11 ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Существуют различные варианты классификации входящих в налоговую систему платежей: по экономической природе; по объектам налогообложения; в зависимости от порядка установления или зачисления в бюджеты различных уровней и др.

С точки зрения налогоплательщика, входящие в систему налогов платежи целесообразно разделить на группы по субъектам платежа. Можно выделить налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; налоги, уплачиваемые всеми группами налогоплательщиков.

Особое значение имеют так называемые социальные налоги — взносы в социальные внебюджетные фонды. Они не указаны в перечне налогов, содержавшемся в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», что скорее можно отнести к недостатку Закона, чем к обдуманным действиям законодателя. В части первой Налогового кодекса Российской Федерации социальные налоги включены в налоговую систему: они вошли в перечень федеральных налогов.

11.1. Налоги, уплачиваемые физическими лицами

К этой группе налогов относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, а также ряд других, менее значительных налогов.

11.1.1. Подоходный налог с физических лиц

В настоящее время налог взимается на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»1.



1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1992.— № 12— Ст. 591 (с изменениями и дополнениями).

Этот налог традиционно является центральным среди налогов с населения. Подоходный налог — государственный налог, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Действующее законодательство не предусматривает установления местных подоходных налогов.

Ббльшая сумма поступлений от подоходного налога зачисляется в бюджеты субъектов Федерации. В федеральный бюджет зачисляется меньшая доля. Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»1 установлено, что в федеральный бюджет зачисляется 16% собранных сумм подоходного налога.

Подоходный налог построен на резидентском принципе. Полную налоговую обязанность несут лица, проживающие на территории России не менее 183 дней в календарном году. Лица, проживающие на территории России менее этого срока, несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. уплачивают налог только с доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика. От лица детей (недееспособных) налог уплачивают их родители (опекуны, попечители).

Помимо физических лиц субъектами подоходного налога являются иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев.

Налогообложению в России подлежат доходы, полученные:

• резидентами Российской Федерации где бы то ни было;

• из источников в Российской Федерации независимо от национального или юридического статуса их получателей.

Налогообложению подлежит доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме материальной выгоды (экономии). При этом доход может быть получен непосредственно из кассы или на расчетный счет и т.д. либо косвенно в форме оплаты счетов налогоплательщика и т.п. Законодательство Российской Федерации предусматривает налогообложение некоторых привилегий и благ, получение которых в обычных условиях потребовало бы от плательщика дополнительных затрат (получение беспроцентных ссуд или займов по льготным ставкам).



1 Российская газета, 5 января 2000 г.

Подоходный налог в первое время после его введения в России был построен по глобальной (синтетической) системе: доходы, полученные из разных источников (так называемый совокупный доход), облагались налогом по единым ставкам. Деление доходов на виды было проведено лишь в связи с различными процедурами налогообложения разных доходов. В дальнейшем из совокупного дохода в отдельный вид были выделены доходы по вкладам в банках и по договорам добровольного имущественного страхования. С этих доходов налог исчисляется и удерживается по отдельной ставке.

Любые получаемые налогоплательщиком суммы или имущество являются для целей налогообложения его доходом, если они не входят в исчерпывающий перечень необлагаемых доходов, приведенный в Законе.

В отношении дохода, полученного в форме выгоды, действует другой принцип: учитываются только те виды экономии, которые прямо указаны в Законе.

Налоговая база учитывается по кассовому методу: доходом считаются суммы, действительно полученные плательщиком в конкретном периоде в той или иной юридической форме,— наличными денежными средствами из кассы организации, поступлением средств на счет в банке и др., а расходом — реально выплаченные суммы (документально подтвержденные). Перечень, а часто и суммы расходов, подлежащих вычету, строго регламентированы1.

11.1.1.1. Льготы

Закон предусматривает довольно широкий круг льгот, особенно изъятий.

При определении совокупного дохода доходы налогоплательщика уменьшаются на сумму необлагаемого минимума. Налогообложению подлежат лишь доходы налогоплательщика, превышающие этот минимум. Размер необлагаемого минимума совпадает с минимальным размером оплаты труда, установленной законодательством. Однако для налогоплательщиков с высоким уровнем дохода применение необлагаемого минимума ограничено. Лицам с доходом, облагаемым по минимальной ставке, предоставляется право применить необлагаемый минимум в двух- или однократном размере минимальной оплаты труда.

Важное социальное значение имеют вычеты из совокупного дохода на содержание детей и иждивенцев (зависимых лиц).



1 См.: пункт 42 раздела IV Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.— 1995.— № 10 (с изменениями и дополнениями).

Подлежащий налогообложению доход каждого из родителей (опекуна, попечителя) либо лица, содержащего иждивенца, уменьшается на сумму в размере устанавливаемого законом уровня минимальной месячной заработной платы из расчета на одно зависимое лицо. В настоящее время государство не предоставляет такую льготу лицам с высоким уровнем доходов и, наоборот, увеличивает ее размер в два раза для налогоплательщиков с минимальными доходами.

Исключение из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов, освобождение от обложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц, а также предоставление других льгот проводятся только в соответствии с федеральным законом и законодательными актами субъектов Федерации.

11.1.1.2. Ставки подоходного налога

Ставки подоходного налога устанавливаются по методу сложной прогрессии. Периодически, обычно один раз за финансовый год, проводится налоговая индексация: корректируются суммы необлагаемого минимума, вычетов на содержание зависимых лиц, а также налоговых разрядов. Необходимость индексации вызвана инфляционными процессами. Минимальная ставка налога — 12%, максимальная — 30%1. Подоходный налог, как правило, исчисляют и удерживают из дохода плательщика налоговые агенты—лица, производящие выплату дохода субъекту налогообложения (уплата налога у источника выплаты дохода). Исчисляется и взимается налог по кумулятивному методу. Плательщик обязан представить декларацию о совокупном доходе за отчетный год. Срок представления декларации — 1 апреля года, следующего за отчетным. Налогоплательщики вправе в месячный срок после подачи декларации о доходе в налоговый орган уточнить данные, заявленные ими в декларации. Освобождены от представления декларации лица, получающие доходы от выполнения трудовых обязанностей только из одного источника; налогоплательщики, чей совокупный годовой доход не превышает первого налогового разряда (т.е. облагается по минимальной ставке), а также лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.



1 См.: пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 ноября 1999 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «О подоходном налоге с физических лиц»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— Nв 49.— Ст.5903.

Разница между налогом, исчисленным на основе декларации и фактически уплаченным (удержанным), подлежит внесению в бюджет до 15 июля года, следующего за отчетным.

В целях обеспечения достоверности указанных в декларации данных лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны вести специальную книгу учета доходов и расходов, записывать фамилии и адреса клиентов, пациентов и т.п.

