БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Политическое сознание и политическое бытие

Политическое сознание и политическое бытие

Политическое сознание и политическое бытие. Политическое время и политическое пространство.

Политическая онтология -- учение о политическом бытии. В цент-ре внимания политической онтологии находятся проблемы содержа-ния политического бытия, формы и способы его существования и раз-вития, особенности политического пространства и политического времени, типы измерения политического бытия, специфика политиче-ского детерминизма.

Понятие «политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность», «политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используются как синонимы.

Политической онтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней: уровень возможности политического бытия и уровень действительности политического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, она обладает статусом политиче-ского существования и есть потенциальное политическое бытие; по-литическая действительность -- актуальное политическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются как формы политичес-кого бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковой яв-ляется политическое сознание, и «актуальная форма политического бы-тия», каковой выступает политическая реальность.

По способу существования политическое бытие разделяется на институциональную сферу, политические отношения и политическое сознание.

Основные политические институты - это государство и полити-ческие партии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и ре-гулирование политической деятельности, развитие политических про-цессов, а также отвечающие за социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующие социально-политический порядок.

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики по поводу обладания, исполнения и придания нужной направленности политической власти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности, также организации, ин-ституты и государство. Выделяются политические отношения компро-мисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфлик-та, вражды, войны и т.д. К числу центральных из них относятся отноше-ния политического управления (между властвующими и подчиненными).

Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свой специфический объект исследования - политиче-ское бытие и входит в основные целеполагающие детерминанты поли-тической деятельности.

Специфика политического сознания в том, что оно не только от-ражает политическую реальность - его функцией также является политическое целеполагание, прогнозирование и программирование по-литического бытия.

Политическое сознание - явление многогранное и противоречи-вое. В его структуре необходимо выделять теоретическое знание, т.е. научное осмысление политических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятие политики, не имеющее концептуальной фор-мы, а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, со-циально-психологических установок. Эти пласты восприятия органи-чески связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие различных политических мировоззрений, предс-тавлений и ориентации.

Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, но содержит и предметное отноше-ние к нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил.

При исследовании проблемы политического бытия возникает мно-жество вопросов: почему рациональные, логически выверенные и впол-не реальные по своим целям и задачам концепции зачастую игнориру-ются или активно отторгаются, а иррациональные, авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех, подхваты-ваются массами; почему происходит быстрое забывание негативного исторического прошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистических практик вдруг захлестывает современное обще-ство, где на первый взгляд уже давно нет места архаичному прошлому; почему на место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политические мифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.

Ответить на эти вопросы возможно, лишь имея представление о том, что такое сознание и каким образом оно формируется. По этому поводу К. Юнг писал: «...современный человек на самом деле - это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру: выделяют собственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как часть человеческой психики, находящейся вне прямо-го рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, а охватывает сум-му психического опыта всех предшествующих поколений и их отноше-ния к власти. Политическое бессознательное сохраняется в форме ар-хетипов - эмоциональных моделей, находящих свое выражение в ми-фологических образах и отражающих взаимоотношения с областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательного исследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизм его формирования.

Актуальная и потенциальная политические реальности существу-ют в пространстве и времени. Политическое пространство в качестве формы существования политического бытия рассматривается полити-ческой философией как место, где разворачиваются политические про-цессы, как цель политических действий и как средство для достиже-ния конкретных политических целей.

Политическое пространство - это многоуровневый, многомер-ный мир, в котором разворачиваются политические отношения по по-воду завоевания, использования и удержания власти.

Уточним, что в данном случае речь идет о политическом прост-ранстве как месте существования политического бытия, о пространст-венном измерении политики.

Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизни этноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, где проживает этнос, где формируются политические институ-ты, где добывают и используют ресурсы, это «жизненное пространст-во», которое во многом определяет особенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьба за пространство в большинстве случаев является главной причиной войн и конфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политического пространства как цели или как средства условно можно выделить нес-колько его уровней по следующим критериям:

- на политическом пространстве находятся политические субъекты;

- за политическое пространство ведется борьба между политиче-скими субъектами;

- посредством политического пространства осуществляются поли-тические цели.

С развитием технических возможностей человека политическое пространство расширяется.

Политическое пространство структурно можно представить как:

- наземное пространство;

- водное пространство;

- воздушное пространство;

- космическое пространство;

- информационное пространство.

Можно теоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства и политического бытия:

- влияние пространства на формирование культуры, этноса, госу-дарства и его политического устройства;

- пространство как цель политических интересов, отсюда геостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмы расширения территории и защиты границ;

- пространство как совокупность взаимодействующих государств;

- пространство как взаимодействие цивилизаций и межцивилизационного пространства, где границы этих образований определяют-ся социокультурным и религиозным факторами;

- пространство как территория государства, задачей которого явля-ется:

а) обеспечить безопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон и регионов;

б) согласование интересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепления его безопасности;

- пространство как совокупность регионов, где с учетом политической стратегии государства разрабатываются и используются при-родные ресурсы.

