|
Телевизионная политическая реклама как фактор формирования общественного мнения
Телевизионная политическая реклама как фактор формирования общественного мнения
2 Федеральное агентство Российской Федерации по образованию Тульский государственный университет Кафедра Социологии и Политологии Контрольная работа по политологии на тему: «Телевизионная политическая реклама как фактор формирования общественного мнения» Выполнил: Кулакова Е.В. Принял: Маркеева М.Ю. Тула - 2007 План Введение 1. Снижение эффективности телевизионной политической рекламы и доверия общества к ней 2. Причины распространения недоверия и методы решения проблемы 3. Мое мнение о мерах повышения действенности политической рекламы Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Реклама уже давно является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Она предлагается нашему вниманию в различных видах: печатном, телевизионном, визуальном и в виде аудиоинформации, в широком масштабе или всего в нескольких предъявлениях. Благодаря рекламе мы формирует своё мнение относительно продуктов питания, бытовой техники, людей, каким-то образом способных повлиять на нашу жизнь. Наряду с коммерческой рекламой с каждым годом становится всё более популярной и значимой политическая реклама. С её помощью и под её влиянием формируются наши политические пристрастия, на её основании мы часто делаем свой выбор и решаем, каким будет «лицо» государственного сектора. В современных теориях циркулирует не один десяток определений политической рекламы. Наиболее совершенным на сегодня нам представляется определение, предлагаемое А. Дейяном: «Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства» Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - С. 29 Данная работа представляет собой анализ теоретического и практического материала касательно телевизионной политической рекламы, её механизмов и влияния на формирование выбора избирателя. Перед нами стоит цель выявить, насколько эффективна телевизионная политическая реклама, какие ее особенности более всего выражены, и, самое главное, как заставить рекламу работать по-настоящему и объективно формировать мнение избирателей. В современном обществе тема формирования общественного мнения под воздействием политической рекламы очень актуальна, так как реклама является источником политических знаний избирателей, и от того, насколько она будет правдива, объективна и эффективна зависит будущее нашего государства. 1. Снижение эффективности телевизионной политической рекламы и доверия общества к ней Телевизионная политическая реклама - для нашей страны явление новое, Сегодня уже можно подвести некоторые итоги почти десятилетней истории ее становления в России. В данной области наметились определенные позитивные сдвиги. В первую очередь, можно отметить значительный количественный рост политической рекламы, который обусловлен освоением все большего числа каналов коммуникации, использованием новых разнообразных типов рекламных обращений. Произошли также качественные изменения: более профессиональным стал подход к ведению рекламных кампаний, используются результаты исследований, осуществляется стратегическое планирование, ведется серьезная разработка рекламных обращений. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побудить людей к участию в каких-либо политических процессах, в частности, в делегировании тех или иных полномочий каким-то деятелям: иначе говоря, побудить людей к тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального. Кроме того, она должна информировать и убеждать. Для этого политическая реклама должна быть логичной, затрагивать эмоциональную сферу, соотноситься с научным мнением, иметь как объективное, так и личностное значение и смысл для человека. Но в настоящее время возникает проблема двуликости политической рекламы. С одной стороны, она несомненно эффективна. Об этом свидетельствует рост арсенала средств политической рекламы, ее количество и огромные деньги, затраченные кандидатами на ее реализацию. Телевизионная политическая реклама сконцентрированы на внушении, психологическом воздействии на население, в результате чего удается сформировать позитивные установки на те или иные политические объекты или события. Яркие, броские речи, внедрение в общественное сознание под видом объективной информации желательного для некоторой группы содержания, воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть, способствуют манипуляции избирателями, реализации декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции. Телевизионные выступления позволяют зрителям получить наиболее полное представление о кандидатах, оценить их внешние данные, манеру вести себя, умение говорить, знакомят избирателей с положениями их программ, предоставляют самим претендентам возможность проявить ораторские