Основные элементы политической системы общества
Основные элементы политической системы общества
РЕФЕРАТ по курсу «Естествознание» на тему «Основные элементы политической системы общества» 1. Понятие власти Власть - это социопсихологическое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить последнего поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Между насилием и властью есть разница: власти в противоположность насилию присуща несколько большая широта в пространстве и времени. Существует различие между властью и авторитетом. Авторитет означает власть, опирающуюся на согласие, а власть -- это возможность навязывать свою волю другим. В целом властное отношение можно представить через взаимоотношения господства и подчинения. Власть - это волевое отношение, способность заставить другого человека поступать определенным образом. Власть естественно присуща человеку. Властное отношение включает в себя субъект и. объект, их взаимовлияние, средства и процесс взаимодействия субъекта и объекта. Источниками власти могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность, престижное образование и др. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным источником развития производства, власти и общества в целом. В обществе возникает борьба за политическую власть и ее использование для проведения той или иной политики. Политическая власть может опираться на силу государства или, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию. Политическая власть позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач. Лучше всего, если люди, имеющие политическую власть, пользуются авторитетом, и тогда население страны с готовностью подчинится их требованиям. Политическая власть распространяется на все общество, ее требования относятся к большим группам, проживающим в границах данного государства. 2. Роль политики в жизни общества Термин «политика» возник в Древней Греции, где основной формой организации общественной жизни был «полис», т. е. город-государство. Государственные и общественные дела в нем именовались политикой. Политика -- это отношения между большими социальными группами по поводу политической власти. К внутренним элементам политики относят: политические организации, институты власти; отношения между ними, основными среди которых выступают отношения властвования; политическое сознание; различные политические идеи. В целом они выражаются в политической активности субъектов, протекающей на трех уровнях. На микроуровне область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями, профсоюзами, корпоративными объединениями. Макроуровень политики -- это сфера государственной власти, ее устройства и функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными международными организациями (ООН, ЕС) и характером взаимоотношений между государствами. Роль политики в жизни общества проявляется в ее функциях: обеспечение общественного порядка; разработка целей развития общества и мобилизация масс на их выполнение; учет и согласование разнообразных интересов групп и слоев населения; осуществление связей с зарубежными странами. Можно выделить три группы компонентов, составляющих политику: 1) личностные (субъект, объект). Субъектами политики могут быть классы, партии, отдельные группы лиц и отдельные личности. Объект политики -- народные массы, люди; 2) субординационные (внутренняя и внешняя политика) принципы политики; 3) функциональные (выработка и реализация политических решений). Категория «политическая жизнь» обозначает всю совокупность процессов, происходящих в обществе и государстве. Основу политической жизни составляет вопрос о политической власти, механизмах ее завоевания и использования. Для того чтобы активно участвовать в политической жизни, недостаточно одного желания, необходимы умения, компетентность и профессионализм. В здоровом обществе люди осуществляют формы политического участия эпизодически, в основном в период избирательных кампаний. Политикой занимаются профессионалы, а население осуществляет над ними контроль, доверяя и проверяя их деятельность, ощущая свою сопричастность с властью, ее зависимость от народа. Таким образом, политика -- это борьба за завоевание, удержание и использование власти, за влияние на государственные дела. Политика определяет формы, задачи и содержание деятельности государства. 3. Субъекты и объекты в политике Объект в политике -- та часть политической системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Субъект в политике -- источник целенаправленной политической деятельности. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике -- взаимозаменяемые: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но это взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты, и объекты -- люди -- носители социально-политических качеств. Поэтому часто различают «субъект политики» (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и «политический субъект» (в случае, когда деятельность субъекта; преследующего свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся два связанных между собой элемента: сознание (ибо для практического осуществления политических целей и идеалов необходимо, знание об объекте) и активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные). Политические отношения представляют собой отношения между людьми по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов. Политические отношения являются механизмом стабильности государственного строя. Политические отношения имеют вертикальный (субординационный) и горизонтальный (координационный) характер. Координационные политические отношения отражают взаимоотношения людей, для которых характерны равные отношения между собой как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровнях. Поскольку при тоталитарном политическом режиме горизонтальный уровень политических отношений не развивался, то становление координационных политических отношений в российском обществе и государстве осуществляется с трудом. Субординационный уровень -- это уровень вертикальной упорядоченности. При нем существует подчиненность элементов системы, которая является следствием различного положения людей, их территориального, национального и других статусов. Каждый элемент вертикальных политических отношений, занимая свой уровень, оказывает воздействие на другой. Возникают политические отношения направляющего и подчиненного содержания, при которых обе стороны взаимосвязи имеют свои особенности, подвижные в пространстве и времени их взаимодействия. При нормальной субординации политические отношения не отрицают координационные связи, а основываются на них. Политические отношения в политической жизни советского общества в основном фиксировались на уровне вертикальном, субординационном. Горизонтальный, координационный уровень политических отношений при монопольное вертикального не развивался. При вертикальном уровне политической системы общества субъекты политических отношений -- партийно-государственная номенклатура, аппарат исполнительной власти -- получали статус особенности, безгрешности, определения программ политической деятельности, механизмов ее осуществления, будущности общества. Выключение горизонтального уровня политических отношений при гипертрофии вертикального привело к отчуждению от политики социальных общностей масс, отдельных, личностей. В демократической политической системе ее основная функция состоит в поддержании вертикальных и горизонтальных политических отношений. Это, позволит исключить из политического процесса принцип неравенства субъектов, придать закону общецивилизационным нормам морали приоритетность. 