Налоговые агенты обязаны ежеквартально представлять налоговым органам сведения о суммах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных из этих сумм налогах (так называемая косвенная декларация).

В целях контроля за соблюдением Закона о подоходном налоге налоговые органы проверяют предприятия, учреждения, организации и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, выплачивающих гражданам доходы. Предмет проверки — правильность удержания подоходного налога и вычетов из облагаемого дохода, своевременность и полнота перечисления в бюджет удержанных сумм налога.

При проверке налогоплательщиков исследуются документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (денежные документы, бухгалтерские книги, декларации и т.п.), производится осмотр помещений, используемых для предпринимательской деятельности.

11.1.2. Налог на имущество физических лиц

В настоящее время объем поступлений в бюджет от налога на имущество физических лиц незначителен. Налог на имущество дорогостоящ в административном обслуживании, так что порою доходы от него не покрывают затрат, связанных с учетом и оценкой облагаемого имущества, сбором налога. С развитием частной собственности и улучшением благосостояния граждан, а также совершенствованием процедуры регистрации объектов недвижимости доля этого налога должна увеличиться.

Налог на имущество физических лиц базируется на территориальном принципе. Налогообложению подлежат два вида объектов: недвижимость — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, находящиеся на территории Российской Федерации; транспортные средства — самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие транспортные средства, зарегистрированные в России, независимо от национального или юридического статуса их собственника.

Налоговая база определяется на основе стоимости недвижимого имущества и мощности двигателей транспортных средств, количества пассажиро-мест, вместимости.

В отношении объектов недвижимости ставки налога изменяются в зависимости от размера базы, т.е. налог является в этой части прогрессивным. Для различных видов транспортных средств установлены различные ставки в процентах от минимального размера оплаты труда1. Федеральным законом установлены предельные ставки налогов, которые могут дифференцироваться представительными органами местного самоуправления.

Льготы по налогу на недвижимость предоставляются в основном на основе социальных критериев: инвалидность, достижение пенсионного возраста, особые заслуги перед обществом и государством и т. п.

Обязанность исчислять налог на имущество возложена на налоговые органы, которые получают от организаций, осуществляющих учет недвижимости и транспортных средств, соответствующую информацию, на ее основе рассчитывают налог и вручают налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог на имущество плательщик уплачивает самостоятельно в два срока — к 15 сентября и 15 ноября года, за который производится оплата.

11.1.3. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

Имущество, полученное физическими лицами в порядке наследования или дарения от других физических лиц, не подлежит обложению подоходным налогом. Вместо него взимается налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, который учитывает особенности получения дохода, более «деликатно» подходит к обложению имущества в конкретной ситуации.

Налогообложение наследства и дарения объединено из-за того, что дарение является наиболее распространенным способом обхода налогообложения наследства, так что законодатель признал необходимым уравнять налоговые последствия этих двух сделок.



1 См.: пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999— № 29.— Ст.3689.

Налог уплачивает новый собственник имущества. Налогом облагается имущество в том случае, если:

• наследство открылось на территории Российской Федерации или сделка дарения регистрируется (подлежит регистрации) на территории Российской Федерации; иными словами, налог базируется на территориальном принципе;

• наследуемое или принимаемое в дар имущество входит в перечень предметов налогообложения (недвижимость, автотранспортные средства, антиквариат, ювелирные изделия и т.п.);

• стоимость имущества превышает налогооблагаемый минимум, равный в случае наследования 850 ставкам установленного законом минимального размера оплаты труда, а в случае дарения — 80.

Налогообложению подлежит доля каждого конкретного получателя имущества, а не стоимость всего предъявляемого по наследству или в дар имущества.

Имущество оценивается на момент открытия наследства или заключения сделки дарения (а не на момент вступления в право наследства или фактического получения имущества), т.е. используется накопительный метод учета базы налогообложения.

Оценку жилого дома (квартиры), дачи и садового домика выполняют органы коммунального хозяйства или страховые организации, оценку транспортных средств — страховые и другие организации, которым предоставлено это право. Оценка другого имущества, например антиквариата, поручается экспертам.

Ставки налога строятся по системе сложной прогрессии с применением налоговых классов плательщиков. Наследники и одариваемые разделяются на классы в зависимости от степени родства. Закон устанавливает три класса плательщиков: I — наследники первой очереди; II — наследники второй очереди; III — все другие лица. Для каждого класса установлены свои ставки. Внутри каждого класса ставка увеличивается с ростом налоговой базы. Между классами с уменьшением степени родства ставки, предусмотренные для налогообложения одних и тех же сумм, возрастают1.



1 См.: статья 3 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования илидарения»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1992.—№ 12.—Ст. 593 (с изменениями и дополнениями).

Льготы по налогу предусмотрены в формах изъятий и налоговых кредитов. Примером изъятия является освобождение от налогообложения квартиры, в которой наследник проживал совместно с наследодателем. 100%-ный налоговый кредит (полное освобождение, от уплаты налога) предоставляется, например, лицам, наследующим погибшим при исполнении служебных обязанностей или выполнении общественного долга.

Уведомление об уплате налога составляется налоговым органом на основе сведений, представленных нотариусом, регистрирующим факт принятия наследства или сделку дарения. Закон устанавливает ответственность нотариусов за непредставление или несвоевременное представление указанной информации. Налог должен быть уплачен до истечения трех месяцев со дня вручения плательщику налогового уведомления. До погашения недоимки собственник не может продать, подарить, другим способом реализовать приобретенное имущество.

Особая процедура уплаты предусмотрена в отношении лиц, не имеющих постоянного местожительства в России. Они обязаны заплатить налог до момента документального оформления сделки. Нотариус обязан проверить факт уплаты налога.

11.2. Налоги, уплачиваемые организациями

Группа налогов, уплачиваемых организациями, многочисленна. Между тем не все входящие в нее налоги имеют одинаковое значение как для самих налогоплательщиков, так и для бюджета. Наиболее важны налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги — источники дорожных фондов, налог на имущество. Для предприятий, производящих и продающих алкогольную продукцию, велико значение сборов за выдачу лицензий и за право производства и оборота такой продукции; для добывающих отраслей важен размер отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

11.2.1. Налог на прибыль

Как и подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль является прямым, личным налогом, основанным на принципе резидентства. Резидентами, уплачивающими налог с прибыли, полученной как в России, так и за рубежом, являются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Иностранные юридические лица уплачивают в России налог на прибыль, полученную от деятельности через постоянное представительство, а также налог на доходы, полученные из источников на территории Российской Федерации.

Филиалы или иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения.

