БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Политика Пятой республики во Франции

Политика Пятой республики во Франции

Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".

Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.

Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.

Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".

Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.

Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..

Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).

Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.

Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

Непосредственным поводом для изменения конституции IV республики (наиболее демократическая в истории Франции) послужил фашистский мятеж в Алжире -- французской колонии, а также угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии в Национальном собрании проголосовали за передачу всей полноты власти генералу де Голлю. В октябре 1958 г. Конституция V Республики вступила в силу.

По Конституции 1958 г. президент обеспечивал нормальное функционирование государственных органов, преемственность государства (ст. 5) и никем не контролировался. Он имел следующие права: назначал главу правительства, а по его предложению -- остальных членов кабинета и принимал их отставку; председательствовал на заседаниях правительства и Комитета национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; подписывал обсужденные в совете министров нормативные акты правительства; обладал полномочиями главнокомандующего вооруженными силами; назначал на высшие гражданские и военные должности; имел широкие полномочия в области законодательства, в частности -- право издания ордонансов, имеющих силу закона; мог распустить нижнюю палату парламента после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12); принимал чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда независимость Нации, целостность ее территории оказывались под серьезной угрозой.

Второе место в государственном механизме Пятой республики занимало правительство, которое определяло и осуществляло политику Нации, распоряжалось административной властью и вооруженными силами. Премьер-министр руководил деятельностью правительства, нес ответственность за оборону страны, обеспечивал исполнение законов, издавал нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначал на военные и гражданские должности.

По Конституции 1958 г. парламент Французской Республики был двухпалатным.

Верхняя палата -- Сенат (321 человек, в том числе 34 женщины). Срок полномочий 9 лет (с обновлением трети состава каждые 3 года). Сенат обеспечивает представительство территориальных единиц республики и французов, проживающих за пределами Франции, и избирается коллегиями выборщиков.

Нижняя палата -- Национальное собрание (577 человек, в том числе 55 женщин). Срок полномочий 5 лет, выборы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы прямым голосованием.

Парламент представлен различными политическими партиями: Социалистическая партия, Объединение в поддержку республики, Союз за французскую демократию, Французская коммунистическая партия, левая радикальная партия, Движение реформаторов, Движение граждан, «Зеленые», Радикальная партия и другие.

Сенат и Национальное собрание практически равноправны, очередные сессии парламента -- 2 раза в год. Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий.

Конституционный совет -- орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет: три члена совета назначаются президентом, три -- председателем Сената и три -- председателем Национального собрания. Все законы до промульгации (от лат. promulqatio -- публичное объявление -- официальная публикация, обнародование какого-либо закона) их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного Совета, который дает заключение о соответствии их Конституции. Если тот или иной акт противоречит Конституции, Конституционный совет вправе отменить его.

По Конституционной реформе 1962 г. власть президента еще более увеличивалась, т.к. его избрание предусматривалось всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков.

Характеризуя политический режим V республики, можно отметить:

полную зависимость премьер-министра и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства;

сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны);

зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности);

создание избирательной системы, которая прямо благоприятствует правительственным партиям и мешающей оппозиции;

дальнейшую централизацию судебно-полицейского аппарата (созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов).

Политические события 80--90-х гг. показали, что во Франции наступила стабилизация конституционного строя на базе парламентской системы при сохранении за президентом обширных полномочий.

Пятая Республика (фр. Cinquieme Republique) -- вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года и продолжающего служить Франции и сегодня.

Отправной точкой к учреждению Пятой Республики была колониальная война в Алжире, шедшая с 1954 года: события 13 мая 1958 года, когда верхушка французской армии, опасаясь начала переговоров между правительством и алжирскими повстанцами, вышла из повиновения гражданским властям и начала диктовать им свои условия. На этот вызов Франции и Республике законная власть так и не смогла дать адекватный ответ, Четвертая Республика получила удар, от которого так и не смогла оправиться, -- государственная власть оказалась в состоянии нокаута.

Основанная Конституцией 1946 года, государственная власть, несмотря на все недостатки Третьей Республики и её бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности систему властвования: бессильный глава государства и всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. За 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 22 правительства, управлявшие страной в среднем по 6 месяцев, а во дворец Матиньон, резиденцию главы французского правительства, 12 раз приходил новый хозяин.

Кризис государственной власти весной 1958 года поставил Францию перед угрозой гражданской войны. Страна могла в одночасье распрощаться с демократией, превратившись в аналог латиноамериканских республик, где армия силой навязывает государству свои решения. В этот момент Франция «прошлого, настоящего и будущего» призывает к власти генерала де Голля, символа и главу французского Сопротивления, авторитетного «отца нации».

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;

управление страной в течение 6 месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;

делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую конституцию.

Все эти условия были приняты и выполнены.

Основные идеи новой конституции

Изменения предполагают «сильную власть» во главе с «авторитетным арбитром», «которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо оттого, что могло бы произойти», при сохранении принципа «разделения и баланса властей», демократии, прав и свобод личности. Считалось, что государство во Франции должно быть «властной структурой, способной принимать серьёзные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им». Автор «Военных мемуаров», изданных после Второй мировой войны, так обрисовывает идеальный, по его мнению, проект Республиканского государства для Франции: «С моей точки зрения, необходимо, чтобы у государства был глава, то есть руководитель, в котором нация могла бы видеть человека, ответственного за основу государства и гаранта её судьбы.

Необходимо также, чтобы осуществление исполнительной власти, служащей исключительно интересам всего сообщества, не происходило от парламента, объединяющего представителей разных партий, выражающих интересы узких групп. Эти условия требуют, чтобы глава государства не принадлежал ни к одной партии, назначался народом, сам назначал министров и имел право консультироваться со страной, либо путём референдума, либо путём учреждения ассамблей, и, наконец, чтобы он имел полномочия в случае опасности для Франции обеспечить целостность и независимость страны. Помимо обстоятельств, при которых президент обязан вмешаться, правительство и парламент должны сотрудничать, парламент имеет право контролировать правительство и смещать его, но при этом высшее должностное лицо страны является третейским судьей и имеет возможность прибегнуть к суду народа».

В знаменитой речи в Байе, произнесённой им в 1946 году, (т. н. «Конституция Байе»), де Голль провозглашает своего рода хартию голлизма насчет государственных институтов: «Демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти -- и исполнительная, и законодательная, и судебная -- были чётко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью верховенствовал национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств…» Четвертая Республика, несмотря на призыв де Голля «обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства», была образцом режима ассамблеи, то есть всевластия парламента, что приносило Франции одни лишь беды. А раз так, как сказал сам де Голль, «несмотря на то Республика спасена, она все ещё должна быть восстановлена».

Подготовка и принятие Конституции 1958 года

Несмотря на то, что, согласно закону о пересмотре Конституции, в помощь Правительству был создан Конституционный консультативный комитет, призванный восполнить парламентский контроль за разработкой Конституции, основная работа по составлению нового Основного Закона Франции была поручена команде молодых членов Государственного Совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. Голлист «первого часа», непримиримый противник государственной системы Четвёртой Республики, Дебре, горячо одобрявший идеи, высказанные де Голлем в речи в Байе, и одновременно сторонник британских парламентских традиций, он настоял на введении поста Премьер-министра, возглавляющего Правительство, как автономного, в том числе и по отношению к Президенту Республики, государственного органа. Таким образом, была сохранена политическая ответственность Правительства перед Парламентом.

