БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Сказка о педагогическом конвейере 21-го века

Сказка о педагогическом конвейере 21-го века

Дата добавления: март 2006г.

Статья из журнала “Ментор”(журнал комитета по образованию Администрации Великого Новгорода) за 1998 год. Поскольку я выкладываю статью в качестве иллюстрации к дискуссии, то специально ничего в ней не меняю. Хотя многие вещи, которые нужно было доказывать пять лет назад (например, касающиеся тестирования) стали сегодня уже прописными истинами. Зато многие другие моменты все еще остаются лишь отдаленными перспективами…

    С. Середа. Информационно-аналитический отдел
    “Сказка о педагогическом конвейере из 21-го века”
    .... новатору, обдумывающему житье....
    автоматизация

Подходит к концу двадцатый век. Век, принесший человечеству фантастический скачок в производительности труда. Сегодня всего несколько заводов способны удовлетворить всю мировую потребность в своем виде продукции. Мощные трактора и комбайны позволяют одному фермеру снабжать продовольствием сотни людей. А ведь в начале века большая часть населения планеты все еще занималась сельским хозяйством. Долгое время безнадежно отставала от промышленности сфера управления. Но сейчас сидящий за компьютером бухгалтер может за несколько минут сформировать годовой отчет, на подготовку которого раньше требовался месяц работы целого отдела. А вот как обстоит дело с производительностью труда педагога? Намного ли она повысилась у современного учителя по сравнению с преподавателем гимназии начала века?

Как это ни парадоксально звучит, но здесь за сто лет практически не произошло существенных изменений. Изменился сам материал, а вот технология прнодавания осталась прежней. Если взглянуть на ситуацию глазами технолога, то, как и сто лет назад, организация труда учителя соответствует уровню кустаря, который сам выполняет все операции.

Общая тенденция развития цивилизации - это уход от тиражного труда. Человек создает системы, заменяющие его при выполнении однообразных, повторяющихся работ. Но если в промышленности автоматические линии штампуют детали почти без участия человека, то современный учитель, как и сто лет назад, остался“главной шестеренкой”образовательного механизма. Из года в год он рассказывает одинаковый материал. Сам контролирует усвоение учениками знаний. Тщетно стремится опросить на уроке каждого. Допоздна проверяет письменные работы. Хоть что-то из этого автоматизировано? Ау! Где ты, Научно-техническая революция? ! Давайте теперь вместе поищем тот подводный камень, натолкнувшись на который, разбились попытки автоматизации школьного учебного процесса. Рассмотрим достаточно правдоподобный пример. Предположим, что появился новый способ изложения темы, экономящий, три часа работы педагога, но требующий приобретения в кабинет дополнительного оборудования. Стоимость оборудования четыре месячные зарплаты того же самого педагога. Будет ли такое оборудование приобретено каждой школой? Наверняка нет! И бесполезно искать ретроградов, злобно тормозящих прогресс. Все дело упирается в элементарное соотношение“эффект” / “затраты”. Итак, эффект - три часа времени педагога, сэкономленного на каждом изложении данной темы. При существующей организации образовательного процесса, это оборудование будет использовано в школе только для классов одной параллели, т. е. три-четыре раза в год. Итого, выигрыш - двенадцать часов в год. Все остальное время аппарат будет пылиться где-то в углу или захламлять лаборантскую. Время окупаемости оборудования составит БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ ЛЕТ! Кроме того, планируемая экономия времени от использования такого аппарата, может с лихвой перекрыться затратами на его освоение, хранение, ежегодные установку, наладку и демонтаж, а также охрану и оборону от излишне любопытных школьников. Даже если раздавать такую технику даром, она встретит со стороны педагогов далеко не самый горячий прием. А подсчитав, сколько таких аппаратов нужно приобрести для школ города, чтобы довести сей новый и прогрессивный способ изложения материала до каждого ученика, понимаешь, что никакой бюджет не сможет выдержать подобных затрат. Максимум в одной-двух школах удастся встретить потом это“дитя прогресса”, пылящееся в дальнем углу лаборантской. Наивно было бы считать, что так обстоит дело лишь с оборудованием. Подобной же способностью обходиться в достаточно ощутимые деньги, требовать немало времени и сил для освоения, и тихо ветшать, не будучи большую часть года затребованными, обладают и наглядные пособия, и дополнительная литература, и даже сами знания и навыки педагога.