Не являются плательщиками налога на прибыль малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, для которых предусмотрена уплата единого налога на вмененный доход.

Валовая (балансовая) прибыль предприятия, выступающая основой для определения налогооблагаемой прибыли, является результатом сложения сумм прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации иного имущества, принадлежащего налогоплательщику, и прибыли от внереализационных операций, т.е. непроизводственной (неосновной)деятельности.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой и затратами на производство и реализацию этой продукции.

Закон о налоге на прибыль предусматривает два способа определения выручки. Основной состоит в том, что выручка равна сумме средств, полученной от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенной на величину косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин). Дополнительный способ применяется в нескольких случаях: когда сделка заключена между взаимозависимыми лицами; если имели место бартерные операции; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении цены сделки более чем на 20% от обычного уровня цен. В этих случаях налоговый орган вправе определить сумму выручки на основе рыночных цен на реализованную продукцию (работу, услугу) с соблюдением ряда правил1.

Перечень затрат, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, до принятия специального федерального закона устанавливается Правительством РФ2.



1 См.: статья 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации/УСобра-ние законодательства Российской Федерации.— 1998.— № 31.— Ст. 3824 (с изменениями и дополнениями).

2 См.: Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552/УСобрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.— 1992.— № 9.— Ст. 602 (с изменениями и дополнениями).


Для отдельных категорий плательщиков, чья деятельность специфична, могут устанавливаться специальные перечни затрат1.

В себестоимость продукции включаются материальные затраты (приобретение сырья и материалов, ремонт оборудования), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов, прочие затраты, связанные с производством и реализацией.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, принадлежащего налогоплательщику, определяется как разница между ценой продажи имущества и его первоначальной или остаточной (балансовой) стоимостью. Для целей налогообложения остаточная стоимость пересчитывается с использованием специального индекса инфляции.

Некоторые особенности предусмотрены законодателем при определении прибыли от продажи ценных бумаг различных видов, принадлежащих предприятиям, не являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Прибыль от внереализационных операций определяется как разница между доходами от таких операций и понесенными в связи с ними расходами. К внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от долевого участия в других предприятиях; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям, другим ценным бумагам; прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции; другие подобные доходы.

Закон о налоге на прибыль не устанавливает метода учета налоговой базы. Предприятия могут самостоятельно избрать либо кассовый, либо накопительный метод учета.

Налог на прибыль является шедулярным налогом. Выделяются следующие виды прибыли (доходов), которые облагаются налогом по разным ставкам:

• прибыль от основной (производственной) деятельности;

• доходы от участия в других предприятиях;

• доходы (дивиденды, проценты) по ценным бумагам;



1 См.: Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490/УСобрание законодательства Российской Федерации— 1994.— № 4.— Ст. 367; Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 491//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1994.— № 4.— Ст. 368 (с изменениями),

• доходы от видеопоказа, видеопроката и связанной с ними деятельности.

В дополнительные шедулы может быть выделена прибыль от видов деятельности, облагаемых повышенным налогом по решению субъекта Федерации:

• прибыль от посреднических операций и сделок;

• прибыль от страховой деятельности;

• прибыль от отдельных банковских операций и сделок. Федеральное законодательство в отношении прибыли от основной (производственной), банковской, страховой и посреднической деятельности использует принцип «разные ставки с ограничением верхнего предела». В 2000 году ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 11%. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе дополнительно устанавливать ставку налога, которая, однако, не может превышать для основной массы налогоплательщиков 19% и 27% —для определенных видов деятельности1.

В отношении иных шедул ставки полностью определяются федеральным законодательством. В части прибыли, полученной инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, применяется особая процедура налогообложения, отличающаяся от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности. При этом применяется действующая ставка налога на прибыль по основной деятельности.

Закон о налоге на прибыль устанавливает довольно много льгот. Органы государственной власти субъектов Федерации имеют право предоставлять дополнительные льготы в пределах сумм налога, зачисляемых в их бюджеты.

Льготы могут быть предоставлены как всем субъектам налогообложения (общие льготы), так и отдельным категориям налогоплательщиков (специальные льготы). Размер большинства льгот ограничен прямо или косвенно. За небольшим исключением сумма льгот (скидок) не может уменьшать сумму налога более чем на 50%.

Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.



1 Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций"//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— №14—Ст. 1660.

Плательщик определяет сумму налога самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета и отчетности. Налог рассчитывается, как правило, ежеквартально. В течение отчетного периода вносятся ежемесячные авансовые платежи, размер которых определяется методом «от достигнутого» либо на основе предполагаемой прибыли.

Налоговым периодом считается год. В течение этого периода на-логооблагаемая прибыль и подлежащая уплате сумма налога исчисляются нарастающим итогом.

11.2.2. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

Система взимания НДС, используемая в России, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости производственных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным методом1.

Налогоплательщик выписывает покупателю товара (работы, услуги) специальный (по установленной форме) счет-фактуру, увеличивая цену товара (работы, услуги) на сумму налога, которая указывается отдельно. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при приобретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг) и выделенного в счете-фактуре поставщика. Разница вносится в бюджет.

Таким образом, продавец товара не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой НДС, при покупке сырья и материалов, так как покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель, поэтому НДС относят к налогам на потребление.



1 О других методах расчета НДС см.: Налоги в развитых странах/Под ред. И.Г. Русаковой.— М.: Финансы и статистика, 1991.— С. 96—109.

Добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основе являются обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика заплатить налог, т.е. объектом налогообложения.

Другим объектом НДС является импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара.

Закон устанавливает две ставки налога: стандартную и пониженную. Пониженная ставка применяется при налогообложении основных продовольственных товаров и товаров детского ассортимента по перечню, установленному законом1.

Ряд товаров и услуг полностью освобожден от налогообложения. Большая часть из льготируемых услуг носит социальную направленность: ритуальные и медицинские услуги, квартирная плата, услуги городского пассажирского транспорта и др.

При экспорте товаров и услуг НДС не взимается. В противном случае возникало бы двойное налогообложение, поскольку НДС взимался бы и в стране-экспортере, и в стране-импортере. Освобождены от НДС и услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров, транзиту иностранных грузов'через территорию Российской Федерации.

В соответствии со сложившейся международной практикой не облагаются НДС товары и услуги, потребляемые иностранными дипломатическими представительствами, персоналом этих учреждений и членами семей персонала. Льгота предоставляется только на условиях взаимности: в случаях, если национальным законодательством аккредитующего государства установлена аналогичная льгота в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств.

Налог, уплаченный в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для производства необлагаемых товаров или оказания необлагаемых услуг, либо компенсируется налогоплательщику из бюджета, либо включается в себестоимость продукции.

