БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Политическое положение Великобритании

Политическое положение Великобритании

Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет

кафедра истории и

политической теории

РЕФЕРАТ

на тему:

«Политическое устройство Великобритании»

Выполнила: ст. гр. ПЗ-2000

Миготина Е.В.

Проверил: Вергун А.В.

Днепропетровск

2002

План

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире _________________3

2. Конституция государства _________________________________________________3

3. Высшие государственные органы власти: их формирование,

полномочия, структура (схема) ____________________________________________5

4. Форма государства:

4.1. Форма государственно-территориального устройства _____________________9

4.2. Форма правления____________________________________________________10

4.3. Тип политического режима ___________________________________________10

5. Форма избирательной системы____________________________________________10

6. Модель президентской власти_____________________________________________11

7. Тип парламентаризма____________________________________________________11

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция) и

тип партийной системы __________________________________________________12

9. Основные общественные организации и движения ___________________________12

10. Правовое положение личности ____________________________________________13

11. Список используемой литературы__________________________________________14

Великобритания

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Краткая справка о государстве и его роли в современном мире. Государство на северо-западе Европы на Британских островах. Территория - 244,7 тыс. кв.км. Под контролем Великобритании 13 зависимых территорий - в основном небольшие острова с общим населением менее 200 тыс. человек, в т.ч. Гибралтар в Европе, Ангилья, Бермудские о-ва, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Монтсеррат, Теркс и Кайкос о-ва, Фолклендские о-ва в Южной Америке и некоторые другие. Столица - Лондон (с пригородами - 7,1 млн.). Крупнейшие города: Бирмингем (1,2 млн.), Лидс (800 тыс.), Глазго (700 тыс.). Административно-территориальное деление - в состав Великобритании входят 4 историко-географических области: Англия (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая административная единица - Большой Лондон); Уэльс (8 графств), Северная Ирландия (26 округов), Шотландия (9 районов и островная территория). Остров Мэн и Нормандские о-ва - самостоятельные административные единицы. Население - 58,8 млн. (1997 г.), в т.ч. англичане (80%), шотландцы(15%), ирландцы, уэльсцы (или валлийцы). Официальный язык - английский. Господствующая религия - англиканство, распространены также пресвитерианство и католицизм. Официальной церковью в Англии является Англиканская церковь, насчитывающая 26 млн. прихожан. Официальная Шотландская церковь организована по пресвитерианскому принципу и объединяет 1 млн. верующих. Другие протестантские церкви, из которых самая крупная - методистская, насчитывают 1,6 млн. верующих. Имеется также около 5 млн. приверженцев Римско-католической церкви, 830 тыс. мусульман и 400 тыс. иудеев. Денежная единица - фунт стерлингов = 100 пенсам. Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 2.II 1924 г.). Национальный праздник - День рождения королевы (1926 г., день праздника ежегодно определяется решением правительства: обычно в одну из суббот июня). Великобритания - постоянный член Совета Безопасности ООН (с 1945 г.); участница ОБСЕ и Совета Европы (с 1949 г.), входит в НАТО (с 1949 г.), ЗЕС (с 1954 г.), ЕС (с 1973 г.), ОЭСР (с 1960 г.), ЕОУС( с 1973 г.), Евратом (с 1973 г.), План Коломбо (с 1950 г.). Великобритания - высокоразвитая индустриальная держава, занимает одно из ведущих мест в мире по объему промышленного производства и затратам на научные исследования и разработки. Крупный экспортер капитала. Крупнейшие торговые партнеры: ФРГ, США, Франция, Нидерланды. Входит в пятерку крупнейших партнеров России. По объему инвестиций в Россию занимает второе место после США. ВНП в расчете на душу населения составляет 17 000 дол. в год. Безработица - 1,6 млн. чел. Средняя продолжительность жизни мужчин - 73 г., женщин - 78 лет. Рабочая неделя 35-40 часов. Образование и медицинское обслуживание бесплатные (есть и частный сектор). Свыше 20 млн. человек ежегодно проводит отпуск за границей. Среди крупнейших университетов Великобритании старейшие Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (основан в 1209 г.), а также Лондонский, Эдинбургский и др. Регулярное радиовещание ведется с 1922 г. Ведущая радиокомпания - Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си). Телевизионное вещание ведется Би-би-си и Ай-ти-эс. Крупнейшие агентства - Пресс Ассошиэйшн (специализируется на сборе и распространении внутренней информации, основана в 1868 г.), Рейтер(специализируется распространении иностранной информации, основана в 1851 г.) и Юнатейд пресс Интернэшнл.