способности, завоевать доверие избирателей, использовать самые разные формы саморекламы. С другой стороны, эффективность политической рекламы явно меньше, чем должна быть. Об этом свидетельствуют такие проблемы политической рекламы, как отсутствие достоверной, реальной и объективной информации о политическом объекте. Кроме того, теледебаты, ролики, видеоклипы, видеофильмы, телевизионные политические шоу, использование кандидатами новостей - все виды телевизионной политической рекламы направлены на критику существующего экономического и политического положения страны и не предлагают по существу решения этих проблем. От одной избирательной кампании к другой наши избиратели постепенно накапливают политический опыт. Это, конечно, в основном горький опыт -- опыт разочарования в бывших кандидатах, за которых они голосовали и которые проигнорировали их интересы. Они уже не доверяют широковещательным обещаниям. Возникает еще одна проблема - недоверие общества к политике, в результате чего снижается воздействие политической рекламы на мнение избирателей. Соответственно снижаются и возможности рекламы манипулировать политическим сознанием избирателей, не выполняются цели убеждения и информирования общества. Как следствие этого, современная обстановка в России знаменуется нестабильностью общественно-политической ситуации. Относительно внешнее спокойствие в стране объясняется тем, что население, по большей части, представляет собой пассивную массу. Большинство людей относится к выборам скептически. «Одной из причин такого отношения к выборам является кризис доверия людей к власти вообще и конкретным политическим деятелям в частности». Владыкина И.К. Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С. 141 Особенно низок интерес к общественно-политическим передачам у молодежи. Только 69,5 % опрошенных интересуются политической жизнью общества. «Анализ показал, что молодежь предпочитает слышать правду. Лживая информация, неоправдавшиеся ожидания вызывают негативные впечатления, разочарования людей и надолго фиксируются в их сознании » Аксенова О.Н. Особенности восприятия политической телеинформации молодежью //Социологические исследования. - 2006. - №4. - С. 143. Все это говорит о низком уровне эффективности телевизионной политической рекламы в России и доверия населения к ней, она перестала работать в действительности, так как «если экономическая эффективность рекламных затрат в конечном счете зависит от уровня продаж, то политическая эффективность будет определяться уровнем реальной поддержки граждан, демонстрируемой ими через участие в пропагандируемых акциях» Соловьев А. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ. Серия 12. политические науки. - 1999. - №3. - С. 65-66. 2. Причины распространения недоверия и методы решения проблемы Результаты работы политической рекламы можно проанализировать по количественными оценками. В таблице1 и таблице2 приложения продемонстрированы результаты выборов в государственную думу 1995 г. и 1999г. и соответствующее каждой партии время телевизионной политической рекламы. Таблица показывает несоответствие количества рекламного времени и голосов на выборах, что свидетельствует о неграмотности, ошибках политических имиджмейкеров и консультантов по рекламе, о крайней неэффективности вложения средств в политическую рекламу в России. Кроме того, явка избирателей, составившая 53,9%, совершенно точно подтверждает, что современная политическая реклама не справляется со своими целями: не побуждает общество голосовать и выбирать. В последние годы этот показатель стал еще меньше. Так в 2003 г. в выборах депутатов в Госдуму РФ приняло участие 47,62% населения страны, причем против всех проголосовали 4,32% избирателей. «Эффективность рекламных акций, сообщений зависит от отношения к ним субъекта восприятия, доверия или недоверия к рекламным воздействиям.» Владыкина И.К. Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С. 143 Одним из факторов распространения недоверия является отсутствие полноценного диалога, взаимодействия между политической элитой и широкими слоями общественности. В условиях свободных и многопартийных выборов, пока еще не накоплен опыт "цивилизованной" - т.е. четко подчиненной закону и этическим нормам - конкурентной борьбы сил, стремящихся во власть. Руководство управляет страной старыми методами и не заинтересовано в высокой политической и электоральной активности населения. Об этом говорит тот факт, что в выборах депутатов московской городской думы в 2005 г «впервые в практике выборов в органы государственной власти в Российской Федерации в избирательных бюллетенях отсутствовали строки «Против всех списков кандидатов» и «Против всех кандидатов». Елизаров В.Г. Выборы депутатов московской городской думы - 2005: от особенностей до уроков // Журнал о выборах.-2006.