Курсовая: Разработка и принятие управленческих решений
Курсовая: Разработка и принятие управленческих решений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дальневосточный государственный технический университет
Тихоокеанский институт политики и права
Разработка и принятие управленческих решений
как главный компонент муниципального управления.
Курсовая работа
Выполнил:
Студентка П – 161, ГМУ
Очковская Н.В.
Проверил:XXXXXXXXXXX
Владивосток
2003
ПЛАН
I. Ведение............................4
II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих
решений как главный компонент муниципального управления
.........................8
Глава 1 Структура управленческих решений ............8
§1. Понятие и классификация управленческих решений........8
§2. Субъекты и объекты управленческих решений.........14
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления..................17
§1. Понятие, функции и задачи муниципального управления....17
§2. Процесс принятия управленческих решений .........23
III. Заключение.........................28 IV.
Список использованной литературы.............31
I. Введение
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях
(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного
самоуправления.
Для дальнейшего исследования приведем следующее определение муниципального
управления - это управленческое воздействие субъекта исполнительной власти
на общественные отношения, регулирование которых предусмотрено его
компетенцией. Можно с уверенностью сказать, что к специфическим
характеристикам муниципального управления относятся: плотность среды,
концентрированность ресурсов, сильное
взаимное влияние принимаемых решений и взаимозависимость различных процессов.
Из этих характеристик следует и основное требование к управлению: целостность
и комплексность.
Любое управление осуществляется через «управленческий труд» на основе
управленческих «решений-команд». Управленческий труд - это процесс
обдумывания решения, его принятие и организация выполнения. Причем процесс
принятия управленческих решений достаточно сложный и ответственный, так как
данные акты в той или иной мере затрагивают права и законные интересы
граждан. От их своевременности, точности, целесообразности может зависеть
жизнь, здоровье, благосостояние как отдельных лиц, так и общества в целом.
Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей,
только тогда можно осуществлять управление любыми объектами. Управленческие
решения рассматриваются как средство реагирования на конфликтные ситуации,
часть целеполагания и развития. В конечном итоге принимаемыми плановыми,
организационными и оперативными решениями определяется качество управления. В
нашей стране, к сожалению, на эту сторону управления практически не обращают
внимания.
Самое непосредственное значения для эффективности решения имеют
компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего. Здесь также
выявляется проблема подготовки данных субъектов, отсутствия достаточно
квалифицированных кадров.
Изученность темы:
1) Понятие и классификация управленческих решений: Мандрица В.М.,
Касьянов В.В. Правовые основы управления; Мандрица В.М. Юридический
менеджмент; Сборник образцов гражданско-правовых документов.
2) Субъекты и объекты управленческих решений: Мандрица В.М., Касьянов
В.В. Правовые основы управления; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации.
3) Понятие, функции и задачи муниципального управления: Кутафин О.Е.,
Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации; Четвериков В.С.
Муниципальное право; Алексеев О.Б. Стратегическое управление в
государственном и муниципальном секторе.
4) Процесс принятия управленческих решений: Мандрица В.М., Касьянов В.В.
Правовые основы управления; Алексеев О.Б. Стратегическое управление в
государственном и муниципальном секторе; Сурнин А.Ф. Муниципальные
информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации; Надеев А.Т. Системный
подход к разработке, принятию и реализации управленческих решений.
В настоящее время совершенствование управления – это огромный и мало
востребованный резерв повышения эффективности управленческой деятельности.
При анализе накопленного опыта в сфере работы с управленческими актами
выявлено, что к числу основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные
органы исполнительной власти для обеспечения своевременных и точных
управленческих решений относятся:
1) отсутствие модельного инструментария подготовки вариантов
управленческих решений, их сравнения и оценки эффективности;
2) отсутствие полной, достоверной и своевременной информации для принятия
управленческих решений;
3) отсутствие стройной системы обработки и представления информации для
ее анализа.
Отметим также, что в управлении бывают такие же устаревшие технологии, как и
в технике. Муниципальные руководители должны отличать старые и современные
технологии управления, отдавать себе отчет в том, что они теряют, доверяясь
старым проверенным, но не эффективным методам управления. Конечно во многом
та или иная модель, управленческий подход будут приниматься в зависимости от
того, насколько успешно они будут способствовать решению социальных и
экономических проблем.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих
решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального
управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и
рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных
отношений.
