БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Китай в мировой экономике - (курсовая)

Китай в мировой экономике - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по экономической теории
    ТЕМА: МЕСТО КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
    ТЮМЕНЬ- 1999 г.
    ПЛАН.
    ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ
    Глава 1. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА
    Глава 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
    Глава 3. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ
    Глава 4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5, 7 раз, или на 9, 6% в среднем в год (граф. 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7, 5 лет!

    График 1. Индексы ВВП (1978=100%)

За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4, 4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3, 6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6, 2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

    Таблица 1. Экономический рост в Китае
    По ППС в ценах 1993 г.
    1978
    1997
    Среднегодовые темпы прироста
    ВВП, млрд долларов США
    670
    3827
    9, 6
    ВВП на душу населения, доллары США
    708
    3119
    8, 2
    ВВП на 1 занятого, доллары США
    1656
    5885
    6, 8

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.

    График 2. ВВП на душу населения в Ките (Россия = 100%)

Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.

    ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

Гипотеза 1 - отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.

График 3. Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран)

Гипотеза 2- особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.

    Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %
    Показатели
    1978
    1997
    ВВП всего, в том числе:
    100
    100
    сельское и лесное хозяйство
    28, 4
    20, 6
    промышленность и строительство
    48, 6
    48, 4
    сфера услуг
    23, 0
    31, 1
    Все занятые, в том числе:
    100
    100
    сельское и лесное хозяйство
    70, 5
    52, 9
    промышленность и строительство
    17, 4
    22, 9
    сфера услуг
    12, 1
    24, 1

Гипотеза 3- особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).

График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70, 5% (Китай в 1978 г. ), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6, 0% до +8, 2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.

    График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве, %

Гипотеза 4- национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.

Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).

    Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.
    Показатели
    До начала реформ в Китае
    С начала реформ в Китае
    1952
    1961
    1970
    1976
    1980
    1985
    1990
    1997
    В долларах США
    Мир
    2529
    3132
    4065
    4586
    4884
    5116
    5552
    5961
    Россия
    2629
    3745
    5323
    6156
    6245
    6554
    6985
    4140
    Китай
    353
    309
    516
    619
    792
    1195
    1602
    2897
    В % к миру:
    Китай
    14, 0
    9, 9
    12, 7
    13, 2
    16, 2
    23, 4
    28, 9
    48, 6
    График 5. ВВП на душу населения в Китае в % в 1952-1978 гг.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Гипотеза 5- характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т. н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.

    ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4).

    Таблица 4. Типы экономических реформ
    Направления экономической политики
    Показатели

Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ

    Реформы

Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства) Либеральные (быстрые, т. н. шоковая терапия)

    1. Политика занятости
    Удельный вес в общей численности занятых:
    - занятых в государственном секторе
    Высокий
    Низкий
    - занятых в государственном аппарате управления
    Высокий
    Низкий
    2. Социальная политика
    Социальные субсидии в % к ВВП
    Высокие
    Низкие

Удельный вес лиц, получающих субсидии и пособия из госбюджета Высокий

    Низкий
    3. Внешнеэкономическая политика
    Импортные пошлины в % к объему импорта
    Высокие
    Низкие
    Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %
    Высокие
    Низкие
    4. Денежно-кредитная политика
    Среднегодовые темпы:
    - прироста кредитов ЦБ
    Высокие
    Низкие
    % прироста денежной массы
    Высокие
    Низкие
    5. Бюджетная политика
    В % к ВВП:
    - государственные налоги
    Высокие
    Низкие
    - государственные расходы
    Высокие
    Низкие
    - государственные субсидии
    Высокие
    Низкие
    - государственное потребление
    Высокое
    Низкое
    - бюджетный дефицит
    Высокий
    Низкий
    - государственный долг
    Высокий
    Низкий

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.

    ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ

Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94, 9 до 26, 6%. К 1995 г. он снизился до 18, 9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время.

    Таблица 5. Политика занятости, социальная политика
    Показатели
    1978
    1998
    Удельный вес в численности занятых, %
    - занятых в государственном секторе
    94, 9
    18, 9
    - занятых в аппарате государственного управления
    1, 2
    1, 7

Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из госбюджета

    5, 6
    3, 4
    Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП
    4, 0
    0, 9
    Уровень безработицы, %
    5, 3
    2, 9

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2, 6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел. , объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4, 0 до 0, 9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6, 3 до 12, 6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5, 3 до 2, 9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42, 3% в 1978 г. до 53% в 1997 г. , что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2, 6% в 1991 г. до 9% в 1997 г. , в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49, 7 до 44, 4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17, 7% от объема импорта в 1978 г. до 2, 5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0, 7% в 1992 г. до 5, 3% в 1997 г. (табл. 6).

    Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты
    Показатели
    1978
    1998
    Импортные пошлины в % к импорту
    17, 7
    2, 5
    Темпы прироста экспорта, %
    2, 3
    18, 7
    Темпы прироста импорта, %
    2, 8
    19, 5
    Экспорт в % к ВВП
    5, 1
    17, 1
    Импорт в % к ВВП
    6, 3
    15, 2
    Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %
    4, 2
    23, 4
    Иностранные инвестиции в % к ВВП
    0, 11
    5, 8

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8, 3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.

Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15, 2 раза, импорта -- в 12, 5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0, 11% ВВП в 1978 г. до 5, 08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.

Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994--1995 гг. до 0, 5-3, 8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17, 3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным.

Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5, 1% ВВП в 1979 г. до 1, 2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1, 4-2, 2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30, 4 % ВВП в 1979 г. до 10, 3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31, 3% ВВП в 1979 г. до 11, 5% ВВП в 1996 г.

Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36, 4% ВВП в 1979 г. до 13, 1% ВВП в 1996 г.

Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6).

График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае Государственное потребление было уменьшено с 15, 2 до 10, 6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20, 7% ВВП в 1979 г. до 3, 8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -- с 15, 7 до 8, 3% ВВП.

    ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ

Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.

Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты -- она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В тезисах настоящей работы совершенно очевидно определяется место Китая в мировой экономике. Еще 20 лет тому назад, Китай будучи“голодным”, в настоящее время “кормит”не только себя. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям. По данным за январь 1999 года объем промышленного производства в Китае составил 18, 2 млрд. долларов США. К 2000 году Китай планирует достигнуть оборота в 11 млрд. долларов в компьютерной индустрии, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире производителей компьютерной техники.

За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

У Сяоцю. “Китай привык опирать только на собственные силы”. Газета “Республика”, №242 от 02. 10. 1998 г. Тажельдинов К. “Экономика Китая. Современные аспекты”, “Альдыз”, 1997 г. Юксаков В. “Лидеры мировой экономики”. “Знание”, М. , 1998 г. “Тайна китайского экономического чуда”. Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики от 25. 01. 1999 г.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011