Влияние алкоголя на организм и психологию подростка - (курсовая)
Влияние алкоголя на организм и психологию подростка - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство Образования Российской Федерации Исилькульский педагогический колледж 2001 г. Оглавление. Введение 2
Глава I. Методики обучения техническим приемам игры в волейбол юношей 11-14 лет.
5 1. 1. Физическая подготовка юных волейболистов. 5
1. 2. Сопоставление методики опережающего обучения с методикой обучения по комплексной программе, при формировании у учащихся навыков игры в волейбол на период обучения с 5-8 класс.
7
Глава II. Организация и методика проведения исследовательской работы с учащимися 14 лет.
30 2. 1. Задачи исследования. 30 2. 2. Методы исследования. 30 2. 3. Организация исследования. 30
Глава III. Сравнительный анализ результатов формирования у учащихся навыков игры в волейбол в традиционной и опережающей системах обучения.
33 Заключение. 34 Список литературы 36 Приложение 37 Введение.
Стабильный рост уровня подготовленности юных спортсменов может быть обеспечен теоретическим изучением и практическим внедрением результатов наиболее эффективных педагогических воздействий, а именно: средств, методов, целесообразных объемов тренировочных нагрузок и рациональной их структуры. Актуальность опережающего обучения предполагает в итоге усвоение учебного материала за короткий срок не ослабляя его эффективность. Это связано с акселерацией развития детей. Понятие акселерации развития, или ускоренное развитие, занимает сейчас умы биологов, врачей и социологов всего мира. Дело в том, что за последнее столетие развитие человечества ускорилось повсеместно на земном шаре. Поскольку термин “развитие” - понятие очень широкое, целесообразно его уточнить. Нас интересует биологическая акселерация. Под ней надо понимать все те изменения, которые касаются биологии развития человека, хотя эти изменения происходят в конкретной социальной среде и, надо полагать, в значительной мере обусловлены и социально детерминированными причинами. Биологическая акселерация касается ряда показателей характеризующих морфологическое и функциональное развитие человека. К таковым в первую очередь относится рост. В настоящее время дети рождаются более длинными чем несколько десятилетий назад. Однако явление акселерации можно проследить и по ряду других показателей. Многие исследователи обращают внимание на увеличение массы. Несомненно, что увеличение роста должно повлечь за собой и повышение массы. Между тем масса растет больше, чем это может быть вызвано увеличенным ростом. Акселерация коснулась и многие другие физиологические системы организма: опорно-двигательной, эндокринной и так далее. Например, окостенение костей кистей происходит на один-два года раньше, чем это было в 30-е годы. Таковы те изменения, которые послужили основой для утверждения об ускоренном развитии человека. [10] В качестве гипотезы моего исследования было выдвинуто предположение о том, что опережающее обучение волейболу детей 11-14 лет значительно эффективней, чем обучение по школьной программе. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности одновременного решения задач технической и физической подготовки, в сокращение времени освоения учебного материала, в повышении качества обучения техническим приемам. Это способствует повышению эффективности процесса обучения, в частности, созданию резерва времени в рамках общепринятых недельных объемов нагрузки. Необходимость повышения эффективности обучения волейболу вызвана тенденциями развития современного волейбола: увеличением интенсивности игры, повышение сложности технических приемов, повышением тактики. Не смотря на многочисленные исследования в области детского и юношеского спорта, в том числе волейбола, в большинстве случаев рассматриваются отдельные вопросы совершенствования подготовки спортивных резервов, а опережающему обучению волейболу не уделялось достаточно внимания. Целью исследования является подтверждение превосходства опережающего обучения над обучением по школьной программе. Но игровая направленность физической культуры с 5-го по 8-й класс не означает, отказа от других разделов учебной программы, поэтому над различными физическими качествами необходимо работать параллельно. На их изучение отводится 30-35% общего объема учебного времени. Это дает возможность учащимся успешно подготовиться и выполнить учебные нормативы по физической подготовке. Глава I. Методики обучения техническим приемам игры в волейбол юношей 11-14 лет.
1. 1. Физическая подготовка юных волейболистов.
Научными исследованиями доказано, что и физические качества и в частности у юных волейболистов, тоже лучше развивать в определенные периоды. Так мышечная сила у 12-14 летних спортсменов развивается равномерно, а затем, в 14-15 лет сменяется периодом скачкообразного нарастания и только после 17 лет происходит наибольший прирост силы. Регулярность занятий волейбола помогут сократить установленные периоды развития физических качеств. Неравномерно развиваются и спортивные качества. Так скорость пробегания небольших отрезков у волейболистов в период с 11 до 17 лет повышается, однако в наибольшей степени в период с 12 до 15 лет. В возрасте 15-17 лет намечается тенденция стабилизации скорости. Показатели скорости бела для тех волейболистов, кто специализируется как нападающий. У связующих же игроков этот показатель должен быть несколько выше. Рост скоростно-силовых качеств (прыгучести) так же происходит неравномерно. Самый значительный прирост наблюдается в возрасте от 12 до 13 лет, то есть на первом этапе занятия волейболом. В 13-14 лет результат прыжка возрастает незначительно, а в 14-15 лет темп прироста снова повышается. Нормальное требование по прыгучести для нападающих выше чем для связующих. Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Изменяется она у мальчиков и девочек по разному. Прыжковая выносливость у девочек например, резко возрастает в возрасте от 9 до 10 лет, а у мальчиков от 8 до 11. В дальнейшем эти показатели изменяются незначительно. Выносливость мальчиков в работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 до 11 лет на 110-120%, а с 11 до 14 лет снижается и стабилизируется, причем ровно на год позже, чем у девочек. Многие считают, что гибкость у детей больше, чем у взрослых. Гибкость достигает максимума к 16 годам. Но это не значит, что в последующем над развитие ее не следует работать. Знание периодов возрастного изменения физических качеств позволит более точно дозировать физическую нагрузку. Для ориентира следует приводить результаты, которые должны показывать мальчики 12-14 лет, занимающиеся волейболом год: становая сила 100 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4, 8 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног 50 сантиметров. Мальчики 13-15 лет, которые занимаются волейболом 2 года: становая сила 130 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4, 5 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног 55 сантиметров. Мальчики 14-16 лет, которые занимаются волейболом 3 года, должны показывать соответственно такие результаты: становая сила 140 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4, 2 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног 60 сантиметров. Таким образом, учащиеся получают достаточно физической подготовки для усвоения полного курса физической подготовки в школе. 