БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Типы розничных магазинов. Технологический процесс товаропрожвижения

Типы розничных магазинов. Технологический процесс товаропрожвижения

Содержание

Вопрос 4. Специализация и типизация розничных торговых предприятий. Характеристика современных типов магазинов потребкооперации РБ

Вопрос 26. Документальное оформление перевозок грузов автомобильным транспортом: документы, регулирующие перевозку грузов, погрузка и разгрузка, сдача груза и ее документальное оформление

Вопрос 32. Контейнерные перевозки и перевозки пакетированных грузов

Вопрос 38. Основные звенья технологической цепи товародвижения, их характеристика

Вопрос 43. Составные части технологического процесса склада, принципы его организации

Список использованных источников

Вопрос 4. Специализация и типизация розничных торговых предприятий. Характеристика современных типов магазинов потребкооперации РБ

Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одновременном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.

Объективной основой специализации является сложность и разнообразие ассортимента товаров, систематическое его расширение, что требует дифференцированного распределения товарной массы между магазинами.

Специализация розничной торговой сети имеет ряд преимуществ. Она способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.

Вместе с тем специализация имеет некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения.

Специализация розничной торговой сети в сельской местности обусловлена спецификой условий, в которых потребительская кооперация осуществляет торговую деятельность. На нее оказывают влияние особенности сельскохозяйственного труда, быта, расселения.

Относительно малая плотность сельского населения определяет и небольшие объемы товарооборота сельских магазинов, что ограничивает возможности специализации. Открытие специализированных магазинов в сельской местности должно быть экономически обоснованным.

Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам.

По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:

- универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);

- специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров («Промтовары», «Продукты», «Хозтовары», «Мебель», «Культтовары», «Книги» и др.);

- узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Галстуки», «Пуговицы», «Зонты», «Колбасы», «Сыры» и т. д.);

- неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации по отделам и секциям («Минимаркеты»). Они имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары.

Специализация в торговле - процесс эволюционный. В связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации - по потребительским комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»).

Такой подход к специализации является целесообразным при продаже товаров повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), где «под одной крышей» предоставляется максимально широкий их ассортимент и комплексное обслуживание («Универсам», «Минимаркеты» и т. п.).

Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов. Можно также определять его по доле розничного товарооборота специализированных магазинов в общем объеме розничного товарооборота, выраженной в процентах.

На этот показатель оказывают влияние сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположения магазина, наличие рядом других предприятий, их ассортиментный профиль.

При решении вопросов о специализации магазинов следует исходить из необходимости создания наиболее благоприятных условий для покупателей, при которых они с наименьшими затратами времени могли бы купить в магазинах все необходимые товары, а магазины потребительской кооперации получили бы достаточную прибыль для устойчивого развития торговли на селе.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

В процессе типизации устраняется излишнее многообразие магазинов, создаются условия для рационального построения торговой сети и более эффективного ее использования, унификации строительных конструкций, индустриализации строительства.

Типизация розничной торговой сети потребительской кооперации должна базироваться на общепринятых в мировой практике принципах.

Процесс типизации динамичен и зависит от происходящих социальных и экономических изменений.

Тип торгового предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.

С учетом этих принципов в августе 1996 г. разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли потребительской кооперации.

В ней отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме, используемые в республике.

В таблице 1 представлены основные типы магазинов потребительской кооперации.

Таблица 1. Основные типы магазинов потребительской кооперации

Номер п/п

Тип магазина

Варианты текста вывески

Примерная торговая площадь, м2

1

2

3

4

1.

Универмаг

Универмаг. Детский мир. Молодежный

600, 800, 1000, 1200 и более

2.

Супермаркет

Супермаркет. Универсам

250, 400, 550 и более

3.

Минимаркет

Минимаркет. Товары повседневного спроса. Магазин

30, 50, 70, 100, 150

4.

Продтовары

Продтовары. Продукты. Продовольственные товары. Гастроном

70, 100, 150, 200

5.

Специализированный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров

Хлеб. Сельхозпродукты. Овощи и фрукты. Колбасы. Мясо и молоко. Кондитерские изделия. Кулинария. Вино и водка и т. п.

30, 50, 70, 100

6.

Промтовары

Промтовары. Промышленные товары

100, 150, 250, 400

7.

Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаров

Хозтовары. Строительные материалы. Товары для дома. Культтовары. Техника. Товары для приусадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйство. Одежда. Обувь. Трикотаж. Галантерея и парфюмерия. Подарки. Книги и т. д.

70, 100, 150, 250, 400 и более

8.

