Политическая культура
Политическая культура
2 2 Негосударственное образовательное учреждение «Московский институт управления» КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету: «Политология» на тему: «Политическая культура» Выполнил студент: курс: четвертый факультет: «Банковское дело» специальность: «Финансы и кредит» форма обучения: очно-заочная Проверил: ____________________ Оценка: ______________________ г. Москва 2005 год План Введение 1. Понятие, функции и структурные элементы политической культуры 2. Типология политической культуры и политические субкультуры 3. Основные пути формирования политической культуры Заключение Список литературы Введение Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация данных интересов опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых поведенческих, политических ценностей и идеалов. Впервые термин «политическая культура» использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида общества. Политическая культура - один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура общества включает в себя совокупность норм и ценностей, посредством которых человек реализует свой социально-политический статус: вырабатывает систему политических потребностей, формирует политические ориентиры и политическое поведение в целом. Таким образом, политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Политическую культуру можно понять лишь как постоянно изменяющееся явление, реагирующее на все изменения окружающего мира. Трактовка политической культуры отличается чрезвычайно широким спектром мнений, формулировок, разного рода определений. Психологический подход (школа Г. Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы. Комплексный, обобщающий подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д. Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р. Такера, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания. Объективистская (нормативная) трактовка (Л. Пай, Д. Пол). Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения. Эвристическая концепция (С. Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения. Социопсихологический подход (Р. Карр; Д. Гарднер, Ю. Тихомиров): политическая культура определяется как установочная поведенческая матрица, в пределах которой расположена и функционирует политическая система. В подобных концепциях акцент делается на объективных социальных факторах, определяющих сущность политической культуры. Аксиологическая трактовка: политическая культура представляется как совокупность ценностей определенного порядка. «Бинарный» вариант данной трактовки включает в политическую культуру как положительные, так и отрицательные ценности. «Прогрессистский» вариант характеризует политическую культуру только как совокупность положительных политических ценностей. Объектом настоящей курсовой работы является политическая культура. Таким образом, перед данным курсовым исследованием были поставлены следующие задачи. Дать развернутое определение понятия «политическая культура» и раскрыть его сущность. Перечислить структурные элементы политической культуры и назвать основные критерии высокой политической культуры. Объяснить, почему политическая культура не может быть универсальной, единой для всех времен и народов. Рассказать об основных видах политических субкультур и дать характеристику основным типологическим моделям политической культуры. Объяснить, как действует механизм формирования, сохранения, распространения политической культуры и ее усвоения участниками политического процесса. 1. Понятие, функции и структурные элементы политической культуры Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия - политический опыт, политическое сознание и политическое поведение - составляют основные структурные элементы политической культуры. Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т. д. Этот опыт в большей или меньшей степени усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения. Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций - одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление политической жизни, направленное на достижение всеобщего блага. Типичным примером в этом отношении является Великобритания. Приверженность традициям, внешне выступающая как консерватизм, фактически определяет высокий уровень политической культуры данного общества. На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание - еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание - это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе. В политическом сознании можно выделить два компонента: идеологический и эмоционально-психологический. Первый включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания - это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Граждане должны иметь такой уровень осведомленности о политической жизни и деятельности правящих структур, который соизмерим с их правами как участников политического процесса. Политические ценности - это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Другими словами, это представления людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия - прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других - социалистическая демократия; для третьих тоталитарные системы, основанные, скажем, на идее национального превосходства, и т. д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности и убеждения с существующими политическими организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия; лидеры и т. д.). Происходит своего рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые в совокупности составляют второй компонент политического сознания - эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на: политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт); нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему); политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений); отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т. п.). Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения. Политическое поведение - это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже при носящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых (легитимных) форм воздействия на власть. Формы политического участия (поведения) могут быть различными: от активного участия до неучастия (таб. № 1). Таблица № 1 |
