Статья 332. Неисполнение приказа
Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы
Статья 334. Насильственные действия в отношении начальника
Статья 336. Оскорбление военнослужащего
Статья 337. Самовольное оставление части или места службы
Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства
Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы
Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы
Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и атрулирования в гарнизоне
Статья 345. Оставление погибающего военного корабля
Статья 346. Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества
Статья 347. Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности
Статья 348. Утрата военного имущества
Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин
Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Статья
352. Нарушение правил кораблевождения
1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
2. В соответствии со статьями настоящей главы уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.
3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
1. Впервые в истории России законодательные нормы о воинских преступлениях изложены не в отдельном источнике, а непосредственно в Уголовном кодексе в качестве его составной части*.
Включение норм о воинских преступлениях непосредственно в УК РФ подчеркивает полное равенство военнослужащих со
Первым законодательным актом, устанавливающим ответственность за воинские преступления, являлся Артикул Воинский, включенный в Воинский Устав 1716 года, разработанный под руководством Петра I. Содержащиеся в нем нормы, хотя и с другими формулировками, по своему смыслу и содержанию сохранились до наших дней, что свидетельствует о преемственности уголовно-правовых систем различных государственных устройств, касающихся их военных организаций.
всеми гражданами, а также единство оснований уголовной ответственности за совершение как общеуголовных, так и воинских преступлений.
2. В соответствии со ст. 59 Конституции защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В целях обороны страны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации предназначаются для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Применение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации.
3. К обороне привлекаются Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны; воинские формирования — инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
Служба внешней разведки Российской Федерации; органы федеральной службы безопасности, органы Пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации. Перечень войск, воинских формирований и военных органов установлен Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст. 2750) и является исчерпывающим.
4. Объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый гл. 33 УК.
Порядок прохождения военной службы устанавливается Конституцией Российской Федерации, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, воинскими уставами.
5. Не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные статьями гл. 33 УК РФ (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше десяти суток, и т.п.), а также деяния хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК.
6. Субъектами преступлений против военной службы являются граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего; к ним относятся военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
7. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475) правовой основой воинской обязанности и военной службы является Конституция, Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются указанным Федеральным законом (ст.ст. 2, 32).
8. Кроме военнослужащих в соответствии со статьями главы 33 УК уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.
9. Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы (ст. 34).
Согласно Закону Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (Ведомости Съезда народных де-
путатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 6, ст. 188) лица, противоправно уклоняющиеся от военной службы, добровольно сдавшиеся в плен либо содержащиеся под стражей в качестве подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в связи с совершением преступления, на время нахождения вне военной службы утрачивают статус военнослужащих и это время не засчитывается в срок их военной службы.
10. В отличие от УК РСФСР 1960 года, устанавливающего ответственность за воинские преступления, совершаемые как в мирное, так и в военное время и в условиях боевой обстановки, нормы УК РФ определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
11. Следует также остановиться на наиболее важных и принципиальных нормах общей части Уголовного кодекса, применяемых только к военнослужащим при привлечении их к уголовной ответственности за совершение общеуголовных и воинских преступлений.
12. Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 14 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в Кыргызской Республике от 5 июля 1993 г. (Бюллетень международных договоров, 1995, № 7, ст. 8) в случае совершения лицами, входящими в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, преступлений против Российской Федерации, или членов их семей и по делам о воинских преступлениях применяется законодательство Российской Федерации.
Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:
за преступления против Российской Федерации, против лиц, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, или членов их семей, не являющихся гражданами иностранного государства, а также за воинские преступления и преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, рос-
сийские военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;
за преступления, совершенные вне пределов дислокации воинской части, носящие общеуголовный характер (убийство, кража и т.д.) и совершенные в отношении граждан страны пребывания, военнослужащие несут уголовную ответственность по законодательству страны пребывания.
13. Статья 11 УК РФ определяет, что ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации, независимо от места их нахождения наступает по УК РФ, так как военный корабль или военное воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией Российской Федерации, где бы оно ни находилось.
14. Существенным изменениям подверглись нормы, связанные с назначением и отбыванием наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Это наказание впервые включено в перечень уголовных наказаний и выделено в качестве самостоятельного вида наказания (п. "к" ст. 44 УК). Данный вид наказания является более строгим, чем арест, и более мягким, чем лишение свободы на определенный срок. Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание прямо предусмотрено в санкциях восемнадцати статей главы 33 УК РФ (ст.ст. 332 — 337, 339 — 350). В соответствии со ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет.
В соответствии со ст. 73 УК РФ суд может назначить условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, что является новым по сравнению с УК РСФСР.
В У К РФ (ч. 3 ст. 81) специально предусмотрено, что военнослужащие, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части либо арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае признания их негодными к военной службе.
Поскольку отбытие наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть связано с прохождением военной службы, то лицо, осужденное к этому наказанию, сохраняет статус военнослужащего с ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Направление в дисциплинарную воинскую часть не может быть
назначено подсудимому, который по состоянию здоровья не годен к военной службе либо к моменту вынесения приговора фактически отслужил установленный законом срок службы по призыву.
