Система категорий социологии политики
Система категорий социологии политики
1. Объект, предмет, система категорий социологии политики Социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. O - события, процессы и субъекты социальной сферы, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с политической системой. Предметом социологии политики является изучение: взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти; взаимодействия личности, общества и государства; функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам. P - изучение социальных механизмов власти и влияний в обществе. Существуют разные подходы к тому, что же изучает социология политики (т.е. что есть ее предмет). Одни считают, что есть 1 наука, которая изучает и политологию и социологию политики и политическую психологию, а другие считают, что они имеют общий корень, но предметная область у них разная. Политология изучает институциональный подход в политической сфере, а социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. (она исследует социальные взаимодействия, т.е. взаимодействие общества и власти). У них есть общий корень - политическая сфера, понятие политики и власти. Социология политики исследует туже самую полит. систему, но в зависимости от того какое общ-во политическая система будет функционировать по-разному, ведь м/у политической системой и гражданским общ-вом есть механизмы взаимодействия, которые и изучает социология политики. Основные категории СП: социальная общность, политическая власть, влияние, конфликт, политические институты, политический режим, господство, власть, легитимность, социальное действие, политическое поведение, социальная группа и класс, организация, бюрократия и т.д. Социальная общность - сов-сть индивидов и групп, образованных на основе социально значимых признаков: - образование естественным путем на базе определ типа общественных отношений, - для ее единства необходимо наличие правил и норм, регулир отношения между ее членами, они заключены в традициях, обычаях, - для ее существования необходима самоидентификация ее членов. Политика и власть выступают базовыми категориями. В самом обыденном смысле «политика» - это отношения субъектов по поводу власти. «Власть» - это способность одного субъекта оказывать влияние на другого с помощью определенных ресурсов. В свою очередь политика и власть находятся в специфических причинно-следственных отношениях, т.к. завоевание власти идет с целью реализации своей политики. 2. Структура и функции социологии политики. Междисциплинарный характер изучения социологии политики Выделяют 3 раздела в структуре: 1-исторический- систематизир. знания в процессе становления науки. Этап ее развития и появления основных теорий и концепций. 2 -общетеоретический - обоснование подходов к изучению соц. Основ власти. 3- специальные разделы- анализ отдельных полит институтов( ex. Анализ полит процессов), Анализ партий и партийных систем, Политическое сознание и политическая культура, Политические кризисы, Внешнеполитические отношения Функции социологии политики: Теоретико-познавательная-гносеологическая (получение нового знания), Интегративная (поддержание в обществе общественного согласия и политического порядка), Информационно-аналитическая (обеспечения принятия политических решений), Функция политической социализации (СП является каналом приобщения к системе политических ценностей), аксиологическая (формир систему ценностей, позволяет давать оценки полит реш-ям, полит институтам и пол событиям) прогностичечкая (пргогноз полит процессов)+ разработка технологий. СП изучает мех-мы влияния об-ва на институты Политика - отношения субъектов по поводу власти. СП изучает политические явления через призму взаимодействия политики с социальными структурами, группами, институтами и процессами. В рамках СП происходит изучение политической жизни в социологическом контексте, т.е. рассматривается, каким образом политические явления и события влияют на общество и, наоборот, какому воздействию со стороны общества, составляющих его групп и отдельных граждан подвергается сама политика. Соответственно, социология политики является как специальной социологической теорией, так и входит в структуру политической науки. Психология, психоанализ - мотивационно-субъективн сторона политики Право- нормативная составл. (конституция) История, антропология, экономика, полит философия, география, гео политика. 3. Этапы становления и основные парадигмы исследования социологи политики Этапы в развитии полит науки: Классич период (19 век) - Вебер, Зиммель Соврем - чикагская школа (Трумен, Мериен)-полит поведение Институционализация полит науки (50-60-е гг). Социологический подход к изучению политики сформировался приблизительно в 50-е годы 19 века в трудах М.Вебера и К.