Курсовая: О Гиппократе
Курсовая: О Гиппократе
МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им. И. М. СЕЧЕНОВА
КАФЕДРА ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
И КУЛЬТОРОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
“О Гиппократе”
Студент: Мирошкин З. В.
Факультет: лечебный
Курс: II (2002 – 2003 года)
Преподаватель: Суровцева Т. И.
Москва
Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры.
Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие
медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.
Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из
рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области
медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего
главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом -
периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения)
он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это
дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить
большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих
сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике".
С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.
Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор
окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали
своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник
трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти
Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей.
По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых,
которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и
переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения,
написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни
одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других
врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские
рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом
александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других
греческих врачей живших в V - III века до н. э.
У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его
непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника"
написана ими.
Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет.
Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё
во II в н. э. показывали путешественникам.
Наиболее ранними работами Гиппократа считаются "Афоризмы". Можно согласиться
с мнением Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора,
но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта;
кроме того, "Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.
В "Афоризмах" указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений,
непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из
афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.
Например, большинство врачей имеют представление о "лице Гиппократа" при
перитоните, описанном в "Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак;
менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или
желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за
ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие
виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа, желтый или черный цвет. Но
если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю
смерть".
В "Афоризмах" Гиппократ приводит классификацию заболеваний по возрастам: в
молодом, среднем возрасте и в старости.
Влияние египетской медицины в определенной степени прослеживается во взглядах
Гиппократа на происхождение и развитие заболеваний. В Египте с его жарким
климатом все живое и саму жизнь связывали с влагой, водой. Это не могло не
отразиться на общих взглядах при объяснении непонятных тогда явлений о
происхождении жизни и заболеваний.
В книге "О природе человека" Гиппократ выступает больше как философ,
определяя свое отношение к господствовавшей в то время точке зрения, согласно
которой человек происходит из какой-либо одной жидкости: желчи, крови, слизи,
которые меняются в зависимости от времени года и возраста человека. Гиппократ
считал, что в основе строения человека лежат изменения всех видов жидкости.
"Как в течение года преобладает то зима, то весна, то лето, то осень, так и в
человеке преобладает то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом
так называемая черная". Исходя из соотношения в организме указанных
элементов, Гиппократ приходит к выводу, что "болезни порождаемые
переполнением, излечиваются опорожнение, а рождающиеся от опорожнения лечатся
наполнением, происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся от праздности
уничтожаются трудом".
Причину болезни Гиппократ видел в самой природе (влияние богов он не
исключал, да это было бы и опасно для того времени). В книге "О воздухах,
водах и местностях" он писал: " Однако всякая (болезнь) из них имеет свою
собственную природу, и ничто не делается вне природы. И далее: "... вообще,
врачу следует по своему благоразумию идти навстречу наступающим болезням,
природным расположениям, временам года и возрастам и все напряженное
разрешать, а все ослабленное - укреплять, ибо таким путем лучше всего
прекращается страдание, и в этом, по моему мнению, заключается лечение". Он
придерживался такого принципа: противоположное лечится противоположным. В то
же время он отметил, что в одних случаях причиной заболеваний являются
эпидемии, в других - образ жизни, поэтому подход врача при лечении больных не
может быть одинаковым. Главным принципом выдвинутого им лечения было:
"Приносить пользу или не вредить". В зависимости от состояния влаг в
организме человека и окружающей природы люди, как считал Гиппократ,
разделяются на 4 типа: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. При
наивном объяснении причин указанных темпераментов поражает точность описания
самих темпераментов. Впоследствии великий физиолог И. П. Павлов в основу
деления темпераментов положил тип высшей нервной деятельности. Но для это
потребовались столетия.
При рассмотрении взглядов Гиппократа на патогенез заболеваний, его трудов по
анатомии человека ("О железах", "О семени и природе ребёнка", "О сердце")
можно, конечно, говорить о наивности многих понятий и установок ученого, но
они дают нам представление об уровне знаний древних по описанным разделам
медицины. Кроме того, к изучению научных трудов исследователей прошедших
столетий не совсем справедливо подходить с точки зрения наших взглядов.
Прагматический подход здесь не оправдан. При изучении научного наследия
любого ученого для нас очень важны идеи его исследований, взгляды на
положение своей науки и самого ученого в окружающем мире. С этих позиций
работы Гиппократа являются поистине бесценными.