Конституция государства. Структура конституции. Великобритания - парламентская монархия. В стране нет писанной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиск бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты - спикера - на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.). Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.

Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (официально - акты) обладают одинаковой юридичекой силой(поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая, некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы. Но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Судебный прецедент - это решения по конституционным вопросам так называемых судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения. Обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров, процедуры созыва законодательного органа и роспуска палаты общин, осуществление государственного управления Короной только при согласии кабинета, равно как и само существование последнего). Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой - обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с высоким уровнем правосознания может привести к серьезным политическим последствиям.

Доктринальные источники - это специфический элемент неписанной части британской конституции. Под ними понимаются мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

Содержание конституции. В отличии от конституции США, которая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в системе некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются.

По конституции Великобритания - парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.

Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом.

Высшие государственные органы власти: их формирование, полномочия, структура (схема).

Государственные органы Великобритании

назначение

суверен

доверие

ответственность решение

отлагательное

вето

Прямые выборы на

5 лет

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент - триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически - палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически - палату простолюдинов). На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции и верхняя. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Она избирается на 5 лет. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. По выходным дням организуются встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Спикер руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом. Имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), т.к. должен быть лицом беспристрастным (он не в праве даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. В палате общин образуются постоянные и временные комитеты.

Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации ( в последнем случае - по желанию правительства ). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

До реформы 70-х в палате существовали только неспециализированные комитеты. Они имели буквенную нумерацию - А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас (до 50 человек). Теперь созданы и специализированные комитеты - по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Оба вида комитетов предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, занимаются парламентскими расследованиями, но основная деятельность специализированных комитетов связана с контролем за управлением, за работой министерств.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов, состав и численность изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты - пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 - пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) «лордов по апелляции» (апелляционный комитет - по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. В палате председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате - 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь 4 фракции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер, обеспечивающий явку членов фракции на голосование в палате. В нижней палате парламента строгая партийная дисциплина, но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмана) по делам администрации. Назначается правительством до достижения 65 лет и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти.

Законодательный процесс. Чтобы стать законом, билль проходит несколько слушаний в каждой палате, где тщательно обсуждаются их основные принципы и тщательно изучаются детали. Таким образом, хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и только затем передается в палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры.

Подавляющее большинство законопроектов принимаются по инициативе правительства. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты зачитывает его заголовок, во втором обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против. Нередко спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, то он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Исполнительная власть. Монарх. Глава государства - королева Елизавета II (с 6.II 1952 г.), которая принадлежит к Ганноверской (с 1917 г. Виндзорская) династии английских монархов, являясь 40-м по счету британским монархом со времени завоевания Англии норманнами (1066 г.). Формально ей принадлежат достаточно обширные полномочия: назначает премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Королева обычно открывает сессии парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Она считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские звания, сама имеет воинское звание (полковник), является светским главой англиканской церкви, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир, осуществляет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства. Они подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.

Монарх - лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, административной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т.д. Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии, не подлежит политической ответственности. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Во взаимоотношениях с парламентом эти права (прерогатива), как и некоторые другие полномочия, монарх осуществляет по указанию правительства. Посещать заседания парламента может только по специальному приглашению.

У монарха есть прерогативы личного характера: королевские регалии (корона, трон, мантия, титул….), королевский двор, цивильный лист - ежегодно вотируемые парламентом деньги на личные нужды монарха и содержание его двора, освобождение от уплаты налогов. Монарх, наследник престола, некоторые члены семьи обладают значительной недвижимой собственностью (земли, дворцы и т.д.), которая может приносить им доход, но продать ее они не могут. Они являются также держателями многих ценных бумаг, которыми распоряжаются свободно.

Из сказанного следует, что хотя юридически монарх обладает обширными полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществляться не могут. Это «спящие прерогативы». Все акты, исходящие от монарха, подлежат контрассигнации (подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха не действителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов королевской семьи, министров, епископов (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум - 3 человека). От имени Совета монарх издает «»приказы в Совете. Этими приказами оформляются решения кабинета.

Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону - 95 человек, но обычно это 75-80 министров, младших министров, секретарей и т.д.). Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней - юридический советник правительства, его представитель в суде.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18-22 человека), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер. Канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-стрит, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера собирается «внутренний кабинет» - несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

На деле правительство формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием.

В состав правительства входят:

1. Главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета

Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают только выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств.

2. Министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры - заместители других министров, не входящие в состав кабинета.

Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению.

3. Некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (напр., лорд - хранитель печати).

