Политическое сознание и политическое бытие
Политическое сознание и политическое бытие
Политическое сознание и политическое бытие. Политическое время и политическое пространство. Политическая онтология -- учение о политическом бытии. В цент-ре внимания политической онтологии находятся проблемы содержа-ния политического бытия, формы и способы его существования и раз-вития, особенности политического пространства и политического времени, типы измерения политического бытия, специфика политиче-ского детерминизма. Понятие «политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность», «политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используются как синонимы. Политической онтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней: уровень возможности политического бытия и уровень действительности политического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, она обладает статусом политиче-ского существования и есть потенциальное политическое бытие; по-литическая действительность -- актуальное политическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются как формы политичес-кого бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковой яв-ляется политическое сознание, и «актуальная форма политического бы-тия», каковой выступает политическая реальность. По способу существования политическое бытие разделяется на институциональную сферу, политические отношения и политическое сознание. Основные политические институты - это государство и полити-ческие партии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и ре-гулирование политической деятельности, развитие политических про-цессов, а также отвечающие за социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующие социально-политический порядок. Политические отношения - взаимодействие субъектов политики по поводу обладания, исполнения и придания нужной направленности политической власти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности, также организации, ин-ституты и государство. Выделяются политические отношения компро-мисса, консенсуса, кооперации, солидарности, соперничества, конфлик-та, вражды, войны и т.д. К числу центральных из них относятся отноше-ния политического управления (между властвующими и подчиненными). Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свой специфический объект исследования - политиче-ское бытие и входит в основные целеполагающие детерминанты поли-тической деятельности. Специфика политического сознания в том, что оно не только от-ражает политическую реальность - его функцией также является политическое целеполагание, прогнозирование и программирование по-литического бытия. Политическое сознание - явление многогранное и противоречи-вое. В его структуре необходимо выделять теоретическое знание, т.е. научное осмысление политических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятие политики, не имеющее концептуальной фор-мы, а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненного опыта, некоторых элементарных политических знаний, со-циально-психологических установок. Эти пласты восприятия органи-чески связаны между собой, а их взаимодействие создает широкое и объемное многообразие различных политических мировоззрений, предс-тавлений и ориентации. Политическое сознание не ограничивается только отражением и осознанием политического бытия, но содержит и предметное отноше-ние к нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действия различных политических сил. При исследовании проблемы политического бытия возникает мно-жество вопросов: почему рациональные, логически выверенные и впол-не реальные по своим целям и задачам концепции зачастую игнориру-ются или активно отторгаются, а иррациональные, авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех, подхваты-ваются массами; почему происходит быстрое забывание негативного исторического прошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистических практик вдруг захлестывает современное обще-ство, где на первый взгляд уже давно нет места архаичному прошлому; почему на место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политические мифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности. Ответить на эти вопросы возможно, лишь имея представление о том, что такое сознание и каким образом оно формируется. По этому поводу К. Юнг писал: «...современный человек на самом деле - это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру: выделяют собственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как часть человеческой психики, находящейся вне прямо-го рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, а охватывает сум-му психического опыта всех предшествующих поколений и их отноше-ния к власти. Политическое бессознательное сохраняется в форме ар-хетипов - эмоциональных моделей, находящих свое выражение в ми-фологических образах и отражающих взаимоотношения с областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательного исследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизм его формирования. Актуальная и потенциальная политические реальности существу-ют в пространстве и времени. Политическое пространство в качестве формы существования политического бытия рассматривается полити-ческой философией как место, где разворачиваются политические про-цессы, как цель политических действий и как средство для достиже-ния конкретных политических целей. Политическое пространство - это многоуровневый, многомер-ный мир, в котором разворачиваются политические отношения по по-воду завоевания, использования и удержания власти. Уточним, что в данном случае речь идет о политическом прост-ранстве как месте существования политического бытия, о пространст-венном измерении политики. Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизни этноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, где проживает этнос, где формируются политические институ-ты, где добывают и используют ресурсы, это «жизненное пространст-во», которое во многом определяет особенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьба за пространство в большинстве случаев является главной причиной войн и конфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политического пространства как цели или как средства условно можно выделить нес-колько его уровней по следующим критериям: - на политическом пространстве находятся политические субъекты; - за политическое пространство ведется борьба между политиче-скими субъектами; - посредством политического пространства осуществляются поли-тические цели. С развитием технических возможностей человека политическое пространство расширяется. Политическое пространство структурно можно представить как: - наземное пространство; - водное пространство; - воздушное пространство; - космическое пространство; - информационное пространство. Можно теоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства и политического бытия: - влияние пространства на формирование культуры, этноса, госу-дарства и его политического устройства; - пространство как цель политических интересов, отсюда геостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмы расширения территории и защиты границ; - пространство как совокупность взаимодействующих государств; - пространство как взаимодействие цивилизаций и межцивилизационного пространства, где границы этих образований определяют-ся социокультурным и религиозным факторами; - пространство как территория государства, задачей которого явля-ется: а) обеспечить безопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон и регионов; б) согласование интересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепления его безопасности; - пространство как совокупность регионов, где с учетом политической стратегии государства разрабатываются и используются при-родные ресурсы. Политическое пространство изучается геополитикой, геоэкономикой, политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остро ощущается необхо-димость не только дальнейшего развития этих направлений, но и - с учетом результатов их исследования - формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политического пространства, что возможно только при использовании методологии философского анализа. Политическое пространство - это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастую противополож-ные по своей направленности. Это временные потоки различных циви-лизаций, культур, поколений, а также социальных, профессиональных, религиозных, национальных групп, у каждой из которых свой ритм про-живания и свое ощущение времени. Возможна ли координация этих вре-менных потоков и как она должна осуществляться в рамках политичес-кой деятельности, как воздействует политическое пространство/время на политическое бытие в целом и на субъектов политического простран-ства в частности? Политическая онтология не только исследует типы времени, вре-менные ритмы и темпы развития политического бытия, но и выявляет механизмы корреляции и координации временных ритмов различных субъектов политического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политические противоречия. Общетеоретическими принципами философского учения о поли-тическом бытии как составляющей бытия являются принципы систем-ности, развития, самоорганизации и детерминизма. Политическая он-тология исследует политическое бытие как развивающуюся, организо-ванную и способную к самоорганизации систему. Эти принципы поз-воляют исследовать политическое бытие как постоянно претерпеваю-щее изменения, что ставит проблему соотношения закономерности и случайности в его развитии и функционировании. Целью политичес-кой онтологии является также исследование диалектического взаимо-действия политического с другими сферами бытия, выявление их форм и механизмов взаимосвязи. Возможно выделить несколько уровней измерения политического бытия: пространственное; временное, изучаемое политической онтоло-гией; антропологическое - политической антропологией; нравствен-ное - политической этикой; ценностное - политической аксиологией. Политическое время Исследования современной науки подтверждают, что время воспринимается и «переживается» субъектами различно, в зависимости от характера и особенностей конкретной системы: в биологической сис-теме временные ритмы детерминируются физиологическими процес-сами; в экономической системе оно определяется временем протека-ния экономических реформ и технологических укладов; в социальной системе - детерминировано социокультурным кодом, сформирован-ным культурной матрицей. Хронополитика, исследуя временные характеристики культур, определяющих темп и ритм политических и экономических процессов. сталкивается с тем, что и внутри каждого социокультурного организма взаимодействуют несколько временных потоков, свойственных раз-ным поколениям и этническим, религиозным и социальным группам. Задача не только в том, чтобы учитывать эти зачастую противополож-ные временные потоки, но и скоординировать их, сформировав общую перспективу развития социума как единого организма. Каждая цивилизация имеет свое историческое время, то ускоряя, то замедляя его темп, то отставая, то приближаясь к общеисторическо-му времени. Это является причиной несовпадения временных ритмов взаимодействующих социумов, что достаточно ярко подтвердил миро-вой опыт модернизации. Большинство стран либо вынуждено отказать-ся от опыта модернизации европейских стран, либо корректировать его с учетом национальных особенностей, и одна из причин - различие временных ритмов социальных систем. Современные цивилизационные процессы свидетельствуют о том, что сближение и объединение в «цивилизационные узлы» возможно только для тех .социальных сис-тем, культура которых имеет сходные временные ритмы. Ускорение глобализационных процессов усиливает важность и актуальность ис-следований в области хронополитики. Хронополитика исследует темпы и ритмы политического разви-тия социума, распределение государством общественного времени, а также взаимосвязь между типом распределения общественного вре-мени и социальными и политическими процессами. Политическая сфера - область, где пересекаются и взаимодейст-вуют различные аспекты бытия, поэтому исследование феномена по-литического времени возможно, только если будут выявлены и учтены особенности типов времени, а также характер его протекания в различ-ных системах и в разных фазах их развития. Типы времени Проблема времени вызывает интерес с глубокой древности. Есть две точки зрения, которые представлены в философском споре. Пер-вую отстаивали Демокрит, Эпикур, Ньютон, и ее принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и неза-висимо от нее, а отношение между