Мнение россиян о рекламе с участием детей
Мнение россиян о рекламе с участием детей
25 Курсовая работа «Мнение россиян о рекламе с участием детей» Содержание Введение I. Методологическая часть 1.1 Актуальность, проблемная ситуация, цели, задачи, объект и предмет исследования 1.2 Методы социологического исследования, выборка, характеристика анкеты 1.3 Гипотеза и практическая значимость исследования II. Основные результаты социологического исследования III. Аналитическая часть Заключение Список использованной литературы Приложение Введение
Наша работа посвящена изучению мнения россиян о рекламе с участием детей. Можно сразу отметить, что проблематика участия в рекламе детей в настоящее время более чем актуальна. Подтверждением этого служит тот факт, что действующий закон "О рекламе", принятый в 1995 г., практически ежегодно дополняется жесткими ограничениями на участие детей и подростков в продвижении товаров. Пристальное внимание законодателя к проблематике вполне понятно - по социологическим опросам крупнейших агентств реклама с участием детей раздражает россиян - потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг менее всего, а значит «отдача» от подобной рекламы выше. В то же время нельзя сказать, что в современном российском обществе по вопросу использования детей в рекламе есть какое-то единство. Этим определяется актуальность нашей работы предусматривающей проведение социологического исследования и анализ его результатов. Цель нашей работы изучить мнение россиян о рекламе с участием детей. Задачи, исходящие из указанной цели таковы: - методологически описать проводимое исследование, путем постановки его целей и задач, объекта и предмета, описания проблемной ситуации, интерпретации и операционализации ключевых понятий, постановки гипотезы исследования. - описать основные выводы, к которым мы пришли в ходе исследования; - подвергнуть анализу полученные результаты. Исходя из указанных целей и задач, формируется структура работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений. I. Методологическая часть 1.1 Актуальность, проблемная ситуация, цели, задачи, объект и предмет исследования
Актуальность нашего социологического исследования определяется рядом факторов. В первую очередь следует отметить тот факт, что Подтверждением этого служит тот факт, что действующий закон "О рекламе", принятый в 1995 г., практически ежегодно дополняется жесткими ограничениями на участие детей и подростков в продвижении товаров. На настоящий момент изображение несовершеннолетних уже запрещено в рекламе спиртных напитков и пива, табака и других товаров, не предназначенных для детей. Недавно правительство подготовило очередные поправки к законопроекту, в которых предлагается распространить запрет на участие детей в рекламе лекарственных средств, медицинской техники и биологически активных добавок (БАД). Запрет будет касаться также детских лекарств и витаминов. Пристальное внимание законодателя к проблематике вполне понятно - по социологическим опросам крупнейших агентств реклама с участием детей раздражает россиян - потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг менее всего, а значит «отдача» от подобной рекламы выше. В контексте нашей работы представляется необходимым изучить рекламную продукцию с участием детей с точки зрения современного маркетинга. В целом, использование детского образа в рекламе вызывает положительные эмоции и, как следствие, является мощным фактором привлечения внимания потенциальных потребителей. Потребительский круг детских товаров включает женщин в возрасте 21 - 45 лет, домохозяйки или служащие. Именно на эту аудиторию и рассчитаны рекламные ролики с участием детей Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 156.. На мужчин рекламная продукция с участием детей воздействует гораздо меньше. Связано это с тем, что восприятие детского образа мужчинами и женщинами несколько различно. Это объясняется наличием у женщин материнского инстинкта, который определен биологически и при виде детей у нее возникает чувство жалости и сострадания, близости с ним, эмоциональная отзывчивость матери. В то же время, чувства отца