БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Россия в системе международных военно-политических отношений

Россия в системе международных военно-политических отношений

РЕФЕРАТ

по курсу «Правоведение»

по теме: «Россия в системе международных военно-политических отношений»

Введение

Роль России в системе военно-политических отношений в мире определялась, главным образом, ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом и статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Эта роль мировой державы сохраняется и сегодня, но созданный в XX веке мировой порядок переживает серьезные перемены, так как растет взаимозависимость всех государств планеты.

Поэтому система взаимодействия между ними стала более сложной и динамичной, чем во времена блокового противостояния и биполярной конфронтации.

В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности.

Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам, что существенно влияет на геополитическое положение России, ее место в системе международных военно-политических отношений.

1. Характеристика военно-политической обстановки в мире

По мнению ряда политологов, военно-политическая обстановка в мире до 2015 года будет складываться под воздействием набирающего силу сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношении и характеризоваться высокой динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряженности в целом ряде регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций.

Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН (например, события в Югославии, Ираке). Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода холодной войны, существенно осложняющие международную обстановку.

В складывающихся условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление её позиций на мировой арене в последнее время являются важнейшей тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов её внешней политики, а также об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для её развития в качестве одного из ведущих государств мира.

На этом фоне прослеживается настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики все новых государств, в том числе бывших республик Советского Союза. Несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника. Это определяется тем, что Российская Федерация обладает сопоставимым с США ядерным потенциалом.

Во внешнеполитической деятельности американская администрация исходит из того, что США являются ведущей державой мира, имеющей моральное право и материальные возможности диктовать свои условия и устанавливать в различных регионах земного шара «порядок по-американски». Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситуации в мире. Особенность современной военной стратегии США и их ближайших союзников состоит в том, что она «одета» не в форму агрессора, а в форму освободителя и миротворца. Вашингтон хотел бы видеть Россию не в качестве равноправного партнера, а в качестве страны, следующей в фарватере американской политики по основным вопросам современных международных отношений. Со своей стороны, Российская Федерация выступала и выступает против гегемонии какого-либо одного государства и заявляет о приверженности идее многополярного мира, в котором каждое государство является равноправным субъектом международных отношений и имеет право на отстаивание собственных национальных интересов. Именно это противоречие остается главным в российско-американских отношениях.

Характерными особенностями современной военно-политической обстановки являются:

- значительное снижение угрозы возникновения ядерной и обычной крупномасштабной войны;

- применение военной силы в миротворческой деятельности;

- формирование новых центров экономической силы (Германия, Япония, Китай и др.) и усиление геополитического соперничества между ними и США;

- сохранение и расширение потенциального кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной почве;

- международный терроризм, созданию условий для роста которого в России способствует очень много факторов, к основным из которых можно отнести: недостаточную оборудованность российских границ со странами СНГ; проникновение в Россию зарубежных экстремистских террористических группировок и религиозных сект; приток беженцев из стран СНГ и соседних государств; негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создающих рекламу террористам; коррумпированность чиновников органов государственной власти и представителей органов МВД; отсутствие должного контроля за распространением информации о методах и способах террористической деятельности через компьютерные сети;

- возобновление гонки вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки;

- вступление в НАТО стран Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за её пределами. В результате альянс получил существенные военно-политические и стратегические преимущества по отношению к Российской Федерации. Принятие практически всех государств Центральной и Восточной Европы в НАТО привело к существенному нарушению сложившегося военно-стратегического равновесия на континенте и подрыву основных договоренностей по послевоенному устройству Европы. Европейские члены блока увеличили его военный потенциал почти на 30% по всем трем составляющим элементам: научно-техническому, военно-экономическому и собственно военному. Это привело к фактическому превращению Североатлантического союза в главный военно-политический инструмент Запада в отстаивании своих интересов и к дальнейшему ослаблению влияния России в политической, экономической и военной областях;

- растущая вовлеченность международных организаций и политических союзов в вооруженное разрешение конфликтов и операций по принуждению к миру;

- ухудшение экологической обстановки на Земном шаре, что может привести к принятию международно-правовых актов по силовому (принудительному) воздействию на государства, промышленная деятельность которых наносит наиболее заметный ущерб экологии.