Сегодняшняя программа заставляет проходить каждую тему во всех школах в одинаковое время. Это вызывает по городу острую одновременную потребность, к примеру, в полусотне электрофорных машин для кабинетов физики. Все остальное время эта масса машин является бесполезным украшением лаборантских. Также одновременно во всех школах возникает и исчезает потребность в виртуозах изложения изучаемой темы. А вот здесь дефицит еще больший, чем с оборудованием. Что делать, если одну тему у учителя получается донести замечательно, а вот в изложении другой он почему-то хромает. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, свои любимые и нелюбимые темы уроков. С оборудованием проще. Его купили, и оно есть. Но никакие, даже самые дорогостоящие курсы повышения квалификации, не могут сделать учителя мастером преподавания не любимой им темы.

    модули

И в нашем, и в западном кинематографе обыгрывался один фантастический сюжет. Когда герой попадает в ситуацию“временной петли”, и ему приходится переживать один и тот же день снова и снова. Попадать в одни и те же обстоятельства, уже заранее зная о них. Герой пытается пробовать различные варианты действий в повторяющихся ситуациях. Сначала делает очень много ошибок. Затем находит удачные решения. И в конце концов, проживаемый им день становится образцом исключительно продуманных и удачных действий. Каждый, кто занимался преподаванием, вероятно помнит ситуацию, когда после завершения темы, становится понятно, как ее нужно было преподавать. В голову приходят варианты несложных наглядных пособий, методичек, конкурсов и викторин, которыми можно было бы существенно улучшить процесс обучения. Хочется вернуться назад и“сделать все по-другому”. Однако нельзя. Неумолимая программа заставляет готовиться к следующей теме. Все планы и находки отложены до следующего года, а когда он наступит, дай бог, чтобы хоть что-нибудь осталось в памяти, после целого года совершенно другой работы.

Предположим, нам с вами, или нашим ближайшим потомкам, удалось найти такие организационные формы, при которых тема проходится несколько иначе. Итак, представим, что на дворе двадцать первый век. Создан учебный центр, в который дети приходят исключительно для изучения данной темы. Группа за группой. В течении всего года.

Что же это дает? Во-первых, намного более эффективно используется оборудование. Его не нужно каждый раз устанавливать и демонтировать. Оно постоянно находится в деле. Наш воображаемый прибор окупит себя быстрее чем за год. Да и на город потребуется лишь один-два таких центра, где все ученики смогут пройти эту тему. Такое количество приборов реально приобрести даже в условиях дефицита бюджета. А что касается педагога, то он попадает прямо-таки в идеальные условия для совершенствования методики преподавания данной темы. На первый взгляд, его хочется пожалеть: это же с ума сойдешь, повторяя один и тот же материал каждую неделю. Но именно поэтому все что только можно как-то автоматизировать, будет здесь автоматизировано в самое короткое время. Педагог из главной движущей шестеренки урока, превратится в оператора и наладчика. К слову сказать, функции оператора всегда легко будет переложить на ассистентов. Ими могут быть студенты на практике, учащиеся, проходящие этот модуль по второму или третьему разу, коллеги-педагоги, осваивающие данную методику преподавания. Почему легко? Да потому, что не нужно много объяснять. Вести занятие, насыщенное готовыми видеоматериалами, наглядными пособиями, тренажерами, различными играми и конкурсами, может человек и без специальной квалификации, пару раз на таком занятии побывавший. Действительно, вставить видеокассету, показать как пользоваться тренажером, или объяснить правила очередной игры, может человек и без высшего образования. Даже если ученики зададут какой-то вопрос, ответ скорее всего удастся найти в лежащем поблизости“сборнике ответов на часто задаваемые вопросы”. Таким образом, педагогу, будет оставаться лишь работа по совершенствованию модуля. Учет межпредметных связей. Использование в подаче материала новейших достижений техники, педагогики, социологии и психологии.

