|
Политика взаимоотношения государства и рынка
Политика взаимоотношения государства и рынка
11 ВведениеМногообразие современных форм участия государства в конструировании и регулировании экономических процессов, типов отношений между государством и экономическими агентами базируется на длительном историческом развитии научной мысли и апробировании различных подходов на практике. Общим трендом в контексте трансформации понимания места государства в формировании ткани экономических отношений является рост звучания тезиса (и интенсификация его практической реализации) о важнейшем значении государственного участия в этом процессе.1. Политика взаимоотношения государства и рынкаОднако в отличие от традиционного подхода, основанного на анализе степени участия государства в регулировании рыночных процессов, осознание обоюдного влияния сторон - конституирования государством рынка и участия рынка в формулировании политики и её реализации структурами политической власти - предполагает рассмотрение качественного элемента как принципиального при оценке взаимодействия государства и рынка. В условиях практически повсеместного участия государства в регулировании экономических процессов и, соответственно, выстраивания отношений с участниками рынка, ключевым становится характер таких отношений и их влияние на экономическое развитие.Количественное соотношение государственного и рыночного секторов отходит на второй план, и ключевым вопросом для анализа становится "характер способов интеграции двух типов структур и двух типов институционализированных правил.Сегодня легитимность осуществления властных полномочий частными акторами часто обеспечивается через рыночные механизмы конкуренции. Однако определение посредством демократических и судебных процедур спектра властных функций, которые могут быть делегированы частным акторам (а, следовательно, предоставлены рыночной конкуренции), находится в компетенции государства. Именно эта сфера полномочий государства является принципиальной, поскольку действия акторов, которым были делегированы какие-либо функции, не могут быть легитимизированы непосредственно через рыночную конкуренцию как таковую; это возможно только через демократические и судебные практики государства.Государство обеспечивает конституционную основу, в пределах которой возможна дискуссия относительно передачи тех или иных функций частному сектору. И лишь после принципиального одобрения государством дальнейшей приватизации представители частного сектора могут ожидать социального одобрения, необходимого для передачи властных функций.С учетом данных факторов можно говорить о расширении влияния государства в современных условиях денационализации структур политической власти при видоизменении своей сути от монополиста к менеджеру политической власти. Соответственно, государство по-прежнему несет конечную ответственность за все акты политической власти.Наиболее показательным примером первостепенной роли государства в обеспечении экономического развития является государство развития, осуществляющее политику во имя экономического развития. В целом вмешательство государства развития воплощает три главных компонента. Во-первых, прямая собственность и контроль промышленного производства имеют вторичное значение по сравнению с процессом создания экономической инфраструктуры посредством образования, обучения, и исследований. Во-вторых, государство выполняет ключевые функции в обеспечении взаимоотношений труда и менеджмента. В-третьих, оно берет на себя ведущую роль в создании конкурентных преимуществ. В рамках деятельности по созданию условий для экономического роста государство, воздерживаясь от прямого управления, координирует и во многом выстраивает рыночные процессы.Развитием положений о государстве развития стал концепт "встроенной автономии" (embedded autonomy), предполагающей:1) дистанцирование государственной власти и аппарата от групп интересов;2) выстраивание сетей, связей в структуре рынка.Соблюдение этих условий рассматривается в качестве ключа к успешному вмешательству государства в конструирование рыночных процессов. В то время как встроенность позволяет государству получать информацию и мобилизировать ресурсы, автономия гарантирует сохранение фокуса государства именно на целях развития. В отличие от теории государства развития, отличительной особенностью тезиса о "встроенной автономии" является понимание социальной и культурной встроенности как ключевого фактора в формировании различий способности государства поддерживать автономность.Однако изменение условий на мировой арене меняет и роль государства развития. Новые режимы правления на транснациональном уровне сужают "пространство развития" для государств, в которых имеют место успешные формы индустриальной политики. Транснациональные структуры снижают способность институциональных инноваций, требуемых для успешного социального развития. Глобальные институты в нынешнем виде являются серьезным препятствием к институциональным инновациям на национальном уровне. Соответственно, эти факторы также ставят вопрос о возможности государства развития в условиях глобализации.