|
Целевые программы, направленные на развитие образования в Российской Федерации
Целевые программы, направленные на развитие образования в Российской Федерации
7 КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА Кафедра философии, истории и социальных коммуникаций Специальность "Связи с общественностью" КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету "Политика РФ в социальной сфере" на тему: "Целевые программы, направленные на развитие образования в Российской Федерации" Студентка группы 07з11 В.А. Деревянко Научный руководитель, преподаватель А.С. Васечкина Краснодар 2009 Содержание - Введение
- 1. Основные направления развития приоритетного национального проекта "образование"
- 1.1 Общее образование
- 1.2 Начальное и среднее профессиональное образование
- 1.3 Высшее образование
- 2. Поддержка талантливой молодежи
- 3. Образование для военнослужащих
- Список литературы
ВведениеТема данной курсовой работы - "Целевые программы, направленные на развитие образования в РФ". Эффективная реализация данного проекта является одним из основных направлений политики РФ в 2009 году.Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование".Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка "точек роста". Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи - то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики - образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.Целью работы является изучение хода реализации национального проекта "Образование".Данная курсовая работа состоит из введения, трех основных глав и списка использованной литературы.1. Основные направления развития приоритетного национального проекта "образование"1.1 Общее образованиеДополнительное денежное вознаграждение за классное руководство, которое получают учителя государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и учебно-воспитательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа, введено с января 2006 года. Размер доплаты составляет 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности и в соответствии с типовой наполняемостью классов для коррекционных учреждений; в классе с меньшей наполняемостью размер вознаграждения уменьшается пропорционально численности обучающихся.В июне 2006 года постановлением Правительства РФ список государственных учреждений, классные руководители которых имеют право на дополнительные выплаты, был расширен. В него вошли:общеобразовательные учреждения;вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;кадетские школы и кадетские школы-интернаты;общеобразовательные школы-интернаты;образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой.С сентября 2006 года в число получателей дополнительного вознаграждения вошли также классные руководители федеральных общеобразовательных учреждений других видов и типов.Выплаты за классное руководство продолжаются в 2009 году. Правила предоставления субсидий субъектам РФ на выплату дополнительного вознаграждения классным руководителям в 2009 году были утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2008 года № 825.Государственная поддержка лучших учителей в рамках национального проекта "Образование" была учреждена Президентом России с целью стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности учителей.Ежегодно ко Дню учителя 10 тыс. преподавателей общеобразовательных учреждений за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования будут получать денежное поощрение в размере 100 тыс. руб. каждому педагогу.Выплаты денежных поощрений производятся по результатам конкурсного отбора. Согласно соответствующему постановлению Правительства РФ квоты на число победителей конкурса распределяются по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников.В 2008 году список победителей конкурса лучших учителей был утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 219 от 4 сентября, и ко Дню учителя лучшие учителя во всех регионах России получили свои премии и почетные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации.В 2009 году проведен второй конкурсный отбор 10 тыс. лучших учителей. Список лучших учителей утвержден приказом Министерства образования и науки России от 4 июля 2009 года № 198.Ежегодно путем открытого конкурса отбираются 3 тыс. общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. На государственную поддержку могут претендовать школы, отвечающие требованиям, определенным Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе № 46 от 7 марта 2006 года. Победителям конкурса на реализацию их инновационных программ предоставляется государственная поддержка в размере 1 млн руб. каждой школе. Средства для поощрения инновационных общеобразовательных учреждений направляются из федерального в региональные бюджеты в форме субсидий.В 2008 году из федерального бюджета на эти цели было выделено 3 млрд руб., и 3 тыс. российских школ получили помощь от государства.Квоты на количество победителей конкурса распределяются по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников.1.2 Начальное и среднее профессиональное образованиеС 2007 года национальный проект "Образование" пополнился новым направлением - ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы.По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют вакансии рабочих профессий. При этом средний возраст российского рабочего в настоящий момент составляет 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров. Уже в самое ближайшее время острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития российской экономики.Для решения этой проблемы по поручению Президента РФ разработан ряд мер по качественной модернизации существующей в России сети образовательных учреждений НПО и СПО, в связи с чем появилось соответствующее направление в рамках национального проекта "Образование".В рамках данного направления предполагается выявить и поддержать государственные учреждения НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Результатом реализации данного направления станет: для сферы образования - создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей - повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений этого уровня.Предполагается, что инновационные учреждения НПО и СПО смогут стать ресурсными центрами, "точками роста" всей системы профессионального образования.1.3 Высшее образованиеСуть инновационного образования можно выразить фразой: "Не догонять прошлое, а создавать будущее".