В соответствии со ст. 7 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) общее руководство таможенным делом возложено на Президента РФ и Правительство РФ.
Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, непосредственно руководящим таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России).
Таможенные органы РФ являются правоохранительными органами и составляют единую систему (ст. 8 ТК РФ). В нее входят:
• Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
• региональные таможенные управления РФ;
• таможни РФ;
• таможенные посты РФ.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 9 НК РФ). В случаях, предусмотренных НК РФ, таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов.
В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу России.
Однако отношения, возникающие при взимании налогов и сборов таможенными органами, при контроле за уплатой таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц достаточно сложны и регулируются нормами различных отраслей права. НК РФ используется применительно к этим отношениям только в специально оговоренных ситуациях.
Например, правила ст. 78 НК РФ о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, пеней в силу прямого указания, содержащегося в п. 12 этой статьи, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные этой статьей НК РФ для налоговых органов.
К источникам права, регулирующим отношения по уплате таможенных платежей, относятся:
• Конституция РФ;
• Таможенный кодекс Российской Федерации;
• Налоговый кодекс Российской Федерации;
• федеральные законы, среди которых следует выделить Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
• международные правовые договоры и соглашения с участием России;
• подзаконные нормативные акты (постановления Правительства РФ, акты ГТК России).
Налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, так же как и валютный контроль, осуществляется таможенными органами при проведении таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Налоговый контроль является элементом таможенного контроля.
Законодательством предусмотрены различные формы проведения таможенного контроля. Согласно ст. 180 ТК РФ могут применяться формы таможенного контроля, предусмотренные ТК РФ и иными актами законодательства по таможенному делу, либо не противоречащие законодательным актам РФ.
В соответствии со ст. 182 ТК РФ лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ либо ведущие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК России в соответствии с ТК РФ и иными актами законодательства.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы РФ вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, ведущих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ.
Другие правоохранительные органы, налоговые и иные контролирующие органы по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.
Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться не менее трех лет.
Таможенная декларация — основной документ при таможенном контроле представляет собой предъявление по установленной форме (письменной, устной, электронной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларация подается таможенному органу декларантом в соответствии с порядком и требованиями, установленными таможенным законодательством.
Как предписано ст. 31 ТК РФ, товары выпускаются для свободного обращения после уплаты таможенных пошлин, налогов и внесения иных таможенных платежей. Если при проведении налогового контроля таможенным органом будет установлено, что таможенные платежи не уплачены, товар не будет выпущен для свободного обращения.
При проведении контроля за уплатой таможенных платежей сотрудники таможни проверяют данные таможенной декларации, правильность начисления таможенных платежей, правомерность применения таможенных льгот (таможенно-тарифных преференций). Проверяется поступление платежей на счета таможни.
Таможенный контроль может проводиться и после выпуска товаров в свободное обращение, если имеются достаточные основания полагать о нарушении законодательства РФ или международного договора.
Таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, проверять данные таможенной декларации, коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям.
Неуплаченные таможенные платежи таможенный орган РФ взыскивает в бесспорном порядке. Исключение составляют платежи физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ не для коммерческих целей — они взыскиваются только в судебном порядке (ст. 124 ТК РФ). Бесспорный порядок взыскания применяется после неисполнения плательщиком требования таможенного органа об уплате (либо доплате) таможенных платежей.
В соответствии с п. 7 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, таможенный орган направляет налогоплательщику или обязанному лицу в порядке, установленном НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством.
Порядок взыскания налога, сбора и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках, регулируется ст. 46 НК РФ. При недостаточности или отсутствии денежных средств у плательщика таможенный орган вправе обратить взыскание на его имущество в соответствии со ст. 47 и 48 НК РФ.
Требование об уплате (либо доплате) таможенных платежей представляет собой письменное извещение таможенным органом плательщика о неуплаченной сумме, а также об обязанности уплатить таможенные платежи в установленный этим требованием срок. Требование передается плательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение таможенного и налогового законодательства. За время задолженности взыскиваются пени, их размер установлен НК РФ (ст. 75). При отсутствии у плательщика денежных средств взыскание обращается на его имущество в соответствии со ст. 77 НК РФ.
При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей ГТК России по представлению таможенного органа вправе принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты. Такое решение обязательно для банков и иных кредитных организаций.
Неуплата таможенных платежей (к которым относятся налоги и сборы) представляет собой нарушение таможенных правил и одновременно является налоговым правонарушением. Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах физического лица, должностного лица либо лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.
Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ст. 231 ТК РФ.
В соответствии со ст. 35 НК РФ таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. Аналогичная норма установлена в ст. 455 ТК РФ.
Кроме того, ст. 456 ТК РФ установлено,
что за неправомерные решения, действия или бездействие должностные лица
и иные работники таможенных органов несут дисциплинарную, административную,
уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.