-№1.-С.22 Существует еще одна причина снижения эффективности политической рекламы: это ее масштабы и однообразность. Следствием этого является раздражение и усталость от огромного массива рекламной продукции, достаточно монотонной и навязчивой. Сегодняшняя реклама, по мнению специалистов, не выполняет ни одну из своих функций. По мнению старшего преподавателя кафедры политических институтов и прикладных исследований факультета философии и политологии СПбГУ Ольги Сафоновой, политическая реклама, которую наблюдают горожане, не играет особой роли в их выборе. Специалисты полагают, что повысить эффективность политической рекламы и ее роль в формировании общественного мнения можно, пополнив члены избирательных штабов и команд кандидатов хорошо подготовленным и квалифицированным персоналом, а также использовав честные и добросовестные методы и технологические приемы агитации, однако «за годы становления партийно-политической системы в современной России так и не удалось разработать эффективные способы противодействия «грязным» избирательным технологиям, ставшим неотъемлемой частью российских выборов» Пискун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества// Журнал о выборах. - 2006. - №2. - С. 36. Они также видят решение данной проблемы в формировании четкой позиции партий и кандидатов, во внедрении в сознание ясного, продуманного в деталях образа - стереотипа, увеличивающего ценность кандидата в глазах избирателей, создании выразительной, оригинальной и нескучной телевизионной рекламы, не повторяющей известные, надоевшие решения, в концентрации внимания на главном (не усложняя процесс восприятия), предлагая лишь то, что важно для избирателя, и обращаясь непосредственно к нему. Кроме того, огромное количество невнятных однообразных рекламных роликов на телевидение говорит о необходимости государственного регулирования политической рекламы. Так, например, Верховный Совет Украины принял закон “О политической рекламе и политической агитации”, который закрепляет требования к содержанию и порядку распространения политической рекламы. В других странах также существуют законы о политической рекламе. В нашей стране такая реклама есть, а закона ее регулирующего - нет. 3. Мое мнение о мерах повышения действенности политической рекламы На мой взгляд, усилить эффективность политической рекламы и доверие общества к ней можно, приняв ряд мер. Во-первых, изменив структуру телевизионной политической рекламы. «Одна из особенностей политической рекламы на телевидении состоит в том, что ее материалы оказываются «плотно нагруженными» визуальными или вербальными образами, которые используются отнюдь не произвольно» Назаров М.М, Знаковая структура телевизионной политической рекламы // Политические исследования. - 2001. - №2. - С. 148. Такая реклама не направлена на формирование реального и непредвзятого мнения избирателей. Поэтому заставить политическую рекламу работать объективно можно путем формирования национальной идеи, конкретных предложений и планов политических объединений, которые кандидаты в действительности могут претворить в жизнь. Благоприятно на действенность политической рекламы повлияла бы выработка путей и способов решения проблем, стоящих перед страной и обществом, и оглашение их избирателям. Это позволило бы выполнить такую цель политической рекламы, как информирование. Во-вторых, снизив количество политической рекламы на телевидении в виде коротких роликов, не дающих представления о целях политиков и направленных в основном на популяризацию кандидатов и внушение населению искренности и правдивости конкретной политической организации. Во всем нужна мера. Сейчас всякое чувство меры нарушено. Этот огромный массив рекламы может не столько привлечь избирателей, сколько оттолкнуть. Фонд «Общественное мнение» поинтересовался у россиян, какие чувства у них вызывает политическая реклама. Только 9% респондентов остаются совершенно равнодушными к пиар-акциям политиков. 22% опрошенных говорили о негативных эмоциях, о раздражении, недоверии к подобного рода информации, и только 7% участников опроса настроены позитивно: у них партийная реклама «вызывает любопытство», остаются «хорошие впечатления», да и просто «интересно». Об этом политикам нужно подумать, потому что надо выделяться не только на фоне рекламной продукции, но и решать главную задачу: привлечение голосов избирателей. И здесь смена, допустим, формата, характера агитационной, в том числе рекламной, кампании могла бы оказаться очень эффективной. В-третьих, росту эффективности политической рекламы способствует четкое позиционирование политических объединении, выделение отличий между ними. Современная же политическая реклама акцентирует внимание на «раскручивании» того или иного кандидата, его личных качеств и достоинств. В-четвертых, ориентация политических