1. 2. Сопоставление методики опережающего обучения с методикой обучения по комплексной программе, при формировании у учащихся навыков игры в волейбол на период обучения с 5-8 класс. Опережающее обучение волейболу в 6 классе. В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, изучение волейболу на уроках предусмотрено с 5 по 11 классы. Знакомить детей с элементами волейбола следует начинать в начальных классов путем адаптации материала подвижных игр. В 5-м классе школьники осваивают волейбол соответственно комплексной программе, изучают стойки, виды перемещений, передачу мяча сверху и снизу двумя руками, применяя и учебную игру, включая упражнения передачи мяча в парах через сетку. Опережение в освоении учебного материала по волейболу начинается в основном с 6-го класса. Поясним по каким методическим соображениям это произошло. Так, начиная с 5-го класса предусмотрена учебная игра, а ученики не изучили еще введение мяча в игру. Здесь учтен этот разрыв, поэтому в 6-м классе изучает нижнюю и боковую подачи. Другой пример: подача мяча (нижняя прямая) по комплексной изучается с 6-го класса, а прием мяча только в 8-м классе, чтобы отмеченный несогласованности в распределении учебного материала не выхолащивали живой дух волейбола, эмоциональные игры, следует включать в 6-м классе изучение приема мяча с подачи. Теперь проведение уроков физической культуры игровой направленности позволяет на практике осуществлять идеи опережающего обучения. Таким образом, учебный материал рассчитанный комплексной программой на 7 лет. Ученики при опережающем обучении изучают и закрепляют за 4 года, учась в 5-8-х классах, а затем в 9-11-х классах в основном совершенствуют навыки в игровых формах. Теперь в 6-м классе ученики овладевают следующими техническими элементами и приемами волейбола: чередование способов перемещения (боком, лицом вперед), передача мяча сверху двумя руками на месте после перемещения, прием мяча снизу двумя руками на месте после перемещения, нижней боковой подачей, нижней прямой подачей, приемом мяча с подачей. В уроки волейбола включены так же подвижные игры и эстафеты с элементами этой спортивной игры, учебные игры. Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от других разделов учебной программы. Программный материал для 6-го класса состоит из таких разделов, кроссовая подготовка, легкая атлетик, гимнастика, акробатика, контрольные упражнения по ОФП. На изучение игрового материала отводится 65-70% общего объема учебного времени, материалы других разделов занимают 30-35%. Такое соотношение, как показал опыт, позволит ученикам успешно подготовиться к выполнению нормативов по физической подготовке. Чередование способов обучения. Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры. На уроках постоянно уделяют внимание совершенствования рациональных исходных положений, а также способов перемещения до занятия исходного положения (стойки готовности): бег с изменением направления в ответ на зрительные сигналы, бег в сочетании с выполнением других действий (круговые движения руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, броски мяча из-за спины вперед по ходу движения), бег в максимальном темпе на отрезке 8-15 метров с изменением направления. “Пятнашки”. Игра в пределах волейбольной площадки. Играющий перемещается находясь в стойке готовности. “Пустое место”. Играющие образуют круг. Водящий, бегая по кругу, неожиданно садит одного из играющих, сам продолжая бег, осаленный игрок бежит в противоположном направлении. Каждый из бегущих старается быстрее оббежать круг и первым занять пустое место. Опоздавший становится водящим и игра продолжается. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Данный технический прием изучается в 5-м классе, поэтому на первых уроках волейбола в 6-м классе идет повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте. Затем начинают изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещения. В ходе обучения следует обратить внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствованию данного приема на уроке способствуют игровые упражнения, подвижные игры. “Точно водящему”. Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с мячами. Они поочередно набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, выполняя передачу мяча сверху двумя руками, точно передать мяч водящему. “Свеча”. На площадке наносят круг диаметром два метра, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входит в круг и выполняют 10 передач мяча сверху руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоту не менее 3-х метров. За недостаточную высоту передачи мяча, за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок у которого меньше штрафных очков. “Эстафета парами”. Игроки двух команд располагаются парами и выстраиваются перед линией старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают движение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша и, переставая передавать мяч друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды. Прием мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения. Техника выполнения этого игрового приема, также как и передача мяча сверху двумя руками, изучалась в 5-м классе, поэтому технология повторения обучения приему мяча снизу двумя руками после перемещения, аналогично рассмотрена выше. Из подвижных игр используется “Кто точнее”. Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в пяти метрах от стены, на которой в трех метрах от пола нарисован квадрат два на два метра. Игроки по очереди выполняют передачу мяча снизу двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, набравшая большее число очков. Наука свидетельствует: передача и прием мяча сложный технический прием. Игроку необходимо за пол секунды точно передать мяч, не делая при этом броска или двойного удара. Зная, как правильно нужно располагаться под мячом можно добиться безошибочного выполнения передачи, то есть научиться определять в какой момент и как следует действовать игроку. Передача мяча состоит из четырех последовательно чередующихся фаз. Стартовая фаза–предварительная подготовка к выполнению приема. В этот момент игрок оценивает ситуацию здесь закладывается программа следующих его действий на основе этой оценки. Подготовительная фаза–игрок выбирает место встречи с мячом и перемещается на это место. Рабочая фаза соприкосновения рук с мячом. Заключительная фаза–игрок завершает выполнение передачи и переходит к новым действиям. На сколько хорошо учащиеся усвоили технику передачи мяча можно проверить пользуясь следующими контрольными упражнениями. После года занятий: из зоны 2 в зону 4 передать мяч так, чтобы он отдалялся от сетки в зоне 4 не более чем на полтора метра. Если из 10 попыток передача получилась дважды, то считайте, что этим игровым приемом вы начинаете овладевать. После двух лет занятий для ребят то же упражнение, но уже не меньше трех удачных передач из 10. Ребята старшего возраста: для нападающих– 4, для связующих –5. Еще одно упражнение: такое количество качественных передач, но за голову из зоны 3 в зону 2 на расстоянии 3-3, 5 метра на высоту 3 метра и не более 1, 5 метра от сетки. Для ребят старшего возраста норматив больше: для нападающих– не менее 4 качественных передач, для связующих – 7. Нижняя боковая подача. Данный технический прием, к сожалению, незаслуженно забыт. При начальном обучению школьников волейболу является самым естественным и доступным. Опыт показал, что изучение нижней боковой подачи один из самых нужных на пути к изучению более сложной техники нижней и верхней прямой подачи. Рассматриваемый способ введения мяча в игру облегчает проведение учебных игр и повышает моторную плотность урока. Для закрепления техники нижней боковой подачи можно использовать игру “Подай и попади”. Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки в 4-5 метрах от сетки. У каждой команды по 5-7 мячей. По сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют подачу, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Побеждает команда на счету которой будет большее количество точных подач. Нижняя прямая подача. Этот прием изучают после овладения нижней боковой подачей. Обучение технике нижней прямой подачи начинается с имитационных движений. Здесь шестиклассники в парах производят подачу мяча через сетку высотой два метра находясь от нее в четырех метрах. Постепенно подающий в процессе закрепления навыка отходят от сетки приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии 9 метров. Здесь можно использовать такие подвижные игры. “Снайпера”. Команды располагаются в шеренгу на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6 игроку начисляется 6 очков и так далее. Побеждает команда набравшая большее количество очков. “Сумей передать и подать”. Играющие выстраиваются в две колонны в трех метрах от стены и соревнуются в передачах мяча в стену и в подачах на точность. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху в стену; после чего бегут на свою половину площадки и производят по три подачи. Как только первый номер закончил подавать, немедленно начинает передачу второй номер. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильное выполнение передачи игроку начисляют одно очко, подачи– три очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Прием мяча с подачей. Закономерно в методическом плане на уроках обучения введению мяча в игру нижней боковой и прямой подачами учат и приему мяча, так как без подачи и приема мяча с подачей, не бывает игры. Этому техническому приему игры следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачей в основном зависит от скорости и траектории полета мяча. Определив направление траектории скорость полета мяча учащийся должен быстро переместиться к месту его предполагаемого падения и принять исходное положение: ноги согнуты в коленях, одна несколько впереди, туловище несколько наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч принимают на предплечье ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляются. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении этого технического приема следует использовать упражнение применяя нижнюю прямую подачу, а также подвижные игры. “Сумей принять”. Игроки в парах располагаются на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Другая команда выполняет подачи, каждый по 10. Затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок. “Кто лучший? ”. Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает по 10 мячей. За прием начисляют очки. После приема 10 мячей игроки меняются местами. Побеждает игрок, набравший большее количество очков. Особое место на уроках занимают подвижные игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогающие совершенствовать как индивидуальные, так и групповые взаимодействия игроков. Использование разнообразных игр и эстафет позволяет добиться от учеников хорошего технического использования элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры. Несколько слов об учебной игре в 6-м классе. Как правило, учебные игры следует проводить после того, как учащиеся освоят передачи двумя руками снизу и сверху. Вначале мяч вводят в игру верхней передачей из-за линии нападения. Первые передачи направляют в зону три, из зоны 3 мяч посылают в ту зону, к которой передающий обращен в данный момент лицом. После этого мяч переправляется через сетку. С овладением техникой нижней прямой подачи и приемом мяча снизу двумя руками учебную игру проводят с использованием этих приемов. Для того, чтобы проверить степень овладения техники приема мяча с подачей следует на волейбольной площадке установить не сложное приспособление: на расстоянии 1, 5 метров от сетки на высоте 3 метра натяните ленту. Теперь займите место в зоне 6. Приняв с подачи мяч, направьте его через ленту в зону 3 или 2. Контрольный норматив для 6-го класса: сделать две точные передачи из 5 попыток. Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры следует проводить в следующем порядке: подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; подводящие упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его отдельных элементов; упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт;
совершенствование технического приема в учебной игре.
Обозначенная последовательность обучения достигается благодаря продуманному подбору упражнения и системе специальных занятий, которые ставят перед учениками в игре. Немаловажное значение при изучении и закреплении технических приемов волейбола, совершенствование навыков игры, а также развитие физических качеств имеют использование различных приспособлений, инвентарь и специальное оборудование. Опережающее обучение волейболу в 7 классе. Раздел “Волейбол” в 7-м классе включает в себя изучение следующих учебных тем: сочетание различных способов перемещения и передачи мяча сверху двумя руками и приемам снизу двумя руками во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку:
передача мяча в прыжке через сетку; прием подачи; нижняя прямая передача в левую и правую часть площадки; верхняя прямая подача; игры и эстафеты с элементами волейбола; учебная игра.