4. Министры без портфеля.

Оказывают помощь премьер-министру по его указаниям.

5. Особая категория младших министров - парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов - комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Парламентские службы следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте, готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Для исполнения законов парламента правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, а от имени отдельных министров. Парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона, которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

Министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников.

Судебная власть. В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд - главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компитенцию этого суда. Судьи назначаются из числа адвокатов. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд - джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это - уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств - членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

Суд короны - это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристер или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи.

Барристеры - юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры - более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам - это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов - простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих. Неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд.

В Шотландии действует своя система права и судов.

Форма государства.

Форма государственно-территориального устройства. Великобритания - сложное государство с автономией и с особенностями управления в некоторых историко-географических единицах.

С точки зрения особенностей самоуправления и управления в состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия («исторические единицы») и несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Кроме того Великобритания имеет колониальные владения - о-в Святой Елены, др. мелкие о-ва, Гибралтар. Все эти части различаются по этническим особенностям населения, по условиям быта, по уровню развития.

Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы. Шотландия и Уэльс юридически пользуются административной автономией своеобразного характера, но на деле управление ими осуществляется из центра - министрами по делам Шотландии и Уэльса, на местах - в главных городах Шотландии (Эдинбурге) и Уэльса (Кардиффе) - существуют ведомства этих министров.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией, но с 1972 г. местный парламент не действует, осуществляется прямое правление из Лондона (через министра по делам Сев.Ирландии). Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от короны и управляются местным владельцем.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 - в Англии, 8 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53). Сев.Ирландия делится непосредственно на округа (26). После реорганизации управления Большим Лондоном (с прилегающими окрестностями) на этих территориях также созданы округа.

Округа (в каждом из них д/б не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины - низовое звено административно-территориального деления.

Форма правления. Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В Великобритании - монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Современная монархия - конституционная , ее предшественник - абсолютная, которая еще сохраняется в некоторых странах. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. Современная Великобритания является типичным примером парламентарной монархии. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, но в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно».

Тип политического режима. Политический режим - представляет собой совокупность методов осуществления государственной власти. Любая устойчивая человеческая общность может существовать лишь будучи управляемой. Управление человеческой общностью может осуществляться 2 различными методами - авторитарным и демократическим.

Основное качество авторитарного метода - управление осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Люди, составляющие авторитарную общность, управляются, но сами участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.

Основное качество демократического метода - управление человеческой общностью осуществляется по воле ее участников. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания, правила поведения.

Таким образом, проведя анализ двух выше приведенных методов управления человеческой общностью, можно сделать вывод: в Великобритании присутствует демократия как тип политического режима. То есть в Великобритании - определенный метод осуществления государственной власти, который противопоставляется фашистским и авторитарным политическим режимам. Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций, что наблюдается в государстве Великобритания.

Форма избирательной системы. Мажоритарная избирательная система - та избирательная система, которая в основу определения результатов голосования закладывает принцип большинства. Различают 2 основных вида мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В Великобритании присутствует мажоритарная система относительного большинства. Избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины.

В Великобритании действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Активное избирательное право принадлежит всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. Акт о народном представительстве 1983 г. расширил состав избирательного корпуса применительно к парламентским выборам, предоставив право избирать гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Таким днем является 10 октября каждого года (в Северной Ирландии - 15 сентября). Внесение в регистрационный список - обязательное условие реализации активного избирательного права. Список составляется ежегодно специальным чиновником местного совета на основании данных, сообщаемых домовладельцами. К 29 ноября регистрационный список вывешивается для всеобщего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Список считается действующим с 16 января для любых выборов, которые проводятся в течение следующих 12 месяцев.

Закон особо гарантирует избирательные права граждан, находящихся вне места проживания в связи с их работой или болезнью, а также британских граждан, проживающих за границей. Эти лица рассматриваются как избиратели того округа, в котором они имели бы право голоса до выезда в связи с выполнением служебных обязанностей.

С 1985 г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за границей и подавшим на дату, установленную для составления регистрационного списка, соответствующее заявление. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были зарегистрированы непосредственно перед выездом за границу. Однако такое право действует только в течение 5 лет с того дня, когда человек перестал быть жителем Великобритании.

Активным избирательным правом не обладают: иностранцы, душевнобольные, пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии), лица, находящиеся в заключении, которое они отбывают в исправительном учреждении во исполнении приговора суда, лица, осужденные за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах - в течение 5-10 лет в зависимости от характера нарушения.