Дом торговли

Дом торговли. Торговый центр

1000, 1500 и более

9.

Фирменный магазин

Фирменный магазин. Кооператор. Дары природы. Коммунарка. Неман. Горизонт и т. д.

100, 150

10.

Удобный (дискаунтный) магазин

Удобный магазин. Комфорт. Комиссионный магазин. Товары по сниженным ценам. Пайщик. Ветеран. Магазин - заготпункт и др.

50, 70, 100

Характеристика основных типов:

1. Универмаг - крупное розничное предприятие торговой площадью более 600 м2 с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги населению, работающее на полном или внутреннем хозрасчете. Может включать секцию (отдел), торгующую продовольственными товарами, кулинарными, кондитерскими изделиями, кафетерий и т. п. К универмагам относятся также крупные магазины, торгующие товарами для детей и молодежи.

2. Супермаркет - розничное торговое предприятие торговой площадью более 250 м2 с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров преимущественно повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30 %. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия и т. п.

3. Минимаркет - небольшое розничное предприятие торговой площадью 30-150 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40-50%.

4. Продтовары - розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70-200 м2. Возможно наличие «уголка» сопутствующих непродовольственных товаров.

5. Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров - небольшие розничные предприятия торговой площадью 30- 100 м2, реализующие отдельные группы продтоваров.

6. Промтовары - розничные предприятия торговой площадью 100-400 м2 по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса.

7. Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые условно можно подразделить на две группы: крупные, торговой площадью 150-400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома и т. п.; мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.

8. Дом торговли - комплексное предприятие торговой площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. В состав Дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия питания, а также мелкооптовый магазин-склад типа «Кэш-энд-кэрри». Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций. В частности, Дом торговли наряду с продажей товаров населению, обслуживанием через предприятия питания, оказывает разнообразные услуги, включая маркетинговые, реализует через магазины-склады товары оптовым покупателям независимо от их ведомственной принадлежности.

9. Фирменный магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое предприятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.

10. Удобный (дискаунтами) магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции и т. п.; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, в зонах отдыха и т. д.

Вопрос 26. Документальное оформление перевозок грузов автомобильным транспортом: документы, регулирующие перевозку грузов, погрузка и разгрузка, сдача груза и ее документальное оформление

Автомобильные перевозки регулируются:

1) Гражданским кодексом Республики Беларусь;

2) Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности»;

3) Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»;

4) Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом;

5) другими нормативными актами.

Государственное регулирование и управление на автомобильном транспорте осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством транспорта и коммуникаций, а также местными органами управления - в пределах полномочий, определенных каждому из вышеперечисленных субъектов.

Перевозка товаров народного потребления может осуществляться автомобильным транспортом общего пользования и собственным транспортом потребительской кооперации. В любом случае между торговыми организациями (предприятиями) и автохозяйствами заключается договор на перевозку. В нем предусматриваются: объем и сроки перевозок, порядок доставки грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов, документальное оформление, имущественная ответственность сторон за нарушение условий договора.

Транспортно-экспедиционные операции при автомобильных перевозках включают следующие элементы:

- подготовку товаров к перевозке (упаковка, маркировка, пакетирование);

- организацию и документальное оформление перевозок;

- погрузку-разгрузку транспорта;

- перевозку, создание необходимого режима;

- сдачу груза и ее оформление.

Работу автотранспорта характеризуют следующие показатели:

- среднее расстояние перевозки грузов;

- среднесуточный пробег;

- скорость движения автомобилей;

- время под погрузкой, разгрузкой;

- коэффициент технической готовности;

- коэффициент использования автопарка;

- коэффициент использования пробега;

- коэффициент использования грузоподъемности.

Необходимым условием для организации перевозок грузов является договор автомобильной перевозки. Порядок его заключения устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства Республики Беларусь. Может быть заключен договор фрахтования автомобильного средства для перевозки грузов.

Отношения оформляются договором, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

При систематических взаимоотношениях заказчик и перевозчик могут заключать долгосрочный договор в письменной форме. При разовой перевозке груза допускается заключение договора об организации автомобильной перевозки оформлять заказом. Договор организации автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора перевозки груза или договора фрахтования.

В договоре организации автомобильных перевозок грузов определяются:

- объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок;

- тип используемых автомобильных транспортных средств;

- перечень сопутствующих перевозке услуг;

- условия предоставления автомобилей;

- условия предъявления грузов к перевозке;

- порядок расчетов;

- ответственность сторон;

- иные условия организации автомобильных перевозок.

Автомобильная перевозка грузов товарного характера обязательно оформляется товарно-транспортной накладной (ТТН-1).