Маркса. Эта субдисциплина моложе политологии и социологии, на стыке которых она и появилась: ее официальное признание произошло в 50-е годы. Теоретические предпосылки полит. социологии сформировались во второй половине XIX--первой половине XX в. В работах Токвиля (1805-1859), Маркса (1818-- 1883), Дюркгейма (1858-1917), Вебера (1864-1920), Парето (1848-1923), Моски (1858-1941), Ковалевского (1851--1916), Михельса (1876-1936), Мерриама (1874-- 1953) и других были изложены различные варианты социол. подхода к изучению полит. жизни. Эмпирические социологические исследования различных аспектов этой жизни, проведенные в XIX и главным образом в первой половине XX в., позволили создать базу данных, характеризующих политический опыт различных стран. В середине XX в. политическая социология получила признание как самостоятельная дисциплина. На начальном этапе огромную роль в развитии науки сыграла поведенческая революция прошлого века. Расширился предмет политической науки и политической социологии и она конституировалась во многих странах. Бихевиоризм. Представители этой методологической ориентации считают, что социология должна заниматься изучением наблюдаемых фактов человеческого поведения. В полит. социологии власть стала рассматриваться как особый тип поведения для достижения статуса и богатства. Бихевиористы (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд и др.) добились значит. успехов при изучении электорального поведения, разработке методики массовых анкетных опросов и лабораторных экспериментов. Основным достоинством этого подхода служит точность воспроизведения актов соц. действия и обусловленная этим возможность их математического моделирования. Недостатком данной методологии является недооценка значения внутренних механизмов мотивации соц. действия. К числу детерминистских методологий принадлежит и марксизм. Вслед за Марксом современные его последователи считают, что для объяснения поведения людей изучение их общественного положения имеет главное значение, а анализ их представлений и мотивов -- второстепенное. Функционализм акцентирует внимание социологов на институциональных аспектах социального действия. Наиболее яркие представители этой ориентации -- американские социологи Т. Парсонс (1902 1979) и Р. Мертон (р. 1910). В процессе взаимодействия с окружающей средой общество способно поддерживать состояние динамического равновесия с помощью изменения своих параметров в соответствии с изменениями среды. Основными функциями соц. системы являются: * адаптация к изменению внешней среды; * целедостижение; * интеграция; * поддержание образцов поведения. Общим для разных вариантов функционализма является преимущественная ориентация на изучение объективных, внешних факторов соц. действия и недооценка роли субъективных, внутренних факторов такого действия, обусловленных осознанной и неосознанной активностью людей. Структурализм. Фердинанд де Соссюр (1857-1913) обратил внимание на то, что значение слов обусловлено внутренними структурами языка, а не объектами, к которым эти слова относятся. Кроме того, он обнаружил, что люди для создания значений в процессе общения используют не только устную и письменную речь, но и нелингвистические знаковые средства (например, запрещающие, разрешающие, предупреждающие и направляющие знаки на дорогах, в учреждениях и т.д.). Такой подход позволял интерпретировать не только язык, но и всю культуру как систему правил (структур), регулирующих взаимодействие людей. Символический интеракционизм, как и структурализм, можно отнести к конструктивистскому направлению в методологии социологических исследований. Вместе с тем интеракционизм, в отличие от структурализма, акцентирует внимание социологов на изучении осознаваемых людьми (понятных им) элементов их соц. действия. Осн. вклад в разработку положений этой ориентации внес ам. соц-г Дж. Мид (1863-1931). Феноменологическая методология акцентирует внимание социологов на изучении процедур, используемых людьми в ходе повседневного конструирования соц. мира. Этот подход в известном смысле упраздняет противопоставление бессознательных и осознанных аспектов соц. действия. Он обращает внимание на технологию этого действия, включающую оба эти аспекта. Т.о. первоначальный период развития социологии отличается методологическим монизмом (стремлением ученых строго следовать принципам одной методологии), современный период -- методологическим плюрализмом (стремлением к синтезу различных методологий). Концепции стратификации: марксистская, Веберовская, Питирима Сорокина, Бурдье. 4. Методы изучения социологии политики Общетеоретические: Исторический, Сравнительный Системный, Структо-функциональный Моделиров-ие полит процессов Ситуационный +антропологич и культурологич. Эмпирич: Опрос Наблюдение Сбор информации контент-анализ анализ биографии фокус-группа методы анализа: корреляционный кластерный (деление по кластерам) методы вторичного анализа В полит. социологии используется весь набор методов, кот существуют в социологии, но на разных этапах применяются различные методы. К наиболее распространенным в социологии методам сбора данных относятся наблюдение, опрос и анализ документов 1. Под наблюдением понимают целенаправленную, непосредственную визуальную регистрацию социологом событий политической жизни: собраний, демонстраций, митингов, встреч, конфликтов, переговоров и др. Наблюдение бывает включенным и невключенным, структурированным и неструктурированным, лабораторным и полевым. 2. Опрос является формой диалога, участниками которого выступают профессиональные социологи и представители различных соц. групп. При опросе мы получаем от людей информацию только о тех явлениях полит. жизни, которые отражаются их сознанием и могут быть выражены ими в словесной форме, причем на языке их повседневного общения. 