Политическая власть
Политическая власть
13 Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Уфимская государственная академия экономики и сервиса Кафедра «Политологии» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Политология» на тему: «Политическая власть» Выполнила: студентка гр.ФЗК-32 Шангареева УФА-2009 Содержание Введение 1. Политическая власть как объект политологического анализа 2. Типология политической власти 3. Легитимность власти Заключение Список использованной литературы Введение Власть -- весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида -- власти политической, или государственной. Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. 1. Политическая власть как объект политологического анализаСуществует множество определений власти. Приведем некоторые из них. Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения. Власть - это политическое господство над людьми. Власть - это система государственных органов. Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Власть - это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей. Власть -- одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни -- в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит немецкому политологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии. Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: "А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В". Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение). Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми. Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С. Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики. Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. В Конституции Российской Федерации утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...". Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами. Характерные признаки власти: ь доминирование властной воли; ь наличие особого аппарата управления; ь суверенитет органов власти; ь монополия на регламентацию жизни общества; ь возможность принуждения в отношении общества и личности. Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести: ь право; ь авторитет; ь убеждение; ь традиции; ь манипуляции; ь принуждение; ь насилие. В чем же заключается необходимость политической власти? Во-первых, власть инклюзивна (от лат. "инклюзере" - включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.). В-третьих, власть необходима для организации общественного производства. В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле. В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования. В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества. Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти: ь анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; ь определение собственной стратегии и частных, тактических задач; ь репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения; ь присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами; ь распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.); ь преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики. К отличительным признакам политической власти относятся: ь легальность в использовании силы; ь верховенство -- обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории; ь публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов; ь моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений. 2. Типология политической власти Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, групповом, личном. Это дает основание рассмотреть структуру политической власти как следующие функционально действующие уровни: ь Макрополитическая система высших инстанций (правительство и его органы, высшие партийные органы и т.п.). ь Мезовласть - власть среднего звена. ь Микроуровень власти - власть внутри малых групп; самоуправление. Анализ видов, форм и функций власти позволяет построить ее определенную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти существует множество мнений и концепций. С учебной точки зрения попробуем типологию власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования. Типология политической власти по следующим признакам: По степени институциализации власть различают: ь Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.; ь Неинституционная, неформальная власть - власть в малых неформальных группах. По объему прерогатив власти различают: ь международная власть всемирных организаций; ь международная власть союзов, блоков стран; ь власть государства во внешнеполитических отношениях; ь государственная власть; ь ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации). По субъекту власти: ь личная (царская, королевская, президентская и т.п.); ь коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.); ь парламентская; ь правительственная; ь судебная. По структуре правящего субъекта власть различается: ь единоличная (монарх, диктатор); ь единоначальная (президент, премьер-министр); ь полиархическая (группа власти, олигархия). По применяемым методам выделяются: ь власть-господство; ь власть-насилие; ь власть-авторитет; ь харизматическая власть и др. По режиму правления: ь демократическая; ь авторитарная; ь деспотическая; ь тоталитарная; ь бюрократическая и др. По социальному типу: ь рабовладельческая; ь феодальная; ь капиталистическая; ь социалистическая. Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы. 3. Легитимность власти Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами: *благодаря традиции * в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой политики пришли к власти * на базе харизмы, т.е. веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства. Общество не может существовать без власти, то устанавливается определенный властный режим (от лат. "режиме" - управление). Политический режим (от лат. "режим" - порядок управления) - это совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Политология выделяет четыре основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический (таблица 1). Таблица 1. Характеристика политических режимов |
Критерии | Режимы | | | Демократический | Тоталитарный | Авторитарный | | Законодательство | Развитая система демократических законов | Система законов минимальна | Система законов мало разработана | | Полномочия главы государства | Строго ограничены законом | Фактически не ограничены | Практически не ограничены | | Представительные органы | Имеют широкий круг полномочий | Марионеточны | Марионеточны или отсутствуют | | Принцип разделения власти | Реализован | Формально признается | Отвергается | | Полномочия местных органов власти | Максимальные | Формально широкие | Минимальные | | Партии | Многопартийность | Правящая партия огосударствленна | Одна массовая политическая партия | | Идеология | Политический плюрализм | Господство одной идеологии | Одна официальная идеология | | Права и свободы | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Разрешено все, что не имеет отношения к политике | | Карательные органы | Строго регламентированы законом | Осуществляют массовые политические репрессии | Осуществляют тайный политический сыск | | Оппозиция | Действует легально | Запрещена | Отрицается | | | Либеральный и демократический режимы похожи, поэтому в таблице дана характеристика лишь демократического режима. Принципиальная разница заключается в том, что либеральная власть позволяет обществу и социальным группам влиять на принимаемые решения, а демократическое общество само выбирает носителей власти. С этими положениями тесно связано понимание легитимности власти. Что же такое легитимность (от лат. " легитимус " - законный)? Легитимность (применительно к власти) - это общественное признание, одобрение, законность власти. Заключение В заключении хотелось бы еще раз выделить основное данной работы. Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный социальный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру систему политических отношений. Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество. Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства. Список использованной литературы 1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. - М.: Юнити-Дана,2007. 2. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. - Новосибирск: Изд-й центр «Академия»2005. 3. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. - М.: Наука, 2007. 4. Политология. Учебное пособие/ Под ред. М.А. Василика. - СПб.: Питер, 2007. 5. Федосеев А.А. Введение в политологию. - СПб.: Питер,2004.
|