Параметры и элементы логистического обслуживания
Параметры и элементы логистического обслуживания
1 10 Задание 1. Поток: его определение, основные параметрыПоток - это один или множество объектов, воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах. Поток в определенные моменты времени может быть запасом материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции. Выделяют ряд основных параметров, характеризующих поток: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность[3,28]. Параметры потока характеризуют число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени и измеряются в абсолютных единицах. Между статическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь. Категории потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда без столь глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике. Потоки и запасы в логистике являются частным случаем обобщенных экономических категорий, впрочем, как и логистические закономерности - частным проявлением общеэкономических законов. В ряде экономических исследований различие между потоком и запасом далеко не очевидно. Основные параметры, характеризующие поток: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Материальные потоки в логистике характеризуются следующими параметрами: * номенклатура, ассортимент и количество продукции; * габаритные характеристики (общая масса, площадь, линейные параметры); * весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто); * физико-химические характеристики груза; * характеристики тары или упаковки, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость); * условия договора купли-продажи (передача в собственность, поставки); * условия транспортировки и страхования; * финансовые (стоимостные) характеристики; * условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции; * и др. Количественно материальный поток выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т. д. Выделяются следующие признаки классификация материальных потоков[1, 59]: 1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные). 2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делят на входные и выходные. 3. По номенклатуре материальные потоки делят на однопродуктовые (одновидовые) и много продуктовые (многовидовые). Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т, м3 и т. п.). Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования. 4. По ассортименту материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам[2,205]. Ассортимент бывает групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности - сортиментом. 5. В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др. Массовый поток - это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п. Крупный поток - это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров, и т. п. Средний поток - это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами, и т. п. Мелкий поток - это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками. Тяжеловесные потоки - это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при том же весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного места при водных перевозках более 1 т, а при железнодорожных перевозках - 0,5 т. Легковесные потоки - это потоки, образованные грузами с малой плотностью, и следовательно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3. Негабаритные потоки - это потоки грузов, высота одного места которых более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки. Насыпные грузы образуют потоки, требующие специальных транспортных средств: бункерных вагонов, контейнеров, трейлеров и т. п., перевозятся обычно навалом, например, зерно. Навалочные грузы образуют потоки, не требующие специального затаривания, и для которых допускается слеживание, смерзание и др., например, руда, уголь и т. п. Наливные грузы - это жидкие или полужидкие грузы, заливаемые в цистерны и в другие наливные транспортные средства. Тарно-штучные и штучные грузы имеют разнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироваться как в определенной таре (ящики, мешки и др.), так и без тары, поштучно (длинномерные грузы, прокат и др.). Отличия данных грузов - в единицах измерения. Единицей измерения штучных грузов являются штуки, тарно-штучных - количество тары - мешков, ящиков, рулонов и т. п.). 6. По степени детерминированности параметров потока различают детерминированные и стохастические материальные потоки. Детерминированным называется поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим. 7. По характеру движения во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К первым относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта, и т. п. Большинство же потоков являются дискретными во времени. Характеристика складского хозяйства как одного из элементов логистики: виды складов, показатели эффективности их работыКлассификация складов[2,113]: 1. по характеру деятельности: · Материальные или снабженческие; · Внутризаводские (цеховые, межцеховые); · Сбытовые. 