|
Идентификация понятий конкуренция и конкурентная борьба
Идентификация понятий конкуренция и конкурентная борьба
9 Министерство образования и науки Украины Национальный технический университет Харьковский политехнический институт Кафедра экономики и маркетинга Реферат по учебной дисциплине «Промышленный маркетинг» на тему: «Идентификация понятий "конкуренция" и "конкурентная борьба" Выполнила: студентка группы Харьков 2007 СОДЕРЖАНИЕ - введение 3
- определение понятия "конкуренция" 4
- определение понятия "конкурентная Борьба" 7
- Заключение 10
- список использованных источников 11
введениеПосле того как найдены оценки привлекательности рынков товара и оценки сегментов базового рынка, следующим логическим этапом стратегического маркетинга является анализ климата, или конкурентной ситуации, на каждом рынке товара и последующая оценка природы и степени конкурентных преимуществ, которыми обладают на этих рынках различные соперники. Учет своих специфичных сильных и слабых сторон по сравнению с наиболее опасными конкурентами может внести коррективы в оценку, которую дает фирма привлекательности того или иного рынка. Учитывая вышесказанное, оценка конкурентной ситуации является одним из наиболее важных этапов в деятельности предприятия или фирм. Это определяет актуальность рассмотрения понятий "конкуренция" и "конкурентная борьба". Основной целью данного реферата является определение содержания понятий "конкуренция" и "конкурентная борьба". При этом для достижения этих целей ставятся такие задачи: рассмотрение сущности конкуренции как типа структуры рынка; краткое определение видов конкуренции; рассмотрение сущности конкурентной борьбы; краткое определение видов конкурентной борьбы. Таким образом, основным объектом исследования становятся понятия "конкуренция" и "конкурентная борьба". При этом предметами исследования станут сущность и виды конкуренции и конкурентной борьбы. Что касается методов исследования, то характер темы данного реферата предусматривает использование в большей степени качественных нежели количественных методов исследования. определение понятия "конкуренция"Понятие конкуренция может быть определено как тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят [4]: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Различают два основных вида конкуренции - совершенную и несовершенную. Структура типов конкуренции представлена на рисунке 1. Рисунок 1. Структура видов конкуренции как типа рынка. Совершенная конкуренция характеризуется: а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара; б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т.е. их идентичностью или полной взаимозаменяемостью с точки зрения потребителя; в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него); г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка. Совершенная конкуренция характеризует идеальный, нормативный тип рыночной структуры и поведения экономических агентов. В современной экономической теории сделана попытка конкретизировать характеристики конкуренции, определить, каковы те допустимые отклонения от параметров совершенной конкуренции, которые позволяют обеспечить приемлемый уровень эффективности рынка. С этой целью введено понятие "работающая конкуренция" (перевод с англ. workable competition; впервые использовано американским экономистом Дж.М. Кларком) и сформулированы её структурные, поведенческие и функциональные критерии. Так, в качестве основных структурных критериев чаще всего выделяют: наличие достаточно большого числа продавцов (во всяком случае, настолько, насколько это позволяет эффект масштаба); отсутствие искусственных барьеров входа на рынок; отсутствие значительных различий в качестве предлагаемых на данном рынке продуктов и их соответствующее отражение в ценах. В качестве критериев поведения выделяют достижение конкурентных преимуществ при отсутствии сговора с другими фирмами, отсутствие принудительных, несправедливых методов конкурентной борьбы, в качестве функциональных критериев - эффективную производственную и маркетинговую деятельность, минимизирующую затраты, избежание чрезмерных затрат на продвижение товара, использование всех возможностей для внедрения новых технологий и продуктов. Реальные рынки, как правило, несовершенны. Обычно выделяют два основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию. Рынок монополистической конкуренции в структурном отношении наиболее близок к типу совершенной конкуренции. Для него также характерны: наличие большого числа продавцов и покупателей, и отсутствие барьеров для входа на рынок и выхода с него. Основное отклонение от условий совершенной конкуренции здесь связано с дифференциацией продукта, предлагаемого конкурирующими фирмами, т.