|
Себестоимость продукции
Себестоимость продукции
2 Содержание - 1. Себестоимость продукции как исходная база установления цен
- 1.1 Понятие цены и ценообразования
- 1.2 Себестоимость продукции
- 1.3 Состав затрат включаемых в себестоимость
- 2. Установление цен по географическому признаку.
- Задачи # 16
- Задачи # 57
- Список использованной литературы
1. Себестоимость продукции как исходная база установле-ния цен1.1 Понятие цены и ценообразованияЦена - экономическая категория, позволяющая косвенно измерить за-траченное на производство товара общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между про-изводителем и потребителем, то есть является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а, следовательно, между ценой и стоимостью.Ценообразование -- процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой по-литики фирма должна выявить и проанализировать все эти ценообразующие факторы. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контро-лируемые ею, так и внутренние. Основными из них являются: v Спрос на продукцию; v Государственное регулирование цен; v Издержки по производству и реализации продукции; v Конкуренция и другие факторы. Основу цены изделия составляют издержки, связанный с его произ-водством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав издержек входят затраты как зависящие (уровень использо-вания сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда), так и независящие (транспортные тарифы, стоимость сырья, материалов, сырья) от деятельности предприятия. Среди наиболее распространенных в рыночной экономике методов ценооб-разования следует выделить: · Прайсинговые методы; Основаны на различных способах расчета составляющих цены - затрат и прибыли. Среди них выделяется: 1) метод полных затрат - основывается на полных издержках произ-водства и реализации продукции, и прибыли; 2) метод усредненных затрат - основывается на расчете затрат как составляющей цены; 3) метод предельных затрат - применяется при предполагаемом расширении производства и сбыта. 4) метод стандартных издержек - основывается на калькуляции се-бестоимости продукции; 5) метод целевой прибыли - предполагает использование заранее определенного размера прибыли. · Методы поэлементного расчета цены; · Методы, основанные на установлении фиксированной цены. 1.2 Себестоимость продукцииСебестоимость продукции (работ, услуг) -- это выраженые в денежной форме текущие расходы предприятия на ее производство и сбыт. Расходы на производство образуют производственную (заводскую) себестоимость, а рас-ходы на производство и сбыт -- полную себестоимость промышленной про-дукции. Перечень включенных в себестоимость текущих расходов определен статьей 9 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” Рас-ходы на производство валовой продукции (или себестоимость валовой про-дукции) характеризуют расходы текущего периода (года, квартала, месяца) на производство промышленной продукции (работ, услуг). Себестоимость товарной продукции (продукции, что реализуется) ха-рактеризуют расходы на производство и сбыт на протяжении всего цикла. Себестоимость реализованных товаров определяется согласно Положе-нию (стандарта) бухгалтерского учета 9 “Запасы”состоит из производствен-ной себестоимости продукции (работ, услуг), которая была реализована на протяжении отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроиз-водственных расходов и сверхнормативных производственных расходов. 1.3 Состав затрат включаемых в себестоимостьКлассификация расходов за калькуляционными статьями неразрывно связана с их распределением на прямые и непрямые (накладные). Прямые - это расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на определен-ный вид продукции, работ или услуг. К непрямым принадлежат расходы, ко-торые не могут быть непосредственно отнесены на конкретные изделия и по-этому распределяются между ними в соответствии с установленной на пред-приятии базой распределения. Как правило, такой базой является общая сумма прямых расходов или заработная плата основных производственных рабочих.Согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 16 "Затраты", себестоимость продукции состоит из производственной себестоимости и расходов, которые связаны с операционной деятельностью. Производствен-ная себестоимость содержит прямые и общепроизводственные (непрямые) расходы. В состав первой группы входят прямые материальные расходы (стоимость сырья и основных материалов, покупных и комплектующих по-луфабрикатов и др.); расходы на оплату труда, которые могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, другие прямые расходы (начисле-ние на социальные мероприятия, амортизация производственного оборудо-вания и его текущий ремонт и тому подобное).К общепроизводственным принадлежат расходы, которые связаны с производственной деятельностью таких структурных подразделений пред-приятия, как цех, бригада, участок. Это расходы на управление производст-вом (оплата труда аппарата управления подразделов, отчисление на социаль-ные мероприятия, оплата служебных командировок и др.), амортизация ос-новных средств общепроизводственного назначения и затраты на их содер-жание, эксплуатацию, ремонт и аренду, коммунальные услуги (отопление, освещение, водоснабжение), расходы на охрану труда и т.д.Общепроизводственные расходы разделяются на постоянные и пе-ременные в зависимости от изменения объема производства. К переменным общепроизводственным расходам принадлежат расходы на управление про-изводством, которые изменяются прямо пропорционально к изменению объ-емов деятельности. Постоянные - это расходы, абсолютная величина которых остается неизменной, или изменяется незначительно при изменении объема производства. Постоянные и переменные общепроизводственные расходы распределяются на виды продукции или работ с использованием определен-ной базы распределения (часы работы, зарплата, объемы деятельности, пря-мые расходы и тому подобное). Сумма прямых та общепроизводственных расходов составляет величину производственной себестоимости.В состав непрямых принадлежат также расходы, которые связаны с операционной деятельностью. Они, в свою очередь, разделяются на админи-стративные расходы, расходы на сбыт и другие операционные расходы. 2. Установление цен по географическому признаку.Существует несколько различных подходов к ценообразованию. Один из них - установление цен по географическому принципу. Доставка товаров в отдаленные районы предполагает более высокие транспортные издержки, чем в близлежащие к производителю районы, и соответственно более высокие цены. Однако перекладывать на покупателей отдаленных районов повышенные транспортные издержки не всегда целесообразно, так как это может привести к потере клиентуры. Поэтому часть издержек транспортировки товаров в отдаленные районы компенсируют относительным повышением цен в близко расположенных районах и пропорциональным снижением в отдаленных.Географический подход к ценообразованию предполагает принятие решения об ус-тановлении фирмой разных цен для потребителей в разных частях страны (исходя из рас-ходов по доставке).Установление цен ФОБ (free on board) в месте происхождения товараЭтот метод означает, что товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, кото-рый оплачивает все расходы по транспортировке, страховке и др. расходы от места нахо-ждения фирмы к месту назначения.Преимущества -- каждый платит за себя.Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке.Этот метод является полной противоположностью метода "ФОБ в месте происхож-дения товара". В данном случае фирма взимает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов независимо от удаленности клиента. Плата за пере-возку равна средней сумме транспортных расходов.Выгоды метода -- относительная простота применения и возможность для фирмы рекламировать единую цену в общенациональном масштабе.Установление зональных (поясные) цен.Метод представляет собой нечто среднее между методами цены ФОБ в месте про-исхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке.Фирма выделяет две и более зоны. Все заказчики, находящиеся в границах отдель-ной зоны, платят одну и ту же суммарную цену, которая становится выше по мере уда-ленности зоны. В поясной цене учитываются средние транспортные издержки для данной зоныУстановление цен применительно к базисному пунктуМетод позволяет продавцу выбирать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка.При применении системы цен базисного пункта в США неоднократно возникали конфликты потребителей с группами производителей (пищевая промышленность, промышленность строительных материалов), требовавшие вмешательства Верховного суда (производители обвинялись в применении методов недобросовестной конкуренции, нарушении антитрестовского законодательства и т.п.). Доля транспортных издержек в цене товара может составлять от нескольких процентов до нескольких десятков процентов. Например, транспортные. составляющая цены зерна в международной торговле, перевозимого судовыми отправками, может, по данным Канадского международного института зерна (CIGI), превышать 50%. В середине 1990-х гг. в Украине доля транспортной. составляющей в конечной цене угля превышала 50%, деловой древесины - 30%. Преимущество использования базисного пункта вне района расположения фирмы состоит в том, что одновременно с повышением размеров суммарной цены для заказчи-ков, находящихся неподалеку от фирмы, для отдаленных заказчиков эта цена снижается.Установление цен с принятием на себя расходов по доставке.В этом случае, чтобы обеспечить поступление заказов, фирма частично или полно-стью принимает на себя фактические расходы по доставке товара, в надежде расширить объемы продаж и снизить издержки, что с лихвой покроет дополнительные транспортные расходы. Задачи # 16 Определить себестоимость и на детский шампунь по следующим данным. Затраты на 100 флаконов (грн.):- на сырьё и материалы - 70;- вспомогательные материалы -4,50;- начисленная заработная плата - 4;- прочие расходы - 2,5;- расходы на сбыт (к производственной себестоимости) - 0,6%;- рентабельность производства шампуня (к расходам на производство и реа-лизацию за период) - 8,5%;- НДС - 20%.РешениеПроизводственная себестоимость 100 флаконов = Затраты на сырьё и мате-риалы + Затраты на вспомогательные материалы + начисленная заработная плата + прочие расходы = 70 + 4,5 + 4 + 2,5 = 81 грн.Расходы на сбыт = Производственная себестоимость 0,006 = 81 0,006 = = 0,49 грн.Полная себестоимость = Производственная себестоимость + Расходы на сбыт = 81 + 0,49 = 81,49 грн.Цена, без НДС = Полная себестоимость(1+ рентабельность производства, в долях) = = 81,49 (1+0,085) = 88,42 грн. Оптово-отпускная цена = Цена, без НДС (1+ НДС, в долях) = 88,42(1+0,2) = 106,10 грн.Ответ: себестоимость -81,49 грн.; оптово-отпускная цена - 106,10 грн.Задачи # 57 Построить кривые спроса по следующим данным:|
Наименование товара | Цена | Количество | | А | 3 | 15 | | Б | 2 | 20 | | А | 3 | 15 | | Б | 2 | 22,5 | | А | 3 | 15 | | Б | 2 | 50 | | | Рассчитать коэффициент эластичности и сделать соответствующие заключе-ния.Решение Кривая спроса на товар А: Кривая спроса на товар Б: 2 Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помо-щью коэффициента эластичности (Ed). Ed= В случае с товаром А эластичность отсутствует, т.к. и количество и цена не изменяются. Ed(товара Б)- будет абсолютно эластичным, при условии что цена изме-нилась хоть на 1 копейку, но так как в условии цена постоянна, то при рас-чёте коэффициента эластичности в знаменателе получается 0, а как всем из-вестно на 0 делить нельзя. Список использованной литературы1. Закон Украины О ценах и ценообразовании (Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1990, N 52, ст.650);2. Закон Украины О налогообложении прибыли предприятий ( Ведомости Верховной Рады (ВВР) 1995, N 4, ст. 28 );3. О ценообразовании в условиях реформирования экономики Постановле-ние КМУ N 733 от 21 октября 1994 г.;4. Об утверждении Типового положения по планированию, учету и кальку-ляции себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленно-сти Постановление КМУ N 473 от 26 апреля 1996 г.;5. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Затраты" (Приказ Мини-стерства Финансов Украины N 27/4248 от 19 января 2000 г.);6. Васильева Н.Э.,Козлова Л.И."Формирование цены в рыночных усло-виях"1995г.7. Донскова С.,Елагина А. "Цены и ценообразование",2000г.8. Коринев В.Л."Цінова политика підприємства"Київ,навчальний по-сібник,2001р.9. Оганесян А.А. "Цены и ценообразование".Издат.ПРИОР 2001г.10. Черна Л.О. "Цены и ценообразования в рыночной экономике" Винница , -1999р.11. Шкварчук Л.О. "Цены и ценообразование", учебное пособие. -Киев, 2005г.
|
|