|
Доклад: Кареев Н И
Доклад: Кареев Н И
Николай Иванович Кареев
(1850 – 1931)
Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший
представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей
отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и
популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.
Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря — по новому стилю)
в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.
Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал
влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского,
Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в
дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и
Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на
субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в
качестве элемента общества.
В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем
Петербургского университетов. С 1910 г. -
член-корреспондент Российской академии, с 1929
почётный член АН СССР.
В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «
Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века»
(1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего
времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области
конкретного изучения крестьянского
вопроса накануне и в период Великой Французской
революции.
Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но
несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в
связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся
лишь в 1906 году. Во время Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды кадетской партии
и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева
«История Западной Европы в новое время» (т. 1—7, 1892—1917) отводилось
существенное место социально-экономическим процессам.
В 1911—15 гг. Кареев приступил к разработке истории
парижских революционных секций. В 1924—25 гг.
опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции
» — первый сводный обзор историографии Великой французской революции не
только в русской, но и в зарубежной
литературе.
Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на
многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался
разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и
независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях
обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и
др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии,
он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то
рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и
многократно переиздавались.
Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в
пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и
наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд
оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии
социологического знания.
Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее
уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной
социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое
внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии
(особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее
значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является
основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического
обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные
социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев -
один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных
программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и
обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают
весомое место.
Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при
изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя
он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов
исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс,
социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно
связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного,
развития общества как сложной системы психических и практических
взаимодействий личности.
Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся
изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а
таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их
возникновения.
"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе
общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях,
о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни
существовало и ни происходило".
В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о
социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду,
что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для
изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет
государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без
государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".
Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе
с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта,
согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой,
выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания;
отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии
для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст
Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот
период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между
биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а
коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его
мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные
явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными
людьми.
Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как
наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с
другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4)
экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как
сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.
Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В
соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто
теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных
тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях
каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.
Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые
основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: '"Социология
подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть
беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер.
социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества,
но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие
существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое
подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах
явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут
подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними
отношения и определенные социальные нормы".
Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном
исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий
объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной)
функций.
Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о
необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта
на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и
о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление
социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее
места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки
своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и
исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает
вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период
вопрос о методах социальных наук.
В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими
социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три
основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию
и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и
уровень обобщения информации.
Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу,
что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу
необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную
картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы
понимания исторических событий и фактов.
Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации,
их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений
прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая
предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, -
не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или
давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать
конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать
будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению
того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории
как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее
цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных
взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.
Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно
Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир
должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться
действительная история». С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-
х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материализмом».
Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд
на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.
Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую
разработку которой считал главным призванием социологии. Личность
рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств,
желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.
Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе
антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание
личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый
как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм
неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный
процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.
Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его
исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть
сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно
делится на две части: на культурные группы и социальную организацию.
Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными
признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки,
обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона
общества – социальная организация – результат коллективной психологии и
изучается социологией. Социальная организация – это совокупность
экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у
Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной
организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные
отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни
(экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель
пределы личной свободы.
Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые,
считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно
исторического (позволяющего представить статистическую картину общества,
его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить
общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов,
т.е. осуществить вертикальный срез).
Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими
явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного
метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого
процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.
Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль
отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер
человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое
поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального;
достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия
отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции
индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды
Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в
том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается
личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в
результате чего и создаются все человеческие формы бытия.
Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса
проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на
их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были
отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская
социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего
признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В
истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х -
середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый
этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй
характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской
социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением
господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву,
намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев
высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой
он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между
людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в
виде двух крупных пластов.
Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык,
религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,
обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство,
право.
В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю
социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления
общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.
Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей
жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных
задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как
теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и
вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в
российских университетах, занимался научным поиском в области методов
обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования.
Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени
публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке
квалифицированных социологов.
Список литературы:
1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.
2. «Антология русской классической социологии» / под. ред.
Клементьева и Панковой. М., 1995.
3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.» М., 1995.
4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.
5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.
|
|