Задачи исследования:
· проанализировать теоретический материал по данной теме;
· изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими
вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
· выявить сущность муниципального управления;
· показать роль и место управленческих решений для муниципального
управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.
Объектом данной курсовой работы является сфера муниципального управления.
Предмет исследования – управленческие решения как главный компонент
муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке
и принятию управленческих решений.
Для реализации вышеизложенных целей и задач использованы следующие методы:
· теоретический анализ при рассмотрении: 1) видов управленческих решений и
их структуры; 2) проблем постановки целей и задач при принятии решений; 3)
проблем сбора, обработки и представления информации для принятия решений в
процессе осуществления муниципального управления.
· контентанализ при работе с нормативным материалом по вопросу
компетентности субъектов и их информационной оснащенности при принятии
управленческих решений;
· сравнительный анализ при рассмотрении классификации управленческих
решений, их роли и места в системе муниципального управления.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части из двух глав,
заключения и списка литературы.
I. Основная часть. Разработка и принятие управленческих решений
как главный компонент муниципального управления
Глава 1 Структура управленческих решений
§1. Понятие и классификация управленческих решений
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой
управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности,
состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля
и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен
в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих
решений.
В литературе приводятся различные определения данного понятия в зависимости от
того, с какой точки зрения автор рассматривает тему
[1].
Для дальнейшего исследования используем следующее определение. Управленческое
решение – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в
соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой
деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений.
Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников
муниципальной службы на управляемый объект.
Основные признаки управленческих решений[2]:
1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных
потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.
2) Разработка, принятие и реализация управленческих решений
осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом
компетенции.
3) Для принятия управленческого решения необходимо наличие
профессионализма, специальных знаний, компетентности.
4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем,
разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие
субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные
структуры.
5) Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние
как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.
Классификация управленческих решений.
I. По значимости цели:
1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие,
организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения
стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку
муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального
образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение
социально-экономического развития, что является необходимым элементом
согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов
муниципального развития.
2. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач.
По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
3. Организационные решения - это выбор, который должен сделать
руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им
должностью:
1) Запрограммированные решения – результат реализации определенной
последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при
решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения
под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью
2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в
определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с
неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру
управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.
3) Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе
ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны
тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на
интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-
либо приложения логики невысоки.
4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный
знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что
случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат
альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что
руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может
сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и
разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.
5) Рациональные решения обосновываются с помощью объективного
аналитического процесса.
II. В зависимости от способа фиксации:
1. Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в
письменной форме.
По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько
больших групп:
1) Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и
обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение
(например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации,
обязательное для исполнения);
2) Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:
· постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в
целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и
жизнедеятельности управляемого объекта;
· распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами
в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение -
решение руководителя, не наделенного властью административными функциями,
обязательное для исполнения непосредственно подчиненными
[3];
· решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности
коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями
подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных
задач;
· поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов
руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта
(муниципального образования) и его социально-экономического развития;
3) Административно – организационные (регламенты, уставы, положения,
инструкции);
4) Организационно – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые
соглашения);
5) Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты,
объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма –
приглашения);
6) Деловые письма;
7) Финансовые документы;
8) Учетные документы.
2. Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности
управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться
важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
3. Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они
наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие,
координирующие и контролирующие управленческие решения.
Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом,
так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто
повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в
различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или
некачественной информации[4].
Выделяют также решения[5]:
1) Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на
предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
2) Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в
соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности,
управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.
Функции управленческих решений:
1) Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из
долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и
обоснование стратегии развития;
2) Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий
исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в
запланированные сроки и необходимого качества;
3) Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого
члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение
– понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии
оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их
целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.
В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и
концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения
– центральный элемент управления и организации. Они принимаются
уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого
круга подведомственных отношений.
§ 2. Субъекты и объекты управленческих решений
Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти
решения в процессе управленческой деятельности
[6].
Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений
рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат
управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на
достижение целей муниципального образования; их должностные лица
[7].
К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители
муниципальных органов исполнительной власти; первые заместители и заместители
главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной
власти; заместители глав муниципальных образований и руководителей
муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их
заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных
управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими
лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов
исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных
отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных
отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов,
являющихся юридическими лицами.
Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную
деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило,
постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через
решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»[8] данные
субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с
предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях
формальной структуры.
