БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Контрольная: Местное самоуправление

Контрольная: Местное самоуправление

ПЛАН

1. Системы нормативно-правовых актов о местном самоуправлении

2. Федеральное законодательство о местном самоуправлении

3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о местном самоуправлении и акты,

принимаемые органами местного самоуправления

Литература

1. Системы нормативно-правовых актов о местном самоуправлении

Правовая основа местного самоуправления представляет собой вза­имосвязанную

систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы

организации и деятельности местного само­управления и его предназначения, как

института, в общей системе уп­равления.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправ­лении имеет

следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подраз­делены на

три группы.

Первую группу составляют нормативные правовые акты федераль­ного

значения. К ним относятся: Конституция Российской Федера­ции, федеральные

законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и

Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например,

постановления Государствен­ной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный

характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т. д.).

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные

правовые акты исполнительных органов государст­венной власти и должностных лиц

субъектов Российской Федерации.

Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимае­мые в

системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном

референдуме, сходе граждан, решения представи­тельных и исполнительных органов

местного самоуправления, должно­стных лиц местного самоуправления. Например,

уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном

процес­се, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке

управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами,

составляющими правовую основу местного само­управления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юриди­ческой силе

на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по

отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в

противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону,

то он не действует в части про­тиворечащей закону и должен быть приведен в

соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации,

законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на

основе которой принимаются федеральные законы, зако­ны субъектов Российской

Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов

государственной власти и местного самоуправления.

Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом

Российской Федерации, Правительством Российской Фе­дерации, иными

федеральными органами должны соответствовать Кон­ституции Российской

Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблю­даться и в

субъектах Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не

должны противоречить Конституции Российской Феде­рации, Федеральным законам,

а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской

Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом

акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией

Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение принципа соподчиненное™ нормативных правовых актов, регулирующих

отношения в системе местного самоуправления является одним из главных

условий, обеспечивающих нормальное уп­равление процессом становления и

развития института местного само­управления. Нормативные акты о местном

самоуправлении должны со­ставлять единый согласованный механизм, слаженно

действующий в масштабе всего государства.

Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах орга­низации

местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление

осуществляется в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, указанным

Законом, другими федеральными за­конами, конституциями, уставами субъектов

Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Далее Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов субъектов

Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня. Часть 2 статьи 7

Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации

вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и настоящим Законом».

В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности ос­тальных

законов, устанавливающих нормы муниципального права с Конституцией Российской

Федерации и базовым Федеральным Законом «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Россий­ской Федерации». Это означает, что все

принимаемые нормативные акты не должны противоречить не только Конституции

Российской Феде­рации, но и названному Федеральному закону. Следовательно, и

Кон­ституция РФ и названный федеральный закон являются фундаментом, на

котором строится вся правотворческая деятельность всех органов

го­сударственной власти в области местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах,

положениям Конституции Российской Федерации, Феде­ральному Закону «Об общих

принципах...» применяются положения Конституции Российской Федерации и

указанного специального, базо­вого федерального закона.

Такой подход способствует созданию единого правового поля в сис­теме местного

самоуправления.

В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специ­альные,

полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе

местного самоуправления, и содержащие отдель­ные нормы, касающиеся местного

самоуправления.

Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации»,

Федеральный Закон «О финансовых основах ме­стного самоуправления в Российской

Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан

Российской Федера­ции избирать и быть избранными в органы местного

самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в

Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном

са­моуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о мест­ном

референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях

(сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке

формирования муниципальной собствен­ности и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе мест­ного

самоуправления содержатся, например, в Конституции Россий­ской Федерации, в

ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской

Федерации, а также в отдельных законах субъек­тов Российской Федерации, не

имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах бюджетного

устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О

недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие, налоговый и

бюджетный кодексы.

2. Федеральное законодательство о местном самоуправлении

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конститу­ции Российской

Федерации, регулирующие отношения в системе мест­ного самоуправления,

является Федеральный Закон «Об общих принци­пах организации местного

самоуправления в Российской Федерации».

Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут

противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской

Федерации.

Другие федеральные законы могут только развивать, более детально регулировать

отдельные группы отношений, предусмотренных назван­ным Федеральным Законом.

Законодательная деятельность федеральных органов государствен­ной власти и

органов государственной власти субъектов Российской Федерации

свидетельствует, что нормы Конституции Российской Фе­дерации о местном

самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации

местного самоуправления ...» нашли развитие, как в федеральных законах, так и

в законах субъектов Россий­ской Федерации. Мы уже называли эти законы,

подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные нормы,

регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.

Специальным подзаконным нормативным правовым актом являет­ся, например.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251

«О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления»

Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного са­моуправления,

закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях

Правительства Российской Федерации по осуществле­нию передачи объектов

федеральной собственности в государственную собственность субъектов

Российской Федерации и муниципальную соб­ственность» от 28 октября 1994 г.

Подзаконные нормативные акты принимаются для обеспечения вы­полнения норм

Конституции Российской Федерации и федеральных за­конов, регулирующих

отношения в системе местного самоуправления.

