Виды внешнеторговых контрактов. Структура и содержание типового внешнеторгового контракта. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов
Виды внешнеторговых контрактов. Структура и содержание типового внешнеторгового контракта. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов
ДГУ
РЕФЕРАТ
Тема:
Виды внешнеторговых контрактов. Структура и содержание типового
внешнеторгового контракта. Валютно-финансовые условия внешнеторговых
контрактов.
Студентки гр. ТВ-94-2
Ольховик О.М.
1998
Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в
международной коммерческой практике называется контрактом.
Контракт купли-продажи представляет собой коммерческий документ,
оформляющий внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная
договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца передать
определенное имущество в собственность покупателя и обязательство
покупателя принять это имущество и уплатить за него определенную денежную
сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки.
Регулирование заключения договора купли-продажи и те права и
обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора,
унифицировано в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи
товаров.
Применяемые во внешней торговле контракты содержат различные условия,
характеризующие товар, служащий предметом купли-продажи, определяющие
коммерческие особенности сделки, права и обязанности сторон, взаимные
обязательства сторон по операциям, обеспечивающим исполнение контракта. Все
условия контракта можно классифицировать следующим образом:
1) с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя;
2) с точки зрения их универсальности.
С точки зрения обязательности условия контракта делятся на
обязательные и дополнительные.
К обязательным условиям относятся:
1. наименования сторон - участников сделки;
2. предмет контракта;
3. качество и количество;
4. базисные условия поставки; цена
5. условия платежа
6. санкции и рекламации (штрафы, претензии);
7. юридические адреса и подписи сторон.
Дополнительные условия:
8. сдача-приемка товара;
9. страховка;
10. отгрузочные документы;
11. гарантии;
12. упаковка и маркировка;
13. форс-мажорные обстоятельства;
14. арбитраж;
15. прочие условия.
Обязательными эти условия (“conditions”) называются так потому, что,
если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая сторона вправе
расторгнуть контракт и требовать возмещения убытков.
С точки зрения универсальности условия контракта делятся на
индивидуальные и универсальные.
К индивидуальным, то есть тем, которые присущи только одному
конкретному контракту, относятся:
16. наименование сторон в преамбуле;
17. предмет контракта;
18. качество товара;
19. количество товара;
20. цена;
21. сроки поставки;
22. юридические адреса и подписи сторон.
К универсальным условиям относятся:
23. сдача-приемка товара;
24. базисные условия поставки;
25. условия платежа;
26. упаковка и маркировка;
27. гарантии;
28. санкции и рекламации;
29. форс-мажорные обстоятельства;
30. арбитраж.
Основные пункты внешнеторгового контракта:
1. Преамбула. Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова
контракт в середине страницы, после которого следует номер контракта.
Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения
контракта. Далее в преамбуле четко указывается фирменные наименования
сторон. В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов.
Наглядным примером может служить преамбула контракта приведенного в
приложении 12.
1. Предмет контракта. После преамбулы следует описание предмета контракта
и устанавливается его точное наименование, характеристика, модель, сорт и
т.д. Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент
товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в
приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой
частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте
контракта.
1. Количество. В контракте устанавливается единица измерения количества,
система мер и весов.
1. Качество товара. Определить качество товара в контракте купли-продажи -
значит установить качественную характеристику товара, т.е. совокупность
свойств, определяющих пригодность товара для использования его по
назначению в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа
определения качества зависит от характера товара, от практики,
сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий.
Способы определения качества:
31. по стандарту
32. по техническим условиям
33. по спецификации
34. по образцу
35. по описанию
36. по предварительному осмотру
37. по содержанию отдельных веществ в товаре
38. по выходу готового продукта
39. по натурному весу
40. способ “тель-кель”.
Если в контракте не указан способ определения качества, обычно
считается, что качество определяемого товара должно соответствовать
среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране
происхождения товара обычным для данного вида товара.
1. Транспортные условия контракта. Транспорт является основным связующим
звеном между продавцом и покупателем; конечной целью транспортировки
является своевременное прибытие груза в конечный пункт назначения в
хорошем состоянии. При рассмотрении вопросов транспортировки грузов для
участников внешнеторговой сделки необходимо установить следующее:
41. каковы базисные условия поставки товара, как в соответствии с ними
распределяются обязанности продавца и покупателя по обеспечению
доставки товара;
42. как осуществляется обратная связь между продавцом и покупателем при
доставке товара (извещения);
43. каким видом транспорта будет доставляться товар, какие документы
сопровождают договор перевозки.