Учитывая изменение условий функционирования государств, в том числе, государств развития и смену фокусов в исследованиях роли государств в современном мире и характера их взаимоотношений с экономическими агентами, актуальной задачей является поиск новых моделей поведения государств и формулирование альтернативных объяснений динамичного развития ряда экономик.2. Политика бизнеса как аспект поддержания стабильностиГоворя о возможности сектора малого и среднего предпринимательства в сфере расширения занятости, государственные органы большинства западных стран считают их поддержку одним из основных приоритетных направлений своей социальной и экономической политики. Различные бюджетные программы и работа специально образованных институтов направлены как на стимулирование образования новых предприятий, так и на организацию всевозможных систем профессионального обучения и подготовки.Развитие производства предприятий малого бизнеса создает все необходимые условия для оздоровления экономики, так как формируются конкурентные отношения, увеличивается потребительский сектор, создаются дополнительные рабочие места, структурная перестройка идет активнее. Кроме того, развитие малого и среднего предпринимательства ведет к наполнению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, оптимальному использованию местных сырьевых ресурсов.Все малые и средние предприятия делятся на две группы. К первой группе относятся предприятия, так или иначе связанные с крупной промышленностью. Эти малые и средние предприятия остаются юридически независимыми, так как работают по контракту с крупными. Этой группе предприятий свойственны следующие черты: специализация на производстве узкого круга деталей и узлов; существенно снижаются затраты на производство, что позволяет крупному бизнесу оптимизировать свою ресурсную базу; гибкость производства способствует быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях научно-технического прогресса малые и средние предприятия функционируют с одной стороны, в роли экспериментаторов для крупных фирм, а с другой - как фирмы, которые обслуживают товары, созданные предприятиями крупной промышленности.Ко второй группе можно отнести малые и средние предприятия, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для достаточно быстрого развития предприятий этого сектора могут способствовать: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять спрос, возникающий на различные товары и услуги; стартовый капитал существенно меньше, что позволяет легче маневрировать по сравнению с более крупными фирмами; стремление заполнить сферы, которые по тем или иным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, стоимостная политика крупных предприятий, диктующих рынку достаточно высокие цены.Социальная и экономическая роль малого предпринимательства состоит в праве граждан на свободное использование своего имущества и собственных способностей для осуществления предпринимательской деятельности. Для отдельного человека, малый бизнес - это:занятость и доходы;возможность лучше контролировать свое будущее;возможность в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь;возможность самореализоваться, проявить свои способности и таланты.3. Газовая политика современной РоссииВ настоящее время проблема имиджа государства является одной из центральных тем обсуждений международного сообщества. Существующий имидж страны начинает накладывать все более значительный отпечаток на характер ее взаимодействия с другими государствами и возможность реализации геополитических целей. Участие стран в международных столкновениях неизбежно перерастает в информационную войну, победа в которой подчас играет более весомую роль, чем результаты решения конфликта. Ярким примером данного факта является газовое столкновение между Россией и Украиной в начале 2009 года и имиджевые последствия этой проблемы."Газовый конфликт", разразившийся между Россией и Украиной в начале 2009 года, имел огромный отклик в осуждениях мирового сообщества, в том числе в СМИ. Действия России были описываются крайне неоднозначно. В рамках международных обсуждений и в СМИ страна характеризуется как:O политический интриган и шантажист, цель которого - помешать сближению Украины и ЕС, а также дестабилизировать украинскую политическую элиту;O империалистское государство, стремящееся укрепить механизмы влияния на постсоветском пространстве;O ненадежный деловой партнер, поставивший под угрозу энергетическую безопасность Европы;O жертва воровства и неисполнения договорных обязательств со стороны Украины.Достигнутое соглашение по итогам конфликта воспринято также неоднозначно. С одной стороны, Россия характеризуется как инициатор урегулирования проблемы, что помогло стабилизировать энергетическое положение Украины и Европы. С другой - Россию называют неумелым переговорщиком, в итоге подписавшим соглашение, не выгодное в долгосрочной перспективе ни для одной из сторон. Таким образом, "газовый конфликт" удалось разрешить, по крайней мере до будущего года. Однако в ходе столкновения Россия приобрела несколько достаточно устойчивых, в основном негативных образов, которые, несомненно, будут влиять на дальнейшую внешнеполитическую жизнь государства.