15. Статья 73 УК РФ допускает условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, когда суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, а ст. 79 УК РФ — условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Поскольку содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу, постольку отмена условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 3 ст. 74 и п. "а" ч. 7 ст. 79 УК РФ) в отношении лиц, уволенных к моменту принятия такого решения с военной службы, должна производиться судом по месту жительства осужденных. При этом суд, принявший решение об отмене условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части, заменяет содержание в дисциплинарной воинской части на другой, более мягкий вид наказания.
В отличие от УК РСФСР, когда военнослужащий, отбывший наказание в дисциплинарном батальоне, считался не имеющим судимости, в соответствии со ст. 86 УК РФ судимость лиц, отбывших наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после отбытия данного наказания.
16. В У К РФ (ст. 51) введен важный вид уголовного наказания — ограничение по военной службе.
Ограничение по военной службе на срок от трех месяцев до двух лет в качестве меры наказания предусмотрено в санкциях шестнадцати статей главы 33 УК (ст.ст. 332 — 334, 336 — 337, 339 — 349) за совершение преступлений против военной службы. Кроме того, данное наказание может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение общеуголовных преступлений вместо исправительных работ на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 51 У К РФ во время отбывания этого наказания осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов.
Данное наказание может быть назначено условным (ст. 73 УК), и к лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК).
17. При осуждении военнослужащего за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом его личности суд может лишить его воинского звания и государственных наград (ст. 48 У К).
18. В соответствии со ст. 54 У К наказание в виде ареста на срок от одного до шести месяцев применяется к военнослужащим на общем основании, однако это наказание они отбывают на гауптвахте, сохраняя статус военнослужащего.
Статья 332. Неисполнение приказа
1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
1. Данная статья УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение подчиненным приказа в случае причинения существенного вреда интересам службы.
2. Квалифицирующими признаками являются совершение этого преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия.
3. Часть 3 ст. 332 УК предусматривает уголовную ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.
4. Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации является единоначалие. Согласно ст. 30 Устава внутренней службы и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военно-
служащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.
5. Понятие приказа определено в ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.
Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Проблема ответственности за отдачу и исполнение приказа, противоречащего закону, должна решаться в соответствии со ст. 42 УК.
6. Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.
7. Начальники различаются по своему служебному положению и по воинскому званию (см. ст.ст. 32 и 33 Устава внутренней службы).
8. В отличие от ст.ст. 238 и 239 УК РСФСР преступление, предусмотренное чч. 1 и 2 ст. 332 УК РФ, может быть совершено только умышленно, т.е. путем неповиновения (открытого отказа от исполнения приказа) или иного умышленного неисполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.
9. Состав данного преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы. Понятие такого вреда законом не установлено. По нашему мнению, существенным вредом является ущерб, значительный по своему характеру и размерам.
Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависит от конкретных обстоятельств дела и должен решаться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и, в целом, порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени и т.д.
10. Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.
11. В ч. 3 ст. 332 УК речь идет о неисполнении приказа по неосторожности, повлекшем тяжкие последствия.
Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 332 УК, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.
12. Если последствием неисполнения приказа явилось причинение тяжкого вреда здоровью либо причинение смерти по неосторожности, то действия виновного кроме ст. 332 УК должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.
13. Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.
Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы
1. Сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его применения, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с применением оружия;
в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
1. Данная статья предусматривает два преступления: сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы; принуждение указанных лиц к нарушению этих обязанностей.
2. Сопротивление выражается в воспрепятствовании начальнику или иному лицу исполнять возложенные на него обязанности военной службы, в лишении возможности действовать в соответствии с законом, воинскими уставами, приказом.
3. Для принуждения характерно стремление подчиненного заставить начальника отступить от конкретного распоряжения, требования, действия. Принуждение предполагает предъявление к начальнику, а равно иному лицу конкретного требования о совершении или несовершении им определенных действий вопреки интересам службы.
4. Уголовная ответственность по данной статье наступает только когда сопротивление или принуждение совершены в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы.
Действующая судебная практика определяет понятие "исполнение обязанностей военной службы" как фактическое исполнение военнослужащими конкретных служебных обязанностей (общих и специальных). Установленные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Уставом внутренней службы перечни исполнения обязанностей военной службы ориентировочные и их цель состоит в том, чтобы определить основания признания военнослужащего находящимся на военной службе, вообще, для определения последствий, связанных, например, с определением видов и размеров пенсий, пособий, выплат и т.п.
5. Таким образом, при решении вопроса об исполнении обязанностей военной службы в уголовно-правовом смысле нет никаких оснований ссылаться на перечни, установленные Законом о воинской обязанности и военной службе и уставом, а необходимо в каждом конкретном деле проверять, находился ли начальник или подчиненный при исполнении конкретных обязанностей, образующих порядок несения военной службы, и в зависимости от этого решать вопрос об уголовной ответственности. При этом следует исходить из ст. 21 Устава внутренней службы, регламентирующей должностные и специальные обязанности, которые могут быть возложены на военнослужащего.
