БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Психологический анализ самосознания личности подростка - (диплом)

Психологический анализ самосознания личности подростка - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание
    Введение 2
    Глава I. Софья Николаевна Лысенкова. Педагог-новатор. 4
    §1. Идея опережения 4
    §2. Приемы обучения, используемые
    С. Н.  Лысенковой 11
    §3. “Мне учебник нужен как текст” 18

Глава II. Использование методики С. Н.  Лысенковой на практике. Опорные схемы. 25 §1. Классификация опорных схем. 25

    §2. Фрагменты уроков с использованием опорных схем. 29
    Заключение 35
    Литература 37
    ПРИЛОЖЕНИЕ I……………………………………...……. 39
    ПРИЛОЖЕНИЕ II………………………………...……...…. 45
    Введение

ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна (р. 1924), российский педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы N 587 (Москва). Разработала основы методики "перспективного обучения" учащихся начальных классов.

Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и школа уже делает первые шаги в этом направлении. На это направлены и реформа школы 1984 года, и решение о введении курса по изучению компьютерной техники, и поиски учителей-новаторов - В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, С. Н. Лысенковой и других, удивляющие нас раскрывающимися возможностями детей. Познания закономерностей развития творческих способностей является сдвигом развития детей в сторону БОЛЕЕ РАННЕГО, открывает огромные резервы способностей, которые не всегда достаточно хорошо развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Уделение большего внимания этой проблеме позволит ликвидировать перегрузку учащихся в школе, угрожающую сейчас их здоровью; освободит детям ВРЕМЯ для занятий теми важными видами человеческой деятельности, для которой сейчас его не остается, в первую очередь на производительный ТРУД, затем на спорт и на техническое и научное творчество; позволит резко повысить уровень школьной подготовки; поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих сил человека. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

В этом направлении и работала С. Н.  Лысенкова, предложив в итоге “идею опережающего обучения”, о которой и пойдет речь в данной работе. Глава I. Софья Николаевна Лысенкова. Педагог-новатор.

    §1. Идея опережения

На освоение темы одним детям нужно пять уроков, другим –пятьдесят. Исподволь, заранее подбираясь к будущей сложной теме, С. Н.  Лысенкова дает всем детям необходимое время для созревания мысли. При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались в классе, пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых детей, не отвлекают от работы, как это часто случается. Можно ли закончить с шестилетками программу начальной школы за три года вместо четырех? А с семилетками– за два вместо трех?

Искушенные учителя и родители горько усмехнутся: кому это надо? По восемь уроков в день, ничего, кроме школы и непомерной домашней работы для детей? А те, кому удалось увидеть это близко, просто возмутятся: “Видели бы вы этих учеников: сначала отбирают самых способных и здоровых, а потом и у них начинаются от перегрузок носовые кровотечения, обмороки. При этом тех, кто не справляется, приходится отсеивать, переводить в обычные классы, где проходят программу в общем темпе”.

Может быть, кто-то и называет это опережением, но сейчас речь идет не об этих амбициозных опытах, а о реальном педагогическом открытии народного учителя Софьи Николаевны Лысенковой. Полностью оно называется так: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом, а коротко – по ключевому, заметному даже непрофессионалу результату – опережение. Опережение Лысенковой –это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо отведенных по программе восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!

Опережение Лысенковой –это не класс вундеркиндов, а самые обычные дети обычной школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей.

Опережение Лысенковой –это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в столице–музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием–и просто гулять. У Лысенковой строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна на нее посягать.

    Но как? [3]
    Самое занятное занятие – управлять своим временем!

Открытию Софьи Лысенковой уже больше тридцати лет. В 1968/69 учебном году была введена новая программа–тогда четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметика стала математикой. Для многих этот переход от трудного к еще более трудному оказался непосильным. Все кричали о провале.

В это время в журнале “Начальная школа” уже лежала первая статья Софьи Лысенковой “Использование опорных схем на уроках математики в первом классе”. Это был шаг навстречу трудностям детей.

Казалось бы, парадокс: опережать, чтобы справиться с непроходимыми программами, чтобы не оставить позади отстающих.

Опережение, по Лысенковой, –это замена обычной и привычной линейной последовательности в изложении программы наложением тем. Всегда новая тема начиналась только тогда, когда завершена предыдущая: прошло объяснение, закрепление, проверка-контрольная, потом приклеивается следующая тема, потом еще–до тупика. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, –по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5–7 минут урока, хорошо – 10, а Софье Николаевне удается иногда выиграть и 15 минут. Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего.

Получается, что дети от урока к уроку учат друг друга. Важно каждого спросить в его время, и тогда отметки у всех будут хорошими, а к тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все, всем хватит времени и внимания учителя.

Пять часов было в первом классе на сложение и вычитание с переходом через десяток. Надо объяснить, потренироваться, дать задание для самостоятельного выполнения. Это очень трудно. И для многих в классе тема оставалась неосвоенной. А это причина многих затруднений в старших классах. Учителя математики часто жалуются: дети не могут действовать с многозначными числами, потому что не владеют навыками сложения и вычитания с переходом через десяток. У Софьи Николаевны 60 уроков эта тема изучается только в перспективе, а потом еще четыре вместо пяти положенных по программе. В эти часы идет обобщение. И тут пяти часов оказывается даже много. Все ребята в классе активны: тема-то уже освоена.