Давайте на минуту представим, как может выглядеть разговор двух таких специалистов:

“- Как? ! Вы еще не разделяете детей на подгруппы по типам восприятия информации? Давно же известно, что одни люди склонны строить зрительные образы, другие словесные, а с третьими лучше вести диалог в терминах ощущений. Мы в своем модуле недавно это проверили. Выяснилось, что для хорошего понимания учеником, проговариваемый текст должен соответствовать его типу восприятия. Для привыкшего оперировать со зрительными образами, понятнее обращение“видишь”, для оперирующего ощущениями - “чувствуешь”. Мы создали у себя несколько вариантов подачи материала в зависимости от того, какие ученики подобраны в очередную группу. Результат потрясающий! .... - Зато мы внедрили систему, когда ученику при просмотре видеоматериалов даются пульты с кнопками: “понял”, “не понял”, “узнал новое”, “согласен”, “не согласен”, “интересно”, “это уже знаю”, “скучно”. При их нажатии на видеоролике появляется “электронная закладка”. А потом ученики могут воспроизвести и подробнее обсудить фрагменты записи, по поводу которых у них появились возражения или замечания. И главное, анализ таких закладок после модуля, дает совершенно уникальный материал. ” Может быть, подсмотрев сей придуманный диалог, наш современный педагог заявит, что его воображаемые потомки с жиру бесятся. Но право же есть что-то притягательное в возможности доводить до состояния хорошо оснащенного, тщательно продуманного и великолепно отрежиссированного шоу то, что было когда-то для многих двадцатью долгими, скучными уроками.

    социомашины

Еще один очень перспективный путь автоматизации труда педагога - использование так называемых“социомашин”. Под этим термином я здесь подразумеваю устойчивую систему взаимоотношений между учениками, практически не требующую вмешательства учителя. Хотя, конечно, значение термина шире. В этом смысле разделение ролей ученик-учитель в школе, это тоже пример налаженной социомашины. Простейшим примером социомашин могут служить игры. Вот тренер разделяет ребят на команды, дает мяч, назначает кого-то судьей. Процесс пошел дальше уже автоматически. Ему остается лишь наблюдать за техникой игроков и составлять проект будущих действий для исправления замеченных ошибок.

Все помнят себя студентами. Почему незадолго до экзаменов гораздо легче осваивается материал, который было практически невозможно осилить в начале семестра? Помогает наличие рядом большого числа приятелей, которые сами уже этот материал освоили, и любой из них легко соглашается выступить для тебя в роли добровольного консультанта. Тему все равно сдавать, а при объяснении другому еще лучше понимается и запоминается проговариваемый материал. Очень часто, вместо того, чтобы пытаться лично помогать каждому ученику в его затруднениях, учителю достаточно было бы создать такие условия, когда МАКСИМИЗИРУЕТСЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ПРОДВИНУТЫМИ И ОТСТАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ ПО ПОВОДУ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА. Каждый помнит, насколько легче осваивает предмет дружный, заинтересованный класс. К слову сказать, именно устранение общения с успевающими учениками, является врожденным недостатком системы коррекционных классов.

В образовательном модуле эффект интенсивного общения может быть достигнут, если наряду с учениками, только начинающими освоение данной темы, в группу включены продвинутые учащиеся, уже проходившие этот модуль. Естественно, цели перед ними могут стоять совершенно другие. Они могут выступать в роли ассистентов, поскольку уже знакомы со сценарием модуля. Могут являться лидерами команд в игровых эпизодах. Им можно доверить изложение материала, демонстрацию опытов и образцов действий. То есть для группы продвинутых учеников, повторное участие в модуле - это сочетание закрепления материала с педагогической практикой. Кроме того, человек, который учил чему-то других, лучше понимает, как самостоятельно осваивать новые знания.