6. В отличие от ст. 240 УК РСФСР, допускавшего возможность сопротивления или принуждения без насилия или угрозы его применения к начальнику или иному лицу, в ст. 333 УК РФ преступлением признается лишь сопротивление или принуждение, сопряженное с насилием или с угрозой его применения к начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы. По ч. 1 ст. 333 УК подлежат квалификации сопротивление и принуждение, сопряженное с угрозой применения любого насилия, а также с физическим насилием в виде нанесения побоев, причинение легкого вреда здоровью и т.п.
7. В п. "в" ч. 2 ст. 333 УК речь идет о сопротивлении или принуждении, сопряженных с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Поскольку умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренное чч. 2, 3 и 4 ст. Ill УК, является более тяжким преступлением, сопротивление или принуждение, сопряженное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью начальника или иного лица, следует квалифицировать по совокупности ст.ст. 333 и 111 УК. Умышленное убийство начальника или иного лица при сопротивлении или принуждении полностью охватывается п. "б" ч. 2 ст. 105 УК, так как такое убийство не включено в диспозицию ст. 333 УК.
8. Иными тяжкими последствиями сопротивления или принуждения могут быть: срыв выполнения боевого или иного важного задания, уничтожение или серьезное повреждение боевой техники, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения части, причинение по неосторожности смерти начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы.
9. По смыслу п. "б" ч. 2 ст. 333 УК применение оружия означает фактическое использование огнестрельного или холодного оружия для физического или психического воздействия на начальника или иное лицо при сопротивлении или принуждении его к нарушению обязанностей военной службы.
10. Квалифицирующие признаки см. комментарий к ст. 35 УК.
Статья 334. Насильственные действия в отношении начальника
1. Нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с применением оружия;
в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
1. Квалифицированные виды насильственных действий в отношении начальника предусмотрены ч. 2 данной статьи: насильственные действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия; с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.
2. По ст. 334 УК подлежат уголовной ответственности лица, совершившие насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или начальника по воинскому званию.
Нет состава данного преступления, если такие действия совершены в отношении старшего, равного по воинскому званию при отсутствии между ними отношений подчиненности, а также в случаях, когда насилие совершено на почве служебной деятельности лица, бывшего начальником в прошлом.
3. Понятие исполнение обязанностей военной службы дано в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 7, 21 Устава внутренней службы, под которым следует понимать исполнение обязанностей, образующих порядок несения военной службы, установленных законами, воинскими уставами, соответствующими приказами.
4. Ответственность по данной статье УК наступает, если насильственные действия совершены в отношении начальника, исполняющего в данный конкретный момент обязанности военной службы (в воинской части, за ее пределами во время исполнения начальником обязанностей военной службы и т.п.) или в связи с исполнением им обязанностей по военной службе, т.е. на почве его служебной деятельности, в том числе и в свободное от службы время.
5. Ответственность подчиненного поданной статье исключается, если насильственные действия явились защитой от проти-
воправного насилия со стороны самого начальника. В зависимости от конкретных обстоятельств такие действия могут быть признаны необходимой обороной или превышением ее пределов.
6. Если насильственные действия в отношении начальника совершены в процессе сопротивления или принуждения, то они подлежат квалификации только по ст. 333 УК.
7. По ч. 1 ст. 334 УК подлежат квалификации насильственные действия в отношении начальника, состоящие из нанесения ему побоев, причинении легкого вреда здоровью либо ином физическом насилии, связанным с причинением боли либо ограничением свободы.
8. В п. "в" ч. 2 ст. 334 УК речь идет о насильственных действиях с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Насильственные действия в отношении начальника, совершенные с причинением тяжкого вреда его здоровью, должны квалифицироваться по совокупности ст.ст. 334 и 111 УК. Умышленное убийство начальника при обстоятельствах, указанных в ст. 334, образует состав преступления, предусмотренного п. "б" ст. 105 УК. Причинение смерти по неосторожности следует относить к иным тяжким последствиям и квалифицировать по п. "в" ч. 2 ст. 334 УК.
Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности
1. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, —
наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) неоднократно;
б) в отношении двух или более лиц;
в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
г) с применением оружия;
д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
1. Диспозиция данной статьи существенно отличается от диспозиции ст. 244 УК РСФСР.
Основное отличие состоит в том, что унижение чести и достоинства военнослужащего или издевательство над ним либо применение к нему насилия является формой проявления, способом реализации различных видов нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Указанные нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими сопровождаются предъявлением к потерпевшим определенных противозаконных требований, принуждением их к тем или иным действиям в интересах виновных, подчинения своей воле сослуживцев и т.п. Диспозиция данной статьи, в отличие от диспозиции ст. 244 УК РСФСР, охватывает практически все формы и способы различных видов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.
2. Данное преступление направлено против установленного порядка прохождения военной службы, воинских правоотношений. По этой статье должны быть квалифицированы все насильственные и другие действия, совершенные в отношении потерпевшего, как находящегося при исполнении служебных обязанностей, так и не находящегося при их исполнении, но в связи с его служебной деятельностью, когда при исполнении служебных обязанностей находился виновный, а также в случаях, когда потерпевший и виновный не находились при исполнении служебных обязанностей, но преступление сопровождается проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, нарушением установленного воинского правопорядка.
