ЗАКРЫТЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ - (курсовая)
ЗАКРЫТЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
КУРСОВАЯ РАБОТА "ЗАКРЫТЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ" Введение
Как обустроить Россию - это вопрос, объединяющий сегодня все слои общества - и согласных с политикой нового руководства России, и не согласных с ней. В очередной раз преобразования с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, построения подлинно демократического государства общество поддержало целиком и полностью. Это нашло свое применение в проведении финансовой, социальной, военной и иной политики Правительства и Президента. Это видно и на примере того, что на смену командно-административным отношениям везде и всюду - приходит, наконец, состязательно-партнерский тип отношений, когда перед коллективами предприятий и организаций всех форм собственности открывается возможность по-деловому, открыто и эффективно взаимодействовать не только с непосредственным руководством, но и напрямую - с руководством города, поселка, субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено то или иное предприятие или организация. Однако и при всей открытости таких отношений многие руководители предприятий вряд ли представляли себе реальные трудности переходного периода, все "подводные камни" "открытого" и "закрытого" бизнеса, социальной политики, распределения бюджета и в целом - расстановку приоритетов государства. К сожалению, и сегодня государство и общество продолжают переживать социально-экономическую неустроенность, снижение уровня и качества жизни, роста открытой и скрытой безработицы. И если в крупных городах такая проблема решается - например, по причине большего количества альтернатив, возможностей проявить и показать себя, то в российской глубинке, неизвестных городах и поселках должных позитивных перемен, по существу, население так и не ощутило. Серьезные сбои и упущения в механизме осуществления реформ в отдельно взятом городе или поселке, из-за отсутствия обоснованной программы проведения таких реформ и неустановления ответственности за каждый проделанный шаг поставили в критическое положение не просто большинство российских предприятий - особенно военной сферы, тяжелого машиностроения и АПК, но и целые регионы, целые территории, работающие только на эти отрасли. Типичный пример - внутреннее разобщение и разрушение закрытых городов, т. н. "почтовых ящиков", чье руководство просто не вправе требовать слишком многого хотя бы в силу своей "закрытости". Тем не менее, именно эти города - кузницы вооружения, составляющего ядерный и ракетный щит страны, а потому первоочередной задачей руководства этих городов и поселков является сохранение нормального, благополучного социально-экономического климата, спокойствия и стабильности населения этих городов. Разгул преступности, экстремизма, ярое противодействие политике субъекта Российской Федерации или федеральному центру, забастовки и голодовки, отрицание государственных ценностей и ценностей производства может стоить и региону, и всей России слишком многого. Конечно, сейчас трудно прогнозировать наступление идеальной социальной обстановки в закрытых городах и поселках в ближайшее десятилетие, равно как и во всей стране, меняющей уклад, но официальная статистика Правительства М. М. Касьянова по минимальному, но все-таки росту производства, по торможению процесса инфляции, по установлению контроля над валютно-финансовой ситуацией, способна изменить ситуацию к лучшему. Тем более, что первые шаги к изменению обстановки в "горячих производственных точках страны", как еще называют закрытые города, были сделаны давно. Почти десять лет назад, 14 июня 1992 года был принят Федеральный закон "О закрытых административно-территориальных образованиях". Именно так - закрытыми административно-территориальными образованиями - стали именоваться жизненно важные для безопасности страны города и поселки, в пределах которых располагаются промышленные предприятия по хранению оружия массового поражения и радиоактивных веществ, а также военные объекты с особым режимом безопасного функционирования. Так было впервые обозначена аббревиатура ЗАТО - населенных пунктов, о которых знали прежде только ученые, военнослужащие и члены их семей, проживающие в них. Может быть, именно в силу закрытости, или по каким-либо иным причинам, состояние дел в ЗАТО никогда не выносилось на суд общественности. Обсуждались, в основном, на уровне субъектов Российской Федерации, финансовые взаимоотношения с ЗАТО федерального центра и местных администраций, оправданные или не очень системы трансфертов, предоставление дотаций и субвенций, выгоды региона от нахождения на его территории ЗАТО или его финансовая бесполезность … Не так много литературы можно встретить и по проблемам государственного управления в этих особых точках, впрочем, так же, как и описание становления в них местного самоуправления. Однако в последнее время интерес к ЗАТО в отечественной правовой литературе и прессе явно возрос. Во многом, это связано с т. н. "оффшорной" политикой государства. Провозглашение А. Починком всех без исключения ЗАТО оффшорными зонами и территориями бесконтрольного отмывания денег вызвало бурю негодования правозащитников, депутатов на местах и местных администраций. Вопрос о целесообразности придания ЗАТО особого организационного и финансового статуса актуален сегодня, как никогда. Очевидно, что один непродуманный шаг государственных мужей - в рамках финансовой, военной, иных реформ, в рамках строительства новой вертикали власти - может обойтись населению ЗАТО, самой власти и, что особенно важно - безопасности страны, - слишком дорого. Задачей своей работы я вижу определение приоритетов органов государственного управления и органов местного самоуправления по отношению к особому статусу и внутренним проблемам ЗАТО. В своей работе я коснусь и части организационных и социально-экономических отношений, возникающих сегодня в российском обществе, так как совершенно неверно было бы рассматривать комплекс проблем закрытых административно-территориальных образований в отрыве от проблем всего общества. Таким образом, работа нацелена на то, чтобы четко обозначить положение ЗАТО среди иных административно-территориальных образований, выявить права и обязанности государства по отношению к ЗАТО и рассмотреть права и гарантии населения ЗАТО как особых территориальных субъектов. 