Форма участия | Приемлемая | Неприемлемая | | Активное участие | предвыборная активность; участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организационная деятельность (участие в политических партиях); участие в различных политических акциях | подкуп должностных лиц; насилие; дезорганизация | | Пассивное участие | участие в голосовании; повиновение закону | пренебрежение к закону; нарушение закона | | 3. Неучастие | | |
Необходимо отметить, что участие человека в политическом процессе может быть предопределенным «сверху» (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы, участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства) и не оказывать влияния на политиков и на принимаемые решения. Автономное, участие предполагает свободное волеизъявление гражданина. Указанные формы политического участия включают в себя все современные политические системы. Демократическое общество с высоким уровнем развития политической культуры предполагает приоритет автономного участия граждан в политике. Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность; позитивная активность; рациональность. Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение людей несет ответственность за сохранение политической культуры общества и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, поскольку основой и условием прогрессивного развития является именно высокая политическая культура личности. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются следующие функции. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности. Интегративная функция - достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует таким образом стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления. Коммуникативная функция политической культуры позволяет установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт. С коммуникативной функцией политической культуры тесно связана функция обеспечения социального прогресса. Это означает, что политическая культура создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом. Нормативно-регулятивная функция заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества. Воспитательная функция (функция политической социализации) дает возможность сформировать личность, гражданина. Данные функции политической культуры показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса. 2. Типология политической культуры и политические субкультуры Политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоев и групп) формируется под воздействием многочисленных, разнообразных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество. Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную). Интегрированная политическая культура характеризуется: тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны; низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльностью по отношению к существующему политическому режиму. Здесь особенно сказывается влияние экономических факторов. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности. Примером, такого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо, благосостояние и стабильность, широкое участие граждан в политическом процессе, представительность органов власти, традиции. Непреходящее значение для граждан Великобритании имеют представления о своей стране как о сообществе, империи, мировой державе, социальном государстве. Англичане гордятся тем, что их страна имеет высокую степень экономического развития, высокий доход на душу населения, практически полную грамотность. Далеко не последнюю роль в достижении такого уровня развития общества сыграла национальная политическая культура. Этот пример отчетливо показывает характер взаимовлияния экономических и политико-культурных факторов. Фрагментарная политическая культура характеризуется: отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью; отсутствием доверия между отдельными группами и лояльности к государственным структурам. Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей. Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та щи иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием можно выделить следующие три типа политической культуры. Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса. Элитарная политическая культура. Для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий. Архаическая политическая культура. Главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности. Еще одним критерием дифференциации политической культуры является характер поведения людей в той или иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную. Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые по сути превращаются в объекты принуждения. Для гражданственной политической культуры характерны участие людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур. В качестве еще одного критерия для типологизации политической культуры выступает ориентация общества на регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической. Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или «товар», или «бизнесмен». Политические решения - результат «торговой сделки». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Эго культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов. Бюрократическая (этатистская) политическая культура это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или «порядок») и бюрократизированное управление. В итоге рассмотрения различных типов культур необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные. Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. Иногда социально неприемлемые центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России - Центральное Черноземье. Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Другими словами, то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя, отсюда возникает необходимость активного политического участия (влияния на властные структуры) уже на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма принятия решения и т. д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти. Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам. Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология. Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политическою режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах. 3. Основные пути формирования политической культуры Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, политических партий, общественных организаций и движений, церкви, средств массовой информации, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам. Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры. История располагает примерами того, что именно государству принадлежит не просто значительная, а определяющая роль в формировании национальной политической культуры. Весьма активно эту роль выполняло государство в бывших социалистических странах. Бывает и так, что государство на протяжении многих десятилетий может ограничиваться функцией «ночного сторожа», как, например, в США. Однако и в этих условиях национальная политическая культура была в огромной степени детищем своего государства. Конституция, Билль о правах, поправки к конституции, другие законы, свод общенациональных символов, официальные праздники с символическим подтекстом, как неотъемлемые черты американской политической культуры, создавались под эгидой этого самого «ночного сторожа». Другой, не менее важный путь формирования политической культуры - политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций, в первую очередь партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношении между партиями и государством и т. п. Активное участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан также является одним из путей формирования политической культуры общества. На политическую культуру многих западных стран оказала глубокое воздействие протестантская церковь. Она настаивала на стремлении людей к жизни, ориентированной как на личное убеждение, так и на религиозную убежденность. Верующий обязан был работать, создавать своим трудом богатство, повиноваться закону и творить добро. М. Вебер объяснял эффективное развитие капитализма, в частности, тем, что называется «протестантской этикой». Протестантские ценности имели и политические следствия: люди, разделявшие их, побуждались к гражданским акциям. Протестантские церкви по существу были миниатюрными политическими системами со своими лидерами, комитетами, конфликтами, поиском путей согласия и т. п. Сами верующие возводили здания, нанимали проповедников, наблюдали за ведением хозяйственных дел. Таким образом, можно утверждать, что политическая культура участия во многом была предопределена религиозной культурой участия. В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации (СМИ). Не случайно их называют «четвертой властью». За этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения. С приходом в повседневную жизнь людей телевидения «четвертая власть» заметно усилилась. Экран позволяет не только в вербальной, но и в визуальной форме внедрять в политическое сознание идеи, бывшие некогда весьма абстрактными. Использование СМИ для формирования политической культуры наиболее эффективно, так как они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль в формировании политической культуры СМИ играют в переходные периоды жизни общества, что типично для современной России. В странах с рыночной экономикой одним из путей формирования политической культуры является воздействие бизнеса на политические отношения. Политическую культуру стран с тоталитарным или авторитарным военным режимом (например, бывшей Пруссии или нацистской Германии, во многом и СССР) невозможно понять без рассмотрения такого пути ее формирования, как перенос с большими или меньшими изменениями принципов, норм и моделей деятельности армии на политическую жизнь. Среди таких принципов - единоначалие, действие по команде, ограничение демократии, ориентация на использование силы, повышенная секретность и т. п. Как показывает опыт многих стран, общественно-политические движения выдвигают идеи, установки и модели поведения, которые прочно входят в национальную политическую культуру. Это еще один путь формирования политической культуры. В качестве примера можно привести установку российского менталитета на решение актуальных вопросов общественной жизни «всем миром». На один из путей формирования политической культуры указывал в свое время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь, предопределяя тем самым ее культурное содержание. Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политико-культурном отношении. Эти различия в политической культуре предопределены, помимо прочего, и так называемыми «внешними», то есть неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитического положения страны и, в особенности, экономическими факторами. Исторический опыт во многом определяет качество политической культуры, тем более, он включает в себя и политический опыт страны. Особенно велика роль исторических событий с глубокими последствиями: войн, революций, национальных кризисов и т. п. При проведении сравнительного анализа американской политической культуры и политических культур континентально-европейского типа, к примеру, необходимо учитывать, что в США формирование политической культуры после завоевания независимости в 1770 году происходило в более благоприятных условиях, чем в Европе. Феодальных пережитков в США было несравненно меньше, чем в Старом Свете. Таким образом, политическая культура США изначально несла в себе значительно меньше следов феодального прошлого. У американской буржуазии не было, как у европейской, мощного соперника в лице Феодальной аристократии. Американская буржуазия не испытала такого давления со стороны рабочего движения, как европейская. Другая особенность национальной истории США постепенность освоения континента и включения в состав государства разнородных в культурно-политическом отношении регионов. Эта особенность также влияла на политическую культуру данной страны, определяя наличие региональных политических субкультур. Кроме того, необходимо добавить, что США складывались как страна иммигрантов. Следовательно, политическая культура США постоянно сталкивалась с новыми элементами, носителями которых были иммигранты из разных стран. Это требовало от государства пропаганды идеологии «американизма». Все указанные особенности обусловили относительную децентрализацию политической власти, аморфность политических партий, ориентацию с самого начала на согласованность политических действий, а не на насилие, смелость в политическом экспериментировании. Эти черты характерны для американской политической культуры. Континентально-европейские политические культуры выглядят несколько иначе. История развития европейских стран предопределила преобладание эклектичности в их политических культурах. Различия постепенно сглаживаются, но время от времени они дают о себе знать. Политическая культура России тоже во многом определена историей ее развития. В частности, длительное существование монархии в России, отсутствие буржуазно-демократического опыта развития, переход от монархии к тоталитаризму с его вождизмом определили во многом такие черты российской