3. Не могут быть квалифицированы по данной статье указанные действия, если они совершены на почве личных взаимоотношений без нарушения воинского правопорядка.
4. По ч. 1 ст. 335 УК подлежат квалификации нарушения уставных правил взаимоотношений, связанные со всеми формами и способами унижения чести и достоинства или издевательства потерпевшего, сопряженные с угрозой применения и с применением различных видов насилия, с нанесением побоев, причинением легкого вреда здоровью, иными насильственными действиями, связанными с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы.
5. Нарушения уставных правил взаимоотношений, сопряженные с совершением насильственных действий сексуального характера, должны быть квалифицированы по совокупности ст.ст. 335 и 132 УК.
6. По ч. 2 ст. 335 квалифицируются нарушения уставных правил взаимоотношений, совершенные неоднократно, т.е. два или более раза в разное время, в том числе и в отношении одного потерпевшего; в отношении двух или более лиц как одновремен-
но, так и в разное время, но не в отношении одного потерпевшего; группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия, когда оружие используется непосредственно для применения насилия; с причинением средней тяжести вреда здоровью.
7. К тяжким последствиям нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут быть отнесены причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства или покушения на него, причинение умышленного тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств. Умышленное убийство, а также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах следует дополнительно квалифицировать по соответствующим статьям главы 16 У К.
Статья 336. Оскорбление военнослужащего
1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы —
наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
2. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
1. Данная статья УК по сравнению со ст. 243 УК РСФСР расширила пределы уголовной ответственности за оскорбление военнослужащего, установив дополнительно такую ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого, не состоящими в отношениях подчиненности, т.е. равным равного, а также ответственность не только за оскорбление насильственным действием, но и за все иные виды оскорбления, что не содержала диспозиция ст. 243 УК РСФСР.
2. Понятие оскорбления дано в ст. 130 УК. Оскорбление будет являться воинским преступлением только в том случае, если оно нанесено одним военнослужащим другому во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (виновным или потерпевшим).
Если оскорбление нанесено на почве личных отношений вне сферы служебной деятельности, то оно может быть квалифицировано по ст. 130 УК.
3. В отличие от ст. 335 УК оскорбление, предусмотренное ст. 336, выражается в отрицательном отношении виновного к
личности потерпевшего, унижении его чести и человеческого достоинства, оно не связано с предъявлением к нему тех или иных требований, принуждением к нарушению обязанностей военной службы, стремлением для виновного добиться для себя привилегированного положения в воинском коллективе.
4. Под унижением чести и достоинства в ст. 336 УК понимается отрицательная оценка личности военнослужащего, унижение и дискредитация его репутации, человеческого достоинства, воинского звания и должностного положения. Оскорбление может быть совершено устно, письменно, различными физическими действиями (пощечина, плевок, срывание погон и знаков различия и т.п.).
5. Неприличной формой оскорбления является унижение чести и достоинства, выраженных устно, письменно или в действиях, противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности, нормам воинских правоотношений.
6. С субъективной стороны данное преступление является умышленным.
Статья 337. Самовольное оставление части или места службы
1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —
наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
1. Новым в данной статье является установление уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы или за неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток. Это связано с отсутствием уголовной ответственности в УК РФ за самовольную отлучку, которая была предусмотрена в ст. 245 УК РСФСР, продолжительностью свыше одних суток, но не более трех суток.
Такие понятия, как самовольное оставление службы, неявка на службу, территория части или места службы, уважительные причины, остались прежними.
2. Субъектами этого преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, к которым относятся: солдаты и сержанты, несущие военную службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы, т.е. до окончания первого курса обучения; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву и уволенные с военной службы до истечения срока контракта, если они к моменту увольнения не выслужили установленный срок военной службы по призыву и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со ст. 331 УК действие ст. 337 УК распространяется на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов, а также военных строителей военно-строительных отрядов.
3. Часть 2 ст. 337 УК устанавливает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части.
4. Часть 3 данной статьи предусматривает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту.
5. Правовое положение лиц, проходящих военную службу по контракту, определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
6. По ч. 4 ст. 337 УК подлежат квалификации указанные деяния продолжительностью свыше одного месяца.
7. Важное значение имеет примечание к ст. 337 УК, предусматривающее возможность освобождения от уголовной ответственности военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств. Закон не устанавливает перечень таких обстоятельств, и они должны определяться судом в каждом конкретном случае. К ним могут быть отнесены крайне неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на военной службе, тяжелые семейные и личные обстоятельства и т.п.
1. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
2. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное частью первой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
1. Состав преступления не зависит от срока самовольного оставления части или места службы или неявки в срок на службу, если по делу установлена цель вовсе уклониться от военной службы, и является оконченным с момента оставления части, места службы или неявки на службу.
2. С субъективной стороны дезертирство совершается только с прямым умыслом и с целью уклониться от прохождения военной службы.
3. Субъектами преступления могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту.
4. По ч. 2 ст. 338 УК предусмотрена уголовная ответственность за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а также дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
5. Если же противоправное завладение оружием при дезертирстве содержит признаки хищения этого оружия, то оно должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 226 и 338 УК.