Сроки составления и представления в налоговый орган расчетов НДС, а также его уплаты зависят в основном от масштаба деятельности налогоплательщика. При больших оборотах налог уплачивается чаще, при незначительных — реже. В течение отчетного периода вносятся авансовые платежи, которые рассчитываются на основе налога, уплаченного за предыдущий период. Стандартный налоговый период — один месяц.



1 См.: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»//Российская газета, 5 января 2000 г.

11.2.3. Акцизы

В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз производителем подакцизного товара и фактически перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но не дорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

Акциз препятствует образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье. Перечни подакцизных товаров и ставок акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены законом1. Ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ.

Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, устанавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и легковых автомобилей применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции — специфические.

Объектами акцизов являются факты реализации произведенной налогоплательщиком продукции (в том числе и из давальческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В Законе "Об акцизах" установлен накопительный метод учета налоговой базы: моментом реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день их отгрузки. Моментом реализации природного газа считается день поступления денежных средств за газ на банковский счет или в кассу. Сумму акциза плательщики определяют самостоятельно. При этом сумма акциза, как и НДС, в счетах-фактурах выделяется отдельной строкой.



1 Действующие в 2000 г. ставки акцизов установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»//Российская газета, 5 января 2000 г.

Существенные различия имеет порядок определения налоговой базы при импорте подакцизных товаров и при их реализации на территории Российской Федерации. При импорте товаров ставки применяются к таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. Например, при ставке 90% и таможенной стоимости 1 тыс. руб. сумма налога составит 900 руб. Во внутреннем обороте расчеты более сложны. Ставка применяется к отпускной цене, включающей акциз, либо к объему реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Если затраты на изготовление товара и планируемая прибыль в сумме равны 1 тыс. руб., а ставка акциза — те же 90%, то товар должен быть продан за 10 тыс. руб. В стоимости товара акциз составит 9 тыс. руб. Если предприятие реализует 1 тыс. литров алкогольной продукции, а специфическая ставка акциза составляет 60 руб. за литр, то сумма акциза составит 60 тыс. руб.

В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения двойного налогообложения акциз не взимается либо возвращается (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства подакцизных товаров за пределы государств — участников СНГ. Не освобождаются от акцизов поставки на экспорт минерального сырья.

Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются в зависимости от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают акциз производители этилового спирта и ликеро-водочных изделий.

В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка специальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табака и табачных изделий, как производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на ее таможенную территорию.

В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным налогам, но они ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональные бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на их территории1.

11.2.4. Налог на имущество предприятий

Цель введения налога — стимулировать производительное использование имущества предприятий, сократить неиспользуемые запасы сырья и материалов.



1 См.: статья 32 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ -О федеральном бюджете на 2000 год»// Российская газета, 5 января 2000 г.

Налог начисляется на имущество предприятий (в том числе на основные средства, производственные запасы, долговременные вложения, текущие вложения в какой-либо вид имущества), находящееся на его балансе, за исключением денежных средств на счетах и имущества, освобожденного от налогообложения по льготе.

Среднегодовая стоимость облагаемого имущества в целях налогообложения определяется путем сложения стоимостей имущества на начало каждого месяца и деления полученного результата на число месяцев.

Льготы предоставляются в двух формах. Одна форма направлена на освобождение от налогообложения всего имущества некоторых категорий налогоплательщиков, например, предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, специализированных протезно-ортопедических предприятий, религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ и др. Другая форма предполагает вычет из среднегодовой стоимости имущества организаций балансовой стоимости некоторых его видов: земли, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия установлен на федеральном уровне и не может превышать в настоящее время 2%. Конкретная ставка устанавливается представительными органами власти субъектов Федерации. Устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий не разрешается1.

При отсутствии решения законодательного органа субъекта Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество применяется максимальная ставка.

Налог исчисляется нарастающим итогом, вносится в бюджет поквартально и в конце года проводится его перерасчет.

11.2.5. Налог на операции с ценными бумагами

В настоящее время налог на операции с ценными бумагами уплачивается только при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Его плательщиками являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг.



1 См.: Федеральный закон от 25 апреля 1995 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий»// Собрание законодательства Российской Федерации,— 1995.— № 18.— Ст. 1590.

Объект налогообложения — номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.

Этот налог можно сравнить с регистрационной пошлиной, поскольку его сумма уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Налог исчисляется в размере 0,8% номинальной суммы эмиссии, и ему непосредственно корреспондирует встречная услуга регистрирующего органа. Однако в случае отказа в регистрации эмиссии налог в отличие от государственной пошлины не возвращается.

Льготы по налогу на операции с ценными бумагами предоставляются в основном в форме изъятий. Например, не является объектом обложения номинальная сумма ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг или увеличение уставного капитала на величину переоценки основных фондов.

11.3. Налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами

К этой группе относится ряд налогов, среди которых наиболее значительными являются налоги, поступающие в дорожные фонды, единый налог на вмененный доход, налог с продаж и земельный налог.

11.3.1. Налоги, поступающие в дорожные фонды

В эту группу входят налоги, установленные Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации»1.

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивается на основе цены сделки предприятиями и предпринимателями, реализующими (в том числе перепродающими) определенные виды нефтепродуктов.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают все юридические лица независимо от фактического пользования автодорогами. Базой для исчисления налога в зависимости от вида деятельности налогоплательщика является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров.



1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации— 1991.— № 44.—СТ.1426 (с изменениями и дополнениями).

Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия и предприниматели, приобретающие в собственность автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал. Налог исчисляется в процентах от суммы сделки. В случае приобретения автотранспортных средств за пределами Российской Федерации налог исчисляется по установленным ставкам от их таможенной стоимости.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно владельцами автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу при прохождении обязательного технического осмотра. Размер налога зависит от мощности двигателя автомобиля.

Следует отметить, что в отношении легковых автомобилей с большим рабочим объемом двигателя действует налог на отдельные виды транспортных средств, зачисляемый в федеральный бюджет1.

Акцизы на реализацию легковых автомобилей уплачивают заводы-изготовители с соблюдением условий, установленных Законом «Об акцизах».

11.3.2. Упрощенная система налогообложения. Налог на вмененный доход

В отношении доходов малого и среднего бизнеса применяются особые налоговые режимы.

Первый из них, получивший название упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, состоит в замене уплаты организацией совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на такую систему, вместо налога на доходы от предпринимательской деятельности уплачивают стоимость патента на занятие данной деятельностью (далее — патент).



1 См.: Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999—Ма 28—Ст. 3474.