1. Понятие о закрытых административно-территориальных образованиях. Среди многих новых явлений, наблюдаемых в современной России, можно отметить бурное развитие экономических отношений в так называемых закрытых городах. Этот процесс явился прямым отражением экономических и политических преобразований в стране, а именно–перехода к рыночным отношениям в экономике, свободному развитию всех форм собственности при равенстве прав всех хозяйствующих субъектов, конституционному закреплению основ местного самоуправления и развитию отношений между местными органами власти и федеральным центром. Изначально закрытые административно-территориальные образования создавались с целью стимулирования работы предприятий, так или иначе связанных с системой безопасности страны. Расположенные на определенной территории предприятия и города-спутники получили от государства значительные налоговые послабления, после чего и приклеился к ним ярлык "российские оффшорные зоны". Нельзя, однако, недооценивать первоначальную ценность ЗАТО для государства - их громадный оборонный потенциал. Так, первый специализированный нормативно-правовой акт российских законодателей в отношении ЗАТО, в котором, собственно говоря, и появляется впервые данная аббревиатура - Федеральный Закон N 3297-1-ФЗ "О закрытых административно-территориальных образованиях" от 14 июля 1992 года, - прямо указывает на особое положение ЗАТО среди иных территориальных образований в Российской Федерации. Закрытым административно-территориальным образованием, согласно этому закону, признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, включающий специальные условия проживания граждан. Поэтому можно выделить, как минимум, 3 отличительных признака ЗАТО: Наличие органов местного самоуправления; Расположение в пределах закрытого образования промышленного предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военного или иного объекта, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны;
Специальные условия проживания граждан.
Наличие у территориального образования одного или двух из этих признаков не означает, что рассматриваемое территориальное образование - ЗАТО. Для того, чтобы присвоить образованию статус ЗАТО, необходимо соответствие всем трем признакам, а также специальное решение Президента Российской Федерации, так как данный вопрос находится в исключительной компетенции Президента. Согласно ст. 2 п. 2. ФЗ "О ЗАТО", только Президент Российской Федерации принимает решение о создании, упразднении ЗАТО и изменении его границ. Впрочем, порядок упразднения ЗАТО и изменения его границ так до конца и не был оформлен в российском законодательстве. В литературе по проблемам государственного управления отмечалось лишь, что "при принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования необходимо определить этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, изменения специальных условий проживания граждан, изменения административно-территориального деления, а также виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения бывшего ЗАТО". [1 Власов В. В ЗАТО мы делаем ракеты. // Хозяйство и право. 1996. № 2. С. 147. ] Следовательно, в число первоочередных задач государства в отношении закрытых образований в ближайшие годы должна войти четкая и грамотная проработка положения об упразднении ЗАТО, включающего, главным образом, вопрос ликвидации последствий такой реорганизации для субъекта Российской Федерации и населения этого субъекта. Поспешность принятия решений по реорганизации оборонных предприятий и отдельных "оборонных" городов даже в государстве, привыкшем к частым переворотам, может оказаться трагической. Говоря о разделе территории и перекройке границ ЗАТО, необходимо определить сами эти понятия - границы и территория ЗАТО. Территория и границы закрытого административно-территориального образования, согласно ст. 1 п. 2 ФЗ "О ЗАТО", определяются исходя из особого режима безопасности предприятий и (или) объектов, а также с учетом развития потребностей населения. Границы ЗАТО могут совпадать, но могут и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации, с границами районов, входящих в их состав. На примерах признания ЗАТО городов и поселков, а также частей городов и поселков Московской, Свердловской, Челябинской и многих других, изобилующих военными объектами, областей Российской Федерации, видно, что данное решение достаточно во многом "натянуто": “Что есть особый режим безопасности? Немногочисленное население ядерного Озерска сегодня получает дотации и субвенции на свое развитие в 6 раз больше, чем в соседних со Озерском поселках и военных городках, жители которых подвергаются такому же риску, обитая на территории, покрытой тем же объемом излучения. Более того, каждый пятый житель Озерска имеет реальный шанс получить“деньги на отселение”, тогда как остальные жители дышащего ядерной пылью района такого шанса не получат никогда…" [2 Зона воздействия. Печальный опыт Челябинской области. // Хозяйство и право. 1996. № 2. С. 136. ] Специально для разрешения подобных противоречий в 1996 году в ФЗ “О ЗАТО”была внесена поправка, отмечающая, что в случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в ЗАТО, на близлежащие территории, этим территориям присваивается статус зоны воздействия. В настоящее время в России существуют 47 ЗАТО - 10 ЗАТО Министерства атомной энергетики - города и поселки (в т. ч. подземные), в которых создавалось или создается ядерное оружие и системы его обслуживания, и 37 ЗАТО Министерства обороны Российской Федерации– военные точки, где на вооружении находятся ракеты с ядерным арсеналом. [3 Оффшор - слово ругательное? Деловой вторник. 2000. 15 апреля. ] . При всем этом с 1996 года статус зоны воздействия был присвоен всего-навсего 5 (! ) территориям. [4 Зона воздействия. Печальный опыт Челябинской области. // Хозяйство и право. 1996. № 2. С. 138.
