Маркетинговый анализ рынка велосипедов
Маркетинговый анализ рынка велосипедов
1. Описание товара и потребителей, для которых он предназначен Объектом исследования данной работы выступает рынок велосипедов города Казани и Республики Татарстан. Необходимо отметить, что в настоящее время рынок сильно дифференцирован, т.к. на нем представлены различные товарные марки, такие как Specialized, Stels, Аист, Forward, Stark и многие другие. На сегодняшний день данный рынок имеет тенденцию к возрастанию спроса с одновременным возрастанием потребностей потребителей. Данный товар относится к товарам длительного спроса, т.е. товар, который потребитель обычно покупает редко по необходимости, затрачивая время на принятие решения о покупке. В основном потребителями данного товара являются люди, которые используют его для личных целей (развлечения, путешествия), реже теми, кто использует его для профессиональной деятельности (велоспорт, вело-экстрим). В настоящем исследовании потребителями данной категории товаров являются женщины и мужчины в возрасте от 5 лет и старше. 2. Емкость рынка товара повседневного спроса Емкость рынка - это общая потребность рынка или выбранного сегмента в велосипедах. Д = V + Z, где Д - емкость рынка в данных товарах в году, шт V - начальная потребность в году, шт Z - потребность на замену в году, шт V = (N - Q) * Ч N - нормативная обеспеченность в году, шт Q - фактическая обеспеченность в году, шт Ч - количество потребителей - семей Z = Q * Ч * 1/R R - срок службы товара в годах. Данные для товара автомобиль в расчете на 100 семей |
N, шт | Q, шт | Ч, семьи | R, лет | | 70 | 63 | 968 983 | 3 | | |
V = ((70 - 63) * 968 983)/100 = 67828,81 шт Z = 63/100 * 968 983 * 1/5 = 203486,43 шт Д = 67828,81 + 203486,43 = 271315,24 шт 3. Анализ результатов маркетинговых исследований рынка Велосипедов по Казани и РТ. В целях изучения рынка велосипедов по Казани и РТ было проведено анкетирование, генеральная выборка которой составила 30 человека. Из них 15 женщин и 15 мужчин. Средний возраст опрашиваемых составил 24, 5 лет. 1.Имеется ли в вашей семье велосипед? А) Да Б) Нет 2. Какой марки велосипед Вы имеете/хотели бы иметь? А) Specialized Б) Stels В) Аист Г) Forward Д) Stark |
Specialized | 7 | 23% | | Stels | 8 | 27% | | Аист | 4 | 13% | | Forward | 7 | 23% | | Stark | 5 | 14% | | |
3. Для чего Вы используете велосипед? А) поездки по городу Б) экстремальные виды спорта В) на даче, в деревне |
поездки по городу | 17 | 60,7% | | экстремальные виды спорта | 6 | 21,4% | | на даче, в деревне | 5 | 17,9% | | |
4. При покупке велосипеда Вы учитываете? А) цену Б) качество В) дизайн |
цену | 5 | 16,67% | | качество | 21 | 70% | | дизайн | 4 | 3% | | |
5. Считаете ли вы необходимым иметь велосипед в городе? А)да Б)нет 6. Какие бы вы хотели дополнительные возможности в велосипеде? А)гудок Б)фары В) корзинку на багажник Г) встроенные часы |
гудок | 5 | 16,67% | | фары | 9 | 30% | | корзинку на багажник | 10 | 33,33% | | встроенные часы | 6 | 20% | | |
7. Довольны ли вы разнообразием предлагаемых на рынке велосипедов? А)да Б)нет 8. За какую цену вы готовы приобрести велосипед А) до 2500 руб. Б) от 2500 и до 7000 руб. В) от 7000 руб. и более |
до 2500 руб. | 5 | 16,67% | | от 2500 и до 7000 руб. | 21 | 70% | | от 7000 руб. и более | 4 | 3% | | |
9. Нравятся ли вам места продажи велосипедов? А)да Б)нет 10. Кто вы по профессии? А)портниха Б)менеджер В)продавец Г)домохозяйка Е)предприниматель Д)преподаватель |
