БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Политизация и социализация современной молодежи

Политизация и социализация современной молодежи

10

Введение

Трансформационные процессы в России в 90-е годы XX - го столетия внесли радикальные изменения во все стороны социальной жизни. В стране резким путем произошла смена социально-экономических и политических отношений, вызвавшая кризис ценностных ориентаций в обществе, снижение морально-нравственных ориентиров, снижение не только общего уровня культуры, но и уровня политической культуры населения, деформацию механизмов общей и политической социализации.

Социализация молодежи в системе политической культуры

Особое значение изучение формирования политической культуры, а в частности и политической социализации приобретает в переходных обществах подобно России, которая переживает структурную трансформацию политической и экономической систем, деформацию социальных институтов. В результате смены политического режима в начале 90-х гг. XX века в нашей стране старая система политической социализации оказалась ликвидированной, а новая так еще и не сформировалась. Что в свою очередь откладывает отпечаток на уровень политической культуры граждан.

Поэтому, в настоящее время остро встает вопрос о политической социализации граждан, которая была и остается актуальной для любого общества, независимо от его социально-экономического и культурного потенциала.

Но главное, что в особо трудных условиях перехода оказалось молодое поколение страны, которое в 90-е годы оказалось, предоставлено само себе. Поэтому особого внимания заслуживает изучение процесса политической социализации молодежи, как самой подвижной и восприимчивой части общества. Сейчас молодежь особенно открыта всем новым условиям общества: как свободе выбора, так и непредсказуемости происходящего. От того, какие именно ценностные ориентации будут осваиваться молодым поколением, во многом будет зависеть направленность развития самого общества и успех демократических преобразований в стране.

За прошедшее время заметно ослабло воспитательное воздействие на молодежь со стороны семьи, системы образования, общественных организаций и политических институтов. Кардинальные преобразования в социально-политической системе значительно изменили роль и функции институтов политической социализации.

Для анализа роли и значения политической социализации молодежи в жизни общества нами выбрана Астраханская область. Причиной выбора данного субъекта для исследования заключается в том, что Астраханская область после 1997 г. усилила свой вес на политической арене государства. Это связано, прежде всего, с получением приграничного статуса после распада СССР, появлением статуса морского порта, наличием Каспийской военной флотилии, наличием природных запасов, которые делают Астраханскую область привлекательным объектом инвестирования. Кроме того, особенности социально-политической структуры региона во многом отражают срез общероссийской социальной структуры, что выражается в наличии следующих моментов:

- многонациональный состав области;

- сложный конфессиональный состав;

- высокая миграция населения в силу отсутствия оградительных законов;

- традиционализм государственной ориентации;

- повышенная потребность в стабильности в связи с новым географическим положением;

- традиционная ставка на сильного лидера и сильное государство.

Социальная структура населения Астраханской области по основным социально-демографическим показателям соответствует средним по России. Это правомерно утверждать и относительно политических ориентаций населения. Результаты практически всех избирательных кампаний 1990-2008 гг. соответствуют с точностью до нескольких процентов общероссийским показателям (за вычетом двух столичных центров).

Государственная молодежная политика

Вопросы государственной молодежной политики на современном этапе развития общества должны рассматриваться и решаться последовательно и стабильно. Опыт работы республиканских государственных органов по делам детей и молодежи, положение молодежи убеждают, что грамотная последовательная молодежная политика - непременное условие прогрессивного развития общества, государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов общества и самой молодежи.

По оперативным статистическим данным на начало 2008 года в Республике Татарстан проживало 3762,8 тыс. человек, среди них 74,7% - городское население, 25,29 - сельское. В том числе лиц в возрасте от 0 до 14 лет - 575483, то есть 15,3% от общей доли населения РТ, а лиц в возрасте от 16 до 29 лет - 868250, то есть 23% соответственно.

Суммарно когорта в возрасте от 0 до 29 лет составляет 1443733 человек - 38,3% Принятие в октябре 1993 г. Закона РТ «О молодежи» дало правовую основу для создания республиканского органа исполнительной власти, призванного на государственном уровне решать проблемы молодежи, исходя из потребностей общества и в интересах самой молодежи. Решать не эпизодически, фрагментарно, а на основе системы действий, комплексного подхода. Республика Татарстан один из немногих субъектов федерации России, где ведением вопросами молодежи занимается специализированное Министерство - Министерство по делам молодежи, спорта и туризма РТ.