3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о местном самоуправлении и акты,

принимаемые органами местного самоуправления

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации так­же

подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными

(представительными) органами государственной власти субъектов Российской

Федерации. К ним относятся конститу­ции республик в составе Российской

Федерации, уставы краев, облас­тей, автономной области, автономных округов,

законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные,

посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные

нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы

субъектов Российской Фе­дерации о местном самоуправлении; о выборах органов и

должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных

долж­ностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов

представи­тельных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о

собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной

собственности, управления и распоряжения муниципальной собствен­ностью; о

территориальном общественном самоуправлении. В боль­шинстве субъектов

Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997

годах.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправле­ния, закреплены

в конституциях республик в составе Российской Фе­дерации, в уставах краев,

областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих

специального предназначения для регулирования отношений в системе местного

самоуправления.

В развитие и для исполнения законов субъектов Российской Феде­рации

исполнительные органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации

принимают подзаконные акты о местном само­управлении, которые также

подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся

местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать законам субъектов

Российской Фе­дерации, в силу того, что законы обладают высшей юридической

силой.

В системе местного самоуправления также принимаются норматив­ные правовые

акты, входящие в единую систему правовой основы ме­стного самоуправления.

К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический

силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного

самоуправления; уставы муниципальных об­разований; решения собраний (сходов)

граждан; решения представи­тельных органов местного самоуправления; решения

исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц

местного самоуправления.

Устав муниципального образования является важным норматив­ным правовым актом,

входящим в правовую основу местного само­управления.

Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, раз­работанный на

основе действующего законодательства о местном само­управлении.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность

наличия у муниципальных образований их уставов.

Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке

устава муниципального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления...»

(ст. 8 ч. 2) указывает лишь на то, что устав муници­пального образования

разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. При этом не

называются субъекты, обладающие пра­вом разработки устава. Закон закрепляет

только принцип, на основе которого субъекты Российской Федерации вправе

сделать самостоя­тельный выбор в определении перечня субъектов-разработчиков

устава муниципального образования.

Такой подход способствовал закреплению двух вариантов разработ­ки уставов в

законах субъектов Российской Федерации о местном само­управлении. Одна группа

законов воспроизводит норму федерального закона, без указания перечня

разработчиков.

Другая группа законов имеет конкретное название субъектов, обла­дающих правом

разработки и внесения проектов уставов на рассмотре­ние представительного

органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край,

Оренбургская, Рязанская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие).

Так, согласно части 4 статьи 14 Закона Республики Адыгея «О местном

самоуправлении...» правом разработки и внесения проекта устава муниципального

образо­вания наделены:

1) граждане, обладающие избирательным правом, или группы граж­дан;

2) общественные и политические объединения граждан, зарегистри­рованные на

данной территории и местные отделения республиканских объединений и партий;

3) органы местного самоуправления.

Точно такой же перечень субъектов Российской Федерации, наде­ленных правом

разработки и внесения проектов уставов, закреплен в законах о местном

самоуправлении Карачаево-черкесской Республи­ки, Оренбургской области, Ямало-

Ненецкого автономного округа.

Закон Приморского края «О местном самоуправлении...» (ст. 22 ч. 4) наделяет

таким правом депутатов представительного органа. Закон Ря­занской области «О

местном самоуправлении...» ко всему этому предо­ставляет право разработки и

внесения проекта устава главе муници­пального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (ст. 8 ч. 2) установил, что устав муниципального

образования принимается представительным органом местного самоуправления или

населением непосредственно. Данная норма нашла воспроизведение во всех

законах о местном само­управлении субъектов Российской Федерации.

Практическая реализация норм законов о принятии уставов муни­ципальных

образований свидетельствует о наличии двух тенденций. В одних субъектах

Российской Федерации и ряде муниципальных об­разований уставы приняты

представительными органами местного са­моуправления. В других уставы

муниципальных образований приняты гражданами на местных референдумах

(Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская,

Волгоградская, Ивановская, Камчатская и другие области).

Очевидно, что такой подход будет все в большей степени повышать интерес

граждан к законотворческому процессу, к организации управ­ления территорией.

По сути дела, люди сами создают «малую конститу­цию» для своей «малой

Родины», судьба которой им небезразлична.

Принятие таких актов гражданами порождает у каждого из них чув­ство гордости,

здорового патриотизма, уверенности и самостоятельнос­ти в решении задач

местного значения. В то же время это способствует повышению уровня правовой

культуры, наличие которой весьма важно в условиях становления правового

государства.

Порядок принятия уставов муниципальных образований предусмот­рен также в

самих уставах ряда муниципальных образований. Например, статья 5 часть 2

Устава города Северодвинска Архангельской области ус­танавливает, что Устав

Северодвинска принимается на референдуме большинством голосов от числа

жителей муниципального образования, принявших участие в референдуме.

Устав муниципального образования подлежит государственной ре­гистрации в

порядке, установленном законом субъекта Российской Фе­дерации. Такая норма

закреплена в статье 8 части 3 Федерального Зако­на «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Свое развитие данная норма нашла в основном в законах о местном

самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах

муниципальных образований в Воронежской области.

