|
Политология как наука о политической системе общества
Политология как наука о политической системе общества
План 1. Политология в Украине 2. Предмет политологии 3. Понятие политической системы 4. Типы политических систем Литература Политология как наука о политической системе общества 1. Политология в Украине Политология как наука сравнительно молода в Украине. Ныне происходит противоречивый процесс ее становления. Своеобразный политический ренессанс, который наблюдаем сегодня, таит в себе опасность компрометации этой науки, массового дилетантизма и непрофессионализма, стремление приручить политологию, превратив ее в респектабельную служанку действующей власти. "Политология пока что ближе к гаданию, нежели к точным наукам". В этих словах Станислава Лема, несомненно, содержится доля истины, свидетельствующая о степени развития науки о политике на современном этапе. Одновременно необходимо признать, что в Украине немало сделано для развития политологии: намечено предметное поле науки, определена проблематика и методы исследования, более основательно изучаются политические взгляды и теории деятелей прошлого, история и современность украинской государственности. Опубликованы монографии, учебники, учебные пособия, сборники текстов конституций новых независимых государств. Наряду с журналами "Віче", "Політика і час" появились новые издания политологического профиля -- "Політична думка", "Нова політика", "Людина і політика" и др. Заявили о себе научные учреждения, которые исследуют политические проблемы: академические Институт политических и этнонациональных исследований и Институт государства и права им. В. М. Корецкого, Национальный институт стратегических исследований, ряд общественно-политических центров и кафедр политологии высших учебных заведений. Созданы и действуют, хотя и не так активно, как следовало бы, Украинская академия политических наук, Украинская ассоциация политологов, Ассоциация молодых политиков и политологов Украины. В последнее время защищены и утверждены ВАК актуальные по тематике и интересные по содержанию диссертационные работы на соискание ученой степени доктора и на соискание ученой степени кандидата политических наук. Несмотря на трудности, политическая наука занимает ведущее место в системе обществоведения, заметно влияет на реальные политические процессы, строительство демократического государства. О возрастающем интересе к политологии свидетельствует и то, что острая дискуссия по ключевым вопросам ее развития, длившаяся долгое время, не утихает и сегодня. 2. Предмет политологии Определение предмета политологии. Представители так называемого плюралистического направления считают, что политическую проблематику изучает не только политология, но и другие политические дисциплины, в частности политическая социология, политическая антропология, политическая география, политическая психология. Конечно, дифференцированный подход к политическим наукам -- и эта дифференциация продолжается дальше -- способствует углублению познавательного процесса. Однако при этом утрачивается целостное видение политической сферы, выявление взаимосвязи различных политических явлений. Сторонники другой точки зрения фактически отождествляют политологию и политическую социологию, считая их наиболее общими науками о политике. Специфику политологии видят только в политической направленности, в практическом применении ее выводов. Отождествление этих двух наук приводит, с одной стороны, к утрате специфики социологического анализа политики, а с другой -- к неопределенности политологии как самобытной науки. Избежать несовершенства этих двух точек зрения позволяет, по нашему мнению, определение политологии как общей междисциплинарной интеграционной науки, которая находится на стыке многих социальных и гуманитарных наук. В широком понимании политология представляет собой науку о политике и ее отношениях с человеком и обществом. Политология в Узком понимании -- наука о политической власти, ее природе и сущности, содержании и механизме осуществления. Но в отличие от других наук, исследующих эти проблемы, политология изучает универсальные и специфические законы политической жизни, способы организации и осуществления власти в развитии и действии. При этом политология как наука и учебная дисциплина несколько отличаются. Как наука она исследует закономерности развития политической сферы, политические процессы, политические системы, историю политических учений, политическое сознание и культуру, глобальные проблемы. Однако вне рамок традиционной политологии, которая обычно сосредоточивши внимание на институте президентства, правительстве, конституции, государстве, до последнего времени оставались не исследованными такие неправительственные образования, как политическая элита, средства массовой информации, политическая деятельность и поведение электората. Политология как учебная дисциплина дает своим слушателям знания о политических институтах, их устройстве и функционировании, правах, свободах, обязанностях граждан, политических процессах, событиях, проблемах участия личности в политической жизни, политических концепциях, политической культуре, мировом политическом процессе. То есть как наука она исследует свой предмет, как учебная дисциплина -- дает знания о нем и характеризует его теоретический и прикладной контексты. Необходимо создать украинскую политологическую школу. Итак, политология как наука имеет общий характер, свой предмет, собственные универсальные и специфические законы развития. И хотя в каждой