Программное время экономится (по этой теме –1 час). Одна за другой перспективы дают значительное опережение в прохождении программы. Это время используется для закрепления, создания навыка–для развития быстроты реакции в устных ответах и в выполнении письменных упражнений.

Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно. Экономит он и время учителя. Когда-то проверка тетрадей занимала у Софьи Николаевны, как еще и сейчас у многих, 2, 5 часа в день. Но уже три десятка лет все иначе. Лысенкова тетради домой не носит, проверяет в школе 25–30 минут (в классе тридцать учеников). Для этого нужно только одно – чтобы почти не было ошибок. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что настроение играет для здоровья огромную роль. Ровное душевное состояние, уверенность в себе, удовольствие от каждого дня– когда утром хочется идти в школу, – так необходимо и учителю, и ученику. Успех –один из самых важных результатов опережающего обучения. Софья Николаевна повторяет: “Дети любят учиться, но важно уточнить: дети любят хорошо учиться”. От учителя зависит: путь к знаниям будет для ребенка серым и злым или розовым и добрым. Этот настрой остается с детьми при выходе из начальной в среднюю школу.

Опережение имеет варианты –от возраста учеников, от целей и направленности обучения, государственных и частных, задумок самого учителя.

Опережение Софья Николаевна прорабатывала и с восьмилетками (было и такое), и с семилетками, и с шестилетками и снова с семилетками. Классы называла разными буквами. Класс “Э”–класс эстетики. Кроме основных программных предметов дети занимались музыкой, изо, артистическим искусством, фольклором, английским языком. Все это входило в расписание, а время экономилось за счет опережения. В первом классе эшки учились совсем без домашних заданий

Класс “Я” (Я читаю, я считаю, я пишу) –это класс, который Софья Николаевна взялась готовить за год до школы: два урока по 35 минут один раз в неделю вместе с родителями. Подготовка– это был ответ Софьи Николаевны на веяния времени –повсеместное введение экзаменов при приеме в первый класс. Жалко было детей, хотелось им помочь поступить в любую школу, какую они с родителями выбрали, но для класса Софьи Николаевны выигрыш был иной: 1 сентября, когда дети пришли уже в большую, настоящую школу, на партах были учебники второго (! ) класса. Переход к глубокому опережению у яшек прошел более мягко, чем с классом “Э”. Большая перспектива – это связь между годами обучения, мостик в новый учебный год. Какие же темы выбирает С. Н.  Лысенкова для большой перспективы? По математике: из первого во второй год большая перспектива “Табличное умножение–деление”. Уже в первом классе эта тема полностью дается, но, конечно, только по первому кругу.

Из второго в третий –“Действия с многозначными числами: сложение, вычитание, умножение, деление”, все операции в пределах трехзначных чисел.

По русскому языку: из первого во второй –углубление, развитие темы “Безударные гласные в корне слова”, “Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова”. Нелишним Софья Николаевна считает углубление тем: “Мягкий знак разделительный”, “Двойные согласные”, “Предлоги”, “Связь слов в предложении”.

Годы обучения словно сворачиваются пружиной: первый учебный год за три четверти подает руку помощи второму, второй помогает третьему. Между начальной и средней школой тоже проложен мостик.

В третьем для пятого (по программе “1–3”) по математике в качестве большой перспективы –“Десятичные дроби”. В течение 40 уроков Лысенкова постепенно подводит детей к этой центральной теме пятого класса.

По русскому Софья Николаевна, оставила в третьем классе все, что было срезано в новой программе для разгрузки. Оставила тему “Сложное предложение”, взяла “Сложные слова”, оставила “Прямую речь”, “Наречие”, дети легко разбирают предложения по членам, обозначая названия второстепенных членов. Шестилетки, эшки, яшки, глубоко опережая, выдали к концу второго года обучения мостик в год и в третьем уже учились по пятому! Образовалась новая система, новое сцепление: в первом и по второму, во втором и по третьему, в третьем и по пятому.... в десятом и по одиннадцатому.

Как это помогает ребятам в средней школе, Софья Николаевна сама убедилась, когда по просьбе родителей перешла в 5 класс (в третий по пятому) со своим классом “Э”. В этом году эшки закончили школу, а должны были бы только переходить в 11 класс. При этом в 9 классе не потеряли ни одного ученика, все перешли в 10-й.

Обязательно надо еще раз оговориться, что опережение –это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых. Это гениальное педагогическое открытие–удивительно простое и одновременно сложное. Потому что, работая по этой системе, учитель не может приходить на урок неподготовленным, не может бездумно отбарабанить очередную тему, закрепить ее, опросить по ней. Учитель одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения–ювелирная работа, вдумчивая. Кроме того, учитель творчески подходит к сегодняшнему уровню знаний каждого ученика: успех нужен каждому ребенку для продвижения вперед, и учитель об этом должен помнить.

