Функционально-стоимостной анализ изделия (авторучка)
Функционально-стоимостной анализ изделия (авторучка)
Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный экономический университет Бобруйский филиал Кафедра маркетинга Контрольная работа по дисциплине: “ Функционально-стоимостной анализ ” Вариант №4 IV курс Выполнил студент гр МЗ-011 Котов В. А. Руководитель Старовойтова Е.О. 2004 г. Содержание 1. Маркетинговые и производственные характеристики продукции 2. Экспертные методы оценки функций продукции 3. Провести анализ и составить матрицу функций изделия (авторучка) 4. Список использованных источников 1. Маркетинговые и производственные характеристики продукции Понятия и подходы к определению продукции с точки зрения маркетинга и производства различны. С точки зрения маркетинга продукт, товар - это набор свойств, которые обеспечивают человеку получение определенных выгод за его деньги. В понятие товар в маркетинге включают не только изделие, но и все остальные его составляющие, такие как цвет, внешний вид (дизайн), специфическая упаковка, марочное название, этикетка. В маркетинге используют следующие характеристики товара: - собственно товара (материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция, наличие дефектов); - рыночные (цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортировки, привлекательность); - потребления (прочность, простота ухода, срок замены) Производственные характеристики В производстве используют технические параметры, и характеристики продукции (размеры, качество и материал, из которого производят товар, плотность, масса, прочность) Номенклатура показателей качества, используемых при оценке характеристик товаров на определенных стадиях, установлена соответствующими ГОСТами. В них показатели качества и характеризующие их свойства делятся на следующие: назначения (в том числе надежности, долговечности), эргономические (в том числе гигиенические), эстетические, стандартизации и унификации. При анализе товароведных характеристик товаров надо изучить потребительские свойства товаров. - Строение, структура и состав - свойства (линейная плотность, разрывная нагрузка, жесткость, относительное удлинение, устойчивость окраски к физико-химическим воздействиям) - общая характеристика (износостойкость, гигиенические свойства, физико-химическая устойчивость, прочность, термостойкость) Товары промышленного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере они участвуют в процессе производства, и по их относительной ценности. Можно выделить три группы этих товаров: материалы и детали, капитальное имущество и вспомогательные материалы и услуги (см. рис. 1). 2. Экспертные методы оценки функций продукции Методы индивидуальных экспертных оценок основаны на высказанном мнении экспертами независимо друг от друга, и использование этих мнений как конечного результата экспертизы. В стоимостном анализе выделяют следующие экспертные методы оценки продукции: Экспертные методы делятся на группы: 1. по степени охвата экспертизы: o индивидуальные o коллективные; 2. По характеру обработки результатов o Без математической обработки o С математическим аппаратом 3. По возможности автоматизации o Безмашинные o С применением машин. Среди индивидуальных методов при проведении ФСА используются метод попарного сравнения и метод расстановки приоритетов. Результаты оценки представляются в виде матрицы. Прежде всего, необходимо выбрать критерий оценки, затем в разрезе каждого критерия попарно сравниваются все варианты исполнения изделия. Далее определяется комплексный приоритет по формуле: , где B - относит приоритет (значимость j-критерия) P - относит приоритет J-варианта по J-критерия n - кол-во критериев Для получения более точных данных при проведения ФСА используется метод коллективной экспертизы. К участникам экспертизы предъявляются следующие требования: · Высокий уровень общей эрудиции · Глубокие знания в области оценки · Способность к адекватному восприятию и отображению