Товарно-транспортная накладная составляется по установленной форме. Обязанность ее составления возлагается на грузоотправителя, если иное не установлено договором.

В товарно-транспортной накладной указываются:

- дата и место ее составления;

- наименование и адрес грузоотправителя;

- наименование и адрес автомобильного перевозчика;

- место, дата принятия груза и пункт его доставки;

- наименование и адрес грузополучателя;

- принятое обозначение характера груза, его коммерческое наименование, код груза, род упаковки, а в случае перевозки опасных грузов - их установленное обозначение;

- масса груза (брутто) или выраженное в других единицах измерения количество груза;

- число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация;

- платежи, связанные с автомобильной перевозкой (провозные, дополнительные платежи, таможенные пошлины, сборы);

- иные необходимые данные и указания.

Если законодательством Республики Беларусь предусмотрены необходимость оформления других грузоотправительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного или фитосанитарного сертификата, сертификата происхождения и т. д.), грузоотправитель обязан приложить их к товарно-транспортной накладной. Перевозчик не обязан проверять правильность их оформления. За утерю, ненадлежащее использование грузосопроводительных документов перевозчик несет имущественную ответственность.

Порядок подготовки и предъявления груза к перевозке должен отвечать правилам автомобильных перевозок грузов и условиям договора. Грузоотправитель имеет право предъявлять к автомобильной перевозке груз с объявленной ценностью, которая не должна превышать действительную стоимость груза.

Подготовка товаров к перевозке предусматривает их упаковку, затаривание, пакетирование, маркировку. В каждое тарное место вкладывается упаковочный ярлык, тарное место пломбируется, наносится необходимая маркировка. Груз формируется по маршрутам.

Порядок маркировки грузов. Маркировка может быть выполнена непосредственно на грузовом месте или на ярлыке, прикрепляемом к грузовому месту, а также может быть выполнена на упаковке груза.

При необходимости наносятся манипуляционные знаки. Их наносят на каждое грузовое место в соответствии с ГОСТ 14192-96.

При перевозке однородных грузов на одном автотранспортном средстве в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех. В этих случаях замаркированные места укладываются:

- в фургонах - у двери маркировкой наружу;

- на открытом кузове автотранспортного средства - в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.

Порядок погрузки и разгрузки груза. Погрузка груза на автотранспортное средство, а также его закрепление, укрытие, увязка, разгрузка, снятие креплений, покрытий и открытие бортов (люков цистерны), опускание или выемка шлангов, привинчивание или отвинчивание их должны производиться грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором. Перевозчик должен контролировать процесс погрузки и крепления груза в кузове автомобиля.

Грузоотправитель должен загружать автотранспортное средство не выше его полной вместимости или грузоподъемности. Перевозчик может предоставлять для укрытия и увязки грузов брезент, веревку и др., если это предусмотрено договором.

Время прибытия автомобиля перевозчика под погрузку исчисляется с момента предъявления грузоотправителю путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля перевозчика под разгрузку с момента предъявления грузополучателю товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Грузоотправитель должен отмечать в товарно-транспортной накладной время прибытия, а грузополучатель время убытия автотранспортного средства. Разгрузка груза считается законченной, если груз полностью снят с кузова автомобиля, оформлены товарно-транспортные документы, выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

Порядок пломбирования грузов. Грузоотправитель должен опломбировать автотранспортное средство с кузовом типа фургон, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, - опломбировать или обандеролить.

При опломбировании пломба должна быть сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. На пломбе грузоотправителя должны быть указаны его сокращенное название и установленные им контрольные знаки. При этом должна быть исключена возможность доступа к грузу и снятия пломбы без нарушения ее целостности.

Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности упаковки.

Груз, опломбированный грузоотправителем, сдается перевозчиком грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест.

Автомобиль, поданный под погрузку в соответствии с заявкой заказчика, должен отвечать следующим требованиям:

- должен быть подан в установленный договором срок;

- должен быть исправным;

- должен быть пригоден для перевозки соответствующего груза, указанного в договоре (заявке).

Если перечисленные требования не соблюдены, заказчик вправе отказаться от данного автомобиля. Время подачи автомобиля исчисляется с момента прибытия автомобиля и предъявления водителем необходимых документов заказчику.

Прием груза к перевозке. При приеме груза перевозчик обязан проверить:

- правильность оформления товарно-транспортной накладной;

- внешнее состояние груза;

- количество груза и его упаковку;

- при необходимости - температурный режим.

Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного экземпляра товарно-транспортной накладной.