Рассмотрим учебный материал раздела “волейбол” не останавливаясь подробно на описании всем известных технических приемах. Комплексной программой данная учебная тема определена для прохождения в 9-м классе. Опережение в освоении волейбола позволит семиклассникам с успехом освоить сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приемам снизу, закрепить способность чередования способов перемещения по волейбольной площадке. В ходе уроков необходимо постоянно закреплять перемещение с выходом на игровую позицию для выполнения какого-либо технического приема. Передача мяча сверху во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку. После того как учащиеся овладеют передачей мяча во встречных колоннах, упражняясь на одной половине площадки, следует переходить к совершенствованию этой передачи в упражнениях около сетки и через сетку. При этом нужно стремиться, чтобы занимающиеся, располагались во встречных колоннах около сетки, направляли мяч строго в направлении сетки в 50-60 сантиметрах от нее. Необходимо добиться, чтобы играющие точно адресовали верхнюю передачу своим партнерам в своих колоннах. При партнерам необходимо акцентироваться на своевременным выходе под летящий мяч и сохраняли в момент передачи устойчивое положение. Для закрепления навыков передачи мяча сверху во встречных колоннах вдоль сетки рекомендуется использовать следующие примерный упражнения: Учащиеся располагаются на обеих сторонах площадки во встречных колоннах по 5–6 человек на расстоянии 1 метр от сетки. Впереди стоящий ученик одной из колонн выполняет передачу мяча сверху двумя руками направляющему игроку встречной колонны, а сам уход в конец своей колонны. Направляющий второй колонны в свою очередь выполняет передачу второму игроку встречной колонны и так далее. Расположение занимающихся такое же как и в предыдущем упражнении, только ученики после осуществления передачи переходят в конец встречной колонны. Передача мяча во встречных колоннах через сетку применяется для совершенствования техники верхних передач с использованием различной траектории полета мяча. Учащиеся располагаются во встречных колоннах по 5-6 человек на противоположных сторонах площадки на расстоянии 2-3 метра от сетки. Впереди стоящий игрок каждой из колонн после передачи мяча уходит в конец своей или встречной колонны. Передачу мяча сверху двумя руками можно производить и в колонне по диагонали. При выполнении данных упражнений можно применять такие приспособления, как подвешенные над сеткой обручи, в которые по заданию и осуществляется передача.
Передача меча в прыжке через сетку.
Эта учебная тема, согласно комплексной программы изучается в 9 классе. При опережении она проходится в 7 классе, так как она на прямую связана с освоением передачи мяча сверху двумя руками через сетку и, как показывает опыт, должна изучаться, параллельна при выполнении упражнения с передачей мяча во встречных колоннах. Передача мяча в прыжке через сетку, как правило, применяется в тех случаях, когда мяч направлен по высокой траектории близко к сетки и передавать его из опорного положения не представляется возможным. При обучении учащихся передачи мяча в прыжке через сетку служит эффективным средством для проверки семиклассников и овладения техникой нападающего удара. Прыжок при этой передачи может производиться как после разбега, так и с места. Выполняя отталкивания от опоры. Ученик должен учитывать высоту траектории полета мяча и сопоставлять его со своими действиями таким образам, чтобы в момент выполнения передачи находится в наивысшей точке без опорной фазы. Передача осуществляется за счет активного движения кистей, пальцев и почти полностью выпрямленных рук. Отбивание мяча кулаком через сетку. Данная учебная тема в комплексной программе отнесена к изучению в 9 классе. На начальном этапе проведения учебных игр учащимся трудно первой передачей направить мяч к сетки. Мяч часто отпускается близко к сетки и на саму сетку. В результате вторую передачу осуществить нельзя поэтому избежать проигрыша мяча можно, только отбив его кулаком через сетку. Отбивание мяча кулаком выполняется в положении лицом боком и даже спиной к сетки. При обучении данному техническому приему используются следующие упражнения:
отбивания кулаком мяча подвешенного у верхнего края сетки; отбивания мяча кулаком через сетку в прыжке. Прием мяча.
Эту учебную тему (по программе осваивается в 8 классе) необходимо проходить с опережением. В 6 классе нынешние семиклассники овладели техникой приема мяча снизу двумя руками и приема мяча с подачи, применяя их в игре. Это создало благоприятные условия для совершенствования данного технического приема в более тяжелых условиях. Для обучения, закрепления и совершенствования приема мяча снизу двумя руками используется следующие упражнения: В парах. Игроки стоят на расстоянии 6-7 метров один у сетки, другой в глубине площадки. Игрок от сетки направляет мяч партнеру, не добрасывая до него 1, 5-2 метра, тем самым заставляя его сделать его выход вперед для передачи мяча обратно. Первый партнер тотчас передает мяч по высокой траектории к лицевой линии. Второй сделав передачу партнеру, поворачивается и бежит к лицевой линии чтобы отбить мяч через себя партнеру к сетке. То же, но мяч перебивается через сетку, как можно ближе к лицевой линии и с высокой траекторией. Прием мяча с подачей в зоны 4, 3, 2 по заданию. Прием выполняется только с одной стороны площадки. После 10-12 приемов игроки меняются местами. Подачу вначале осуществлять с расстояния 3-х метров, затем 5-6 метров. Нижняя прямая подача в правую и левую часть площадки. Эта учебная тема по программе изучается в 9-м классе. При опережении семиклассники овладели техникой прямой нижней подачи в 6-м классе, выполняя ее с 3-х метров от сетки. В 7-м классе стоит задача научиться выполнять нижнюю прямую подачу с расстояния 9 метров от сетки и подавать в правую и левую часть площадки. Совершенствуя навык выполнения нижней прямой подачи можно более успешно разучивать упражнения, связанные с приемом подачи, точностью подачи, интереснее проводить учебные игры с маленьким числом ошибок при подаче и приеме подач. Для совершенствования нижней прямой подачи используется следующие упражнения: Подача мяча с лицевой линии или только с места подач. Ставится подача перебить мяч на противоположную сторону площадки. Подача мяча из зоны подачи в левую или правую половину площадки соперника. Занимающиеся расположены в колоннах по одному на место подачи. По одному игроку находится в зоне 5 на обеих сторонах площадки. По сигналу первые игроки в колоннах выполняют подачу мяча в зону 5 и перемещаются туда же. Игроки зоны 5 ловят поданный мяч, передают его направляющему, а сами уходят в конец колонны: очередной игрок выполняет подачу и так далее. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету. Можно провести аналогичную эстафету расположив игроков в других зонах. Упражнение, аналогичное вышеприведенному, с тем же расположением занимающихся. В зонах площадки, куда направляется подача, кладутся маты, нападающие мишени, или же зона очерчивается мелом. Выполняется подача по цели, и после отскока мяча от пола игрок ловит его, передает направляющему в колонне, а сам уходит в конец колонны. За попадание в цель команда получает одно очко. Победителем становится та из команд, которая закончила эстафету первой. Подача мяча после выполнения определенного упражнения. Например сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Над верхним краем сетки на высоте 1, 5 метра натянут шнур. Подача мяча между верхним краем сетки и шнуром по определенным зонам. Верхняя прямая подача. Для изучения и совершенствования верхней прямой подачи предлагаем следующие игры и упражнения:
Выполнение верхней прямой подачи в стену.