объекта · Наличие научного интереса, оцениваемого объекта · Наличие производственного или исследовательского опыта по данной проблеме. Основные этапы проведения коллективной экспертизы. · Формировании экспертной группы · определение компетентности экспертов · Вычисление репрезентативности · Получение индивидуальных суждений эксперта · Определение обобщенного коэффициента мнений экспертов · Оценка степени согласованности мнений экспертов Компетентность эксперта определяется степенью его осведомленности по данному вопросу. Источники аргументации при определении компетентности эксперта · Проведенный теоретический анализ · Производственный опыт · Обобщение работ зарубежных и отечественных авторов · Интуиция 3. Провести анализ и составить матрицу функций изделия (авторучка) Провести анализ и составить матрицу функций авторучки чернильной. Первоначально необходимо определить внешние функции выполняемые объектом анализа. Главная: Оставлять след на бумаге (F1) Второстепенные: Использовать вместо указки (F2) Использовать вместо закладки (F3) Далее для полного анализа необходимо составить структурную и функциональную модели ручки чернильной. 1) Структурная модель Для построения функциональной модели необходимо составить таблицу выявления функций элементов ручки чернильной: |
Наименование элемента | Наименование функции | Индекс функции | Вклад элемента в выполнение функции | | Стержень | Способствует написанию Передает чернила из трубки Отмеряет необходимое количество | F11 F111 F112 | 0,6 0,4 | | Трубка от стержня | Способствует написанию Хранит чернила Фиксирует пружину | F11 F113 F114 | 1 | | Шарик | Способствует написанию Рассеивает чернила на бумагу | F11 F115 | 1 | | Нижняя часть корпуса | Создает форму Создает удобство пользования | F12 F121 | 1 | | Верхняя часть корпуса | Создает форму Создает удобство пользования | F12 F121 | 1 | | Кольцо | Создает форму Соединяет две части | F12 F122 | 1 | | Шток | Создает удобство использования Удерживает стержень в нужном положении | F13 F131 | 1 | | Пружина | Создает удобство использования Поддерживает стержень | F13 F132 | 1 | | |
2) Функциональная модель I уровень - главные и второстепенные функции II уровень - основные функции III уровень - вспомогательные функции 3) Функционально-структурная модель (Авторучки) |
Элементы | Функции | F1 | F2, F3 | | | | F11 | F12 | F13 | | | | F111 | F112 | F113 | F114 | F115 | F121 | F122 | F131 | F122 | | Стержень | X | X | | | | | | | | | Трубка от стержня | | | X | X | | | | | | | Шарик | | | | | X | | | | | | Нижняя часть корпуса | | | | | | X | | | | | Верхняя часть корпуса | | | | | | X | | | | | Кольцо | | | | | | | Х | | | | Шток | | | | | | | | Х | | | Пружина | | | | | | | | | Х | | |
4) Определить удельный вес каждого структурного элемента в себестоимости изготовления изделия. 6. Сопоставляем значимость функций с затратами на их реализацию. Построим функционально-стоимостную диаграмму. Определим несоответствие затрат. 1 0,5 0.1 0.04 0.03 0.03 0.2 0.05 0.15 0.02 0.28 7% 10% 5% 5% 10% 50% 100% Как видно из диаграммы, корпус занимает в себестоимости ручки больший объем, чем несет в себе функциональной нагрузки - разница составляет 30%. Пружина же, наоборот, при 5% в себестоимости несет 15% функциональной нагрузки ручки. 7. Сформулируем предложения по совершенствованию изделия и снижению затрат. |
Идея, подлежащая обработке | Достоинства | Недостатки | Принимаем- не принимаем | | 1.Удешевить материал изгот-ия 2. Изменить дизайн 3. Изменить количество стержней | Снизится себест-ть Увеличится привлекательность Увеличится привлекательность, спрос | Изменится технология Изменится технология Увелич-ся себест, изменится технология | + + +- | | |
Список использованных источников 1. Акулич И.Л. «Маркетинг» Мн.: Выш. школа., 2002. 447с. 2. Евдокимов Ф.И. Гавва В.М.«Азбука маркетинга» Д.: Сталкер, 1998. 432 с 3. Влчек Р. Функционально-стоимостной анализ в управлении: Сокр.пер. с чешского.-М.. Экономика, 1986-176 с.
|