Впоследствии это позволило обеспечить «сосуществование» на самом высоком этаже государственной власти, когда парламентское большинство и Президент Республики не принадлежали к одному и тому же политическому движению. Следует отметить также, что во избежание повторения сценария рождения Четвёртой Республики, когда написание Конституции было отдано на откуп Учредительного Собрания, в результате чего представленные в нём партии превратили процесс её разработки в политическое игрище, Конституция Пятой Республики составлялась в тайне. Наконец, окончательная версия конституционный реформы была опубликована 4 сентября того же года. Как и предписывал Конституционный закон от 3 июня 1958 года, референдум по проекту новой Конституции состоялся 18 сентября, как в метрополии, так и в «заморских территориях». В назначенный день, чтобы выполнить свой гражданский долг, избирательные участки посетили более 22 миллионов французских граждан из 26, обладающих избирательными правами. «Да» ответили свыше 17 миллионов французов и француженок, то есть 79,3 % голосовавших избирателей. Итак, Пятая Республика была установлена, и установлена горячим желанием подавляющего большинства французского народа.

Президент Республики

Основная статья: Президент Франции

Защищая перед Государственным Советом проект новой Конституции, Мишель Дебре сравнивал новую роль Президента Республики с «замком свода» государственного здания, предназначенного цементировать его опоры. Из номинальной фигуры, «конституционного калеки» (Р. Пуанкаре), Президент Республики становится истинным главой Государства, хранителем Конституции, гарантом Республики, верховным арбитром, который «обеспечивает нормальное функционирование публичных властей». Отныне Франция будет отождествляться со своим Президентом, ибо он как гарант «независимости, территориальной целостности и международных договоров», воплощающий в своём лице преемственность в её государственной власти, будет нести ответственность за Францию, за её существование и будущее, защищать её высшие национальные интересы.

Чтобы Президент Республики смог в полной мере осуществлять свои функции третейского судьи, стоящего над триадой государственных властей, ему необходимы широкие полномочия, что и было закреплено в Конституции. Президент Республики может по своему усмотрению назначать Премьер-министра и, по предложению последнего, других членов Правительства. Президент «прекращает его полномочия по представлению им отставки правительства», отправить же премьер-министра в отставку президент не может. В Совете министров после обсуждения в единственной коллегии министров, выносящей решения именем Правительства, он подписывает декреты. Хотя Президент по-прежнему не имеет права законодательной инициативы, принадлежащего Премьер-министру и членам Парламента, он утверждает законы, принятые Парламентом, оставляя за собой право вето. Он может передать закон в Конституционный Совет, чтобы тот проверил его содержание на соответствие Конституции.

Президент Республики имеет право по предложению Правительства или Парламента, вынести на референдум любой законопроект, касающийся «организации публичных властей, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение, или законопроект, разрешающий ратификацию какого-либо международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов». Таким образом, Глава государства становится отныне связующим звеном между французской Нацией и её Властью, так как имеет право напрямую обращаться к народу, источнику суверенитета при демократическом режиме, чтобы народ сам выразил свою волю. Президент Республики может призывать Нацию вынести свой вердикт, пользуясь принадлежащим лишь ему правом роспуска Национального Собрания, получив консультацию Премьер-министра и председателей палат Парламента. Однако имеется 3 оговорки: Национальная Ассамблея не может быть распущена, во-первых, в течение года после выборов, которые были вызваны роспуском, во-вторых, - во время действия чрезвычайных полномочий президента (ст.16), в-третьих, - если полномоия президента исполняются президентом Сената.

Все эти властные полномочия французского Президента венчает прерогатива, предоставленная ему статьей 16 Конституции. Когда Франция оказывается ввергнутой в тяжелейший национальный кризис, существует опасность военного вторжения или республиканские институты находятся под угрозой, а «нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено», Президент Республики после консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также с Конституционным советом, облекает себя полнотой власти с тем, чтобы «обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным властям средства для выполнения их задач». Речь не идёт о «президентской диктатуре», ибо Конституция обязывает Президента созвать Парламент и запрещает распускать Национальное Собрание, пока чрезвычайное положение не будет отменено.

Это полномочие Президента не может быть употреблено против Республики, ибо в противном случае ответной реакцией Парламента, преобразуемого в Верховный Суд, станет его отрешение от должности. Напротив, его цель -- защитить Францию, когда испробованные пути выхода из национального кризиса окончатся провалом. Соратник де Голля с лондонской поры, юрист Рене Капитан называл статью 16 «конституционализацией Призыва 18 июня [1940 года]». Сам де Голль в «Мемуарах надежды» так высказывается по этому поводу:

«Каково оправдание статьи 16, -- спрашивали вручающей главе государства власть во имя спасения Франции в случае, если ей грозит катастрофа?» Я напомнил, именно из-за отсутствия такой статьи в июне 1940 года президент Лебрен, вместо того, чтобы переехать с государственным аппаратом в Алжир, призвал маршала Петена и открыл тем самым путь к капитуляции, и что президент Коти, наоборот, действовал в духе статьи 16 (ещё до её принятия), когда во избежание гражданской войны потребовал от Парламента прекращения всякой оппозиции против возвращения генерала де Голля к власти.

Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вытаскивать её, в случае необходимости, из национального кризиса.

«Рационализированный парламентаризм»

Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент.

Творцы Конституции 1958 года ликвидировали всевластие Парламента, ведущее к частой смене правительств. В первую очередь, Правительству возвращается полнота исполнительной власти, а вместе с ней и центральная роль в отношениях между исполнительным и законодательным органом. Правительство отныне «определяет и проводит политику Нации». Назначается, начиная с Премьер-министра, каждый член Правительства, назначенный Президентом Республики, не может совмещать министерский портфель с парламентским мандатом.

Изменяется предназначение Парламента. Теперь «политическое выражение всеобщего голосования» (Ж. Ширак) будет не навязывать Правительству свою волю, но, контролируя действия министерства, поддерживать его, законодательствовать и обсуждать вектора развития Нации.

Никто не будет отрицать, что главная функция, составляющая костяк полномочий Парламента, функция, которую делегирует Нация избранным ею народному представительству -- это составление законов, другими словами, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит их в жизнь, издавая с этой целью регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их исполнение.

Поэтому Конституция выделяет «домен» закона, в пределах которого Парламент может принимать акты и за границы которого он не может преступать. Все вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарной властью, разделенной, согласно Конституции, между Президентом Республики и Правительством.