4. Политические нормы Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma -- руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой сфере общественной деятельности, тоже есть своя мера, т. е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Политические нормы представляют собой «правила игры» в политике. Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но, с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому политические ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а политические нормы -- конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы. Главным средством политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям, является власть. Политическая норма и есть правило достижения этой цели. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и при ее осуществлении, а поддерживаются угрозой применения средств и санкций политического насилия. Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган власти по мажоритарному принципу) и наказаний. Политическую деятельность, кроме собственно политических, регламентируют и иные нормы, прежде всего правовые и моральные. Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных и административных нормативных актов, содержат четкие условия применения данной юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его органов и общеобязательны. В отличие от них, нормы моральные не имеют предписывающего и обязательного характера, не содержат санкций, а обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т. п. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой. Современный противоречивый мир, обремененный глобальными проблемами, по-новому остро ставит вопрос о моральной регуляции политического поведения. Нормативная модель поведения современного политика предписывает ему не только правовые (последовательности, непротиворечивости принимаемых решений, компетентности и т. п.), но и моральные нормы (ответственности, честности, совести и пр.). Политические нормы данного общества могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим политическим субъектам, и частными (корпоративными), созданными партиями, общественными организациями и т. п. (например, нормы мажоритарного представительства, принцип демократического централизма и т. д.). 5. Политический статус личности Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д. Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам. Политический статус (от лат. status -- состояние) -- это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»). Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга). Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие: политический активизм; конформизм (приспособление к политическим реалиям); индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики); клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру); абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах). Личность в политике -- это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает. Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал -- это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества. Одним из основных политических статусов личности в обществе является политическое лидерство, связанное с присущими ей стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения других индивидов с заданными авторитетными образцами. Личность политического лидера организует и направляет других людей с целью их организации на осуществление совместной деятельности. При этом политический лидер может обладать широким спектром имиджевых ролей - «масок»: «новатор», «борец», «рубаха-парень», «человек из народа», «рутинер», «защитник униженных и оскорбленных», «хозяин», «здоровый консерватор» и т. п. Изменение политических ролей личности и связанного с этим политического статуса происходит в процессе статусной инверсии (от лат. inversio -- перестановка) -- резкого, качественного изменения обычного, сложившегося политического порядка в результате социальных революций, деформаций, потрясений; Этот процесс связан либо с повышением, либо с понижением политического статуса. 6. Политическая культура общества Политическая культура -- это система индивидуальных подходов в области политики. Содержание политической культуры отражает совокупность духовных ценностей, представлений, ориентации, связанных с отношением субъектов к политической власти, политической системе, выражающихся в политико-управленческой деятельности и политическом поведении социальных общностей и индивидов. Политическая культура есть такой способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических отношений, который отражает достигнутый уровень политической активности и политической зрелости субъектов. Политическая культура личности включает: политические знания, ценности и ориентации; превращение этих знаний в политические убеждения; навыки политического поведения и деятельности в различных политических процессах; устойчивые способы политической деятельности во всех формах политической жизни. Таким образом, политическая культура представляет, собой, с одной стороны, совокупность взглядов, убеждений, норм, традиций, с другой стороны, участие граждан в политической жизни общества. Политическая культура выполняет в целом следующие функции: регулирующую, воспитательную, коммуникативную, интегративную. 7. Политическая система общества Политическая система общества -- это совокупность политических субъектов, их взаимоотношений на базе политических норм, сознания, культуры и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества - это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти. Сущность политической системы раскрывается в ее основных функциях: Регламентарная разработка различных норм, актов, законов. Проведение и реализация в жизнь интересов всех социальных групп общества. Обеспечение нормального функционирования звеньев политической системы общества. Политическая система структурирована, т. е. расчленена на отдельные элементы, между которыми существует устойчивая взаимосвязь. К ним относятся: государство в единстве подсистем законодательной, исполнительной и судебной властей; федеративная система, включающая в себя региональные и местные, системы; партийная система; общественно-политические организации и движения; система международных политических отношений. Наряду с институциональными организациями -- государством, его органами, политическими партиями, в политическую жизнь активно вовлекаются неинституциональные элементы -- организации, движения гражданского общества, ассоциации самоуправленческого характера. Демократизация политической системы в России ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения личности от политической власти. Изменяется соотношение государства наличности. Не личность является безучастным элементом формального государственного образования, а государство призвано гарантировать свободную, достойную жизнь людей. Отсюда вытекает принципиальный вывод: основным элементом политической системы является человек как политический субъект. Легитимность политической системы основывается па доверии масс к политическим институтам, согласовании интересов общества, государства и политических структур, способности последних управлять на основе принципа законности, признании народом их права обеспечивать порядок и стабильность. В результате политические факторы из дестабилизирующих превращаются в стабилизирующие, интегративные, демократически выраженные. 