|
Понятие политика и ее специфика
Понятие политика и ее специфика
11 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» Контрольная работа по дисциплине: «Политология» на теме: «Понятие политика и ее специфика» Выполнила: студентка группы ЭЗК-12 шифр 06.01.411 Каблукова О.А. Проверил: преподаватель Шалагина С. В. г. Уфа - 2007 Содержание. Политика.......................................................................................................2 Политика как социальное явление.............................................................4 Структура политики.....................................................................................8 1. Политика. Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают поли-тические отношения, складываются и функционируют полити-ческие организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика? Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike -- искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность, регули-рующая отношения членов общества, объединенных в различ-ные социальные группы и классы, с целью сохранения опреде-ленной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. “...Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государ-ства...”. Американские политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен указывают: “Хотя политическая деятельность может быть представлена на многих уровнях, феномен, называемый “политика”, обычно наиболее значителен на уровне “нации -- государства”. Политологи -- тна-ши соотечественники -- также в большинстве своем признают наличие аспектов политических отношений в области национальной жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторов признают наличие во взаимоотношениях социально-этнических образований связей политического характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах как субъектах политических отношений. Вот один из примеров: “В системе национальных отношений, -- пишет Г.Т. Тавадов, -- политические аспекты являются ключевыми, решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важного фактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных и классово-социальных проблем. Поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, аспекты взаимоотношений наций и народностей имеют политический характер" Не всякое действие, выражающее отношение между класса-ми, есть политика. Когда, например, рабочий нанимается к капи-талисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это не политические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос о власти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгод-ных условий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике -- устройство государственной власти: госу-дарство призвано охранять и защищать интересы “самого могущественного, экономически господствующего класса, кото-рый при помощи государства становится также политически гос-подствующим классом...”. В политике находят свое наиболее заостренное и полное вы-ражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле политика, по определению В. И. Ленина, есть концентрированное выражена экономики. Политика -- сфера, порожденная материально-про-изводственной, экономической основой общества: экономиче-ские интересы в конечном счете выступают как социальная при-чина политических действий. Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под непосредственным влия-нием развивающихся производительных сил, то коренные изме-нения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах, совершаются под непо-средственным воздействием политики, при использовании поли-тической власти для перестройки экономических отношений. Известно, что в социалистической революции политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким об-разом, выступает предпосылкой строительства новой экономики. Сфера политики обладает относительной самостоятельно-стью: логика политических деяний и идей не есть простой слепок с логики экономических отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между объективной логикой движения экономики и логикой политических действий. возникающих зачастую и в результате недостаточного учета политикой закономерностей экономического развития. Если политика адекватно отражает назревшие потребности экономиче-ского развития, то она становится силой, способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных в экономической системе общества. Если же политика выступает как абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит на практике к волюнтаризму и авантюризму. Поскольку политика -- это искусство управления, постоль-ку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериям нравственности: ведь имен но политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности. 2. Политика как социальное явление. В самом общем виде политологию, как правило, тракту-ют как науку о политике. Что представляет собой полити-ка? В Древней Греции под словом “политика” понималось все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” -- это наука государствен-ного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели. Политик -- это умный, ловкий (не всегда честный) государственный дея-тель, умеющий “наклонять дела в свою пользу, кстати мол-вить' и вовремя смолчать” (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1980, Т. 3. р. 261). В сов-ременном словаре английского языка Вебстера политика рассматривается как деятельность гражданского правитель-ства, его планы и меры, особенно по реализации собствен-ных интересов. Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д, Основными принципами проведения социальной политики являются: Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведения индексации; Обеспечение помощи самым бедным семьям; Выдача помощи на случай безработицы; Обеспечение политики социального страхования, установления минимальной заработной платы для работающих; Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации. Французский мыслитель Поль Валери, оценивая полити-ку, отмечал, что “политика -- это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным”. Не-мецкий исследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика? Введение в науку”, изданной в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал, что политика, напротив, должна быть искусством склонять людей к тому, чтобы они заботи-лись о том, что для них является главным. Американский политолог, профессор Стэнфордского университета Д. Хелд в книге “Политическая теория и современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии трактует поли-тику в наиболее общем виде как борьбу “за организацию человеческих возможностей”. . В “Философском энциклопедическом словаре” читаем: “Политика (от греческого “политика” -- государственные или общественные дела) -- сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими соци-альными группами, ядром которой является проблема за-воевания, удержания и использования государственной власти”. Известно, что большое внимание исследованию политики уделялось в марксизме. В. И. Ленин, в частности, раскрывая различные грани политики, отмечал, что политика--это “устройство государственной власти”, “участие в делах государства, направление государ-ства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”, что она “есть область отношений всех классов и слоев к государству и правитель-ству, область взаимоотношений между всеми классами”, что “политика есть концентрированное вы-ражение экономики”. Как видим, различных подходов и дефиниций политики уже разработано большое число. Появились попытки систе-матизации подходов к пониманию политики как социально-го явления. Так, польские исследователи, авторы книги “Ос-новы политологии”, указывают, что “применительно к совре-менности можно говорить о двух основных тенденциях в трактовке подобного понимания политики: а) интерпретация государства (и политики) в классовых категориях (марк-сизм); б) интерпретация государства (и политики) в кате-гориях деятельности правительства (американская “наука о политике” и французская “политическая наука”). Разумеется, такая классификация даже основных тенденций анализа политики не является исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая приоритет общественных и индивидуальных .ин-тересов над государственными, указывают, что необходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К. Маркса о том, что “политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается вообще в его отношении к различным вла-стям политического государства” и на приведенные выше слова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный подход является односторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу политики. Он выражает не всеобщее -- общественное, общие интересы народа на базе учета политических интересов всех субъектов, а только госу-дарственное, единичное, что на практике приводит к абсо-лютному приоритету государственного над общественным, ин-дивидуальным”. На необходимость различения политической и государст-венной власти неоднократно указывали Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и другие авторы. Однако при наличии ряда по-зитивных моментов в рамках такого подхода возникают и не-сомненные трудности. Специфика политики как обществен-ного явления объясняется через политическую власть. А политическая власть, ее специфика? Она объясняется через политику. “...Политическая власть, -- пишут Ф. М. Бурлац-кий и А. А. Галкин, -- как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также отражающих их интересы индивидов проводить свою волю посредством политики и правовых норм”. В такой трактов-ке, к сожалению, возникает логический круг. Представляется, что в подходах (о чем свидетельствуют также и польские ученые) зарубежных и отечественных по-литологов в большинстве своем совпадает главное -- указа-ние на политику как область, сферу деятельности, отношений по поводу государственной власти. Именно отношения по поводу государственной власти выступают “ядром” всей по-литической сферы жизни общества. Эта трактовка поможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика может рассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с правительством, личностей и масс, и как взаимо-действие социальных групп по поводу власти и т. д. Кто же выступает в качестве субъекта политики? На пер-вый взгляд, уже все субъекты социальной жизни являются и субъектами политики. Ряд политологов придерживаются именно этой точки зрения. В марксистской традиции в качестве субъектов политики, это явствует уже и из приведенных выше положений, рассматриваются преимущественно классы, социальные группы, нации. Западная политическая нау-ка в большей степени акцентирует внимание на индивидах, их поведении (поддержке, участии и т. д.) в отношении к институтам власти, к политической системе, хотя и не ис-ключается рассмотрение таких групп, как правящая элита, группы давления. Какая из трактовок наиболее близка к истине? Следует, вероятно, подчеркнуть, что каждая из них содержит в себе определенную долю истины, ибо намечает контуры тех или иных тенденций и противоречий, реально проявляющихся в обществе. Встав на позиции, исключающие из субъектов по-литики индивидов, личностей, мы не получим конкретных форм реализации политических тенденций, мы не получим политики как общественного явления. Но и представив по-литику только как выражение индивидуального поведения, мы также не приблизимся к политике, ибо не ответим на целый ряд возникающих в этом случае вопросов. И среди них один из принципиальных: когда же возникает, формиру-ется политика. История все более подтверждает вывод о том, что политика как общественное явление возникает вме-сте с формированием государства, а оно -- с разделением общества на социальные группы, классы. Таким