Субъекты малого предпринимательства имеют право выбора упрощенной системы налогообложения либо обычного налогового режима. Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является годовой патент, выдаваемый налоговыми органами. Запрет на применение упрощенного налогового режима установлен только для организаций, занятых в производстве подакцизной продукции, для кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.

Стоимость патента зависит от вида деятельности и устанавливается представительными органами субъектов Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения направлено на вовлечение в сферу налогообложения малого бизнеса, либерализацию обычных форм налогового контроля, которые не всегда действенны именно в этой сфере.

Ко второму виду особого режима налогообложения относится единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В отличие от упрощенной системы налогообложения применение налога на вмененный доход обязательно для налогоплательщиков, перечень которых установлен федеральным законом и законом субъекта Федерации, вводящим налог на своей территории. Плательщиками этого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, к которым, например, относятся: общественное питание, розничная торговля, бытовые и парикмахерские услуги, розничная торговля горюче-смазочными материалами и др. С момента введения налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Федерации с плательщиков этого налога не взимаются основная часть налогов от предпринимательской деятельности и платежи в государственные внебюджетные фонды.

Объектом налогообложения является так называемый вмененный доход — потенциально возможный валовой доход плательщика налога за вычетом необходимых затрат. Размер вмененного дохода рассчитывается с учетом действия факторов, непосредственно влияющих на его получение, на основе результатов статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также при оценке независимыми организациями. Конкретный размер вмененного дохода для различных видов деятельности устанавливается правовыми актами представительных органов государственной власти субъектов Федерации. Правительство РФ доводит до их сведения формулы расчета суммы единого налога, а также перечень их составляющих, носящие рекомендательный характер1.

Федеральным законом установлена ставка налога в размере 20% вмененного дохода. Уплата налога производится ежемесячно в виде авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Налоговые льготы и сроки уплаты налога устанавливаются на региональном уровне. Суммы налога распределяются между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Документом, свидетельствующим об уплате налога на вмененный доход, является специальное свидетельство, выдаваемое для каждого вида деятельности.

На федеральном уровне установлены основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, но право детализации налогового режима предоставлено законодательным органам субъектов Федерации.

Применение налога на вмененный доход, в основе которого лежит предполагаемая, а не реальная доходность налогоплательщика, наряду с упрощением порядка налогообложения направлено прежде всего на достижение определенных фискальных целей в той сфере экономики, где уклонение от налогов считается наиболее распространенным.

11.3.3. Налог с продаж

В настоящее время в налоговую систему России вновь введен налог с продаж, взимавшийся непродолжительное время в конце 80-х годов. Его введение было обусловлено необходимостью обеспечения региональных и местных бюджетов дополнительными и регулярными источникам и доходов для финансирования социальных расходов.

Налог с продаж является ярким примером косвенного налога, он взимается в сфере потребления, что сближает его с другими косвенными налогами—акцизами, НДС.

Налоговая техника, применяемая при взимании налога с продаж, традиционна для косвенного налогообложения: налоговые отношения реализуются в сфере потребления, юридический плательщик налога не совпадает с фактическим носителем налогового бремени, налог поступает в бюджет в результате совершения различных сделок, суммы поступающих в бюджет налогов автоматически увеличиваются вместе с ростом цен и потребления.



1 См.: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1998.— № 31.— Ст. 3826 (с изменениями и дополнениями).

Применением косвенного налогообложения государство сглаживает те возможные негативные моменты, которые связаны с применением прямых налогов: потребитель товара либо услуги компенсирует продавцу сумму налога, заложенную в уплачиваемой цене, не сознавая себя вовлеченным в сферу налогообложения. Существовавшая ранее точка зрения, что косвенное налогообложение распространено только в наименее экономически развитых странах, опровергается преобладанием  таких налогов в доходах бюджетов большинства европейских стран. Эти страны отличаются высоким уровнем доходов населения и как следствие—более развитой сферой потребления.

Плательщиками налога с продаж являются организации, втом числе иностранные, а также физические лица — индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг) как в розницу, так и оптом, но только за наличный расчет. К наличному расчету в целях налогообложения приравниваются расчет с использованием кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечисление средств со счетов физических лиц в банках, а также бартер.

Налоговой базой является стоимость товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. На федеральном уровне установлена максимальная ставка налога в размере 5%. Конкретная ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации, вводящими налог в действие на территории региона. Порядок и сроки уплаты налога также устанавливаются законами субъектов Федерации1.

Льготы по налогу с продаж устанавливаются как федеральным законом, так и законами субъектов Федерации. Не облагаются налогом с продаж товары и услуги повседневного спроса и социального значения: хлебобулочные изделия, молочные продукты, детское и диабетическое питание, лекарства, жилищно-коммунальные и ритуальные услуги, услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом и др.



1 См.: статья 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации.—1998.—№ 31.—Ст. 3828.

11.3.4. Земельный налог

Земельный налог — поимущественный налог рентного типа. Он построен таким образом, чтобы изъять часть доходов налогоплательщика, которые получены не в результате его личных усилий, а являются следствием относительно более благоприятных условий хозяйствования на земле, в которые объективно поставлен налогоплательщик: участок более плодороден, имеет лучшее расположение и т.п.

Закон делит земельные участки на группы в зависимости от характера их использования и, следовательно, от условий получения дохода: земли сельскохозяйственного использования (сельхозугодья и земли сельских населенных пунктов) и земли несельскохозяйственного использования (земли городов и других населенных пунктов, земли промышленного, транспортного, военного и другого использования вне населенных пунктов, земли водного и лесного фондов).

Размер земельного налога напрямую не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога могут пересматриваться в связи с изменением условий хозяйствования, не зависящих от пользователя земли.

Ставки налога определяются местными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Федерации на основе установленных федеральным законом базовых ставок и поправочных коэффициентов, учитывающих особенности земельного участка. За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере1.

Льготы носят в основном социальный характер. Так, освобождаются от налога инвалиды I и II групп, Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР». Не платят налог высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, заповедники и ботанические сады. Органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы в пределах суммы налога, поступающего в бюджеты соответствующих территорий.



1 См.: статья 13 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 1.— Ст. 1.

Налоговым периодом является календарный год. Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму налога, а для землевладельцев — физических лиц это делают налоговые органы. Налог уплачивается по срокам, конкретно определенным Законом (15 сентября и 15 ноября).

11.4. Социальные налоги (взносы в социальные внебюджетные фонды)

Взносы в социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются работодателями, работниками и предпринимателями.