На систему международных военно-политических отношений существенно влияют новые вызовы, угрозы и новые глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации. В числе этих вызовов: определенное ущемление суверенитета государств; рост влияния транснациональных корпораций, финансовых рынков; ужесточение конкуренции; этническая нестабильность и этноконфессиональный экстремизм, деятельность радикальных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность; сепаратизм; политический и религиозный экстремизм, использующие массовый террор для достижения политических целей; сопутствующие им незаконный оборот оружия и наркотрафик; работорговля в новых формах и другие нетрадиционные угрозы, такие, как контрабанда, морское браконьерство, пиратство.

Следует отметить, что ни одна страна, даже очень сильная, не способна справиться с ними в одиночку, а потому здесь нужны добрая воля и совместные усилия многих стран.

Фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в мире, является дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств с интересами крупных транснациональных компаний.

Для современных международных военно-политических отношений характерным является жесткая информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской государственности и целостности. При этом ежедневные атаки проходят по двум критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым использованием национальных и религиозных противоречий внутри.

В целом можно выделить следующие существующие и потенциальные угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации:

- наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;

- попытки установления контроля за ядерным потенциалом России;

- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;

- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;

- ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;

- вытеснение национальных интересов России из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);

- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;

- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.

2. Место России в системе международных военно-политических отношений

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Россия с ее уникальным геостратегическим положением, занимая 1/7 часть суши, представляет один из центров силы глобального, а не регионального масштаба.

Занимая центральную часть Евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света. Россия с ее огромным пространством имеет все возможности для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, на жизнь планеты в целом. Поэтому для нее оптимальной может быть только многовекторная, взвешенная, ориентированная в будущее политика.

В геополитике России условно можно выделить два направления: первое - глобальное, связанное с действиями во всеобъемлющем глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее всю сушу и Мировой океан; второе - региональное, действующее в формате системе стратегических направлений. В первом случае речь идет о создании и постоянном поддержании глобальной ситуации, которая обеспечивает непрерывное экономическое, политическое и социальное развитие России и в то же время исключает возможность развязывания мировой ядерной войны. Во втором - усилия геополитики сосредоточиваются на сохранении в территориальной целостности суверенитета Российской Федерации, подавлении сепаратизма и создании условий, благоприятных для ее экономического и социального развития в конкретных регионах, каждый из которых имеет свои особенности.

Геополитические интересы России пересекаются и с интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия - страна евроазиатская. Запад заинтересован сделать Россию буфером в своем нарастающем противостоянии с исламским миром, ослабить и Россию, и исламский мир в этой борьбе, не допустив тем самым появления на этих территориях мощных геополитических соперников для США и Запада.

России нужно рассчитывать на собственные силы, исходить из национальных интересов. Если чему и нужно учиться у США, так это формулированию и отстаиванию национально-государственных интересов.

В настоящее время ведущие страны мира действуют в условиях относительной траспарентности внешней политики и военно-политического планирования. Это обеспечивается существованием и развитием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества. Транспарентность внешней политики и ее цивилизованный характер обуславливает возможность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере.

Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными международными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями, характер которых влияет как на систему международных военно-политических отношений, так и на место России в системе этих отношений.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.

Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны. Россия стремилась и будет стремиться развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов.

С момента образования (декабрь 1991 года) СНГ не раз испытывало кризисы. В его рамках постоянно происходит борьба между двумя главными тенденциями:

1) интеграционной (симметричная конфедерация вокруг России, направленная на новое объединение бывших союзных республик в стиле Европейского Союза);

2) полицентричной (асимметричная, «мягкая» конфедерация, основанная на двусторонних и многосторонних договорах с Россией и другими новыми независимыми государствами).

Первая тенденция проявляется в попытках образовать Евразийский союз, Союз пяти (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Таджикистан), Общее экономическое пространство (Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан). Самый реальный из образованных союзов - союз России и Белоруссии, которые идут по пути создания Союзного государства. Наиболее действенным из множества документов является Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 года), согласно которому у стран-подписантов имеются взаимные обязательства по охране границ СНГ.

Вторая тенденция проявляется в претензиях Украины, Узбекистана и Туркмении играть на постсоветском пространстве роль независимых региональных центров. Это нашло выражение в соглашении Туркмении, Украины и Узбекистана относительно энергетического партнерства. Однако нельзя забывать, что, за исключением Казахстана, все страны СНГ являются энергетически зависимыми от России, причем получают российские нефть и газ не по мировым, а по «особым дружественным» ценам, которые примерно в 2 раза ниже мировых.