е. различиями в его качестве, оформлении, функциональном назначении, пространственном размещении, уровне обслуживания и др. [6, с.34]. Монополистическая конкуренция, основанная на дифференциации продукции, наиболее активно развивается в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, в бытовых услугах, в розничной торговле, т.е. в тех секторах экономики, которые непосредственно ориентированы на удовлетворение вкусов и предпочтений конечных потребителей. Возможности дифференциации продукции практически не ограничены, и, следовательно, каждая фирма в краткосрочном периоде может иметь свой особый рынок сбыта и обладать на нём определённой рыночной властью, т.е. влиять на рыночную цену своей продукции. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина и теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон показали, что в этих условиях фирмы будут иметь в долгосрочном периоде резервные (неиспользуемые) мощности, т.е. размер выпуска каждой из них будет меньше оптимального. Преобладающим типом современной рыночной структуры является олигополия (от греч. oligos - немногочисленный и poleo - продаю). Для олигополистического рынка характерно наличие небольшого числа продавцов и значительного количества покупателей как однородных, так и дифференцированных продуктов. При этом на ограниченное число, как правило, крупных продавцов приходится основная доля рынка или даже весь его объём. Это связано прежде всего с тем, что вход на данный рынок и выход с него существенно затруднены [9, с.234]. Высокие барьеры входа могут быть обусловлены двумя основными причинами: во-первых, наличием положительного эффекта масштаба, когда вхождение на рынок малой фирмы ставит её в заведомо невыгодные конкурентные условия по сравнению с уже действующими (укоренившимися) на нём крупными фирмами; во-вторых, сознательной конкурентной стратегией действующих на данном рынке фирм, ограничивающих доступ на него новых конкурентов. Поведение фирм в условиях олигополии может характеризоваться как обострённой (агрессивной, хищнической) конкуренцией, вплоть до ценовых войн, так и сотрудничеством, напр. через картельные соглашения о ценовом лидерстве или проведении единой сбытовой политики. В любом случае каждый из олигополистов при выработке своей рыночной стратегии вынужден принимать решения с учётом ответной реакции конкурента. Олигополистическая структура рынка обычно наиболее характерна для отраслей с относительно высокой концентрацией производства (автомобилестроение, сталелитейная и алюминиевая промышленность, производство электрооборудования и др.). определение понятия "конкурентная Борьба"Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться), как понятие о конкурентной борьбе понимается как процесс сознательного соперничества между экономическими агентами за наиболее выгодные условия продажи или покупки на рынке [4]. Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства. сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Под конкурентным поведением понимается позиция, которую в процессе принятия решений занимает фирма по отношению к своим конкурентам. Реально наблюдающиеся позиции можно сгруппировать по пяти типам поведения [5, с.275]. Конкуренция между фирмами может осуществляться различными методами. Обычно выделяют три основных метода: ценовую конкуренцию, неценовую конкуренцию и конкуренцию путём снижения затрат. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов, за счёт временного уменьшения прибыли. Так, в целях завоевания или удержания покупателей фирмы могут использовать различного рода скидки по сравнению с прейскурантной ценой для различных категорий покупателей (напр., для пенсионеров или студентов) или в зависимости от объёма покупок и времени их осуществления (напр., в период сезонного "затухания" спроса). Закрепившиеся на рынке крупные фирмы на какое-то время могут вообще отказаться от получения прибыли и в целях блокирования вторжения новых конкурентов устанавливать на свою продукцию так называемые лимитирующие цены, т.