Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
Статья 283. Разглашение государственной тайны
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Статья 275. Государственная измена
Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
1. Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
2. Объектом государственной измены является внешняя безопасность государства. В понятие внешней безопасности входит суверенитет страны, неприкосновенность ее территории и обороноспособность.
Суверенитет — это полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти. Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.
Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
3. В УК РСФСР было предусмотрено семь форм измены:
переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти.
Переход на сторону врага предполагал совершение этого деяния в период войны или в боевой обстановке. УК РФ не называет военное время и боевую обстановку в качестве признаков состава преступления.
Бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы по существу не были формами измены, а лишь способами совершения указанного преступления. Буквальное толкование этих форм как перемещение гражданина СССР на территорию иностранного государства или отказ возвратиться на территорию СССР противоречило понятию измены Родине как враждебной деятельности гражданина СССР совместно с внешним противником и не позволяло отграничить это преступление от незаконного выезда из страны (ст. 83 У К РСФСР 1960 г.).
В УК РФ эта форма государственной измены отменена.
Не вписывалась полностью в признаки измены и такая ее форма, как заговор с целью захвата власти. В тех случаях, когда заговорщики осуществляют свою деятельность совместно с иностранным государством или иностранной организацией, их действия образуют состав государственной измены. Но когда заговорщики действуют, не контактируя с иностранными государствами или иностранными организациями, заговор не содержит признаков государственной измены.
Важное изменение внесено в содержание таких форм измены, как выдача государственной тайны и оказание помощи иностран-
ному государству, иностранной организации или их представителям
в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В УК РСФСР в качестве адресата выдачи и оказания помощи называлось только иностранное государство и не назывались иностранные организации или их представители.
В УК РФ речь идет не только об иностранном государстве, но и об иностранных организациях или их представителях.
4. Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
5. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации — ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (Российская газета, 1993, 21 сентября № 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, ст. 4673).
Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно"; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
6. Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
И шпионаж, и выдача — конкретизация основной формы измены — оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говори-
лось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь в враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях и т.д.
7. Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений, в области экономической — срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада, в области военной — поддержка незаконных формирований на территории России, в области разведки — расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.
8. Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату;
иное оказание помощи — с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
9. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в проведении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности России.
10. Субъектом государственной измены является только гражданин Российской Федерации, достигший шестнадцати лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК РФ.
11. Если за измену Родине по п. "а" ст. 64 УК РСФСР предусматривалась смертная казнь с обязательной конфискацией имущества, то в УК РФ (ст. 275 УК) — санкция от двенадцати до двадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой.
Однако согласно п. 5 ст. 15 У К РФ это преступление относится к особо тяжкому, поскольку за совершение его законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.
12. В примечании к ст. 275 УК предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает следствие и суд.
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
1. Формулировка состава шпионажа не претерпела существенных изменений по сравнению с той, которая была дана в УК РСФСР. В числе признаков шпионажа названо, кроме похищения и собирания, еще и хранение сведений, составляющих государственную тайну с целью передачи их адресатам шпионажа. Из предмета шпионажа исключена военная тайна.
В зависимости от предмета различают два вида шпионажа:
шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались
по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
2. Собирание предполагает любой способ получения сведений, кроме хищения. Хищение — это противоправное, безвозмездное изъятие сведений. Хранение сведений, как и собирание и хищение, должны преследовать цель передачи этих сведений адресатам шпионажа. Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату.
Такие действия, как выдача государственной тайны, не предусмотрены ст. 276 УК. Поэтому факт передачи сведений адресатам шпионажа следует квалифицировать как оконченный шпионаж, независимо от того, предшествовал ли передаче сбор сведений или нет.
3. Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее шестнадцати лет.
Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект сознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.
4. Так же как и измена Родине, шпионаж ранее карался смертной казнью с конфискацией имущества, а по УК РФ шпионаж наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Согласно п. 5 ст. 15 УК РФ шпионаж — особо тяжкое преступление.
