|
Гражданское общество
Гражданское общество
12 Реферат "Гражданское общество" Гражданское общество: происхождение, основные признакиСо времени первого упоминания понятия "гражданское общество" в комментариях к "Политике" Аристотеля (XIV в) оно отличалось крайней широтой и неоднозначностью. Становление данной научной категории знаменовало переход от понятия civitas - город град к civilitas, означавшему и "управление", и "государство", и "гражданство", и "цивильность". Долгое время в политической науке понятия "гражданское общество" и "государство" не различались. Однако по мере дифференциации различных сфер общества, освобождения их от вездесущей государственной власти, начала процесса превращения бесправного подданного в свободного гражданина эти понятия приобретают собственное значение.Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и Античному Риму, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложилось представление о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis - гражданин было образовано понятие civitas - общество.В середине XVII века Т. Гоббс в двух трудах - "О гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного естественного состояния всеобщей вражды и страха к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства.Дж. Локк трактует "гражданское общество" как форму государственности, обладающую определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Он впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу провозгласил главной общественной ценностью. В его понимании свобода нуждается, прежде всего. в защите от государства и достигается эта цель создание общественного договора, служащего защитной структурой между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности, по Локку, является частная собственность.Для Т. Пейна гражданское общество представляло собой область саморегуляции частных интересов. Государство, считает он, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся индивиды не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается по общественному договору - единственно возможному способу создать государство. Поэтому верховная власть в нем должна принадлежать народу. Отстаивая идею народного суверенитета, Т. Пейн обосновывает право народа учреждать или уничтожать любую форму правления. Как и другие представители естественно-правовой теории, Т. Пейн различал естественные и гражданские права человека. Таким образом, уже у истоков появления концепции был поставлен вопрос о взаимодействии гражданского общества и государства.Позднее Г. Гегель рассматривал гражданское общество как промежуточную форму человеческой общности, располагающуюся между семьей и государством и обеспечивающую жизнеспособность общества, реализацию гражданских прав. Гражданское общество для него - совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой его выступает частная собственность. Однако движущей силой исторического прогресса, по Гегелю, является государство, воплощающее "Мировой Дух", гражданское общество выступает как "инобытие" Духа-Идеи. И оно, и индивид подчинены государству, ибо только последнее защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость, реализует всеобщность интересов.К. Маркс рассматривает гражданское общество исходя из материалистического понимания истории, в соответствии с которым государство и политика являются отражением экономических производственных отношений; государство при этом - инструмент политического господства класса, обладающего средствами производства. Буржуазное общество, реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному развитию индивидов, поглощает гражданское общество. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по мнению К. Маркса, можно путем создания нового общества - коммунистического, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития общества. Эта цель достигается ликвидацией частной собственности, что позволяет достичь не только юридического, правового равенства буржуазного общества, но и фактического экономического равенства всех индивидов. Государство уступает место коммунистическому самоуправлению, и проблема противостояния гражданского общества и государства решается сама собой.При всей несхожести этих (и многих других) подходов к концепции гражданского общества одна мысль проступает отчетливо: становление гражданского общества - цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизуются и граждане, и гражданские отношения, и само государство. В этом процессе формируются и складываются новые, более упорядоченные, менее конфликтные отношения в обществе.