Роль политических партий в современной России
Роль политических партий в современной России
4 Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Политология Тема: «Роль политических партий в современной России» Выполнила: Меньшикова Марина Викторовна Специальность: финансы и кредит, IV курс Форма обучения: заочная Рецензент: Аробей О.А. Челябинск 2008 Содержание Введение…………………………………………………...………3 стр. Понятие, цели, задачи политической партии…………….……..4 стр. «Единая Россия»…………………………………………………..7 стр. «КПРФ»…………………………………………………………….9стр. «ЛДПР»………………………………………………………..…10 стр. «Союз правых сил»………………………………………...……11 стр. «Яблоко»…………………………………………………………13 стр. Заключение………………………………………………..……..15 стр. Список использованной литературы…………………………..16 стр. Введение В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи- то интересы. Первое, что надо сделать, это ответить на вопрос, чьи интересы защищает партия? Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы можем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья. Партии классового характера (коммуно-социалисты) являются партиями не общенациональными, а узкоклассовыми, то есть они учитывают интересы только рабочего класса. Партии национального толка защищают интересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее выдумками Маркса и подобных ему. Попробуем разобраться с идеологией и целями Российских партий. Понятие, цели, задачи политической партии. В самом широком смысле под политической партией принято понимать любую группу, ставящую своей целью овладение властью. При таком подходе под определение политической партии может попасть и аристократический клуб, и группа заговорщиков, и военная хунта. Применительно к демократическому обществу суть партии иногда сводится к участию в выборах. Существуют, однако, и более строгие определения политической партии, содержащие большее количество критериев, которые позволяют отличать политическую партию от других организаций, принимающих участие в политической жизни. К ним, в частности, относят: долговременность организации, когда партия рассчитывает на такой срок политической жизни, который превышает срок деятельности нынешних руководителей. Этот критерий позволяет отличать партии от клиентел, клик и камарилий, т.е. групп, объединяющихся вокруг конкретных лидеров и распадающихся без них; существование местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством организации, - критерий, отличающий партию от простой парламентской группы, которая существует только на общегосударственном уровне, не имея постоянной системы связей с организациями местного уровня; стремление к осуществлению власти - критерий, позволяющий провести различие между партиями и группами давления, которые пытаются влиять на власть в нужном им направлении, оставаясь вне ее сферы. У партии же непосредственная цель заключается в овладении властью или участии в ее осуществлении: победа на выборах, работа в парламенте, правительстве, проведение своего представителя в президенты; поиск народной поддержки, особенно путем выборов. Этот критерий позволяет отличить партии от клубов. Клубы, даже политические, не участвуют в выборах и парламентской жизни, они лишь оказывают давление на партии, правительство, общественное мнение. В Законе РФ «О политических партиях» дается следующее определение политической партии: это добровольное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Партия должна отвечать следующим требованиям: иметь региональные отделения в более чем половине субъектов РФ, в ней должно состоять не менее 10 тыс. членов, ее руководящие органы и структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Партии современного типа возникли лишь в XIX в. В Англии, например, либеральная партия появилась в результате избирательной реформы 1832 г. и создания на местах по инициативе либералов обществ по регистрации избирателей в списках. Во Франции превращение парламентских групп и политических клубов в партии произошло после революции 1848 г. В России возникновение политических партий относится к концу XIX - началу ХХ в. Следует отметить, однако, что иногда историю политических партий делят на три периода: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные партии. Выделяют два типа происхождения партий: электоральный и внешний. Часть партий имеет электоральный (парламентский) способ образования. Такие партии возникают на основе развития представительных органов власти. Сначала создаются