В Воронежской области принят специальный закон «О порядке го­сударственной

регистрации уставов о местном самоуправлении муни­ципальных образований в

Воронежской области».

В решении вопроса о регистрации уставов нет единого правила. Ряд законов

предусматривают, что устав подлежит регистрации в органах юстиции субъекта

Российской Федерации. Другие предоставляют такое право законодательным либо

исполнительным органам государствен­ной власти.

Для регистрации устава муниципального образования законы субъ­ектов

Российской Федерации предусматривают определенный пере­чень необходимых

документов.

Так, часть вторая статьи 4 Закона Воронежской области «О порядке

государственной регистрации уставов о местном самоуправлении му­ниципальных

образований в Воронежской области» устанавливает, что вместе с уставом

муниципального образования представляется:

- заявление о регистрации, подписанное главой муниципального образования или

лицом, его замещающим;

- заверенная копия решения представительного органа местного са­моуправления

или местного референдума о принятии устава муници­пального образования;

- документы об оплате регистрационного сбора и бланка регистра­ционного

свидетельства;

- документ о предоставлении юридического адреса органу местного самоуправления.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение одного месяца со

дня принятия устава муниципального образования.

Изменения и дополнения в уставах муниципальных образовании подлежат

государственной регистрации в том же порядке, что и госу­дарственная

регистрация самих уставов.

При внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований

регистрационный сбор не взимается.

Органы местного самоуправления муниципальных образований включаются в единый

государственный реестр юридических лиц, от­крытый для всеобщего ознакомления.

Документом, удостоверяющим государственную регистрацию устава муниципального

образования яв­ляется свидетельство о государственной регистрации.

Регистрационный орган в срок, установленный законом, обязан рассмотреть

документы и принять одно из решений: регистрировать ус­тав муниципального

образования и выдать свидетельство о государст­венной регистрации, либо

отказать в государственной регистрации и выдать письменный мотивированный

отказ.

Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления...» мо­жет быть только

противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской

Федерации и законам субъектов Российской Феде­рации.

Законы субъектов Российской Федерации одной из причин отказа в регистрации

называют неправильность оформления документов или недостаточный перечень

документов, установленных законами по дан­ному вопросу.

И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении, о порядке регистрации уставов муниципальных

образований устанавливают, что отказ в регистрации устава муниципального

образования может быть оспорен в судебном порядке. Правом на обжалование

решения об отказе в регистрации ус­тава наделены граждане и органы местного

самоуправления.

Устав муниципального образования вступает в силу после его офи­циального

опубликования (обнародования).

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении предъявляет определенные тре­бования к содержанию и

структуре устава муниципального образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах ор­ганизации

местного самоуправления...» (ст. 8) в уставе муниципально­го образования

указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муници­пального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населе­ния в решении

вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправ­ления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления

и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочии депутатов представительных органов местного

самоуправления, членов других выборных органов местного само­управления,

выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных пра­вовых актов

органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправ­ления и

должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочно­го прекращения

полномочий выборных органов местного самоуправле­ния и выборных должностных

лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выбор­ных органов

местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,

основания и порядок прекращения их пол­номочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления,

общий порядок владения, пользования и распоряже­ния муниципальной

собственностью;

14) вопросы организуй местного самоуправления, обусловленные компактным

проживанием на территории муниципального образова­ния национальных групп,

общностей, коренных (аборигенных) наро­дов, казачества с учетом исторических

и иных местных традиций.

В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что

субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, ес­ли появится такая

необходимость.

Законы субъектов Российской Федерации развивают положения указанной статьи

федерального закона.

В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения, при­нятия и

регистрации устава муниципального образования, порядок внесения в него

изменений и дополнений; наименование муниципаль­ного образования, его герб

или эмблема, историко-культурные особен­ности данного поселения, схема

управления данного поселения и т. д.

В самих уставах муниципального образования нередко предусмат­риваются задачи

и цели устава, его место в системе нормативных пра­вовых актов, численность и

состав населения, принципы местного са­моуправления, порядок формирования

муниципальной собственности и другие вопросы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М: Юридическая литература, 1993.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности

формирования, проблемы//Вестник Центральной избирательной комиссии.-М.,1997.-

№ 4 (46).

3. Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад:

Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного

самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в

современной России. - М.:МОНФ, 1998.

4. Местное самоуправление: Теория и практика.2-е изд-е, изм. И доп./Под

ред. Г. Люхтерхпиндт – М.:Фонд Ф.Науманна, 1997.

5. Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.:ЮНИТИ, 1997.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации: Закон, 28.08.95 № 154 – ФЗ//Российская газета, 1995,1 сентября.

7. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Новый Юрист, 1998.

8. Савранская О.И. Правовые основы местного самоуправления//СОЦИС.-М.,

1997. – №1.

9. Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации»;

10. Федеральный Закон № 8 от 08.01.98г. «Об основах муниципальной службы в

Российской Федерации».





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011