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт), —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
1. В отличие от ст. 66 УК РСФСР (террористический акт) ст. 277 УК РФ предусматривает только убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля. Причинение тяжких телесных повреждений (ст. 66 УК РСФСР) ст. 277 УК не предусматривает. В число потерпевших не включены представители власти. Но в понятие государственных и общественных деятелей включены не только деятели, поддерживающие существующую власть и проводящие в жизнь ее политику, но и деятели общественных организаций любого направления и ориентации, в том числе и оппозиционных, негативно относящихся к существующему строю. Закон категорично запре-
щает террористический акт как средство политической борьбы, как средство подавления политических противников.
К государственным деятелям относятся руководители государственных органов федерального уровня и субъектов Российской Федерации и другие государственные служащие, которые своей деятельностью активно проводят в жизнь политику государства. К государственным деятелям также относятся депутаты, официально зарегистрированные кандидаты для избрания в органы власти, их доверенные лица, члены избирательных комиссий, судьи и т.п.
Общественные деятели — это лица, активно участвующие в работе общественных объединений, политических партий, профессиональных и иных общественных объединений.
2. Террористический акт совершается с прямым умыслом, его целью является прекращение политической деятельности государственных или общественных деятелей или месть за такую деятельность, независимо от характера и направленности этой деятельности.
Месть в данном случае можно рассматривать и как мотив, и как цель преступления, важно, что она осуществляется за политическую деятельность потерпевшего.
3. Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать либо убийство, либо покушение на убийство указанных лиц. Если умысел виновного был направлен на причинение телесных повреждений потерпевшему, то его действия нельзя рассматривать как террористический акт даже при наличии указанной в законе цели.
Угроза совершить террористический акт в качестве преступления законом не предусмотрена. В таких случаях действия виновного следует квалифицировать как угрозу убийством по ст. 119УК РФ.
4. Террористический акт считается оконченным с момента причинения смерти или же с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего.
5. Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Если террористический акт совершает гражданин Российской Федерации по заданию иностранного государства, иностранной организации, то его действия следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству и террористический акт по совокупности преступлений.
Если террористический акт совершается наемным убийцей, вопрос об ответственности должен решаться следующим образом: если наемный убийца не знал и не мог знать подлинных целей заказчика убийства, он будет нести ответственность за умышленное убийство; если наемный убийца знал о целях убийства, он будет отвечать за террористический акт как его испол-
нитель, а заказчик — за подстрекательство или организацию террористического акта.
6. В отличие от первых двух составов преступлений (государственная измена — ст. 275 УК, шпионаж — ст. 276 УК) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля наряду с лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет предусматривает наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы. Это преступление также особо тяжкое.
Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
1. Данная статья новая. Состав преступления, предусмотренный ею, включает ранее существовавшую в УК РСФСР форму измены Родине — заговор с целью захвата власти, которая не вписывалась полностью в понятие государственной измены. Однако связь с государственной изменой осталась. Так, если виновные совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то действия заговорщиков следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и как насильственные действия, направленные на захват власти, по совокупности преступлений.
2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных ст. 278 УК, а делает акцент на целенаправленности этих действий. Первая группа действий — насильственные действия, направленные на захват власти в нарушение Конституции Российской Федерации. Поскольку в законе не конкретизировано, на захват какой именно власти направлены насильственные действия, то следует иметь в виду все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Не оговорен в законе и уровень власти (федеральная, субъекты Федерации, муниципальная), а значит, речь должна идти о власти любого уровня. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
Вторая группа действий направлена на насильственное удержание власти. Речь идет о том, что виновные обладают властью, имеют ее, но обязаны сложить власть согласно Конституции (отрешение от должности, переизбрание и т.п.), однако делать этого не желают и насильственно удерживают ее.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти.
Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.
Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Все три группы действий совершаются насильственным способом, причем формы и степень насилия не ограничены законом. Насилие может быть и вооруженным, и совершаться как одним человеком, так и группой.
3. Это преступление, согласно закону (п. 5 ст. 15 УК), относится к особо тяжким. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления.