Погрузка производится грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором.

Перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, соблюдение установленных норм загрузки автомобиля, обеспечение безопасности перевозок и сохранности груза.

При использовании автомобилей с закрытым кузовом (фургон, контейнер, цистерна и т. д.) перевозка может быть под пломбой грузоотправителя, о чем делается соответствующая пометка в товарно-транспортной накладной. Порядок пломбирования устанавливается Правилами автомобильных перевозок.

Перевозки и создание необходимого режима. Груз может сопровождаться или экспедитором отправителя, или получателя, или водителем автопредприятия. Если груз тарный и штучный, он принимается к перевозке по количеству мест. Груз, который транспортируется навалом, насыпью, наливом, в контейнерах, принимается водителем по массе. Запись в товарно-транспортной накладной о массе и способе ее расчета делает грузоотправитель. При доставке грузов в крытых автомобилях, контейнерах, цистернах, опломбированных отправителем, массу в накладной указывает также грузоотправитель.

Водитель, принявший груз, несет ответственность за его сохранность и своевременную доставку.

Выдача груза. Выдача груза производится грузополучателю по числу грузовых мест или массе в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя. Получение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) грузополучателя в товарно-транспортной накладной.

Грузополучатель может отказаться от получения груза только при невозможности его использования, о чем должна быть сделана запись в товарно-транспортной накладной.

Время нахождения автомобиля под загрузкой исчисляется с момента подачи его под погрузку, а под разгрузкой - с момента предъявления водителем товарно-транспортной накладной грузополучателю в месте выгрузки груза.

Грузоотправители и грузополучатели обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время убытия и прибытия автомобилей в места погрузки и выгрузки груза.

Сроки погрузки, выгрузки груза, а также выполнения дополнительных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой груза, устанавливаются Правилами перевозок грузов или договором.

В Законе об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках определен порядок выполнения автомобильных перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также смешанной перевозки.

Оформление перевозок. Перевозки товаров оформляются следующими документами: путевым листом и товарно-транспортной накладной. Эти документы имеют типовые формы и установленный порядок их заполнения.

В путевом листе указываются маршрут, время выхода автомобиля на линию и завершения работы. По нему учитываются работа подвижного состава и водителя, расход топлива, производятся расчеты за доставку и услуги.

Типовая форма ТТН-1 3(с) предназначена для “использования на территории Республики Беларусь при оплате стоимости перевозок грузовым автомобилем по сдельным тарифам, а 3(п) - при оплате по повременным тарифам.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом (форма ТТН-1) составляется в четырех экземплярах: первый, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и водителя (экспедитора), вручаются водителю (экспедитору), причем первый сдается водителем (экспедитором) грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; второй остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей; третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика: третий служит основанием для расчетов между заказчиком и автопредприятием и прилагается к счету за перевозку; четвертый -прилагается к путевому листу для учета выполненных водителем работ.

В товарно-транспортной накладной заказчик транспорта должен указать: время прибытия и убытия автомобиля при погрузке и выгрузке товара, способ погрузки, массу груза, количество мест, виды услуг, выполненных автопредприятием, данные о размере оптовой надбавки, особенностях формирования цен с франкировкой, цели приобретения товара и другие, предусмотренные Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (21.07.2001, ст. 64), Инструкцией по заполнению ТТН, утвержденной Постановлением Минфина № 53 от 14.05.2001 г.

Ответственность за нарушение порядка оформления ТТН-1 установлена пунктом 1.8 Указа Президента № 40 от 16.01.2002 г. «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» в виде штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в ТТН-1.

С 1 мая 2002 г. в республике в соответствии с Постановлением Совмина № 74 от 22.01.2002 г. создан электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учебных документов, в который вносится и ТТН-1 (Постановление МНС № 43 от 5.04.2002 г.). Для приобретения ТТН предприятия должны подать заявку в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в установленные сроки (Постановление МНС № 46 от 10.04.2002 г.). Без предварительной заявки купить ТТН-1 невозможно.

За правильность оформления ТТН-1 отвечает грузоотправитель. Водитель (экспедитор) должен расписаться во всех экземплярах ТТН.

Порядок составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков. В случае возникновения разногласий между перевозчиком и заказчиком оформляется акт формы, установленной правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. В акте должны содержаться обстоятельства, являющиеся основанием для материальной ответственности сторон, которые не были отражены в товарно-транспортной накладной. Представители перевозчика и заказчика должны подписать акт, а при несогласии с его содержанием изложить в нем свое мнение. Акт составляется в двух экземплярах:

- первый экземпляр передается перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной и путевым листом;

- второй - заказчику.