С новыми ролями, предписанными Конституцией Парламенту и Правительству, качественно преображается законодательный процесс. Красная нить, проходящая через все положения Конституции 1958 года, касающиеся законодательной процедуры, -- те, кто несут высшую ответственность за применение закона, обязаны принимать активное участие во всех этапах его составления. Отныне Правительство будет выступать в принятии закона на первых ролях, обладая обширными средствами для того, чтобы навязать Парламенту свою точку зрения. Так, законопроекты и законодательные предложения, одобренные Правительством, рассматриваются по его требованию палатой в приоритетном порядке и в том, котором оно установит. Оно может снять с обсуждения любой законопроект, пока он не принят Парламентом. Правительство также имеет право требовать от палаты единого голосования по всему или части обсуждаемого в ней текста, сохранив лишь те поправки, с которыми оно согласно. Права парламентариев несколько сужаются: Конституция запрещает принимать законопредложения и поправки, предложенные депутатами и сенаторами, «если следствием их принятия было бы либо сокращение государственных средств, либо создание или увеличение расходов государства».

Несмотря на то, что Конституция требует обоюдного согласия Национального Собрания и Сената по тексту будущего закона, Правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетную смешанную комиссию, коей поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако, опять же, только Правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат Парламента, причём ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Наконец, Правительство вправе, после ещё одного чтения в каждой палате, обратиться к Национальному Собранию, чтобы оно приняло окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Проект или предложение закона принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если Правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным Собранием. Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним во основном тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса либо разделены трещиной разлада между палатами, либо когда народным представителям надо напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Новый порядок смещения Правительства. Да, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате -- иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция ограждает Правительство кольцом преград на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:

резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов по её внесении;

при голосовании о выражении вотума недоверия подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, составляющих Национальное Собрание;

депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;

наконец, Премьер-министр, после обсуждения в Совете министров, может поставить перед Национальным Собранием вопрос о доверии к Правительству связи с голосованием по его программе, декларации об общей политики или парламентскому акту; и в этом случае, чтобы отказать Правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным Собранием резолюции порицания.

Если Правительству выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязывается статьей Конституцией вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

Конституционный Совет

Основная статья: Конституционный совет Франции

Одним из самых удачных нововведений Пятой Республики было создание Конституционного Совета, призванного блокировать законы, принятые Парламентом, если те не соответствуют Конституции. Если изначально Конституционный Совет учреждался как государственный орган, который будет сдерживать парламентские намерения «откусить» часть компетенции исполнительной власти, то впоследствии он утвердил себя как высшую инстанцию, независимую в своих суждениях, в спорах между законодателем и исполнителем, и, что особенно важно в глазах французов, стражем прав и свобод личности. Так, Совет в 1971 году подтвердил юридическое равенство Декларации прав человека и гражданина 1789 года и Преамбулы Конституции 1946 года с Конституцией, которая к ним отсылает, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие Президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета.

Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений. Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми Парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики. Правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке.

Сверх того, Конституционный Совет выполняет обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный Совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован Президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Конституционная практика Пятой Республики

Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей Нации.

Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний. В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго -- Президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Однако отличие от того и другого состоит в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие Нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего.

Глава государства курирует вопросы внешней политики, обороны и вооружённых сил, а Правительство -- экономическую, социальную, финансовую и прочие политики. Власть Президента простирается так широко, как его поддерживает Национальное Собрание. Если он опирается на парламентское большинство, контролирует Национальное Собрание, то Премьер-министру уготована судьба «директора кабинета Президента Республики» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Реальным Главой Правительства становится Президент, определяющий линию Государства, а Премьеру не остаётся ничего другого, чтобы подчиниться его воле. Соответственно, по логике вещей, Президент может «попросить» главу кабинета подать в отставку. Так покинул в 1962 году свой пост архитектор институтов Пятой Республики Мишель Дебре, разошедшийся с де Голлем по вопросу урегулирования алжирского конфликта. Ясно, что Премьер-министр в этом случае становится главой парламентского большинства, координирующего его деятельность с политикой Правительства.

Однако баланс сил кардинально изменяется, когда парламентские выборы выигрывает оппозиция. Так уже было в 1986--1988, 1993--1995, 1997--2002 годах, когда Президент и парламентское большинство принадлежали к различным политическим силам. В этом случае власть Президента сокращается до буквального следования положениям Конституции, хотя его прерогативы в «зарезервированной» сфере, куда входит дипломатия, оборона и армия, по большей части сохраняются. Он вынужден назначить Премьер-министром человека, устраивающего парламентское большинство, ибо в противном случае ему будет вынесен вотум недоверия. Ясно, что Правительство действительно «определяет и проводит политику», опираясь на поддержку Национального Собрания. Эта ситуация именуется французами как «сосуществование» («cohabitation») на государственном Олимпе.

Пятая республика во Франции, политический режим, установленный по конституции 1958 (конституция была подготовлена правительством Ш. де Голля, одобрена референдумом 28 сентября 1958, вступила в силу 5 октября 1958). Для режима Пятая республика характерно расширение полномочий исполнительной власти, в особенности президента, при ограничении прав парламента. Президент имеет право досрочно распустить Национальное собрание, назначив новые выборы, а в случае чрезвычайных обстоятельств взять в свои руки всю полноту власти. При сохранении формальной ответственности правительства перед парламентом президент назначает премьер-министра и по его рекомендации министров. С октября 1962 введены выборы президента всеобщим голосованием (вместо косвенных выборов). Демократические силы Франции выступают за пересмотр конституции Пятая республика

В мае 1958 года части французской армии, занятые подавлением национально-освободительного движения в Алжире, совершили военный переворот. Противники конституции 1946 года пришли в движение. До того они ограничивались ее искажением, теперь настала пора для ее отмены. Большинство Национального собрания вручило власть генералу де Голлю.

Но де Голль не желал конституции 1946 года. Он потребовал новой конституции и дал понять, какой она должна быть. По этому образцу в течение трех недель был разработан проект, ": сентябре 1958 года вынесенный на референдум и утвержденный, последним.

Победа де Голля была обусловлена многими причинами. Здесь и страх перед гражданской войной, которую он брался отвратить. Здесь и глубокое недовольство всем прежним курсом политики буржуазных партий. Здесь и дискредитация государственных институтов, созданных прежней конституцией (и раньше всего парламента), вследствие их намеренного извращения правительственными партиями.

В данном случае важное значение приобретает личность самого де Гопля, о котором говорили, что он обладает качествами благородного дворянина XVI век. Уйдя на пенсию (см. ниже), де Голль отказался и от генеральской и от президентской пенсий, живя на гонорары, которые получил за свои военные мемуары. Однажды поутру, обнаружив пропажу египетской статуэтки, которую очень любил де Голль спросил у жены: "Мадам, Вы не знаете где..." - Я ее продала, - ответила жена. - Разве Вы не знали, как она мне дорога?

- Шарль, - ответила жена, - а Вы знаете, на какие средства мы живем? Новая французская конституция сосредоточила власть в руках одного человека. Она лишила парламент Франции всякого значения. Во всех областях государственной жизни авторитарное руководство ("режим личной власти") подменило демократический контроль.

Избрание президента республики производилось в два этапа: сначала избирали коллегию выборщиков; последние избирали президента. Этот порядок, одобренный в 1958 году самим де Голлем, перестал устраивать его в 1962 году.