5. Понятие и основные концептуальные подходы к исследованию власти Власть - это возможность и способность одного субъекта оказывать влияние на другого субъекта, средство осуществления политики. Понятие «власть» зародилось еще в Античной Греции. Гос. политика носит универсальный характер, политич. власть пронизывает все отношения в социуме и также носит универсальный хар-р. Ресурсы достижения власти: воля, авторитет, насилие. Понятие вл-ти сформулиров в 16 веке (Макиавелли)Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти. 1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. (Бертран Рассел). Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой. 2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. Ресурсы: воля, авторитет, насилие (легитимное), престиж. 3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. (Фрейд, Юнг) 4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. 5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. 6. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. 7. Конфликтологические теории рассматривают политические отношения как конфликт между властью и обществом. Во многом это обусловливается неравномерным распределение власти в обществе. 6. Структура властных отношений Структура властных отношений состоит, как правило, из следующих элементов: 1) агенты или субъекты только такие отнош-ия являются политическими (субъект - активный участник политического процесса (партии, элиты)). Субъект и объект -- непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъект должен обладать рядом качеств: 1) желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. 2) компетентность, умение использовать ресурсы; 3) авторитет. Многоуроневый характер субъектов политической власти: 1) первичные акторы - индивиды и социальные группы,2) вторичные -- политические организации; 3) непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации, -- политические элиты и лидеры. 2) Система ценностей, сущ-щих в обществе (субъективн сторона политики); 3) Ресурсы (инструментально-институционные: все, что оказывает влияние на реализацию политической власти); бывают экономич(матер.ценности,.);социальные(способность повышения или понижения соц. Статуса или ранга, частично совп. С эк.);культурно-информац.(знания и инф., средства их получения и распространения:институты науки и образования, СМИ и т.д.), принудительные или силовые( оружие, институты физич.принужд. и спец.подготовленные для этого люди); демограф.(люди-универс. И моногофункц. Рес-с, т.к. ч-к-это и созд.матер.благ и солдат и член партии и обладатель и распространитель знаний и информации и т.д.); административные. 4) Способы реализации цели (властных отношений) (силовые, в исключ. случаях авторитарные, демократические). Взаимодействие между ними и дает всю палитру отношений, выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие». 7. Механизм политического властвования. «Власть-влияние» в механизме политического властвования Политика - отношения по поводу удержания, завоевания и реализации власти. Власть и политика находятся в причинно-следственных отношениях. Полит господство- порядок с помощью которого институционализир-сяполит власть. Все полит институты приним эту власть на ур-не: 1)религиозный, 2) законодат,3) исполнит, 4) судебный. В каждом ур-не сущ своя стратификация. В этой модели 3 уровня: 1) господство-подчинение По мнению Вебера, господство предполагает соц. отношения, при которых приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение у других. Вебер выделял 3 идеальных типа господства: · Традиционный (на основе традиций и обычаев) · Легальный (устроен на правовых основах) · Харизматический (основан на вере в правителя) участники признают сложившийся порядок легитимным, то есть социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия. (Формир-ся конституц порядок, полит институты, институц-ия) Вторая «плоскость» властного механизма общения связана с оппозицией «контроль -- влияние» (власть как свойство системы - бихевиоральный подход., имеющей дело со способами распределения ресурсов общества. Рсесурсы во-первых, удовл-т потребности и интересы людей, представляя собой определенную ценность в соц. отношениях, и во- вторых повышают потенциал влияния и силу воздействия агентов власти. Ресурсы общества подразделяются на следующие основные виды: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, повысить у политических агентов потенциальный статус и ранг, а с другой -- увеличить их мобилизующую силу и давление. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за перераспр-еданных ресурсов, а также ко взаимному давлению в этой сфере гос-ва и об-ваа, «соперничеству» власти управляющих и влияния управляемых. Функции: доступ к власти-доступ к распределению ресурсов и убедить что так и д.б., контроль за ресурсами. Третий аспект затрагивает отношения «управление--давление», связанные с самим механизмом «властвования», государственного управления, а также с механизмом «обратной связи», то есть поддержкой и давлением «снизу» гражданского общества, представляющими собой пару взаимонаправленных векторов. Взаимодействие интересов и воли управляемых и управляющих в процессе властвования, то есть практического осуществления властных полномочий, захватывает уже не столько отношения людей с ресурсами (как это было в предыдущей проекции), сколько собственно отношения между людьми, складывающиеся посредством институциональных форм и инструментальных способов силового давления. 