Общее для этих платежей то, что они рассчитываются на единой базе. Для работодателей основой для расчета налога является сумма начисленной заработной платы, для работников — сумма заработка, для предпринимателей—доход. Работники платят только взносы в Пенсионный фонд РФ. Некоторые особенности в определении базы установлены для платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации. Тарифы (размеры) платежей в социальные внебюджетные фонды устанавливаются, как правило, ежегодно федеральным законом,

Наиболее существенными по размерам являются отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации: 20,6 и 28% —для работодателей (организаций и индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и детективов) и 1% —для граждан, работающих по трудовым договорам, получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Налогообложению подлежат любые выплаты в денежной и натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Такое расширение базы для начисления взносов произведено с целью пресечения обхода социальных платежей путем заключения гражданско-правовых договоров вместо трудовых, а также замены оплаты труда различными единовременными выплатами — материальной помощью, компенсациями на питание и т.д.

Индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20,6% дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением; адвокаты -— в размере 20,6% выплат, начисленных в их пользу.

Работодатели самостоятельно рассчитывают и уплачивают взносы, а также удерживают и перечисляют в Пенсионный фонд Российской Федерации взносы, причитающиеся с заработной платы работников.

Размеры отчислений в другие фонды гораздо меньше: в Фонд социального страхования Российской Федерации — 5,4%, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации — 1,5%, в фонды обязательного медицинского страхования — 3,6%1.



1 См.: Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 47.— Ст. 5615.

Вопросы для самостоятельного изучения

К главе 11, пункту 11.1.1

1. Изучите порядок уплаты подоходного налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Подготовьте ответы на следующие вопросы. « Что является объектом налогообложения у физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью?

• Подлежат ли включению в облагаемый доход предпринимателя авансы, полученные им под предстоящую поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)?

• Какими нормативными актами необходимо руководствоваться при определении расходов, учитываемых при налогообложении доходов, полученных от предпринимательской деятельности?

• В каком порядке предприниматель без образования юридического лица ведет учет своих доходов и расходов?

• В какие сроки уплачивается налог на доходы, полученные от предпринимательской деятельности?

2. Изучите особенности уплаты подоходного налога с доходов, полученных физическими лицами от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• В целях определения полученного дохода учитывается рыночная цена имущества или цена, указанная при заключении сделки?

• Назовите основные правила предоставления вычетов для определении размера дохода от продажи имущества.

• Кто — налогоплательщик или налоговый орган решает вопрос о применении одного из установленных правил предоставления вычетов?

3. Изучите порядок налогообложения доходов иностранных физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• Назовите дополнительные изъятия, установленные для указанной категории налогоплательщиков.

• Можно ли отнести к командировочным расходам суммы, выплачиваемые иностранному работнику дополнительно к заработной плате за каждый день пребывания в Российской Федерации?

• В какой налоговый орган представляется декларация о доходах иностранного физического лица и в какие сроки?

• Какое иностранное физическое лицо признается для целей налогообложения владельцем личной компании?

4. Изучите особенности налогового статуса физических лиц —нерезидентов Российской Федерации.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• Какие доходы физических лиц могут быть отнесены к доходам, полученным из источников в Российской Федерации?

• Тождественны ли понятия «источник дохода» и «источник выплаты дохода»?

• Какой метод налогообложения используется при взимании подоходного налога с доходов физических лиц — нерезидентов?

При подготовке ответов используйте следующие источники.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть перваяУ/Собра-ние законодательства Российской Федерации.—1998.—№ 3< .—Ст. 3824.

2. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1992.— № 12—Ст. 591.

3. Инструкция Госналогслужбы России от 29 тоня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О ледоходном налоге с физических лиц»//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.— 1895.— № 10 (опубликована без Приложений 1—7).

К пункту 11.1.2

Изучите порядок уплаты налогов на имущество физических лиц. Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• Какие органы вправе определить стоимость квартир, помещений, жилых домов и других строений для целей налогообложения?

• С какого момента возникает обязанность по уплате налога на новые строения, помещения и сооружения, построенные гражданами в текущем году?

• С какой даты наследники признаются плательщиками налога на строения, помещения и сооружения, перешедшие им по наследству?

• В каком порядке налогоплательщик освобождается от уплаты налога в случае уничтожения или полного разрушения транспортного средства в результате аварии?

При подготовке ответов используйте следующие источники.

1. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1992. — №8.—Ст. 362.

2. Инструкция Госналогслужбы России от 30 мая 1995 г. № 31 «О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц»//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.— 1995.— № 9.

К пункту 11.1.3

Изучите порядок уплаты налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• Перечислите виды имущества, отнесенные к объектам налогообложения.

• Являются ли наличные денежные средства в национальной или иностранной валюте объектом налогообложения?

• Укажите особенности налогообложения жилых домов и квартир, а также паевых накоплений в ЖСК, переходящих в порядке наследования или дарения.

• Наличие каких документов является необходимым условием для привлечения физических лиц к уплате налога?

При подготовке ответов используйте следующие источники.

1. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарениям/Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 12. — Ст. 593.

2. Инструкция Госналогслужбы России от 30 мая 1995 г. № 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования илидарения»//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.— 1995.— № 9 (опубликована без Приложений 3—5).

К пункту 11.2.1

Изучите порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и ответьте на следующие вопросы.

• Назовите два основных способа учета выручки от реализации продукции (работ, услуг).

• В каком порядке учитывается в себестоимости продукции (работ, услуг) стоимость основных производственных фондов?

• Что такое «курсовая разница», как она учитывается при определении валовой прибыли предприятия?

• Какой орган устанавливает порядок исчисления индекса инфляции, используемого при определении прибыли от реализации имущества?

• Как определить для целей налогообложения прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг?

• Как определить для целей налогообложения стоимость безвозмездно полученных основных фондов, товаров и другого имущества?

• В каком порядке уплачивается налог на доходы (дивиденды, проценты) по ценным бумагам? Какая ставка налога применяется к этому виду доходов? Каким законодательством она устанавливается?

• Приведите пример изъятий по налогу на прибыль.

• Предоставляются ли по налогу на прибыль скидки, размер которых не ограничен законом?

• В течение какого срока малым предприятиям предоставляется налоговый кредит по налогу на прибыль?

При подготовке ответов используйте следующие источники.

1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1992.— №11— Ст. 525.

2. Инструкция Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.— 1996.— № 1.

3. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»//Собрание актов Президента и Правительства РФ.— 1992.— № 9.— Ст. 602.

К пунктам 11.2.2 и 11.2.3

Изучите порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• Назовите объекты обложения НДС в Российской Федерации.

• Является ли объектом налогообложения передача товарно-материальных ценностей от одного структурного подразделения предприятия другому его производственному подразделению?

• Как определяется место оказания консультационно-информационных услуг?