]
Таким образом, можно выделить еще одно существенное направление деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации - своевременное присвоение необходимого статуса зоны воздействия районам - спутникам ЗАТО, которые служили и служат главной сырьевой базой ведущего предприятия ЗАТО и ущербное положение которых сегодня, к сожалению, очевидно. 2. Особый статус закрытых административно-территориальных образований. Особый правовой и организационный статус закрытых административно-территориальных образований обусловлен непосредственно природой ЗАТО. Так, в числе иных проявлений статуса, не вызывает сомнения специфичная "биполярность" деятельности ЗАТО, обусловленная его особыми отношениями с местными органами власти и федеральным центром. Двойное подчинение ЗАТО проявляется в подчинении его федеральным органам государственной власти и подчинении органам местного самоуправления. В ведении федеральных органов государственной власти закрытые образования находятся по вопросам, установленным ст. 1 п. 3 ФЗ“О ЗАТО”, а именно: По вопросам обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающие специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности, По вопросам установления подчиненности, установления границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам, По вопросам определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования. Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации как главным исполнительным органом власти в Российской Федерации. Органы местного самоуправления в этих вопросах, сегодня, к сожалению, бесправны - и опять-таки, "благодаря" законодателям. Федеральный закон "О ЗАТО", был принят, напомню, 14. 07. 1992 г. , а уже 28. 11. 1996 г. ст. 4. п. 2, гласивший, что органы местного самоуправления ЗАТО: Координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе чрезвычайных ситуаций. Разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения,
был исключен из Федерального Закона.
Таким образом, как мы видим, из компетенции органом местного самоуправления ЗАТО были полностью исключены центральные функции территориального образования этого уровня. С одной стороны, можно поддержать действия Правительства Российской Федерации по разграничению предметов ведения государства и органов местного самоуправления, поддержку таким образом специально созданных для исполнения тех или иных задач служб и министерств - МЧС, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности. С другой стороны (и последние два года техногенных аварий на ряде аналогичных засекреченных объектов Европы это показали наглядно), недооценивать роль органов местного самоуправления, более осведомленных о проблемах безопасности предприятий и военных объектов, находящихся на территории данного ЗАТО, нельзя и во многом преступно. При этом государство - в качестве некого "извинения за причиненные неудобства" - снимает с органов местного самоуправления не только вышеуказанные права, но и обязанности проводить такие операции. [5См. : Драгунцова А. Р. ЗАТО: как это делают в России. // Местное самоуправление. 1995. № 4. С. 26. ] Однако опыт показывает, что подчас именно в силу "закрытости" и сверхзасекреченности объекта путь к месту аварии у федеральных служб бывает слишком долгим, а местными силами теперь - как мы видим - справляться со стихией не только невыгодно финансово (себе в убыток ради собственной безопасности), но и наказуемо (теперь это не входит в компетенцию органов местного самоуправления). [6 Там же. С. 27. ] Складывается парадоксальная ситуация - независимые органы местного самоуправления ("четвертая власть"), в чью компетенцию, как известно, входят вопросы организации жизнеобеспечения населения на отведенной ему территории, в очередной раз остаются "независимыми" только на бумаге. Головное же предприятие ЗАТО оказывается "ничьим" при решении элементарных вопросов минимального поддержания систем связи и безопасности. Федеральный центр дает указания "соответствующим службам", а "соответствующие службы" просят "изыскать возможность поддержания систем жизнеобеспечения предприятия за счет средств резервных фондов органов местного самоуправления ЗАТО"- и снова замкнутый круг. Поддержание в должном состоянии систем связи и безопасности ЗАТО - задача государства, но если оно сегодня с ней не справляется, должен быть найден альтернативный путь решения этой проблемы - возможно, как раз при участии органов местного самоуправления. Еще одним краеугольным камнем в расстановке приоритетов государства по отношению к своему самому засекреченному детищу - ЗАТО - является проблема организации, обеспечения и контроля за обеспечением особого режима закрытых образований. По определению ФЗ "О ЗАТО", закрытое административно-территориальное образование - это прежде всего территориальное образование, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, а также особый режим проживания граждан. Под особым режимом безопасного функционирования ЗАТО законодательство понимает: Установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования (в т. ч. колючей проволоки). Ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории секретного города (поселка). Ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией. Ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами и недвижимостью, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание. [7 ФЗ "О закрытых административно-территориальных образованиях" от 14. 07. 92 N 3297-1-ФЗ. ] Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного ЗАТО принимается Правительством Российской Федерации. Ответственность за организацию и обеспечение особого режима в запретной зоне возлагается на начальника объекта. Органы местного самоуправления закрытого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют совместно с начальником объекта и представителем органа федеральной службы безопасности в обеспечении особого режима на территории закрытого образования, за исключением территории объекта. Основой обеспечения особого режима является установление особых условий пребывания граждан на территории закрытого образования. Особый режим устанавливается государством в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения, обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну, пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий, а также обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан. [8 Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 06. 98. N 655. ]
Рассмотрим элементы особого режима более подробно.