    “социогены”

Пример отличной социомашины для воспитательных целей, где педагог выступает лишь в роли конструктора, оператора и наладчика, является коллектив, созданный Макаренко. Часто говорят, что Макаренко не описал технологию, его результаты почти нигде не были воспроизведены. Давайте попробуем с этим разобраться. Мощная педагогическая технология состоит из такого обилия деталей, что ее почти невозможно воспроизвести по какой-то готовой инструкции. Попробуйте нарисовать мелкомасштабную карту по текстовому описанию процесса ее рисования. Ничего не выйдет. Но ее очень легко скопировать, имея перед глазами готовый образец. В таких случаях говорят, что воспроизведение идет на уровне стереотипа. А в случае, когда нужно скопировать социомашину, обычно требуются несколько человек, освоившихся в рамках такой социомашины, ставших носителями ее норм, традиций, фольклора, морали. Они приносят как бы ген того типа отношений, который требуется воспроизвести. В зависимости от того, что это будет за ген, в одних и тех же условиях (например, пионерского лагеря), может сформироваться как коллективный, так и уголовно-камерный стиль отношений. Действительно, социальная система чем-то напоминает растение. Педагогические теории - это скорее инструкции для селекционера и схемы молекулы ДНК. По ним с годами можно действительно вывести хороший сорт. Однако, выпускать в поле агронома, снабдив его лишь знаниями законов селекции вместо сортовых семян, никто не пытается. А вот молодой учитель оказывается в подобном положении очень часто. Действующий педагогический модуль - это опытное поле, где идет постоянная селекционная работа. В любой момент туда можно придти, и“получить образцы сортовых”семян, пройдя несколько раз модуль в разных ролях и усвоив найденные его создателями наработки.

    погружения

Пока что нарисованная схема допускает два варианта организации таких модулей. Один в виде серии разнесенных по времени, чередующихся с другими уроками, занятий. Другой - использование системы погружений. На мой взгляд, система погружений выглядит предпочтительнее. И не только потому, что в этом случае ученикам не нужно мотаться днем по городу между образовательными модулями, как это ныне делают студенты Университета. Есть куда более весомый аргумент. --

В одном давнем исследовании утверждалось, что уровень тревожности у ученика в специализированных классах намного ниже, чем в обыкновенных, хотя объем подаваемого материала там существенно выше. В чем же тут дело? Ответ прост: ПОЛНОЕ ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА ЗАНИМАЕТ В ГОЛОВЕ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ МЕСТА, ЧЕМ ОТРЫВОЧНОЕ. Представьте себе автомобиль, стоящий в просторном гараже. Очень практичная вещь. В любой момент сел и поехал. А теперь представьте тот же самый автомобиль, развинченный на части. Даже половина его деталей способна так захламить некогда просторный гараж, что в нем будет совершенно не повернуться. Чем тщательнее проведена такая разборка, тем больше образовалось деталей и меньше стало от них пользы.

Аналогично и со знаниями. Полное знание темы - это легкий и компактный инструмент. Будучи собранными в систему, его детали не дают друг другу потеряться. Регулярное использование гарантирует быструю“починку”в случае, если что-то все-таки забылось. А отрывочные, не связанные между собой знания, обычно не представляют для человека практической ценности. Поэтому мозг стремится сделать с ними то, что делает любой нормальный человек с ненужным хламом - быстрее выбросить.

Принято считать, что равномерно разнесенные уроки позволяют регулярно в течении года повторять материал. Но это технология зубрежки, удобная для формирования простых представлений. Она помогала зубрить латынь гимназистам в начале века. Сегодня же, из-за этого разнесения, оказывается непомерно растянут процесс доведения сложных представлений у ученика до целостного состояния. Вообразите, что вам каждый вечер читают по полторы строчки из знаменитого описания дуба в“Войне и мире”. Нужно быть почти гением, чтобы по прошествии двух недель подобного чтения, этот дуб себе наконец-то представить. Вот почему над страной уже давно витает лозунг“ДАЕШЬ ТЕХНОЛОГИЮ ПОГРУЖЕНИЙ”.

Целесообразнее не растягивать по времени процесс освоения темы, а делать его по возможности более компактным. Сами же погружения нужно так чередовать и проектировать, чтобы полученные знания ученику пришлось неоднократно применить потом в качестве вспомогательного инструмента.

    тренажеры

Модуль по своей структуре хорошо подходит для формирования представлений и выработки первоначальных умений. Групповая работа, активное общение, обилие иллюстрирующего материала дают возможность быстро сформировать их у ученика. Однако для выработки устойчивых навыков, требуются еще дополнительные регулярные упражнения. Скорость такого освоения в гораздо большей степени индивидуальна, чем при восприятии информации. Для этих целей в образовательном процессе традиционно выделяются разнообразные тренажеры. В школьной практике это домашние задания и уроки по закреплению материала.