В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.В 2006 году в рамках национального проекта "Образование" были созданы два новых крупных университета на базе ряда существующих вузов в Сибирском и Южном федеральных округах. Новые университеты в первую очередь займутся подготовкой кадров для крупных инновационных проектов, подготовкой ученых, способных развивать современные технологии. Проекты развития университетов предусматривают включение в их состав научно-исследовательских центров, что позволит учащимся овладевать практическими навыками - в их распоряжении окажется суперсовременная лабораторная база. В случае успеха федеральные университеты станут в своих регионах центрами качественного обновления и развития науки и экономики за счет притока высококвалифицированных молодых специалистов.В рамках проектов развития новых университетов планируется разработка современных образовательных программ, оснащение новым учебным и научным оборудованием, переподготовка преподавателей и внедрение инновационных образовательных технологий.2. Поддержка талантливой молодежиНаправление приоритетного национального проекта "Образование" по государственной поддержке талантливой молодёжи призвано обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Участие в нацпроекте талантливой, способной молодёжи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества; её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом.Данное направление приоритетного национального проекта предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России. В соответствии с указом Президента России 1250 ребят - победители российских и призёры международных олимпиад - получают премии по 60 тыс. руб., и 4100 молодых дарований - победители региональных и призёры российских олимпиад - получают премии по 30 тыс. руб.Часть лауреатов премии отбирается федеральным центром из числа призёров международных и победителей всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся профобразования, студентов, а также из числа победителей и призёров общероссийских мероприятий с молодёжью, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими (международными) общественными объединениями.1250 кандидатам из их числа присуждена премия в 60 тыс. рублей и 2500 - по 30 тыс. рублей.Вторая часть лауреатов премии талантливой молодёжи определяется субъектами Российской Федерации. Количество премий для каждого региона определяется пропорционально численности молодёжи в возрасте 14-25 лет. По результатам региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий определяются 1600 человек на присуждение премии. В соответствии с правилами присуждения премий талантливой молодёжи отбор кандидатов второй группы производится по пяти номинациям: социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство; художественное творчество; а также любительский спорт.Выплата премий осуществляется путём перечисления финансовых средств на личный счёт каждого молодого человека. Данные средства ребята могут использовать по своему усмотрению. Также все лауреатам вручаются диплом установленного образца и выписка из приказа Минобрнауки России.3. Образование для военнослужащихОдним из направлений приоритетного национального проекта "Образование" является организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трёх лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. К настоящему моменту подготовительные отделения ряда ведущих университетов России имеют большой опыт в организации набора и агитационной работе среди военнослужащих; для обучения слушателей традиционно привлекаются наиболее опытные преподаватели, что позволяет в короткое время подготовить слушателей для обучения в университетах. Национальный проект призван распространить позитивный опыт деятельности подготовительных отделений, расширив образовательные возможности военнослужащих-контрактников.В рамках данного направления нацпроекта в январе 2007 года был принят федеральный закон, который не только обеспечивает право на льготы при поступлении в вузы военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, и расширяет доступность качественного высшего образования, но и служит дополнительным стимулом к привлечению граждан на военную службу по контракту и ускорению формирования в стране профессиональной армии.Согласно приказу Минобрнауки России право на вступительные испытания и подготовку за счёт средств федерального бюджета (включая выплату специальных стипендий для очной формы обучения) имеют граждане, проходившие в течение не менее трёх лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".Принятый в октябре 2007 года федеральный закон определил, что порядок отбора, критерии и перечень вузов на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. В рамках данного закона Министерством в 2007 году были определены критерии и порядок отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка.По результатам конкурсного отбора, проходившего в декабре 2007 - январе 2008 года, был определён перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых осуществлялась в 2007-2008 учебном году подготовка граждан, проходивших военную службу по контракту к вступительным испытаниям за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, с 1 апреля 2008 года в 32 российских вузах началось обучение данной категории лиц.В марте-мае 2008 года был проведён второй конкурсный отбор, в результате которого определился перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (на 3 года), на подготовительных отделениях которых начиная с 2008-2009 учебного года осуществляется подготовка граждан, проходивших военную службу по контракту к вступительным испытаниям за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, с 1 сентября 2008 года уже 52 российских вуза принимают участие в данном направлении национального проекта.Финансирование подготовительных отделений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" составляет 0,5 млрд. рублей в 2008 и последующих годах.Список литературы1. Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 года № 52 2. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 года № 174 3. Указ Президента Российской Федерации от 07 октября 2008 года 4. Н.А. Волгин, "Социальная политика", М.: Издательство "Экзамен", 2002 5. Гонтмахер Е. Социальная политика в РФ. М., 2001 6. Торлопов В.А. Актуальные проблемы становления и развития социального государства в России. СПб.: РГПУ, 1998
|
|