национальной политической культуры, как вера в харизматического лидера, страх перед властью, социально-политическая апатия, высокая степень идеологизации общества, подмена принципов согласия нетерпимостью, поиск «врагов», уравнительная ориентация и др. Вместе с тем история России определила в национальной политической культуре такие элементы, как требование высокой нравственности в политике (нечестные люди у власти в России презираются народом), ориентация на использование власти в общенациональных интересах, патриотизм, готовность к самопожертвованию ради общих интересов. Геополитические факторы имеют не менее важное значение для процесса формирования политической культуры. Если рассматривать влияние их на примере США, то можно констатировать, что Соединенные Штаты развивались в отдалении от Европы и Азии как центров политической силы и культуры. Это обеспечивало безопасность США и предопределяло характер отношений с другими странами. Специфика геополитического положения США определила очень важное для формирования их политической культуры следствие: США практически не знали войн. Вплоть до конца XIX века они не имели регулярной армии, отсюда отсутствие жестких милитаристских традиций в политической культуре. Деятельность, связанная с военной сферой, воспринимается американцами как своего рода бизнес. В Европе и Азии (в отличие от Америки) для развития милитаристских традиций сложились все соответствующие условия. Именно европейские страны положили начало двум мировым войнам. Особую роль в формировании политической культуры играют экономические факторы. Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры общества непосредственное влияние оказывают: экономическая стабильность в обществе, достаточно совершенная система законов, регулирующих экономические процессы в обществе, экономическая свобода (в разумных границах), сильные позиции среднего класса и др. Однако нельзя понимать влияние экономических факторов на формирование политической культуры грубо, упрощенно в том смысле, что любое изменение экономических отношений приводит к немедленному автоматическому изменению политической культуры. Необходимо иметь в виду, что в реальном общественно-историческом процессе происходит взаимовлияние экономических и политико-культурных факторов. И это взаимовлияние тоже, в конечном счете, сказывается на качестве политической культуры. Заключение Политическая культура общества проявляется во многих политических процессах и одновременно в существенной мере предопределяет их результат. К числу таких процессов, несомненно, относятся избирательные кампании. Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Выборные кампании, будучи самым массовым и важным институтом политического участия, позволяют с достаточной степенью достоверности выявлять содержание, элементы и основные тенденции изменений политической культуры общества. С другой стороны, организация любых выборов требует учета уровня политической культуры избирателей. И этот фактор, безусловно, является одной из составляющих успеха той или иной политической силы на выборах. Опыт проведения избирательных кампаний, прошедших в России показал, что политическая культура различных социальных групп российского общества имеет существенные различия. Это выражается в неодинаковой степени включенности в выборные процессы, в различной степени избирательной активности как социально-профессиональных, так и возрастных групп населения города и села. Это находит свое выражение и в различных политических позициях тех, кто участвует в выборах. В принципе, данное положение является нормальным с точки зрения избирательного процесса в любой стране при достаточно высоком уровне развития политической культуры избирателя. Высокий уровень определяется совокупностью факторов, которые обусловливают его выбор. Важнейшими из этих факторов являются уровень осознания общественных потребностей (в условиях России речь идет о понимании характера и необходимости общественных перемен) и зависимость политического выбора от уровня ознакомления избирателя с программами, биографиями и личностными качествами кандидатов. С этой точки зрения политическая культура российского электората также неоднородна. Наличие большого количества избирателей с низкой политической культурой, делающих свой выбор на основе иррациональных критериев (эмоциональность, идеологическая, духовная, национальная нетерпимость, незнание основных программных положений кандидатов), представляет собой опасность, так как российское общество в определенном смысле становится политически непредсказуемым. А это, в свою очередь, предопределяет кризисный характер его развития. Вместе с тем в России сформировался слой избирателей, уровень политической культуры которых позволяет им компетентно сделать свой выбор. Для этого слоя людей характерно достаточно отчетливое осознание характера социально-экономических реформ, определяющих в основе политические программы кандидатов. Такие избиратели оценивают позиции того или иного кандидата по основным общественным проблемам и сравнивают их со своими собственными взглядами. Если точка зрения избирателя совпадает или близка к программным положениям кандидата, то выбор в пользу такого кандидата и его программы по указанному критерию вполне компетентен. В основе подобного выбора лежит способность избирателя разобраться в политической ситуации. Это относительно широкий слой, и очень важно, что его электоральное поведение предсказуемо, стабильно. В этом один из признаков высокого уровня политической культуры. Таким образом, политическая культура России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности, социальных интересов создает условия для изменения типа политических ориентаций. Развитие рыночных отношений политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более дифференцирована по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций, их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом. В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одно стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию. Список литературы 1. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001. 3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: изд-во «ПРИОР», 2001. 4. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В.П. Пугачева. - М., 1997. 5. Панарин А.С. Политология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. 6. Политология. Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Полуниной. - М.: изд. центр «АКАЛИС», 1997.
|