Региональная политика
Региональная политика
ТАЛЛИННСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социальный факультет
Административное управление
Андерей Креeк
ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ИДА-ВИРУМАА 1998-2003.
РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА"
ПЕРЕВЕДЕНО С ЭСТОНСКОГО 27.11.1999
(специально для БАНКА РЕФЕРАТОВ-2)
Преподаватель: C. Мяэльтсемеес
-Таллинн 2000-
Содержание
1.
Введение....................................................................
.......................3
2. Основные черты регионального
развития.....................................4
3.Базовая
логика......................................................................
.............5
4.Логика действий на ближайшие
годы.............................................6
5.Транспорт и
транзит.....................................................................
.....7
6.Образование...............................................................
.........................8
7.Туризм и экономика
отдыха............................................................10
Введение
Моя работа посвящена основным чертам "Программы регионального развития
Ида-Вирумаа 1998-2000". В ней я попытаюсь проанализировать основные пункты
программы, высказать свое видение упомянутых проблем и способов их решения.
Причин, по которым я выбрал именно эту тему- две: во-первых Ида-Вирумаа
это мой родной регион, в котором я вырос, и судьба которого мне не
безразлична. Я более-менее знаком с основными проблемами данного региона,
со многими из которых столкнулся на практике, и думаю, что я вправе со
своей стороны дать оценку предпосылкам развития уезда. Во-вторых. Участвуя
в конференции "Rahvuste integreerumise eeldused eesti ьhiskonda Ida-
Virumaal", где впервые была прдставлена и обсуждалась эта программа, я
получил более ясное представление о перспективах регионального развития Ида-
Вирумаа и об основных проблемах, препятствующих этому процессу.
Главной целью работы является описание основных пунктов прграммы, анализ
их осуществимости, необходимости, и соответствие имеющимся ресурсам.
Моя работа сочетает в себе черты реферата и эссе, и построена следующим
образом:
> Краткий конспект какого-либо пункта программы;
> Предложения составителей программы по его реализации;
> Мое мнение по данной проблеме;
В качестве основных источников использованы "Программа региональног
развития Ида-Вирумаа 1998-2003" и материалы конференции "Rahvuste
integreerumise eeldused eesti ьhiskonda Ida-Virumaal", прходившей 26.-28.
11. 1998 в Нарва-Йыэсуу.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Данные основные черты программы регионального развития Ида-Вируского
развития на 1998-2003 годы нацелены на продолжение создания и развития
предпосылок решения проблем интеграции в Ида-Вирумаа. Программа развития не
пытается охватить все происходящее и уже решенное и делаемое в Ида-Вирумаа.
В программе развития основное внимание сконцентрировано на факторах,
которые ускоряют и стимулируют естественное развитие и существенно меняют
социальную, экономическую и техническую среду (в дальнейшем "среда"). Целью
является создание в Ида-Вирумаа, как для постоянных жителей так и для
прибывающих сюда на короткое или длительное время всячески пригодной для
жизни среды, которая по своему содержанию соответствует принципам,
принятым на конференции ООН Агенда-21 в Рио-де-Жанейро.
При этом исходят не только из имеющихся на данный момент ресурсов (люди,
деньги, организации, и т.д.) целью является полностью охватить один из
оновных ключевых моментов развития Ида-Вирумаа и скрывающиеся возможности,
в вероятном развитии окружающей геополитической фоновой системы (особенно в
направлении Европейского Союза и России).
Предполагают, что ясно проявленная политическая воля является
результататомцеленаправленного действия и выражается в необходимых
обеспечивающих развитие ресурсах, которые наряду с госбюджетными средствами
получают из очень разных источников.
БАЗОВАЯ ЛОГИКА
Логику развития Ида-Вирумаа определяют географическое расположение и
население уезда, природные ископаемые, находящиеся на территории уезда и
стратегическую значимость, имеющую производственную мощность.
Особенно при планировании развития ближайших лет необходимо учитывать
существенное отличие национального состава Ида-Вирумаа от других уездов.
Ида-Вирумаа является единственным уездом, где в населении преобладают
инородцы. Поэтому интеграция не-эстонцев в Эстонию (и Европу) является
особенно сложной и ей уделено большое внимание.
Рассматриваемая региональная программа Ида-Вирумаа отмечается в сводке
Европейской Комиссии о вступлении Эстонии в Европейский Союз (Агенда 2000).
Таким образом, планирование развития уезда связывается с общей внешне-
политической политикой Эстонской Республики и Европейского Союза.
Стабильное развитие экономической и социальной среды Ида-Вирумаа является
одним из важных факторов безопасности Эстонского государства.
Необходимо учитывать, что перереформирование наследия советского времени
и переход на новую траекторию развития, требует времени, хотя бы одного
поколения (т.е. до 2020-2030 гг).
Цель является создание мультикультурного, с разнообразной экономической
и социальной структурой региона, известного и преуспевающего и в Эстонии, и
в Европе. На это направлены проходящие в Эстонии интеграционные прцессы.