Так, важнейшим элементом особого режима и определяющим моментом в установлении пределов ЗАТО является, на мой взгляд, установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах закрытого образования. Запретная и контролируемая зоны закрытого образования устанавливаются в целях ограничения доступа граждан на территорию контролируемой зоны и исключения доступа граждан на территорию запретной зоны без особой производственной необходимости. В Российской Федерации, как и в Советском Союзе, для осуществления санкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств через запретную и контролируемую зоны оборудуются контрольно - пропускные пункты (КПП). Долгие годы КПП в СССР были приметой времени и существующего строя: "не впускать никого лишнего и не выпускать ничего ценного" [9 ЗАТО - Мы делаем оффшоры. Труд. 2000. 25 апреля. ] . Перестройка заставила власти пересмотреть взгляды на охрану многих предприятий обороны и учреждений госбезопасности, однако закрытые города, что радует, подобное "реформирование" так сильно не затронуло. Как и много лет назад, контрольно-пропускные пункты погранзастав и городов - "почтовых ящиков" находятся под усиленной охраной лучших воинских подразделений, лучших сотрудников органов внутренних дел и спецслужб, в т. ч. резервов Президентского полка. [10 См. : Власов В. В ЗАТО мы делаем ракеты. // Хозяйство и право. 1996. № 2. С. 149.
4 Там же. С. 150. ]
Границы закрытого образования обозначаются хорошо видимыми знаками, надписями, оборудуются заграждениями и техническими средствами охраны, в т. ч. колючей проволокой. Подобными заграждениями оборудованы все без исключения запретные зоны российских закрытых городов и поселков. Во многих ЗАТО местные администрации приняли решение также об установке специальных радарных и антирадарных систем для защиты предприятий, а также защиты личного и служебного автотранспорта сотрудников. [] Организация охраны запретной и контролируемой зон закрытого образования осуществляется специально созданной для этой цели комиссией, состоящей из представителей администрации объекта, управления внутренних дел, органа федеральной службы безопасности и органа местного самоуправления закрытого образования. Учреждение комиссий стало принципиально новым шагом в организации охраны закрытых городов. Ранее этот вопрос находился в исключительном ведении силовых структур субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ЗАТО, и вмешательство иных организаций не допускалось. Сегодня комиссии действуют, и действуют достаточно эффективно. Опыт администраций г. Радужный Владимирской области, пос. Озерный Тверской области, пос. Молодежный Московской области - пионеров организации подобных комиссий - широко используется по всей России. [12 См. : Закрытые города: вчера, сегодня. Завтра? Известия. 1997. 15 июля. ] Комиссия устанавливает виды и систему охраны, численность личного состава подразделений охраны, объем и сроки строительства инженерно - технических сооружений, контрольно - пропускных пунктов, караульных помещений, казарм и других необходимых сооружений, а также сроки выполнения мероприятий по подготовке объекта к приему под охрану. Решения комиссии утверждаются уполномоченными руководителями Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Для охраны объекта используются специально назначенные начальником объекта штатные воинские подразделения и подразделения военизированной охраны объекта. Использование других видов вооруженной охраны на территории закрытого образования не допускается. Пристального внимания заслуживает и вопрос организации на территории ЗАТО пропускного режима. Система пропусков - неотъемлемая часть организации КПП и охраны государственной тайны. Пропускной режим в контролируемой зоне ЗАТО устанавливается в соответствии с особой инструкцией. Инструкция составляется и утверждается начальником объекта на территории ЗАТО и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования. Она также подлежит обязательному согласованию с управлениями (отделами) внутренних дел и органом федеральной службы безопасности, осуществляющими свою деятельность на территории закрытого образования. Инструкция о пропускном режиме определяет: Порядок доступа граждан и въезда (выезда) транспортных средств на территории закрытого образования и объекта; Порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей; Перечень должностных лиц, имеющих право принятия решений об оформлении и выдаче пропусков соответствующих видов; Порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения. Граждане, нарушившие требования пропускного режима либо допустившие противоправное преодоление границы запретной и контролируемой зон закрытого образования, могут быть задержаны в порядке и на срок, установленные законодательством Российской Федерации. Въезд любого гражданина для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается органами местного самоуправления с органом федеральной службы безопасности. При необходимости ознакомления въезжающих граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, или в случае их допуска на территорию объекта на указанных граждан в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050), оформляется допуск к государственной тайне. Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешить въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта. Для постоянного проживания на территории закрытого образования разрешается въезд определенным законом категориям граждан: Лицам, заключившим трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования; Военнослужащим, проходящим службу в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования; Сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивающим охрану правопорядка и противопожарную безопасность на территории закрытого образования; Членам семей и родственники указанных граждан; Лицам, постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в состав закрытого образования. Вопрос о возможности въезда граждан, не проживающих постоянно на территории закрытого образования, но заключивших трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования, решается в порядке, установленном инструкцией о пропускном режиме. Наличие собственности на территории закрытого образования может служить основанием для въезда и проживания владельца при условии оформления допуска в установленном порядке. Въезд граждан, не имеющих допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, на территорию закрытого образования в случае производственной необходимости или для удовлетворения социально - культурных и иных потребностей жителей осуществляется на основании разрешения начальника объекта и руководителя органа местного самоуправления закрытого образования с предварительным уведомлением органа федеральной службы безопасности, а на территорию объекта - на основании разрешения начальника объекта в сопровождении представителей, назначаемых начальником объекта. Въезд на территорию закрытого образования иностранных граждан осуществляется по решению Министерства обороны Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности по месту нахождения закрытого образования. [13 Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 06. 