуострове.

Итак, в последние 4 года объем лесозаготовок снизился почти в 2 раза -до 200 млн. куб. м в 1993 г. Ожидается что в 1994 г. 994 г. он еще уменьшится 120- 150 млн. куб. м. Площадь ежегодно унич тожаемых старовозрастных лесов снизилась почти на 1 млн. га, фактически прекращена подготовка к освоению новых удаленных мас сивов. Однако при этом миллионы людей на севере европейской час ти, в Сибири и на Дальнем Востоке, зависящие от лесной промыш ленности, попали в отчаянное положение и готовы к любым дей ствиям для своего спасения.

Как российские, так и зарубежные представители лесной промыш ленности видят выход из кризиса в программах восстановления объемов заготовок за счет интенсификации использования остатков сохранившихся лесов в уже освоенных районах. Экономическая и со циальная эффективность этих программ весьма сомнительна, нега тивные экологические эффекты их реализации очевидны.

При относительно небольшой площади непосредственного уничто жения лесного покрова (обычно несколько процентов) промышленное освоение вызывает нарушения ряда компонентов лесных экосистем на несравнимо больших площадях. Например, после проведения геоло горазведочных работ численность охотничьих видов животных и птиц не восстанавливается десятки лет. Соболь уходит от новых желез нодорожных трасс на десятки километров.

Следует учитывать также и большое косвенное влияние - благо даря росту частоты пожаров, связанному с проникновением челове ка в ранее не населенные лесные массивы.

Огромна роль промышленного освоения в разрушении социальной сферы местного населения. Для ряда малых народов это кончается просто вымиранием.

В настоящее время проекты добычи полезных ископаемых - преж де всего нефти и газа, золота, меди, алмазов, - а также созда ние инфраструктуры для этой деятельности являются единственной сферой, привлекающей значительные иностранные инвестиции.

При этом игнорирование требований природоохранного законода тельства, отсутствие открытого обсуждения планов действий с об щественностью, а иногда и просто откровенные преступные дей ствия как инициаторов проектов, так и должностных лиц, их под держивающих, выражены еще более ярко, чем в чисто лесопромышлен ных проектах.

Стратегия действий опять-таки сводится в основном к увеличе нию объема добычи полезных ископаемых из новых месторождений, а не доработке уже освоенных и повышению эффективности использова ния уже имеющегося сырья.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011