Анализ материалов в СМИ и комментирев политичков и экспертов позволяет сделать однозначный вывод о том, что Россия понесла серьезный репутационный ущерб в результате "газового конфликта", имидж страны значительно ухудшился. Самое очевидное - Россия лишилась статуса надежного поставщика энергоресурсов. В результате в Европе активизировались переговоры о нахождении альтернативных источников энергии. Данная ситуация может уже в течение ближайших лет лишить Россию существенной доли европейского газового рынка.Кроме того, общий уровень доверия к России в связи с конфликтом значительно упал. Несомненно, это повлияет на статус России как международного актора и ход международных переговоров с участием страны.Первые результаты опросов свидетельствуют о том, что "газовый конфликт" повлиял и на имидж России в среде гражданского населения разных стран. Ситуация оказала в основном негативное влияние. Наиболее негативно воспринимают Россию опять же жители государств, где Россия имеет наименьшие рейтинговые позиции.Значительно ухудшилось отношение к России со стороны граждан Украины. Однако положительным является тот факт, что, в отличие от многих других международных конфликтов, в данном случае России удалось достаточно профессионально организовать информационное сопровождение ситуации. Был задействован мощный политический ресурс, проведен ряд переговоров на высшем уровне, большинство журналистов своевременно получили информацию о конфликте и необходимые комментарии. Значительную часть информационной работы взяла на себя профессиональная пресс-служба компании "Газпром", но так или иначе, в области информационного сопровождения России на этот раз выступила достойно.На международном информационном поле легко прослеживается закономерность: чем хуже имидж России в том или ином государстве, тем больше негативных отзывов и публикаций отмечено по поводу "газового конфликта". Прежде всего, это относится к британо-американскому лагерю, Прибалтике, Чехии и Польше. Тревожным сигналом является значительное количество негативных отзывов в немецких СМИ. Важно отметить, что "газовый конфликт" Россия-Украина сопровождался интенсивными дискуссиями о репутационных потерях сторон и их роли в формировании дальнейшей геополитической расстановки сил. В данном обсуждении, в частности, приняли участие не только серьезные деловые и узкоспециализированные издания, но и массовые, общеинформационные СМИ. Данный факт свидетельствует о возрастании значимости в международной политике имиджа государства, причем существующего не только в кругах высшей политической элиты, но и в гражданской среде.ЗаключениеТаким образом, в контексте тезиса о встроенной автономии одной из центральных характеристик государства развития является выстраивание отношений государства с участниками общественных отношений в режиме, определяемым первой из сторон. Это, в свою очередь, возможно при условии неразвитости гражданского общества, жёсткого мониторинга со стороны авторитарного государства при одновременной неинституционализированности организаций общественного движения и дефиците транснациональных сетей. Государственный аппарат базируется на крайне жесткой иерархически организованной включенности и служит в качестве средства мониторинга общественных настроений и реализации правительственной экономической политики при игнорировании сигналов от широких общественных слоев.Список литературы1. В.В. Радаев. Экономическая социология-2. Лекция по теме 11. Государственное регулирование хозяйства. М. 2007. 2. Evans Peter. (2005) Embedded Autonomy: States and Industrial Transformation, Princeton, NJ: Princeton University Press. 3. Evans P., Rauch J. E. (2009) Bureaucracy and Growth: A Cross-National Analysis of the Effects of “Weberian" State Structures on Economic Growth // American Sociological Review. Vol.64. No.5. Р.748-765. 4. Johnson, Chalmers. (2007) M.I. T.I. and the Japanese Miracle: The Growth of Industrial Policy, 1925-1975, Stanford, Cal., Stanford University Press. p. 196. 5. Polanyi Karl. (2007) The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time, Boston, MA: Beacon Press. 6. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малый бизнес. M., 2007. 7. Касьянов А.В. Малый бизнес. М., 2007. 8. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. M., 2008. 9. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с изменениями и дополнениями на 1 января 2009 г.). М., 2009 10. Российский статистический ежегодник. 2006. Росстат. М., 2008 11. Гаджиев К.С. (2007) Геополитические горизонты России. Контуры нового миропорядка. М.: Экономика. 12. Галумов Э.А. (2008) Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия. 13. Панарин И.Н. (2008) Информационная война, PR и мировая политика. М.: Телеком.
|
|