Новые тенденции развития Российско-Африканских отношений
Новые тенденции развития Российско-Африканских отношений
Российский Университет Дружбы Народов.
______________________________________________
Реферативная работа
по РСвСМО.
Тема реферата: "Новые тенденции развития Российско-
Африканских отношений".
Подготовительный факультет.
Группа: ИС-031.
Автор: Рогоза Юлия Андреевна.
Проверил:
Москва 1996.
План:
1) Введение.
2) Африканская политика в России сегодня и в будущем.
3) Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.
4) Проблемы возникающие на пути становления новых дипломатических
отношений с Африкой.
5) Заключение.
1) Введение.
Когда речь идет о взаимоотношениях России с большим массивом
государств, по инерции объединяемых расплывчатым названием
"развивающиеся страны", последним обычно отводится роль объекта
приложения российских усилий. Учитывая односторонность подобного
подхода я хочу на примере африканского континента рассказать о
новых тенденциях развития отношений между Россией и Африкой.
Продолжающиеся полемика о сложном экономическом положении
России и возможных путях выхода из кризиса высветила одну
люпопыдную закономерность. Авторы, отстаивающие зачастую полярные
точки зрения, нередко сходятся на том, что не в последнюю очередь в
нынешних тяготах России повинны ее связи с "третьим миром". Не
обходиться при этом без упоминания тех или иных африканских
государств.
Вместе с тем если отбросить наслоения, вызванные
побудительными мотивами популистского толка, то в самом факте
обращения к теми о взаимоотношениях России с развивающимися
странами, в том числе африканскими, содержится позитивный момент.
Активная дискуссия о национальных приоритетах и внешнеполитических
приоритетах нашего государства делает их понимание более доступным
широкой общественности. Это отрадно, поскольку речь идет о
долгосрочных интересах одного из крупнейших государств планеты,
призванного историей быть среди ведущих при формировании нового
мирового порядка. Мир же в котором предстоит жить нам и нашем
детям, все более наглядно проявляет свой взаимосвязанный характер,
требующий глубокого понимания диалектики части и целого, а это,
хотим мы этого или нет, исключает возможности безнаказанного
пренебрежения ролью того или иного народа, страны, региона и тем
более континента.
C окончания длительного периода "холодной войны" четко
обозначилась и такая характерная черта строящегося миропорядка, как
растущее значение проблем отношений по линии Юг-Север. Не вдаваясь
детально в их суть, следует подчеркнуть главное: какое бы место
Россия ни заняла в новой системе координат, ее отношения со всеми
компонентами как Севера, так и Юга должны носить прочный и
стабильный характер. Только в этом случае она сможет обеспечить
себе свободу и независимость в долгосрочных подходах, гарантирует
себя от роли "крупной фигуры, но в чужой игре", объекта влияния той
или иной стороны, уязвимого для негативных последствий столкновения
чужих интересов.
В складывающимся механизме нового миропорядка Африка занимает
весьма специфическое место. Главная ее особенность - огромный
разрыв между политико-экономическим потенциалом и существующей
реальностью. Африканские государства составляют треть членов ООН и
около половины - Движения не присоединения. Без участия африканцев
невозможно создание целостной и стабильной мировой системы,
комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего
гуманитарного и культурного сотрудничества. В то же время из-за
незавершенности процессов, связанных с формированием устойчивых
политических традиций, Африка считается зоной опасных, порой
масштабных и затяжных конфликтов, хронической нестабильности и,
самое главное, малой предсказуемости. Возникшие там очаги
напряженности имеют тенденцию к быстрому разрастанию и
интернационализации. Все это не может не затрагивать стратегических
интересов мирового сообщества, в том числе России.
Подобное противоречие мы наблюдаем и в экономической сфере с
одной стороны - наличие значительных природных богатств и положение
сырьевого резервуара развитых стран, с другой стороны - резкое
отставание в развитии от других континентов (например, на момент
правозглашение независимости Ганы ее ВНП превышал ВНП Южной Кореи),
хронические экономические и экологические катаклизмы, ликвидации
последствий которых также требует привлечение значительных внешних
усилий и ресурсов.
Таким образом, новая Россия стоит перед сложной задачей
проведения такой политики в Африке,которая, будучи адекватной ее
положению крупной мировой державы и постоянного члена Совета
Безопасности ООН, учитывала бы, помимо прочих, три наиболее
очевидных фактора: таящуюся в африканских бедах угрозу будущему
мировому порядку и стабильности; специфику этого континента, где
решение практически всех проблем проходит через оказание ему
массированной, прежде всего экономической, помощи; реальные
финансово-экономические и другие возможности нашей страны на
нынешнем переходном этапе ее развития.
2) Африканская политика России сегодня и в будущем.
Стремление демократической России строить отношения с Африкой
с качественно иных, чем ранее, позиций, на основе здравого смысла,
гуманитарных ценностей, принципов взаимной выгоды вполне отвечает
духу времени и переосмысленным государственным интересам страны.
Вместе с тем новые подходы не могут не сочетаться со здоровой
преемственностью. Это естественно вытекает и из статуса государства
продолжателя.
Речь здесь, конечно, идет не о том, чтобы перенять,
закамуфлировав, идеологическую зацикленность или затрадный
характер торгово-экономических и других связей бывшего Советского
Союза с Африкой. По-новому понятые государственные интересы
заставили решительно покончить с этим.
Важные результаты дала и будет продолжать давать наша помощь
африканским странам в подготовке их национальных кадров, культурное
и научное сотрудничество, наша поддержка их борьбы против расизма и
апартеида.
С отходом от непомерных идеологических мотиваций у России,
наконец, появилась возможность проводить в Африке открытую
реалистичную политику. В ее основе должны лежать следующие факторы.