Вопросам диагностики в сочинениях Гиппократа уделено большое внимание. К
этому разделу относятся работы: "Предсказания", "Косские прогнозы",
"Прогностика". "Предсказания" и "Косские прогнозы" написаны в форме кратких
заметок или афоризмов о диагностике различных заболеваний с описанием как их
общих проявления (озноб, лихорадка, кома, судороги), так и локализации
поражений (лицо, шея, глаза, подреберье и т. д.). Говоря о необходимости
ранней диагностики заболеваний, индивидуального подхода при назначении
лекарств, Гиппократ в книге "О древней медицине" писал: "Но верную точность
редко можно встретить, так как большая часть врачей, кажется мне, испытывает
то же, что плохие кормчие. Ошибки этих, если они управляют кораблем в
спокойном море, остаются незамеченными, если же их настигает сильная буря и
противный ветер, тогда уже для всех делается очевидным, что корабль погиб от
их неопытности и по их вине. Таким же образом очень многие плохие врачи,
когда лечат людей легко больных, по отношению к которым даже весьма важные
допущенные ошибки не приносят никакой опасности, - а многие подобного рода
болезни и гораздо чаще, чем опасные, встречаются у людей - и в таких болезнях
погрешают, то это бывает скрыто от простых людей, когда же они встретят
великую, сильную опасную болезнь, тогда их неумение и ошибки для всех
делаются явными..."
Наиболее законченным и зрелым произведением Гиппократа является
"Прогностика", где он показал себя выдающимся врачом-исследователем. Это
вполне объяснимо, так как для решения вопросов прогноза необходимо быть не
только хорошим диагностом настоящего состояния больного, но и на основе
клинического течения болезни предвидеть дальнейший ее ход. И не случайно в
начале работы Гиппократ пишет: "Мне кажется, что для врача самое лучшее
позаботиться о способности предвидения. В самом деле, когда он будет
предузнавать и предсказывать у больных и настоящее, и прошедшее, и будущее, у
всё то, что больные опускают при своём рассказе, то, конечно, ему будут
верить, что он больше знает дела больных, так что с большей доверчивостью
люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше будет
совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие". В этой книге
Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения для
прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость,
положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов,
характер пищеварения и выделения). Он отмечает прежде всего значение
сочетания симптомов для верного прогноза.
В своих сочинениях Гиппократ поднял ряд новых вопросов, которые
разрабатываются и в настоящее время. Например, работы "О воздухах, водах и
местностях" и "Эпидемии" посвящены медицинской географии, специальному
разделу современной медицины. Влияние местности, климата, ветров, почвы, воды
на распространение и течение заболеваний несомненно, и Гиппократ, много
путешествовавший в молодые годы, с завидной наблюдательностью описал это в
указанных работах. И в самом деле, разве состав воды не влияет на
распространение мочекаменной болезни и заболеваний щитовидной железы? Или
взять вопросы особенности холодовой патологии в разных районах нашей страны.
Разве это не представляет интереса - научного и практического - для медицины?
Мы хорошо знаем, что в некоторых районах нашей страны, например, более
распространены мочекаменная болезнь, заболевания щитовидной железы, что
зависит от состава воды.
Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах
зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и
если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие
врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население.
В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом
нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но
одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями,
лжеврачами, шарлатанами. Положение этой "клятвы": "... направлять режим
больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь
от причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в
настоящее время. В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины,
особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при
лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни
людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая
подобные вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа,
как "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставление". В статье
"Закон", выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что
"по званию их много, на деле же - как нельзя менее". В работе "О враче",
указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача
у постели больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность,
даже если бывает весьма полезны, презираются".
Говоря о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в
этой области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть
того, чего желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не
технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в
деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно
приступит к хирургии".
В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах
поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и
связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в
самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для
мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,
совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение,
решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и
необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед
богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против
невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против
непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против
бесстыдства..."
Долгое время идёт полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится
врачевание, к науке или искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил,
что врачевание может стать действительно искусством после длительной,
целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой работы. "Поэтому должно
вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами
немалое время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную
способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт
величайшую пользу, как больным, так и тем, которые занимаются с ними. И не
нужно стесняться разузнавать от простых людей, если что покажется полезным
для удобства лечения, ибо я думаю, что всё искусство в целом так было
обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено
к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные
обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и
тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия".
В наставлениях для врачей Гиппократ высказался и за необходимость
коллегиальных решений вопросов диагноза и лечения затруднительных случаев. Он
писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в
диагностике и лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям
обращены его слова: "Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно
возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...".
Важное место в сочинениях Гиппократа отводится научной работе врача. Он
начисто отвергает дилетантский подход к возможности научных открытий и
утверждает значение исторического изучения того или иного вопроса. "А мне
кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто
ещё не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а
также точно доводить, до конца сделанное наполовину". И далее: "...в медицине
уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод
при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное
открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи
основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого
к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это,
приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл
нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это
невозможно".