Новой реформой избрание президента Франции было предоставлено референдуму.

Стремясь провести эту реформу, де Голль дал понять, что уйдет в отставку, если его предложение не будет принято. Когда реформа была проведена, де Голль следующим образом объяснил ее значение: необходимо, чтобы Францию "возглавляла постоянная власть, которая была бы в состоянии управлять судьбой страны и в случае надобности немедленно принимать - а вы знаете, что это понадобится, - решения огромной важности".

Характеризуя политический режим, созданный конституцией 1958 года (так называемой V республики), можно отметить: а) бессилие парламента перед президентом (последний в любое время вправе распустить его, он не ответствен ни перед ним, ни перед избравшим его народом); б) сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны); в) зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности); г) несправедливость избирательной системы, прямо и недвусмысленно благоприятствующей правительственным партиям и мешающей оппозиции (на выборах 1962 года, например, правительственная партия ЮНР получила всего на 300 тыс. голосов больше, чем компартия, но в 20 раз больше депутатских мест).

В апреле 1969 г . состоялся референдум, с которым де Голль связал свое пребывание у власти. Французский народ высказался против предложений президента о реорганизации сената и новой административно-территориальной реформе. Де Голль демонстративно ушел в отставку. И вскоре умер.

Начало Пятой республики

В то самое время, когда столько возможностей открывается перед Францией, она оказывается под угрозой раздробления и, может быть, гражданской войны. В этих условиях я предложил свою кандидатуру, чтобы попытаться еще раз привести к спасению Страну, Государство, Республику.

Генерал де Голль Речь 1 июня 1958 г.

13 мая 1958 г. привычное течение жизни Четвертой республики было нарушено неожиданным известием: в Алжире вспыхнул мятеж и находящаяся там французская колониальная армия отказалась повиноваться правительству.

В отличие от других французских колониальных владений Алжир считался частью Франции -- ее «заморскими департаментами». Там проживало значительное европейское население -- около 1 млн человек. Оно образовалось в ходе более чем 100-летней французской колонизации Алжира и занимало господствующее положение в этой стране. Составляя примерно 10--11% населения Алжира и 2% сельскохозяйственного населения, европейцы владели 25% сельскохозяйственных угодий. Они занимали лучшие земли, преобладали в торговле и промышленности. Средний доход на душу европейца в 12 раз превышал средний доход на душу араба.

Верхушка европейского населения, кровно заинтересованная в сохранении своего привилегированного положения, всячески разжигала ультраколониалистские чувства. Утверждая, что «Алжир -- это Франция», она воспринимала мысль о его независимости как абсурд, а в национально-освободительном движении алжирского народа усматривала только действия «мятежников» и «террористов».

Ультраколониалистские настроения

Ультраколониалистские настроения захватили командный состав находившейся в Алжире 500-тысячной французской армии. В ходе колониальных войн -- сначала в Индокитае, а потом в Алжире -- французские генералы и офицеры в нарушение всех норм международного права постоянно прибегали к массовым репрессиям против мирного населения, пыткам и убийствам патриотов. Особенно зверствовали ударные части парашютистов, по существу превратившиеся в карательные отряды. Терпя поражение за поражением, но не понимая их подлинных причин, французские генералы склонны были объяснять свои провалы недостаточной поддержкой, которую, по их мнению, оказывали колониальной армии «слабые» правительства Четвертой республики, а то и просто предательством французских «политиканов», якобы добровольно «отказавшихся» от Индокитая, потом от Марокко и Туниса, а теперь готовых «отказаться» от Алжира.

Когда 15 апреля 1958 г. во Франции начался очередной правительственный кризис, затянувшийся на целый месяц, ультраколониалисты Франции и Алжира потребовали создать «правительство общественного спасения» для сохранения «французского Алжира». К ним присоединились деголлевцы, считавшие, что «правительство общественного спасения» должен возглавить генерал, де Голль, который осуждал «слабый режим» Четвертой республики и высказывался в пользу «сильной власти». 13 мая 1958 г. формирование правительства было поручено видному деятелю партии МРП П. Пфлимлену, который считался сторонником окончания войны в Алжире. Как только эта новость дошла до Алжира, там начались массовые демонстрации ультраколониалистов. При молчаливом сочувствии армейского командования толпы демонстрантов захватили дворец губернатора и образовали Комитет общественного спасения, главой которого стал командир дивизии парашютистов генерал Массю.

Генерал Салан

Командующий французскими войсками в Алжире генерал Салан выступил на митинге мятежников и провозгласил: «Да здравствует французский Алжир! Да здравствует де Голль!» Узнав о выступлении Салана, де Голль, которому шел 68 год и который уже несколько лет уединенно жил в своем имении вдали от Парижа, сразу передал в печать заявление: «Сегодня, перед лицом новых испытаний, страна должна знать, что я готов принять на себя власть Республики». Условием своего возвращения к власти де Голль считал предоставление ему чрезвычайных полномочий и отмену конституции 1946 г. 29 мая президент Франции Р. Коти объявил, что он обратился «к самому знаменитому из всех французов» -- генералу де Голлю с просьбой возглавить «правительство общественного спасения, которое могло бы осуществить глубокие преобразования наших институтов», т. е. изменить конституцию.

1 июня 1958 г. состоялось голосование в парламенте. Большинством голосов де Голль был утвержден главой правительства. Против голосовали коммунисты, боровшиеся с колониализмом и защищавшие демократическую конституцию 1946 г., часть социалистов и радикалов, а также некоторые другие политические деятели, в том числе бывший участник движения Сопротивления, один из лидеров левоцентристских групп, Франсуа Миттеран, 11 раз занимавший министерские посты в правительствах Четвертой республики.

На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение разработать новую конституцию. После этого парламент разошелся «на каникулы» и более не собирался. Четвертая республика фактически перестала существовать.

Новая конституция

К осени 1958 г. правительство де Голля подготовило новую конституцию. Она сохраняла республику, подтверждала принципы «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. и конституции 1946 г., но существенно меняла организацию власти. Права парламента ограничивались. Центральной фигурой политической жизни становился президент республики, наделенный широчайшими полномочиями. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал премьер-министра и членов правительства, мог распустить Национальное собрание и провести новые выборы. В случае «серьезной и непосредственной угрозы Нации и Республике» президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти.

Коммунистическая партия, выступавшая против системы «сильной власти», предложила отклонить проект конституции, но все остальные партии поддержали его.

В результате референдума, проведенного 28 сентября 1958 г., проект одобрили почти 80% избирателей. Конституция вступила в силу, положив юридическое начало Пятой республике.

В ноябре 1958 г. состоялись первые в истории Пятой республики парламентские выборы. Они принесли победу новой партии, организованной сторонниками генерала де Голля, -- «Союзу в защиту новой республики» (ЮНР). Увеличили число своих избирателей и другие правые партии. Компартия понесла серьезные потери. По сравнению с предыдущими выборами она потеряла 1,6 млн избирателей и провела в парламент лишь 10 депутатов.