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом
постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на
объект управления.
Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для
урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются
[9].
Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и
внешнего управления и принимаются по различным основаниям
[10]:
1) осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;
2) необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних
так и внутренних факторов;
3) решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного
разрешения;
4) необходимость поиска и выявления новых ресурсов деятельности организации;
5) прогнозирование и определение социально – экономического развития;
6) разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.
Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными
субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование,
рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют
различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая
всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние
должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм,
опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на
изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих
ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.
Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами,
то необходима согласованность процесса.
Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования
ситуации или разрешения проблемы.
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
§ 1. Понятие, функции и задачи муниципального управления
Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное
явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.
Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах,
предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении
[11] местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и
реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках
закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах
своего населения.
Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.
Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются
управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой
целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических
системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей
природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными
органами и должностными лицами.
Основными функциями управления являются[12]:
1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на
основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и
факторов влияния;
2) планирование – определение направлений, формулирование целей,
постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор
конкретных количественных и качественных показателей в организации
деятельности;
3) выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;
4) распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих
деятельность по реализации управленческого решения;
5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;
6) контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и
принятие мер к нарушителям;
7) учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
8) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного
самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности.
Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами
административного права[13].
При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица
местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и
практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их
решение.
Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны
осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин
"решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план
(способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований
задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана
решения[14].
В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е.
результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных
качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные
структуры по их реализации – вторичны.
Рассмотрим организационные принципы управления[15].
1) Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике
выражается в разработке различных программ развития хозяйства,
прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее
эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
определении приоритетных целей и задач.
2) Принцип объективности требует анализа и учёта фактического
состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной
среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей
взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального
управления.
3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций
и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного
подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их
профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки
организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.
4) Принцип научности заключается в применении научных методов
и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии
объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе
ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей,
постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
5) Принцип рациональности заключается в том, что цели и
задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных
(силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.
Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных
вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
6) В тесной связи с принципом рациональности находится
принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы
в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий,
задач, функций, структуры, форм и методов работы.
7) Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы
текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например,
принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.
8) Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу
отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы
задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты.
Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую
политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.
9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал
централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление
муниципальной милицией).
Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации
[16].
Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка
ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют
на несколько типов:
1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и
есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и
уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к
линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.
2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в
корректировке и она вносится, то процесс управления называется
корректирующим.
3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять
единственное решение, тип процесса управления характеризуется как
разветвленный.
4. Если цель формируется в условиях неопределенности как
предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в
этом случае носит название ситуационного.
5. Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать
проблему, процесс может быть назван поисковым.
Особенности принятия решения в органах муниципального управления:
1. Преобладание стратегических решений социальной направленности как
директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные
действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными,
экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы,
обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор
наилучшего решения.
2. Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических
противоречий города, региона.
3. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для
специалистов муниципального управления складывается, как правило, две
ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за
ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая
ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и
решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий
стратегического характера.
4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.
Итак мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и
организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов
управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия
управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное
управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи
определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления
различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и
качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных
принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность,
эффективность управленческой деятельности, применение новых методов
управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического
управления, которая облегчает управленческую деятельность.
§ 2. Процесс принятия управленческих решений
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих
решений являются[17]:
1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов
государственной власти и местного самоуправления);
2) Необходимость осуществления собственной исполнительно –
распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных
органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой
деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы
руководителей структурных подразделений исполнительного органа или
подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений
полномочных субъектов.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения
заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении
сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений;
окончательном выборе решения; организации его исполнения
[18]. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда
предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого
решения в той или иной ситуации[19].
Сущность управленческих решений[20]:
1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации
привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать
работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников
полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы
контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая
существенная часть получения управленческого решения.
2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса
разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая,
неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности
принять качественные решения.
3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных
актов, обязательств, уставов и т.д.
Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-
либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения,
исполнитель приступает к подготовке его проекта.
Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату
управления необходимо осуществить следующие действия:
1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием
конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени
исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых
ресурсов.
2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия;
содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке
решения.
3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения
работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его
качественного исполнения.
4. Установить соответствие решения действующему законодательству и
уставным документам организации.