Политическое пространство изучается геополитикой, геоэкономикой, политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остро ощущается необхо-димость не только дальнейшего развития этих направлений, но и - с учетом результатов их исследования - формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политического пространства, что возможно только при использовании методологии философского анализа.

Политическое пространство - это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастую противополож-ные по своей направленности. Это временные потоки различных циви-лизаций, культур, поколений, а также социальных, профессиональных, религиозных, национальных групп, у каждой из которых свой ритм про-живания и свое ощущение времени. Возможна ли координация этих вре-менных потоков и как она должна осуществляться в рамках политичес-кой деятельности, как воздействует политическое пространство/время на политическое бытие в целом и на субъектов политического простран-ства в частности?

Политическая онтология не только исследует типы времени, вре-менные ритмы и темпы развития политического бытия, но и выявляет механизмы корреляции и координации временных ритмов различных субъектов политического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политические противоречия.

Общетеоретическими принципами философского учения о поли-тическом бытии как составляющей бытия являются принципы систем-ности, развития, самоорганизации и детерминизма. Политическая он-тология исследует политическое бытие как развивающуюся, организо-ванную и способную к самоорганизации систему. Эти принципы поз-воляют исследовать политическое бытие как постоянно претерпеваю-щее изменения, что ставит проблему соотношения закономерности и случайности в его развитии и функционировании. Целью политичес-кой онтологии является также исследование диалектического взаимо-действия политического с другими сферами бытия, выявление их форм и механизмов взаимосвязи.

Возможно выделить несколько уровней измерения политического бытия: пространственное; временное, изучаемое политической онтоло-гией; антропологическое - политической антропологией; нравствен-ное - политической этикой; ценностное - политической аксиологией.

Политическое время

Исследования современной науки подтверждают, что время воспринимается и «переживается» субъектами различно, в зависимости от характера и особенностей конкретной системы: в биологической сис-теме временные ритмы детерминируются физиологическими процес-сами; в экономической системе оно определяется временем протека-ния экономических реформ и технологических укладов; в социальной системе - детерминировано социокультурным кодом, сформирован-ным культурной матрицей.

Хронополитика, исследуя временные характеристики культур, определяющих темп и ритм политических и экономических процессов.

сталкивается с тем, что и внутри каждого социокультурного организма взаимодействуют несколько временных потоков, свойственных раз-ным поколениям и этническим, религиозным и социальным группам. Задача не только в том, чтобы учитывать эти зачастую противополож-ные временные потоки, но и скоординировать их, сформировав общую перспективу развития социума как единого организма.

Каждая цивилизация имеет свое историческое время, то ускоряя, то замедляя его темп, то отставая, то приближаясь к общеисторическо-му времени. Это является причиной несовпадения временных ритмов взаимодействующих социумов, что достаточно ярко подтвердил миро-вой опыт модернизации. Большинство стран либо вынуждено отказать-ся от опыта модернизации европейских стран, либо корректировать его с учетом национальных особенностей, и одна из причин - различие временных ритмов социальных систем. Современные цивилизационные процессы свидетельствуют о том, что сближение и объединение в «цивилизационные узлы» возможно только для тех .социальных сис-тем, культура которых имеет сходные временные ритмы. Ускорение глобализационных процессов усиливает важность и актуальность ис-следований в области хронополитики.

Хронополитика исследует темпы и ритмы политического разви-тия социума, распределение государством общественного времени, а также взаимосвязь между типом распределения общественного вре-мени и социальными и политическими процессами.

Политическая сфера - область, где пересекаются и взаимодейст-вуют различные аспекты бытия, поэтому исследование феномена по-литического времени возможно, только если будут выявлены и учтены особенности типов времени, а также характер его протекания в различ-ных системах и в разных фазах их развития.

Типы времени

Проблема времени вызывает интерес с глубокой древности. Есть две точки зрения, которые представлены в философском споре. Пер-вую отстаивали Демокрит, Эпикур, Ньютон, и ее принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и неза-висимо от нее, а отношение между пространством, временем и матери-ей представлялось как отношение между самостоятельными субстан-циями. Этот подход привел к выводу о независимости свойств про-странства и времени от характера и динамики протекающих матери-альных процессов. Согласно теории Ньютона, «абсолютное истинное математическое время само по себе и по своей сущности, безо всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе на-зывается длительностью»1. Ньютоновская механика время определяет через движение без изменения, как пространственное качество.