Причины принятия конституции

Массовое голосование избирателей в пользу конституции 1958 г. и деголлевской партии объясняется рядом причин. Большое значение имело запугивание населения угрозой гражданской войны. По данным французского Института общественного мнения, от трети до половины избирателей, поддержавших де Голля, считали, что в случае его отставки во Франции вспыхнет гражданская война. Огромную роль сыграл личный авторитет де Голля. 40 % сторонников новой конституции объясняли свою позицию прежде всего доверием к нему. Многие французы, помнившие заслуги де Голля в период Сопротивления, считали, что лишь его правительство может достойно защитить национальные интересы, вывести Францию из тупика и добиться мира в Алжире. Даже некоторые сторонники левых партий, разочаровавшиеся в политике Четвертой республики, оказали доверие де Голлю. В то же время действия де Голля одобрили ультраколониалисты, которые считали, что его правительство сумеет подавить национально-освободительное движение и сохранить Алжир под властью Франции. Таким образом, де Голля поддержали различные классовые силы, нередко руководствовавшиеся противоположными целями.

В декабре 1958 г. де Голль был избран президентом Франции. Основные посты в правительстве заняли члены партии ЮНР.

Обладая по конституции огромными полномочиями, де Голль еще более расширил их своей практикой управления. Властный, решительный, надменный, он диктовал свою волю министрам. Многие важные вопросы де Голль решал единолично, и порой члены правительства узнавали о них по радио или из газет. Тех, кою это не устраивало, де Голль устранил из правительства; остальные предпочитали не возражать. Установилась система правления, названная «режимом личной власти».

Проблема Алжира

Самой неотложной проблемой, которая стояла перед правительством де Голля, была проблема Алжира и вообще французских колониальных владений. Ультраколониалисты, добивавшиеся возвращения де Голля к власти, считали его своим единомышленником, но они ошиблись. Расчетливый и трезвый политик, де Голль пришел к выводу, что сохранить колониальную империю в прежнем виде невозможно. Он решил встать на путь предоставления колониям политической независимости при сохранении в них экономического и культурного влияния Франции. Не высказывая до поры до времени этих взглядов, де Голль осторожно готовил почву для их претворения в жизнь.

В конституцию 1958 г. был записан принцип «свободного самоопределения народов» и предусмотрена возможность выхода колониальных владений из состава Французского союза, или Сообщества, заменившего прежнюю французскую империю. В 1958 г. Гвинея первой из стран Тропической Африки отказалась оставаться в Сообществе и образовала независимую Гвинейскую Республику. В 1960 г. еще 12 африканских колоний Франции получили независимость.

Только в Алжире продолжалась война, стыдливо именуемая «умиротворением». Первоначально правительство Пятой республики не отказывалось от лозунга «французского Алжира», но 16 сентября 1959 г. де Голль произнес речь, в которой впервые заявил, что «судьба алжирцев принадлежит алжирцам» и будущее Алжира должно быть решено путем «самоопределения». Ультраколониалисты восприняли признание де Голлем права на самоопределение Алжира как измену и начали борьбу против него.

"Неделя баррикад"

В январе 1960 г., в ответ на отзыв из Алжира одного из главарей ультраколониалистов, генерала Массю, они устроили мятеж, известный под названием «неделя баррикад». Уверяя, что де Голль хочет «продать Алжир, как он продал Черную Африку», ультраколониалисты, не встретив серьезного противодействия армии и полиции, захватили несколько кварталов алжирской столицы, окружили их баррикадами, но вскоре были вьшуждены сдаться.

Весной 1961 г. в Алжире произошел новый мятеж, В ночь на 22 апреля армейские и полицейские части, которыми командовали генералы Шалль, Жуо, Зеллер и Салан, захватили правительственные учреждения алжирской столицы. Они объявили, что правительство де Голля «низложено» и армия берет власть, чтобы «спасти Алжир» и предохранить Францию от «коммунистической угрозы».

При первом известии о мятеже Французская коммунистическая партия призвала дать отпор мятежникам. По ее инициативе во Франции состоялась одночасовая всеобщая забастовка протеста, в которой приняли участие все левые партии и профсоюзные объединения. Со своей стороны де Голль ввел в стране чрезвычайное положение и приказал армии ликвидировать мятеж «всеми средствами». Основная часть армии осталась верной правительству. Мятежники оказались в изоляции. Часть их сдалась властям, а часть разбежалась.

Организация тайной армии

Потерпев неудачу в организации мятежей, ультраколониалисты создали нелегальную террористическую «организацию тайной армии» (ОАС), которую возглавил генерал Салан. Члены ОАС устраивали взрывы бомб и политические убийства во Франции и в Алжире, стремясь запугать сторонников независимости Алжира. Они подготовили больше десятка покушений на генерала де Голля; стреляли в него, пытались взорвать его автомобиль, но безуспешно. Не получив поддержки в массах, ОАС была разгромлена полицией. Ее руководители, в том числе Салан, Жуо, Зеллер и Шалль, были арестованы и отданы под суд. Шалль и Зеллер, сдавшиеся властям, отделались тюремным заключением. Салана, Жуо и нескольких других мятежников приговорили к смертной казни. Де Голль помиловал Салана и Жуо, но часть второстепенных руководителей ОАС была расстреляна.

В марте 1962 г. Франция подписала соглашение, признающее независимость Алжира, и обязалась вывести оттуда свои войска. Французская колониальная империя почти полностью распалась. Под властью Франции остались лишь небольшие территории в Африке, на Тихом океане и в Карибском море.

Изменения во внешней политики Франции

Правительство Пятой республики внесло существенные изменения не только в колониальную, но и во всю внешнюю политику Франции. Считая необходимым возродить прежнее «величие» Франции, оно выступало против зависимости от США. Оставаясь членом Североатлантического блока, Франция в 1966 г. вышла из его военной организации. Командованию вооруженных сил Североатлантического пакта пришлось покинуть Францию и переселиться в Бельгию. С территории Франции были удалены американские военные базы, аэродромы и ракетные установки.

Правительство де Голля отвергло планы военной и политической «интеграции» стран Западной Европы, Оно высказалось за сотрудничество всех европейских государств -- «от Атлантики до Урала». Большое значение правительство де Голля придавало восстановлению дружественных отношений с Советским Союзом. Весной 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава Советского правительства Н. С. Хрущев. В 1966 г. состоялся ответный визит президента де Голля в Советский Союз. В результате встреч советских и французских руководителей были подписаны соглашения о сотрудничестве в области экономики и культуры, значительно сблизились позиции СССР и Франции, наладились отношения между ними.

Лозунги майских демонстраций 1968 г.

В первые 10 лет Пятой республики казалось, что Франция идет от успеха к успеху. Она покончила с войной в Алжире и мятежами ультраколониалистов. Независимая внешняя политика и восстановление дружественных отношений с Советским Союзом высоко подняли ее международный авторитет.

