Третья мировая теория Муаммара Каддафи
Третья мировая теория Муаммара Каддафи
МГТУ имени Н.Э.Баумана
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
'' Третья мировая теория''
Муаммара Каддафи
Cтудент :
Группа :
Преподаватель : Волкова И.В.
МОСКВА 1996год.
В 70-80-х годах в странах арабо-мусульманского Востока получили
широкое распространение теории “ социализма национального типа
”,которые стали называть “ исламским социализмом ”. Отличительной
особенностью этих теорий является возврат к традиции , к культурному
наследию прошлого , к исламу .
На основании такого подхода была создана “ третья мировая теория
” Муаммара Каддафи , изложенная в его знаменитой
“ Зелёной книге ”. Официально называя так свою теорию , Каддафи
считал её первой и последней , т.е. претендующей на абсолютную
истину .
В ней подробно раскритикована современная демократия : Каддафи
считает , что нынешняя демократия перестала быть подлинно народной .
Довольно сенсационное заявление в наш век , когда , казалось бы , в
современном обществе достигнут пик демократичности . Но Каддафи ,
рассматривая сущность демократии , приводит , иногда , такие доводы с
которыми трудно не согласиться . Рассмотрим некоторые из них .
Орудие правления . Победителем в борьбе за власть всегда выходит
орудие правления - отдельная личность , партия , класс , а побеждённым
всегда оказывается народ , то есть , по мнению Каддафи , подлинная
демократия . Политическая борьба нередко приводит к приходу к власти
того орудия правления , которое представляет собой меньшинство , “ к
тому же законным демократическим путём ”! То есть все , существующие
политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и являются
диктаторскими режимами .
Парламенты . Парламентаризм - порочное решение проблемы демократии
. Парламент не может выступать от имени народа , потому что
демократия означает власть самого народа , а не тех ,
кто выступает от его имени . Методы избирания парламента не могут
считаться демократическими , потому что массы получаются полностью
оторванные от депутата . Депутат монополизирует власть масс и право
решать за них их дела . Парламент , по сути,
представляет не народ , а победившую на выборах партию .
Фактически , народ используется политическими силами в борьбе за
власть . Система выборных парламентов является демагогической системой
ибо голоса можно покупать и подтасовывать . То есть , парламентское
представительство - обман .
В целом , теория представительского правления - устаревшая и
изжившая себя практика , придуманная философами и мыслителями в ту
пору , когда народом помыкали правители , как бессловесным скотом .
Партия . ...Это современное диктаторское орудие правления - это
власть части над целым . Партии создаются группами людей для
осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих
взглядов и установлении господства в нём своей идеологии .
Количество партии не меняет существа дела . Более того , чем больше
партий , тем острее между ними борьба за власть , что подрывает
программу , направленную на благо всего общества . Интересы общества
и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за
власть . Кроме того , партии могут быть продажны и могут быть
подкуплены извне и изнутри .
Оппозиция - это не орган контроля народа за деятельностью
правящей партии , она лишь выжидает подходящий момент , чтобы занять
место правящей партии у кормушки власти . Контроль находится в
руках партии , стоящей у власти ( посредством парламента ), а власть -
в руках партии , осуществляющей контроль .
Отсюда ясно , как лживы , фальшивы и несостоятельны существующие в
современном мире политические теории .
Каддафи сравнивает партию и клан . По его мнению , борьба партии
за власть ничем не отличается от борьбы за власть между племенами
и кланами . Оба этих вида борьбы оказывают на общество негативное
и разрубающее воздействие .
Референдум . Референдум - это фальсификация демократии . Голосующие
могут сказать всего лишь одно слово либо “да” либо “нет” . По
Каддафи , каждый должен иметь возможность обосновать своё желание ,
причину , одобрения либо неодобрения .
Какой же выход из такого издевательства , по его мнению , над
народом предлагает Каддафи ?
Получается , чтобы быть до конца демократичными , надо создать
такое орудие правления , которое являло бы собой весь народ в
целом , а не представительство от его имени .
Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру народных
конгрессов и комитетов . В результате ,”которой управление становится
народным , народным становится контроль , утрачивается определение :
демократия - это контроль народа над правительством , и на его место
приходит новое : демократия - это народный самоконтроль “.
Всеобщий народный конгресс является форумом народных конгрессов и
комитетов .
Закон общества . Подлинным Законом общества является либо обычай
, либо религия . Всякая попытка установить Закон общества , минуя эти
исходные отправные моменты , неправомерна и нелогична. Все ныне
существующие конституции это не естественный закон , а средство
власти над народом . При подмене подлинного Закона на закон ,
созданный человеком появляется угроза свободе человека . Свобода
находится под угрозой , если общество не имеет священного Закона , в
основе которого лежат незыблемые нормы , не подлежащие изменению
или исправлению по воле орудий правления .
Наиболее соответствующий человеческому достоинству закон - это
религия . Она включает в себя обычай - выражение естественной жизни
народов . То есть религия - это утверждение естественного закона . Все
остальные законы неправомерны , поскольку они не основываются на
естественном источнике - обычае и религии .
Кто наблюдает за ходом жизни общества ? Из описанной выше
системы следует , что общество само осуществляет контроль над собой
.
Как общество исправляет положение в случае отклонения от
Закона ?
Поскольку народ сам становится орудием правления , все происходящие
отступления от Закона общества носят тотальный характер и должны
корректироваться с помощью демократической перестройки , а не
посредством применения силы . В такой ситуации не существует органов
, стоящих над народом , против которых могли бы быть направлены
насильственные действия и на которых могла бы быть возложена
ответственность за отступление от Закона .
Каддафи утверждает , что никакой иной концепции подлинно
демократического общества существовать не может . С этим утверждением
можно поспорить . Потому что принципы подлинной демократии Каддафи
накладывают определённые условия на применение данного устройства
общества конкретным странам . Для примера , в нашей стране ,
занимающей довольно обширную часть географической карты , со
множествами народностей и с не меньшим числом религий (
основополагающая Закона общества , по Каддафи ) будет очень трудно
сформулировать Закон общества , чтобы не оказалась ущемлённой ( иначе
не будет подлинной демократии ) ни одна , даже самая маленькая ,
народность .
По моему , даже эта небольшая дилемма доказывает не абсолютность
теории Каддафи , хотя следует признать , что в ней есть не мало
мыслей , заслуживающих внимания .
|