Вес пятерок и четверок за перспективный и за закрепленный уже материал, конечно, разный. Но веру в себя нельзя отнимать ни у кого. И методика опережения позволяет это.

В последние годы Софья Николаевна стала применять десятибалльную систему оценок. Детям это нравится, они клюют на это. А все, что детям нравится, – это игра, помогающая в учении. Работая по системе опережения, учитель не может приходить на урок неподготовленным, ведь он одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет обучения– ювелирная работа, вдумчивая. [3] §2. Приемы обучения, используемые С. Н.  Лысенковой

.... Как мы работаем с первоклассниками? Весь первый год мы учим их находить противоречия и разрешать с помощью волшебной палочки - идеальности. [6] Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме. Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики. Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены. Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

Контрольные работы по теме проводятся в программные сроки (вовремя! ) на фоне глубоко, всесторонне изученного материала. И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы! ). Так осуществляется дифференцированный подход у нас на уроках. И все 45 минут соблюдаем основной принцип - делать все обоснованно, аргументировано. “Доказываю, вспоминаю правило, проверяю”, - звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!

В школе №587 (Москва) в классе учительницы Софьи Николаевны Лысенковой учатся необычно радостно и увлеченно и не только хорошо подготовлены (показывают хорошие знания), но и высоко развиты. В этой школе в 1979 году по новой методике была проверена эффективность “опережающего” обучения методики С. Н.  Лысенковой. Какую разницу в продуктивности работы покажет класс в сравнении с нормой? В 1-м "В" классе было 33 ученика, средний возраст их - 8 лет, а продуктивность их работы оказалась как у 9-летних. Значит, дети ее класса получили за год такое развитие, какое другие приобретают за 2 года. Второе такое измерение в 1984 году, но уже в 3-м "В" классе С. Н.  Лысенковой поразило еще больше: 23 ученика, средний возраст которых был 10 лет, показали такую продуктивность, на какую способны дети в 12, 5 года. Значит, можно не менее чем вдвое быстрее развивать "творческий компонент" способностей. Значит, современная методика работы в начальной школе может быть усовершенствована и весьма значительно. [7].

Жаль только, что меру этого совершенства никто больше не измеряет и удивительные успехи учительницы С. Н. Лысенковой известны немногим. Дети-дошкольники имеют большую возможность решать "новые" задачи, которым их не обучали, так как могут находить их в жизни, особенно в тот период, когда взрослые еще не могут давать им объяснения (так как дети не умеют еще говорить). Они располагают для этого и достаточным свободным временем, и поэтому ранний расцвет их творческих способностей встречается нередко. Но стоит им пойти в школу и начать систематическое обучение, как количество "новых" задач резко сокращается. В школе ни одному учителю не придет в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как ее решать. Значит, в школе ребенок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится все меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остается. Значит, поступление в школу и переключение на усиленное формирование исполнительских способностей неизбежно приводит не только к остановке, но и к угасанию ярко вспыхнувших творческих способностей. Проблемное обучение, которое способствует в какой-то мере развитию творческих способностей учащихся, только начинает разрабатываться, и его значение в школе пока мало ощутимо.

А как объяснить многочисленные факты, когда младшие по возрасту дети обгоняют в развитии своих старших братьев и сестер, или что получается, если дети разного возраста попадают в одинаковые условия? Если условия благоприятны для развития - младшие выигрывают больше старших. Вот примеры этого. Сережа и Саша Беленькие в один год поступили в 5-ю школу Киева, хотя Сережа на два года моложе. Уже в 3-м классе стало заметно превосходство младшего, а в 4-м он значительно ушел от брата. Жора Агзамов, одиннадцатилетний ученик 1-й алмалыкской школы Ташкентской области, стал чемпионом города Алмалыка по шахматам. В соревнованиях, в которых принимали участие перворазрядники, он набрал 16 очков из 17 возможных.... На очко меньше юного чемпиона набрал его старший брат Валерий. Х. Р. Капабланка в 4-летнем возрасте с одной партии научился правилам игры в шахматы. Экс-чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили с пяти лет играла в шахматы с отцом и пятью старшими братьями. Условия для развития способностей, видимо, были в семье примерно одинаковые для всех, но высших результатов достигла младшая - Нона. Эти последние факты, видимо, нельзя считать строгой закономерностью, потому что, кроме возраста, на весь ход развития влияет еще и напряженность деятельности, а это уже продукт увлеченности самого ребенка. Суть проблемного обучения в том, что преподаватель наводящими вопросами помогает ученику самостоятельно решить проблему, сделать некоторый вывод и т. п. , а не дать в готовом виде. Но каждый раз преподаватель, зная результат, подводит к нему ученика. Никакой закономерности в постановке вопросов нет. А задача состоит в том, чтобы ребенку дать метод, с помощью которого он мог прийти к результату, которого и учитель не знает. Учителя такого не могут, а у нас есть аппарат, с помощью которого это можно сделать, - ТРИЗ. В частности, методика решения исследовательских задач. Какая бы ни была исследовательская задача, вопросы, которые необходимо задать для решения, одинаковы. Этим вопросам и надо научить ребенка. Иначе проблемное обучение превращается в метод проб и ошибок.