6. Вопрос о степени стечения тяжелых обстоятельств, которые могут явиться основанием освобождения от уголовной ответственности за дезертирство, должен решаться так же, как и при самовольном оставлении части.
Статья 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами
1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
1. В отличие от ст. 249 УК РСФСР ст. 339 УК РФ содержит уголовную ответственность за временное уклонение (ч. 1), так и за уклонение (ч. 2) от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана.
2. По ч. 1 ст. 339 УК следует квалифицировать указанные действия военнослужащего, если по делу будет установлено, что он преследовал цель временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы (например, путем симуляции болезни уклонился от заступления в караул). Если же его целью было полное освобождение от военной службы, то такие действия квалифицируются по ч. 2 данной статьи.
3. Симуляция болезни состоит в том, что военнослужащий приписывает себе заболевания, физические и психические недостатки, которыми в действительности не страдает, или сознательно преувеличивает имеющиеся у него заболевания с целью уклониться от исполнения обязанностей военной службы.
4. Членовредительство заключается в умышленном причинении военнослужащим вреда своему здоровью, искусственном ухудшении или обострении действительно существующих болезней, вызывании различных заболеваний как самим военнослужащим, так и по его просьбе другим лицом.
5. Подлог документов состоит в том, что военнослужащий представляет командованию сфабрикованный или подделанный им самим или другим лицом по его просьбе документ с целью освобождения от исполнения обязанностей военной службы.
6. Под иным обманом следует понимать сообщение командованию заведомо ложных сведений о событиях или обстоятельствах с указанными целями.
7. Статья 339 УК не содержит такого состава уклонения от исполнения обязанностей военной службы, как отказ от несения обязанностей военной службы, что было предусмотрено ст. 249 УК РСФСР.
8. Субъектами данного преступления могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, а также граждане, призванные на военные сборы.
Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства
1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
1. Объектом данного преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), обеспечивающий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности.
2. Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой службы) регламентируются главой 9 (ст.ст. 359 — 368) Устава внутренней службы.
Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных видах Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации неодинаков и зависит от вида войск, осуществляющих дежурство. Боевое дежурство организуется в Вооруженных Силах Российской Федерации (Ракетных войсках стратегического назначения, Войсках противовоздушной обороны, иных видах Вооруженных Сил и родов войск), в Военно-Морском Флоте осуществляется боевая служба.
3. Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила его несения, конкретные функциональные обязанности
каждого лица, входящего в состав дежурного подразделения, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями, приказами, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в тех или иных войсках. Представляется, что эти нормативные акты должны быть основаны на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности", Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации".
В связи с этим по каждому уголовному делу данной категории следует выяснять особенности службы данного дежурного подразделения, в чем конкретно выразились нарушения, какими нормативными актами регулируются правила несения боевого дежурства.
4. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей при несении боевого дежурства (боевой службы), например самовольное оставление подразделения, несущего дежурство, употребление спиртных напитков или наркотиков во время дежурства, порча или выведение из строя аппаратуры или специального оборудования и т.п.
Указанные нарушения могут сопровождаться нарушением правил несения других видов служб или порядка прохождения военной службы в целом. В таких случаях возможна квалификация совершенного по совокупности преступлений.
5. Субъектом данного преступления являются военнослужащие любого воинского звания, должности, входящие в состав подразделения (расчета, экипажа, поста), несущего боевое дежурство.
6. В соответствии с ч. 1 ст. 340 УК уголовная ответственность наступает только при условии, если нарушение повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.
Вред может выражаться в проникновении на территорию Российской Федерации иностранных летательных аппаратов, речных и морских судов, когда в результате нарушения в течение значительного времени парализуется боевое дежурство подразделения (экипажа, расчета, поста), причинение иного реального вреда безопасности государства и т.д.
Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки для наступления вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами или мог реально наступить в случае нападения на Российскую Федерацию или посягательства на ее безопасность.
7. Части 2 и 3 ст. 340 УК предусматривают уголовную ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, повлекшее тяжкие последствия. Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением вреда безопасности государства (военное нападение, вооруженная провокация, диверсия, срыв выполнения боевой задачи и т.п.).
8. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных чч. 1 и 2, характеризуется умыслом, а предусмотренных ч. 3 — неосторожностью.
Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы
1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
1. Порядок несения пограничной службы регулируется Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" и другими нормативными актами, изданными на основании данного Закона.
2. В ч. 1 ст. 341 УК предусмотрена уголовная ответственность, если нарушение правил несения пограничной службы повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.
Уголовно наказуемым нарушением правил несения пограничной службы может быть признано любое нарушение (сон во время несения службы, самовольный уход с места несения службы, незаконный пропуск через границу и т.п.), если оно повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.
Вред может выражаться в противоправном изменении прохождения Государственной границы, в нарушении юридическими или физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Го-
сударственную границу, причинении вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.п.
Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки причинения вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами, или мог реально наступить в случае посягательства на интересы безопасности государства. По каждому уголовному делу следует устанавливать причинную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями или реальной возможностью их наступления.
3. В чч. 2 и 3 ст. 341 У К предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия.
Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением существенного вреда безопасности государства (вооруженное нападение на военные и гражданские объекты, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах, причинение существенного вреда боеготовности и боеспособности подразделения Пограничных войск, несущего пограничную службу, и т.п.).
4. Субъектами данного преступления являются военнослужащие Пограничных войск или органов Федеральной пограничной службы, входящие в состав пограничного наряда или не входящие в таковой, но исполняющие иные обязанности пограничной службы, определенные законом или иным нормативным актом.
Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы
1. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
3. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до одного года.
1. Правила несения караульной службы регламентируются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. В отличие от ст. 255 УК РСФСР в диспозиции ст. 342 УК РФ не содержится прямое указание на уста-
новление уголовной ответственности за нарушение правил приказов и распоряжений, изданных в развитие уставных правил караульной (вахтенной) службы. Однако, как следует из содержания Устава гарнизонной и караульной служб, наряд караулов производится на основании расписания караулов, одновременно для каждого караула составляются схема расположения постов, табель постам, инструкция начальнику караула и иные нормативные акты в виде инструкций, приказов и распоряжений. В них указываются границы постов и запретных зон для каждого конкретного караула, что подлежит охране и обороне на каждом посту, особые обязанности часового с учетом конкретных условий несения службы на посту и т.п. Таким образом, нарушение правил, изложенных в указанных инструкциях, табелях, схемах и т.п., изданных в развитие уставных правил караульной службы, также является уголовно наказуемым в соответствии со ст. 342 УК.
2. В отличие от ранее действовавшей нормы обязательным признаком состава преступления является не любое нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, а только то, которое повлекло причинение вреда охраняемым караулом объектам (например, хищение часовым с охраняемого им склада; в результате нарушения караульной службы допущено проникновение на пост постороннего, который повредил охраняемую технику, и т.п.). В то же время, например, нарушение правил обращения с оружием во время несения караульной службы, повлекшее гибель по неосторожности военнослужащего, не может квалифицироваться по ст. 342 УК, если это нарушение не повлекло причинение вреда охраняемым караулом объектам.
3. Перечень объектов, охраняемых караулом, установлен Уставом гарнизонной и караульной служб, согласно ст. 96 которого караулы назначаются для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне. Объекты, охраняемые каждым конкретным караулом, перечисляются в табеле постам и иных нормативных актах, изданных в развитие устава.
4. Части 2 и 3 данной статьи предусматривают ответственность за нарушение правил караульной службы, повлекшее тяжкие последствия. К таким последствиям могут быть отнесены причинение материального ущерба в крупных размерах, причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью арестованным на гауптвахте, находящимся под охраной караула, и т.п.
5. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 342 УК, характеризуется умыслом, а ч. 3 — неосторожной формой вины.
6. Преступление, предусмотренное данной статьей, следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст.ст. 225, 167, 168, 346, 347 УК, в зависимости от объекта посягательства, цели виновного и иных признаков составов указанных преступлений.
7. Субъектом преступления является военнослужащий, входящий в состав караула. Военнослужащий внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (равно других войск и воинских формирований) может быть привлечен к уголовной ответственности по данной статье УК только в случаях, если он совершил нарушение правил караульной службы, установленных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, повлекшее причинение вреда охраняемым караулом объектам.
8. К караульной службе приравнивается вахтенная служба, организуемая на кораблях Военно-Морского Флота.
Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
1. Данная статья новая, она не была известна УК РСФСР. Оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № б, ст. 711), является задачей внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2. В соответствии со ст. 2 указанного Закона в состав внутренних войск помимо иных соединений входят соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, на которые согласно ст. 18 Закона возлагается участие совместно с органами внутренних дел в ох-
ране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
3. В соответствии со ст. 17 Закона исполнение обязанностей, возложенных на внутренние войска, осуществляется посредством боевой службы войсковых нарядов.
4. Задачи, права и обязанности военнослужащих внутренних войск, в том числе несущих патрульно-постовую службу, а также боевую службу в войсковых нарядах, определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ст.ст. 23 — 28) и других нормативных актах.
При исполнении возложенных на них обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей, и т.п. В соответствии с законом в определенных случаях они имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и боевую технику.
5. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может выражаться в унижении достоинства граждан, в противозаконном ограничении прав и свобод граждан и т.п., что подпадает под признаки ч. 1 ст. 343 УК, а причинение опасного для жизни и здоровья вреда граждан в результате необоснованного и противозаконного применения физической силы, специальных средств и оружия относится к тяжким последствиям и подпадает под признаки ч. 2 ст. 343 УК. Причинение тяжкого вреда здоровью и умышленного убийства должно быть дополнительно квалифицировано по статьям главы 16 УК РФ.
6. С субъективной стороны преступление умышленное. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям возможна как в форме умысла, так и неосторожности.
7. Субъектами данного преступления могут быть только военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности посредством несения патрульно-постовой службы и службы в составе войсковых нарядов.
8. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации не являются субъектами данного преступления (см. ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне").
Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне
Нарушение уставных правил внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если эти деяния повлекли тяжкие последствия, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
1. Статья предусматривает два самостоятельных состава преступления:
нарушение уставных правил внутренней службы и правил патрулирования в гарнизоне.