Факт составления акта должен быть отражен в товарно-транспортной накладной. До предъявления заказчиком иска перевозчику необходимо предъявить претензию. Претензии о возмещении ущерба за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой поставке в отдельности.

В претензионном заявлении должны быть указаны:

- краткое описание претензии;

- сумма ущерба;

- почтовый адрес заявителя;

- банковские реквизиты заявителя;

- дата составления претензии.

Претензионное письмо должно быть подписано заявителем претензии и к нему должны быть приложены документы, необходимые для рассмотрения претензий (товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и т. д.). Срок предъявления претензии - 6 месяцев. Он исчисляется по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках - по претензиям о возмещении за утрату груза или со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях. Днем предъявления заказчиком претензии считается день передачи заявления на почту или непосредственно перевозчику под расписку.

О результатах рассмотрения претензий перевозчик должен уведомить заказчика о претензии в 30-дневный срок. При отклонении претензии перевозчиком он должен указать причины, по которым он это сделал.

Иск к перевозчику может быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию или по истечении срока, установленного для ответа на претензию.

Вопрос 32. Контейнерные перевозки и перевозки пакетированных грузов

Перевозки грузов в контейнерах. Контейнер - универсальное транспортное оборудование для перевозки товаров морским, автомобильным, железнодорожным транспортом.

Грузовой контейнер является разновидностью многооборотной тары стандартного размера, внутренний объем которого не менее 1 м3.

По конструкции различают контейнеры цельные (закрытые и открытые), решетчатые, разборные и складные.

По назначению они бывают универсальными и специальными.

Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям, специальные - отправителям и получателям грузов, предназначены для определенных грузов.

По грузоподъемности универсальные контейнеры делятся на три группы: малотоннажные - масса брутто 0,625 и 1,25 т, среднетоннажные - 3, 5 и 10 т и крупнотоннажные -20, 30, 40, 60 т.

Универсальные контейнеры бывают унифицированными и неунифицированными. Унифицированные предназначены для перевозок грузов на всех видах транспорта в прямом, смешанном и международном сообщениях. Они соответствуют международным стандартам и вписываются в единую контейнерную транспортную систему. Неунифицированные имеют ограниченное использование.

Специальные контейнеры делятся на групповые, применяемые для доставки родственных по условиям транспортирования грузов, и индивидуальные - для грузов, требующих особых условий.

В зависимости от свойств грузов специальные контейнеры предназначаются для сыпучих, штучных, наливных, скоропортящихся и других специфических товаров.

Для технологической переработки контейнеров необходимы комплекс средств технического обеспечения, определенная материально-техническая база:

- наличие контейнерных площадок;

- парк контейнеров и подвижного состава, приспособленного для их перевозки;

- подъемно-транспортное оборудование для погрузки и разгрузки контейнеров: краны, погрузчики;

- ремонтная база контейнеров и технических средств для их переработки.

Контейнерные перевозки имеют ряд преимуществ и достаточно эффективны.

Эффективность достигается за счет следующих направлений:

- уменьшается потребность в крытых вагонах, а их строительство и эксплуатация дороже, чем открытых, на которых перевозятся контейнеры;

- экономятся материалы на упаковку товаров в тару;

- укрупняются грузовые места, создаются условия для механизации погрузочно-разгрузочных работ, что ускоряет грузооборот, сокращает сроки доставки грузов, повышает производительность труда и улучшает его условия;

- упрощается, удешевляется выполнение коммерческих, таможенных и других операций, имеется возможность автоматизировать процесс оформления документов;

- обеспечивается лучшая сохранность грузов и удобство перемещения с одного вида транспорта на другой в смешанных сообщениях;

- сокращается количество операций с товаром;

- обеспечивается полное включение в международную транспортную систему.

Учитывая широкое использование контейнеров, целесообразно рассмотреть организацию их перевозок и особенности проведения экспертизы товаров, поступивших в контейнерах автомобильным и железнодорожным транспортом.

При организации контейнерных перевозок необходимо выполнять установленные требования к загрузке и пломбировке контейнеров:

- грузы в контейнере должны укладываться и закрепляться плотно в целях предотвращения их смещения внутри контейнера при перевозке;

- более легкий и хрупкий груз должен располагаться наверху, тяжелый груз - внизу, в один контейнер могут быть помещены только такие грузы, которые совместимы по своим физико-химическим свойствам;

- двери контейнера должны свободно открываться и закрываться, для чего при укладке груза необходимо оставлять свободное пространство (не менее 5 см);

- при перевозке в контейнерах грузов в первичной упаковке или облегченной таре грузоотправитель должен применить средства, предохраняющие грузы от потертости, смятия, промерзания или перегрева. Для этого могут быть использованы обкладка стен контейнера бумагой, обертка груза в мягкие изолирующие материалы, установка защитных планок, резиновых прокладок.