демократические группы в парламентах, затем комитеты поддержки кандидатов на местах, затем между ними устанавливаются постоянные и устойчивые связи, а уже потом образуются политические партии. Другие партии имеют «внешнее» происхождение: они возникли на базе существовавших ранее организаций, не связанных с выборами. Так, у истоков многих социалистических партий стояли профсоюзы; церкви и религиозные организации - у истоков христианско-демократических партий; на базе крестьянских ассоциаций сложились аграрные партии. В России так образовались революционные партии: социалистов-революционеров и социал-демократическая рабочая партия, которые возникли на основе подпольных кружков в условиях отсутствия парламентаризма. Какие же функции выполняют партии в политической жизни современного общества? В работах известных специалистов по политическим партиям таких функций выделяется разное количество. Однако три из них в современной демократической политической системе осуществляет любая партия: формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов. Партия стремится привлечь общественность на сторону своих кандидатов во время выборов, убедить избирателей в необходимости голосования в свою пользу, и в случае победы она выступает в качестве связующего звена между депутатами и избирателями, объясняя последним деятельность депутатов и пропагандируя ее, депутатов же она информирует о реакции избирателей, их настроениях и нуждах. Вместе с тем партия контролирует деятельность своих представителей в органах власти и направляет ее. Причем в отношении партийной дисциплины у депутатов существуют «мягкие» И «жесткие» партии. Первые не обязывают своих депутатов голосовать одинаково, каждый депутат относительно свободно делает свой выбор при голосовании, «жесткие», наоборот, устанавливают строгую дисциплину голосования. Разумеется, три вышеназванные функции не охватывают всего многообразия партийной деятельности. Прежде чем формировать общественное мнение и агитировать избирателей за своих кандидатов, партия должна выработать свою программу, т.е. сформулировать те цели и задачи, которые она будет осуществлять в случае победы на выборах. Для того чтобы эти цели нашли поддержку избирателей, они должны в обобщенном виде выражать интересы тех социальных сил, на поддержку которых рассчитывает партия. Наконец, в случае победы на выборах, позволяющей партии получить исполнительную власть, она обеспечивает формирование правительства. Таким образом, функции партий сводятся к следующим: 1) определение целей; 2) обобщение и выражение социальных интересов; 3) мобилизация социальных сил, в особенности избирателей, вокруг партийных кандидатов на выборах; 4) организация общественного мнения по тем или иным общественным проблемам; 5) подготовка правящей элиты и формирование правительства. В демократическом обществе функции партии существенно изменяются в зависимости от отношения к государственной власти. Партия может быть правящей, т.е. иметь решающие позиции в структурах законодательной и исполнительной власти. Тогда главная ее задача - обеспечить легитимность и эффективность власти. Если же партия находится в оппозиции, ее цель - критиковать соперника, находящегося у власти, доказывать неэффективность его политики и свою способность эффективнее решать стоящие перед властью задачи. Единая Россия «ПЛАН ПУТИНА - ДОСТОЙНОЕ БУДУЩЕЕ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ» В.В.Путин лидер партии «Единая Россия». «Единороссы» стали едва ли не единственной партией, которой есть не только, что пообещать избирателям, но и то, о чем уже можно отчитаться. Контролирующая нынешний состав Госдумы, «Единая Россия» по праву записала себе в актив целый ряд выигрышных в пиаровском плане позиций, таких как укрепление единства и целостности государства, увеличение минимального размера оплаты труда с 600 до 2300 рублей, более чем двукратный рост среднемесячной заработной платы. Ключевые тезисы перспективных предложений пapтии: необходимость построения инновационной экономики, основанной на перспективных идеях и изобретениях, строительство федеральных трасс и реконструкции дорог, развитие железнодорожных, воздушных и водных путей сообщения, действенная государственная поддержка отечественного производителя сельскохозяйственной продукции и обеспечение уровня, при котором в совокупности пенсионные накопления обеспечат пенсию в размере не ниже 40 процентов от предыдущего заработка. Есть и специальный раздел, прямо