стране политология, наверное, больше, чем любая другая общественная наука, "привязана" к национальной специфике, а многие ее выводы, рекомендации действительны чаще всего для данной страны, все же представляется некорректным определение украинской политологии как отдельной науки. Пойти по этому пути -- значит противопоставить мировое и отечественное учение о политике, сознательно отмежеваться от современных достижений мировой политической науки. Хотя может и должна быть создана украинская политологическая школа, и по ключевым проблемам теории политики должны проводиться научные разработки, которые выгодно отличались бы от исследований других политологических школ. Прежде всего, это могли бы быть проблемы украинской национальной идеи, места и роли нашего государства в новом геополитическом пространстве, политической системы, политических структур современной Украины. Напомним, что политическая система общества включает в себя, во-первых, характеристику социального содержания власти, ее носителя, взаимодействие с экономическим строем; во-вторых, указывает на систему институтов, организаций, посредством которых осуществляется власть в обществе и регулируются политические отношения; в-третьих, определяет принципы, нормы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности. Важным компонентом политической системы является ее структура. Назначение политической структуры как внутренней организации целостной системы, специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, которые ее составляют,-- способствовать функционированию политической системы, реализации целей и задач, стоящих перед обществом в экономической, социальной и духовной сферах. Проблема политической системы, политических структур современной Украины уже длительное время изучается сотрудниками Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины. При этом ученые широко применяют сравнительный анализ, предусматривающий сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электоратов с целью выявления их общих закономерностей и специфики, поиска наиболее совершенных форм политической организации или оптимальных путей решения задач становления властных структур. В наше время сравнительные политические исследования составляют самостоятельный раздел политической науки и им принадлежит важная роль в научно-исследовательских программах. Использование этого метода дало возможность осмыслить политическую систему современной Украины в целом, а также рассмотреть ее составные части, к которым относятся государственные институты, механизм взаимодействия различных ветвей власти, основы функционирования органов местного самоуправления, тенденции становления партийной и избирательной систем, формирование институтов правового государства и гражданского общества. Уже опубликованы монографии, сборники научных статей. В 2008 году в Парламентском издательстве вышла из печати коллективная работа "Політична система сучасної України: особливості становлення, тенденції розвитку". Для того, чтобы постичь сущность современного политического мира, политические процессы, которые в нем происходят, важно не только исследовать различные формы их проявления в одной стране, но и знать, как эти последние влияют на другие страны и регионы. 3. Понятие политической системы Исходной категорией политической теории является категория "политика". Политика представляет собой сложное системное образование, чрезвычайно богатое определениями, характеристиками. Это понятие, конечно же, органично связано с деятельностью государства, определяет средства, гарантирующие реализацию политических целей. Без преувеличения можно сказать, что эта категория в течение всей истории цивилизации постоянно развивалась, наполняясь новым содержанием. Платон называл политику царским искусством, Аристотель -- искусством и связывал ее с практикой политической жизни различных городов-государств (полисов) Древней Греции. Среди других наук и искусств, считал Аристотель, политике принадлежит особое место, поскольку она имеет высшую цель -- дать гражданам определенные качества и сделать их людьми, которые бы умели достойно и справедливо сосуществовать, а также взаимодействовать в едином государстве. Один из первооткрывателей основ политологии итальянец Николло Маккиавелли определял политику как науку, которая объясняет прошлое, руководит настоящим и может прогнозировать будущее. В конце XIX столетия английский ученый Э. Фримен формулирует тезис, который стал хрестоматийным: история -- это политика в прошлом, политика -- история в настоящем. Исходя из исторических знаний о политике, наряду с ее традиционным определением как искусства возможного, политика -- это искусство управления государством, т. е. соответствующее средство осуществления целей государства как внутри, так и вне его территории; организация общества, которое находится под определенной властью, прежде всего государственной. Наконец, политика связана с формированием власти и ее объемов. Заметим при этом, что политика не ограничивается исключительно контекстом власти: в основе политики лежат индивидуальные, групповые, общественные интересы. Категория "политическая система общества". Это понятие введено сравнительно недавно -- на том этапе развития общества, когда наряду с государственными институциями начали действовать политические партии, общественные объединения движения. В определении политических систем различают социологическую и правовую концепцию. Социологическая концепция определяет политическую систему как динамичный