2. Порядок организации суточного наряда, права и обязанности лиц, входящих в суточный наряд, подробно регламентированы главой 6 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 260 Устава суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.
3. Последствиями нарушения уставных правил внутренней службы являются те последствия, предупреждение которых входило в обязанности лиц суточного наряда части, установленные Уставом, приказами и распоряжениями командира части. Тяжкие последствия определяются судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним могут быть отнесены: срыв внутреннего распорядка в подразделении или выполнения поставленной задачи, совершение в подразделении преступления, причинение кому-либо из личного состава тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и т.п. Обязательно установление причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими тяжкими последствиями.
4. Субъектом нарушения уставных правил внутренней службы является военнослужащий, входящий в состав суточного наряда (кроме караула или вахты). К таким лицам относятся дежурный по полку и его помощник, лицо, входящее в состав дежурного подразделения, дежурный и дневальные по парку, дежурный и дневальные по роте, дежурный и его помощник по контрольно-пропускному пункту и т.д.
5. Субъективная сторона преступления может выражаться в форме умышленной либо неосторожной вины.
6. В соответствии со ст. 69 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации в каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются гарнизонные патрули, а при военной комендатуре — резервный патруль. Порядок патрулирования, права и обязанности начальника патруля и патрульных определены Уставом (ст.ст. 69 - 84).
7. Субъектом преступления может быть военнослужащий, входящий в состав патруля.
8. К тяжким последствиям могут быть отнесены: противоправное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью задерживаемого лица, совершение иных противоправных действий, повлекших причинение существенного вреда имуществу или здоровью граждан, отказ содействовать начальникам и старшим или бездействие в восстановлении порядка среди военнослужащих, повлекшее совершение последними преступлений, и т.п. Во всех случаях необходимо установление причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.
9. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
Статья 345. Оставление погибающего военного корабля
Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
1. Обязанность командира принимать все меры к спасению корабля при обстоятельствах, угрожающих его гибели, запрещение оставлять гибнущий корабль, не выполнив всех своих обязанностей, и, в первую очередь, не приняв мер к спасению личного состава, пассажиров и ценного военного имущества, установлена Корабельным уставом ВМФ РФ. Данным Уставом также установлено, что лицо из состава команды корабля не может самовольно прекратить выполнение своих обязанностей и без
распоряжения командира не должно покидать гибнущий военный корабль.
2. Субъектом преступления может быть командир военного корабля, назначенный на эту должность в установленном порядке, и военнослужащий из состава команды корабля.
3. Обязательный признак состава преступления — наличие обстоятельств, угрожающих гибелью корабля, а также наличие у командира реальной возможности выполнить все предписываемые ему действия.
4. Оставление погибающего корабля командиром может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, а лицом из состава команды — умышленно.
Статья 346. Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества
1. Умышленные уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники —
наказываются штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
1. В отличие от ст. 251 УК РСФСР, предусматривавшей уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение любого военного имущества, ст. 346 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники.
2. Предметом преступления являются оружие, боеприпасы или предметы военной техники. Под предметами военной техники понимаются технические средства и устройства, предназначенные для ведения и обеспечения боевых действий, а также для защиты от поражения противника.
3. Под уничтожением понимается приведение имущества в полную негодность, когда невозможно его восстановление для использования по своему предназначению. Повреждение означает полную или частичную утрату предметом своих функциональных качеств.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
5. Тяжкими последствиями может быть признано уничтожение значительного количества оружия или боеприпасов, причинение вреда в крупном размере, существенное снижение боевой готовности подразделения.
Статья 347. Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности
Уничтожение или повреждение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
1. Данное преступление по всем признакам, за исключением субъективной стороны, совпадает с составом, установленным ч. 2 ст. 346 УК.
2. Возможна квалификация по ст. 347 УК, если дорогостоящая военная техника повреждается или уничтожается в результате автопроисшествия.
3. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 347 УК, характеризуется неосторожной формой вины.
Статья 348. Утрата военного имущества
Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ. — Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, cm. 3012).
1. В отличие от ст. 250 УК РСФСР ст. 348 УК РФ устанавливает уголовную ответственность только за нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату. Данная статья не содержит уго-
ловной ответственности за промотание, а также значительно сужает объект преступного посягательства, ограничив его только оружием, боеприпасами и предметами военной техники. О понятии предметов военной техники см. комментарий к ст. 346 УК.
2. Под утратой понимается выход оружия, боеприпасов или предметов военной техники из владения военнослужащего, которому они были вверены для служебного пользования. Как утрату следует рассматривать случаи, когда военнослужащий в результате нарушения правил сбережения утерял указанные предметы или они у него погибли или похищены.
3. Нарушение правил сбережения может выражаться в оставлении предметов без присмотра, небрежном с ними обращении и т.п.
4. Субъект преступления — военнослужащий, которому указанные предметы вверены для служебного пользования при исполнении обязанностей военной службы.
5. Субъективная сторона выражается неосторожной формой вины.
Статья 349. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
1. Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
1. Данная статья УК несколько уточняет и дополняет признаки состава преступления, которые были предусмотрены ранее действовавшей ст. 251' У К РСФСР.