касающийся интересов уральцев: роль локомотива в освоении сырьевых месторождений призван сыграть партийный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный», реализация которого во многом решает проблемы обеспечения промышленности не только Урала, но и всей России высококачественным отечественным сырьем. В сравнении с другими партиями, программу «Единой России» отличает безусловная идеологическая выдержанность. Как мы увидим ниже, основной чертой программных предложений многих ее конкурентов, за исключением, может быть, КПРФ, является эклектический характер и наличие множества внутренних противоречий. Обвинить «единороссов» в наличии разброда и шатаний невозможно: очевидно, что руководство «Единой России» знает, каким путем идти партии, и не собирается с него сворачивать. Как известно, курс «Единой России» весьма удачно назван «Планом Путина», что, несомненно, изначально дает партии серьезнейшее преимущество в конкурентной борьбе на предстоящих выборах. Впрочем, успокаиваться «единороссы» явно не собираются. «Если «Единая Россия» чего-то достигает - а достигаем мы многого, - то не успокаивается и не останавливается, а ставит новую, еще более амбициозную цель. Постоянное движение вперед, опираясь на успехи, - это суть и основной принцип «Плана Путина». Это стержень политики «Единой России», и расслабляться здесь просто некогда», - заявлял председатель партии Борис Грызлов еще накануне предвыборного съезда. Особый интерес у экспертов вызывали программные предложения партий, не представленных в нынешнем составе Государственной Думы. Подобные ожидания были вполне логичны: оставшись за бортом парламентского процесса, у них было время для того, чтобы самым тщательным образом проанализировать все ошибки конкурентов и «выстрелить» по-настоящему сильно. Однако, похоже, что эти ожидания оправдались далеко не в полной мере. КПРФ «ЗА ВЛАСТЬ ТРУДОВОГО НАРОДА» Геннадий Зюганов лидер партии КПРФ Лексика и манера изложения видения ситуации и перспектив ее развития у КПРФ носят, что называется, «фирменный» характер. «Разрыв между богатыми и бедными неуклонно растет», «узкая группа лиц присвоила несметные богатства», «страна вымирает», «свирепствуют сифилис», «уничтожены целые отрасли экономики» - по способности нагнать ужас уже вводная часть программы коммунистов не имеет себе равных. Приходится признать, что ничего неожиданного коммунисты не произнесли и не предложили и в перспективной части своего основополагающего предвыборного документа. Природные ресурсы и стратегические отрасли экономики КП РФ планирует национализировать, перспективное планирование - восстановить, производство спиртовой и винно-водочной продукции, табачных изделий - монополизировать государством; а Стабилизационный фонд станет расходоваться в интересах экономического роста и социальной защиты граждан. Вообще, вся риторика КПРФ, посвященная, в частности, защите пенсионеров, резко контрастирует с реальной деятельностью некоторых ее свердловских активистов, занимавшихся в свое время сомнительным бизнесом по присвоению квартир пожилых людей. Для любого непредвзятого наблюдателя, очевидно, что программу КПРФ отличает два главных признака: ориентация на вполне определенный и небольшой сегмент электората без претензий на борьбу за пока «чужого» избирателя и полная утопичность. Обе эти отличительные черты заставляют предположить, что никаких неожиданностей на выборах «левые» не преподнесут, оставшись на своем, давно ставшем привычным процентом поле. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что представленная коммунистами программа, вся их стратегия ничем не отличается от той, что совсем недавно привела СССР и саму компартию к краху. ЛДПР «Хорошо русским - хорошо всем!» История партии: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) возникла в условиях распада государственных, политических и социальных структур СССР, развала однопартийной системы и разочарования народных масс в тоталитарном социализме с его монопольной идеологией - марксизмом-ленинизмом. Провозглашение ЛДПР состоялось 13 декабря 1989 года. Основателем ЛДПР является Владимир Вольфович Жириновский. «Хорошо русским - хорошо всем!», «Не врать и не бояться!», «За достойную жизнь. В сильной стране!» программу ЛДПР можно было бы озаглавить десятками различных лозунгов. Место ЛДПР в политическом спектре, судя по программным документам, основу которых составляют книги и брошюры лидера партии Владимира Жириновского, определить непросто. В