Более короткие по времени планы действий должны создать для этого
соответствующие предпосылки. Период, рассматриваемый в плане развития,
совпадает с процессом переговоров вступления в Европейский Союз, который,
предположительно даст возможность использовать ресурсы структурных
программ, подготавливающих объединение. С 1999 года начала свою работу т.н.
Специальная подготовительная программа (SPP), целью которой является
подготовка деятельности программ Европейского Союза SAPARD- развитие
сельского хозяйства и ISPA-развитие инфраструктуры до такого уровня, чтобы
Структурные фонды ЕС могли эффективно действовать в странах-кандидатах на
вступление в Европейский Союз.
ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
В первую очередь необходимо выяснить следующие возможности решения и
локализацию на временной оси:
> Развитие переходящих из старой структуры базисных элементов экономики
(электростанции, шахты, заводы, сеть образования);
> Развитие новых структур притягательных центров (порты, туристические
комплексы, учреждения образования, и т.д.);
> Евромагистраль с новым нарвским мостом и беспошлинными складами;
> Развитие дорожной и портовой сети, выход на море;
> Развитие исторических и природных достопримечательностей и
туристических объектов;
> Возможности для создания новых рабочих мест и переобучение кадров;
> Привлечение специалистов и предпринимателей в уезд как из других мест
Эстонии так и из-за границы, создание для них благоприятной для жизни
и работы среды, предоставление дополнительных социальных гарантий;
> Развитие международной совместной работы регионов;
> Формирование хорошего мнения и своего лица уезда, что являлось бы
основой для известности и притягательности Ида-Вирумаа в Эстонии и за
ее пределами. (особенно для привлечения инвестиций в уезд);
Временной период, рассматриваемый в данном документе, имеет дело в
первую очередь с промышленностью, с преодолением последствий депрессии,
реструктуризацией и окончанием приватизации и с вводом продукции, что не
ставит под удар промышленность, добычу сланца и производство
электроэнергии как важных опорных конструкций, присущих Ида-Вирумаа.
Другие сферы деятельности должны пережить существенную модификацию и
развитие, принципиально изменив и разнообразив экономические и социальные
структуры, общественный климат и человеческую среду Ида-Вирумаа.
Исходя из вышеуказанного и учитывая прежде всего интеграционные проблемы
в Ида-Вирумаа, в данном плане развития выделяются три области, формирующие
новые структуры и существенно изменяющие окружающую среду:
> Транспорт и транзит;
> Образование;
> Туризм и экономика отдыха;
ТРАНСПОРТ И ТРАНЗИТ
Агенда 2000 включает требование: "Эстонии необходимо делать
капиталовложения в реконструкцию железных дорог восточно-западного
направления и усовершенствовать инфраструктуру в местах пересечения
границы..., а также в портах. По территории Эстонии проходит один
общеевропейский транспортный коридор, как это было установлено на
конференции в Креета."
Программа развития включает следующие ключевые решения и приоритеты:
> Новый транспортный мост, вместе с соответствующей территорией для
обслуживания товара, через реку Нарва;
> Реконструкция железной дороги Таллинн-С.Петербург;
> Реконструкция автострады Йыхви-Тарту;
> Реконструкция автострады Таллинн-С.Петербург, вместе с развитием
соответствующей инфраструктуры на европейском уровне;
> Реконструкция дорожной сети уездного значения;
> Современые порты на морском побережье (Нарва, Нарва-Йуэсуу, Тойла,
Азери, Силламяэ);
> Маленькие порты и базы отдыха у Чудского Озера;
> Инфраструктура воздушного сообщения (малые аэропорты);
> Судоходство по побережью;
> Придорожная сеть бензоколонок и предприятий по обслуживанию и
тенообслуживанию;
Развитие транспорта относится к приоритетам развития уезда, при этом
нельзя это сводить только на проблемы развития транзита, хотя с точки
зрения Эстонии как целого, это мысленно допустимо.
Таким образом использование территории уезда для транзита является лишь
частью транспортного комплексаю. В случае транзита товаров целью является
предложение, по-возможности, разнообразных услуг и создание хороших условий
для провоза. Существенным является не только увеличение объемов
грузоперевозок, а также кратковременное или длительное пребывание в людей,
обслуживающих транзитный транспорт, и максимальное использование услуг и
товаров, предлагаемых гостям. Это в свою очередь, предполагает совместную
работу со средними ведомствами, в первую очередь с министерством дорог и
связи, объединение реконструкции проходящих через уезд транзитных пунктов с
созданинем инфраструктуры служащих, во благо интересам уезда, и пополняя
западно- восточные транспортные структуры и структурные связи с со
структурами по северо-южному направлению.
Особое внимание необходимо уделить охвату морского побережья как
существенного компонента транспорта, и на открытие уезда со стороны моря. А
также необходимо учесть планирование создания предположительной
инфраструктуры для обслуживания авиатранпорта (хотя бы в объеме
обслуживания перевоза малых товаров, туризма и авиации).