Изучив опыт педагогов-новаторов, мы пришли к выводу, что каждый из них использует какой-то изобретательский прием, они дают ученикам творческие задачи.

    С. Н.  Лысенкова использует два приема:

Первый - согласование ритмики, он позволяет ей вести весь класс в одном режиме. Второй- принцип предварительного действия. Трудный материал, вместо того, чтобы потом проходить его многократно с неуспевающими учениками, она по частям дает заранее, когда же приходит время изучения этого материала он уже знаком детям, его надо только свести в систему. [7]

“Первого сентября на партах у этих детей лежат учебники второго класса: "Родная речь" - 1-я книга. "Русский язык-2". "Математика-2".

Трудно работать с шестилетками. "Не берите их, Софья Николаевна, с ними прыгать надо, играть", - отговаривали меня молодые учителя, когда я набирала свой первый класс шестилеток. А в письмах учителя писали о тех же трудностях: "Рассыпается урок, не складывается общение", "не умеют работать с учебником", "как опережать программу, когда даже палочка с закруглением внизу не получается", "что главное на первых порах", "следите ли за каллиграфией, обходите ли для этого класс? "”

Кроме того необходимо упомянуть еще один очень важный прием обучения, используемый С. Н.  Лысенковой. Это управление.

Управление - это такая организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть в роли ведущего. Это заметили и наши гости - студенты. Удивляются: "Как хорошо говорят дети! " и учат удивлять сами.

Дети принимают то, что понимают. Методический прием становится движущей силой урока. За короткий букварный период для разных групп детей, разных программ (1-3, 1-4) одинаково доступно становится такое трудное задание - набрать в кассе или написать за ведущим предложение: "Юлькой кошку звать мою". При этом ведущий чувствует: весь класс подчиняется его управлению, он учитель, от него одного зависит работа всех. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем было понятно. В результате у детей хорошая дикция, развитая, выразительная речь:

Понятная, а следовательно, принятая детьми структура слога стала структурой каждого шага управления. И выселила все имевшие место трудности букваря. А палочка с закруглением внизу обязательно получится. Да она просто отработается вместе с другими элементами в слове - через несколько уроков. Урок должен сложиться сразу. Время - золото. Сорить им на уроке нельзя. Конец первой четверти. Все тот же 1-й класс С. Н.  Лысенковой. На уроке гости учителя нашей школы. Урок математики и след на доске от проделанной на уроке работы. (Рис. 1).

Лежащие на столе учителя карточки и сводные таблички показывают, что это материал, задействованный в устном счете. На левом крыле доски выставлены оценки детям.

    - Что это за шестерки? - спросили учителя.

- Оценки за ответы сверх программы (теперь можно говорить "сверх стандарта"). Изумление: "Оценки? ! В первом классе, сразу? "

    - Да, сразу!

Спросите наших детей, как они хотят учиться: с отметками или без? Они все скажут: "С отметками. Только с теми, которые получаем мы! "

Вторая четверть. Первая самостоятельная работа по математике. "5" - тринадцать, "4" - одиннадцать, "3" - нет!

Успех, успевающий, успевать - однокоренные слова. Последнее напрямую связано с понятием "время". Успевать - значит получить время, необходимое для успеха дела. Так сам русский язык пришел мне на помощь, подсказав главное направление в борьбе за успех. [9].

    §3. “Мне учебник нужен как текст”

Bот уж верно: "мы –страна крайностей. Вчера - "учить всех и учить хорошо". Сегодня - безудержное разделение детей почти во всех школах. Отбор и отсев по теории на благо детей: "корректировать, выравнивать, окружать вниманием". На деле: этот класс на показ, а этот - на выброс! Результат этих диссертаций у всех на виду. Два миллиона отставших от учения детей. Со всеми вытекающими последствиями. Мы их тоже нередко видим. Выглядывают из камер малолетние преступники, малолетние бомжи дают интервью с улиц, даже столичных. [4]

А отпавшие от выбранной профессии учителя! Кстати, классы для изгнанных эту проблему усугубили. Новичку и карты в зубы. Старожилы не поддадутся, им отберут лучшее.

Таня лет шесть назад пришла в школу на "русский язык". Вся горела желанием работать. Дали "выравнивание". Я с ней встречалась в столовой в "окошки". Светло, просторно, уютно. Проверяли тетради. Откровенничала: сорок-тридцать ошибок у каждого почти за урок - такой багаж набрали. И этому все равно радовалась: "Петя стал делать на десяток ошибок меньше, значит, растет". Но время взрослит понимание этих детей, понимание того, что движутся в никуда. Хоть и с протянутой рукой поддержки учителя. Путь неуспеха воспитывает хамство, открытое отторжение от добра. Отсюда и ответное решение Тани: "Я ухожу, они меня уже съели, а мне еще замуж нужно выйти да ребенка растить здорового. Ведь с кем поведешься, от того и наберешься".