Введение понятия "гражданское общество" в лексикон политической науки отразило прежде всего процесс утверждения в обществе норм индивидуальной и групповой свободы личности в противовес государственному контролю за ее деятельностью. Сквозь призму гражданского общества личность и созданные индивидами добровольные объединения рассматриваются как самостоятельный источник влияния в социуме, противоположный и конкурирующий с государством. Ось "гражданское общество - государство" составляет сердцевину проблемы. Как, каким образом они взаимодействуют, в какие моменты противостоят друг другу, в каких случаях сотрудничают? По определению Ж. - Л. Кермона, "гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства". Это - семейные, общественные, экономические, культурные, религиозные И пр. структуры, которые развиваются в обществе вне государства и создают условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.В свою очередь государство - центр властвования, располагающий аппаратом насилия, стремится укрепить позиции достигшей власти социальной группы и предотвратить центробежные дезинтегрирующие тенденции в обществе.Становление и развитие гражданского обществаСтановление и развитие гражданского общества протекает вместе с зарождением и эволюцией буржуазной цивилизации. Оно пришло на смену традиционному, сословно-кастовому, в котором социальное неравенство было выражено и закреплено в праве. Государство в добуржуазные эпохи практически совпадало с имущими классами, охраняло их привилегии, регламентировало многие стороны экономической, религиозной, духовной жизни.Формирование новых социально-экономических отношений, развитие товарно-денежных связей, появление буржуазного слоя самостоятельных товаропроизводителей явились фундаментом становления 'гражданского общества и правового государства. Их утверждение потребовало, прежде всего, лично свободного индивида, а для этого необходимо было разрезать пуповину, связывающую феодального подданного со всесильным государством, разделить личную и политическую жизнь. При феодализме все важнейшие институты человеческой жизни - семья, собственность, организация труда и т.д. - имели статус элементов государственной организации. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, религиозной, политической, и иной сфер, вне своего статуса и приписанных ему р0. лей в этих сферах, которые, в свою очередь, составляла неразрывное целое с государством, с политической системой. Все важнейшие сферы жизни, по сути дела, под. лежали государственному регулированию.Поэтому первым шагом на пути и к правовому государству, и к гражданскому обществу стало обоснование прав человека. "Мысль о правах человека, - писал Б. Бауэр, - лишь в прошлом столетии была открыта для христианского мира. Она не является для человека врожденной, а, напротив, завоевана им лишь в борьбе против исторических традиций, в которых до сих пор воспитывался человек. Таким образом, права человека - не дар природы, они также не полученное нами от прошлой истории наследие, - они куплены ценой борьбы против случайностей рождения и против привилегий, доныне передававшихся историей из поколения в поколение". Для феодального права характерно отсутствие идеи индивидуальных прав, призванных поставить границы государственной власти. Иное дело - буржуазное общество, особенность которого состоит в разделении политической и социальной сфер стратификации. Буржуазная правовая мысль отделяет правовой статус отдельного человека от его социально-экономического положения в обществе, превращает его одновременно в частное лицо и гражданина общества. Сфера частных интересов, индивидуальных прав освобождается от политического контроля.Мыслители нового времени поставили на первый план свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной независимой единицы социального действия. И поэтому все формы наследственной власти и сословных привилегий, нарушающие принцип равенств" подданных перед государством, утратили в их глазах право на существование и подлежали ликвидации.Вместе с ними рушились "старый порядок", само феодальное общество, по сути своей, политическое. На смену ему шло гражданское, в основе своей, буржуазное общество.Процесс становления гражданского общества потребовал от политической теории углубленной разработки проблемы прав личности. Представители естественно-Правовой теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Пейн, Б. Костан и яр) разграничивали естественные и гражданские права человека. Как писал впоследствии К. Маркс, "droits de Iґhomme - права человека, как таковые, отличаются от droits du citoyen - прав гражданина государства. Кто же этот homme, отличный от citoyen? Не кто иной, как член гражданского общества".Все приверженцы договорной теории происхождения государства различали естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе" по "праву его существования". К ним относятся: право на счастье, жизнь, равенство, свобода. Этими правами человек, по мнению сторонников концепции "общественного договора", обладал в естественном состоянии. С образованием государства люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как гражданину общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью. Некоторые мыслители относили к этим правам и право собственности - право приобретенное, а не естественное.