За порчу груза внутри контейнера вследствие свойств самого груза, неисправности упаковки, неправильной укладки, крепления, необеспечения предохраняющими средствами перевозчик ответственности не несет.

Каждый контейнер должен загружаться до полной его грузоподъемности или массы брутто.

При погрузке товаров грузоотправитель обязан вложить в каждый контейнер спецификацию с указанием в ней наименования груза и количества погруженных мест.

Неисправные контейнеры к перевозке не принимаются. К неисправностям контейнера относятся:

- перекосы контейнера;

- отсутствие или повреждение захватных приспособлений;

- повреждение обшивки; отсутствие или неисправность пломб; неисправность замка; отсутствие оттисков на пломбе;

- неплотно закрытая или прибитая гвоздями дверь контейнера.

На каждый принятый к перевозке контейнер оформляется и выдается накладная (коносамент).

Загруженные контейнеры пломбируются пломбами грузоотправителей. Если контейнер поступил на станцию назначения или доставлен грузополучателю с неисправными пломбами или без пломб, а также с неисправностями контейнера, железная дорога обязана выдать контейнер с проверкой содержимого. При установлении при этом недостачи, порчи или повреждения груза железная дорога должна составить коммерческий акт, а в необходимых случаях - акт технического состояния контейнера.

Пломбы считаются неисправными, если:

- на них отсутствует хотя бы один конец бечевы или проволоки;

- узел не втянут внутрь пломбы или пломба передвигается по бечеве или проволоке;

- оттиски на пломбах не соответствуют данным, указанным в железнодорожной накладной;

- имеются следы нарушения их целостности;

- оттиски на пломбах неясные или неполные.

Грузополучатель несет ответственность за правильность приемки контейнеров от перевозчика (соответствие номера контейнера, его принадлежности исправность контейнера и пломб) и за его содержимое. Грузополучатель определяет порядок приемки контейнера с экспертом или с представителем железной дороги, автотранспортной организации или с тем и другим.

Эксперт ответствен за правильность проведения экспертизы в соответствии с поставленной перед ним задачей заказчиком экспертизы.

Эксперт вправе отказаться от участия в проверке количества мест в контейнере в следующих случаях:

- когда номер контейнера не соответствует номеру, обозначенному в накладной, или исправления номера контейнера в накладной не заверены отправителем или железной дорогой, а коммерческий акт отсутствует. В данном случае акт экспертизы, составленный экспертом без коммерческого акта, не будет иметь претензионной силы, так как груз (товар) не соответствует данным транспортного документа;

- состояние контейнера или пломб не исключает возможность доступа к товару (повреждение контейнера, дверей, следы нарушения пломб). В данном случае контейнер рассматривается как единица транспортного оборудования, имеющая нарушение упаковки;

- число и знаки пломб не соответствуют записям в железнодорожной накладной (переопломбирование контейнера без составления коммерческого акта или акта таможенного досмотра, замены пломбы и по другим не оговоренным в железнодорожной накладной причинам);

- контейнер не опломбирован, но имеется коммерческий акт, отражающий фактическое количество мест (ящиков) в контейнере, установленное составителем коммерческого акта. В таких случаях количество мест в контейнере и количество товара в поврежденных местах принимается грузополучателем от перевозчика без эксперта.

Не допускается проведение экспертизы в нарушение требований Правил перевозок грузов без участия соответствующих представителей перевозчика.

О вызове эксперта перевозчик уведомляет грузополучателя, который также имеет право принять участие в экспертизе.

Экспертиза по скоропортящимся грузам должна быть произведена не позднее 24 ч с момента вскрытия вагона, а по остальным грузам в сроки, предусмотренные Правилами перевозок грузов и международными соглашениями.

Акт экспертизы должен быть подписан экспертом и всеми лицами, присутствовавшими при экспертизе.

Выводы эксперта должны быть мотивированы и не могут основываться на предположениях.

Заключение экспертов, участвовавших в проверке груза, оформляется актом за подписями лиц, принимавших участие в экспертизе. О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в соответствующем разделе коммерческого акта.

Перевозки пакетированных грузов. Пакетирование, как и контейнеризация, представляет собой укрупнение грузовых мест с помощью различных технических средств, в результате которого образуется транспортный пакет.