Ну а так называемые классы "на показ"? Сегодня таких множество. Что здесь? Новые учебники, новые эксперименты. От них не откажешься, их спускают сверху. Да и для школы заманчиво: разряд сулят повысить и престижно. Но раз "взялся за гуж, не говори, что не дюж". Надо добывать результат. Любыми способами. Отсюда отбор. Этого еще мало. Практически нет чистоты эксперимента. Приспосабливаются коллеги. Начинают по заказу, продолжают по накатанному.

Вот письмо. Совсем свежее: "В школе очень тяжело, так как мешают работать, помогает Господь и Ваше Слово. До сих пор все кричат о развивающих программах, а работаем с вашими опорами, советами".

Короче, методы тех, кого называли новаторами, стали "бульдозерами" бизнес-учебников. Вот так, косвенно. Да и напрямую. Скажу о своем печальном "опыте". В каждом выходящем сегодня учебнике для начальной школы целые "куски" "из Лысенковой".

    Отбор! Отсев! Перегрузки!

Сегодня все перемешалось: добро и зло, чистота и грязь, востребованность и воровство. Что бы сказали Матвеев и Соловейчик? А не пришлось бы говорить, все давно сказано. Просто в жизни все повторяется.

30 лет назад (юбилей! ) пришли Новые программы. Вместо четырехлетки (начальная школа) - трехлетка, вместо арифметики - математика, вместо трудно - еще труднее. Забегали родители: носовые кровотечения у детей. Учителя придумывали новые дополнительные занятия (сколько шуму было! ) Пугачева запела "То ли еще будет". Методисты и ученые стали думать: "Что бы убрать из расписания? " В какой это школе сегодня при наборе детей не произносят ставшую уже избитой фразу:

    - Ваш ребенок этот учебник, эту программу не потянет.
    На "переходах" отсев еще и еще пополняется.
    Мне и самой все чаще приходится слышать от коллег:
    - С. Н. , отберите себе класс, смотрите, все так делают.
    А я опять свое:

- Буду учить всех, без отбора. Без отстающих. Без перегрузок. - Какой учебник предпочитаете? - спрашивают меня.

- Любой, - отвечаю. - Главное, методика. Пока в моих правилах (как я уже не раз заметила): а) бесплатный, б) идущий на страну, в) остановилась на учебниках программы 1-4, которые приняла когда-то для шестилеток. Кстати, мне его в то время очень оригинально представили в ИУУ: "С. Н. , учебники 1-4 - это все ваше, только об этом говорить не надо".

Да, в этих учебниках достаточно моей методики. Только я-то сама сегодня "в новом варианте" с теми самыми шестилетками - в глубоком Опережении. Тетрадь - зеркало работы. Работы ученика и методики учителя. Шестнадцатое апреля.

Словарь: опасный, прекрасный, вкусный, ужасный, интересный, чудесный, блеснул. Недалеко от ручья паслись телята.

    Подошел теленок.
    Выбежал волк.
    Угрожала опасность.
    Забилось сердце.
    Он свистнул.
    Свист напугал.
    Опасный враг убежал.

Обратите внимание на выбранное нами для урока упражнение из учебника 1-3 (2-й класс) Закожурниковой.

А что же случилось, почему вмешался учебник из программы 1-3? Очень просто. Последний вариант Опережения, Золотая программа. Класс с предшкольной подготовкой ("Я читаю", "Я считаю", "Я пишу"). Сентябрь (1-й класс), на партах наших первоклассников учебники 2-го класса (1-4), скоро потребуется и третий учебник. Вот их в библиотеке школы не оказалось, разобрали в помощь новым экспериментам (о чем я уже сказала). Ну что ж, я по своему принципу: пусть будет любой учебник, главное - методика. Беру учебники второго класса (1-3) Закожурниковой.

Меня еще спрашивают: все ли упражнения в учебнике по порядку выполняете, нам так указывают методисты.

Отвечаю: учебники для меня - материал, не искать тексты, примеры, не сочинять задачи. А распределение: что? куда? когда? как? и, главное, зачем? - диктует методика рука об руку с программой "Опережение". А государственная программа с ее задачами, требованиями рядом: "она" и "Я". "Я" всегда в выигрыше. Это ориентир и утверждение в творчестве. Уверен - обгоняй.

Еще в любом учебнике обязательно встречаются упражнения и по русскому и по математике, прямо скажем, бестолковые, ничего не дающие. Такие не грех опустить, вставляю свой материал, подобранный из других источников. Зато есть упражнения толковые, пусть даже очень трудные, замысловатые. Такие можно выполнить даже не один раз, в таком случае первый раз возвращаемся "с поддержкой", повторно-самостоятельно. Также в учебнике математики некоторые умные задачи решаем даже по три раза. Благо, время (! ) есть. На опережении задания к упражнениям тоже часто "перекраиваются". Вот и в этой работе (с. 104, упр. 284) к упражнению в учебнике задания: верхнее - из данных предложений составьте рассказ. Напишите предложения в нужном порядке. Внизу: к выделенным словам подберите проверочные слова устно. Коротко можно охарактеризовать урок так: "Закрепление темы "Непроизносимые согласные" в работе с деформированным текстом".