8. Социальная общность как политический субъект Социальная общность - совокупность индивидов и групп людей, объединенных одной территорией, формами деятельности, системой ценностей, отношением к власти. Эти общности могут превращаться в субъект полит. отношений. В политической науке выделяется несколько видов субъектов политики. Первый вид -- это непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры, общественные организации и движения. Именно они постоянно вращаются на политической арене, с ними массовое сознание связывает политику. Однако в политике получают выражение интересы и требования не только непосредственных субъектов, но и крупных социальных групп и общностей (классов, сословий, межклассовых и внутриклассовых групп и т.д.). Это второй вид субъектов политики. Третий вид можно обнаружить, лишь пристально вглядываясь в функционирующую политическую организацию. Например, в правительстве, других государственных органах не все обладают реальной возможностью влиять на политику; в партиях решение вырабатывается, а часто принимается узкой группой лиц. О таких группах, которые выделяются в политике своей способностью концентрировать могущество власти, и идет речь. К ним относят политическую элиту, финансово-промышленные структуры, теневые или полулегальные объединения. Основными субъектами политики всегда являются большие соц. общности - классы и слои, народы, нации; существенными - средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. 9. Понятие, структура и функции политической системы Политическая система (ПС) - совокупность и взаимодействие различных политических институтов.- одно из фундаментальных понятий общей теории политики. Понятие ПС форм-ся в эпоху бихевиоральной революции 50-х - 60-х г.г. амер. политологами Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем. До этого существовало только понятие гос-ва. В рез-те 2-й мир. войны возникают около десятка различных государств.1960 г. - год Африки, 60 новых государств. Они отличаются по своему развитию, очень разные. Очень многие политич. процессы невозможно было описать с помощью классических представлений о государстве. Кризис теории! Необходимо взглянуть на неё с другой стороны. Бихевиористы ставили задачу изменить предмет полит. знания. Им должно стать политическое поведение. Необх. использовать новые методы соц. и полит анализа, . качественные и колич. методы. В основу теории ПС лег структурно-функциональный анализ Парсонса. Политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий. Учение о ПС - это, фактически учение о моделях функционирования различных государств. Составляющие ПС (функции): адаптация (за неё отвечает экономическая подсистема), целедостижение (политическая подсистема), интеграция(поддержание единства всех частей системы), поддержание модели (на уровне социализации, поддержание образца, скрытых культурных норм; иначе- латентность). Система обязательно имеет границы. Функции политической системы: 1) Функция адаптации 2) Функция политической социализации 3) Функция регуляции (контроль и регулирование) 4) Дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов) 5)Экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды) 6)Функция реагирования. Высокая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. ПС состоит из подсистем, которые непосред. связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Если в качестве основания взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить институциональную, нормативную, функциональную, культурную и коммуникативную подсистемы. Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, соц.-эк. и общественные организации и отношения между ними. Все это образует политическую организацию общества. Нормативная подсистема состоит из политических, правовых, моральных норм и ценностей, традиций и обычаев. С их помощью ПС оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведения граждан. Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Составляет основу политического режима, задача которого - обеспечить функционирование, преобразование и защиту механизма осуществления власти в обществе. Коммуникативная подсистема включает все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. 10. Понятие среды политики и его методологический смысл. Внесоциальная и социальная среда политики Среда политики - совокупность различных явлений, процессов и условий, которые оказывают влияние на характер взаимодействия гражданского общества с политической системой. Можно разделить блок: социальная среда - соц. отношения взаимодействия, и несоциальная среда - географические, биологические, демографические и проч. Под средой имеются в виду устойчивые условия, в рамках которых происходят политические взаимодействия и протекают политические процессы. В содержание понятия среды входит внешнее окружение общества другие страны, его социально-этнический состав и социально-демографический состав, характер экономических и хозяйственных отношений, нормы ценности и образцы поведения, тип рациональности и социальная психология. Таким образом среду политики составляют различного рода образования, которые в совокупности воздействуют на характер политических отношений и политические институты общества. Среда политики оказывает влияние на формирование: - социальной общности -социально-политических субъектов - лидеров - состояние гражданского общества и на тип политической культуры Социальная среда - структурный элемент политической системы. Теория