98. N 655. ] Еще одно проявление режима безопасности на территории закрытых образований ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией. Эти ограничения обусловлены особой важностью наземных и подземных объектов ЗАТО, поэтому разрешения на полеты над его территорией согласовываются не только с начальником объекта, но и с Министерством обороны Российской Федерации, и с региональным представительством ФСБ. Также начальником объекта - по согласованию с теми же структурами - могут быть выделены зоны воздушного пространства для полетов над территорией ЗАТО популярных средств малой авиации (мото - и дельтапланов, воздушных шаров, планеров), принадлежащих гражданам и организациям, расположенным на территории закрытого образования. Этой существенно важной поправки в Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, добилось руководство закрытых предприятий Московской области, лоббировавшее ее с начала 1986 года. [14Российские оффшорные зоны: к вопросу о благах перераспределения. Известия. 1998. 19 января. ] Наконец, перечень проявлений особого режима, устанавливаемых ФЗ "О ЗАТО" завершают ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами и недвижимостью в пределах закрытого образования. Земли закрытых образований, равно как земли иных территориальных образований, в соответствии с их основным целевым назначением, делятся на земли промышленности, обороны, земли населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов), иные категории земель, предусмотренные Земельным Кодексом РФ. Однако по вопросу принадлежности земель ЗАТО федеральное законодательство вносит существенное ограничение: земли, занимаемые предприятием, по роду деятельности которого создано закрытое административно-территориальное образование, находятся в исключительной федеральной собственности, хотя и передаются этому предприятию в бессрочное пользование. Таким образом, государство устанавливает важную для нашего времени норму: земли, занимаемые тем или иным предприятием или военным объектом на территории закрытого образования, не могут находиться ни в какой из других форм собственности, кроме государственной, ввиду специфики деятельности таких объектов и предприятий. Это явилось важной гарантией прав органов государственной власти на территории ЗАТО. В истории уже имел место случай, когда известная торговая компания вышла на администрацию города Углегорска Амурской области с предложением выкупить некоторые земельные участки города и примыкающих к нему районов, обосновав свои притязания по существу вставшим производством промышленных объектов и необходимостью развивать транспортную и торговую инфраструктуру города. [15 См. : Блеск и нищета, ЗАТО… Новые известия. 2000. 11 ноября. 2 См. : Власов В. В ЗАТО мы делаем ракеты. // Хозяйство и право. 1996. № 2. С. 147. ] Неизвестно, к каким последствиям привела бы концентрация в руках торговых магнатов площадей стратегически важных промышленных объектов. То, что дозволено бизнесменам в рядовом российском городе (перестройка заводских помещений под рынки и игорные дома), недопустимо даже в "закрытом" закрытом городе хотя бы потому, что более половины затрат на переустройство подобных объектов уходит на обеспечение сверхсовершенных систем безопасности во избежание техногенных аварий. Наше общество к столь аккуратному, планомерному и затратному переустройству в данный момент просто не готово. Даже уникальный в своем роде пример с успешным музыкальным фестивалем "КаZантип", который проходит на заглушенном атомном реакторе - далеко не идеален в организации систем жизнеобеспечения и санитарного состояния. 2Стремиться повторить подобное на российских атомных объектах - нецелесообразно и во многом преступно. Помимо собственно земель, занимаемых предприятиями и военными объектами на территории ЗАТО, земельное законодательство и ФЗ "О ЗАТО" выделяют т. н. земли зон безопасности и земли санитарно-защитных зон, окружающих предприятия и объекты. Решение об отнесении этих земель к землям федеральной собственности, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ЗАТО, а также по согласованию с органами местного самоуправления ЗАТО. Таким образом, декларируется право органов местного самоуправление на участие в определении конкретного вида собственности земель на своей территории. Именно эта гарантия прав местного самоуправления обеспечивает наилучшее использование указанных земель. Даже несмотря на тот факт, что общее управление этими землями осуществляется Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления ЗАТО могут существенно повлиять на их судьбу, выдвигая конкретные планы их использования и экономически обосновывая такие планы. Опыт показывает влияние органов местного самоуправления и на присвоение этим землям нейтрального, государственно-местного статуса, и на практически самостоятельное установление хозяйственной ценности земель. Хотя неверно было бы считать, что оценка земель - прерогатива местного самоуправления. Это - дело государственной важности и федерального, министерского уровня. Иные земли ЗАТО, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления. Общая площадь таких земель, в основном, превышает площадь земель, занимаемых предприятием, зон безопасности и санитарно-технических зон вокруг предприятия. На плечи представителей органов местного самоуправления, таким образом, ложится больший, по сравнению с чисто производственным, объем полномочий. Содержать городские и поселковые земли в безопасности, порядке и чистоте, контролировать деятельность научных, образовательных, культурных, бытовых и иных объектов на этих землях - одна из главных задач органов местного