В тетради нашей ученицы (1-й класс - 7-летки) работа по развитию речи значительно расширена. Не только определен порядок предложений, получение текста, а и затронута по ходу работы грамматическая основа предложения (главная пара); безусловно, идет освоение темы "Непроизносимые согласные" на опережение (мостик), безударные гласные - попутчики каждого урока. Присутствовало восстановление текста по наработанным строчкам тетради. Присутствовал, как видите, разбор предложения по членам, частям речи. И даже определение падежей имен существительных (глубокое опережение - мост с 3-м классом). На уроке были учителя начальных классов, русского языка - старших. Их мнение мне интересно. А они отметили развитие детей, заинтересованность, умение работать. И литературную окраску урока. А мы к ней, к литературе, и идем: в третьем классе будем учиться.... и по 5-му.

Посмотрим вперед: в десятом.... и по одиннадцатому; в одиннадцатом.... и по.... Каждый выберет сам. Взрослые дети. Можно и по вузу. Можно - прямо в вуз. Способности разные, целеустремленность у каждого своя.

Мои Э-ники (я о них много писала) только что вышли из 11-го с выигранным годом и двумя серебряными медалями, так у них сложилось на опережении. Главное, опять надо заметить, в 9-м не потеряли ни одного, сдав экзамены лучше всех в параллели. А Наташа Харчевникова из этого "Э" класса в 10-м взяла и вырвалась еще вперед: сдала экстерном за 10-й и 11-й. Ей сейчас 16 нет, так она на 2-м курсе Финансовой академии. Так сама захотела (вместе с семьей решали). Мои эксперименты опережения продолжаются. Англия, лето 1997/1998 учебного года. Здесь проходила стажировка детей Классического пансиона МГУ (теперь я работаю здесь) по английскому языку, и фактически заканчивался учебный год (начался он с опозданием на месяц). Надо было несколько протянуть математику и русский язык. Конечно, очень (! ) непринужденно, иногда просто используя записи только на доске, без тетрадей. И вот однажды записи с урока на доске остались "Действия с многозначными числами" (в том числе деление углом). 1-й класс. Вошли учителя-англичане. Так и присели!

А я тоже присела. Весной этого года делали новый набор в пансион. Девочку привезли из Америки, будет теперь учиться в Москве. Девочке девять лет. Ну русский, ладно; четыре ошибки в одном предложении. А математика - везде математика. "100 - 23" - для нее оказалось проблемой.

Давайте осознанно делать хорошо то, что можем лучше Америки. Даже без двенадцатилетки.

"Перебор" в реформах - не лучшая стратегия. Может, поглубже покопаться в методах? [9].

В начальных классах общение строится на эмоциях, на пробуждении чувства интереса и успеха, там главное слово - то, которое Софья Николаевна Лысенкова повторяет до пятидесяти раз за урок: "Молодец, молодцы дети". Там общим является язык похвалы, потому что дети в этом возрасте сосредоточены большей частью на себе. Но чем старше становятся ученики, чем больше общий язык становится языком понятий, тем большую роль играет постижение понятий учителем прямо на уроке, здесь и сейчас. Тогда-то и появляется вдохновение, педагогическую ценность которого невозможно переоценить. Несчастна та школа, несчастны те дети, у которых нет ни одного вдохновенного и, значит, вдохновляющего учителя.

Глава II. Использование методики С. Н.  Лысенковой на практике. Опорные схемы. §1. Классификация опорных схем.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы (примеры опорных схем приведены в приложении I и приложении II). Опорные схемы, или просто опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Надо заметить к тому же, что работа с опорами требует наличия их в комплекте у каждого учителя. Математика

    Большие опоры - схемы
    1. Введение в анализ задачи (I класс).
    2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс).

3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс). 4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II класс). 5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс).

    6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс).

7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс). 8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс). 9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс). 10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс). 11. Порядок арифметических действий (II класс).

12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс). 13. Части, доли (II класс).

14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между величинами (II-III классы). Малые опоры - карточки

    1. Развитие беглости счета по теме “Десяток” (I класс).

2. Развитие беглости счета по теме “Сложение - вычитание” с переходом через десяток (I класс). 3. Сводные таблички - развитие навыка счета по теме “Нумерация 100” (I класс). 4. Преобразование именованных чисел (I-II классы).

    5. Частные случаи арифметических действий (I-II классы).

6. Развитие беглости счета по табличному умножению - делению (II класс). 7. Развитие беглости счета по внетабличному умножению - делению (II класс). 8. Зависимость между величинами (II-III классы).

    9. Буквы латинского алфавита (II класс).
    Русский язык
    Большие опоры - схемы
    1. Думай, когда пишешь предложение (I класс).
    2. Алфавит (I класс).
    3. Гласные буквы (I класс).
    4. Переноси правильно слова (I класс).
    5. Названия предметов (I класс).
    6. Названия действий (I класс).
    7. Названия признаков (I класс).
    8. Безударные гласные в корне слова (I-II классы).

9. Парные согласные на конце и в середине слова (I-II класс). 10. Состав слова (I-II классы).