факторов - что на что влияет. Каждый фактор экономический в разных степенях оказывает влияние на отдельные процессы. Ограничивает предметную область социологии политики. Второе методологическое значение понятия - привлечение к методологической области социологии политики знаний из других дисциплин. Третий смысл- теория факторов позволяет ориентировать прикладные исследования. Внесоциальная среда - комплекс тех факторов, которые по разным причинам нельзя отнести к социальным, но кот тем не менее оказывают существенное влияние на политику и полит процессы (совокупность географич, климатич. и др. факторов). Внесоц и соц факторы тесно взаимосвязаны, воздействуют в совокупности. Соц среда - совокупность соц феноменов и факторов кот. Непосредственно влияют на полит. систему (духовные, экономич-ие). 11. Механизм функционирования политической системы. Политическая система как объект социологического исследования. Д. Истон. «Политическая система»-1953г. Отталкивается от взглядов Парсонса. ПС - это взаимодействие различных субъектов на легитимной основе, распредел ценности для того, чтобы снять конфл ситуации. Ф-ия: получить, распределить ресурсы и убедить всех что так и д.б. В полит системе могут происходить срывы, поэтому цель - придать стабильное функционирование. Теория Истона соновывается на изучении «прямых» и «обратных» связей между собственно ПС и ее внешней средой, заимствуются кибернетич. принципы «черного ящика» и «обратной связи», и используются системный подход и элементы общей теории систем. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь», или воздействие системы на среду. 1) «вход» - воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на ПС в форме требований и поддержки. среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.). Поддержка - отношение со стороны гражданского общ-ва, иначе сбои в системе. Поддержка м.б по поводу распределения ресурсов, информации. Например, это может быть требование населения снизить подоходный налог при одновременной легитимной поддержке деятельности правительства в целом. 2) «конверсия», конверсионный (черный) ящик (преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. Там происходит формирование гос-ого курса. Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. 3) «выход», принятие решений и их реализация в форме практических акций(решения и действия). 4) результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи». По петле обратной связи получ определ реакцию на действия. Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основная цель выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. Габриэль Алмонд - представитель структурного функционализма. Выделяет основные ф-ии на входе: 1) ф-ия социализации и рекрутирования, 2) артикуляция интересов (на ур-не обыденного сознания), 3) агрегирование интересов, 4) разработка курса. На выходе: 1) создание законов (как созд-ся), 2) реализация законов, 3) контролирование законов (как контр-ся исполнение законов). 3 уровня функционирования ПС, каждый ур-нь имеет свои индикаторы (ф-ии). 1) на уровне возможностей: А) экстрактивная - возможность безболезненно черпать из гражд о-ва человеч, матер и др рес-сы, чтобы система функционировала стабильно самодостаточно. Б) способность системы регулировать отношения (м/у гражд об-ом и ПС) В) распределение ресурсов (умение ПС создавать, размещать, распределять рес-сы) Г) реагирование - способность мгновенно реагировать на то что происходит в об-ве Д) символизирование (поддержив определ ур-нь сознания, т.е хвалить, спос-ть создавать мифы, образы) 2) ур-нь функционир-ия в конверсии: А) как происходит артикуляция интересов (активность, включенность) Б) как происходит агрегирование интересов В) как происходит разработка законов Г) как реализ-ся законы Д) как контрол-ся законы Е) как это осуществл в целом 3) ур-нь поддержания модели: Полит социализация и рекрутирование (общ-ть, интересы представ-та, элиты). 12.Типология политических систем Многообразие ПС в современном мире указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: историч. традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества и.т д. 1) Одна из первых классификаций ПС исходит из характера их взаимоотношения со средой: закрытые (имеют ограниченные связи с внеш. средой, не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, ресурсы находят внутри системы) и открытые ПС (обмениваются ресурсами с внешним миром успешно усваивают ценности иных систем, подвижны и динамичны). 2) По политическому режиму, т.е. по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества, ПС делятся на тоталитарные (полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства), авторитарные (неограниченная власть одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод), демократические (приоритет прав личности, контроль общества над властью) подсистемы. 3) По содержанию и формам управления (Ж. Блондель): 1) Либеральные демократии (ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности); 2)Коммунистические системы (на ценности равенства, социальной справедливости); 3) традиционные политические системы (опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение ресурсов и социальных статусов); 4) Авторитарно-консервативные политические системы (сохранение социального и политического неравенства, ограничение политического участия населения). 