8. Политический режим, его основные типы Существуют два основных способа функционирования политических систем: автократический (малая информация населения о происходящих событиях, концентрация власти в руках небольшой части лиц) и демократический. Конкретная политическая система каждой страны называется политическим режимом страны. Политический режим -- это способ, механизм властвования. Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный; авторитарный; демократический. Тоталитарный режим характеризуется всеобщим контролем и насилием; авторитарный -- возникновением неконтролируемых властью областей общественной жизни; демократический -- осуществлением власти представителями граждан, избранными в соответствии с законом. По типу взаимодействия людей и власти эти режимы характеризуются соответственно слиянием общественного сознания с властью, отчуждением народа от власти, выбором конкретных носителей власти народом. По наличию горизонтальных структур: разрушение любых горизонтальных структур, допущение их в той мере, в какой они носят профессиональный, негосударственный характер; структура общественных организаций становится основой политической системы. По характеру существующих в обществе запретов: разрешено только то, что приказано властью; разрешено то, что не имеет отношения к политике; разрешено все, кроме того, что запрещено законом. Основным признаком авторитарного политического режима является безраздельное господство исполнительной власти. Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами. Политический монополизм выражается в монопольном праве на власть высших руководителей; в приоритете государственной собственности; в господстве одной идеологии. 9. Демократия, ее основные ценности и признаки Демократия -- это правление народа, избранное народом и для народа. Только в условиях демократии возможен равный доступ всех к участию в управлении обществом и государством при гарантированности прав и свобод граждан. Демократия характеризуется тремя признаками: Каждый отдельный гражданин или каждая группа имеет возможность выразить свои экономические и политические интересы через механизм представительной и прямой демократии. Должна существовать возможность закрепления этих интересов в органах законодательной власти. Законы, принятые по этим вопросам, должны исполняться. Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия -- это прямое выражение личностью ее интересов через референдумы и митинги, когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия. Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов. Классической формой представительной демократии является парламентская демократия. Механизм реализации парламентской демократии: выборы в парламент проводятся по избирательным округам; преимущественное право выдвижения кандидатов принадлежит политическим партиям; политические партии тесно связаны с избирателями и обеспечивают своим кандидатам поддержку на выборах. Депутаты, избранные от каждой партии, образуют парламентские фракции. Партийные фракции в парламенте имеют равные права. По существующим правилам парламентских демократий депутат несет двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями. Гласность -- неотъемлемая черта демократии. Демократический механизм голосования не безупречен. Несовершенство этого механизма проявляется в трех моментах: Расклад политических сил в парламенте может не соответствовать реальной социально-экономической обстановке в стране. Отдельные представители и группировки в парламенте могут иметь экономические, политические интересы, отличные от интересов избирателей. Устройство парламентской демократии таково, что в определенной ситуации не обеспечивает возможность принятия политических решений при выявленных политических предпочтениях -- парадокс голосования. Несмотря на все это, демократическая процедура голосования широко распространена на практике. 10. Сущность и содержание политического процесса и политической деятельности Политический процесс -- это совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и охватывающих все стадии развития политической системы общества. Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов; формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей; контроль за ее реализацией, оценка результатов, определение ответственности субъекта за ее реализацию или провал. Политическая деятельность -- это способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма проявления их активности в ней. Выделяют политико-государственную (законодательную, исполнительную и судебную) и политико-негосударственную политическую деятельность, партийно-политическую, корпоративную, общественно-политическую, массовую и иные виды политической деятельности. К числу специфических черт политической деятельности относятся: ориентация действий субъектов на общеколлективные проблемы; использование политической власти как главного средства осуществления целей; основным институтом решения общих проблем выступает государство. Наиболее распространенным в политике является принцип компромисса. Компромисс в политике -- это сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами, выражающими интересы различных слоев и групп общества и государства. Это способ разрешения: конфликтов путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности Выделяют два основных вида политических компромиссов: вынужденные, под давлением объективных и субъективных политических условий; добровольные, заключаемые со взаимной выгодой для двух или более политических сил. Политическая борьба -- это состояние противопоставления и противодействия интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Борьба может быть: революционной (противоположные политические субъекты-антагонисты с помощью жестких, решительных политических средств стараются радикально изменить существующую политическую систему общества в соответствии со своими представлениями); реформаторской (постепенное поэтапное разрешение противоречий различных интересов социально-политических субъектов, когда они преодолеваются в основном ненасильственными средствами). Формами политической борьбы могут выступать политические кризисы, войны, мятежи, путчи, бунты и т. д. Список литературы 1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008. 4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006. 5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
|