Французская экономика развивалась быстрыми темпами. В 1967 г. объем промышленного производства в 3,4 раза превысил довоенный уровень. Впервые за все послевоенное время рост номинальной заработной платы обогнал рост цен. Индекс реальной заработной платы в 1967 г. был в 2,4 раза выше уровня первых довоенных лет. Трудящиеся добились продления ежегодного оплачиваемого отпуска до четырех недель. Автомобили, холодильники, стиральные машины, телевизоры окончательно превратились в товары массового потребления. Если в 1958 г. во Франции насчитывалось 3,9 млн личных автомобилей, то в 1967 г. их количество превысило 10 млн (на 15,8 млн семей).

Буржуазная пропаганда уверяла, что во Франции, как и в других высокоразвитых капиталистических странах, создано «общество потребления», обеспечивающее своим членам максимум материальных благ. Правящие круги были полны оптимизма. Выступая с посланием по случаю Нового 1968 года, президент де Голль заявил: «Я поистине с уверенностью смотрю на ближайшие двенадцать месяцев в жизни нашей страны».

Не прошло, однако, и полугода, как режим Пятой республики оказался в состоянии глубокого кризиса.

Недовольства рабочих

Недовольство накапливалось постепенно. Рабочие требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда, протестовали против эксплуатации. Крестьяне, число которых постоянно сокращалось, добивались государственной помощи для сохранения своих доходов и ферм. Демократы осуждали режим «личной власти». Критике подвергалась вся система ценностей буржуазного «общества потребления», основанного на погоне за прибылью и материальным благополучием. Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. К 1968 г. численность студентов достигла 600 тыс. человек -- в 10 раз больше, чем до войны, и в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы.

Студентов стало больше, чем сельскохозяйственных рабочих. Их социальный состав существенно изменился. Если до второй мировой войны студенты в основном рекрутировались из привилегированных слоев населения, то в 1968 г. доля детей служащих и администрации среднего звена составила 26% от общего числа студентов, а доля детей рабочих -- 11%. В систему высшего образования влились сотни тысяч студентов из малообеспеченных и среднеобеспеченных семей. Обычно они поступали в университеты, где принимали без вступительных экзаменов, по предъявлении свидетельства об успешной сдаче выпускных лицейских экзаменов на звание бакалавра. Университеты были совершенно не подготовлены к массовому наплыву студентов. У них не хватало помещений, средств, преподавателей. Зачислив на первый курс всех желающих бакалавров, они затем в процессе ежегодных переводных экзаменов отчисляли 70 -- 80% из них. Для выходцев из скромных семей, вынужденных сочетать учебу с работой, экзамены превратились в страшное препятствие, преодолеть которое мог лишь один из четырех-пяти первокурсников.

Недовольства студентов

Однако и в случае благополучного окончания университета его выпускники оказывались в трудном положении. Число рабочих мест, где требовалось высшее образование, увеличивалось незначительно, а количество выпускников высшей школы росло очень быстро. Сложилась невиданная ранее ситуация: университетский диплом не гарантировал работы; появились безработные с высшим образованием.

Все это глубоко волновало студентов, вызывало у них ощущение социальной несправедливости, толкало на критику системы образования и всего капиталистического общества. Их не устраивало «общество потребления», оборотную сторону которого они ощущали на своем собственном опыте. Они осуждали стремление к богатству и карьере, эксплуатацию человека человеком, нормы буржуазной морали. Многие студенты сочувствовали освободительным движениям в странах Азии, Африки и Латинской Америки, протестовали против американской агрессии во Вьетнаме. Они провозглашали себя революционерами, но в то же время нередко критиковали социалистические страны и Французскую коммунистичег скую партию. Среди них быстро росло влияние ранее немногочисленных анархистских и других левацких групп, которых французы называли «гошистами» (от французского слова «гош» -- левый).

"Гошисты"

«Гошисты» пропагандировали революционно звучащие лозунги «отрицания» и «оспаривания», призывали «говорить «нет» всему». Под их влиянием студенты отказывались сдавать экзамены, в которых они видели средство социальной дискриминации; срывали занятия в знак протеста против привилегированного положения профессуры и вообще классового характера образования; провозглашали «нет -- буржуазному университету» и «нет -- буржуазному обществу». Вопреки университетскому уставу, запрещавшему политические собрания на территории университета, они организовывали массовые митинги. 3 мая 1968 г. студенты собрались во дворе Сорбонны на митинг протеста против исключения из университета нескольких лидеров «гошистов». Когда митинг начался, ректор, нарушив многовековую традицию, запрещавшую присутствие полицейских на территории университета, вызвал полицию. Студенты встретили полицейских камнями и палками. В схватке несколько десятков человек были ранены, митинг разогнан, университет закрыт, а часть студентов арестована.

Студенческий профсоюз -- Национальный союз студентов, в руководстве которого преобладали «гошисты», объявил забастовку и призвал к демонстрациям, требуя освобождения арестованных, удаления полиции из университета и возобновления занятий. С утра 6 мая начались студенческие демонстрации, сопровождавшиеся ожесточенными стычками с полицией, которая была вооружена дубинками, щитами и гранатами со слезоточивым газом. В ночь с 10 на 11 мая 1968 г. появились первые баррикады в Латинском квартале. Студенты разбирали мостовые, рубили деревья и фонарные столбы, переворачивали автомобили. За одну ночь было возведено около 60 баррикад.

Жестокость полицейских

Полицейские бросились на приступ. Они били студентов дубинками, топтали ногами, волокли за волосы, заталкивали в тюремные фургоны. Студенты осыпали полицейских градом камней, отбивались палками, поджигали стоявшие на улицах автомашины и толкали их на полицейских. Ранним утром 11 мая полицейские овладели последней баррикадой, расположенной вблизи Пантеона. В «ночь баррикад» было ранено 367 человек и арестовано 460, повреждено 180 автомашин.

Жестокость полицейских вызвала взрыв негодования в общественном мнении Франции. Даже буржуазные газеты осудили расправу над студентами. 13 мая 1968 г. по призыву профсоюзов, Коммунистической партии и других левых организаций в Париже состоялась гигантская демонстрация солидарности с жертвами полицейских репрессий, собравшая около 800 тыс. человек. Одновременно началась забастовка протеста, которая через несколько дней переросла во всеобщую стачку невиданного размаха. По всей Франции трудящиеся оставляли работу и занимали предприятия. К 20 мая число бастующих достигло 10 млн человек, превзойдя все прежние рекорды. Практически бастовал весь рабочий класс и значительная часть служащих. Прекратили работу большинство предприятий и учреждений, остановился транспорт, забастовали служащие радио и телевидения, артисты кино и театров, инженеры и архитекторы. По решению забастовочных комитетов работали только продовольственные магазины и предприятия, обеспечивающие население электричеством, водой и газом. Студенты заняли Сорбонну, театр Одеон и ряд других общественных зданий, вывесили на них красные и черные флаги и превратили их в места постоянных дискуссий.

Борьба крестьян

В конце мая вступили в борьбу крестьяне. Они устраивали митинги и демонстрации, перегораживали дороги, чтобы привлечь внимание к своим нуждам.