4) Классовый принцип разделения - рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая системы. Коммунистическая система уже не будет политической в своём понимании. 5) Типология Алмонда - по типу политической культуры и разделению политических ролей м/у участниками политического процесса. Англо-Американская, европейско-континентальная, доиндустральная и частично индустриальная, тоталитарная системы. Для англо-американской системы характерна высокая степень разделения политических ролей между государством, политическими партиями, группами интересов. Власть и влияние распределены между различными звеньями ПС. ПС функционирует на однородной культуре, ориентированной на защиту либеральных ценностей. Европейско-континентальная система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Но имеется общая культурная основа - либеральные ценности => разделение не мешает находить согласие в обществе. Доиндустриальные и частично индустриальные ПС имеют смешанную политическую культуру, состоящую из нескольких смешанных субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Здесь практически невозможно найти компромисс, не прибегая к насилию. С помощью насилия власть концентрируется в руках узкого круга лиц. Тоталитарные ПС функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида. Индикаторы: степень дифференциации, тип политической культуры, ценности 13.Понятие, механизмы и типы социального представительства Древняя идея, идея римской демократии. Представительство связано с демократич режимом. Полит (соц) представит-во - такой характер полит отношений субъектов полит процесса, кот позволяет одному использовать право, делегированное им другим для использования властных отношений. Институц-ия пол представит-в - организовыв-ся на формальных принципах. Основаны на управлении и подчинении. Доверие нужно завоевывать. Политическое представительство - это отношения, возникающие между субъектами, которые позволяют осуществлять от имени первого властные полномочия и иную полит. деятельность (выборы, делегирование). Представительство связано с демократич режимом. Соц. представительство - когда субъект получает полномочия от множества людей, одной или нескольких соц. общностей. При делегировании полномочий на участие в процессе принятия решений, представитель сам получает власть над теми, кто эти полномочия ему предоставил (разница с адвокатом). Механизм социального представительства включает в себя процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, а также формирование особ институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство с целью реализации интересов определенных социальных общностей. Артикуляция соц. интересов - преобразование исходящих от соц общности эмоций, потребностей и ожиданий в четкие и определенные требования. Агрегирование соц. интересов - процесс координации и согласования частных внутригрупповых требований, установления между ними определенной иерархии и выработки на согласован основе единых целей, кот обеспечивают влияние данной группы на власть. Результат - четкая политическая программа. Обеспечивают процессы артикуляции и агрегирования интересов институты представительства - специальные организации, которым делегируются права на выдвижение и отстаивание общегрупповых целей (гр. интересов, гр. давления, партии, СМИ) - каналы артикул и агрегирования интересов. Два вида делегирования: снизу вверх-прямое делигирование (выборы) и сверху вниз (делегирование, когда, например президент поручает министру решать конкретные вопросы). Взаимодействие представителя и общества. Политик должен быть легитимным представителем. Без представителя группа - не группа. Идентификация члена общности с политиком - мощнейший механизм приобщения к политике. Типы, кот сущ при формировании полит представит-ва: Традицонное (монархия,плановые связи, т.е осуществл-ся представительство в рамках одного клана, кровно-родств связь-традиция) Нетрадиц -дарение своих полномочий (познание фоваритов-монархия, можно отойти от традиций и назнач фоварита Харизматич тип п.п.-наиболее желателен если он рационален (напр. Возник революция прих харизматич лидер) Легальная (через систему выборов) Нелегальн (тот способ,кот отходит от конституции) Рацион тип- нужна идентификация. 14. Понятие политического рынка и политического капитала Полит рынок - это форма обмена ресурсами, которая сопоставима с информационным рынком. Эта форма вертикальна. Рыночные отнош-ия - кандидаты обещают избирателям все «золотые горы» и требует от избирателя доверия. Эти вертик отнош-ия складыв-ся когда политик получ власть, точнее хочет ее получить - имеет свою соц общность (пенсионеры). Нужно расшир свою соц базу: исслед-ть округа, исслед-ть избирательные места, встретиться с потенциальными избирателями. Доверие избирателей формирует политический капитал. Капитал может идти из общества, а может быть инвестирован. Политический рынок - место, где общество отдает свои возможности и получает своего представителя. Выборы институализируют отношения представительства. Политик включается в политический институт и становится представителем властвующей элиты. Типы полит. рынка: * Аутсайдерский - где взаимодействуют, с одной стороны, представители полит. класса (реальные носители власти), а с другой, социальные субъекты (на кого эта власть воздействует). Общ-во выбирает себе представительство. * Инсайдерский - субъекты обмена - сами