Если в ходе насильственных действий совершаются акт терроризма, умышленное убийство, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
4. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя. Если создана преступная организация для совершения указанных в ст. 278 УК действий, то действия ее участников следует квалифицировать по ст. 210 У К (организация преступного сообщества) и по ст. 278 УК по совокупности преступлений. Если же существовал заговор с целью захвата власти, но он не оформился в преступное сообщество и заговорщики не совершили других действий, направленных на насильственный захват власти, то действия виновных следует квалифицировать как приготовление к совершению насильственного захвата или удержания власти или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
5. Субъектами указанного преступления могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Действуют они с прямым умыслом и преследуют цели захвата или удержания власти или же изменения конституционного строя Российской Федерации.
Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
1. Вооруженный мятеж — новый состав преступления. Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем
могут быть совершены в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации или изменения ее территориальной целостности.
От вооруженного мятежа организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК) отличается по объективной стороне и направленности умысла. Состав ст. 208 УК не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации. Действия виновных будут рассматриваться как реальная совокупность преступлений и квалифицироваться по ст.ст. 208 и 279 УК только в тех случаях, когда организация незаконных вооруженных формирований перерастает в вооруженный мятеж.
2. Объективная сторона вооруженного мятежа выражается либо в организации этого преступления, либо в активном участии в нем.
Действия организатора могут выражаться в вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Как организацию мятежа следует рассматривать и подстрекательство к мятежу, которое привело к совершению этого преступления.
Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.).
Совершение мятежниками террористических актов, умышленных убийств следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Мятеж обязательно должен быть вооруженным, но это не означает, что должен быть вооружен каждый мятежник.
Понятие оружия дано в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Рос-
сийской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 1997, № 17, ст. 2010;
№ 42, ст. 4790; № 51, ст. 5818; 1998, № 6, ст. 757).
О понятии оружия см. комментарии к cm. 222 УК РФ.
3. Вооруженный мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления мятежников с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой в противном случае осуществить свои требования вооруженной силой.
4. Преступление совершается только с прямым умыслом и специальными целями: свержение или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства.
5. Ответственность за вооруженный мятеж несут только его организаторы и активные участники, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Остальные мятежники ответственности за вооруженный мятеж, как правило, не несут, но могут отвечать за конкретные преступления, совершенные ими в ходе вооруженного мятежа.
Это преступление относится к особо тяжким.
Статья 280. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
1. Публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации —
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, —
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
1. Объектом преступления, предусмотренного ст. 280 УК, является политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.
Призыв — это активное воздействие на сознание и волю людей с целью склонить их к насильственным действиям по захвату власти, удержанию власти или изменению конституционного строя. Формы, в которых осуществляются призывы, могут быть самыми разнообразными (устные, письменные, с помощью
технических средств и т.п.), кроме призывов с использованием средств массовой информации. Призывы с использованием средств массовой информации образуют квалифицированный состав этого преступления.
2. Обязательным требованием к призывам является их публичность. Публичность означает, что призывы обращены к широкому кругу людей. В каждом конкретном деле вопрос о публичности призывов решается с учетом всех обстоятельств дела. В том числе должно быть установлено, что публика воспринимала призывы.
3. Преступление считается оконченным с момента публичного распространения призывов указанного содержания независимо, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет.
Изготовление, размножение или хранение материалов, содержащих призывы к насильственному захвату или удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя с целью их последующего публичного распространения, не влечет уголовной ответственности, так как стадия приготовления к данному преступлению в силу п. 2 ст. 30 УК ненаказуема (приготовление ведется к совершению преступления средней тяжести).
Подготовка совершения указанного преступления при отягчающих обстоятельствах (с использованием средств массовой информации) также ненаказуема.
Если публичные призывы привели к вооруженному мятежу или массовым беспорядкам, действия виновных следует квалифицировать по совокупности с массовыми беспорядками (ст. 212 У К) и вооруженным мятежом (ст. 279 У К).
4. С субъективной стороны указанное преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает характер и публичную направленность призывов и желает действовать таким образом. Мотивы действий виновного закон не указывает, и они могут быть самыми разнообразными (идейное невосприятие конституционного строя, месть и т.д.). Они учитываются при назначении меры наказания. Цель преступления — побудить граждан к насильственному захвату власти, удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.
5. Ответственность за данное преступление несут граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Часть 2 ст. 280 УК предусматривает ответственность за публичные призывы, совершенные с использованием средств массовой информации (имеются в виду радио, телевидение, печать).