просыпаются, кода он берет своего дитя на руки, поэтому, видя чужих детей на экране у мужчин, не возникает никаких чувств. Приведем описание некоего идеального рекламного ролика с участием ребенка. Он выглядит следующим образом Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. - Петрозаводск: Фониум, 2004. - 308с.: - летнее время или, по крайней мере, солнечный день; - вокруг природа в ярких сочных красках; - звучит спокойная, непринужденная детская мелодия; - возраст ребенка от 1 года до 5 лет; - ребенок обязательно должен быть в составе семьи; - ребенок должен искренне смеяться и рекламировать только товары детского назначения. В скобках отметим, что это «идеальный» рекламный ролик и на практике дети участвуют в рекламе других (недетских) товаров, а также в рекламе социальной. Существует, также, обобщенный портрет ребенка в рекламном ролике: от 1 года до 10 лет, пол не важен, здоровый (розовые щечки, пухленький), активный, сообразительный, «думающий» ребенок Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2004. С. 138. . Таковы основные взгляды на рекламную продукцию с участием детей с точки зрения современной коммерции. В то же время исследования многочисленных агентств по изучению общественного мнения, свидетельствуют о том, что отношение россиян к рекламе с участием детей довольно неоднозначно и включает в себя многочисленные аспекты и тенденции. Этим определяется актуальность нашего социологического исследования. Определим проблемную ситуацию нашего социологического исследования, в данном случае ею определяется современное общественное мнение россиян относительно рекламы с участием детей. К основным понятиям нашего исследования мы отнесем такие понятия как «дети» и «реклама». Остановимся на понятии «дети» Приводится по: Брыц В. Нарушение прав личности в рекламе. - М.: ИМТ, 2007. С. 116. . Дети в общем случае определяются как люди в период детства и взросления. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае, ребёнком называют человека от рождения до наступления половой зрелости. В настоящее время «Конвенция о правах ребёнка» определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. В соответствии с международным и российским законодательством ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему государством: - ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь; - на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам; - иметь и выражать своё мнение; - право получать и передавать информацию в различных формах; - право на защиту от дискриминации; - право на образование; право на отдых и досуг и т.д. В рекламе под детьми, обычно подразумеваются люди в возрасте от 1 года до 14 лет. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке Приводится по: Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 10. . По законодательству Российской Федерации реклама различается на: - коммерческую рекламу - политическую рекламу (в том числе и предвыборную) - социальную рекламу (которая направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства). Дети, как правило, привлекаются к участию в коммерческой и социальной рекламе, однако существуют факты участия их и в социальной рекламе. Цель исследования. Социологическое исследование, проводимое нами, призвано раскрыть некоторые аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей. Задачи исследования. Исследовать аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей в зависимости от вида рекламы (коммерческая, социальная, политическая), проанализировать, с чем связаны положительные и отрицательные моменты восприятия этой рекламы, понять, как меняется отношение россиян к рекламе с участием детей в зависимости от их возраста, уровня образования, социального положения, а также от фактора наличия своих детей. Объект нашего социологического исследования - мнение россиян относительно использования ряда приемов в современной рекламе. Предметом нашего социологического исследования выступит мнение россиян об участии в рекламе детей. 1.2 Методы социологического исследования, выборка, характеристика анкеты