Подача мяча через сетку с расстояния 3-х метров от нее. Ученики попарно располагаются по обе стороны сетки напротив друг друга. Один подает другой ловит, или принимает мяч и, в свою очередь, выполняет подачу. Выполнение подучи по зонам. На двух половинах площадки располагается по 6 игроков. Прием подачи осуществляется игроками одной половины площадки. После 5-6 удачных приемов выполняется переход игроков на один номер. Упражнение можно проводить в виде соревнования между нападающими и принимающими.
Волейбол с надувным шаром.
Волейбол с двумя мячами. Игра идет по всем правилам волейбола. Ошибкой считается если мяч попал в сетку, или вышел за пределы площадки. После каждой ошибки звучит судейский свисток и объявляется счет. Опережающее обучение в 8-м классе. Проведение уроков физической культуры игровой направленности позволяет на практике осуществлять идею опережающего обучения. В разделе “волейбол” в 8-м классе с опережающим освоением изучаются, закрепляются и совершенствуются такие элементы:
передача мяча сверху двумя руками; передача мяча снизу; прием мяча, отскочившего от сетки; прием подачи и первая передача к сетке в зону 3; примой нападающий удар; блокирование нападающего удара; верхняя прямая подача; игры и эстафеты с элементами волейбола; учебная двусторонняя игра.
Теперь рассмотрим учебный материал раздела “волейбол”, не останавливаясь на уже изученных и всем известных технических приемах. Передача мяча сверху двумя руками. Этот технический прием к 8-му классу был изучен и хорошо закреплен в 6-7 классах. Поэтому его можно использовать в вводной части урока при разминке с мячами, а так же в упражнениях с перемещениями и в сложно координированных действиях.
Примерные упражнения для совершенствования:
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке. Два игрока стоят друг за другом на боковой линии, третий–на противоположной боковой линии. Передачи мяча сверху начинают с той стороны начинают с той стороны, где находятся два игрока. После выполнения передачи пасующий игрок сразу же перемещается вслед за мячом и становится за партнером, которому была адресована передача, пока каждый не сделает определенной число передач. Передача одного или двух мячей сверху в четверках, пятерках одновременно по кругу. Передача сверху одного или двух мячей по диагонали в парах. Передача мяча сверху в шеренгах. Учащиеся располагаются на волейбольной площадке по зонам и играют в парах, например игрок зоны 1 взаимодействует с игроком зоны 3, игрок зоны 6– с игроком зоны 4, зоны 5 – с игроком зоны 2. Передача мяча сверху, стоя лицом к цели. Данный прием (по программе осваивается в 9-м классе) является разновидностью передачи мяча сверху вперед для следующего затем нападающего удара, но в тоже время он отличается от него. При подаче назад игрок перемещается под мяч таким образом, чтобы касание его произошло прямо над головой. Руки в этот момент выпрямляются вверх– назад, туловище прогибается, масса тела переносится на сзади стоящую ногу. Примерные упражнения для изучения: В парах стоя спиной друг к другу на расстоянии 2-4 метра. Игроки поочередно с собственно подбрасывания выполняют передачу мяча двумя руками назад за голову адресуя мяч партнеру. В тройках, располагаясь на одной линии на расстоянии 2-3 метра друг от друга. Первый крайний игрок передачей сверху набрасывает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его назад за голову другому своему партнеру, после чего тот возвращает мяч длиной передачей мяча вперед крайнему игроку. Тоже, что упражнение 2, но средний игрок, приняв мяч от крайнего не выполняет передачу назад за голову третьему игроку, поворачивается кругом, получает мяч от третьего игрока и затем, передачей назад за голову возвращает его первому крайнему. Учащиеся располагаются в колоннах по одному в зоне 6 3 и 2. Передачей сверху из зоны 6 мяч направлять в зону 3, а оттуда передачей за голову в зону 2 и затем вновь в зону 6, адресуя его второму игроку в колонне, вышедшему на смену первому, который после выполнения своих действий уходит в конец колонны. Прием мяча снизу. Изученный и закрепленный в 6-7 классах здесь совершенствуется вводной части урока. Данный технический навык должен быть доведен до такой степени совершенства, чтобы учащиеся могли правильно выполнять его в любых ситуациях. Примерные упражнения для совершенствования: В парах. Первый игрок набрасывает мяч партнеру не точно, на расстоянии метра в сторону от него. Второй игрок, переместившись, выполняет передачу первому и вновь возвращается на свое место. В ходе выполнения упражнения следует поочередно направлять мяч то вправо, то влево от каждого партнера. Учащиеся располагаются на площадке в две шеренги, по три человека в каждой лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метров. В каждой шеренге по одному мячу. По сигналу игроки с мячом выполняют передачу в противоположную шеренгу, адресуя ее одному из игроков, не имеющему мяч. Передача мяча между игроками одной шеренги запрещается. Прием мяча отскочившего от сетки. Обучение этому техническому приему предусмотрено учебной программой в 9-м классе. К сожалению, многие учителя этот прием не изучают, хотя он является неотъемлемой частью формирования умений принимать мяч снизу двумя руками, особенно в тот период обучения, когда учащиеся еще плохо владеют приемом подачи и нападающего удара. Для выполнения приема учащийся должен своевременно выходить на мяч, в момент касания мяча руки должны быть прямые, плечи наклонены назад. При этом характерно глубокое подсидание под мяч. Главное, на что следует обратить внимание: после приема мяч нужно поднять как можно выше над сеткой на своей половине площадки.