образом, генетически период возникновения политики совпадает с об-разованием социальных групп. Именно наличие, противо-борство, сотрудничество социальных групп и было основой формирования государства и политики, выступило политико-образующей основой. Во взаимодействии классов, социаль-ных групп (борьбе, соперничестве, конкуренции, сотрудниче-стве) в конечном счете определяются и опредмечиваются реальные объективные тенденции политического развития общества. И потому не только в филогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими субъектами политической жизни, политики. Но представление о полити-ке только как о социально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но и односторонним, ибо не учитывает-ся очень важная сторона внутренней структуры самих со-циальных групп, исходной “клеточкой” которых выступает индивид, личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне дифференцированной социальной группе роль отдельных индивидов существенно различается. И потому политическая воля группы -- это определенный вектор, складывающийся в результате взаимодействия отдельных индивидов. Более того, роль личности, выражающей интересы господствующих в обществе социальных групп, возраста многократно. По всей видимости, нельзя рассматривать соотношение политических ролей личности и социальной группы класса вне контекста диалектики общечеловеческих и классовых интересов. А это, в свою очередь, требует учета человеческого фактора в политике, более того, его возраста-ющей роли. Анализ даже некоторых, хотя и важных, субъектов по-литических связей указывает на чрезвычайную сложность политики как общественного явления. Какова же ее струк-тура? 3. Структура политики Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-пер-вых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспектив-ные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффектив-ных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответ-ствующий подбор и расстановка кадров, способных решать по-ставленные перед ними задачи. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она пред-ставляет собой совокупность элементов, являющихся официаль-но признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф-союзы, различные общественные организации (церковь, по-скольку в нашем обществе она отделена от государства, не вхо-дит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянно-го системного целого, механизм, с помощью которого осущест-вляется политическая власть в обществе. В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя? Нетрудно, например, представить структуру политики в рам-ках “поведенческого” анализа. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, для анализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различных критериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериев выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них разумеется в политологической литературе эти критерии тракторизуются различными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие. В соответствии с сущностным критерием речь идет о вы-явлении основных элементов содержания политики как об-щественного явления. Это те самые грани, стороны, элемен-ты политики, которые выступают как необходимые, без кото-рых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести по-литическую власть, политическую деятельность, политичес-кие отношения, политические потребности и интересы, поли-тическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие. Политика, политическая жизнь формируется, функциони-рует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из это-го, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уров-ней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и обществен-ных организаций, движений и объединений. Данная трактов-ка структуры политики, исходящая из субъектного крите-рия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование. Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различ-ных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов поли-тики следует назвать такие, как: -- внутренняя и внешняя политика, -- экономическая политика, -- социальная политика, -- политика в области государственного устройства и раз-вития демократии, -- политика в духовно-идеологической сфере. В работах отечественных и зарубежных политологов ука-зывается на необходимость анализа места и роли прави-тельства, государственных структур, политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объе-динения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения поли-тики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая ор-ганизация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения. Уже краткое перечисление некоторых подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходи-мости дальнейшего продолжения анализа структуры поли-тики, выявления новых критериев и на их основе новых гра-ней, элементов структуры политики. Внутренне структури-рованы и все виды политической деятельности, политическо-го сознания, политических институтов и т. д. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесно взаимосвязаны, образуя целостное явле-ние -- политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хороши из-вестно, что определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Одна-ко там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое со-знание, политические интересы, политические мотив”, поро-ждая опосредованно те или иные формы политической дея-тельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои спе-цифические тенденции, закономерности функционирования и развития. Список использованной литературы. Мухаев Р. Политология, учебник, Москва, 1996г. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. - М., 1997г. Дягтерев А.А. Основы политической теории. - М.: Высшая школа, 1998г. Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 1999г.
|
|