Формы государственного правления: республика и ее разновидности
Формы государственного правления: республика и ее разновидности
11 Формы государственного правления: республика и ее разновидности В современном мире насчитывается более 200 государств и каждое из них имеет свои особенности внутреннего устройства и функционирования. Эти особенности характеризуются понятием формы государства, состоящей из формы правления, формы административно-территориального устройства и политического режима. Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, а также между ними и гражданами. Различают две основные формы правления: монархию и республику (рисунок 1). Основные критерии такого деления - формальный источник власти и способ ее организации. 11 Рисунок 1. Формы государственного правления В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и передается по наследству. Правда, история знает случаи, когда монарха избирали собранием дворянства (в России трижды - Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова, в Польше до ее раздела король избирался сеймом). Истории известны различные формы монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия в современном мире встречается редко (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ) и характеризуется тем, что вся государственная власть (и исполнительная, и законодательная, и судебная) сосредоточена в руках монарха. Специфика конституционной монархии состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией. Любопытно, что первым государством такой формы стала Англия, которая до сих пор не имеет писаной конституции. Роль конституции, ограничивающей власть короля в некоторых вопросах, выполнял Билль о правах 1689 г. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии делят на дуалистические и парламентские. В дуалистических монархиях, которые встречаются достаточно редко (Марокко, Кувейт, Иордания), монарх обладает широкими властными полномочиями в исполнительной сфере и ограниченными - в законодательной. В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним. К концу XX ст. в мире насчитывается 28 государств с монархической формой правления. Следует отметить, что сама по себе форма правления мало влияет на социально-экономическое развитие, уровень демократии в стране. Так, королевство Непал входит в число наименее развитых стран мира, в то время как королевство Швеция или императорская Япония давно стали индустриальными гигантами с развитыми демократическими институтами. Республика, как и монархия, возникла на заре человеческой цивилизации. Так, Древние Афины и Древний Рим и различные периоды своей истории были республиками. Широкое же распространение республиканская форма правления получила в период перехода от традиционного общества к индустриальному. Первой республикой Нового времени стали США. Во Франции Первая республика была провозглашена в 1792 г. Основное отличие республики от монархии состоит в том, что в ней высшие государственные органы избираются населением и на определенный срок. В современном мире существуют три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная (парламентско-президентская). Президентская республика (классическая модель - США) характеризуется следующими чертами: 1) президент - глава государства и глава исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения право решающего голоса - за президентом; 2) два высших органа государственной власти - законодательный и глава государства - избираются населением; 3) жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов. Так, парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не имеет нрава распустить парламент. В исключительных случаях, когда президент обвиняется в преступлении или антиконституционных действиях, сенат может объявить ему импичмент (англ. impeachment - процедура привлечения к суду) 2/3 голосов. Парламент может в какой-то мере ограничивать действия президента с помощью законов и посредством утверждения бюджета. В свою очередь президент обладает правом отлагательного вето. То есть взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью достаточно сложны, но направлены на обеспечение нормального функционирования демократии. Президентская республика преобладает в странах Латинской Америки, некоторых странах Азии и Африки, СНГ, где существовали длительные авторитарные традиции. Нередко эта форма правления перерождается в “суперпрезидентскую республику”, в которой президент обладает полудиктаторскими полномочиями и даже объявляется пожизненным главой государства (Заир, Малави). В парламентской республике правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением. Фактически главой государства является глава правительства. Правительство нередко обладает законодательной инициативой, а также правом обращения к президенту с просьбой о роспуске парламента. Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, то есть жесткого разделения властей, как в президентской республике, здесь не существует. Парламентскими являются большинство западноевропейских республик, страны Балтии. Сравнив парламентскую и президентскую республики, известный французский политолог М. Дюверже пришел к выводу, что парламентская модель более способна обеспечить стабильность и эффективность системы управления обществом и имеет большие возможности для предупреждения и преодоления кризисных ситуаций, несущих угрозу демократии, чем президентская. Президентская же республика, по его мнению, создает предпосылки для авторитаризма, о чем красноречиво свидетельствует крах парламентаризма в 1922 г. в Италии, в 1933 г. в Германии и в 1940 и 1958 гг. во Франции. Значительное число государств не подходит или подходит с трудом под две названные “чистые” формы правления, поэтому выделяют и смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и парламентской республик (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Россия, Беларусь и др.). Классическая модель полупрезидентской республики - Франция. Главная характерная ее черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Здесь сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за правительством (через утверждение бюджета и вынесение вотума недоверия). Президент и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга. Полномочия президента столь же широки, как и в президентской республике, а кое в чем и превосходят их. Так, в смешанной республике президент имеет право распустить парламент и назначить новые выборы (чего не может себе позволить его американский коллегa), может единолично ввести чрезвычайное положение, но в это время он не может распустить парламент. Президент назначает главу правительства и вместе с ним формирует кабинет министров, председательствует на его заседаниях. Широкие полномочия французского президента позволили некоторым политологам назвать Пятую республику “республиканской монархией”. Государства характеризуются с точки зрения не только распределения полномочий и взаимоотношений между высшими государственными органами власти, но и взаимоотношений между центральной и местной властями, то есть формы административно-территориального устройства. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарные (фр. unitare - единство) государства (Португалия, Греция, Венгрия, Франция, Великобритания, Беларусь и др.) характеризуются господством единой системы органов власти и правосудия, единых правовых и конституционных норм, единого гражданства. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции и т.д.) жестко подчинены центру. Полномочия местной бюрократии, несмотря на выборность, ограничены, их деятельность контролируется общенациональной властью. Во многих унитарных государствах (Италия, Великобритания, Франция) в последние десятилетия наметились тенденции к децентрализации. Так, все более самостоятельными в решении местных проблем становятся Шотландия, Уэльс и некоторые другие области Великобритании. Однако произвести какие-либо изменения по собственной инициативе без согласия центра они не могут. Централизованными унитарными государствами являются Швеция, Дания, Беларусь, децентрализованными - Франция, Испания, Италия. Однако, несмотря на то, что крупные регионы в децентрализованных государствах обладают широкой автономией и даже имеют собственные законодательные собрания, правительства, ограничения в сфере налогообложения ставят их в сильную финансовую зависимость от центра. Федерация (лат. foederatio - союз, объединение) - союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности. Некоторые элементы федерализма существовали в античной Греции. Одной из первых федераций была Нидерландская республика соединенных провинций (1579 г. - Утрехтская уния), наиболее старой из существующих ныне являются США. К числу современных федеративных государств относятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, США, Россия и др. Основное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что центральная власть признает автономию отдельных субъектов, то есть делится суверенитетом со своими субъектами. В этой связи можно говорить и о двух уровнях власти: центрального или федерального правительства и правительства отдельных ее субъектов. Полномочия, не переданные федеральному правительству, остаются за субъектами федерации. Один из важнейших принципов федерализма - автономность, самоуправляемость всех субъектов. Федерацию можно определить по следующим признакам: 1) наличие двухпалатного парламента (обе палаты равноправны); 2) на основе общей конституции каждый субъект создаст свою конституцию; 3) двойное гражданство; 4) единая система прав граждан, хотя субъекты могут иметь свои подсистемы; 5) единая судебная система (субъекты могут иметь свои подсистемы); 6) единая валюта; 7) единая охрана границ. Что касается полномочий федерального правительства, то они заключаются в принятии и изменении конституции, обеспечении прав и свобод граждан, защите суверенитета и территориальной целостности, определении стратегии экономического развития, управлении энергетикой, транспортом, обороной, выработке и осуществлении внешней политики, регулировании конфликтов между субъектами. При возникновении чрезвычайных ситуаций в субъектах (стихийные бедствия, массовые беспорядки) федеральные власти имеют право вмешиваться в их внутренние дела. Выделяются также и своеобразные, довольно аморфные образования, такие как, например, конфедерации (лат. con foederatio - союз). Сразу подчеркнем, что это не единое государство, а союз равноправных государств. Участники такого образования сохраняют основную часть своих государственных прерогатив, оставаясь фактически, юридически и политически самостоятельными. Координируются, как правило, лишь внешнеполитические действия (дипломатия, оборона). За государством - членом конфедерации сохраняется право выхода из ее состава в любой момент. Центральное правительство зависит от правительств субъектов конфедераций и существует за счет более или менее добровольных взносов. Можно утверждать, что главное отличие федерации от конфедерации состоит в том, что федеральный центр вправе принимать решения, затрагивающие всех субъектов и граждан, а конфедерация, будучи союзом государств, таким центром не располагает. Конфедерации встречаются относительно редко и, как правило, либо предшествуют образованию федерации, как, например, США и Швейцария, либо распадаются, ибо между государствами не удается установить взаимовыгодных и развивающихся связей. Так, созданная Сенегалом и Гамбией в 1982 г. конфедерация Сенегамбия распалась в сентябре 1989 г. Своеобразным объединением государств можно назвать Европейский союз, включающий 15 западноевропейских государств, уже сейчас имеющий элементы федерации. Маастрихтские соглашения 1992 г. поставили вопрос об учреждении единого европейского гражданства, о создании единой финансовой и денежной системы, об общих действиях в образовании, культуре, здравоохранении, об унификации законодательства в области труда и социальной защиты населения. Расширяются права Европарламента, избираемого прямым всеобщим голосованием. То есть фактически речь идет о создании “Соединенных Штатов Европы”. После распада СССР 12 государств создали СНГ - Содружество Независимых Государств, союз суверенных государств, координирующий свою деятельность в различных областях. Основой такого государственного образования является общность языка, элементов культуры, традиций, экономической жизни, историческое прошлое. Однако СНГ не является устойчивой и эффективной формой, поэтому отдельные государства создают “Союз четырех”, “Союз двух”. Опыт развития Европейского союза - свидетельство того, что интеграция возможна лишь на основе экономических преобразований и постепенной реализации принципов федерализма. Такие формы правления и административно-территориального устройства оказывают влияние на строение и функционирование всех ветвей власти. Список использованных источников 1. Бовш В.И. Конституционное развитие Беларуси и европейские традиции // Беларус. думка. 1997. № 4. 2. Матусевич А. В. Политическая система: В 2 кн. Мн., 1992. Кн. 1. 3. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И. Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. - 352 с. 4. Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П.С. Лемещенко. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. - 472 с. 5. Бондарь П.И. Политология. Учеб. - метод. комплекс / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. - Мн.: «Аверсэв», 2003. - 463 с.
|