В мае 2001 г. Указом Президента РТ создано Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, введена вертикальная структура управления. Территориальные органы по делам молодежи и спорту являются структурным подразделением Министерства. Объединение двух важнейших социальных явлений физкультуры, спорта и молодежной политики - как показывает опыт, позволяет комплексно решать проблемы формирования здорового образа жизни молодого поколения, профилактики социально-негативных явлений, развития детско-юношеского спорта.

В 2004 году доля удовлетворенных жилищными условиями составила 30,9% против 43,1% в 1994, возросла доля частично удовлетворенных - 36,1% и не удовлетворенных 28,1% (Тарасова, 2004). За прошедшее десятилетие в 2,7 раз уменьшилось число молодых людей, которым не хватало денег и приходилось экономить даже на еде.

На 8% увеличилось число людей средней обеспеченности. Лиц, которые могут позволить себе лишь небольшие покупки из одежды, обуви 48,4%, тогда как 17% денег хватает исключительно на еду и самое необходимое. Необходимо отметить рост социально-экономической дифференциации: 12% покупают все, что хотят, а 11% покупают дорогие товары, предметы длительного пользования. В столице республике отмечается наиболее высокий уровень жизни, в отличие от других городов и сельской местности. В целом подобная ситуация совпадает с общероссийской. «В мегаполисах доля бедных в составе населения несколько меньше, чем в других городах, доля благополучных слоев населения - несколько больше, чем в провинциях. Но и в тех, и в других большинство населения (60%) составляют люди, имеющие примерно одинаковый уровень жизни» (Юрченко, 2008). Для молодежи в крупных городах предоставляется больше возможностей. Молодежь райцентров в настоящее время испытывает большие трудности в сфере получения необходимого образования, дополнительного обучения и последующего успешного трудоустройства. Молодежь РТ имеет в целом сравнительно невысокий уровень жизни (Бариев, 2007). Причины этого молодое поколение видит в низкой зарплате - 43,9%, отсутствие работы - 16,7%, высоких ценах - 32,3%, плохих условиях труда - 21%.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что существенно меняются предпочтения молодежи: 30% опрошенных имеют личный автомобиль. Это сказывается на отношении молодого поколения к жизни, его образе и стиле. 68,9% респондентов относят себя к гражданам средней обеспеченности. Эти притязания могут повышаться или понижаться в связи с различными событиями в жизни страны. Число россиян, претендующих на то, чтобы жить лучше большинства, значительно выросло в январе 2000 г. - до 19% (1999 г. - 12%). К настоящему времени это число стабилизировалось на уровне 17%. Самая заметная тенденция в «путинский» период - рост числа людей, ориентирующихся на то, чтобы жить не хуже большинства: с 46% в январе 2000 г. до 55% в настоящее время. Это хороший потенциал формирования устойчивого среднего класса. В понимании молодежи РТ для успешной жизни важны (по рангу): хорошее образование, здоровье, удача, деньги, талант, умение работать с полной отдачей, влиятельные знакомые, помощь родственников, умение приспосабливаться к ситуации, авантюризм. Анализируя полученные результаты исследования социального самочувствия молодежи Поволжья, которое проводилось в июне - октябре 2007 года в десяти регионах (Морозова, 2008), можно утверждать о бесспорной доминанте оптимистического настроения в молодежной среде.

Ее составляют респонденты, подчеркнувшие варианты ответа «я думаю, что сам выстою в любых условиях» и «я думаю, что сам выстою в любых условиях». Их доля (суммарно) составляет 57,9% и в два с половиной раза превышает число молодежи, пессимистически настроенной, отметившей, что со страхом думает о будущем, боится за своих детей, их жизнь (22,9%).

Вместе с тем, полученные данные подтверждают вывод, что в молодежном сознании укрепляется установка на собственные силы, «опора на собственные ноги». Об этом свидетельствует малая доля респондентов, рассчитывающих на помощь родителей, родственников (11,5%) и совсем незначительное число (5,7%) опрошенных, возлагающих на помощь государства.

Государственная молодежная политика за минувшее время вышла на более высокий уровень как в реализации ее исходных принципов, так и практических действий в сравнении с федеральным центром особенно за последние два года. Таковы общие черты пятнадцатилетнего развития государственной молодежной политики в Татарстане.