Методы сбора первичной социологической информации. В данном случае основным методом будет опрос с помощью анкетирования. Место, время проведения исследования, название инструментария. Местом проведения опроса мы определим два московских вуза РГГУ им МГТУ им. Баумана, ОАО «Электро ЗВИ», Московскую лизинговую компанию и ОАО «Теплосетевая компания». Время проведения - май 2010 года. Характеристика инструментария. Основной инструментарий - анкета из 15 вопросов. Выборка. Наше исследование принадлежит к типу выборных исследований, а значит, подразумевает определенную выборку респондентов. В основе выборки лежит квотный отбор респондентов - по социальным слоям, возрасту, полу. По типу наша выборка принадлежит к одноступенчатым выборкам, то есть основной принцип - простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную. Число наших респондентов - 100 человек (то есть погрешность результатов + - 7%) в возрасте от 18 до 55 лет. Важным элементом нашего исследования служит тот факт, что половина из опрашиваемых к моменту анкетирования имела своих детей, вторая половина еще нет. Респонденты выбирались в случайном порядке, а обработка данных производилась по нескольким направлениям: - выделение социальных факторов, влияющих на восприятие рекламы (пол, возраст, образование) и последующее сравнения результатов опроса; - - общее отношение к рекламе с участием детей. Метод обработки эмпирических данных. Основным методом обработки будет, анализ взаимозависимостей между социальными характеристиками, классификация и типологизация полученных данных. Перейдем к характеристике нашего основного инструментария - анкеты. Вопросы в ней можно условно разделить на две группы. Первая из них касается социально-демографических характеристик респондентов. Вопросы в ней касаются наличия (отсутствия) детей, при наличии последних - их количества, возраста респондентов, пола, семейного положения, социального статуса, уровня образования и доходов. Вторая группа содержит специальные вопросы, подобранные с целью решения поставленных нами целей им задач. Они касаются общего отношения респондентов к современной рекламе, отношения респондентов к участию детей в коммерческой, социальной и политической рекламе, выявления эмоций респондентов при просмотре рекламы с участием детей, а также отношения анкетируемых к возможному участию их детей (настоящих или будущих) в рекламе, а также допустимому, по мнению респондентов, возрасту участия ребенка в рекламе (анкета представлена в приложении 1). Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы социологического исследования, выборка, характеристика анкеты позволяют решить основные цели и задачи, которые мы ставим перед собой в описываемом исследовании. 1.3 Гипотеза и практическая значимость исследования
Определим гипотезу нашего исследования. Гипотезой исследования послужат предположение о том, что использование детей в рекламе в глазах большинства россиян, в целом оправданно и отрицательных эмоций не вызывает. Еще одной важной составляющей гипотез является предположение о том, что отношение россиян к рекламе с участием детей меняется под воздействием факта наличия (отсутствия) собственных детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что с помощью него можно определить отдельные аспекты отношения россиян к рекламе с участием детей в зависимости от вида рекламы (коммерческая, социальная, политическая), проанализировать, с чем связаны положительные и отрицательные моменты восприятия этой рекламы, понять, как меняется отношение россиян к рекламе с участием детей в зависимости от их возраста, уровня образования, социального положения. Таким образом, в настоящей части изложения мы определили основные методологические составляющие социологического исследования, которое заключается в изучении отношения россиян к рекламе с участием детей, проводится в форме анкетирования (причем анкета состоит из 15 вопросов), выборка определена в 100 человек. Важным элементом исследования служит тот факт, что половина из опрашиваемых к моменту анкетирования имела собственных детей, а вторая половина еще нет. II. Основные результаты социологического исследования