самоуправления. С возложенными на них задачами городские и поселковые власти российских ЗАТО справляются даже в критических ситуациях. Учитывая неблагополучную экологическую ситуацию в Приморье последние два-три года, остается только удивляться работе всех городских служб закрытых городов Приморья. Заслуга администраций этих городов - в четком контроле за использованием земель, своевременной подготовке и содержании земельных и водных ресурсов на столь небезопасных территориях. И, наконец, еще одной уступкой федерального центра интересам местного сообщества ЗАТО, можно считать тот факт, что, согласно ст. 6 п. 5 ФЗ "О ЗАТО", для удовлетворения потребностей населения ЗАТО в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами ЗАТО, органы местного самоуправления могут требовать от руководителей субъекта Российской Федерации право на такое "неофициальное расширение" границ ЗАТО. Это служит примером того, что принимая достаточно жесткий ФЗ "О ЗАТО", депутаты Государственной Думы, ни в коей мере не стремились ограничить права и свободы граждан, проживающих на территории ЗАТО, а, наоборот, всеми возможными путями, учитывая, естественно, специфический статус ЗАТО, предоставить его населению наиболее полный круг возможностей. Можно заключить, что земельные вопросы на территории ЗАТО во многом были решены в пользу органов местного самоуправления. По крайней мере, при достаточном финансовом обеспечении данный вопрос решается местными властями при дозированном контроле федеральных властей достаточно успешно. Следующий вопрос в рамках изучения проблем современных российских ЗАТО - их финансовые взаимоотношения с федеральным центром и руководством субъектов Российской Федерации. Провозглашение закрытых образований оффшорными зонами и зонами бесконтрольного отмывания денег имеет под собой определенную почву. Идея создания ЗАТО с льготным налоговым освобождением была, тем не менее, вызвана благими намерениями. Местные и федеральные власти рассчитывали создать территории с льготным налогообложением на месте закрытых городов и поселков российской глубинки. Местные власти надеялись на то, что налоговые послабления простимулируют коммерческую активность умирающих оборонных предприятий. Так, к 1995-1996 гг. большинство закрытых городов достигли уровня "денег нет" и, к ужасу многих, начали плавно опускаться к уровню "денег нет вообще". В Молодежном, Углегорске и других российских ЗАТО начались задержки в выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, чего ранее - при существующих социально-экономических гарантиях населению ЗАТО - никто просто и не мог представить. Это явилось результатом задолженности государства перед градообразующими предприятиями за выполненные оборонные заказы. Необходимо было принимать какие-то меры. Так государство пришло к идее создания системы льготного налогообложения закрытых образований с той целью, чтобы они сами научились работать на себя и зарабатывать сами. Однако не прошло и двух лет, как российские налоговики были вынуждены констатировать следующие факты: потери федерального бюджета от деятельности ЗАТО составили в 1998 году - около 15 млрд. рублей, в 1999 - свыше 45 млрд. рублей, и такая тенденция продолжает свой печальный рост. [16 ЗАТО - Мы делаем оффшоры. Труд. 2000. 25 апреля. ] Вместе с тем, количество вновь зарегистрированных фирм на территории ЗАТО росло не по дням, а по часам, и, казалось бы, должно было принести в бюджет немалые деньги. В действительности же все было наоборот. Только на территории двух ЗАТО Челябинской области - гг. Снежинска и Озерска к концу 1999 года было зарегистрировано свыше 200 предприятий с адресами фактического местонахождения на территории Свердловской области, в основном, в г. Екатеринбурге. На территории самой Свердловской области зоной неожиданного экономического благоприятствия выступил закрытый поселок Уральский Белоярского района. Выяснилось, что в течение только шести (! ) месяцев 1997 года в поселке было зарегистрировано 228 (! ) организаций. Надо отметить, что ни одно из этих предприятий не находилось в то время на территории поселка Уральский, а разместить все зарегистрированные предприятия на его территории вообще не представляется возможным. [17 У ЗАТО отобрали льготы. Новые известия. 2000. 27 апреля. ] Так в чем же была причина такой привлекательности ЗАТО для предприятий всех форм собственности? Положения действующего в то время закона позволяли использовать ЗАТО как "инструмент" для уклонения от уплаты налогов. Согласно ФЗ "О ЗАТО" в действующей в 1992-1999 гг. редакции, все налоги и сборы, уплачиваемые предприятиями, зарегистрированными на территории ЗАТО, зачислялись в бюджеты указанных ЗАТО. По всем остальным административно-территориальным образованиям налоги и сборы уплачивались в соответствии с нормативами в различные уровни бюджетов: федеральный, областной и местный. В этом случае понятно, что в бюджет административно-территориального образования попадало гораздо меньше налогов. Законодательством также было прямо предусмотрено, что ЗАТО имеют право предоставлять льготы по налогам, зачисляемым в их бюджеты. Этим и воспользовались администрации некоторых закрытых образований. С целью получения в доходную часть своего бюджета определенного минимума платежей, администрации ЗАТО стали привлекать для регистрации на своих территориях предприятия независимо от рода деятельности и их фактического местонахождения, с предоставлением им льгот по всем видам налогов (местным, региональным, федеральным). При этом, предприятиям устанавливался один постоянный платеж, который они, как правило, должны были платить независимо от результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. С каждым предприятием заключалось своего рода "налоговое соглашение", которое определяло тот налог, от которого предприятие освобождалось. В результате такого взаимовыгодного "сотрудничества" потери региональных и федерального бюджета Российской Федерации росли год от года. Однако в 1999 году, благодаря усилиям Президента и налоговиков, в рамках новой экономической политики России, на рынке налоговых льгот произошел большой передел, и с принятием Бюджета-2000 положение ЗАТО изменилось кардинальным образом. Действие "злополучной" для Москвы статьи закона о ЗАТО, где говорилось, что собираемые на территории ЗАТО налоги поступают в местный бюджет, было приостановлено. Исключение было сделано лишь для двух федеральных ядерных центров - гг. Снежинска и Сарова. Однако и для них были введены значительные ограничения. [18 Оффшор - слово ругательное? Деловой вторник. 