ОБРАЗОВАНИЕ
Система образования уезда является частью государственной системы
образования Эстонии и поэтому соответствующее уездное развитие исходит из
государственных приоритетов, учитывая при этом своеобразие и нужды Ида-
Вируского уезда.
При формировании соответствующих программ образования, необходимо
добавлять предметные пункты, учитывающие фон населения уезда как в обучении
детей так и взрослого населения.
Основное внимание при этом концентрируется на школьные и индивидуальные
учебные планы, которые в первую очередь, должны принципиально изменить
содержание до сих пор проходящего на русском языке обучения. Большую
весомость надо дать индивидуальным учебным планам, в первую очередь при
обучении инородцев и детей из смешенных семей, обучающихся в эстонских
школах, преодолев трудности понимания, обусловленные различием культурного
контекста.
Для эффективной помощи школам и педагогам необходимо совместно с
министерством образования создать и ввести в действие Уездный центр по
образованию, целью которого является введениев русскоязычную школу
эстоноцентричности (независимо от учебного предмета), современную
инфотехнологию и связанный с местной обыденной жизнью учебный материал,
обеспечить проведение изменений в школах Ида-Вирумаа и организацию
необходимых прикладных исследований, заниматься проблематикой иноязычного
ребенка в эстоноязычной школе, обучение эммигрантов и т.д.
С точки зрения изменения языкового и культурного контекста
привалирующего до сих пор, особенно весомым является развитие компьютерного
обучения, развитие местных компьютерных сетей и "интернетизация".
Преподавание языка в ближайшие годы должно гарантироватю выпускникам
основной школы владение языком, которое даст возможность продолжить
обучение в эстоноязычной школе, обеспечить уровень, соответствующий
требованиям гражданства, и дать возможность интегрироваться в эстонское
общество.
В заключении хотелось бы отметить, что при создании предпосылок
интеграции для инородцев необходимо существенно разнообразить и расширить
возможности обучения. Дополнительно к обучению эстонскому языку, необходимо
обеспечить инородцам разностороннее воспитание чувства гражданина Эстонии.
Эстоноцентричность в обучении не должна ограничиваться учебными предметами,
рассматривающими историю, природу, общество..., а должна охватывать все
учебные предметы, дисциплины, курсы. При этом необходимо учитывать и фон
учащегося (национальность, домашний язык, социальное положение и др.) и
поддерживать сохранение корней через свой национальный язык и культуру.
ТУРИЗМ И ЭКОНОМИКА ОТДЫХА
Туризм, как один из трех руководящих приоритетов уезда исходит из целей
реализовать исторический и природный, а также полученный из советского
индустриального прошлого потенциал Ида-Вирумаа. При этом нужно отдавать
себе отчет, что туризм с сферой действия уездного уровня окажется весьма
капиталоемким. Много денег требует как инфраструктура, обслуживающая туризм
и организационно- информативные структуры, так и обучение людей. Но, по
окончанию, сделанное для развития туризма станет фактором, увеличивающим
развитие уезда, дав не только трудовую занятость, экономический оборот,
рост местных расходов и др.
Программа развития предусматривает следующие узловые решения и проекты в
области туризма и экономики отдыха:
> Внутриэстонский туризм, знакомство остальной Эстонии с Ида-Вирумаа,
особенно школьной молодежи;
> Обучение персонала, в том числе обучение и дополнительное обучение
населения;
> Придорожная информация и обслуживание;
> Аттестация по единым требованиям объектов обслуживания и посещения;
> Издание письменной документальной информации (от исторических справок
до легенд, мифов) об объектах посещения;
> Выбор приемущественно развиваемых форм туризма (специализированный,
элитарный и т.д.) и выбор соответствующих объектов;
> Создание новых достопримечательностей, таких как комплекс памяти и
туризма Нарва-Силламяэ-Вайвара-Синимяэ;
> Ввод в действие структур-институтов для проведения в жизнь
туристического приоритета;
> Открытие побережья и береговых вод для туризма и отдыха;
> Создание уездного кредитного ресурса для поддержки
предпринимательства по туризму;
Меры развития туризма должны быть тесно связаны с двумя другими
приоритетами- транспортом и образованием, которые в целом создают основные
предпосылки для развития туризма. Следовательно, три первых приоритета
поддерживают друг друга и их необходимо проектировать синхронно.
Форсированине туризма без соответствующей евростандартам инфраструктуры и
обслуживающего персонала может дать длительный прыжок назад. Мнение,
оказавшееся один раз дескридитированным, в мире туризма трудно быстро
восстановить. Многие меры можно предпринимать только на основании совместно
выработанных длительных программ министерств образования, культуры, путей
сообщения и связи, экономики и департамента туризма, министерства охраны
окружающей среды, центров предпринимательства и других, действующих в этой
области союзов и ассоциаций, включая и "третий сектор".
|