    11. Предлоги и приставки (II класс).
    12. Сложные слова (II класс).
    53. Имена существительные склоняются (II-III классы).
    14. Три склонения имен существительных (II-III классы).
    15. Глагол (II-III классы).

16. Окончания прилагательных проверяй вопросами (II- III классы). 17. Главные и второстепенные члены предложения (II – III классы). 18. Помни о знаках препинания (II-III классы).

    Малые опоры - карточки.

1. Буквы, слоги, слова - развитие навыка чтения в букварный период (I класс). 2. Гласные после шипящих (I класс).

    3. Мягкий знак разделительный (I класс).

4. Выходы практических трудностей “Безударные гласные” (I- III классы). 5. Выходы практических трудностей “Парные согласные на конце и в середине слова” (I-III классы). 6. Выходы практических трудностей “Непроизносимые согласные” (II-III классы). 7. Выходы практических трудностей “Предлоги со словами” (I- III классы). 8. Выходы практических трудностей “Глагол” (III класс).

    9. Выходы практических трудностей “Наречия” (III класс).

10. Сводные таблицы слов: с удвоенными согласными (I - III классы); с ь разделительным (I-III классы); с непроизносимыми согласными (II-III классы); с приставкой с (II-III классы) с буквой ё (I-III классы).

    §2. Фрагменты уроков с использованием опорных схем.

Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. И вот от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих обилие математических заданий, переходим к абстрактной схеме.

    Вот простейшая схема - введение в анализ задачи (I класс):

Она создается на самых первых уроках при разборе задачи в картинках: “В вазе лежало 2 яблока. Мама положила туда еще 3 яблока. Сколько яблок стало в вазе? ” Цель таблицы - оставить наглядный след первого объяснения элементов задачи. Выводу схемы сопутствуют вопросы учителя: “Что в задаче известно? Что мы знаем? ” Хором говорим: “Мы знаем, что в вазе было 2 яблока, и мы знаем, что мама положила туда еще 3 яблока”. При этом учитель заполняет рамку данными задачи на доске так:

2 3 “Это условие задачи. Мы выделили условие задачи говорит учитель. - Что спрашивается в задаче? ” “Сколько яблок стало в вазе? ” Схема на доске дополняется:

2 3? “Это вопрос задачи. Мы выделили вопрос задачи. Сколько же яблок стало в вазе? ” - спрашивает учитель. “Пять”, - отвечают дети.

“Как узнали? Что сделали? ” - спрашивает учитель. “К двум прибавили три”, говорят дети. Запись на доске продолжается:

    23?

“2 + 3=5 - это решение. Вы сказали решение задачи. Сколько же стало яблок в вазе, скажите еще раз”. - “Пять”. Окончательная запись всей задачи выглядит на доске так:

    23?
    2+3=5
    “5 - это ответ задачи. Мы сказали ответ задачи”.

Далее учитель подводит детей к обобщению только что проведенного анализа задачи: “Какие же части, элементы задачи мы выделили? ” (Условие, вопрос, решение, ответ. ) Схема дополняется этими словами.

    На следующем уроке схема перед глазами детей.

Перспективная подготовка системе обучения Лысенковой дает возможность попутного прохождения трудных тем путем их приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу. Для осуществления этой цели программный материал удобно спланирован. Большие темы по русскому языку и математике разбиты на этапы и постепенно вводятся в течение учебного года. Эффективно в осуществлении перспективы и использование обобщающих схем, таблиц, комплектов карточек по темам. Они дают возможность после первого введения в тему организовать далее на уроке оперативно многократное повторение и подготовить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному ее разделу. Материал для перспективной работы берется из учебника, но иногда используются и дополнительные микро упражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.

Учитель перестает чувствовать недостаток времени на изучение тем, а в некоторых случаях получает даже его избыток - фактическое опережение в прохождении программы Проверочная работа.

    Решить пример: 12078+2106*6/3.
    Решить уравнение: 96: к + 72=88.
    Решить задачи:

1) Самолет за 3 часа пролетел 1800 км. В первый час - 3/8, а во второй час 1/3 всего расстояния. Сколько километров пролетел самолет в третий час? Решение записать действиями с пояснением.

    2) Задача № 694 (стр. 144).

Результаты выполнения работы: на “5” - 18 человек; на “4” - 10; на “3” - 6. Послебукварный период работы на уроках письма.

Задача –совершенствование умений и навыков овладения слогового письма, подготовка к восприятию курса грамматики.

    Используются такие виды работы над предложением:

Комментированная запись предложения учителем на доске с одновременной записью в тетрадях.

Запись предложения учащимися под комментирование учителя (без записи на доске). Комментирование предложения учеником с записью на доске и комментирование с места.

Обучение самоконтролю написанного предложения - чтение по слогам с выделением гласных (чтение вслух).

Введение грамматических заданий: подчеркнуть гласные, согласные, мягкие, твердые (при слоговом чтении).