УК РФ не предусматривает таких отягчающих обстоятельств, как повторность, совершение призывов организованной группой и совершение преступления по заданию иностранных организаций или их представителей.
6. Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности против нашего государства, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.
Действия, предусмотренные ст. 280 УК, относятся к преступлениям средней тяжести.
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружении, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
1. Состав диверсии существовал в УК РСФСР до 1994 года и был исключен Федеральным законом от 1 июля 1994 г. Как показала практика, это исключение было необоснованно ни теоретически, ни практически. В УК РФ состав диверсии восстановлен, но несколько в иной редакции.
Во-первых, из числа признаков диверсии исключены такие действия, как массовое уничтожение людей, распространение эпидемий и эпизоотии, совершение массовых отравлений. Подчеркнута направленность диверсии на разрушение или повреждение важных народнохозяйственных и оборонных объектов, а также объектов жизнеобеспечения населения. Круг предметов диверсии сужен.
Изменена формулировка цели преступления. Если раньше она формулировалась как цель ослабления Советского государства, то теперь речь идет о цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Прежняя формулировка цели была слишком широка и неконкретна, а потому и труднодоказуема. Формулировка цели преступления, предусмотренного ст. 281 У К РФ, более конкретна, что облегчает ее доказывание на практике.
2. Объективные признаки диверсии выражаются в совершении взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.
Под разрушением следует понимать приведение сооружения в полную негодность.
Под повреждением понимается приведение сооружения в частичную негодность и возможность восстановления и ремонта.
Перечень действий диверсантов, данный в законе, примерный, но это всегда действия активные, общеопасные и ведущие к быстрым последствиям разрушительного характера (затопление, обвал, крушение и т.п.).
3. Преступление окончено с момента совершения взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение объектов диверсии. Фактическое разрушение или повреждение объекта не меняет квалификации преступления.
4. При совершении диверсии могут погибнуть и, как правило, гибнут люди. Если гибель является результатом неосторожности, то не требуется квалификации по совокупности преступлений. Если же это были умышленные действия, направленные специально на уничтожение людей, то речь должна идти о квалификации по совокупности преступлений (ст.ст. 105 и 281 УК).
5. Диверсия совершается только с прямым умыслом и с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. При установлении истинных целей виновного следует учитывать прежде всего объективные признаки состава преступления: способ совершения преступления, а также личность виновного в совокупности.
По цели диверсию следует отличать от такого похожего преступления, как терроризм (основное отличие). Если виновный, совершая взрывы, поджоги и иные действия, преследовал как цели диверсии, так и цели терроризма, то его действия следует квалифицировать по совокупности этих преступлений.
6. Ответственность за диверсию несет любое лицо, т.е. гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В ч. 2 ст. 281 У К говорится о совершении диверсии организованной группой, т.е. устойчивой группой, заранее объединившейся для совершения одного или нескольких преступлений. Это могут быть и специально подготовленные разведывательно-диверсионные формирования зарубежных государств и организаций, совершающих диверсионные акты против нашего государства.
Рассматриваемое преступление является особо тяжким, но в отличие от УК РСФСР смертную казнь не предусматривает.
Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполно-
ценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
1. Данный состав преступления существовал в УК РСФСР, но он входил в раздел иных государственных преступлении. Однако в УК РФ в этот состав внесены изменения.
В статье указан способ совершения преступления — публично или с использованием средств массовой информации.
По-новому сформулированы квалифицирующие признаки преступления.
2. Преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, посягает на национальное равноправие граждан независимо от их национальной, расовой принадлежности или отношения к религии. Оно представляет большую общественную опасность, особенно во взрывоопасных регионах со сложными межнациональными отношениями. В этой связи данный состав обоснованно включен в раздел преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
3. Закон не конкретизирует действий, характеризующих объективную сторону преступления, а указывает лишь на их направленность. Действия могут быть направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (призывы к расправе с лицами иной национальности, депортация и т.п.); на унижение национального достоинства (оскорбления, затрагивающие национальные чувства, клевета по расовым или религиозным признакам и т.п.). Это может быть пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
Под пропагандой следует понимать оказание активного влияния на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения этих людей к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способ-ствование уже существующему намерению.