• Что является местом оказания экспортируемых услуг? Какие услуги относятся к экспортируемым?

• Относится ли к облагаемым НДС оборотам реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам стран — участниц СНГ?

• Как определяется налогооблагаемая база при импорте товаров на территорию Российской Федерации?

• Какие документы могут быть использованы предприятием для подтверждения факта экспорта товаров?

• Облагаются ли налогом на добавленную стоимость обороты по реализации ценных бумаг?

• Перечислите установленные в законодательстве условия принятия к зачету (возмещению из бюджета) так называемого входного НДС.

• В каком порядке относится на расчеты с бюджетом налог, уплаченный при приобретении основных средств?

• Возмещается ли из бюджета НДС, уплаченный при приобретении товаров за наличный расчет?

• Что такое «расчетная ставка»? В каких случаях она применяется?

• Каким органом установлен порядок составления и использования счетов-фактур? Назовите основные реквизиты счета-фактуры.

• В каком порядке уплачивается НДС иностранными юридическими лицами, не состоящими на учете в налоговом органе России?

• Какие товары отнесены законодательством к подакцизным?

• Какие полномочия предоставлены Правительству РФ по регулированию взимания акцизов с отдельных видов минерального сырья?

• Как определяется объект налогообложения у предприятий, производящих подакцизный товар из давальческого сырья?

• Что такое «марки акцизного сбора»? В отношении каких подакцизных товаров они применяются?

При подготовке ответов используйте следующие источники.

1. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1991.— № 52.— Ст. 1871.

2. Инструкция Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»// Российские вести.— 1995.— № 223; 228.

3. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1996.— № 32.— Ст. 3941.

4. Федеральный закон от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 «Об акцизах»// Собрание законодательства Российской Федерации.—1996.— №11.— Ст. 1016.

5. Инструкция Госналогслужбы России от 1 ноября 1995 г. № 40 «О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ "//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.— 1996.— № 3.

6. Инструкция Госналогслужбы России от 10 августа 1998 г. № 47 «О порядке исчисления и уплаты акцизов-У/Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.— 1998.— № 29.

7. Постановление Правительства РФ от 04 сентября 1999 г. № 1008 «О марках акцизного сборам/Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 37.— Ст. 4502.

К пункту 11.3.1

Изучите порядок исчисления и уплаты налогов в федеральный и региональные дорожные фонды РФ.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• Какие автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования?

• Что является объектом обложения налогом на реализацию ГСМ у предприятий, занимающихся перепродажей ГСМ?

• Производство и реализация каких нефтепродуктов облагается налогом на реализацию ГСМ?

• Для каких видов деятельности предприятия облагаемая база налога на пользователей автодорог определяется в виде разницы между продажной и покупной ценами товаров?

• Учитывается ли полученная предприятием арендная плата в составе облагаемой базы налога на пользователей автодорог?

• Каким правами обладает субъект Федерации в отношении регулирования ставок налога на пользователей автодорог?

• В какие сроки уплачивается налог с владельцев транспортных средств?

• Имеет ли право субъект Федерации полностью освободить от уплаты налога с владельцев транспортных средств отдельные категории предприятий и граждан?

При подготовке ответов используйте следующие источники.

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая)//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1998.— № 31.— Ст. 3824.

2. Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации— 1991.— № 44— Ст. 1426.

3. Инструкция Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.— 1995.— № 9.

К пункту 11.2.4

Изучите порядок исчисления и уплаты обязательных взносов в социальные внебюджетные фонды.

Подготовьте ответы на следующие вопросы.

• Начисляются ли взносы в Пенсионный фонд РФ на суммы, выплаченные работнику в возмещение его затрат по служебной командировке?

• В каком порядке уплачиваются взносы в Пенсионный фонд РФ с доходов индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения?

• Какому органу предоставлено право устанавливать перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Фонд социального страхования РФ?

• Начисляются ли взносы в Фонд социального страхования РФ на вознаграждения, выплачиваемые по договорам подряда, выполнения работ и оказания услуг?

• В какие сроки работодатели осуществляют уплату взносов в социальные внебюджетные фонды?

При подготовке ответов используйте следующие источники.

1. Федеральный Закон от 20 декабря 1999 г. №197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 47.— Ст. 5615.

2. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1154 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 42.— Ст. 5057.

3. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации»//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.— 1994 — №8—Ст. 599.

4. Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации.— 1999.— № 28.— Ст. 3681.

Контрольные тесты

Выберите правильный или наиболее полный ответ.

1. В России используется базисная модель системы налогов:

а) евроконтинентальная;

б) англосаксонская;

в) смешанная.

2. Показатель налогового гнета определяет:

а) отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

б) долю налоговых поступлений в доходах государственного бюджета;

в) соотношение прав и обязанностей налогоплательщика.

3. Резидентами Российской Федерации в целях уплаты подоходного налога являются:

а) граждане России;

б) лица, находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году;

в) лица, располагающие постоянным жилищем на территории Российской Федерации.

4. Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независимо от возраста;

б) достигшие совершеннолетия по законодательству Российской Федерации;

в) достигшие 14-летнего возраста.

5. Налоговым периодом для подоходного налога с физических лиц является:

а) календарный год;

б) квартал;

в) календарный месяц.

6. В состав налогооблагаемой базы по подоходному налогу включаются:

а) все возможные виды экономии и материальной выгоды;

б) только указанные в законе виды экономии и материальной выгоды;

в) экономия и материальная выгода, полученная в результате использования беспроцентных займов.

7. Для обложения подоходным налогом применяется метод:

а) простой прогрессии;

б) пропорциональный;

в) сложной прогрессии.

8. Декларация о совокупном доходе за отчетный год предоставляется:

а) в срок до 31 декабря отчетного года;

б) в срок до 1 марта года, следующего за отчетным;

в) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

9. Базой налога на имущество физических лиц в части строений и помещений является:

а) площадь строения (помещения);

б) рыночная стоимость имущества;

в) инвентаризационная стоимость имущества.

10. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

а) самостоятельно налогоплательщиком;

б) налоговым органом;

в) органом, осуществляющим учет и регистрацию соответствующего имущества.

11. Налогообложению подлежит имущество, переходящее в собственность налогоплательщика в порядке дарения, если его стоимость превышает:

а) 1000-кратный минимальный размер оплаты труда;

б) 5000-кратный минимальный размер оплаты труда;

в) 850-кратный минимальный размер оплаты труда.

12. Налогом на имущество, переходящее в порядке наследования, облагается наследуемое имущество:

а) находящееся на территории Российской Федерации;

б) находящееся за рубежом;

в) находящееся как в Российской Федерации, так и за рубежом.