механизм, который превращает импульсы, идущие от окружения и от самих политических структур, в политические решения, формирующие, политическое поведение и другие гражданские позиции. Исходя из схемы функционирования общей системы (ввод, конверсия, вывод) сторонники этой концепции утверждают, что политическая система имеет ввод, куда поступают импульсы -- требования (выплата зарплаты) и поддержка (оплата налогов), и вывод, откуда исходят политические решения, при помощи которых распределяются ценности, а также осуществляются политические действия. Сама политическая система напоминает своеобразный черный ящик, деятельность (конверсия) которого скрыта от окружающей среды. Политическую систему иногда сравнивают с вычислительной машиной, а ее решения -- с компьютерными операциями. Характер и содержание этой деятельности можно определить как по сигналам, поступающим на ввод системы, так и по решениям и действиям, которые она принимает в соответствии с этими сигналами. Жизнеспособность политической системы значительно зависит от ее реагирования на обратную связь. Реакция политической системы на требования, поступающие от населения, зависит от ее характера. Тоталитарная система подавляет эти требования, авторитарная -- учитывает частично, а демократическая -- стремится учесть полностью. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только собственным нуждам и идеям, то ее решения и действия никогда не получат поддержки. Социологическая концепция выделяет два базовых набора функций политической системы -- функции ввода и функции вывода. Если первые осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, то вторые - прерогатива властных структур. К функциям "ввода" относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политической жизни; оповещение (артикуляция) об интересах различных групп населения' агрегация интересов, т. е. превращение требований в альтернативы государственной политики; политическая коммуникация -- процесс передачи информации и формирование убеждений, что способствует налаживанию доверительных взаимоотношений между гражданами и правительством. К функциям "вывода" относятся: создание норм-законов, определяющих поведение граждан в обществе. Процесс нормотворчества включает несколько этапов: определение политики и выбор общей цели; подготовка решений и конкретных правил для достижения целей; применение выработанных норм-законов; контроль за соблюдением норм-законов. Эту функцию осуществляют преимущественно судебная, иногда законодательная и исполнительная ветви власти. В соответствии с правовой концепцией политическая система __ это совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют власть, управляют обществом, регулируют взаимоотношения между гражданами, социальными и этническими группами, обеспечивают стабильность в обществе, соответствующий порядок в нем. Политическая система -- это совокупность трех взаимодействующих подсистем: институциональной, информационно-коммуникативной и нормативно-регулятивной. Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. В демократическом обществе значительную роль играют политические партии и группы интересов, которые влияют на формирование государственных структур, политическое развитие общества. В авторитарном и тоталитарном обществе функции этих институтов деформированы. Информационно-коммуникативная подсистема, входящая в политическую систему, устанавливает связь между ее институтами. Это -- каналы передачи информации власти (отчеты подведомственных учреждений, консультации с заинтересованными группами), а также средства массовой информации. Если в демократических обществах средства массовой информации относительно независимы от государства, то в авторитарных и тоталитарных обществах они полностью зависят от правящей элиты. Нормативно-регулятивную подсистему создают различные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни -- их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление решений: Нормы можно разделить на нормы-законы и нормы-привычки. И нормы-законы, и нормы-привычки способствуют политическому взаимодействию, предупреждению конфликтов или хаоса в обществе. Нормы-законы определяют процесс законодательства, определяют (или не определяют) в зависимости от режима права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и т. п. Привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через посредство политических партий и групп. Как известно, партия -- это политическая организация, которая объединяет граждан одной политической и социальной ориентации, одних политических взглядов, зафиксированных, как правило, в программных документах. Партия выступает главным звеном, связывающим государство и общество, соревнуется за власть с другими партиями в том же государстве. Типы партий определяются их функциями, отношениями с другими партиями, средствами борьбы за власть и ее осуществление. Согласно провозглашенной цели различают праворадикальные, консервативные, либеральные, реформаторские, социал-демократические, социалистические и коммунистические партии; по месту в политической системе -- правящие, оппозиционные; по структуре и методам действия -- парламентские, автократические, военизированные. Партии характеризуются также как массовые (фиксированное членство, четкая организационная структура) и кадровые (партии нотаблей). Совокупность партий, фактически принимающих участие в формировании властных структур в стране, создает партийную систему, которая может быть двух- или многопартийной. Развитая политическая