4. Все указанные действия должны совершаться обязательно публично или же с использованием средств массовой информации.
Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды может привести к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу и другим преступлениям. В этих случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
5. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от наступивших последствий.
6. Совершается это преступление только с прямым умыслом. Виновный сознает характер совершаемых действий и желает их совершить.
7. Ответственность за это преступление несут лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
8. Часть 2 ст. 282 УК РФ предусматривает квалифицирующие признаки при совершении этого преступления. Прежде всего это совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 282 УК, с применением насилия или угрозой его применения. Имеется в виду как физическое, так и психическое насилие (угроза). Степень насилия закон не указывает, стало быть, она может быть любой. Однако, если насилие привело к убийству потерпевшего или причинению тяжкого вреда здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Совершение данного преступления лицом с использованием служебного положения предполагает, что эти действия совершают не только должностные лица, но и любые другие, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.
Квалифицирующим признаком является также совершение этого преступления организованной группой.
Рассматриваемое преступление согласно закону (п. 3 ст. 15 УК) относится к средней тяжести.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведении, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ. — Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, cm. 3012).
\. Состав этого преступления имелся в УК РСФСР в разделе иных государственных преступлений (ст. 75). В У К РФ этот состав включен в главу преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства почти без изменений. Изменена только субъективная сторона преступления. Отныне это преступление совершается только умышленно. Тяжкие же последствия, указанные в ч. 2 ст. 283 УК РФ, могут наступить и по неосторожности. Это преступление с двумя формами вины, но в целом считается умышленным преступлением.
2. Объектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК, являются сведения, составляющие государственную тайну. Сведения, относимые к государственной тайне, указаны в ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне". Перечень этих сведений определен Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г., № 1203 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4775;
1998, № 5, ст. 561).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 71 "Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 4, ст. 268) Правительство Российской Федерации персонально назначает лиц в эту комиссию.
3. Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.
4. Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.
5. Разглашение окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.
6. Ответственность за разглашение несет только лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе.
Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск к государственной тайне, а также лиц, которые имеют доступ к государственной тайне.
Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.
К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).
7. Разглашение тайны совершается только умышленно, причем умысел может быть прямым или косвенным. При совершении преступления с прямым умыслом возникает вопрос об отграничении этого преступления от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие идет по характеру и содержанию умысла. При измене и шпионаже субъект сознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При разглашении тайны виновный сознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не сознает и не может сознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.
8. Часть 2 ст. 283 УК устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).
Если умыслом виновного указанные тяжкие последствия не охватывались, то ответственность по ч. 2 ст. 283 УК наступает только при установлении неосторожной вины по отношению к этим последствиям.
9. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 283 УК, признается средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.
10. Субъектом преступления является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Это преступление относилось ранее к числу иных государственных преступлений (ст. 76 УК РСФСР). В УК РФ изменена редакция статьи. Утрата документа и наступление тяжких последствий в УК РФ являются обязательным последствием нарушения установленных правил обращения с документами, и между нарушением и утратой и наступлением тяжких последствий должна устанавливаться причинная связь. Кроме того, в данной статье указано на неосторожную вину при совершении указанного преступления.
2. Предметом преступления являются документы, т.е. письменные акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т.д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях.
Предметом преступления могут также выступать материальные носители секретов в виде образцов военной техники, оружия, топлива, оборудования. Сведения об этих предметах составляют государственную тайну, поэтому они могут быть разглашены, а могут быть переданы постороннему лицу и сами предметы.
3. Объективную сторону преступления характеризуют такие действия, как нарушение правил обращения с документами. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями.
Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами.
Если утрата не повлекла тяжких последствий, состава данного преступления не будет.
4. Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий.
5. Преступление, предусмотренное ст. 284 УК, совершается только лицами, имеющими допуск к государственной тайне (т.е. процедурно оформленное право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну).
6. По отношению к последствиям вина может быть только неосторожной. В случае умышленного предоставления докумен-
та или предмета постороннему лицу речь должна идти о разглашении государственной тайны.
Действия, предусмотренные этой статьей, относятся к категории преступлений средней тяжести.