различных вопросах партия может занимать различные позиции, однако благодаря целостности руководителя и ядра партии это выглядит более логично и органично, чем у того же раздираемого глубочайшими внутренними противоречиями СПС. Лидер партии, опытнейший политик, блестяще ориентируется в каждом конкретном случае и в каждой конкретной аудитории, и пытаться хоть как-то анализировать платформу, программу ЛДПР - занятие откровенно неблагодарное. Программа ЛДПР - это сам Владимир Жириновский. И этим все сказано. Рассмотрение предвыборных программ остальных политических партий, участвующих в выборах, стоит отложить до следующего раза. Думается, мыслящему читателю, аудитории нашего аналитического бюллетеня, пока хватит пиши для размышлений. Повторимся, официальные предвыборные документы мы, в большинстве своем, читаем нечасто. А зря. Они если и не всегда сеют разумное, доброе и вечное, то уж совершенно точно позволяют каждому избирателю самостоятельно, не отвлекаясь и не реагируя на митинговщину, понять - кто есть кто в современной политической России. Было бы желание понять и разобраться. Союз правых сил «Свобода и человечность» Борис Немцов - один из лидеров СПС. По крайней мере, по одному показателю - объему предвыборной программы - Союз правых сил изначально стал «лидером» избирательной кампании. Для того чтобы хотя бы бегло просмотреть 19 разделов огромного массива текста, придется потратить несколько часов. Вообще, окончательной ясности с тем, что же такое программа «правых», нет и сейчас, уже в ходе предвыборной кампании. Лидер партийного списка, Никита Белых, называет ее «Достройка капитализма», второй номер списка, Борис Немцов, открыто говорит о том, что понятия не имеет о «Достройке ...» И идет на выборы со «Свободой и человечностью». Впрочем, исключительное внутрипартийное свободомыслие, доходящее временами до абсурда, всегда было отличительной чертой либералов. Впрочем, тактическое расхождение во взглядах лидеров списка становится вполне объяснимым, если попробовать вчитаться в сам текст программы, полный внутренних противоречий. Сохраняя верность традиционным, в их понимании, либеральным ценностям, «правые» откровенно оценивают реформы 90-х годов прошлого века как «фантастически успешные». По-человечески это вполне объяснимо, ведь их осуществляли именно идеологи СПС. Нет нужды напоминать о том, что именно эти реформы закончились тем, что страну фактически пришлось собирать заново новому поколению политиков. Впрочем, это повод для долгих идеологических дискуссий, которые можно вести лишь на сегодняшний сытый желудок. Весь дальнейший текст прекрасно иллюстрирует справедливость обвинений нынешнего СПС в эклектичности и неопределенности собственных позиций. На последующих страницах программы вполне мирно и, как, очевидно, кажется «правым», органично соседствуют взаимоисключающие предложения и требования. Вполне монетаристская идея ликвидации остатков льгот и леводемагогическое требование общего повышения уровня жизни. Предложение «заметно увеличить расходы государства на здравоохранение» и тезис о том, что «здравоохранение не может быть вечным заложником бюджетной сферы и зависеть от дотаций, государство должно взять на себя только часть расходов по финансовому обеспечению системы здравоохранения». Требование повышения зарплаты бюджетников и пенсий за счет увеличения доходов бюджета после либерализации цен на газ и электроэнергию и аналогичные «яблочным» стенания по поводу нашей сырьевой зависимости. Еще одна черта программы - демонстрация незнания массива уже работающего законодательства. Лучший пример - раздел, посвященный проблемам жкх. И вновь вслед за «Яблоком» «правые» требуют того, что уже существует и работает. «Мы считаем, что способ управления домом жильцы должны выбирать сами» - совершенно непонятный тезис, ведь общеизвестно, что этот процесс не просто давно «пошел», но уже близок к завершению. Впрочем, справедливости ради необходимо отметить, что в программе СПС есть эксклюзивный пункт, отсутствующий в программах конкурентов: «признание проигравшими партиями легитимности результатов выборов». Особняком стоят программы КПРФ и ЛДПР. ЭТО единственные из участников избирательной гонки партии, работающие в Федеральном Собрании уже с самого начала становления современного российского парламентаризма. Этот факт, безусловно, наложил на основополагающие документы обеих партий свой отпечаток: КПРФ и ЛДПР, как опытные бойцы, не стали углубляться в дебри и