Примерные упражнения для обучения:
В парах. Первый учащийся бросает мяч в сетку, второй принимает отскочивший мяч двумя руками снизу, стараясь после приема как можно выше поднять его над сеткой на своей половине площадки. Затем они меняются ролями. Тоже, что и упражнение 1, но первый учащийся направляет мяч в сетку ударом. Прием мяча и первая передача к сетке в зону три. Исходя из наблюдений и анализа сложившейся практики обучения выполнению приема подачи и передачи, направленной в определенную зону, необходимо начинать уже в 8-м классе, а не в 10-м, причем с самого простого варианта, таковым является доводка мяча в зону три.
Примерные упражнения для обучения:
игроки располагаются в зоне 5 в колонне по одному. Один из учащихся стоит на противоположной площадке в трех метрах от сетки и выполняет передачу мяча сверху игроку, находящемуся во главе колонны, который, приняв мяч адресует его в зону три и уходит в конец колонны. Игрок зоны три ловит мяч и отдает его подающему. То же, но постоянно изменяя и усложняя условия выполнения приема мяча. То же, но изменяя зону приема мяча. То же, но постепенно увеличивая расстояние подающего от сетки. Прямой нападающий удар. Согласно комплексной программе эта учебная тема осваивается в 9-м классе. И здесь обучение восьмиклассников осуществляется расчлененным способом, выделяя в данном техническом приеме фазы разбега. Прыжка, маха, удара по мячу с приземлением. Обучение разбегу проводится в обратной последовательности. То есть вначале изучается перекат с пятки на носок, а затем, соответственно последний, второй и первый шаги разбега. Перекат с пятки на носок необходим для того, чтобы с наибольшим эффектом перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную скорость выпрыгивания, а так же погасить чрезмерное движение тела вперед после отталкивания. Спустя несколько повторения перекатов с пятки на носок это движение выполняется с выпрыгиванием вверх. Внимание акцентировать на том, чтобы после выпрыгивание вверх приземляться на то же место от которого произведено отталкивание. После освоения переката с пятки на носок переходим к последующему шагу в разбеге–скачку. Строим учащихся на одной линии так, чтобы правая нога стояла впереди, левая несколько сзади. Игроки махом левой ноги делают скачок с одновременным присоединением правой ноги приземляются на пятки, затем выполняют перекат, обращая внимание на смежности движений. После нескольких упражнений добавляем еще один шаг. Средний шаг. Средний шаг или второй шаг - это самый большой шаг. Повторяем вышеприведенные упражнения, но уже начиная движение с правой ноги. И так, делаем длинный шаг правой ногой, махом левой ноги выполняем скачок, приземление на пятки, перекат и выпрыгивание. Здесь обращаем внимание на то, чтобы перед отталкиванием от опоры стопы были расположены параллельно и учащиеся приземлялись точно на место отталкивания. Первый шаг корректирует движение по отношению к летящему мячу и считается самым коротким по длине и продолжительным по времени выполнения. Из исходного положения правая нога впереди начинаем движение с левой ноги и далее все так же как сказано выше. Высота прыжка зависит от быстроты и согласованности выполнения движения при запрыгивании. Это мах руками вниз-назад, преставление правой ноги, мах руками вперед-вверх с одновременным отталкиванием от опоры. Движение на зонах начинается с пригибания туловища, далее поднимается и отводится назад плечо, локоть затем предплечья и кисть. Руки вначале идут вместе до уровня лица, затем наблюдается только активная работа бьющей руки. Приведенный выше движения рекомендуется выполнять сначала в упрощенных условиях, то есть стоя на место, затем с мячом, в прыжке. Удар начинается с энергичного сокращения мышц живота. Туловище выпрямляется, одновременно начинает движение рука. Отдельные части тела включаются в работу последовательно: вначале движется плечо, затем предплечья и кисть, эффективность нападающего удара завит от заключительного движения кистью. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания с мячом. Удар по мячу выполняется в верхней точке прыжка выпрямленной рукой. Во время удара кисть напряжена и в момент касания мяча работа наиболее активна. После удара игрок мягко опускается на площадку начиная приземление на носки. Руки после удара сгибаются в локтевом суставе. Кисти на уровне лица.
Примерные упражнения для обучения: Нападающий удар по подвешенному мячу. Броски теннисного мяча через сетку с места. То же, что и упражнение 2 после разбега.
С собственного подбрасывания нападающий удар с места через сетку. То же, что и упражнение 4, но с трех шагов разбега. В парах один набрасывает, другой выполняет нападающий удар через сетку. Нападающий удар через сетку после передачи партнера. Блокирование нападающего удара. Изучается согласно комплексной программе в 9-м классе. При опережении в обучении блокированию следует начинать одновременно с освоением нападающего удара. По технике выполнения это один из сложных приемов защиты. Уже на первом уроке нужно сообщить учащимся, что существует несколько разновидностей блока: по технике выполнения – зонный, ловящий, уступающий;
по качеству игроков, задействованных в постановке блока.
В процессе обучения постановке блока учащихся следует располагать непосредственно у сетки. Ноги немного согнуты в коленях, руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне головы ладонями к сетке. Выпрыгивая, игрок поднимает руки вверх так, чтобы кисти могли подняться над верхним краем сетки и преградить путь полету мяча после нападающего удара, оставить его на стороне соперника. В момент касания рук с мячом пальца расставлены, расстояние между кистями такое, чтобы не пролетел мяч. После выполнения блокирования, сгибаясь в локтях опускаются вдоль сетки до уровня головы и игрок принимает стойку готовности.