В национальных интересах России тем или иным образом контролировать геополитическое пространство бывшего СССР. Это связано со следующими причинами:

1) в западном направлении по территориям Украины и Белоруссии идут российские газо- и нефтепроводы, а через территорию Прибалтики осуществляется транзит в Калининградскую область;

2) западная граница Белоруссии практически является воздушной границей России (ее «держат» войска ПВО Белоруссии). К тому же если представить ухудшение отношений с НАТО и разрыв союза с Белоруссией, то Москва практически становится прифронтовым городом, так как от Смоленска (самого западного города) ее отделяет всего 6 часов езды на автомобиле;

3) южные границы Российской Федерации (самые уязвимые на сегодняшний день для наркотраффика и террористической угрозы) практически вынесены в Таджикистан и охраняются российскими войсками;

4) Россия заинтересована в судьбе более 25 млн. соотечественников, проживающих в новых независимых государствах;

5) учитывая энергозапасы каспийского региона, Россия не может не стремиться играть заметную роль в этой части бывшего СССР.

Россия выступает за превращение Организации Договора о коллективной безопасности в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран - членов Договора о коллективной безопасности в качестве приоритета своего военного планирования.

Россия всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ и строительство в них гармоничных полиэтнических сообществ, в которых уважаются и защищаются права российских граждан и этнических россиян.

На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредельных с территорией СНГ, складывается благоприятная для безопасности России обстановка, чему в немалой степени способствуют расположенные на территории стран СНГ российские военные базы.

Отношения России с Организацией Североатлантического договора определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессами трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран - членов альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства Российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии.

В отношениях со странами Европейского Союза Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений с ними, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и не дискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.

В «Единой стратегии Европейского Союза в отношении России», принятой в июне 1999 года, указывается, что для «поддержания мира на континенте важна стабильная и процветающая Россия». Эта стратегия включает поддержку ее усилий по вступлению во Всемирную торговую организацию, создание зоны свободной торговли и формирование единого европейского экономического пространства.

В 2002 году Европейский Союз признал Россию страной с рыночной экономикой, что теперь затрудняет введение ограничений и антидемпинговых процедур в отношении таких экспортных товаров, как сталь, текстиль, ядерное топливо.

В Концепции внешней политики Российской Федерации декларируется важность отношений с ЕС. Вместе с тем, осторожное отношение России к расширению и углублению интеграции в ЕС, особенно в военно-политической сфере, приобретает особое значение. Здесь следует выделить три державы - Германию, Францию и Великобританию, традиционно играющие в Европе ключевую роль. Сегодня некоторые эксперты говорят, что чрезмерное сближение с Германией и Францией, главным носителем исторической идеи «Единой Европы от Атлантики до Урала» и ограничения американского доминирования в Европе, вызовет в Европе обеспокоенность и негативно скажется на интеграции России в европейские процессы.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Перспективным является развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.

Балтийский регион всегда играл и играет важную стратегическую роль в российской политике, а обеспечение торговли с Европой и транзит через Балтийское море были одной из главных задач нашего государства на протяжении всей истории. При этом очевидно, что национальные интересы России в Балтийском регионе основываются на исконных приоритетах России на северо-западе. А это, как считают многие эксперты, - стратегический контроль над морским побережьем Балтийского моря, поддержание статуса ведущей балтийской державы и безусловное обеспечение суверенитета России над Калининградской областью. Добрососедство, экономическая целесообразность и выгода от сотрудничества - на этих трех принципах должны строиться отношения России и стран Балтии.

В стратегическом партнерстве с США Россия рассчитывает на расширение сотрудничества в политической, военно-политической и экономической сферах, на продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия холодной войны, а также на конструктивное взаимодействие в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения оружия массового поражения на региональном уровне.

Усиление Российской Федерации, восстановление ее геополитических позиций на просторах бывшего СССР, конечно, не в планах заокеанского истеблишмента, но и ее распад (по крайней мере, на нынешнем этапе) им не выгоден. У «американской империи» много других серьезных геополитических проблем.

По-прежнему все наши западные партнеры нуждаются в стабильной России. Но место в международном разделении труда отводят нам не самое почетное. В системе мировой экономики наша страна призвана стать всего лишь дисциплинированным поставщиком углеводородного сырья для промышленности более развитых в технологическом отношении государств планеты.

