Понятие политического режима и его типы
Понятие политического режима и его типы
14 Понятие политического режима и его типы Политический режим - это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод граждан, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических решений, способы формирования политических институтов, методы переработки политических решений. Существуют различные классификации и типологизации политических режимов. Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии (схема 1). Термин «диктатура» (лат. - неограниченная власть) даёт содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм. Демократические режимы (греч.demos - народ и cratos - власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Современная демократия отличается от античной. Её главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объёме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и париям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причём единственным законодательным органом считается парламент; 4) политический плюрализм; 5) публичность власти. Схема 1 14 Среди многообразных классификаций политических систем выделяются типологии Р. Даля и Ж. Блонделя. Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй - касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть. В соответствии с предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем. В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трёх переменных: политическая конкуренция, структур элиты и политическое участие населения. Политическая конкуренция - оценивается с точки зрения того, является ли она открытой или закрытой. Структура элиты - показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные и дифференцированные элиты. Политическое участие - характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь. Схема 2 |
Режимы (системы) | Закрытые с монолитной элитой | Закрытые с дифференцированной элитой | Открытые | | Исключающие | Традиционные | Авторитарно-бюрократические | Конкурирующая олигархия | | Включающие | Эгалитарно - авторитарный | Авторитарно-неэгалитарный | Либеральная демократия | | |
В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы. К традиционным системам могут быть отнесены монархии в странах третьего мира. Однако не все современные монархические режимы являются традиционными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах - Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах. В Свазиленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королём. Авторитарно-бюрократические системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70-80 гг. (Чили, Аргентина, Уругвай). Сегодня система конкурирующей олигархии существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияние на результаты борьбы за власть между различными группами элит. К эгалитарно - авторитарным системам в настоящее время можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу. Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия). Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах - Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии. Тоталитаризм как исторический и политический феномен Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. В 1956 году два американских политолога - К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. 1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии. 2. Монополия на власть единой массовой партии. Строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. 3. Система террористического контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. 4. Всеобъемлющий контроль над вооружёнными силами. 5. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др. 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Истоки тоталитаризма - это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Принято выделять две разновидности тоталитаризма - «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и германии. «Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма - ленинизма, которая утверждала: 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране. «Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма. Авторитарный политический режим Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Существенными чертами авторитаризма являются: 1. монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчётна; 2. полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; 3. сильно централизованная монистическая структура власти; 4. сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством; 5. наследование и кооптация правящей элиты; 6. отсутствие возможности ненасильственной смены власти; 7. использование силовых структур для удержания власти. Основные причины широкого распространения авторитаризма можно классифицировать на социально-экономические и социокультурные. К социально-экономическим причинам относятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества. К социокультурным причинам относятся: большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации. По характеру и степени плюрализма, который проявляется в партийной системе, авторитаризм подразделяется на реально однопартийный, однопартийный «полуконкурентного» типа и псевдопартийный. Специфика однопартийного режима «полуконкурентного» типа заключается в том, что избирательная система и электоральный процесс построены таким образом. Что на выборах президента или депутатов в парламент реальными шансами на победу обладают лишь кандидаты, одобренные руководством доминантной партии. Исходя из структуры правящего блока, и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские, и бюрократические режимы. Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной власти в руках военного совета. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность. Им не удаётся мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решить проблемы, связанные с институционализацией власти (страны Африки, Востока, Латинской Америки). Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины 1972-1985). Следствием нестабильности олигархических режимов являются перевороты или гражданские войны. Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Такой режим рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики (Варгас в Бразилии, Насер в Египте). При бюрократическом режиме главную роль при принятии важных решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительской власти практически не существует. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество. Разновидностью бюрократического режима является бюрократический авторитаризм (пиночетовский режим в Чили). В отечественной политической науке середины 90_х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д) коррупция во всех эшелонах власти; е) сильно ограниченная и сведённая к минимуму роль представительных органов власти обществу; з) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие «демократия» в его классическом виде к современной России неприменимо. Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают на существенные отличия российской демократии от классических образов. Отечественный политолог А.П. Цыганкова применяет концепцию делегативной демократии к анализу политического режима в России. При таком подходе обнаруживаются в российской политической действительности многие характерные черты в обществе отношений и связей потронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. роль представительных органов власти делегативной демократии. Определение складывающегося в России режима как гибридного является более точным. Такой режим носит переходный характер и может эволюционировать в различных направлениях. Наиболее правдоподобнее выглядят прогнозы о становлении популистского авторитаризма и продолжении постепенного перехода к демократии. Выбор альтернативы развития будет во многом определяться политическими предпочтениями российского общества и, в том числе, политическими позициями молодёжи. Теории и модели демократии. Демократический режим Демократия - это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. Всё многообразие теоретических моделей современной демократии тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли 17-19 вв. Это либерально-демократическая и радикально - демократическая теория. Либерально-демократическая и радикально-демократическая теории представлены лишь, в общем, и огрубленном виде, но они позволяют увидеть за внешним многообразием существующих современных моделей демократии единство в истоках. Наиболее распространенные и используемые сегодня в политической науке теоретические модели демократии: конкурентная элистическая, демократия Липсета-Лернера, «полиархическая» демократия Роберта Даля, экономическая модель демократии Энтони Даунса, демократическая модель «прав человека», институционная модель «интегративной демократии». Несмотря на всё многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму. 1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации. 2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам. 3. всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов. 4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства. 5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур. 6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путём. 7. Признание решающей роли большинства при учёте интересов меньшинства. Демократия возникает и сохраняется при наличии определённых условий: 1) высокий уровень экономического развития; 2) наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства; 3) согласие общества относительно таких ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности; 4) ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или. Доминирование активистской культуры. Выводы 1. Понятие «политический режим» раскрывает функциональный аспект политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом. Наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений. 2. Основными типами политических режимов являются тоталитаризм, авторитаризм и демократии. Наряду с общепринятой типологизацией существуют типологии политических режимов, разработанные Р. Далем и Ж. Блонделем. Некоторые исследователи выделяют в качестве определённой разновидности гибридные режимы, характеризующиеся сочетание черт авторитаризма и демократии. 3. В истории политической мысли выделяются две основные трактовки демократии: либерально - демократическая, делающая акцент на автономии индивида, правах и свободах человека, и радикально - демократическая, утверждающая верховенство народа и приоритет общественных интересов над частными. 4. Среди современных моделей демократии выделяются: конкурентная элистическая, демократия Липсета-Лернера, «полиархическая» демократия Роберта Даля, экономическая модель демократии Энтони Даунса, демократическая модель «прав человека», институционная модель «интегративной демократии». Библиография 1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М. 2002. 2. Введение в политологию: Словарь - справочник \ под ред. В.П. Пугачёва. М., 2006. 3. Белов Г.А. Политология: Учебное пособие. М., 2006. 4. Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиция: учебник для вузов. М., 2000 5. Василик М.А. Политология: учебник для вузов. М., 2006.
|