Примерные упражнения для обучения:
В парах. Игроки располагаются на противоположных сторонах сетки. Один держит нижний край сетки вытянутыми руками, другой с расстояния 2-3 метра бросает мяч в сетку на уровне лица. затем они меняются местами. Упражнение необходимо для того, чтобы игроки при постановке блока не закрывали глаза. В парах. Один из игроков стоит на подставке и держит мяч над сеткой другой выполняет блокирование. Две пары игроков располагаются на противоположных сторонах площадки. Первая пара– возле сетки для постановки блока. Вторая –на расстоянии двух метров от сетки. Последние игроки выполняют передачу мяча двумя руками вперед через сетку вблизи ее верхнего края. Задача пары блокирующих закрыть передачу блоком. Блокирование нападающего удара. Обратить внимание на своевременность постановки блока, параллельность выноса рук над сеткой. Учебная тема “верхняя прямая подача”в 8-м классе включает в себя дальнейшее совершенствование этого технического элемента. Основа тактики подачи–выиграть очко или затруднить сопернику прием мяча, усложнить для него организацию атаки. Существуют различные тактические варианты выполнения подачи. Среди них:
подача на игрока, слабо владеющего приемом мяча;
подача в наиболее уязвимое место при конкретной расстановке команды соперников; использование различных способов подач в ближние и дальние зоны. Примерные упражнения для обучения: Чередование верхних прямых подач в зону нападения и к лицевым линиям. Подача мяча к боковым линиям в правую часть площадки.
Подача мяча на точность в определенную зону. Подача мяча между игроками.
Глава II. Организация и методика проведения исследовательской работы с учащимися 14 лет. Как показал краткий обзор литературных источников, опережающему обучению игре в волейбол не уделяется достаточного внимания. Поэтому целью моего исследования доказательство превосходства методики опережающего обучения над методикой школьной программы.
2. 1. Задачи исследования. Выявить преобладающую методику обучения. Оценить степень эффективности преобладающей методики. 2. 2. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы. Педагогический эксперимент. Определение физического развития. Оценка уровня технической подготовки. Регистрация показателей.
Обработка экспериментального материала математическим путем с применением ЭВМ. 2. 3. Организация исследования. Исследование началось с того, что я привлек к занятиям юношей 8-х классов, объяснив цель и задачи моей работы. Принял у них контрольные нормативы по общей физической подготовке. Это:
прыжок в длину с места;
метание набивного мяча весом 1 килограмм из-за головы двумя руками сидя на полу;
бег 30 метров (6*5 метров).
Также принял показатели роста, так как рост играет не маловажную роль в волейболе. Затем отобрал учащихся с примерно равной физической подготовкой, сформировал две группы (см. табл. 1):
Учащиеся 8а класса. Учащиеся 8б класса.
Их уровень физической подготовки примерно равный, в этом я убедился найдя средние показатели физического развития обеих групп (см. табл. 2). Дальше я проверил техническую подготовку испытуемых учащихся. Для этого я применял такие контрольные упражнения: передача мяча сверху двумя руками над собой, передача мяча снизу двумя руками и подача мяча на точность. Первые два упражнения выполнялись до 15 раз, а третье до 6 раз. На каждое упражнение давалось по три попытки. Полученные результаты были занесены в таблицу (см. табл. 3). Затем все показатели перевел в проценты и перевел те же данные только в процентном соотношении, занес в таблице (см. табл. 4 графы “до начала эксперимента”). В первых двух упражнениях за 100% я брал 15 передач, а в третьем за 100% взял 6 подач. Определил средний показатель выполняемых упражнений обеих групп в процентах (см. табл. 5 графы “до начала эксперимента”). По полученным данным видно, что техническая подготовка обеих групп примерно одинакова. Это можно увидеть на рисунке 1. В период всего экспериментального срока велась работа с обеими группами. Группа с учащимися 8а класса работала по методике опережающего обучения, главный смысл которой изучение технических приемов несколько раньше. Это связано, как я уже говорил, с акселерацией развития организма. Группа учащихся 8б класса работала по школьной программе. В работу включались не только специальные упражнения, но и эстафеты, игровые упражнения, элементы игр и игры. В конце экспериментального срока я вновь принял контрольные нормативы по технической подготовке таблице (см. табл. 3 графы “в конце эксперимента”). Затем проделал такую же работу с полученными данными как и в начале эксперимента. Результаты фиксировались в таблицах 4 и 5. По данным таблицы 5 “средние показатели технического развития обеих групп в процентах” я построил диаграммы (см. рис. 1). Глава III. Сравнительный анализ результатов формирования у учащихся навыков игры в волейбол в традиционной и опережающей системах обучения. Из данный рисунка 1 мы видим, что прирост технической подготовки наблюдается в обеих группах, так как развитие шло и в той и в другой группе, но если сравнить прирост показателей в 8а с приростом показателей в 8б классе, то мы увидим, что 8а класс показал результаты выше, чем 8б класс. Это говорит о том, что методика опережающего обучения детей игре в волейбол значительно эффективней методике обучения школьной программы. В этом мы убедились на основе моего вывода Заключение. По результатам моего исследования можно сделать следующие выводы: Специальная литература и результаты эксперимента показали, что методике опережающего обучения детей игре в волейбол уделяется недостаточно времени. Данная методика обучения способствует одновременному повышению технической и физической подготовленности юных волейболистов. Проведение уроков игровой направленности не только позволяет учащимся освоить учебный материал, но и повышает интерес и эмоциональность занятий. При условии соблюдения рекомендаций по использованию данной методики на этапах обучения техническим приемам удается успешно решать задачи как физической, так и технической подготовленности учащихся. Обследование технического развития группы учащихся 8а класса показало, что данная методика одинаково благоприятно влияет на всех испытуемых. Для повышения эффективности опережающего обучения волейболу следует широко внедрять домашнее задание. Так при закреплении и совершенствовании технического приема на занятиях по волейболу в качестве домашнего задания предлагается развитие необходимых физических качеств. Проверяется же выполнения домашнего задания при помощи эстафет и подвижных игр. И в целом предложенная технология проведения уроков игровой направленности позволяет раскрыть не использованные резервы урочной формы обучения, повышать эффективность школьной физический культуры. Исходя из данных выводов можно смело заявить о том, что на уроках обучения волейболу целесообразнее использовать методику опережающего обучения, чем нашу традиционную методику школьной программы.