Например, ученик выполняет задание: подчеркнуть согласные в предложении: Мышка грызёт корку, “Мыш - гласная ы, согласные м, ш - подчеркиваю, ка - гласная а, согласная к -- подчеркиваю” и т. д. Весь класс выполняет задание за ведущим. Все грамматические задания выполняются в тесной связи теории и практики, с использованием схем. Например, задание: подчеркнуть гласные. На схеме читаются все гласные попарно. Следует вопрос: что вы знаете о согласных перед гласными I ряда? II ряда? Идет комментирование предложения. - Прочитайте схему построения предложения (по указке учителя). Ученик читает: “Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно; имена людей пишутся с заглавной буквы; в конце предложения ставится точка”. В каких случаях еще пишется заглавная буква?

    ….

Работа над безударными гласными после прохождения темы имеет место на каждом уроке во взаимодействии с другими темами в плане развития беглости практического действия. Это в первую очередь работа над предложением: одно предложение на каждом уроке комментируется (“Учись думать! ”), другое записывается под диктовку (“Думай сам! ”), и тут же задание: найти безударные гласные в корне и проверить их. Тема: Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова. В процессе объяснения наращивается схема:

Упражнения по теме предусматривают списывание с подчеркиванием орфограмм, разнообразные диктанты, комментирование предложений, устную работу со словом (проговаривание, подбор проверочного слова). Все практические работы сопровождаются обобщением теории по схеме. Обязательно накопление карточек. Клубки, соседка, редкий, шапка, шубка, близкий, гребцы, мягкий, грибки, дубки, резкий, узкий, сладкий, площадка, будка, жидкий, верхушка, коробка, беседка, речушка.

Запланировано комментирование предложения: Запах цветов несется от близкого леса. Надо предупредить ошибку в слове близкого, на этом этапе пока трудном. На рейке доски группа слов по теме на карточках (орфограмма выделена зеленым цветом): редкий, резкий, близкий, жидкий, узкий, мягкий.

Учитель обращает внимание детей на карточки и предлагает для комментирования предложение. Ученику легко заметить трудную орфограмму. А остальные слова на карточках в порядке обобщения обговариваются устно.

    Заключение

".... дети, - пишет Софья Николаевна Лысенкова, - любят учиться, но важно уточнить: дети любят учиться хо-ро-шо. Весь секрет в том, как сделать, чтобы детям всегда казалось, что им легко и что у них все обязательно хорошо получится. Оказывается, секрет прост: надо забегать вперед, как говорится, заранее подстилать себе соломку". [4]

По мнению самой Софьи Николаевны Лысенковой, главная цель ее опыта состоит в открытии таких приемов работы в классе, которые в сочетании с рядом ее личностных и профессиональных качеств позволяют успешно учить, развивать и воспитывать каждого ученика, которого она учит. [9]

Система методических приемов согласуется с положениями теории обучения. В чем же новизна ее методической системы? Она видится, прежде всего, в наборе четко алгоритмизированных дидактических знаков, схем, таблиц, карточек и так далее, которые выполняют, по мнению автора, опорную функцию в организации учения и в управлении мышлением учащихся. В этом главное, но не единственное положительное значение опыта. Успех опорных сигналов как методических приемов обусловлен тем, что они выражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-гностический, источниковый, психологический, управленческий. Вполне очевидно, что автор эмпирически подошла к этому “открытию”, которое соответствует современной трактовке методов обучения.

С помощью методики С. Н.  Лысенковой учитель, чувствуя трудности детей в переходе от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому, обеспечивает преодоление этих трудностей системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами. На уроках полно используются возможности опорных схем в целях индивидуализации обучения, дифференцирования заданий каждому ученику, в развитии самостоятельности при решении познавательных задач.

С. Н. Лысенкова убедилась, что опорные схемы “… активизируют детей на роке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса”. [9, стр. 22]

Думаю, что не было бы пользы от всей оригинальной методики, если бы учитель упустил из своего внимания особую чуткость к личности учащегося: не допустить пробелов, предупредить ошибки, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость учения, устойчивое желание учиться.

Изучение этого опыта, бесспорно, поможет учителям с большей отдачей работать с детьми, эффективнее использовать особенности личности каждого ребенка, стимулировать активность и познавательный интерес учеников.

    Литература

Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М. , 1960. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. - М. : Просвещение, 1988. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. - М. : Просвещение, 1990. Идея опережения // Первое сентября, N 50.

    Эльконин Д. Б. Детская психология. М. , 1960, с. 106

Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. - "Вопросы психологии", 1967, No. 2, с. 129.

Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - Избр. психологические исследования. М. , 1956, с. 429.

Педагогический словарь. Гл. ред. И. А. Каиров. В 2-х томах, Изд-во АПН РСФСР. М. , 1960.

    С. Н. Лысенкова Когда легко учиться. М. , 1985.

Никитин Б. Вот как надо учить. - "Народное образование", 1964, No. 1, с. 53. Лехестик П. Г. Об одном из путей предупреждения неуспеваемости в школе, "Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания". - Тезисы докл. конф. Минск, 28-31. 3. 1973. М. , 1973, с. 207.

Айзенк Г. Проверьте свои способности. М. , Мир, 1972, с. 20. Педагогика под ред. П. И.  Пидкасистого М. : 1996.

Кумунжиев К. В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись, Ульяновск, 1997. - 82 с.

Лукьянова М. И. , Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011