Фаза тренинга требует постоянной проверки и корректировки действий ученика. Естественно, что один учитель гарантированно не может справится со всем этим объемом работы. Вот тут-то и оказываются полезными различные технические средства типа компьютерных программ. Тренинг также идеально подходит для использования социомашин, то есть таких видов организации, когда учащиеся, хорошо освоившие данный элемент, корректируют и направляют действия новичков. В отличие от познавательного модуля, тренинг должен представлять из себя такое пространство, время нахождение ученика в котором жестко не регламентировано. Приходят туда по мере необходимости, уходят по мере достижения нужного результата. Даже потом можно по старой памяти заглядывать на знакомый тренажер, чтобы восстановить или улучшить забытые навыки, а то и просто повозиться с новичками.

    тестирование

Регулярно проводимые тестирования знаний, также помогут периодически освежать в памяти сформированные представления.

Бытует мнение, что результаты тестирования не отражают истинного уровня знаний ребенка. Действительно, пытаться полностью заменить тестами все другие формы контроля знаний, это все равно, что пытаться заменить все виды транспорта автомобильный, речной, воздушный, одними лишь железными дорогами. Каждая технология имеет свою область эффективного применения. Поэтому правильно ли мы поступаем, полностью отказываясь от тестирования?

Что представляет из себя проверка письменной контрольной работы? Вот учитель видит, что ученик не смог осилить задачу по электричеству. Несколько беспомощных строчек ярко об этом свидетельствуют. Но как часто по ним бывает совершенно невозможно понять, что именно помешало ученику решить эту задачу. Может он плохо представляет себе тему“электричество”? А может просто не научился составлять уравнений? Или не помнит одной из нужных для этого формул? Результаты контрольной обычно не могут дать подобной диагностики. А на то, чтобы провести глубокое собеседование с учеником на уроке, попросту не хватает времени. Конечно, никто не запрещает заниматься с ним дополнительно, но вот оплачивать эти часы никто тоже не торопится. А теперь посмотрим, как устроен типичный тест. Сотня вопросов, отвечая на каждый из которых совсем не нужно долго думать. “В чем измеряется сила тока: 1. В Кулонах; 2. В Омах; 3. В Амперах; 4. В Вольтах; 5. В Фарадах; Указать номер правильного ответа. ”Вероятность случайного попадания 25 %. Поэтому показатель страхуется еще несколькими близкими вопросами типа: “Фарад это единица измерения: 1. Сопротивления. 2. Напряжения. 3. Индуктивности. 4. Емкости. 5. Силы тока. ”. Может показаться, что это вопросы “для идиота”. Но на самом деле, при всей своей простоте, они позволяют достаточно точно определить, что же ученик не понимает в теме. Если он к удивлению учителя указал, что сила тока измеряется в кулонах, значит задачи не решаются вовсе не потому, что ученик забыл как выглядит формула, или не умеет составлять уравнения.

В Америке тестирование, это очень популярный способ проверки знаний учащихся и сотрудников фирм. А вот в нашей стране этот вопрос был долгое время в запустении. Поэтому вероятность встретиться с грамотно составленным тестом знаний, все еще крайне мала. Гораздо чаще попадаются дешевые поделки энтузиастов-одиночек, которые только дискредитируют саму технологию тестирования. Есть однако еще один важный аспект.

В древнем Китае существовал очень оригинальный способ проверки знаний. От претендента на должность требовали написать трактат. Представьте теперь, что в подобной форме решили проверить знания по математике у наших отличников. Они гарантировано провалятся. И не потому, что не знают математики. Просто никогда не писали трактатов.

Аналогично и с тестированием. Правильно рассчитать собственные силы и время, работая с тестом, это особое умение. Оно не приходит сразу, а значит человек, впервые столкнувшийся с таким способом проверки знаний, окажется в крайне невыгодном положении. Единственный способ подготовить ученика к вступительному тестированию при приеме в ВУЗы, это регулярно применять тестирование в школе для текущего контроля знаний.