2. Непосредственным объектом преступления являются установленные правила обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Требования, предъявляемые к этому порядку, содержатся в соответствующих нормативных актах — законах,
инструкциях, наставлениях, руководствах, приказах и т.п. Правила обращения с отдельными веществами и предметами, представляющие повышенную опасность для окружающих, могут быть определены нормативными актами и других, невоенных, ведомств, невыполнение требований которых военнослужащим также может образовать состав рассматриваемого преступления.
Круг предметов, нарушение правил обращения с которыми образует состав названного преступления, определен в диспозиции статьи в общей форме.
3. Под оружием понимается табельное стрелковое, артиллерийское и ракетное оружие, находящееся на вооружении в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации.
4. Холодное оружие, сигнальные, стартовые, строительные пистолеты, имитационные и иные стреляющие устройства, не предназначенные для поражения живой силы, не являются предметом, нарушение правил обращения с которым образует состав названного преступления.
5. Боеприпасы — это боевые патроны, снаряды, гранаты и другие устройства, предназначенные для производства взрыва или выстрела. Те же устройства не боевого, а вспомогательного назначения (например, холостые или учебные патроны и т.п.) к предметам преступления не относятся. В то же время использование холостого патрона при нарушении правил обращения с оружием, если это повлекло последствия, предусмотренные ст. 349 УК, образует состав данного преступления, но уже по признаку нарушения правил обращения с оружием, а не с боеприпасами.
6. Радиоактивные вещества — вещества, обладающие способностью к самопроизвольному распаду и выделению вследствие этого электромагнитного или корпускулярного излучения, способного причинить вред живым организмам (уран, плутоний, радий, стронций и другие).
7. Взрывчатые вещества — это вещества или смеси, которые под влиянием внешнего воздействия (удара, детонации, зажигания) способны к быстрым химическим превращениям, сопровождающимся разрушительными действиями. К ним относятся порох, тротил, гремучая ртуть, динамит, нитроглицирин и другие.
8. К иным веществам, представляющим повышенную опасность для окружающих, относятся отравляющие вещества, едкие вещества и другие. Признаком повышенной опасности для окружающих тех или иных веществ и предметов является необходимость принятия при обращении с ними особых мер предосторожности. Не могут признаваться таковыми вещества и предметы, требующие обычных мер осторожности либо проявляющие опасные свойства лишь при создании целого ряда условий.
9. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил обращения с оружием и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
10. Часть 1 ст. 349 У К предусматривает ответственность за нарушение, повлекшее причинение кому-либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями может пониматься крупный имущественный и организационный (срыв боевого задания) вред.
11. Части 2 и 3 ст. 349 У К предусматривают ответственность за нарушения, повлекшие смерть, соответственно, одного или нескольких лиц.
В обязательном порядке следует устанавливать связь между нарушением и наступившими последствиями.
12. Судебная практика идет по пути, согласно которому субъектом нарушения правил обращения с оружием может быть любой военнослужащий, получивший возможность пользоваться им.
13. Субъектом нарушения правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, являются лишь те военнослужащие, которым эти вещества и предметы вверены для служебного пользования. Иные лица, неправомерно завладевшие указанными веществами и предметами, должны нести ответственность по иным статьям закона.
14. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности.
Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин
1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее но неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
1. Указанная статья по сравнению со ст. 252 У К РСФСР существенно изменена и ее диспозиция приближена к аналогичной ст. 264 УК.
2. К боевым, специальным и транспортным машинам относятся все виды самодвижущихся сухопутных средств, состоящих на вооружении Вооруженных Сил и иных войск Российской Федерации.
3. Нарушением правил вождения является нарушение установленных законом правил безопасности дорожного движения.
4. Нарушение правил эксплуатации машин — нарушение норм и правил использования и технического обслуживания машин, связанных с обеспечением движения.
5. Субъект преступления — военнослужащий, непосредственно управляющий машиной или ответственный за ее эксплуатацию (при ответственности за нарушение правил эксплуатации).
6. По содержанию последствий ст. 350 УК совпадает со ст. 264 УК, однако в отличие от последней не содержит признака "причинение крупного ущерба". Вина содержит форму неосторожности.
Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
1. Под военными летательными аппаратами понимаются все находящиеся на вооружении армии и других войск самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты.
2. Правила полетов и подготовки к ним регулируются различными нормативными актами. Нарушения правил полетов связаны с нарушениями пилотирования летательных аппаратов, а нарушения правил подготовки к полетам связаны с невыполнением или ошибками в выполнении правил подготовки и допуска к полету членов экипажа либо нарушением правил подготовки к вылету самой машины.
3. Нарушения правил эксплуатации связаны с нарушением правил допуска к управлению летательными аппаратами, использования их, размещения грузов и т.п.
4. Субъект преступления — военнослужащий, осуществляющий полет, подготовку к полетам либо эксплуатацию летательных аппаратов.
5. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 351 У К, характеризуется неосторожной формой вины.
Статья 352. Нарушение правил кораблевождения
Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
1. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблем.
2. Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-раз-грузочных работ, в выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и т.д.).
3. Субъект преступления — военнослужащие, на которых возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации корабля.
4. Вина имеет форму неосторожности.