Итак, социологическое исследование, проводившееся нами в 2010 году, с целью выяснения отношения россиян к рекламе с участием детей дало определенные результаты, подробнее на которых мы остановимся ниже. Как мы уже говорили, до начала исследования все респонденты были разделены на две части - на респондентов имеющих детей, и на респондентов таковы к моменту анкетирования не имевших. Как первая, так и вторая группа состояла из 50 человек. Респондентам было предложена анкета из 15 вопросов, ряд из которых были связаны с социально-демографическими характеристиками респондентов, часть направлена на выяснение отношения россиян к участию в рекламе детей и на более частные вопросы, связанные с решением задач нашего эмпирического исследования. Представим полученные результаты. Социально-демографические характеристики респондентов представлены в таблицах 1, 2, 3 и 4. Таблица 1. Сводные данные социально-демографических характеристики респондентов имеющих детей |
Пол | Семейное положение | Количество детей | Возраст | | М | Ж | Состоит в браке | Не состоит в браке | один | Два | Более | От 18 до 25 | От 25 до 40 | От 40 до 55 | | 23 | 27 | 38 | 12 | 24 | 18 | 8 | 24 | 15 | 11 | | |
Таблица 2. Сводные данные социально-демографических характеристики респондентов детей не имеющих |
Пол | Семейное положение | Возраст | | М | Ж | Состоит в браке | Не состоит в браке | От 18 до 25 | От 25 до 40 | От 40 до 55 | | 26 | 24 | 24 | 26 | 22 | 16 | 12 | | |
Таблица 3. Уровень дохода и уровень образования респондентов имеющих детей |
М | Ж | Образование | Уровень дохода | | | | Высшее | Среднее | Иное | Высокий | Средний | Низкий | | 23 | 27 | 36 | 18 | 6 | 12 | 29 | 9 | | |
Таблица 4. Уровень дохода и уровень образования респондентов имеющих детей |
М | Ж | Образование | Уровень дохода | | | | Высшее | Среднее | Иное | Высокий | Средний | Низкий | | 26 | 24 | 33 | 21 | 6 | 12 | 30 | 8 | | |
Ответы на специфические вопросы анкеты сгруппированы в таблицах 5, 6, 7, 8, 9, 10. Таблица 5. Общее отношение к современной рекламе респондентов имеющих детей |
В целом положительное | В целом отрицательное | В целом нейтральное | | 24 | 12 | 14 | | Из них: | | М | Ж | М | Ж | М | Ж | | 9 | 15 | 8 | 4 | 8 | 6 | | |
Таблица 6. Общее отношение к современной рекламе респондентов детей не имеющих |
В целом положительное | В целом отрицательное | В целом нейтральное | | 27 | 10 | 13 | | Из них | | М | Ж | М | Ж | М | Ж | | 10 | 17 | 7 | 3 | 7 | 6 | | |
Таблица 7. Отношение респондентов имеющих детей к участию детей в коммерческой, социальной и политической рекламе |
Коммерческая реклама Отношение | Социальная реклама Отношение | Политическая реклама Отношение | | Отрицательное | Положительное | Нейтральное | Отрицательное | Положительное | Нейтральное | Отрицательное | Положительное | Нейтральное | | 12 | 32 | 6 | 18 | 28 | 4 | 38 | 4 | 8 | | |
Таблица 8. Отношение респондентов имеющих детей к участию детей в коммерческой, социальной и политической рекламе |
Коммерческая реклама Отношение | Социальная реклама Отношение | Политическая реклама Отношение | | Отрицательное | Положительное | Нейтральное | Отрицательное | Положительное | Нейтральное | Отрицательное | Положительное | Нейтральное | | 15 | 16 | 9 | 16 | 24 | 10 | 33 | 6 | 11 | | |
Таблица 10. Эмоции, вызываемые рекламой с участием детей для респондентов имеющих детей |
Отрицательные | Положительные | Нейтральные | | 3 | 35 | 12 | | |
Таблица 11. Эмоции, вызываемые рекламой с участием детей для респондентов, не имеющих детей |
Отрицательные | Положительные | Нейтральные | | 2 | 32 | 16 | | |
Таблица 9. Возможность участия детей респондентов в рекламе и приемлемый возраст для этого |
Не исключающие возможность участия своих детей в рекламе | Исключающие возможность участия своих детей в рекламе | | 23 | 27 | | Если да, то приемлемый возраст для этого, с | | | Без ограничений | С 1 года | С 3 лет | С 5 лет | С 7 лет | С 10 лет | Старше | | | 2 | 0 | 4 | 6 | 5 | 4 | 2 | | | |
Таблица 9. Возможность участия будущих детей респондентов в рекламе и приемлемый возраст для этого |