пространством, временем и матери-ей представлялось как отношение между самостоятельными субстан-циями. Этот подход привел к выводу о независимости свойств про-странства и времени от характера и динамики протекающих матери-альных процессов. Согласно теории Ньютона, «абсолютное истинное математическое время само по себе и по своей сущности, безо всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе на-зывается длительностью»1. Ньютоновская механика время определяет через движение без изменения, как пространственное качество. Вторую концепцию называют реляционной (от relation - отноше-ние). Аристотель, Лейбниц, Гегель и их последователи понимали прост-ранство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отно-шений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В современной науке реляционная концепция имеет естественно-научное обоснование в виде созданной в начале XX в. А. Эйнштейном теории относительности, подтвердившей непосредственную связь прост-ранства и времени с движущейся материей и друг с другом. Теория относительности обнаружила существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира, выявив глу-бокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и от-дельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел. Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее, т.е. текущее везде и всегда одинаково, время и поставила его в зависимость не просто от движения, а от скорости. Чем выше скорость, тем медленнее идет время в данной системе по сравнению с другой системой, движущейся с меньшей скоростью. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: про-странство и материя не существуют без материи, их метрические свой-ства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией. Геометрия пространства-времени определяется харак-тером ноля тяготения, которое в свою очередь определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. Заданной геометрией пространст-ва-времени задается и характер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматически задается характер простран-ства-времени. Степень искривления зависит от массы тела, а поскольку, теории относительности, время не может быть отделено от пространства, то присутствие тел оказывает влияние и на время в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структура пространст-ва-времени зависит от распределения вещества во Вселенной. Благодаря специальной и общей теории относительности в совре-менную физику вошли такие новые представления о времени, как мно-гомерность, обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении во времени, удвоение событий во времени и т.д. В 80-е гг. XX столетия физики пришли к выводу, что специальная теория относительности не только не отрицает существование частиц, движущихся быстрее света, но и подтверждает его. Подобные частицы получили название тахионов. Гипотеза о наличии тахионов привела к пересмотру временной структуры причинно-следственной связи: цепь событий может иметь как прямое, так и обратное направление (о взаи-мопревращении причины и следствия в диалектике говорилось давно). Оригинальное толкование времени содержалось и в трактовке по-зитрона как электрона, движущегося вспять во времени. По мнению отечественного ученого Н.А. Козырева, «геометрическое представление о времени является недопустимо упрощенным. Пространство же мо-жет обладать не только геометрическими свойствами, но у него могут быть и физические свойства, которые мы называем силовыми полями. Поэтому совершенно естественно полагать... что у времени могут быть физические свойства. Благодаря этим свойствам время может воздей-ствовать на физические системы, на вещество и становиться активным участником мироздания». Наибольшую роль в современных представлениях о времени игра-ет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимых процессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплопередача, трение, диффузия и т.д.). Этот переход вызвал круше-ние линейно-причинной парадигмы и становление новой (нелинейной, циклопричинной, синергетической). И. Пригожий последовательно раз-вил концепцию внутреннего времени для классических динамических систем с сильной неустойчивостью (это может быть Вселенная, в кото-рой распространяются диспергирующие световые волны, либо химиче-ский реактор, в котором идет нестационарная реакция, либо социаль-ная система). С точки зрения синергетического подхода любая самоорганизую-щаяся система имеет свой «системный архетип». В течение физическо-го времени в системе происходят различные изменения (фазовые пере-ходы, бифуркации, трансмутации, структурогенез, морфогенез, услож-нение, иерархическая перестройка и т.д.), которые порождают собст-венное время системы. Это время есть выражение динамики измене-ний системы как целого. Поскольку самоорганизующаяся система про-ходит через точки бифуркации и в эти моменты характер поведения системы кардинальным образом изменяется, то и значения времени сис-темы будут меняться. Согласно данному подходу, в бифуркационной фазе «прошлое» актуализируется в форме одного из вариантов «будущего», не выбран-ного и не реализованного в предыдущем развитии системы. Так в каж-дый момент времени в открытой диссипативной системе происходит сегрегация энтропии, т.е. использование потоков негэнтропии - пото-ков энергии, освобождающейся в ходе разложения высокоорганизо-ванной материи в низкоорганизованную. Тем самым система владеет информацией о многих состояниях: как прошлых, так и будущих. В те-чение своей жизни система проходит ряд ключевых бифуркаций, где осуществляется выбор одной из возможных устойчивых ветвей даль-нейшего развития системы. Информация об этом моменте переносится до следующей бифуркации, а «что-либо рожденное или сделанное в этот момент обладает свойствами этого момента времени»2. В точке бифуркации существует целая комбинация возможных сос-тояний прошлого и будущего. В будущих состояниях открытых систем генерируется новая информация, в отличие от замкнутых систем, где «будущее» - это деградированное «прошлое». Эта теория объясняет и механизм образования многослойности временных потоков. Поскольку в мире одновременно сосуществует мно-жество открытых систем и находятся они в разных фазах своего воз-раста, индивидуального системного времени, постольку мир политем-порален.
|