Пассивное избирательное право предоставляется британским гражданам по достижении 21 года. Закон предусматривает, однако, целый ряд достаточно существенных ограничений из этого общего правила. Эти ограничения можно подразделить на три группы. Первая из них связана с тяжелыми психическими заболеваниями человека. Ограничения второй группы можно считать своего рода моральными цензами: пассивное избирательное право не предоставляется банкротам, лицам, признанными виновными в применении «бесчестных и незаконных приемов на выборах», а также лицам, отбывающим наказание за государственную измену.

Наконец, третью группу составляют ограничения пассивного избирательного права, связанные с действующими многочисленными правилами о несовместимости депутатского мандата с занятием определенной деятельностью. Так, лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности; профессиональные оплачиваемые судьи; чиновники министерств и центральных ведомств; лица, находящиеся на дипломатической службе; военнослужащие (кроме офицеров, находящихся в отставке); руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, Независимого телевизионного управления и т.п.); клерки местных советов и пр. Однако государственный служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, может сделать это, лишь при условии ухода в отставку с занимаемой должности до своего выдвижения кандидатом.

На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов. Большинство из них - кандидаты от Консервативной и Лейбористской партий. Кандидат подает чиновнику по выборам заявление, подписанное 10 избирателями, и оплачивает избирательный залог в 500 ф. ст., который не возвращается, если кандидат не наберет по меньшей мере 5% голосов избирателей своего округа. На практике кандидаты выдвигаются политическими партиями (избиратели практически не участвуют в отборе кандидатов).

В отличии от других стран в Великобритании не существует каких бы то ни было специальных центральных органов по проведению выборов. Нет их и в избирательных округах. Общее руководство организацией выборов в масштабе всей страны осуществляет министерство внутренних дел, а на местах - чиновник по выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели местных советов).

Палата лордов формируется по наследственному признаку. При формировании палаты общин страна делится на 651 округ. От каждого округа избирается один депутат. Границы избирательных округов пересматриваются раз в 10 лет. С 1949 г. закон устанавливает требование математического равенства численности избирательных округов.

Модель президентской власти. См. п. об исполнительной власти. Великобритания - страна с монархической формой правления, главой государства является монарх. В дополнение можно сказать, что в Великобритании кастильская система престолонаследования, которая не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам - младший брат искдючает старшую сестру.

Тип парламентаризма. Парламентаризм - сложная и многообразная система правления, включающая в себя механизм формирования деятельности парламента, а также связи и отношения его с др. ветвями власти, способы выработки компромиссов и концепсуса для цивилизованного равновесия в обществе. Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства. Парламентаризм можно классифицировать по форме правления на: президентскую республику (президентский), парламентская республика (кабинетный), смешанная республика (парламентско-президентская и президентско-парламентская), ограниченна монархия (монархический). Великобритания относится к последнему типу парламентаризма.

Основные политические партии (правящая, оппозиция) и тип партийной системы. Двухпартийные системы представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.

Двухпартийная система Великобритании состоит из консервативной и лейбористской партий. Консервативная (партия тори)- является одной из старейших политических партий страны. Возникла в конце 17 в. и выражала интересы земельной аристократии и высшего духовенства англиканской церкви. Членами партии себя считают около 200 тыс. человек. Исповедуют философию индивидуализма и свободного предпринимательства, децентрализации и приватизации экономики. После поражения партии на выборах 1997 г. ее новый лидер У.Хейг предложил новую идеологии партии - «открытый, демократичный, народный консерватизм», который верен консервативным принципам и традициям, но и учитывает происшедшие в 80-90-е гг. социальные изменения в стране. Во внешнеполитическом плане для консерваторов характерен общенатовский подход к решению большинства актуальных международных проблем. Партия разделяет концепцию «ядерного сдерживания», выступает за сохранение и модернизацию ядерного потенциала Великобритании, за продолжение членства страны в НАТО и ЕС, хотя по вопросу о степени вовлеченности Великобритании в европейские интеграционные процессы в партии по-прежнему существует серьезный раскол. Лейбористская партия Великобритании (ЛВП) - образована в 1890 г. на базе Комитета рабочего представительства, объединившего ряд социалистических, рабочих и кооперативных организаций Британии. Выступает за приоритетное решение таких вопросов внутренней жизни страны, как совершенствование системы налогообложения, уменьшение числа безработных, особенно среди молодежи, улучшение систем образования и здравоохранения. Партия постепенно отказывается от «социалистических атрибутов прошлого» (в мае 1995 г. была одобрена идея Энтони (Тони) Блэйра (лидер партии с 1994 г.) о снятии из устава тезиса о приоритете общественной собственности). Главной задачей, которую в целом решают лейбористы, является переход партии вправо к центру. В области внешней политики лейбористы делаю т упор не необходимость укрепления европейской системы безопасности, но по-прежнему считают, что ее опорой должно оставаться НАТО, выделяют необходимость нормализации отношений с ЕС. Число индивидуальных членов партии по состоянию на конец 1997 г. составило более 400 тыс. человек (в 2 раза больше, чем в начале 90-х гг.). На правах коллективного членства в партию входят профсоюзы и кооперативные организации. Либерально-демократическая партия (ЛДП) - сформирована в марте 1988 г. путем слияния либеральной и социал-демократической партий, которые до этого с 1981 г. выступали на политической арене альянсом. Выражает интересы мелких и средних предпринимателей, чати интеллигенции, а также фермеров. Число членов партии составляет около 80 тыс. человек. Политическая платформа партии - центристская. Во многом компромиссная и расплывчатая по ряду вопросов. Во внутренних делах ЛДП следует промежуточной между лейбористами и консерваторами линией, выступает за борьбу с безработицей, приоритетное решение социальных проблем, прекращение дальнейшей денационализации, но в целом делает ставку на рыночную экономику и развитие конкуренции. Лидер партии - П. Эшдаун.