После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим
этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя
оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и
сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при
необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений[21]:
1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об
обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным,
группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме,
актуальной для организации.
3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться
у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого
решения для его выполнения.
4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного
вознаграждения.
6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи
дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать
новые знания или информацию для выполнения решений.
9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться
собственными взглядами на выполнение решений.
10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и
реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью
оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма
использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
12. Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных
задач.
13. Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по
выполнению решения.
14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной
форме.
Информационное обеспечение - важнейший элемент успешного функционирования
аппарата управления и процесса принятия решений. Содержание информационных
сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью
вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким
требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность
поступления, точность и достоверность и т.д.
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том,
что все документы составляются официальным, литературным языком.
Рекомендации:
· Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики,
местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
· Когда приходится составлять документы с множеством технических
терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а
название терминов написать вплоть до печатных букв.
· Если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо
расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.
Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений, функции
принимающих субъектов, основные этапы и формы разработки, принятия и
осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.
Принятие управленческих решений – достаточно сложный и ответственный процесс,
включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий
создания специальных служб. Так например, выборочные исследования показывают,
что 70 - 80% времени работников аппарата управления расходуется на
подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху
решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса
принятия управленческих решений.
III. Заключение
Основное требование к муниципальному управлению – его эффективность в
достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования
зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих
решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.
По свое содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно
и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее
каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для
ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.
Главный недостаток в управленческой деятельности - это не плохое решение, а
отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений:
значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них
тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых
решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование
действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих
конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание,
повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10
%); недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является
выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной
проблемы.
Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в
главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество
решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.
Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений,
предлагаются следующие рекомендации:
· люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и
этого ждать от них не следует;
· нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах,
включая совещания и заседания;
· нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется
фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
· необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки
управленческих решений.
Важную проблему составляет низкая мотивация исполнителей управленческого
решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется
своевременно доводить решения до исполнителей для предупреждения потери
принятым управленческим решением своей актуальности; повысить мотивацию через
расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке
концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем
согласования с ним сформированных решений; формировать общественное мнение по
проблемам через средства массовой информации, проводить конференции,
семинары, симпозиумы; создавать системы кадрового обеспечения реализации
решений; организовывать контроль за исполнением решения, что позволит
руководству города, района вносить своевременно необходимые коррективы.
Правильным на все времена решение быть не может, так как любая социально-
экономическая система движется во времени и пространстве, меняется ситуация
внутри нее. В новой ситуации возникают иные проблемы, стратегический курс
корректируется, принимается новое решение. Так начинается очередной
управленческий цикл. Поэтому необходимо стремиться к гибкости управления и
принятия управленческих решений.
На эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает
информационное обеспечение, которое должно быть комплексным и охватывать весь
процесс принятия решений.
Важная роль также принадлежит системе планирования. Распространение данного
процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности
подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы.
Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности
подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций,
эффективности использования бюджетных средств и т. д.
Поэтому необходимым является повышение эффективности управленческих решений,
что является главной предпосылкой рационального управления.
IV.
Список использованной литературы
I. Нормативная литература
1. Конституция РФ. М.; 1993. 59 с.
2. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации». Собрание законодательства Российской федерации. 1995.
№ 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст.
1378; 2000. № 32. Ст. 3330.
3. ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ». Комментарий к
Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
/Рук. Авт. Кол., отв. ред. проф. В.И.Шкатулла. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 463 с.
4. Закон РФ «О порядке назначения на должность и освобождения от
должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа,
города федерального значения, районной, городской, районной в городе,
поселке, сельской администрации» от 01.04.1993 г. № 4733 – 1 (ред. от
28.08.1995 г.).
5. Европейская хартия местного самоуправления. Местное самоуправления в
Российской Федерации. Сборник нормативных правовых актов. М.: Юридическая
литература, 1998. С. 7-13.
II. Учебная литература
1. Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
С.410 - 417.
2. Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы и
статистика, 1991.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого
решения. Железнодорожный : ТОО НПЦ "Крылья", 1997.
4. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений:
Учеб. пособие. М.: ИИК "Калита", 2000.
5. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для
вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право:
Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. – 344 с.
7. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. М.: Дело, 1996. С.183 -
192.
8. Кутафин О.Е., Фадеев. В.И Муниципальное право Российской
Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – 428 с.
9. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.
10. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений.
Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996.
11. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие.
СПб.: МиМ, 1998. С.165 - 178.
12. Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и
проектных решений. Л.: Машиностроение, 1990.
13. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ "Экмос", 1998.
14. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное
пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с. (Серия «Учебники и учебные
пособия»).
15. Матвеев Л.А. Системы поддержки принятия решений: Учеб. пособие.
СПб.: Спец. литер., 1993.
16. Муниципальное право: Вопросы и ответы/Под ред. проф. А.И.
Коваленко. – М.: Новый Юрист, 1998. – 160 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).
17. Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений.
М.: МГАГП, 1998.
18. Общий и социальный менеджмент: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.
Гапоненко. М.: РАГС,1997. Ч. 2. С.14 - 25.
19. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.
Радугин. М.: Центр, 1997. С.214 - 242.
20. Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие
для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
21. Самоуправление в Российской Федерации. Сб. Федеральных законов с
комментариями. М.; 1998.
25. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты . М.:ИНФРА-М,
1996. С.529. 38. Теория выбора и принятия решений: Учеб. пособие. М.: Наука,
1982.
22. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов.
М.: ЮНИТИ, 2000.
23. Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-
М, 2001. – 183 с. – (Серия «Вопрос-ответ»).
24. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. / Тюмен. гос.
ун-т. Тюмень, 1999.
25. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом
стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1999.
№3.
26. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты,
режимы, практики. // Политические исследования. Февраль 2000 № 2.
27. Лаптева Л.Е. региональное и местное управление в России (втор. пол.
XIX в.) – М.: Издательство Академии правового института при ИГП РАН; 1998. –
151 с.
28. Новикова Лидия, Сиземская Ирина. Власть и самоуправление в «зеркале
заднего вида». // Власть. 1998. №8 – 9. С. 99 – 104.
29. Попов А.В. Административно – территориальное управление и новая
политическая роль регионов. // Социально – гуманитарное знание. 2000. № 5.
30. Попов А.В. О проблемах становления региональных систем управления.
// Социально – гуманитарное знание. 2000. № 3, 4.
31. Попов А.В. Специфика самоуправления – в единстве государственного и
муниципального управления. // Социально – гуманитарное знание. 2001. № 2,3.
32. Шуменкова Н.В. муниципальный менеджмент (Методологические подходы к
преподаванию). // Социально – гуманитарное знание. 1998. № 4.
[1] Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые
основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.;
Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.; 1979.
[2] Ларичев О.И. Hаука и искусство пpинятия решений. – М.; 79.
[3] Кузнецова Л.А. разработка
управленческого решения: Учеб. пособие. – Челябинск; 2001. 70 с.
[4] Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые
основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.
[5] Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М.; 2000.
[6] Карданская Н.Л. Принятие
управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
[7] Шуменкова Н.В. \\ Социально – гуманитарное знание. 1998. № 5.
[8] СЗ РФ, 1995, № 35, ст. 3506; 1996, №
17, ст. 1917; 1996, № 49, ст. 5500; 1997, № 12, ст. 1378; 2000, № 32, ст. 3330.
[9] Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов.
М.: ЮНИТИ, 2000.
[10] Основы менеджмента: Учеб.
пособие для вузов / Науч. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 1997. С.214 - 242.
[11] Серия Европейских договоров № 122.
Страсбург, Совет Европы, Отдел изданий и документов. ISBN № 92-871-0804-8. Май
1990.
[12] Четвериков В.С. Муниципальное право: Учеб. пособие. – М.; 2001.
[13] Мандрица В.М. Юридический менеджмент. – Ростов н/Д.; 97.
[14] Иванов А.И., Малявина А.В.
Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: ИИК "Калита", 2000.
[15] Коваленко А.И. Муниципальное право: Вопросы и ответы. – М.; 98.
[16] Собрание законодательства Российской
Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1996. № 49. Ст. 5500;
1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330.
[17] Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы и статистика, 1991.
[18] Мандрица В.М., Касьянов В.В.
правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д; 2002. – 480 с.
[19] Акулов В., Рудаков М. Особенности
принятия решений субъектом стратегического менеджмента// Международный журнал
(Проблемы теории и практики управления) – 1999-№3.
[20]Ременников В.В. Разработка
управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.; 2000.
[21] Ларичев О.И., Мошкович Е.М.
Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука,
1996.
|