13. Основой определения налогооблагаемой прибыли является:

а) оборот по реализации продукции (работ, услуг);

б) валовая (балансовая) прибыль предприятия;

в) предполагаемый доход предприятия.

14. Конкретный размер ставки налога на прибыль от основной деятельности устанавливается:

а) федеральным законодательством;

б) законодательством субъекта Федерации и актами представительных органов местного самоуправления;

в) федеральным законодательством и законами субъектов Федерации.

15. Отчетным периодом по налогу на прибыль является:

а) месяц;

б) квартал;

в) декада.

16. Счет-фактура с выделенной в нем суммой НДС выписывается:

а) налоговым органом;

б) поставщиком товара (работ, услуг);

в) покупателем товара (работ, услуг).

17. Объектом обложения НДС является:

а) добавленная стоимость;

б) реализация товаров (работ, услуг) и импорт товаров;

в) сделки купли-продажи товаров (работ, услуг).

18. Пониженная ставка НДС применяется:

а) к импортным товарам;

б) к товарам детского ассортимента;

в) к бытовым услугам.

19. Плательщиками акцизов являются:

а) предприятия, торгующие подакцизными товарами;

б) предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары;

в) покупатели подакцизных товаров.

20. Объектом акцизов является:

а) реализация подакцизной продукции;

б) производство и реализация, импорт подакцизной продукции;

в) производство подакцизной продукции.

21. Ставки акцизов установлены:

а) федеральным законом;

б) постановлением Правительства РФ;

в) инструкцией МНС России.

22. Облагаемая база по налогу на имущество определяется:

а) на основе среднегодовой балансовой стоимости имущества;

б) на основе результатов фактической инвентаризации;

в) на основе данных первичных учетных документов.

23. Объектом обложения налогом на операции с ценными бумагами является:

а) регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг;

б) реализация ценных бумаг;

в) мена ценных бумаг.

24. Облагаемой базой по налогу на пользователей автодорог является:

а) выручка от реализации товаров (работ, услуг).

б) стоимость транспортных средств;

в) доход от предпринимательской деятельности.

25. Единицей обложения налогом с владельцев транспортных средств является:

а) единица измерения мощности двигателя;

б) единица измерения стоимости транспортного средства;

в) единица измерения объема двигателя.

26. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъекты малого предпринимательства;

б) адвокаты и нотариусы, частные детективы;

в) предприятия с численностью работающих до 100 человек.

27. Объектом обложения налогом на вмененный доход является:

а) предполагаемая валовая выручка плательщика;

б) потенциально возможный валовой доход за вычетом затрат;

в) доход, определяемый на основе данных налоговых деклараций.

28. Налог с продаж относится:

а) к прямым налогам;

б) к косвенным налогам;

в) к реальным налогам.

29. Налог с продаж уплачивается предприятиями и индивидуальными предпринимателями:

а) при реализации товаров (работ, услуг) в розницу и оптом за наличный расчет;

б) при реализации товаров (работ, услуг) с безналичной оплатой;

в) при реализации товаров (работ, услуг) с оплатой в кредит физическим лицам.

30. Конкретная ставка налога с продаж устанавливается:

а) федеральным законом;

б) законом субъекта Федерации;

в) актом органа местного самоуправления.

31. Размер земельного налога зависит:

а) от результатов хозяйственной деятельности;

б) от площади землевладения;

в) устанавливается в виде стабильных платежей в расчете на год.

32. Основой расчета платежей в социальные внебюджетные фонды для работодателей является:

а) выручка от реализации товаров (работ, услуг);

б) валовой доход;

в) фонд начисленной заработной платы.

Список рекомендуемой литературы

1. Берник В.Р., Брызгалин А.В., Брызгалин В.В., Попов О.Н., Головкин А.Н. Комментарий официальных органов к налогу на прибыль.— М.: Аналитика-Пресс, 1998.—200с.

2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Лемешева Е.В. Суммовые разницы. Налогообложение и бухгалтерский учет.— М.: Аналитика-Пресс, 1998.— 24 с.

3. Брызгалин А.В. и др. Профессиональный комментарий к НДС.— М.: Аналитика-Пресс, 1997.—200с.

4. Глинкин А.А. Налогообложение доходов граждан. Обзор практики контрольной работы налоговых органов г. Москвы.— М.: Статус-Кво, 1998.— 80с.

5. Действующие налоги. Комментарии /В.В.Гусев, В.Г.Панков, Д.Г.Черник и др.— М.: Междунар. центр финансово-экон. развития, 1997.—240 с.

6. Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Сравнительный анализ зарубежных налоговых систем и развитие налогообложения в России: Препринт.— М.: ЦЭМИ РАН, 1995—84с.

7. Земельный налог: формы, ставки, порядок исчисления (комментарий, законодательные и нормативные документы)/ Авт. коммент. И.К. Вы-скребенцев.— М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1995.— Тем. вып. 6 (56).—112с.

8. Имущественные налоги с физических лиц (на имущество; на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения): По состоянию на 1 августа 1995 г. /Авт. коммент. М.П. Сокол, Л.Н. Крыканова.— М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1995.—Тем. вып. 14(64).

9. Касьянова Г.Ю., Пархачева М.А. Все о налоге с продаж.— М.: Издатель-ско-консульт. компания «Статус-Кво 97», 1999.—480 с.

10. Медведев А.Н. Налог на прибыль: арбитражная практика.— М.: ИНФРА-М, 1998—64 с.

11. Милославская Л.В. Дорожные фонды: порядок исчисления и уплаты налогов. Нормы расхода топлива и смазочных материалов.— М.: Изд-во «А и Н», 1998—64 с.

12. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник.— М.: Фонд «Правовая культура», 1995.—240 с.

13. Налоговая система России: Прил. 1 к журн. «Консультант».—М.:Между-нар. центр финансово-экон. развития, 1996.—240 с.

14. Налоговые системы зарубежных стран: Учебн. пособие/Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника.- М.: ЮНИТИ, 1997-189 с.

15. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Сер. «Налоги РФ»,— М.: Учебно-инф. центр ГНИ, 1997.—116с.

16. Профессиональный комментарий и судебная практика по налогу на прибыль.— М.: Б-ка журн. «Налоги и финансовое право», 1999.— 210с.

17. Терра БенДж. М. Введение в налог на добавленную стоимость в ЕС: Пер. с англ.— Москва, 1995.— 199 с.

18. Черник Д.Г., Починок А.Н., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебн. пособие.— М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.— 422 с.

19. Шварц П.Г. Налогообложение недвижимости физических лиц: Практическое пособие.— М.: «Экспертное бюро-М».—1998.— 272 с.