2000. 15 апреля. ] Таким образом, ЗАТО были урезаны в своих правах, и если раньше они могли успешно конкурировать с другими видами "льготных" территорий (свободными экономическими зонами и др. ), то теперь ЗАТО стали неконкурентоспособны. В настоящее время бюджетная политика ЗАТО определяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом новых поправок, внесенных в ФЗ "О ЗАТО". Право на получение некогда всем доступных льгот теперь получают лишь организации, имеющие не менее 90 % основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих закрытых образований (в т. ч. не менее 70 % среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории данного ЗАТО, и им не должно выплачиваться менее 70 % общего фонда оплаты труда). Дефицит бюджета ЗАТО покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, что важно, являются защищенными статьями. Средства превышения доходов бюджета ЗАТО над его расходами, направляются на финансирование государственных и региональных экологических программ по преодолению последствий деятельности предприятий и (или) объектов. Со стороны государства этот факт является существенной гарантией обеспечения экологической безопасности региона, на территории которого расположено ЗАТО. При этом государством предусмотрена еще одна гарантия прав ЗАТО: перераспределению не могут подлежать средства превышения доходов над расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах. При финансировании непосредственной деятельности предприятий ЗАТО, а именно выполнения оборонного заказа, в местный бюджет должно быть перечислено еще не менее 1 % от объема финансирования - эти средства, согласно ФЗ "О ЗАТО", должны быть использованы для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения. Таким образом, существующая сейчас система формирования бюджета и финансового обеспечения деятельности предприятий в ЗАТО в целом, на мой взгляд, отвечает как требованиям, предъявляемым закрытым образованиям органами государственной власти, местного самоуправления, так и требованиям времени, жизни и национальной безопасности. 3. Гарантии прав человека и гражданина в закрытых административно-территориальных образованиях. Гарантии прав человека и гражданина в условиях соблюдения особого режима безопасности - центральная проблема российского законодательства о ЗАТО. Согласно ФЗ "О ЗАТО", государство обязуется обеспечивать гражданам, проживающим в ЗАТО предоставление общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация - не новое понятие в российском законодательстве. Ранее оно было известно под названием общей компенсации. Под общей компенсацией понимался повышенный уровень бюджетной обеспеченности региона или отдельного города, а также меры социальной защиты в производстве, льготы в оплате труда. Российское трудовое законодательство добавляет в этот перечень также льготы в государственном страховании и обеспечении занятости. [19 Закрытые города: вчера, сегодня. Завтра? Известия. 1997. 15 июля. ] Вышеобозначенные меры общей социальной компенсации устанавливаются решениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами Российского государства. Кроме того, ФЗ "О ЗАТО" рассматривает частные случаи условий особого режима, по которым принимаются меры общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация - повышенный уровень бюджетной обеспеченности, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости. Если согласно условиям особого режима закрытого образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями или военными объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятиями, военными объектами, министерством или ведомством, в т. ч. и за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе (субъекте Российской Федерации) ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются новым жильем - по установленным нормам на новом месте жительства. Граждане, проживающие или работающие в ЗАТО, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятии или военном объекте. За высвобожденными в связи с реорганизацией работниками предприятий, расположенных на территории ЗАТО, на период трудоустройства (однако не более, чем на 6 месяцев) сохраняются средняя заработная плата с учетом выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. В случае ликвидации головного предприятия или военного объекта ЗАТО, а также других юридических лиц, расположенных на его территории, в случаях уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не более, чем за два года) выход на пенсию. Однако повышенные социальные гарантии и льготы сопровождаются для работников и жителей ЗАТО повышенной ответственностью за свои действия. Так, все работающие или проживающие в ЗАТО граждане, равно как и вновь прибывших в данное образование, должны быть в обязательном порядке ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение. Ответственность - дисциплинарная, административная и уголовная - устанавливается законодательством Российской Федерации и носит жесткий характер. Это оправданный шаг государства по отношению к населению ЗАТО и работникам закрытых производств. Безусловно, в числе прочих ограничений, налагаемых на жителей ЗАТО, можно отметить и особый порядок пересечения ими государственной границы, и специальные требования, предъявляемые при переводе на работу, связанную с повышенной опасностью для здоровья и психики, и особый по сравнению с жителями других городов порядок приема и отсылки почтовой, электронной и иной корреспонденции. Впрочем, эти и иные проявления особого режима (внутренние системы наблюдения, прослушивания, цензура и пр. ) могут устанавливаться органами местного самоуправления и федеральными органами исполнительной власти самостоятельно и в пределах их полномочий - в каждом ЗАТО по-своему. К счастью, никакие "особо тяжкие", кроме тщательно засекреченного проведения военных учений и передислокации частей, а также введения обязательного изучения в школах некоторых ЗАТО Министерства обороны ряда военных дисциплин, проявления такого особого режима нам неизвестны. Естественно, интересы личности в России - на первом месте, однако, как мне кажется, безопасность государства, которое, в конечном итоге, и поддерживает личность - это и есть главная цель Российского государства на современном этапе его развития.