Базисными условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи
называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и
покупателя по доставке товара и устанавливают момент выполнения продавцом
своих обязанностей по поставке товара и перехода риска случайной гибели или
повреждения товара с продавца на покупателя, а также могущих возникнуть в
связи с этим расходов. Применение базисных условий упрощает составление и
согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы разделения
ответственности и разрешения возникающих разногласий. Международная
торговая палата разработала и выпустила сборники толкований базисных
условий, так называемые “International Commercial Terms”.
Из всех базисных условий наибольшее распространение получили условия
FOB и CIF, и в практике международной торговли “цена FOB” обычно
понимается как экспортная цена товара, цена CIF - как импортная.
Не менее важным вопросом при заключении контракта является вопрос о
виде транспорта. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать
следующие факторы:
44. вид груза;
45. расстояние и маршрут перевозки;
46. фактор времени;
47. стоимость перевозки.
В таблице 4 приведена классификация условий ИНКОТЕРМС по применимым
видам транспорта.
Таблица 4.
| | |
|Вид транспорта |Условие ИНКОТЕРМС |
| | |
|Воздушный |FCA |
| | |
|Железнодорожный |FCA |
| | |
|Морской и речной |FAS |
| |FOB |
| |CAF |
| |CIF |
| |DES |
| |DEQ |
| | |
|Любой вид |EXW |
| |FCA |
| |CPT |
| |CIP |
| |DAF |
| |DDU |
| |DDP |
6. Цена товара. Цена на каждый товар устанавливается за какую-то
определенную единицу измерения. Выбор единицы измерения, за которую
устанавливается цена, определяется характером товара и практикой которая
сложилась на мировом рынке при торговле данным товаром.
7. Условия платежа. Условия платежа определяют в контракте следующие
моменты:
48. способ платежа
49. средства платежа
50. форму платежа
Способ платежа показывает, когда производится оплата товара по
отношению к моменту его фактической поставки. Существует три способа
платежа: платеж наличными, авансовый платеж, платеж в кредит.
К формам расчетов, применяемым в международной торговой практике,
относятся следующие (даются по степени выгодности для экспортера от
наиболее выгодной до наименее выгодной):
51. 100% авансовый платеж
52. аккредитив
53. инкассо
54. открытый счет
Так, в Контракте КЕ-02-ЕС/96 (Приложение 13, п.4.1) как форму платежа
используют 100% предварительную оплату (условия приведены в Приложении), а
в Контракте № КЕ - 07 - МК/95 используется 100% безотзывной аккредитив.
(см. Приложение 12, п. 4.1). Причем если в контракте условием платежа
используется аккредитив, то в контракте должен будет присутствовать пункт
об условиях раскрытия аккредитива.
Подробнее формы расчетов освещаются в пункте 8.
8.Срок и дата поставки. Под сроком поставки товара понимается момент,
когда продавец обязан передать товар покупателю или по его поручению лицу,
действующему от его имени. Количество товара указанное в контракте, может
быть поставлено единовременно или по частям (партиями). К примеру в
Контракте КЕ-02-ЕС/96 (Приложение 13, п. 3.3) четко оговаривается момент о
недопустимости частичной поставки.
Датой поставки называется дата передачи товара в распоряжение
покупателя.
9.Упаковка и маркировка. Обычно в контракте различают внешнюю упаковку -
тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю
упаковку, неотделимую от товара. При заключении контракта упаковка товара
относится к обязанностям продавца.(пример условия упаковки см. Приложение
13 п.4.4 )
Маркировка, наносимая на упаковку, определяется обычно покупателем и
выбирается в зависимости от характера товара, а также условий контракта.
Маркировка должна включать:
наименование продавца;
наименование покупателя;
номер контракта;
место назначения
номер упаковочной единицы и их общее количество;
габариты упаковочной единицы;
вес упаковочной единицы брутто;
вес упаковочной единицы нетто;
указания по транспортировке и погрузке-разгрузке (“верх”, “низ”,
“осторожно” и т.п.;
указания во избежание инцендентов при транспортировке опасных товаров;
страну изготовления товара.
|