члены полит. класса. В отличие от аутсайдерского рынка, он предполагает немедленный обмен ресурсами. В качестве ресурса может выступать любая должность, с др. стороны, компетентность и лояльность. Например, конкурс на занятие должности. У нас назначение на основе лояльности. Исходный ресурс на политическом рынке - возможность принимать решения. Например, ресурс избирателя- право голосовать. Взамен кандидат предлагает свои варианты решения проблем - полит программы, обещания, что требования будут выполнены. Представители получают власть в кредит. Кредит доверия - Бурдье. Полный возврат кредита доверия - очень редко. Если он не возвращается, то кандидата вновь не изберут. Полит капитал, кот он обладает, - это разновидность символического капитала. Политический капитал П. Бурдье делил на: · личный, приобретенный благодаря особым свойствам личности (репутация, «имя», реноме) или в результате реконверсии личного капитала из других сфер жизни (известные актеры, ученые, юристы, предприниматели), · делегированный, то есть инвестированный какой-либо политической организацией Полит капитал - уровень доверия и поддержки, кот политический субъект получает от группы. Полит капитал - это разновидность символического капитала. Политический капитал может быть в виде должностных постов. 15.Основные идеи теорий социальной и политической стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, П. Бурдье Социальная стратификация - характеризует дифференциацию общества, которые складываются под воздействием, различных отношений и связей. Представляет собой процесс и результат деления людей на неравнозначные группы, которые образуют иерархическую структуру. Система социальной стратификации - зафиксированы все отношения равенства и не равенства. Политическая стратификация - дифференциация индивидов и групп, продуктом которой является властная иерархия, которая обеспечивает представительство лидирующих социальных групп в политическом пространстве. Критерием стратификации выступают позиции индивидов и групп, в сфере распределения политической власти и влияния, а так же политический капитал, позволяющий оказывать длительное и эффективное воздействие, на процесс принятия государственных решений. Власть - тот критерий, который выстраивает политическую стратификацию в обществе. Политическая стратификация, деление на правящих и управляемых - всегда пирамида, власть моноцентрична. Политическая стратификация связана с общей стратификацией. 4 фигуры отразили характерные черты развития общества. Марксистская концепция - теория классовая. Маркс к классам относил реально существующие группы людей с их антагонистическими интересами. Классы делятся по отношению к средствам производства. В разработке принципов пол. стр. он говорил, что класс - политически организованная сила, которая способна удержать в рамках эксплуатируемый класс. Экономическая стратификация дает основания политической. Управляющие (господствующий класс) и управляемые. Есть анализ классов и классовый борьбы. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата Учение о диктатуре пролетариата. Классы антагонистические, они в конфликте. Борьба приведет в итоге к диктатуре пролетариата и к бесклассовому обществу. Недостаток - абсолютизация экономического фактора, общество стратифицированное - не всегда общество конфликта. Пол. страт - это дифференциация индивидов и соц групп. Предметом явл полит иерархия. Соц страт она же полит. Суть соц-полит фил-ии: учение об общ формациях, в основе кот способ произв-ва, он остоит из произв отношений и произ сил. В каждой формации сущ осн и неос классы - объект явл-ие.Классы:Маркс исслел капиталистич формацию-здесь госп классы пролетарита и буржупзии. Кажд форм имеет госп класс, а классы это большие группы людей. Маркс уделил особую роль классу и полит партии - это ядро части пролетариата, «класс для себя». Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и, следовательно, по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Марксизм обвиняли в экономическом детерминизме. В марксизме общественное бытие лишь в конечном счете определяет общественное сознание. Общественное сознание может отставать, соответствовать, опережать общ бытие. Сознание влияет на бытие Веберовская концепция. Он расширил рамки стратификационного анализа Маркса. Отвергает идею о бесклассовом обществе. Стратификация основана как на объективных критериях, так и на субъективных (власть и престиж). Три стратификационные формы: первые - экономические классы, которые возникают в условиях рынка (средний, высший, низший).Вторая - статусные группы (на основе престижа). Аристократы, элита. Экономические и статусные группы могут не пересекаться. Пример - старые и новые деньги. Третья - критерий - власть. Группы делятся на партии. Распределение власти является сутью отношений между социальными группами в обществе. Он отходил от понимания партии Маркса. Это не партии класса, а группировки людей, которые ориентированы на власть. Партии занимают по отношению друг к другу определяющие статусы (оппозиционные, правящие). Вебер отразил многомерность социального и политического пространства. Не только экономический, но и субъективный фактор. Вводит эконом классы престиж полит партии. Совершенно изменил понятие класса, стало довольно размытым опред. Класс - это мнимый, несолидализиров класс. Он отрицал возм-ть формирования обще-ва на принципах соц рав-ва. Престиж, стиль жизни, отраж соц жизни. В основе стратификации лежит принцип распредел-ия вл-ти. Полит партия - это организация, кот отраж интересы определ групп с интересом, с общей идеей. Вееровский подход: он расширил понятие соц простр-ва, а его ввел бурдье и Сорокин. В соц стратификации гл элемент статусные группы. Политическая стратификация - процесс дифференциации индивидов и групп, выстраивание иерархии, определяющих доступ субъектов к ресурсам. Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти -- на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами. У Вебера стратификация это не просто отношение к собственности. Престиж - в основу стратификации кладет профессиональные группы с их разными качествами. Классы рассматриваются как совокупность людей, которые имеют сходные жизненные шансы. Детерминированные их властью, собственность - не ключевой признак власти. Упор на понятие власти. Бурдье: особенности концепции стратификации-рассматривал социальное пространство, в ней выделял многообраие полей, вместо S-а - понятие агента. Рассмтрив сложные полит процессы. вместо деятельности-практика. Много полей- эк, социальное, культ, политич, символич. Каждое имеет собственную стратификацию. Совокупность агентов облад кач-ами габитуса, опредмечивание. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию». Капитал конвертируется в каждом из полей. Габитус- опредмеченная практика, образ поведение, мышления. В политке можно достигнуть значимых успехов (в 1 поле), а в др полях быть неудачником. Возникает в процессе социализации, восприятия окр мира. Суть: существует система капиталов в разных полях. Агент может занимать доминирующую позицию в каком-либо поле. Агент имеет одну позицию в одном поле. Политическое поле в концепции политической стратификации - это особое место, пронизывающее все остальные сферы общественной жизни. Борьба идет между капиталами различных полей. Бурдье определяет класс как совокупность агентов, занимающих сходную позицию. Совокупность присущих социальному агенту диспозиций (диспозиция означает предрасположенность агента к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения) Бурдье называет габитусом. Габитус определяет отношение агента к занимаемой в наст время позиции, и, тем самым, выработку практической позиции по отношению к социальному миру. Он представляет собой результат освоения или опривычивания (с франц. габитус - привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации. Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокуп¬ность социальных условий, объективно детерминирующих классо¬вую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Сорокин- расширил стратификационные Формы. Рассматривал социальный мир людей. Условия и возможности индивидов и групп- социальные (ранжирование богатых и бедных), политические (ранжирование по горизонт и вертик мобильности), профессиальные (начальник и подчиненный). Соц. стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду - в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении соц. групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты). Сорокин подробно не рассматривал политич стратификацию и иерархию; ввел понятие социальной мобильности. 16. Понятие политического интереса, политического поведения и политического участия Николо Макиавелли - первый кто начал рассматривать реальную политику. В политике всегда нужно искать интересы, в политике нет друзей. В политике - главное интересы, закономерностей нет, есть тенденции. Сложно провести грань м/у 3 этими понятиями. Это размытые понятия. Интерес предполаг активного индивида, группа с определ интересами, а его S-ы отраж реальн полит жизнь. В полит интересах всегда присутств и субъективное и объектвное. Точки зрения: 1) полит интерес - область полит псих-ии (подход к иссл пол вл-ти. Воля к вл-ти залож в личности, s-ый процесс 2) К. Маркс (политика - это объективный полит процесс) 3) Полит интерес имеет и объективн и субъективн составл (Макиавелли) ПИ - это причина действия субъектов, определяющ их полит пов-ие и участие. ПИ есть источник пол пов-ия, кот побужд S-а политики к постановке определ полит целей и осуществл конкретных полит действий. Структура ПИ: мы можем судить о соц полож-ии S-а, о степени осозн своего полож в об-ве, ПС, о мотивах индивидв. Объект интереса - все поле полит социологии: пр-ма вл-ти, пр-ма разр-ки и принятия реш-ия. Затрагив вопрос вл-ти + интересы взаим-ия м/у различными ПС. Роль полит интересов в полит процессе: дают самое четкое представление о соц потр-ях об-ва, класса. ПИ выраж ур-нь развития полит деят-ти, созд-ие полит программ, участие в разр-ке программ, дает основ-ие для развития полит теорий. Полит интерес и полит поведение тесно связаны. ПИ более субъективн. ПП- это субъективно-мотивиров система д-ий воздейств-ая на власть или противодействие вл-ти или испо-ие институтов вл-ти. ПП- повед-ие полит институтов , самой полит системы. ПУ - это система действий, предприним членами соц-пол общности на индивид или групповой основе с целью оказать влияние на на процесс принятий решений. А также осуществ гос политики, выбор пол лидера, форм гос курса. Часто ПП и ПУ отождествл, но это неправильно, т.к ПП включ разные формы ПУ. 17. Формы и виды политического поведения и политического участия ПП выступает формой, содержанием которой является конкретный тип ПП-ПУ.
|