В основном рабочие и крестьяне выдвигали экономические требования. Они добивались повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, увеличения отпусков, снижения налогов и повышения закупочных цен на сельскохозяйственные продукты. Среди служащих и интеллигенции особой популярностью пользовались лозунги «участия в управлении» на всех уровнях: от предприятий и учреждений до правительства. Что касается студентов, то они требовали демократизации системы высшего образования, участия студентов в ее руководстве, а порой и установления «студенческой власти». Надписи на стенах Сорбонны и других зданий, занятых студентами,' свидетельствовали о немалой сумятице, царившей в их головах. Наряду с протестами против экзаменов, призывами к «постоянному оспариванию» и даже предложением сжечь Сорбонну там можно было встретить лозунги: «Запрещено запрещать!», «Воображение берет власть!», «Я декретирую состояние непрерывного счастья!», а с другой стороны -- «Вся власть рабочим Советам !» и «Мировая революция -- в повестке дня!»

Многие студенты думали, что во Франции сложилась революционная ситуация, и предлагали немедленно захватить власть. Сходную позицию заняли лидеры Социалистической партии и некоторых других левых групп, полагавшие, что правительство уже не функционирует, «власть вакантна» и осталось только ее подобрать. Миттеран даже выдвинул свою кандидатуру на пост президента и начал переговоры о формировании временного правительства.

Коммунистическая партия

Коммунистическая партия считала, что революционной ситуации во Франции не было. Армия, полиция и государственный аппарат продолжали подчиняться правительству. «Трудящиеся в своей массе вступили в борьбу прежде всего за лучшие условия жизни и труда, а не за то, чтобы завоевать политическую власть путем восстания», -- говорил Генеральный секретарь ФКП В. Роше. Буржуазные и мелкобуржуазные слои населения, испуганные всеобщей забастовкой, баррикадами и эксцессами «гошистов», стремились восстановить порядок. Исходя из этого, Компартия требовала отставки де Голля и создания народного правительства, способного удовлетворить требования трудящихся.

Тем временем правительство де Голля маневрировало, сочетая уступки с угрозами. 25 мая начались переговоры между правительством, профсоюзами и организациями предпринимателей. Они завершились подписанием соглашений, по которым заработная плата увеличивалась в среднем на 34%, а минимум заработной платы -- на 35 % в промышленности и на 56 % в сельском хозяйстве. Пособия по безработице увеличивались на 15%, пенсии -- на 15 -- 20, семейные пособия -- на 5 %.

Перестройка системы высшего образования

Был подготовлен закон о перестройке системы высшего образования, предусматривавший участие студентов в ученых советах. В то же время правительство грозило прибегнуть к вооруженной силе. 30 мая 1968 г. де Голль выступил по радио с речью, в которой утверждал, что над Францией нависла опасность «тирании» и «диктатуры» коммунистов. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, де Голль объявил о роспуске парламента и проведении новых выборов. Он угрожал, что в случае попытки помешать выборам правительство использует «другие пути» для поддержания порядка, т. е. прибегнет к вооруженной силе. Вблизи столицы были размещены готовые к действиям воинские части, в том числе бронетанковые.

После речи де Голля его сторонники организовали массовую демонстрацию на Елисейских полях. Сотни тысяч людей шли под трехцветными знаменами с пением «Марсельезы» и лозунгами: «Де Голль не один!», «Коммунизм не пройдет!» Через несколько дней правительство распустило главные «гошистские» организации. Занятые студентами здания были захвачены полицией. Забастовочное движение стало ослабевать и к середине июня в основном прекратилось.

Парламентские выборы

В конце июня 1968 г. в обстановке контрнаступления правых сил и страха перед гражданской войной состоялись внеочередные парламентские выборы. Деголлевская партия ЮНР, переименованная накануне выборов в ЮДР («Союз демократов в защиту республики»), выступала в качестве «партии порядка». Впервые в истории Франции она одна завоевала абсолютное большинство мест в парламенте. Коммунистическая партия потеряла около 600 тыс. избирателей, но собрала более 20% голосов и осталась самой влиятельной партией левой оппозиции. Социалистическая партия и другие левые группы, объединившиеся вокруг Миттерана, сохранили 16,5% голосов, потеряв около 600 тыс. избирателей. Все левацкие организации, вместе взятые, собрали меньше 5 % голосов и не получили ни одного места в парламенте.

События мая -- июня 1968 г. стали крупной вехой в истории послевоенной Франции. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 г. расценило их как «серьезное столкновение рабочего класса, значительной части интеллигенции и студенчества с голлистским режимом, с властью монополий». Они отразили протест широких слоев населения против буржуазных порядков и буржуазной системы ценностей, стремление изменить жизнь в соответствии с новыми требованиями.

Поражение Де Голля

Де Голль понимал, что события мая -- июня 1968 г. свидетельствуют о глубоком недовольстве масс капиталистической системой, которое может привести к новому взрыву. Он задумал ряд реформ с целью «обновления» общества, чтобы смягчить классовую борьбу и заменить ее «классовым сотрудничеством», предполагающим «участие» рабочих в прибылях предприятий, «участие» служащих в управлении своими учреждениями и «участие» студентов в управлении высшими учебными заведениями. Однако правительственный законопроект о перестройке органов местного самоуправления в духе «участия», вынесенный в апреле 1969 г. на референдум, был отвергнут большинством избирателей. После этого де Голль немедленно оставил пост президента. Через полтора года он скончался, не дожив 13 дней до своего 80-летия.

Президентом Франции был избран бывший премьер-министр Жорж Помпиду.

По пути разрядки

Оба правительства... высказались за то... чтобы была установлена атмосфера разрядки между всеми странами Запада и Востока...

Советско-французская декларация (1966)

В годы Пятой республики Франция первой из крупных капиталистических стран откликнулась на предложения Советского Союза о разрядке международной напряженности. В марте 1959 г. президент де Голль, присоединившись к позиции Советского Союза и других социалистических стран, выступил за признание послевоенных границ в Европе, которые являлись объектом постоянных нападок со стороны западногерманских реваншистов. Весной 1960 г., во время визита главы правительства СССР Н. С. Хрущева во Францию, Советский Союз и Франция подписали соглашение, согласно которому все неурегулированные международные вопросы «должны решаться не путем применения силы, а мирными средствами, путем переговоров». Они подчеркнули, что дальнейшее развитие франко-советских отношений в духе дружбы и сотрудничества будет «содействовать дальнейшему смягчению международной напряженности и укреплению мира в Европе и во всем мире». Стороны договорились о значительном расширении торговых и культурных связей. Были заключены соглашения о научном сотрудничестве и сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

Конференция глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции

В мае 1960 г. по приглашению президента де Голля в Париже собралась конференция глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Она была призвана способствовать смягчению международной напряженности, но окончилась безрезультатно.