Особенности прогрессивных общественно-политических движений

В течение многих лет молодежь считалась и являлась наименее политически активной частью населения. Это касалось как собственного участия в политической жизни (членства в партиях, электоральной активности, которая возрастает от более молодых групп к более старшим, достигая максимума среди пенсионеров), так и просто интереса к политике: среди зрителей новостных и аналитических программ телевидения молодежь составляет ничтожную часть. Однако за последние несколько лет быть политизированным стало модно. Молодёжные движения и объединения стали расти как грибы после дождя, заполнили вакуум реальной политической жизни. Их деятельность сопровождают эффектные «уличные» методы - митинги, демонстрации, шествия, пикеты; сами эти движения порою очень неуклюже смотрятся, но их нельзя не заметить. Они существуют не только на страницах газет и в думских коридорах - они на улице. Сейчас на этом поле действует сразу несколько сил самой различной политической ориентации, современное общественное движение вариативно по направленности деятельности, разнообразно по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.

Следуя формуле американского политолога Г. Лассуэла, ставшей классикой коммуникативистики, мы попытались рассмотреть молодежные общественно-политические движения как одну из составляющих данной схемы, а именно, как канал политической коммуникации. Однако ответ на не менее важные вопросы в этой графической схеме: что несут эти новые массовые образования, возникшие стихийно или созданные по инициативе и поддержке администрации, кому, а главное насколько эффективен процесс политической коммуникации - в современной России неоднозначен и противоречив. В осноке нашего исследования - статистические показатели общественного мнения на предмет узнаваемости молодежных организаций, аналитические отчеты и репортажи о проводимых акциях, нашедшие свое отражение в средствах массовой информации, нормативно-правовая база самих движений.

По итогам анализа мы выяснили, что молодёжные движения, несмотря на количественный рост за последние 8 лет и разнообразие идеологической направленности, позиционируются как охранительные и, в противовес оранжистским и ультранационалистическим движениям, стоят на защите Государства Российского от революций и потрясений. Они осуществляют приоритетную деятельность по реализации «государственного заказа», организации и движения служат одним из эффективных инструментов воспитания и контроля молодого поколения, что резко увеличивает количество «искусственных», конъюнктурных организаций, создаваемых «сверху» (государственной властью) или «со стороны» (экстремистскими организациями, зарубежными фондами, коммерческими структурами).

Заключение

В ходе проведения анализа, мы приходим к выводу, что имеющиеся институты политической социализации: семья, система образования, армия, СМИ, политические партии, общественные организации и т.д. сами переживают определенный кризис, не ставят своей целью политизировать молодежь. А чаще всего, их деятельность разнонаправлена, не способствует политическому воспитанию молодых граждан. Таким образом, мы видим, что самостоятельно сделать успешным процесс политической социализации молодежь не в состоянии, требуется активная поддержка окружения, общества. Но тут возникает другая проблема - в России гражданское общество не сформировано. Выходит на поверхность только один выход - государство. Аналогично временам СССР, должно взять на себя процесс политической социализации молодежи и только в этом случае этот процесс может быть успешным.

Список литературы

1. Артюхович Д. (2007) Проблемы политической социализации молодежи в современной России // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», выпуск 10.

2. Горяева Т.Н. (2006) Социализация молодежи // Аспирант и соискатель, №2.

3. Зелетдинова Э.А. (2008) Механизмы демократизации региональной властной элиты: политологический аспект: дисс. …доктора полит. наук. М.

4. Карпова Н.В. (2006) Политическая культура в процессе становления гражданского общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, №1.

5. Бариев М.М. (2008) Десятилетие реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан: опыт, проблемы, перспективы. Казань.: УНИПРЕСС

6. Бариев М.М. (2007) Этапы формирования и стратегия развития государственной молодежной политики в Республики Татарстан. Казань.: УНИПРЕСС

7. Левада Ю.А. (2008) Уровень жизни; жизненные притязания россиян. М.: АСТЭР

8. Морозова Г.В. (2008) Научно-методическое обеспечение государственной молодежной политики в РТ. Казнь.: УНИПРЕСС

9. Тарасова Н.С. (2007) Социальное положение молодежи Республики Татарстан в 2004 году. Казань.: РУМЦ

10. Юрченко В.И. (2008) Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность. М.: ИС РАН

11. Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2008.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011