|
Доклад: Герцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов
Доклад: Герцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов
40-50 годы XIX века один из самых интересные периодов в истории России.
Восстание декабристов 1825 года положило начало, если можно так выразится,
«революционному» периоду истории. Несомненно, такая политическая ситуация
отразилась в трудах великих ученых, писателей второй половины девятнадцатого
века.
Александр Иванович Герцен – одна из тех величественных фигур русской культуры
ХIХ века, значение которых как-то трудно измерить только сотворённым ими.
Герцен фигура многогранная, можно бесконечно говорить о нем не только как о
писателе, но и как о революционере и ученом.
Родившийся в знаменательном для России 1812 году, Герцен, сын знатного
русского дворянина, годом своего духовного пробуждения назвал 1825-й – а
именно казнь только вступившим на трон императором Николаем пятерых
участников восстания декабристов.
Летом 1833 г. Александр Иванович Герцен завершил четырехлетний курс обучения
в Московском университете и "за отличные успехи и поведение" был утвержден
кандидатом физико-математических наук . Перед молодым выпускником открывался
путь к успешной научной карьере, однако судьба Герцена сложилась иначе. Через
год после окончания университета его арестовали за участие в "тайном
обществе" и после 9-месячного тюремного заключения отправили в ссылку,
продлившуюся в общей сложности до 1842 г.
Период после ссылки стал наиболее плодотворным в жизни Герцена. Он стал
именно тем человеком к которому прислушивались в России. Его революционно-
просветительские издания – альманах «Полярная звезда» (на обложке изображены
профили казнённых декабристов) и газета «Колокол», – как и собственные
произведения, издавались нелегально, и каждый прогрессивно настроенный
россиянин, не говоря уже о революционной молодёжи, считал за долг и честь
быть с ним знакомым.
В то время Герцен был западником «русским европеистом». Однако в последующем
его надежды на революцию в Европе и идеализирование сельской общины, в
которой ему мерещился зародыш будущего коммунизма, рассеялись.
Он не раз высказывал своё кредо на страницах публицистических работ, и в
предназначенном для самого себя дневнике 1842–1845 годов.
Собственно, и политические взгляды Герцена вырастали из этого его кредо,
согласно которому человек не просто имеет право, но обязан пробиваться к
истине, отбрасывая путы прежних готовых воззрений, чтобы обрести подлинное
“я”. Его жизнь кажется сегодня необычайно насыщенной не только событиями, но
и творчеством, политической деятельностью, общением. И всё пережитое
пропускалось Герценом через “горнило сознания”, глубоко обдумывалось и
облекалось в слово
Но главным для самого Герцена в годы его духовного становления было
стремление “доработаться” до себя, понять своё собственное назначение, чтобы
как можно полнее выразить свою личность.
К сожалению, Герцена нередко отодвигают на второй план – как в истории
отечественной словесности, так и в истории отечественной мысли, как будто
этот гигант не сделал столь много для русской культуры и литературы.
Умер Герцен в 1870 году.
В сущности, Герцен был человеком 30-х годов, то есть принадлежал к той плеяде
“русских мальчиков”, к которой могут быть причислены Н.В. Станкевич, Т.Н.
Грановский, И.В. Киреевский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский и другие.
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский революционер, один
из видных представителей революционного народничества и анархизма. Искренняя и
страстная вражда ко всякому угнетению и готовность жертвовать собой во имя
торжества социальной революции привлекали к нему симпатии многих революционно
и демократически настроенных людей.
Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика
принадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое
начальное образование и воспитание.
Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша едет экзамены и поступает в
Петербургское военное училище. Завершив учебу Бакунин, как и Герцен
довольно скоро почувствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не
его призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год уходит в
отставку.
Последующие годы Бакунин посвятил филосовскому самообразованию и провел
большей частью в Москве.
Формировании политических взглядов Бакунина происходило в обстановке
напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием
декабристов. Уже в первых его проглядывает самостоятельное политическое
мышление.
С именем Бакунина М.А. связано зарождение и распространение идей так
называемого коллективистского анархизма Бакунинская политическая теория
вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего движения
(Интернационал), первых самостоятельных выступлений пролетариата на
общенациональной политической сцене (Парижская комунна 1871 года во
Франции).
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения
эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах, протест
против религии.
Анархические взгляды Бакунина и его сторонников в Интернационале привели к
исключению их в 1872 году из рядов организации.
В анархическом идеале Бакунина причудливо переплелись традиции
просветительства с идеями русского утопического крестьянского социализма.
Ко времени окончательного перехода русского революционера на позиции
анархического социализма, в самом анархическом течении в странах
капиталистической Европы уже наметилось несколько идейных направлений,
преимущественно мирных по своим целям и средствам. Анархизм все больше
становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.
В процессе выработки своей политической программы Бакунин использовал не
только политико-организационный опыт, но и идейное наследие прошлого и это
не оставалось незамеченным современниками.
Таким образом вопрос о происхождении и историческом развитии анархистских
идей и взглядов не является столь простым, как его изображают буржуазные
интерпретаторы и сами анархисты.
В целом между Герциным и Бакуниным, много общего, оба дворяне. Свои теории
основывали на теориях декабристов. Но в последующем пути расходятся. Если
Герцен был социалистом, то Бакунин развил свои теории в анархизм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. История СССР, изд.-2, М, “Мысль”, 1983 год.
2. Прокофьев В. А. Герцен. 2-е изд. М., 1987.
3. Большая советская энциклопедия.
|
|