В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства, выступает личность, ее право на самореализацию. Оно вытекает из признания индивидуальной личной свободы. Раз основополагающая доминанта гражданского общества - отдельная личность, то его несущими конструкциями являются все те институты, организации, группы и т.д., которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, целей, потребностей, устремлений. Поэтому важнейшим условием утверждения подлинного гражданского общества является разграничение между экономической и политической властью.Индивидуализм, основанный на отождествлении личной свободы и частной собственности, - одно из центральных требований идеологов гражданского общества. Все они, за исключением Ж.-Ж. Руссо, были горячими приверженцами частной собственности, считая, что она является основанием личной свободы индивида.Гражданское общество и правовое государство возникли и развивались так же как и реакция против средневековой теократии. Одна из его характеристик - светское начало, так же существенно, как правовое начало. Упразднив единство политики и экономики, разведя в сторону богатство и власть, необходимо было разрубить единство политики и религии. Церковная Реформация сделала веру личным делом самого верующего, который сам мог выбирать своего бога и способ общения с ним. Процесс дедогматизации, демифологизации и секуляризации различных течений христианства способствовал формированию идеи свободы совести как одного из основополагающих прав личности и гражданина. Результатом этого процесса стало отделение церкви от государства, религия переместилась в сферу частных интересов человека. То же произошло и с другими институтами социокультурной и духовной сфер, все они стали частью гражданского общества.Процесс создания гражданского общества предполагал не только освобождение индивида от пут феодализма с его сословным неравенством, привилегиями, неравенством права и т.д. Он предполагал также трансформацию абсолютных феодальных монархий в современные представительные демократии. Конфликт государства и общества разрешился в ходе революций ХVII - ХVIII веков обособлением общества от государства. Сам конфликт и его исход были обусловлены становлением новых общественных отношений, отражающих глубокие изменения в экономической жизни общества, его социальной структуры. Буржуазные товарно-денежные отношения, индустриальное производство, выросшее из промышленной революции, вызвали к жизни новые классы - буржуазию и пролетариат, отношения между которыми строились на иных, чем при феодализме, правовых нормах. Ликвидация принципа наследования власти, ее формирование путем выборов обусловили появление политических партий, а затем и других общественных объединений: профсоюзов, молодежных, женских и прочих ассоциаций, ставших инструментом выражения интересов различных групп.Гражданское общество стало реальностью с принятием билля о правах в Англии и США, с Декларации прав человека и гражданина во Франции. С этого старта и началось движение человечества к гражданскому обществу не как к отвлеченной теоретической схеме, но как к повседневной реальности.Итак, главным признаком гражданского общества является юридическое равенство людей перед законом. Основой его выступает индивид, конституционно наделенный правами и свободами. Критерием зрелости гражданского общества является степень реализации прав человека и гражданина.Структура гражданского обществаОсновополагающим элементом гражданского общества выступает отдельная конкретная личность, наделен - правами и свободами, гарантом осуществления которых выступает государство. Однако было бы ошибочным представлять себе гражданское общество как мир изолированных индивидов. Мыслители нового времени, обосновывая тезис об индивидуальных правах и свободах, говоря об атомистическом устройстве общества, выдвинули и обосновали идею общественного договора между составляющими общество индивидами. Позднее Г. Гегель подчеркивал единство индивидуума и общества. По его словам, оба они "существуют лишь друг для друга и друг посредством друга, переходя друг в друга. Способствуя осуществлению моей цели, я способствую осуществлению всеобщего, и последнее, в свою очередь, способствует осуществлению моей цели".Гражданское общество не арифметическая сумма составляющих его индивидов, а интегральная совокупность, включающая не только сходство, но и различия, многообразие индивидов, социальных групп, отношений, установок. Оно поэтому представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, создающих условия для самореализации личности и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, индивидуальных и коллективных. Эти интересы выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные, творческие и иные объединения, ассоциации, союзы.