В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.

Сотрудничество России с Шанхайской организацией сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества сформируется зона мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная денационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.

Следуя своему принципу «сотрудничество по всем азимутам», Россия должна проявлять больше активности на азиатском направлении, особенно в сотрудничестве с ускоряющим темпы своего развития Китаем и с Индией.

Несмотря на добрососедские отношения России и Китая Пекин добивается от нашей страны односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической и военно-технической областях. Кроме того, Китай также заинтересован в удержании России на второстепенных ролях при формировании новых региональных структур сотрудничества и обеспечения безопасности в данном регионе. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее - более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Попытки притеснения огромной и практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.

Военно-политическая обстановка на Востоке определяется высоким динамизмом и противоречивым характером происходящих процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную безопасность Российской Федерации.

Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с Российской Федерацией и полной нормализации двусторонних отношений.

Экологическая обстановка, как производная международных военно-политических отношений. Экологические катастрофы и последствия непродуманной промышленной деятельности отдельных стран приобретают все более угрожающие масштабы. Они стали представлять серьезную опасность не только для жизнедеятельности государств, но и для земной цивилизации. Потенциальные последствия от экологических катастроф становятся сравнимы с потерями людских и материальных ресурсов в войнах. Загрязнение мирового жизненного пространства может привести к критическому состоянию окружающей среды и станет причиной межгосударственных противоречий, способно спровоцировать конфликтные ситуации и даже военные конфликты.

3. Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации

Рассматривая международные военно-политические отношения, нельзя не остановиться на внутренних угрозах военной безопасности Российской Федерации. Они связаны с негативными процессами, которые проявились в ходе экономических и политических реформ: рост социальной и межнациональной напряженности; экономический спад; резкое ухудшение криминогенной ситуации во многом предопределили возникновение целого ряда кризисов и конфликтов.

Наиболее опасным регионом (с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в региональную войну) является Кавказ, где четко просматриваются источники угроз для безопасности России. На Кавказе из-за существующих экономических, этнических, территориальных, религиозных противоречий остается ряд потенциальных взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и Азербайджана, которые вновь могут перейти в стадию вооруженного противоборства. Деятельность экстремистских религиозных организаций на территории республик Северного Кавказа, а также незаконных вооруженных формирований существенно дестабилизируют общественно-политическую обстановку. Уровень угрозы в данном случае будет обусловлен отношением России к этим конфликтам, ее ролью и местом в их урегулировании.

Можно выделить следующие внутренние угрозы безопасности Российской Федерации:

- попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

- планирование, подготовку и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

- создание, оснащение, подготовку и функционирование незаконных вооруженных формирований;

- незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

- широкомасштабную деятельность организованной преступности, угрожающую политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

- деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

Анализ текущих глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная военно-политическая обстановка характеризуется динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, из чего, с некоторой долей условности, можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для России невелика. У нас за это время не появится врагов, которые, как в период холодной войны, могли бы в любой момент начать агрессию. Конечно, вызывает опасения расширение НАТО, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе. Но у России сегодня нет острых военно-политических или экономических конфликтов со странами НАТО, во всяком случае таких конфликтов, которые могли бы привести в ближайшем будущем к крупномасштабной войне.

Наряду с этим главным геополитическим вызовом, угрожающим национальной безопасности России сегодня является необходимость освоения самого российского пространства. Незавершенная международно-правовая оформленность российских границ, депопуляция северных и дальневосточных территорий, недостаточная «стянутость» российских пространств автомагистралями, скоростными железными дорогами, трубопроводами, авиатрассами и т.п. создают угрозу потери контроля и управляемости даже в рамках Российской Федерации.

Пока не удается организовать эффективную работу Северного морского пути, который бы резко интенсифицировал сообщения с северными районами Сибири. Существуют угрозы разрыва единого информационного и экономического пространства России. Все это требует четкого понимания и анализа существующей ситуации.

Таким образом, исходя из сложившихся военно-политических отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:

1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

Заключение

Исходя из этого, поддержание Вооруженных Сил и внутренних войск МВД Российской Федерации в высокой степени боеготовности является непременным условием обеспечения военной безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной системы сложившихся военно-политических отношений России с другими государствами и международными организациями.

Литература

1. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов.

2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006 г.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011