е. цены ниже уровня минимальной точки кривой долгосрочных средних издержек потенциального конкурента. К неценовой конкуренции относят любые законные методы завоевания и удержания покупателей, не связанные со снижением цен. Важная роль здесь обычно отводится повышению качества, надёжности, срокам службы продукции, расширению её ассортимента. В последнее время особую значимость приобретают такие параметры продукции, как экологическая безопасность, энергоёмкость, безопасность. Самостоятельное значение имеет конкуренция в области сбыта посредством активной рекламной кампании или разработки дополнительных методов стимулирования сбыта, напр. через пробные продажи или проведение специальных лотерей. Действенный инструмент неценовой конкуренции - репутация фирмы, способствующая продвижению на рынок определённой торговой марки продукта [4]. Конкуренция путём снижения затрат позволяет фирме создать предпосылки для последующего снижения цен на свою продукцию и тем самым обеспечить стратегические преимущества на рынке. В процессе экономического соперничества на рынке могут использоваться методы, ограничивающие свободную конкуренцию (антиконкурентная практика), а также прямо нарушающие права потребителей (недобросовестная, или нечестная, конкуренция), круг которых определяется в рамках специального антимонопольного законодательства или законодательства о конкуренции. К антиконкурентной практике, в частности, могут быть отнесены: навязывание прямо или косвенно цен и иных условий сделки; ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям; применение к торговым партнёрам неравного подхода, создающего для них невыгодные условия конкуренции; отказ в заключении контракта или включение в него дополнительных условий, не связанных непосредственно с предметом соглашения. К методам недобросовестной, или нечестной, конкуренции обычно относят [4]: предоставление ложной или неполной информации о товаре; обвешивание и обсчитывание потребителя; недобросовестное копирование продукции конкурентов; отказ в предоставлении гарантий замены дефектных товаров и др. Политика государства в отношении конкуренции направлена на соблюдение цивилизованных правил её осуществления. Такая конкуренция способствует совершенствованию производства и эффективному распределению продуктов, содействует техническому и экономическому прогрессу, обеспечивает интересы потребителей. ЗаключениеПроведенное в реферате исследование, имевшее своей целью рассмотрение понятий "конкуренция" и "конкурентная борьба", показало, что оба эти понятия несут в себе информацию, необходимую для самоопределения любого предприятия на любом, в том числе и промышленном рынке. Конкуренция, понимаемая как тип рыночной структуры, характеризует различные типы рыночной ситуации с разным количеством конкурентов, разными условиями входа и выхода с рынка, а так же пребывания на нём. Такое понимание конкуренции подразумевает наличие таких её видов, как совершенная и несовершенная, подразделяющаяся в свою очередь на монополистическую конкуренцию, близкую к совершенной, и олигополию. Что же касается конкурентной борьбы, то она определяется как процесс соперничества между экономическими субъектами на рынке за наиболее выгодные условия продажи или покупки. Это понятие включает в себя три таких вида: ценовая, неценовая конкуренция и соперничество по снижению затрат на производство. Кроме того, концепция конкурентной борьбы подразумевает рассмотрение понятия "конкурентного преимущества", подразумевающего преимущество данного предприятия в каких-либо факторах конкурентной борьбы. Таким образом, рассмотрение конкуренции является важным как с теоретической так и с прикладной точек зрения. Это неотъемлемый процесс для предприятия, производящего не уникальные товары и услуги, и желающего удерживать и расширять свои рыночные позиции. список использованных источниковГолубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: "Финпресс", 1998. - 416с. Котлер Ф., Основы маркетинга. Пер. с англ., 2-е европ. изд. - СПб.: Вильямс, - 1998 Крикавський Є.В. Промисловий маркетинг: Підручник. - Львів: Лвівська політехніка, 2004. - 427 с. Крылова Н.Б. Конкуренция. Популярная экономическая энциклопедия - К.: ОАО «Енисей Груп», 2005г. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб.: Наука, 1996. - XV+589 с. Несовершенная конкуренция. / Толкачев.С. // Российский экономический журнал. - 1993. - №5. - с.34-36 Определение оптимальной цены реализации товарного продукта / Пожидаев В.Ф., Симекоз Р.А., Шандра С.В., Арлинский О.Ю. // Вестник Восточно-украинского гос. ун-та. - 1997. - №6. - с.45-54. Семеняк И.В. Общий курс маркетинга: Учебное пособие. - Харьков.: Кн. реклам. агентство "РА", 2000. - 344 с. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. - М.: Экономистъ, 2005. - 624 с.
|
|