Не исключающие возможность участия своих детей в рекламе | Исключающие возможность участия своих детей в рекламе | | 29 | 21 | | Если да, то приемлемый возраст для этого, с | | | Без ограничений | С 1 года | С 3 лет | С 5 лет | С 7 лет | С 10 лет | Старше | | | 3 | 2 | 7 | 7 | 5 | 4 | 1 | | | |
Таковы основные результаты проводимого нами социологического исследования. Анализу их будет посвящена следующая глава нашей работы. III. Аналитическая часть
В настоящей части работы мы проанализируем те данные, которые мы получили эмпирическим путем и которые приводились в нашем предыдущем изложении. В самом начале анкетирования все респонденты делились на две части - на лиц имеющих детей и на лиц их пока не имеющих. Такое разделение имело цель наглядно представить изменения в мнениях россиян, в зависимости от их семейного положения. У большей части респондентов, которые имели детей, в настоящее время имеется один - два ребенка и они, как правило, состоят в браке. Возраст респондентов здесь колебался от 18 до 52 лет, причем основная часть анкетируемых была в возрасте от 18 до 25 лет и от 25 до 40 лет. Женщин в этой группе 27, мужчин - 23. Большая часть респондентов, которые на момент анкетирования детей не имели, в браке не состоит (хотя число семейных респондентов тут также довольно велико). Возраст респондентов здесь колебался от 19 до 53 лет, причем основная часть была в возрасте от 18 до 25 лет и от 25 до 40 лет. Женщин в этой группе 26, мужчин - 24. Уровень образования в обеих группах респондентов довольно высок - большая часть из них имеет высшее образование и уровень своего дохода сами определяют как средний. Общее количество респондентов с низким, по собственным оценкам, уровнем дохода не превышает 20% в каждой из групп. Род деятельности анкетируемые называли самые разные, но наиболее популярный ответ, который дали 65 % всех опрошенных - это наемный работник, второй по популярности ответ - служащий дали 18% респондентов. Количество анкетируемых имеющих «собственное дело» сравнительное невелико - 7%, также невелико и количество безработных - 4%. Таким образом, имеются две группы респондентов, разделенных по признаку наличия (отсутствия) детей. Социальное положение, уровень образование, деление на возрастные группы, градация по половому признаку, в целом, в каждой из групп сравнима с другой. Таким образом, можно заключить, что основное различие между группами - отсутствие/наличие детей, что и требовалось для настоящего исследования. Перейдем к анализу специальных вопросов, направленность которых была связано непосредственно с целями и задачами исследования. Для решения первой задачи - исследовать общее отношение анкетируемых к рекламе, был предусмотрен специальный вопрос об общем отношении респондентов к современной рекламе. Значительная доля респондентов имеющих детей в целом положительно относятся к современной рекламе (24 человека из опрошенных, причем 15 из них - женщины). Нейтрально к рекламе относятся чуть меньше - 14 респондентов (8 мужчин и 6 женщин). Отрицательные эмоции реклама вызывает у 12 респондентов этой группы, восемь из которых - мужчины, четыре - женщины. Здесь можно проследить явную связь отношения к рекламе и возраста анкетируемых. Так 10 из 12 респондентов, отметивших, что современная реклама вызывает у них негативные эмоции, были в возрасте от 40 лет, в то же время респонденты, отметившие, что положительно относятся к современной рекламе, в основном молодые люди до 25 лет. Перейдем к тем ответам, которые дали на рассматриваемый вопрос бездетные респонденты. Большая часть из них относятся к современной рекламе в целом положительно (27 респондентов, 17 женщин, 10 мужчин). Нейтральное отношение указали 13 (7 мужчин, 6 женщин) респондентов, отрицательное - 10 (семь мужчин, 3 женщины). Связь отношения к рекламе и возраста анкетируемых здесь также явно присутствует. Следующий вопрос подразумевал оценку респондентами использования детей для нужд коммерческой, социальной и политической рекламе. Для группы респондентов имеющих детей, характерно в целом: - положительное отношение к участию детей в коммерческой рекламе (положительный ответ - 32 анкетируемых, отрицательный - 12, нейтральный - 6); - положительное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный ответ - 28 анкетируемых, отрицательный - 18, нейтральный - 4); - отрицательное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный ответ - 4 анкетируемых, отрицательный - 38, нейтральный - 8); Для группы респондентов детей не имеющих, характерно в целом: - положительное отношение к участию детей в коммерческой рекламе (положительный ответ - 16 анкетируемых, отрицательный - 15, нейтральный - 9); - положительное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный ответ - 24 анкетируемых, отрицательный - 16, нейтральный - 10); - отрицательное отношение к участию детей в социальной рекламе (положительный ответ - 6 анкетируемых, отрицательный - 33, нейтральный - 11). Как мы видим, общая тональность ответов в обеих группах, в целом, соответствуют друг другу, однако отметим, что количество нейтральных ответов во второй группе явно больше, что свидетельствует о том, что респонденты этой группы менее эмоционально относятся к изучаемому вопросу, по вполне объективным причинам. Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление наличия (или отсутствия) отрицательных эмоций вызываемых рекламой с участием детей. Большинство респондентов первой группы испытывают в целом, положительные эмоции, когда видят в рекламе детей (35 из опрошенных), 12 относятся к этому нейтрально и лишь у 3 респондентов такая реклама вызывает отрицательные эмоции. Большинство респондентов второй группы (32), также группы испытывают в целом, положительные эмоции, когда видят в рекламе детей, 16 относятся к этому нейтрально и лишь у 2 респондентов такая реклама вызывает отрицательные эмоции. В скобках отметим, что такие данные исследования, в целом, перекликаются с исследованиями, проводившимися в 2009 году такими центром как «Левада центр», согласно результатом, которого реклама с участием детей раздражала россиян менее всего из всего рекламного массива. Следующий, весьма важный вопрос нашей анкеты был связан с возможностью участия детей респондентов (имеющихся или будущих) в рекламных компаниях. В первой группе респондентов, которые имели детей, исключающих возможность участия своих детей в рекламе совсем, было больше - 27 человек. Из 23 ответивших положительно, при этом уточнили, что приемлемый возраст для этого с 5, 7 или 10 лет и старше. Возможность участия своих детей в возрасте до года в рекламной компании была исключена полностью, а возможность участия с трех лет до пяти отметили 4 респондента. В целом, это также перекликается с результатами уже упомянутого нами исследования «Левада-центр» в котором уточнялось, что ряд россиян действительно допускают возможность участия своих детей в рекламных компаниях, однако при условии контроля над съемками, только в рекламе детского товара и при наличии согласия со стороны ребенка, то есть только после достижения трехлетнего возраста. Во второй группе исключающих возможность участия своих будущих детей в рекламных акциях оказалось меньше - 21 опрошенный. Из 29 давших положительный ответ возраст «без ограничений» отметили трое, с года - 2, с трех и пяти лет - по семь респондентов, с 10 лет - 4 и старше 1. Как видно из приведенных цифр респонденты, не имеющие детей, настроены на участие своих будущих детей в рекламе более позитивно. В целом, проведенное исследование свидетельствует о том, что россияне в целом воспринимают современную рекламу с участием детей, в целом положительно, положительно также они относятся к тому, что дети привлекаются к рекламным компаниям коммерческой и социальной направленности, однако, отрицательно относятся к участию детей в рекламе политической. Большинство респондентов имеющих детей отрицательно относятся к возможности участия своих детей в рекламе, а ответившие положительно уточнили, что такой факт будут возможен лишь по достижении ребенком определенного возраста. Респонденты, не имеющие детей, настроены на участие своих будущих детей в рекламе более позитивно. В целом можно заключить, что участие детей в рекламе - весьма деликатный вопрос, который может ранить родительские чувства потенциальных потребителей и что современная политика ограничения участия детей в рекламе, в целом, имеет под собой веские основания, несмотря на то, что у ряда потребителей такая реклама вызывает положительные эмоции и, соответственно, покупательский интерес. Заключение