Вторую концепцию называют реляционной (от relation - отноше-ние). Аристотель, Лейбниц, Гегель и их последователи понимали прост-ранство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отно-шений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.

В современной науке реляционная концепция имеет естественно-научное обоснование в виде созданной в начале XX в. А. Эйнштейном теории относительности, подтвердившей непосредственную связь прост-ранства и времени с движущейся материей и друг с другом.

Теория относительности обнаружила существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира, выявив глу-бокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и от-дельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее, т.е. текущее везде и всегда одинаково, время и поставила его в зависимость не просто от движения, а от скорости. Чем выше скорость, тем медленнее идет время в данной системе по сравнению с другой системой, движущейся с меньшей скоростью.

Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: про-странство и материя не существуют без материи, их метрические свой-ства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией. Геометрия пространства-времени определяется харак-тером ноля тяготения, которое в свою очередь определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. Заданной геометрией пространст-ва-времени задается и характер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматически задается характер простран-ства-времени. Степень искривления зависит от массы тела, а поскольку, теории относительности, время не может быть отделено от пространства, то присутствие тел оказывает влияние и на время в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структура пространст-ва-времени зависит от распределения вещества во Вселенной.

Благодаря специальной и общей теории относительности в совре-менную физику вошли такие новые представления о времени, как мно-гомерность, обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении во времени, удвоение событий во времени и т.д.

В 80-е гг. XX столетия физики пришли к выводу, что специальная теория относительности не только не отрицает существование частиц, движущихся быстрее света, но и подтверждает его. Подобные частицы получили название тахионов. Гипотеза о наличии тахионов привела к пересмотру временной структуры причинно-следственной связи: цепь событий может иметь как прямое, так и обратное направление (о взаи-мопревращении причины и следствия в диалектике говорилось давно).

Оригинальное толкование времени содержалось и в трактовке по-зитрона как электрона, движущегося вспять во времени. По мнению отечественного ученого Н.А. Козырева, «геометрическое представление о времени является недопустимо упрощенным. Пространство же мо-жет обладать не только геометрическими свойствами, но у него могут быть и физические свойства, которые мы называем силовыми полями. Поэтому совершенно естественно полагать... что у времени могут быть физические свойства. Благодаря этим свойствам время может воздей-ствовать на физические системы, на вещество и становиться активным участником мироздания».

Наибольшую роль в современных представлениях о времени игра-ет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимых процессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплопередача, трение, диффузия и т.д.). Этот переход вызвал круше-ние линейно-причинной парадигмы и становление новой (нелинейной, циклопричинной, синергетической). И. Пригожий последовательно раз-вил концепцию внутреннего времени для классических динамических систем с сильной неустойчивостью (это может быть Вселенная, в кото-рой распространяются диспергирующие световые волны, либо химиче-ский реактор, в котором идет нестационарная реакция, либо социаль-ная система).

С точки зрения синергетического подхода любая самоорганизую-щаяся система имеет свой «системный архетип». В течение физическо-го времени в системе происходят различные изменения (фазовые пере-ходы, бифуркации, трансмутации, структурогенез, морфогенез, услож-нение, иерархическая перестройка и т.д.), которые порождают собст-венное время системы. Это время есть выражение динамики измене-ний системы как целого. Поскольку самоорганизующаяся система про-ходит через точки бифуркации и в эти моменты характер поведения системы кардинальным образом изменяется, то и значения времени сис-темы будут меняться.

Согласно данному подходу, в бифуркационной фазе «прошлое» актуализируется в форме одного из вариантов «будущего», не выбран-ного и не реализованного в предыдущем развитии системы. Так в каж-дый момент времени в открытой диссипативной системе происходит сегрегация энтропии, т.е. использование потоков негэнтропии - пото-ков энергии, освобождающейся в ходе разложения высокоорганизо-ванной материи в низкоорганизованную. Тем самым система владеет информацией о многих состояниях: как прошлых, так и будущих. В те-чение своей жизни система проходит ряд ключевых бифуркаций, где осуществляется выбор одной из возможных устойчивых ветвей даль-нейшего развития системы. Информация об этом моменте переносится до следующей бифуркации, а «что-либо рожденное или сделанное в этот момент обладает свойствами этого момента времени»2.

В точке бифуркации существует целая комбинация возможных сос-тояний прошлого и будущего. В будущих состояниях открытых систем генерируется новая информация, в отличие от замкнутых систем, где «будущее» - это деградированное «прошлое».

Эта теория объясняет и механизм образования многослойности временных потоков. Поскольку в мире одновременно сосуществует мно-жество открытых систем и находятся они в разных фазах своего воз-раста, индивидуального системного времени, постольку мир политем-порален.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011