портниха | 20 | 66,67% | | менеджер | 2 | 6,67% | | продавец | 1 | 3,33% | | домохозяйка | 4 | 13,33% | | предприниматель | 1 | 3,33% | | преподаватель | 2 | 6,67% | | |
4.Выбор стратегии маркетинга В результате исследования нами было выделено 3 целевых сегмента, что предполагает использование дифференцированной стратегии маркетинга, учитывающей особенности каждого сегмента. Так как данные сегменты имеют разные предпочтения при выборе велосипеда по-разному реагируют на изменения, происходящие на рынке, следовательно, требуют разработки индивидуального комплекс маркетинга для этих сегментов. 5. Расчет спроса Расчет спроса Рассмотрим 4 сегмента, дифференцированных по уровню доходов: |
| Среднемесячный уровень доходов | | | до 10000 | 10000-20000 | 20000 и более | | Численность сегмента (численность семей) | 179262 | 455422 | 334299 | | № сегмента | сегмент 1 | сегмент 2 | сегмент 3 | | |
Годовой доход сегмента j = Ч * среднедушевой доход Среднедушевой доход по РТ на июль 2008 = 15429,7 руб Годовой доход: Сегмента 1 = 170 348 * 15429,7 = 2151142,26 руб Сегмента 2 = 340 696 * 15429,7 = 5465064,12 руб Сегмента 3 = 1 277 610 * 15429,7 = 4011589,62 руб А = сумма денег, которую могут выделить покупатели на покупку велосипеда А = годовой доход * d * TR, где d - доля товарной категории TR - доля товарной категории, которую тратит сегмент на данную категорию d = (ГП (годовая покупка товара) * P (средняя цена)) / (ГП * P ср) (ГП * P ср) = 1/10*800 + 10*800 + 1/10*1800 + 1/7*900 + 1/10*500 + 600*1/10 + 600*1/12 + 13500*1/15 + 12300*0,95/15 + 500*1/10 + 4200*1,4/15 = 2800*0,35/20 + 2000*0,8/10 + 720000*0,5/15 + 1100*1/10 + 730*1/10 + 3200*1/12 +60*4 + 20*3 + 1200*1/6 + 500*1/6 = 83 911, 87 d = (0,5/5 * 720000) / 83 911, 87 = 0,858 TR = 0,063 A1 = 149511020 A2 = 379838809 A3 = 278817849 Q = A/P ср Q1 = 208 Q2 = 526 Q3 = 387 Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольший спрос на велосипеды приходится на сегменты 3 и 4, отличающихся от предыдущих по своей величине в 3-4 раза. Это объясняется уровнем доходов и численностью каждого из сегментов. Сегменты 3 охватывает большую часть покупательноспособного населения Республики Татарстан. Сегмент 4 занимает второе место по численности и включает потребителей, получающих высокие доходы. Таким образом, у этих сегментов увеличивается возможность откладывать или выделять определенную сумму средств на покупку велосипеда. 6.Расчет эластичности Ed = ДQ %/ ДP %, где ДQ - процентное изменение количества продаваемой продукции ДP - процентное изменение цены Согласно статистическим данным по Татарстану изменение цен на велосипеды в августе 2008 по отношению к августу 2007 составило 97,7, то есть цены уменьшились на 2,3 %. Объем продаж соответственно составил 103 %; увеличившись на 3%. Определим эластичность спроса: Ed = 3 % / 2,3% = 1,3 Спрос является эластичным, так как 1,3 > 1. Уменьшение цены повлекло, увеличение объема продаж. Однако темп изменения цен оказался более высоким нежели изменение объема продаж, что означает не столь высокую эластичность спроса. К тому же следует учесть и то, что каждый сегмент в зависимости от уровня дохода будут по-разному реагировать на изменение цен. Так, к примеру, потребители с более низкими доходами будут более чувствительно реагировать на изменения, и эластичность по мере уменьшения доходов будет расти. По аналогии можно предположить, что с увеличением цены часть потребителей может повременить с покупкой и отложить приобретение автомобиля на какой-то период времени. Что также следует учесть в дальнейшей разработке комплекса маркетинга.
|