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами сформулируем основные выводы нашей работы. Итак, проблематика участия в рекламе детей в настоящее время более чем актуальна. Подтверждением этого служит тот факт, что действующий закон "О рекламе", принятый в 1995 г., практически ежегодно дополняется жесткими ограничениями на участие детей и подростков в продвижении товаров. Пристальное внимание законодателя к проблематике вполне понятно - судя по социологическим опросам крупнейших агентств, реклама с участием детей раздражает россиян - потенциальных потребителей рекламируемых товаров и услуг менее всего, а значит «отдача» от подобной рекламы выше. В то же время нельзя сказать, что в современном российском обществе по вопросу использования детей в рекламе есть какое-то единство. Для изучения отношения россиян к рекламе с участием детей мы разработали социологическое исследование, которое проводится в форме анкетирования (причем анкета состоит из 15 вопросов), выборка определена в 100 человек. Важным элементом исследования служит тот факт, что половина из опрашиваемых к моменту анкетирования имела собственных детей, а вторая половина еще нет. Анализ результатов проведенного нами исследования свидетельствует о том, что россияне в целом воспринимают современную рекламу с участием детей, в целом положительно, положительно также они относятся к тому, что дети привлекаются к рекламным компаниям коммерческой и социальной направленности, однако, отрицательно относятся к участию детей в рекламе политической. Большинство респондентов имеющих детей отрицательно относятся к возможности участия своих детей в рекламе, а ответившие положительно уточнили, что такой факт будут возможен лишь по достижении ребенком определенного возраста. Респонденты, не имеющие детей, настроены на участие своих будущих детей в рекламе более позитивно. В целом можно заключить, что участие детей в рекламе - весьма деликатный вопрос, который может ранить родительские чувства потенциальных потребителей и что современная политика ограничения участия детей в рекламе, в целом, имеет под собой веские основания, несмотря на то, что у ряда потребителей такая реклама вызывает положительные эмоции и, соответственно, покупательский интерес. Список использованной литературы
1. Брыц В. Нарушение прав личности в рекламе. - М.: ИМТ, 2007. - 272 с. 2. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2004. - 368 с. 3. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с. 4. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. - Петрозаводск: Фониум, 2004. - 308с. 5. Отношение россиян к рекламе. - М: Левада-Центр, 2009. - 340 с. Приложение
АНКЕТА «Отношение россиян к рекламе с участием детей» 1. Имеете ли вы в настоящее время детей? Да Нет (отметьте нужное) 2. Если да, то сколько их? 1 2 3 более 3. Ваш возраст _________ (впишите) 4. Ваш пол М Ж (отметьте нужное) 5. Ваше семейное положение состою в браке не состою в браке (отметьте нужное) 6. Ваш род деятельности __________ (предприниматель, служащий и т.д.) 7. Ваше образование _________________ (напишите) 8. Как Вы сами оцениваете уровень Вашего дохода Высокий Средний Низкий 9. Определите свое общее отношение к современной рекламе Положительное Отрицательное Нейтральное 10. Корректно ли на Ваш взгляд участие детей в коммерческой рекламе? Да Нет Не знаю 11. Корректно ли на Ваш взгляд участие детей в социальной рекламе? Да Нет Не знаю 12. Корректно ли на Ваш взгляд участие детей в политической рекламе? Да Нет Не знаю 13. Вызывает ли у Вас реклама с участием детей негативные эмоции? Да Нет Не знаю 14. Рассматриваете ли Вы возможность, что Ваши дети (настоящие или будущие) будут участвовать в рекламе с Вашего согласия? Да Нет Не знаю 15. Если вы ответили «Да» на предыдущий вопрос, то с какого возраста ребенка для Вас это приемлемо? Без ограничений с 1 года с 3 лет с 5 лет с 7 лет с 10 лет Старше СПАСИБО ЗА ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ!
|