Учет в практических делах ограниченности наших сегодняшних
материальных возможностей и обозначение далеко идущих
стратегических потерь, в случае бездействия и апатии.
Новый внешнеполитический курс России воспринимается в Африке
неоднозначно, вызывает у некоторых африканских предводителей
определенную настороженность. В тоже время именно в следствии этого
курса значительно расширился круг африканских стран, с которыми
Россия могла бы действительно взаимовыгодно сотрудничать.
Благодаря открытости внешней политики России и проводимым ею
рыночными реформам расширились возможности партнерства в Африке не
только с самими африканцами, но и с промышленно развитыми странами.
Сложнее обстоит дело в сфере многостороннего экономического
сотрудничества. Сказывается, в частности, различие в экономическом
потенциале и структуре наших внешних экономических связей, в самом
характере, исторически сложившихся отношений с Африкой.
Одна из крупных проблем, по которой России еще предстоит
найти конструктивное взаимопонимание с африканскими государствами,
это проблема за должности этих стран бывшему СССР (только по
странам Африки южнее Сахары они составляют 14,5 миллиарда рублей).
Говоря о развитии экономических связях с Африкой, надо реально
отдавать себе отчет в том, что получение от них прямой и быстрой
экономической выгоды, особенно по государственной линии, дело
достаточно отдаленного будущего.
С учетом собственных финансовых и экономических проблем вполне
логично, что усилия сосредотачиваются, прежде всего, на развитии
связей с теми из государств Африки, которые готовы сотрудничать на
коммерческой основе (нефтедобывающие страны: Нигерия, Ангола,
Габон; поставщики уникальных товаров и нужного нам сырья: Гвинея,
Гана, Мадагаскар, Заир, Зимбабве и др.) Такой подход, естественно,
не только не исключает, но и делает актуальным поиск точек
соприкосновения с другими странами континента, изучение их
потенциала для взаимовыгодного сотрудничества.
3) Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.
Осуществление в России глубинным реформ побуждает нас по-
новому посмотреть на вопрос о том, как в новых условиях наиболее
эффективно организовать представительство ее торгово-экономических
интересов, кому следует поручить координацию на месте
внешнеэкономической деятельности, изучение соответствующей
конъюнктуры и т.д.
Для более широкого информирования предпринимателей России о
возможностях экономических связей со странами Африки стоит
подумать о создании целевого информационного центра с привлечением
участников из самой Африки, третих стран, а также международных
организаций.
Традиционно развитой сферой отношения бывшего Союза с Африкой
были связи в военно-технической области. Сегодня кардинально
пересматривается нацеленность нашей роли в строительстве
вооруженных сил африканских государств. Тем не менее, коммерческий
интерес к этому направлению двухстороннего сотрудничества,
несомненно, сохраняется. В тоже время мы должны на равне с крупными
поставщиками вооружений и военной техники вести дело к тому, чтобы
военное сотрудничество с Африкой из компонента нестабильности и
конфронтации в прошлом превратилось в фактор региональной и
внутриполитической стабилизации.
Работающие на черном континенте тысячи российских специалистов
и членов их семей часто подвергаются непосредственной опасности.
Обострение внутриполитической ситуации в ряде государств (Сомали,
Либерия) вынудило принять срочные меры по полной эвакуации россиян
из этих точек.
Ведя разговор общего плана об африканской политике в России,
приходится констатировать, что, к сожалению, на практике нашему
внешнеполитическому ведомству приходится концентрировать свое
внимание на болевых точках Африки, таких как Сомали, Либерия.
4)Проблемы возникающие на пути становления новых
дипломатических отношений с Африкой.
Проведение Россией реалистичной, рассчитанной на длительную
перспективу внешней политики по любому из азимутов трудно себе
представить без обеспеченья той или иной точке планеты ее
физического присутствия и наличие хорошо подготовленного
профессионального корпуса дипломатических сотрудников. Но, тем не
менее, в 1992 году в связи с тяжелым финансовым положением России
были вынуждены закрыться 9 российских посольств в Африке, южнее
Сахары.
Но надо смотреть реальности в глаза: кроме посольств и отчасти
остающихся торговых представительств у нас в Африканских странах
нет пока дополнительных рецептов для восприятия происходящих там
процессов и тем более точек опоры для становления новой структуры
сотрудничества.
Говоря о политических, торгово-экономических и других аспектов
наших отношений с Африкой, былобы не правильным не сказать хотя бы
несколько слов о тех людях, которые занимаются проведением
российской внешней политики на этом направлении. В условиях
формирующегося ранка проблема сохранения дееспособных кадровых
структур в МИД России встала уже в полный рост. Весьма скромные
материальные возможности мотивации дипломатического труда
заставляют многих, прежде всего, молодых, специалистов переходить
на работу в частный бизнес и другие иностранные фирмы.
5) Заключение.
Подводя итог размышлениям об африканской политике России, я
хочу еще раз подчеркнуть, что идущие на черном континенте
демократические и рыночные реформы коренным образом меняют его
облик. Поддерживая эти перемены, мы должны изменить отношение к
Африке в самой России, преодолеть бытующие еще предубежденность и
предрассудки, в том числе расовые, в отношении африканцев,
отказаться от устаревших стереотипов в подходах, адекватно оценить
роль и место африканских стран в мировом сообществе. Особую роль в
этом деле призваны сыграть российские средства массовой информации.
Российским специалистам надо посмотреть на Африку свежим взглядом.
Российские интересы в Африке были и остаются.
Список используемой литературы:
1) Журнал "Международная жизнь" - М., - 1993, №8
2) Журнал "Международная жизнь" - М., - 1993, №1
3) Журнал " Мировая экономика и международные отношения" - М.,
- 1995, №4
4) Страны мира. Справочник. - М., 1993
|