В 1964 г. Франция раньше других крупных капиталистических стран признала Китайскую Народную Республику. Президент де Голль осудил американскую интервенцию в Индокитае. Он заявил, что действия США «привели ко все более широкой эскалации вооруженной интервенции в Азии, которая все больше приближается к Китаю и становится все более провокационной по отношению к Советскому Союзу». Вопросы разрядки международной напряженности заняли центральное место в переговорах де Голля с руководящими деятелями СССР во время первого визита президента Франции в Советский Союз летом 1966 г. Переговоры завершились принятием совместной декларации, в которой отмечалось стремление обеих сторон установить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Так в международно-правовом документе впервые появилось слово «разрядка». Франция и СССР договорились о проведении регулярных консультаций с целью развития франко-советских отношений от согласия к сотрудничеству. Они заключили соглашение о линии прямой связи между Москвой и Парижем, о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, о сотрудничестве в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Была создана постоянно действующая смешанная советско-французская комиссия по научно-техническому и экономическому сотрудничеству и франко-советская торговая палата. В 1967 г. товарооборот между Францией и СССР почти в 3 раза превысил уровень 1957 г. Тем не менее доля СССР во французском импорте составляла лишь 1,5%, а в экспорте-- 1,4%.

После отставки де Голля курс на укрепление дружественных отношений с Советским Союзом и разрядку международной напряженности продолжил президент Помпиду. Поддерживая дружественные отношения с США и другими капиталистическими странами, он одновременно выступал за расширение связей с СССР. За время пребывания на посту президента, с 1969 по 1974 г., Помпиду 5 раз встречался с высшими руководителями Советского Союза.

Протокол о расширении регулярных политических консультаций

В октябре 1970 г., во время первого визита Помпиду в Советский Союз в качестве президента, СССР и Франция подписали советско-французский протокол о расширении регулярных политических консультаций по наиболее важным международным вопросам.

В протоколе указывалось, что «в случае возникновения ситуаций, создающих, по мнению обеих сторон, угрозу миру, нарушение мира или вызывающих международную напряженность, правительства СССР и Франции будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций». Франция и СССР заявили, что их целью является развитие между всеми государствами, независимо от их идеологии и государственного строя, мирных отношений и сотрудничества, а также «всемерное укрепление международной безопасности».

Во время ответного визита Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева во Францию в октябре 1971 г. был подписан важный программный документ «Принципы сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией». Там говорилось, что политика согласия и сотрудничества между СССР и Францией «призвана стать постоянной политикой в их отношениях и постоянным фактором международной жизни».

Франция первой из крупных капиталистических государств поддержала идею созыва совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, выдвинутую Советским Союзом и другими социалистическими странами.

Восточные договоры

Французское правительство одобрило так называемые восточные договоры между ФРГ и ее восточными соседями, подтверждавшие нерушимость послевоенных границ в Европе и отказ от применения силы в международных отношениях. Вместе с Советским Союзом, США и Великобританией Франция в 1971 г. подписала четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Она, как и Советский Союз, высказалась за всеобщее и полное разоружение под международным контролем и за прекращение американской интервенции в Индокитае. Французское правительство содействовало организации американо-вьетнамских переговоров, которые проходили в Париже и в январе 1973 г. завершились подписанием соглашения о восстановлении мира во Вьетнаме и выводе оттуда американских войск.

В последний раз президент Помпиду посетил Советский Союз в марте 1974 г., за две недели до смерти. Правительства Франции и СССР вновь высказались «за дальнейшее развитие и углубление сотрудничества обеих стран в различных областях». Они указали, что эта встреча «явилась новым свидетельством прочности традиционной советско-французской дружбы, отвечающей коренным интересам народов обеих стран, делу упрочения европейской и международной безопасности».

Де Голль возглавил правительство и был наделен чрезвычайными полномочиями. Он намеревался изменить конституцию, значительно расширив права президента республики. На референдуме в сентябре 1958 был одобрен проект новой конституции. В результате парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 1958, большинство мест в Национальном собрании получили голлисты, чему во многом способствовали тщательно подготовленные поправки к избирательному закону. Затем, когда де Голль был избран президентом (21 декабря 1958), новая конституция предоставила ему широкие полномочия и соответственно ограничила власть парламента.

Примерно в это же время Франция достигла первых положительных результатов от предложенной Монне экономической программы развития промышленности и вступления страны в европейский Общий рынок. Однако в январе 1960 в алжирской столице вспыхнул мятеж ультраколониалистов, направленный против правительства де Голля, взявшего курс на самоопределение Алжира. На этот раз основная часть войск осталась верной правительству. В марте 1962 Франция подписала Эвианские соглашения, предоставившие Алжиру независимость. Однако вскоре после этого Париж захлестнула волна террористических актов, подготовленных правой вооруженной тайной организацией ОАС, пытавшейся воспрепятствовать отделению Алжира от Франции.

Де Голль проводил самостоятельную внешнюю политику, которая демонстрировала независимость Франции от союзников по НАТО и способствовала повышению авторитета страны на международной арене. Франция официально признала Китайскую Народную Республику, вывела французские войска из подчинения НАТО и потребовала вывода штаба НАТО из Франции. В стране было ускорено развитие программ ядерного вооружения, и поэтому Франция отказалась подписать договоры о прекращении ядерных испытаний и о нераспространении ядерного оружия. Де Голль открыто критиковал войну США во Вьетнаме, осудил позицию Израиля в арабо-израильской войне 1967, налаживал более тесные связи с СССР и другими странами Восточной Европы и препятствовал вступлению Великобритании в Общий рынок.

В 1965 де Голлю не удалось набрать большинство голосов в первом туре президентских выборов, а во втором туре он прошел с незначительным перевесом. В 1967 голлисты потеряли большинство мест в парламенте. В мае 1968 студенческие протесты против традиционной системы школьного и университетского образования переросли в вооруженные стычки с полицией. Одновременно прошла всеобщая забастовка фермеров и рабочих, парализовавшая всю страну. Организовав кампанию против угрозы предполагаемого коммунистического заговора, голлисты сумели удержать за собой большинство мест после парламентских выборов в июне 1968.

Финансовый кризис, разразившийся в ноябре 1968, угрожал подорвать экономику страны. Спекуляции с франком и инфляция, вызванная увеличением заработной платы и ростом цен, привели к сильному истощению золотого запаса страны. Чтобы спасти финансовую систему, де Голль пошел на крайне непопулярные меры стабилизации, включая строгий контроль над заработной платой и ценами, контроль за денежным обращением и повышение налогов.

28 апреля 1969 де Голль ушел в отставку после того, как были отклонены его предложения по конституционной реформе. В первом туре новых президентских выборов, состоявшемся 1 июня, ни один из кандидатов не набрал большинства голосов. Во втором туре, 15 июня, основными претендентами стали голлистский кандидат Жорж Помпиду, бывший управляющий банка Ротшильда и премьер-министр при де Голле в 1962-1968, и Ален Поэр, председатель Сената и кандидат ряда мелких центристских группировок. Победу на выборах одержал Помпиду.

Став президентом, он сохранил независимый внешнеполитический курс де Голля, но не всегда следовал принципам голлистской внутренней политики. В августе 1969 он девальвировал франк (чему в свое время сопротивлялся де Голль) и тем самым снизил покупательную способность населения. Галопирующая инфляция усугубила эту тенденцию в 1972-1973. Недовольство экономическим положением вылилось в ряд забастовок, а политические позиции левых усилились. В 1972 социалисты и коммунисты создали свой первый избирательный блок после 1930-х годов. Единый блок левых получил значительное число мест на парламентских выборах 1973.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011