Заключение
Сделав обзор основных вех в истории развития закрытых административно-территориальных образований в Российской Федерации и определив роль ЗАТО в многообразии территориальных образований, мы пришли к следующим выводам: ЗАТО –это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, включающий специальные условия проживания граждан. Сегодня ЗАТО является уникальным правовым институтом, в полной мере обеспечивающим разносторонние интересы Министерства обороны и Министерства атомной энергетики на местах, а также интересы национальной безопасности России. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность ЗАТО в Российской Федерации, являются ФЗ“О закрытых административно-территориальных образованиях” и “Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации”. Особенностью организации ЗАТО можно считать его двойное подчинение –органам государственного управления, в т. ч. непосредственно одному из двух министерств - Министерству обороны или Министерству атомной энергетики, а также органам местного самоуправления. Определяющим моментом в признании административно-территориального образования закрытым является установление на его территории особого режима безопасного функционирования, включающего установление контролируемых и запретных зон по границе, ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией и ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей данного образования. Приоритетными направлениями деятельности государства в отношении ЗАТО являются: своевременное присвоение необходимого статуса зоны воздействия районам-спутникам ЗАТО, которые служат главной сырьевой и энергетической базой ведущих предприятий ЗАТО, положение которых по объему поглощения радиационного излучения аналогично нормам самих ЗАТО; четкая и грамотная проработка положения об упразднении ЗАТО, включающего, главным образом, вопрос ликвидации последствий такой реорганизации для субъекта Российской Федерации и населения этого субъекта; пересмотр распределения прав и обязанностей федеральных структур безопасности в пределах и за пределами ЗАТО, их соотношения с объемом прав и обязанностей, наложенных на органы местного самоуправления; исключение дублирующих функций и контроль за исполнением решений по обеспечению безопасности на территории ЗАТО; контроль за исполнением местных бюджетов и предоставлением значительных налоговых послаблений со стороны органов местного самоуправления предприятиям, зарегистрированным в ЗАТО, проверка их деятельности на соответствие нормам Федерального закона; дальнейшее укрепление систем социального обеспечения и адресной социальной поддержки населения ЗАТО и работников закрытых производств, полное и своевременное предоставление им всех социальных гарантий, в т. ч. льгот в оплате труда, государственного страхования и гарантий занятости.
***
Таким образом, можно заключить, что комплексная –организационная, финансовая и социальная - поддержка закрытых административно-территориальных образований является сегодня гарантией четкой и слаженной работы всех предприятий и военных объектов ракетного и ядерного щита страны, а следовательно, гарантией нашего спокойствия и безопасности всего государства– всего того, что мы называем стабильностью и благополучием России. Список источников и литературы
Источники
Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 06. 98 г. N 655. ФЗ "О закрытых административно-территориальных образованиях" от 14. 07. 92 N 3297-1-ФЗ. (В ред. ФЗ от 28. 11. 96 N 144-ФЗ, 31. 07. 98 N 144-ФЗ, 02. 04. 99 N 67-ФЗ).
Литература Блеск и нищета, ЗАТО… Новые известия. 2000. 11 ноября.
Власов В. В ЗАТО мы делаем ракеты. // Хозяйство и право. 1996. № 2. С. 147-150. Драгунцова А. Р. ЗАТО: как это делают в России. // Местное самоуправление. 1995. № 4. С. 26-30. Закрытые города: вчера, сегодня. Завтра? Известия. 1997. 15 июля. ЗАТО - Мы делаем оффшоры. Труд. 2000. 25 апреля. Зона воздействия. Печальный опыт Челябинской области. // Хозяйство и право. 1996. № 2. С. 136-138. Оффшор - слово ругательное? Деловой вторник. 2000. 15 апреля. Российские оффшорные зоны: к вопросу о благах перераспределения. Известия. 1998. 19 января. У ЗАТО отобрали льготы. Новые известия. 2000. 27 апреля.
|