Этнополитические конфликты
Этнополитические конфликты
4 Тема №10: «Этнополитические конфликты». План: Введение 1. Происхождение и причины этнических конфликтов 2. Структура и классификация этнических конфликтов 3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов 4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги Список используемой литературы Введение Этнические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора. Сравнительное изучение, этнических конфликтов свидетель-ствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили: 1) этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества; 2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этни-ческую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осоз-нанным. Этническая самоидентификация, таким образом, это аскриптивный тип социальной идентификации, что существенно по-вышает насыщенность этнических конфликтов. Обычно люди, от-даваясь во власть этнических чувств, в конфликтных ситуациях действуют вопреки здравому смыслу и не только не улучшают, но зачастую ухудшают своими действиями положение; 3) этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер (владение террито-рией, землей, ее недрами); 4) этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - клас-совые, экономические, правовые, экологические. Этнические конфликты также обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конф-ликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом. Считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества. Таким образом, этнические конфликты красной нитью проходят через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфлик-тные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Поволжская академия госслужбы 1998 стр. 172. 1. Происхождение и причины этнических конфликтов Этнические конфликты возникли еще на заре человеческой истории и происходили за обладание средой обитания. Случалось, что в одних этнических конфликтах погибали и исчезали целые народы; в других слабые подвергались мощной ассимиляции. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение эт-носов по территории Земли. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобальных этносдвигов на поверхности планеты. Древние письменные источники оставили нам свидетельства о крупнейших этнических конфликтах Трагическая история депор-тации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н. э. и повторявша-яся неоднократно, изгнание арабов из Европы, которые сами при-шли в Европу как завоеватели, вытеснение калмыков со своей исторической родины в Северо-западном Китае, исторические све-дения о других народах доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, геноцид, изгнание с земель не были исключительным явлением. Захват иноплеменников с целью превращения их в рабство, а затем и для продажи как товар, было известно давно. Этим про-мыслом занимались еще во втором тысячелетии до н.э. финикийские пираты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершались набеги на Северный Кавказ, в южные районы России с территории Крымского Ханства, затем само Крымс-кое Ханство стало объектом подобных набегов с Кавказа Ткачев Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 1911 (переиздано Пятигорск 2003). Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском Ханстве. Не исключением в разные периоды были Америка, Англия, Япония, Китай, а также другие государства старого и нового света. 2. Структура и классификация этнических конфликтов Несмотря на то, что каждый этнический конфликт является самостоятельным социально-историческим событием, в нем можно обнаружить признаки присущие другим этническим конфликтам. Выявление этих признаков позволяет перейти к более сложным этапам научного поиска, связанных с анализом, моделированием и прогнозированием конфликтов. Классификация этнических конфликтов по сферам обществен-ной жизни - весьма распространенный в зарубежной и отечественной науке подход. Выделяются политические этнические конфликты, экономические этнические конфликты и конфликты в духовной сфере Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001. Большинство этнических конфликтов имеют межсферный характер. Существует также классификация по предметам или объектам. В данном, случае предметы конфликта имеют четко выраженный межсферный характер. Таковыми являются конфликты, сложившиеся, например, вокруг проблемы государственного языка, территории и её экономических ресурсов, бытовые этнические конфликты. Классификация по субъектам-носителям выделяет конфликты между однопорядковыми и разнопорядковыми субъектами. К пер-вому типу относятся, к примеру, осетинско-ингушский конфликт, конфликт между пророссийскими и проукраинскими настроенны-ми гражданами Украины приведший к срыву выборов на Украине в 2004 г. и другие международные конфликты. Дру-гой тип конфликтов вовлекает разнопорядковые субъекты, напри-мер, этническое меньшинство, с одной стороны, и титульный на-род или его государственные структуры - с другой. Это очень Распространенный конфликт в постсоветском пространстве, типич-ным примером таких конфликтов являются российско-чеченский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский, грузино-южно-осетинский. Более содержательной и четкой по структуре является классификация конфликтов по их институционализации. Бывают слу-чаи, когда оба субъекта конфликты не институционализированы т.е. государственно или иным образом оформлены, после чего конфликт приобретает характер международного. Зачастую этнические отношения внутри страны имеют много общего с международными отношениями. Война часто напоминает расширенный межэтнический конфликт, в котором есть место всем формам конфликтов. А этнический конфликт напоминает локальную войну. Война заканчивается рано или поздно прекращением огня и заключением мира. Серьезным этническим конфликтам нет конца. Разгораясь и затухая они продолжаются веками Губенко О.В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2003. 3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов. Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала - эко-номического, социального, культурного, престижного. Политические, экономические; духовные и прочие конфликты есть столкновение социальных сил на соответствующих по-лях за удовлетворение, решение социальных проблем через соб-ственность. Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001. Социальный фактор синтезирует все сферы и процессы в конфликтах. Этноконфликт в социальной сфере является конфликтом и по поводу экономической политики, обусловленной социальными факторами и потребностями. Например, экономические забастовки, стачки, экономические движения направлены на решение социальных задач, удовлетворение социальных интересов, улучшение жизни. Социальный фактор включает важные аспекты экономики политики; степень благосостояния людей; социальный статус граж-данина и ощущение уверенности в будущем; общественную безопасность, уровень социальной дифференциации; гражданские права и возможность населения влиять на политику. Конфликты по данным проблемам могут разгораться и на полях экономики, политики и духовной жизни. Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством. Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов. Марксистская парадигма также придает важное значение осознанию этого обстоятельства для превращения «класса в себе» в «класс для себя» Бутенко В.П. Любить на век. Ставрополь 2004. Россия превратилась в огромную лабораторию для изучения этносоциальной природы конфликтов. Главная линия противоборства в переходный период российского общества представлена тенденциями, выражающими основное интегральное, ведущее противоречие между двумя возможными типами рыночных отношений: - традиционалистским и современным: - буржуазно-рациональным и продуктивным. Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского общества 90-х годов. Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политическо-го, экономического, социального и этнического свойства. Наибо-лее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются преж-де всего через отношения растущего неравенства крупных соци-альных групп - средоточия полярных интересов; Интенсивное образование, нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации консолидация на новой базе бывшей номенклатуре новых общественных элит способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти. В центре конфликтов в России сегодня стоит вопрос об обузда-нии всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, ком-прадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Глав-ный конфликт сегодня - противоборство основных социально-по-литических сил, олицетворяющих два противоположных типа ры-ночных отношений, соответствующие им формы демократии, цен-ности и нормы, образцы поведения. Анализируя причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свиде-тельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопо-ставить их друг с другом поражают своей пестротой и непо-хожестью. Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый кон-фликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен. 4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги. Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне проанализировать, используя инструментарий только од-ной науки. Их изучают представители многих отраслей на-учного знания - философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001. Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) кон-фликтов. Однако целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились два подхода. Первый социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняют-ся при опоре на анализ этнических параметров основных со-циальных группировок (стратов, социально-профессиональ-ных групп, возрастных категорий и др.). Исследуется; взаи-мосвязь и взаимовлияние социальной стратификации обще-ства и разделения труда с этническими характеристиками региона, испытывающего этнополитическую напряжен-ность. Систематический мониторинг, конкретная статистика, регулярные опросы - все это говорит о том, что самостоя-тельная научная дисциплина "этносоциология" приобретает все более отчетливые очертания. Второй - политологический, тоже занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного раз-вития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли нацио-нальных элит, прежде всего интеллектуальных и политичес-ких, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтни-ческой напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, до-ступе к ресурсам. Примечательно, что возникшая в нача-ле 80-х годов в США наука этнополитология - новая и пока-пробивающая себе дорогу с определенными трудно-стями - обрела множество последователей в России и в других странах СНГ, особенно в ходе бурного этнополитического развития нашей страны за минувшее десятиле-тие. Меры и средства достижения мира. Прежде всего, в любых региональных и социально-эко-номических условиях необходимо заблаговременно вырабо-тать модель политического поведения на случай межэтни-ческих коллизий. Это должен быть четкий и ясный доку-мент, привязывающий конкретные политические шаги к по-требностям данного региона и опирающийся на концепцию государственной национальной политики Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2001. Многонациональность как явление, а обострение межэт-нических отношений тем более, требует от политических структур заранее подумать о том, как подготовить группу профессионалов-этнополитологов, обладающих банком дан-ных, электронной связью с центром, сопредельными регио-нами по географической горизонтали и вертикали. Однако группа даже прекрасно подготовленных этнополитологов, предоставленная сама себе и не обладающая реальной политической, а тем более широкой общественной поддержкой, вряд ли сможет оказать ощутимое воздействие на развитие этнополитических процессов в регионе. Эта группа должна опираться на надежный и хорошо подготов-ленный актив авторитетных жителей региона, имеющих влияние на местное многонациональное население. Властные структуры должны иметь надежную возмож-ность переключать потенциал средств массовой информа-ции практически целиком на нужды этнополитического ре-гулирования. В период назревания, а тем более развертывания этнопо-литических столкновений нужна высокая степень готовнос-ти к исполнению специфических задач подразделений МЧС, а также специально подготовленных подразделений и силовых ведомств. Выводы В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше меха-низма выравнивания этнополитического пространства региона. Разумеется, вышеперечисленные меры только форми-руют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего регио-на. Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на террито-рии других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягче-ние конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном. Благодаря России бы-ло остановлено кровопролитие в Приднестровье. Она слу-жит сдерживающим фактором в гражданской войне в Тад-жикистане. Интересны примеры предотвращения Россией перерас-тания межэтнической напряженности в конфликты в Рес-публике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Республике Марий- Эл, Чува-шии. Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных отно-шений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном госу-дарстве. Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротвор-ческой роли политического центризма. Ориентация на максимальное ослабление пагубного воз-действия социальных и. национальных катаклизмов на со-стояние общественных, в том числе межэтнических, отно-шений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходи-мых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен са-мим межэтническим отношениям, осуществляющим их на-циональным элитам и группам. Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следящее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический кон-цепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность со-здания алгоритма компромисса между партнерами, придер-живавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способ-ствующий эволюции позиций партнеров опираясь на кото-рую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами. Этот опыт может быть использован для решения про-блем, связанных с этнополитическими конфликтами в Рос-сии. Он указывает на необходимость скорейшего формиро-вания добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть созда-ние системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов. Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицирован-ные и достоверные экспертные оценки развивающихся в ре-гионах процессов, предложить оперативную и долговремен-ную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам. Важную роль в интересах достижения и сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций поли-тических партий, движений, союзов, которые могут и долж-ны стать проводниками народной дипломатии и образовы-вать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах. Список используемой литературы 1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001 2. Аствацатурова М.А. Проблемы этнических отношений на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, Пятигорск 2001 3. Бутенко В.П. Любить на век. Ставрополь 2004 4. Губенко О.В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2003 5. Замагильный С.И. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Волгоград 1998 6. Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2001 7. Ткачев Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 1911 (переиздано Пятигорск 2003)
|