Политические элиты и политическое лидерство
Политические элиты и политическое лидерство
1. Понятие и современные теории элит Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита. В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Сам термин "элита" заменялось произвольными и аморфными синонимами: "власть имущие", "влиятельные слои общества", "сливки нации" и др. Что же такое "политическая элита"? "Элита" в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное. Философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления. Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель написав: "…Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью", тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты. Политическая элита - это меньшинство общества, являющееся относительно привилегированной группой, обладающей выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов. Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации. Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 - 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 - 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 - 1936 гг.). Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма". Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством. Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия: 1. Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс. 2. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием. 3. Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично. Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках. Последователи Михельса считают, что Ленин, заложив организационные и идеологические основы РСДРП(б) в своем труде "Что делать?", ориентировался на узкий слой профессиональных революционеров - будущую элиту. Придя к власти, партия воспроизвела свою структуру в масштабе страны: управлять обществом стала так называемая партократия. Характерными чертами политической элиты являются следующие: · это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; · высокий социальный статус; · значительный объем государственной и информационной власти; · непосредственное участие в осуществлении власти; · организаторские способности и талант. На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса. Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты: 1. Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство. 2. Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием. 3. Групповая сплоченность. 4. Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство. 5. Структурное постоянство элиты, ее властных отношений. 6. Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть. Ценностные теории элиты характерны: 1. Элита - наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями. 2. Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита - мотор, а массы - колесо истории, проводник в жизнь решений элит. 3. Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. 4. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры. Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты: 1. Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей. 2. Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности. Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах: 1. Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит. 2. Элиты возможно удерживать под влиянием масс. 3. Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы. 4. Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п. Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В.И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы: 1. Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму. 2. Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества. 3. Происхождение элиты из социальных низов - "кто был никем, тот станет всем". 4. Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии - заблуждения или происки классового врага. 5. Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтер-офицеров" (Сталин). Таким образом, под элитой понимаются: (посмотреть...) 1. Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето). 2. Харизматические личности (М. Вебер). 3. Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу. 4. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска). 5. Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению. 6. Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре). 7. Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл). 8. Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере. Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов: 1. Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике. 2. Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом. 3. Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование. 4. Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. 5. Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями. 6. Политическая пассивность широких масс населения. Элиты типологизируются по ряду оснований: По отношению к власти выделяют: · правящую элиту; · неправящую, или контрэлиту. По уровню компетенции: · высшая (общенациональная); · средняя (региональная); · местная. По результатам деятельности (эффективности): · элита; · псевдоэлита; · антиэлита. Кроме того, выделяют: 1. "Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию. 2. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты. 3. Закрытые и открытые. В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы". Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно. "Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе. Политическая элита обладает следующими функциями: · изучение и анализ интересов различных социальных групп; · субординация интересов различных социальных общностей; · отражение интересов в политических установках; · выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.); · создание механизма воплощения политических замыслов; · назначение кадрового аппарата органов управления; · создание и коррекция институтов политической системы; · выдвижение политических лидеров. Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу. Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность. Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит. Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем. Для системы гильдий характерны: 1. Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх. 2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.). 3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель. 4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают: 1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы. 2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров. 3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели. 4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций. 5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ). Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера. 2. Политическое лидерство Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов. Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных творцов истории. Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Николло Макиавелли (1469 - 1527). В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства (отсюда термин - "макиавеллизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали). В своем труде "Государь" Макиавелли разработал практические советы для правителей, представляющие искусное сочетание хитрости и силы. Эти советы высоко ценили Кромвель и Наполеон, ими пользовались Сталин и Брежнев, Гитлер и Черчилль и др. Концепцию лидерства, оказывающую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 - 1900). В своих трудах "Так говорил Заратустра" (1884) и "Воля и власти" (1889) он пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа - человека - лидера, сверхчеловека. Он писал: "Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей, - в этом и ни в чем ином состоит его задача". ("Так говорил Заратустра". - М.,1990. - С. 286). Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказало творчество французского социолога Габриэля Тарда (1843 - 1904). Он является одним из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения, по его мнению, не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственным источником прогресса общества являются открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями. Марксизм в противоположность теориям, которые рассматривают лидеров как локомотивов истории, ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает как часть класса, наиболее способный, сознательный и умелый выразитель воли класса. Здесь он играет по отношению к классу вспомогательную, служебную роль. И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса, то в творчестве и в практической политике Ленина и особенно Сталина эта идея постепенно была сведена на нет, и возобладала упрощенная схема соотношения масс и политических лидеров: массы - класс - политическая партия - политический лидер. "Массы, - писал Ленин, - делятся на классы: ...классами руководят обычно ... политические партии; ... политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями". (Полн. собр. соч. Т. 41. С. 24). В современном обществоведении существуют несколько подходов к определению политического лидерства. Выделим некоторые из них. 1. Политическое лидерство - это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Для этого определения характерны следующие особенности · влияние должно быть постоянным; · руководящее воздействие лидера осуществляется на всю группу, организацию, общество; · политический лидер должен обладать явным приоритетом во влиянии. 2. Политическое лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, это руководящая должность. 3. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательская деятельность, осуществляемая на политическом рынке. Здесь побеждает тот потенциальный лидер, чей "политический товар" больше всего отождествляется с понятием "общего блага". 4. Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы. Лидер способен с помощью власти реализовать интересы группы. Понятия политического лидерства имеет два аспекта: · Формально-должностной статус. Он связан с обладанием властью. · Субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту. Кто же он, политический лидер? Политический лидер - это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяем ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях. Рассматривая проблемы лидерства, неизменно задаешься вопросами: почему одни люди становятся лидерами, а другие исполняют их волю? Что лежит в основе лидерства, в чем его феномен? На этот счет в современной политологии есть несколько теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них. Теория черт Cуть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами. Как пишет один из видных представителей теории черт Э. Богардус "превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству". Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. А также фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности и др. Ситуационная теория Ее представители - В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. - обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий. Лидер - функция определенной ситуации. Именно сложившаяся конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет требованиям объективных обстоятельств. Однако эта теория не учитывает, что не только ситуация порождает лидера, но и сильная личность способна создать ситуацию. Ю. Дженнингс верно заметил: "Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает..., когда он может ее использовать..., обратить в свой актив" (Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М.,1978. - С. 43). Теория последователей и конституентов Объясняет феномен лидера через его окружение и последователей. "Именно последователь, - пишет Ф. Стэнфорд, - воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство". Отношения между лидером и его конституентами выступают в виде цепочки: конституенты - последователи - активисты - лидер. В современной политологии в круг конституентов лидера включаются не только политические активисты, но и его избиратели, все, кто взаимодействует с ним. Кратко суть этой теории можно выразить фразой: "Короля делает двор". Психологическая теория Ее основоположник З. Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. ("В мире ясно только то, что миром правит либидо"). У лидеров руководящие позиции выражают компенсаторные функции взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства. Ученые Франкфуртской школы Э. Фромм и Т. Адорно выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающая массовые фрустрации и неврозы и стремление убежать от этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляют такому человеку особое наслаждение. Это своеобразная форма садизма. Такая личность воспринимает всех других людей, мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости. Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них. По отношению руководителя к подчиненным: · авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидера на нижестоящих. Оно основано на угрозе санкций, применении силы; · демократическое - предполагает учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в управлении. По способу легитимации власти (М. Вебер): · традиционное - вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, вере в святость и неизменность традиций; · рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим путем; · харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет "историческую миссию". В качестве примера можно привести Ю. Цезаря, Наполеона, Ленина, Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена, Ф. Кастро. По "масштабам" лидерства: · общенациональные; · лидеры региональные; · лидеры социальных групп, слоев. По отношению к существующей политической системе: · функциональный; · дисфункциональный; · конформист (приспособленец); · неконформист. Собирательные образы лидера выделил М.Дж. Херманн. 1. Знаменосец, или великий человек. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы (В.И. Ленин, М.Л. Кинг, Хомейни, Ш. де Голль). 2. Служитель. Лидер этого типа всегда стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени. 3. Торговец. Лидер этого типа способен настолько привлекательно преподнести массам свои идеи и планы, что заставляет "купить" эти идеи и привлекает массы к их исполнению. 4. Пожарный тип лидера. Ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В чистом виде в реальной жизни образы лидеров обычно не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. Кроме того, выделяют следующие типы лидеров: · лидер-идеолог и лидер-прагматик; · лидер-"лев" и лидер-"лис"; · реалист, фанатик и романтик; · лидер-популист. Российский исследователь Н. Плешаков предложил типологию лидерства с точки зрения национально-эпических архетипов. Он считает, что Сталин - Георгий Победоносец, Хрущев - Иван-царевич, Брежнев - Емеля. Важнейшим аспектом исследования лидерства является анализ функций лидера. Основные функции лидера должны быть следующими: 1. Интеграция общества, объединение масс. 2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. 3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола. 4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи. 5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. 6. Легитимация власти, политического строя. Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах. Для того, чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно", - говорил английский историк Эктон. Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие: 1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих. 2. Сильная оппозиция, политический плюрализм. 3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами. 5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур. Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.
|