Транспортный пакет - укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест в таре (ящики, мешки, бочки и др.) на пакетирующих средствах, универсальных или специальных, разового пользования или многооборотных. Размер пакета 800 Ч 1200 мм (в соответствии с модулем международного поддона). Масса транспортного пакета (брутто) не должна превышать 1 т. В пакет следует укладывать однородный груз, следующий в адрес одного грузополучателя.

Пакетирование груза обеспечивает возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность груза, максимальное использование транспортных средств. Пакетированный груз позволяет использовать прогрессивные технологии в процессе доведения товаров от производства до потребителя без переформирования пакета до конечного грузополучателя. Именно в этом случае можно получить наибольший эффект от транспортировки грузов в пакетах.

Пакеты принимают к перевозке на складах грузоотправителя или дороги. Массу пакета указывает в перевозочном документе отправитель. Пакет маркируется: на нем указываются количество грузовых мест в пакете, масса брутто и нетто. Остальная маркировка производится в соответствии с Правилами перевозок.

В накладной, сопровождающей груз, должна быть сделана отметка о том, что груз следует в пакетах, указывается количество поддонов, крепежных деталей, количество пакетов и мест в них, масса брутто и нетто.

Если пакеты не нарушены и соблюдена схема укладки груза, они выдаются грузополучателю по наружному осмотру, в соответствии с маркировкой, если нарушены - по фактическому содержанию пакетов. Результаты сдачи в таком случае оформляются актом в установленном порядке. В пункте назначения поддоны выдаются грузополучателю вместе с грузом. Грузополучатель сдает перевозчику обменный фонд поддонов.

Вопрос 38. Основные звенья технологической цепи товародвижения, их характеристика

Важное значение имеет определение оптимального количества звеньев товародвижения. Этот вопрос решается в процессе выбора формы и звенности товародвижения.

Различают торгово-организационную и складскую (технологическую) звенность. Торгово-организационная звенность показывает, какое количество торговых организаций и предприятий участвует в актах купли-продажи. Она измеряется коэффициентом торгово-организационной звенности, который исчисляется как отношение валового оборота (складского, транзитного, розничного) к розничному, и показывает, сколько раз товар продавался в сфере обращения. Складская звенность свидетельствует о том, через сколько складов прошел товар на пути его движения от производства до потребителя. Коэффициент складской звенности рассчитывается как отношение складского оборота к розничному.

Показатели звенности имеют большое народнохозяйственное значение для Республики Беларусь, так как прохождение каждого складского звена приводит к удорожанию процесса товародвижения за счет увеличения погрузочно-разгрузочных операций, естественной убыли товаров, расходов, связанных с содержанием складских помещений и обслуживающего персонала, с замедлением оборачиваемости товаров. Поэтому задача снижения количества складских звеньев в процессе товародвижения сводится одновременно к решению задач по снижению издержек обращения, ускорению товарооборачиваемости, повышению качества обслуживания населения.

Торгово-организационная и складская звенности связаны между собой, однако часто не совпадают.

Товар, закупленный оптовой базой у промышленного предприятия и в свою очередь проданный розничному торговому предприятию, может поступать непосредственно от изготовителя в магазин, минуя складские звенья. Такая форма товародвижения называется транзитной. Оптовый оборот совершен оптовой базой в данном случае дважды: первый раз между предприятием-изготовителем и оптовой базой и второй раз - между оптовой базой и розничным торговым предприятием. Оптовая база как звено оптовой торговли здесь выступает в качестве посредника, но ее склады не служат товаропроводящим звеном.

Преимущества транзитной формы движения заключаются в том, что товар поступает в розничную сеть без лишних перевалок, обеспечивается снижение транспортных расходов, сокращаются потери товаров, ускоряется оборачиваемость. Применение транзитной формы товародвижения целесообразно по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, производимым на местных промышленных предприятиях.

Однако значительная часть товаров сложного ассортимента не может быть поставлена транзитом в розничную торговую сеть, так как требуются их подсортировка, преобразование производственного ассортимента в торговый. В этих случаях применяется складская форма товародвижения.

Из вышеизложенного вытекает вывод, что выбор наиболее рациональной формы товародвижения диктуется конкретными обстоятельствами. Эффективность применения транзитной или складской форм товародвижения достигается лишь в том случае, если при минимальных затратах по доведению товара до потребителя покупателям предоставляется широкий выбор товаров при ускорении общей товарооборачиваемости.

Особо тщательное обоснование формы товародвижения необходимо для системы потребительской кооперации, имеющей измельченную и рассредоточенную розничную торговую сеть. В таком случае необоснованное использование транзитных поставок может привести к отрицательным последствиям торговой деятельности, к накоплению излишних товарных запасов, замедлению товарооборачиваемости, дополнительным расходам по хранению и реализации крупных партий товара.