решили говорить с избирателем набором вполне понятных тезисов. «ЯБЛОКО» «СЕМЬ ШАГОВ К РАВЕНСТВУ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» Григорий Явлинский - лидер партии «Яблоко» В противоположность «Единой России», значительную часть своей программы «Яблоко» посвятило критике существующего положения дел. При знакомстве с этим разделом программы невольно приходят на память утверждения политологов о том, что команду Григория Явлинского в ее нынешнем виде многое роднит с КПРФ. « Кланово-олигархическая, коррумпированная власть», «сырьевая зависимость», «консервация всеобщей бедности», «продолжение криминальной приватизации» - вот лишь наиболее мягкие и корректные характеристики современной России в изложении идеологов «Яблока». Вообще, программа «Яблока», даже на самый первый взгляд, сверх всякой меры политизирована. «Восстановление основ демократии» в различных его вариациях («восстановление реальной демократии», «восстановление настоящей демократии» и т.д. и т.п.) - пожалуй, основной трэнд программы «семи шагов». Чем вызван этот факт, стороннему наблюдателю сказать сложно, однако очевидно, что подобная риторика находит отклик далеко не во всех умах и сердцах. В целом же приходится признать, что каких-либо действительно интересных предложений «Яблоком» не представлено. Более того, многие из основных элементов откровенно грешат вторичностью, если не третичностью. Согласитесь, сложно назвать новаторскими идеи о необходимости компенсационных выплат за утраченные в 1991 году сбережения, обеспечения гарантий трудовых прав наемных работников или предоставления членам товариществ собственников жилья права на полноценное распоряжение придомовой территорией. Судя по всему, четырехлетнее отсутствие представителей «Яблока» в федеральном парламенте плохо сказалось на степени информированности его руководителей, иначе им было бы известно, что все эти позиции уже давно воплощены в жизнь другими партиями, той же «Единой Россией». Но главное разочарование в программе «Яблока» - это, безусловно, нефтегазовая тема. Несомненные рыночники, Григорий Явлинский и его команда все же не удержались от соблазна поспекулировать на популярной теме «Как нам разделить Стабфонд». В варианте «Яблока» доход по инвестированной части средств Стабилизационного фонда предлагается направить в некий Фонд старшего поколения. «Нынешнее поколение пенсионеров должно получить ощутимый выигрыш от рекордного роста цен на нефть» - отмечается в программе. Можно было бы порадоваться за пенсионеров, если бы парой абзацев выше в этой же программе «Семь шагов к равенству возможностей» идеологи «Яблока» не бичевали «сырьевую зависимость» и не призывали «слезть с нефтяной иглы». Но экспертам остается непонятным, каким образом политическая партия «Яблоко» планирует обеспечить всех российских пенсионеров и других льготополучателей деньгами, полученными из нефтегазового сектора, если сама предлагает не делать на них ставку. Заключение 2 декабря 2007 г в Российской Федерации прошли выборы в Государственную Думу. Допущено было 11 партий, но преодолеть 7% - й барьер удалось лишь четырем: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ» и «Справедливая Россия». Изложенное выше дает понять идеологию, цели и роль партий в современной России. Таким образом, функции партий сводятся к следующим: 1) определение целей; 2) обобщение и выражение социальных интересов; 3) мобилизация социальных сил, в особенности избирателей, вокруг партийных кандидатов на выборах; 4) организация общественного мнения по тем или иным общественным проблемам; 5) подготовка правящей элиты и формирование правительства. В демократическом обществе функции партии существенно изменяются в зависимости от отношения к государственной власти. Партия может быть правящей, т.е. иметь решающие позиции в структурах законодательной и исполнительной власти. Тогда главная ее задача - обеспечить легитимность и эффективность власти. Если же партия находится в оппозиции, ее цель - критиковать соперника, находящегося у власти, доказывать неэффективность его политики и свою способность эффективнее решать стоящие перед властью задачи. Список использованной литературы 1. «Политология на российском фоне» - Учебное пособие; Москва Изд. «ДЕЛО» 2003 г. 2. «Политология», Доленко Д.В, Бахалов И.В., Бахалова О.В.-- Учебное пособие; Москва Изд. «ДЕЛО» 2002 г. 3. «Аргументы и факты», выборочно, 2007г. 4. «Информационно-аналитический бюллетень политсовет», ноябрь 2007г.
|