Существует масса достоинств тестирования. В грамотно составленном тесте достаточно бывает лишь указывать номера ответов на вопросы. Если еще вопросы оформить в виде брошюрки, а для записи номеров ответов использовать отдельный бланк, то и большого расхода бумаги также не предвидится. Брошюрку с вопросами можно будет использовать многократно.

Обработка результатов такого тестирования автоматизируется самым замечательным образом. По предварительным подсчетам, использование компьютера и сканера позволит сократить время обработки одной анкеты до тридцати - сорока секунд. Эта информация может быть добавлена в уже существующую в школах базу данных по учащимся, храниться и выдаваться оттуда по первому требованию. Результатом обработки теста может стать развернутая диагностика уровня знаний каждого ученика. Возможно построение сводного анализа знаний в разрезе классов, школ, программ, параллелей. Заманчиво было бы совместить такую информацию с базой знаний по дополнительной литературе, доступным методикам обучения и коррекции, каталогом обучающих курсов на видеокассетах. Может получиться компьютерная экспертная система, дающая не только результаты проверки знаний, но и рекомендации для педагогов и родителей, как устранить пробелы в знаниях или закрепить успехи ребенка.

Самое замечательное, что в отличии от тетрадей, эти данные никуда не выбрасываются. Если вдруг изменится точка зрения на расшифровку результатов теста, можно будет вернуться к ним и обработать другой компьютерной программой. Возможно даже строить по ним историю интеллектуального развития учащегося. Минимальная аппаратная база для данной работы, в виде сети административных компьютеров в школах, уже сформирована. По нашим данным, Новгород оказался первым городом в России, где все школы объединены подобной сетью. Но лишь будучи задействованной в системе тестирования учащихся, административная компьютерная сеть сможет на деле проявить свой громадный потенциал. Сейчас нужна такая же продуманная программа создания системы общегородского тестирования, как и реализованная недавно программа оснащения школ административными компьютерами. И, пожалуй, самое главное завоевание подобной программы в случае ее реализации, будет в том, что она позволит существенно разгрузить педагога от рутинных контрольных функций.

    работа с отстающими

Попробовал бы кто на производстве запустить деталь в тонкую обработку до тех пор, пока она полностью не прошла черновую. И деталь испортишь, и станок поломаешь, и самого моментально уволят. А вот сложившаяся система обучения сплошь и рядом заставляет делать с людьми то, что заводская технология уже давно запретила делать с железными болванками. Приступая в середине года к новой теме, приходится рассказывать ее всему классу, даже если треть из него гарантированно ничего не поймет, поскольку“плавает” в предыдущем материале. Раньше выдаваемый такой системой процент “педагогического брака” вполне устраивал общество. “Жертвы технологии”уходили в тиражное производство, где не нужно было что-то все время осваивать или придумывать. Их даже не хватало. В стране наблюдался избыток инженеров и дефицит рабочих. Сегодня ситуация в корне меняется. Идет повсеместная автоматизация. Рабочих мест, рассчитанных на“педагогический брак”, становится на порядок меньше. Это означает повышенные требования к качеству школьного образования.

Но как же подобного брака избежать? Никто же не будет оставлять на второй год ученика, знающего предмет на твердую тройку. А вот того, что за этой тройкой может стоять полное непонимание какой-то фундаментальной истины, или отсутствие какого-то основополагающего умения, сегодняшняя система не учитывает. Классический пример. Ученик восьмого класса скатился на двойки. Парень очень старался, к тому же был явно умен. Никто ничего не понимал. Наконец он попал на консультацию к опытному психологу, где выяснилось, что техника чтения у него ОСТАЛАСЬ НА УРОВНЕ ВТОРОГО КЛАССА! До восьмого класса он обходился тем, что слышал на уроке. Способности позволяли. Потом наступил кризис. Почему же так получилось? В начальной школе он отделался тройкой по чтению. А затем никто чтение уже не проверял. Но этот пробел со временем превратил для него процесс учебы в настоящую пытку, способную сформировать крепкое отвращение к учебе на всю оставшуюся жизнь.

Этот пример еще раз показывает, что нужен регулярный, глубокий, хорошо документированный контроль основных умений и навыков в течении всего времени обучения. Однако связанный с этим объем работы так велик, что ее практически не реально проделать традиционными методами. Создание автоматизированной системы тестирования и анализа результатов, как раз и позволило бы решить эту проблему.