Большое внимание великий врач уделял просветительской деятельности, которую
он считал, неотъемлемой частью работы зрелого в профессиональном и
гражданском понимании этого слова врача. Так, в наследии Гиппократа особое
место занимает его книги: "О природе человека", "О здоровом образе жизни", "О
страданиях", "О священной болезни" и др., написанные в популярной форме,
доступные неспециалисту в медицине. Гиппократ был высокообразованным
человеком. Он поддерживал связь с выдающимися людьми того времени и находился
в определённой степени под их влиянием. Сохранилось письмо выдающегося
философа Демокрита к Гиппократу, в котором в частности он писал: "Необходимо
всем людям знать медицинское искусство, Гиппократ, и особенно, тем, что
получил образование и искусен в речах, ибо это в одно и тоже время прекрасная
и полезная вещь для жизни, поскольку, как я думаю, знание философии является
сестрой медицины и живёт с ней под одной и той же кровлей...". И далее:
"Действительно философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет
тело от болезней. Ум возрастает, пока имеет здоровье, забота о котором,
прекрасное дело здравомыслящих, но когда телесное состояние повреждено, ум не
имеет даже охоты заботиться о добродетели, ибо наступившая боль ужасным
образом омрачает душу, вовлекая в страдание разум".
Можно полагать, что книга "О страданиях" написана в определённой степени под
влиянием подобных убеждений, рассчитанная на широкую публику, она сообщает
такие сведения о болезнях их лечении, которые нужно знать малосведущему в
медицине человеку, чтобы при определённых обстоятельствах оказать себе
помощь. Знаменательно начало книги: "Всякий здравомыслящий человек, сознавая,
что для людей здоровье дороже всего, должен учиться помогать себе в болезнях
собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и
предписывают для его тела, знать всё это в той мере, которая подобает
частному человеку". Разбирая причины заболеваний, ученый указывает на пищу и
питьё, усталость и раны, обоняние, слух, зрение, половые сношения, тепло и
холод. Развивая положение о необходимости распространения медицинских знаний
среди населения, Гиппократ отмечает: "...важно также, чтобы простой человек
способствовал собственным своим суждениям тому, что говорит и делает врач".
В книге "О страданиях" особенно ценны разделы, посвящённые применению диеты
при лечении, а также описание применения тепла, холода, компрессов при
различных заболеваниях.
Просветительская деятельность и отсутствие страха перед осуждением корпорации
врачей относительно разглашения "тайн врачевания" принесли Гиппократу широкую
известность. Эти мысли великого ученого о медицинском просвещении населения
не устарели и сейчас и получили дальнейшее развитие. В настоящее время
ликвидация медицинской безграмотности играет важную роль в утверждении
здорового образа жизни, профилактике травматизма и многих заболеваний.
Гиппократ прославился и как врач-практик. При лечении больных он пользовался
следующими средствами: 1) диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3)
бальнеотерапией; 4) лечебной физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем.
Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с
бассейном, операционной. Что касается диетотерапии, то о значении, которое он
ей придавал, можно судить даже по названиям его работ: "О диете при острых
заболеваниях", "О диете". Книга "О здоровом образе жизни" посвящена диете для
здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием
похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные
препараты растительного происхождения.
Как видно из приведённого не так уж мало было в расположении у Гиппократа
средств, способствующих сохранению здоровья пациентов, и они были направлены
в первую очередь на усиление защитных сил организма при различных страданиях,
на его укрепление. А разве не это линия является стратегической в современной
медицине?
Указанная направленность практической деятельности снискала Гиппократу славу
выдающегося врача современности и всех последующих веков. Наука
интернациональна с этим сейчас никто не спорит. Но ученый как представитель
своей нации может добиться интернациональной известности только будучи
патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был патриотом греческого
народа. Когда его пригласил к себе на службу персидский царь Артаксеркс, суля
ему несметные богатства он категорически отказался. Поэтому поводу он писал
своему народу: "Я имел бы позор от богатства царя и от изобилия враждебного
моему отечеству, я обладал бы ими подобно тому, кто стал бы опустошителем
городом Греции. Богатство не есть приобретение денег отовсюду ибо великие
святыни добродетели, которых справедливость не закрывает но делает видимыми".
И далее: "Счастливы народы, которые знают, что превосходные люди служат им
защитой - не башни и не стены, но мудрые советы мудрых людей".
Ещё совсем недавно в период переломных моментов развития медицины, когда
собственный фактический материал не мог быть объяснён господствующими
теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или
объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: "Назад к
Гиппократу". Нельзя признать и лозунг оптимистов: "Вперёд с Гиппократом". Не
ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных
личностей - ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо
личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это
задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой.
Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых
поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.
Список используемой литературы:
1. Большая Советская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.
2. “История Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год.
3. Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.
4. Врачи – философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.
|