Литература.
Железняк Ю. Д. , и Войлов А. А. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1991. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. - М. : Физкультура и спорт, 1978. Железняк Ю. Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет: методическое пособие. - М. , 1961. Железняк Ю. Д. Оборудование для занятий волейболом. // “Физкультура в школе”. Железняк Ю. Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов. М. , 1972. Костюков В. В. Дубовой А. Е. Опережающее обучение волейболу // “Физическая культура в школе”, 1994 №1. Костюков В. В. Дубовой А. Е. Опережающее обучение волейболу // “Физическая культура в школе”, 1994 №2. Костюков В. В. Дубовой А. Е. Опережающее обучение волейболу // “Физическая культура в школе”, 1996 №1. Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов – М. : “Физкультура с спорт”, 1969. Маркосьян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М. , “Просвещение” 1974. Фурманов А. Г. , Болдырев Д. М. Волейбол – М. : “Физкультура и спорт”, 1979. Чехов О. Основы волейбола – М. : “Физкультура и спорт”, 1979.
Общая физическая подготовка мальчиков 8 классов. Таблица №1. Приложение №1. № п/п Ф. И. О. Рост стоя см.
Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя см.
Прыжок в длину с места см. Бег 30 м. 6х5 м. сек. 8 б класс 1 Деинеко Д. 151 3. 20 185 10. 5 2 Захаров С. 162 3. 50 190 10. 1 3 Кулик В. 175 4. 50 185 9. 8 4 Макаров П. 171 3. 40 175 11. 5 5 Омаров А. 158 4. 10 180 10. 3 6 Соколенко С. 161 4. 80 195 10. 2 7 Солнцев В. 171 5. 10 190 9. 2 8 Толпекин С. 154 4. 00 200 9. 8 8 а класс 1 Айтымов Р. 162 5. 10 205 9. 8 2 Макаров Л. 157 3. 70 180 10. 8 3 Миженин В. 150 3. 40 165 10. 1 4 Новиков В. 166 3. 00 165 11. 0 5 Семенов Ж. 154 4. 70 185 9. 5 6 Аношин В. 160 4. 20 180 10. 8 7 Рук В. 176 4. 30 210 9. 7 8 Туренко С. 174 3. 80 200 10. 5 Средние величины. Таблица №2. Приложение №2. № п/п Класс. Рост стоя см.
Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя см.
Прыжок в длину с места см. Бег 30 м. 6х5 м. сек. 1 8 а класс 162 186 4 10. 3 2 8 б класс 163 188 4. 1 10. 2 Техническая подготовка. Таблица №3. Приложение №3. № п/п. Ф. И. О. Передача мяча сверху Из 15 раз. Передача мяча снизу Из15 раз. Подача мяча на точность по зонам из 6 раз. В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце Эксперимента 8 б класс 1 Деинеко Д. 10 10 13 12 3 3 2 Захаров С. 10 11 15 15 2 3 3 Кулик В. 6 7 14 15 3 3 4 Макаров П. 7 7 5 7 1 4 5 Омаров А. 8 9 8 10 2 2 6 Соколенко С. 9 10 7 9 2 3 7 Солнцев В. 10 11 10 11 3 3 8 Толпекин С. 9 10 15 15 3 4 8 а класс 1 Айтымов Р. 10 15 15 15 5 5 2 Макаров Л. 8 8 5 9 2 4 3 Миженин В. 12 13 10 15 2 3 4 Новиков В. 15 15 6 10 1 3 5 Семенов Ж. 8 10 9 10 2 4 6 Аношин В. 7 10 15 15 3 3 7 Рук В. 9 14 15 15 3 4 8 Туренко С. 6 9 10 13 2 4 Таблица №4. Приложение №4. № п/п. Ф. И. О. Передача мяча сверху Из 15 раз. в % Передача мяча снизу Из15 раз. в % Подача мяча на точность по зонам из 6 раз. в % В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце Эксперимента 8 б класс 1 Деинеко Д. 67 67 87 80 50 50 2 Захаров С. 67 73 100 100 33 50 3 Кулик В. 40 47 93 100 50 50 4 Макаров П. 47 47 33 47 17 67 5 Омаров А. 53 60 53 67 33 33 6 Соколенко С. 60 67 47 60 33 50 7 Солнцев В. 67 73 67 73 50 50 8 Толпекин С. 60 67 100 100 50 67 8 а класс 1 Айтымов Р. 67 100 100 100 83 83 2 Макаров Л. 40 53 33 60 33 67 3 Миженин В. 80 87 67 100 33 50 4 Новиков В. 100 100 40 60 17 50 5 Семенов Ж. 53 67 60 60 33 67 6 Аношин В. 47 67 100 100 50 50 7 Рук В. 60 93 100 100 50 67 8 Туренко С. 40 60 67 87 33 67 Средние величины. Таблица №5. Приложение №5. № п/п. Ф. И. О. Передача мяча сверху Из 15 раз. в % Передача мяча снизу Из15 раз. в % Подача мяча на точность по зонам из 6 раз. в % В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце Эксперимента 1 8 б класс 58 63 73 78 40 52 2 8 а класс 61 78 71 83 41 63
|