В таких случаях возникает необходимость пропустить товар через складское звено с целью подсортировки, формирования партий товара в соответствии со спросом, завоза их по графику в количестве, необходимом для реализации в розничной сети.

Основными складскими звеньями на пути движения товаров от промышленного предприятия до магазина могут выступать склады:

- готовой продукции промышленных предприятий или склады выходных баз;

- оптовых баз государственной торговли;

- оптовых баз потребительской кооперации;

- других посредников.

В зависимости от количества промежуточных звеньев различают однозвенную и многозвенную формы движения товара.

Число складских звеньев между предприятиями-изготовителями и розничной торговой сетью должно быть минимальным. Следует максимально сокращать звенность продвижения товара. Если требуется подсортировка, накопление товара, наиболее приемлемым является движение товара через одно складское звено.

В исключительных случаях по товарам, производство которых размещено неравномерно и привязано к сырьевым источникам, а сами товары сложны по ассортименту, возникает потребность разместить одно оптовое звено в районе сосредоточения производства, другое - в районе потребления.

Многозвенный путь движения товаров влечет дополнительные расходы, связанные с выполнением технологических операций в каждом звене. Это приводит к увеличению издержек по доведению товаров от производства до потребителя, усложняется технологический процесс товародвижения, замедляется скорость обращения товара.

Количество звеньев, необходимых для доведения товара от производства до потребителя, в каждом конкретном случае должно быть экономически обоснованным.

Вопрос 43. Составные части технологического процесса склада, принципы его организации

Технологический процесс на общетоварных складах представляет собой материально-вещественный поток товаров. Скорость этого процесса выражается показателем оборачиваемости товаров, по которому определяется время одного цикла движения (оборот товарного запаса). Она зависит от рациональной организации труда на складе.

Основу технологии складских операций на оптовых базах составляют: последовательное построение складских операций; постоянное совершенствование организации труда и технологических решений; эффективное использование современного технологического складского оборудования.

Организация технологического процесса на складе должна обеспечить:

- четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров;

- эффективное использование средств механизации;

- складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование площади и емкости складов, а также полную сохранность товарно-материальных ценностей;

- рациональную организацию работ по отборке, комплектованию и подготовке к отпуску товаров, включая работу залов товарных образцов;

- четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров;

- внедрение современных форм организации труда, создание нормальных условий труда и техники безопасности.

Внутрискладской технологический процесс подразделяется на следующие составные части: поступление товаров; хранение товаров; отпуск товаров со склада. Эти составные части объединяются внутрискладским транспортом. Каждая из названных частей состоит из отдельных операций:

На продолжительность и характер складского технологического процесса оказывают влияние следующие факторы:

- объем поступления и отпуска;

- размеры товарных запасов;

- условия транспортировки (вагон, контейнер, автомобиль);

- ассортиментная структура товарооборота и товарных запасов и способ упаковки товаров;

- габариты, масса товаров, тарных мест;

- условия и порядок хранения;

- площадь склада, состав помещений, их планировка, размеры конструктивных элементов, ширина проходов;

- габариты складских помещений;

- наличие технологического оборудования, его виды.

Рациональная организация складского технологического процесса должна основываться на соблюдении следующих принципов:

- механизация и автоматизация технологических процессов на складах;

- обеспечение полной сохранности потребительской стоимости товаров;

- оптимальное использование площади и объема склада;

- рациональная организация товарного потока (ритмичность, непрерывность, поточность, оптимальность и т. д.).

Технологический процесс на складе представляет собой совокупность взаимосвязанных операций на всем пути движения товара на складе. При разработке проекта технологического процесса устанавливают:

- содержание операции;

- продолжительность выполнения;

- место, время и очередность выполнения;

- средства, с помощью которых выполняются операции;

- способ выполнения.

В технологической схеме систематизация всех видов работ и операций осуществляется по принципу последовательности их выполнения. Содержание работ и операций зависит от системы используемого оборудования и технологической схемы переработки грузов.

Могут использоваться различные варианты схем с учетом конкретных условий, например для тарно-штучных, пакетированных, тяжеловесных грузов и т. д.

Список использованных источников

1. Даненбург В, Тейлор Ф. Основы оптовой торговли. - М.: Сирин, МТ-Пресс, 2001. - 250 с.

2. Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. - 240 с.

3. Организация и технология торговли: Учебник/ С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. Шк., 2002 - 460 с.

4. Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 287 с.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011