2. по виду и характеру хранимых грузов: · Универсальные (хранятся штучные и тарно-штучные грузы); · Специализированные (хранятся сыпучие, жидкие, газообразные, огнеопасные и др. грузы); 3. по типу конструкции: · Закрытые (имеется пол, потолок, стены, могут быть отдельно стоящие и встроенные); · Полузакрытые (навесы); · Открытые (отсутствуют какие-либо приспособления); · Специальные (в виде резервуаров). 4. по стеновым материалам (древесина, бетон, металл и т.д.) 5. по температурным условиям: · Отапливаемые; · Неотапливаемые. 6. по типу оборудования: · Стеллажные; · Напольного хранения. 7. по степени автоматизации и механизации: · Механизированные; · Полуавтоматизированные; · Полностью автоматизированные. Оценка эффективности работы складов проводиться по следующим технико-экономическим показателям: 1. складской товарооборот - количество реализованной продукции за определенный период времени (в руб.); 2. складской грузооборот - количество продукции в натуральных показателях. С помощью этого показателя определяют трудоемкость работы склада; 3. грузопереработка - количество перегрузок по ходу перемещения грузов; 4. коэффициент неравномерности поступления: Кн = максимальное количество груза, поступившего за один раз/среднее количество груза, поступившего за один раз 5. удельный складской грузооборот: Усг = среднее кол-во груза, которое хранится на складе в течение года/общая площадь склада 6. коэффициент оборачиваемости Коб = количество реализованной продукции в месяц/среднемесячный остаток товара на складе 7. коэффициент использования площади Побщ = Пполезная + Пприема и отпуска + Пслужебная + Пстац.обор. + Пвспом Кисп.пл. = Пполезная/Побщая 0,25<К исп.пл.<0,6 Задание 2Грузооборот склада равен 2000 т в месяц. 20% работ на участке разгрузки выполняется вручную. Удельная стоимость ручной разгрузки 10 руб. за тонну. Удельная стоимость механизированной разгрузки 1 руб. за тонну. На какую сумму снизится совокупная стоимость переработки груза на складе, если весь груз будет разгружаться механизировано? РешениеРассчитаем, какой объем разгрузки выполняется вручную[4,38]: 2000*0,2=400 т; Рассчитаем стоимость ручной разгрузки в месяц: 400*10=4000 руб; Рассчитаем стоимость механизированной разгрузки того объема груза, который разгружается вручную: 400*1=400 руб; Рассчитаем экономию от перехода на полную механизированную разгрузку: 4000-400=3600 руб. Ответ: совокупная стоимость переработки груза на складе снизится на 3600 руб., если весь груз будет разгружаться механизировано. Задание 3Исходные данные представлены в табл. 1. Таблица 1. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров. |
№ усл. | Время, необходимое для оказания услуги, чел/час | № усл. | Время, необходимое для оказания услуги, чел/час | № усл. | Время, необходимое для оказания услуги, чел/час | № усл. | Время, необходимое для оказания услуги, чел/час | | 1 | 0,5 | 9 | 1 | 17 | 1 | 25 | 3 | | 2 | 1 | 10 | 1 | 18 | 4 | 26 | 2 | | 3 | 2 | 11 | 2 | 19 | 4 | 27 | 0,5 | | 4 | 2 | 12 | 1 | 20 | 2 | 28 | 0,5 | | 5 | 1 | 13 | 3 | 21 | 0,5 | 29 | 4 | | 6 | 0,5 | 14 | 2 | 22 | 0,5 | 30 | 1 | | 7 | 4 | 15 | 0,5 | 23 | 1 | 31 | 0,5 | | 8 | 0,5 | 16 | 1 | 24 | 0,5 | 32 | 2 | | |
Фактически фирма оказывает услуги № 2, 6, 10,13, 14, 22, 28. Определить уровень логистического обслуживания. РешениеУровень логистического обслуживания можно определить по следующей формуле: , где N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано; - фактическое количество оказываемых услуг; ti - время выполнения i-той услуги. Рассчитаем время, необходимое для выполнения всего объема услуг: Рассчитаем время, необходимое для выполнения услуг, предоставляемой фирмой: Рассчитаем уровень логистического сервиса: =8,5/49,9*100=17% Ответ: уровень логистического обслуживания составляет 17%. Задание 4Исходные данные представлены в табл. 2. Таблица 2. Координаты и грузооборот магазинов. |
№ магазина | Координаты магазина | Грузооборот магазина, тонн в месяц | | | Х | У | | | 1 | 90 | 55 | 35 | | 2 | 20 | 65 | 40 | | 3 | 35 | 35 | 10 | | 4 | 90 | 10 | 25 | | 5 | 10 | 30 | 40 | | 6 | 55 | 20 | 40 | | 7 | 90 | 25 | 65 | | 8 | 15 | 40 | 50 | | |
Необходимо найти место для расположения распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков. РешениеНайдем координаты центра тяжести грузовых потоков (Хсклад, Усклад), то есть точки, в которой может быть размещен распределительный склад: Список литературы1. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие. - Саратов: СГТУ, 2005. - 168 с.2. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 271 с.3. Русалева Л.Ю. Основы логистики: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 20014. Коммерческая логистика. Методические указания к семинарским и практическим занятиям. - Новосибирск: СибУПК, 1997. - 55 с.5. Рынок и логистика/Подред. М.П. Гордона. - М.: Экономика, 2002. - 144 с.
|