Повседневные потребности граждан разнообразны и неравнозначны, что порождает определенную соподчиненность сфер гражданского общества.Первый уровень межличностных взаимосвязей обеспечивает базовые, первичные потребности людей в пище, одежде, жилье и т.д. Эти потребности реализуются через профессиональные объединения, потребительские ассоциации, частные предприятия и т.д.Второй уровень межличностных взаимосвязей реализует комплекс социокультурных отношений. Основными институтами этого уровня являются семья, церковь, школы, вузы, творческие союзы, спортивные общества и т.д.Третий уровень межличностных взаимосвязей составляют потребности в политическом участии. Они реализуются с помощью политических партий, групп давлений, общественных движений - экономических, молодежных, антивоенных и т.п.Современное гражданское общество индустриально развитых стран мира соткано из огромного числа различных спонтанно созданных ассоциаций и объединений. Это - муниципальные коммуны, благотворительные фонды, потребительские, спортивные общества, религиозные, политические объединения, выражающие самые различные интересы во всех сферах общественной и частной жизни граждан. Их интересы различным образом переплетаются, конкурируют, отталкиваются, в чем-то совпадают друг с другом. Не полагаясь на государство, население самостоятельно решает проблемы своих территорий, социальных групп в области образования, здравоохранения, защиты окружающей среды; критикует и разоблачает социальное зло в политике, в экономике, поднимает вопросы нравственного здоровья нации. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких союзах и объединениях, более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. Участие граждан в жизни общества столь велико, что американский ученый Дж. Коумен счел возможным назвать потенциал взаимного доверия и взаимопомощи "социальным капиталом".Становление гражданского общества в УкраинеСоциально-экономические и политические реформы в Украине, начиная с 1990-х годов, создают важные предпосылки гражданского общества в стране. Разгосударствление собственности закладывает основу экономической независимости личности. Однако в руках государства по-прежнему сохраняется непропорционально большая часть средств производства, к тому же значительная часть собственности, перестав быть государственной, осталась в руках "новой" старой бюрократии, но уже на правах частной. Основная масса населения и сейчас остается наемными работниками, причем условия найма для многих существенно ухудшились (возросла продолжительность рабочего дня, сократилась заработная плата и т.д.). Большинство населения не включено в активную экономическую деятельность, в первую очередь из-за отсутствия необходимых законодательных актов, из-за фискальной налоговой политики. Существенную роль в экономике играет криминальный бизнес.Продолжающееся снижение жизненного уровня населения ставит многие социальные группы на грань выживания. Происходит удлинение продолжительности рабочего дня, так как многие вынуждены прибегать к дополнительному заработку. В этих условиях политические, общественные проблемы уходят на второй план, уступая необходимости удовлетворения жизненных потребностей гражданина, его семьи. Замкнутый в себе, в своих частных интересах, главным из которых для многих - элементарное выживание, - человек сегодняшней Украины, брошенный государством и прежней системой его защиты, лишенный общественного идеала, как бы потерян в окружающем его пространстве.Отношения между государством и обществом развиваются на основе мнимого конституционализма: хотя в стране созданы и функционируют институты парламентской демократии, население лишено реальной возможности контролировать деятельность властей как на национальном, так и на областном и местном уровнях. Власть и народ по-прежнему противостоят друг другу.Не создана институциональная структура гражданского общества. Детские, молодежные, творческие союзы и объединения либо перестали функционировать, либо переживают кризис, новые структуры рождаются крайне медленно. Профсоюзы, огосударствленные в советские времена, не стали и сейчас институтом выражения интересов наемных работников. Следовательно, для становления гражданского общества в Украине необходимо создание инфраструктуры в виде независимых спонтанно созданных союзов и объединений, решающих те или иные проблемы населения.Гражданского общества нет без гражданина - свободной личности, обладающей правами и осознающей свою ответственность за их использование. Личность имеет два Крыла: свободу и нравственную ответственность. "Простые" свойства: порядочность, честность, человечность - универсальные основы гражданского общества и правового государства еще предстоит утвердить в качестве важнейших ценностей украинского гражданина.Следовательно, Украине предстоит долгий путь к гражданскому обществу. Как и в других государствах, на этом пути необходимо реформировать государство, общество и самого гражданина.
|
|