Основные общественные организации и движения. В эту категорию можно отнести, профсоюзы и средства выражения общественного мнения - СМИ.

Действует около 400 профсоюзов. Объединяют около 40% трудящихся, отличаются высокой степенью сплоченности. Около 90% всех членов профсоюзов входят в крупнейшее профсоюзное объединение - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), созданный в 1868 г. В него входит 74 отраслевых профсоюза. Традиционно поддерживает и финансирует лейбористскую партию. Действуют также конфедерация тред-юнионов (230 тыс.) - основана в 1899 г. и Шотландский конгресс тред-юнионов (ШКТ) - (940 тыс.) и Уэльский конгресс тред-юнионов (УКТ).

Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация британской промышленности. Теоретически ее члены - предприятия, но их представляют руководители-собственники. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина работающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они выступают ка депутаты от партий), в комитетах парламента; ее представители участвуют в различных рабочих группах как правительства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов формулируют задачи экономической политики, отстаивают требования предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут переговоры с профсоюзами. Действует Конфедерация британской промышленности на основе конституционного обычая о свободе ассоциаций.

В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но действуют различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специальных комитетов палаты общин наряду с представителями правительства и предпринимателей, другие ограничивают права профсоюзов.

Средства выражения общественного мнения опираются на конституционные обычаи свободы слова, информации. В Великобритании имеются имеются мощные государственные средства информации (радио, телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические издания.

Правовое положение личности. В отличие от большинства государств Великобритания не устанавливает деления прав, свобод и обязанностей граждан на конституционные (основные) и отраслевые (производные). Это объясняется особым характером конституции. Содержание основных прав в подавляющем большинстве определяется не законом, а обычаем, согласно которому граждане имеют право делать все, что прямо не запрещено правовыми предписаниями.

В послевоенный период левым политическим силам удалось добиться как определенных гарантий со стороны государства (страхование на случай безработицы, бесплатное школьное образование и медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение), так и права на коллективную защиту (право на забастовку, на свободу союзов и ассоциаций). Это повысило не только социальную гарантированность прав конкретных граждан, но и определенную защищенность их перед обществом и государством. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например, уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Среди политических прав наибольшую значимость имеют избирательное право и право на участие в референдуме. Личные права регулируются немногими законами (например, упомянутым выше Хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.

С приходом же к власти в 1979 г. Консервативной партии некоторые положения профсоюзного законодательства, препятствующие частной инициативе и свободе предпринимательства, постепенно ликвидировались. Были приняты законы, запрещающие забастовки солидарности, предусматривающие возможность принудительного арбитража при социальных конфликтах, арест забастовочных фондов. Некоторые ограничения гражданских прав в Великобритании установлены актами 1974-1984 годов о терроризме. Но четко определенный минимум личных прав законодательством о борьбе с терроризмом гарантировался: неприкосновенность личности, жилища и т.д. Для производства обыска и ареста полицейский чиновник должен иметь судебный приказ.

В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления.

Список используемой литературы:

· В.Е.Чиркин Конституционное право зарубежных стран (349-370)

· Иностранное конституционное право под редакцией Маклакова (39-68)

· Правовые системы стран мира (справочник) Решетников (24-45)

· А.А.Мишин Конституционное право зарубежных стран





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011