“А что толку-то? ” - скажет современный педагог - “Я и так могу в любом классе насчитать по двадцать подобных пробелов, мешающих учиться их обладателям. Ну, буду знать на десять больше. А дальше что? ” У каждого предметника существуют часы, запланированные для индивидуальной работы с учащимися. Но сколько их, тех часов? И разве возьмется, к примеру, нормальный химик, учить кого-то технике чтения? Даже если из-за ее отсутствия ученик химию не понимает.

Остается вариант репетиторства. Схема “один учитель - один ребенок”. Вот только признание необходимости частного репетитора, не очень вяжется с правом на бесплатное образование. А в школе приходится придерживаться посильного для общества“один учитель - двадцать детей”. Возможно ли как-то решать проблему отстающих, оставаясь в рамках этого реального соотношения? Возможно, если на основании общегородских данных сформировать заказ на несколько коррекционных модулей. Предположим, что в каждой школе определенное затруднение обнаружено у двух-трех учеников. Тогда в масштабах города это уже более полусотни человек с одинаковым затруднением. Выполняется важнейший технологический принцип однородности материала. Для них можно готовить и проводить специальный коррекционный модуль. И если мне скажут, что по такой схеме нельзя организовать следующим летом обычную работу с отстающими учениками, я наверное не поверю.

    индивидуальный образовательный маршрут

Вернемся, однако, из мрачного настоящего, обратно в светлое будущее. Мы в нем пока полюбовались только на отдельный образовательный модуль. А сказка была обещана о целом педагогическом конвейере.

Дело в том, что до сих пор я скромно умалчивал об одной очень существенной проблеме: как обеспечить действующий образовательный модуль необходимым числом учащихся. Причем не просто учащихся, а тех, которые готовы к восприятию данного материала. Для кого тема данного модуля попадает в“зону ближайшего развития”. Во-первых, для решения подобной задачи, нашим потомкам придется отказаться от существующей системы постоянных учебных классов, и перейти к составлению для ученика ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА. Во-вторых, нужно заметить, что сложность задачи составления подобного расписания такова, что ее решение без использования средств вычислительной техники и развитых информационных коммуникаций, просто не реально. Поскольку время освоения того или иного курса учеником невозможно точно спрогнозировать, подобное расписание нельзя спланировать на год вперед. Возможно, что потребуется практически ежедневный пересчет прогнозов с учетом самой свежей информации. Одним словом, подобная задача все еще чрезвычайно сложна даже при сегодняшнем уровне развития техники, однако уже не выглядит принципиально неразрешимой. Итак, что же будет представлять из себя сам“педагогический конвейер”?

Обязательным элементом школьной программы останется по-видимому лишь прохождение совокупности квалификационных тестов. Если ученик способен пройти итоговое тестирование по программе какого-то модуля сразу, то совершенное не обязательно его участие в этом модуле. Таким образом, вундеркинды получат возможность получить аттестат об образовании намного раньше, а ученики с пониженными способностями, будут двигаться по программе в удобном для них темпе. Не засиживаясь в каждом классе по два года, а осваивая годовую программу, к примеру, за четырнадцать месяцев.

Намного упрощается ситуация со специализацией. Если кроме обязательных модулей, будут существовать еще ряд специализированных, факультативных, то появится возможность каждому из учеников строить для себя личную образовательную программу. Похожий подход уже давно с успехом применяется в английских колледжах. В выборе собственной образовательной программы ученику там помогает его тьютор - личный куратор.

Видимо и в прогнозируемом будущем, работа “личного опекуна” для нескольких учащихся, будет частью обязанностей педагога. Самое главное, что такая модульная система будет способствовать постепенному размыванию границ среднего образования. Школа постепенно перестанет быть“изолятором для подрастающего поколения”. Десятилетний школьник, осваивающий тот же русский язык только в пределах минимальных требований, сможет по какой-то другой теме заниматься уже в университетских модулях. А в школьные модули будут время от времени забредать почтенные инженеры, которым требуется освоить новый гуманитарный курс, отсутствовавший во времена их молодости.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011