система поддерживает баланс сил в обществе, дает выход различным настроениям, делает возможным участие граждан в политической жизни. Как уже отмечалось, важным компонентом политической системы является ее структура. Политическая структура -- это внутренняя организация целостной системы, специфический способ взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов. Назначение политической структуры -- способствовать функционированию политической системы, реализации целей и задач, стоящих перед обществом в экономической, социальной и духовной сферах. С этой целью создается механизм функционирования государственной власти, являющийся базовым элементом политической системы, ее организационной структуры. Этот механизм представляет собой сложный комплекс специальных органов и учреждений, выполняющих как внутренние, так и внешние функции управления делами общества. Это представительные учреждения или законодательная власть; исполнительно-распорядительные органы; судебные институции; органы общественного порядка и службы безопасности; вооруженные силы. Подчеркнем: основу деятельности государства составляют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Разделение власти должно также идти по вертикали: общегосударственная, региональная и местная власть. Сделаем одно пояснение. Когда речь идет о разделении власти, то следует иметь в виду, что власть для эффективного функционирования не может разделяться, она должна быть единой. Поэтому точнее говорить о разграничении функций различных ветвей власти, их задач, полномочий. Правовая концепция содержит такие основные функции политической системы: определение цели, задач, путей развития общества, разработка и осуществление конкретных программ его деятельности; определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных сообществ; гармонизация, согласование интересов государственных образований, социальных слоев, индивидов; духовно-идеологическая деятельность, формирование политического сознания граждан или манипулирование им; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества. 4. Типы политических систем В современной политической науке существуют различные критерии, в соответствии с которыми определяются типы политических систем. Однако наиболее распространенным критерием, по которому определяют их классификацию, является согласованность и соответствие идеалов и ценностей общества тем формам, в которых это общество организовано. По типам ценностей политические системы квалифицируются как конституционные, либерально-демократические, авторитарные, тоталитарные. Это прежде всего англо-американская политическая система. Население стран, принадлежащих к этой политической системе (США, Англия, Канада, Австрия), превыше всего ценит свободу личности, благосостояние и безопасность, законопослушность граждан. Для этой политической системы характерны четко структурированная многопартийность, разделение властей, стабильность и высокий уровень развития. Существует политическая система континентально-европейского типа. К ней можно отнести Францию, Германию, Италию. Для этих стран характерно разнообразие политических культур, сосуществование новых и старых культур, приверженность либерально-демократическим традициям. Например, Франции наряду со склонностью к представительской власти свойственны плебисцитарная традиция, склонность к популизму. Истории известны обращения Наполеона Бонапарта, Шарля де Голля к формам прямой демократии. Для политической системы этого типа характерно наличие значительного количества политических партий с различными идеологиями и традициями, имеющих заметное влияние в обществе. Что представляет собой доиндустриальная или частично индустриальная политическая система? Это -- страны Азии, Африки и Латинской Америки. Этой политической системе свойственно сочетание западных ценностей, этнических и религиозных традиций. Разделение властей в ней невыразительное. Армия и бюрократический аппарат часто осуществляют законодательные функции, властные органы вмешиваются в судебные процедуры. Для этих систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, высокий потенциал насилия. Политическое участие граждан в государственных делах ограничено в лучшем случае местным уровнем. И наконец, политическая система тоталитарного типа. Классическими примерами ее являются фашистская Италия, нацистская Германия. В политической системе тоталитарного типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие своеобразное, декоративное. Деятельность средств массовой информации строго контролируется властью. Для тоталитарных обществ характерны чрезвычайная централизация и высокая степень насилия. Отсюда функциональная нестабильность, засилие бюрократии. Партии, армии, службе безопасности приходится часто выполнять несвойственные для них задачи. Итак, в политической науке нет универсального определения политической системы. И все же просматривается нечто общее для всех определений: политическая система ассоциируется прежде всего с применением узаконенного властного принуждения в обществе. Этим определяется ее структура, функции, общий механизм функционирования и, наконец, классификация политических систем. Литература 1. Боднар А. Основы политологии (Наука о политике). - К.,2004 2. Громыко А. Политические режимы. - М., 2005 3. Основы политической науки: Учебн. Пособие для высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. В.П.Пугачева. - М., 2006 4. Політологічний енциклопедичний словник: Навч. посібн. для студентів вузів. - К., 1997
|
|