объединений на приоритеты избирателей, где главные места занимают благополучие семьи, законность, стабильность и здравоохранение, по моему мнению, значительно бы повысила интерес общества не только к политике, политическим организациям, выборам, но и к политической рекламе. Знание настроений людей является залогом построения эффективной рекламной кампании, способствует установлению более доверительного диалога между политиками и избирателями, распространению в обществе атмосферы доверия. Еще одной мерой повышения доверия общества к политикам и их заинтересованности к выборам, на мой взгляд, является запрет платной телевизионной политической рекламы. «Всем партиям и кандидатам предоставляются равные возможности для ведения бесплатной агитации на телевидении, радио и газетах, прямо или косвенно контролируемых государством, вместе с тем платная агитация остается за рамками регулирования» Гельман В.Я. Выборы по-русски: правила игры в Российской электоральной политике //Россия и мир в новом веке. - 2006. - №2. - С. 59. Это приведет к обеспечению равной возможности выступления кандидатов. Ведь не у каждой партии или кандидата хватает средств, чтобы заплатить за значительное количество рекламного времени. Но, несмотря на все проблемы телевизионной политической рекламы, я считаю, что она сохраняет свою функциональность и является одним из критериев выбора избирателей. Ведь по сути, она является единственным источником политической информации для общества. И хотя политическая реклама не справляется со своими целями, что выражается в апатичности и политической неактивности населения страны, она действует методами внушения, манипулирования и тонкого воздействия на психику избирателями, который вынужден делать нежелательный и не удовлетворяющий его выбор. Поэтому чем более правдивой, грамотной и объективной будет телевизионная политическая реклама, тем больше она будет участвовать в формировании общественного мнения избирателей и тем больше выбор избирателей будет осознанным и осмысленным. Заключение В данной работе, я рассмотрела несколько статей из политических журналов, характеризующих современное состояние и уровень развития политической рекламы, отношение к ней населения и уровень его доверия к властям и политикам, а также методы манипуляции населением и особенности восприятия политической информации обществом. Телевизионная политическая реклама должна информировать общество об идеях политических объединений и кандидатов, вызывать интерес населения страны к политике, убеждать в эффективности и необходимости проведения именно такой политической программы. В настоящее же время она больше направлена на рекламирование имени партии или кандидата, их номера в избирательных бюллетенях, на внушение избирателям за кого голосовать путем использования тонких психологических приемов и знаковых средств: цветового решения, логотипов, звуковых и вербальных рядов. Вследствие этого политическая реклама еще действенна, однако, на мой взгляд, вынужденный выбор избирателей не удовлетворяет их самих. Поэтому я пришла к выводу о снижении эффективности политической рекламы и доверия общества к ней. Не смотря на то, что политическая реклама продолжает внушать и воздействовать на людей, она перестала работать в действительности, не справляясь с функцией информирования, предоставляя ложную информацию. В атмосфере недоверия, политическая реклама не справляется с функцией убеждения и побуждения людей участвовать в политической сфере жизни общества. Кроме того, я не обнаружила никакого государственного регулирования политической рекламы с целью повышения ее эффективности. Все это говорит о низком уровне развития телевизионной политической рекламы в России, недостаточном и не результативном использовании ее возможностей. В целом можно сказать, что цель данной работы выполнена. Проанализировав некоторые источники, в том числе статьи из региональных и иностранных газет, я выявила несколько проблем политической рекламы и пути их решения, а также предложила собственные меры, для формирования объективного и непредвзятого общественного мнения. Список использованной литературы 1. Аксенова О.Н. Особенности восприятия политической телеинформации молодежью // Социологические исследования. - 2006. - №4. - С. 160 2. Владыкина И.К., Плесовских С.Н, Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С.184 3. Гельман В.Я. Выборы по-русски: правила игры в Российской электоральной политике //Россия и современный мир. - 2006. - №2. - С. 234 4. Елизаров В.Г. Выборы депутатов московской городской думы - 2005: от особенностей до уроков // Журнал о выборах.-2006.-№1.-С. 54 5. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - С. 253 6. Назаров М.М, Папантиму М.А. Знаковая структура телевизионной политической рекламы // Политические исследования. - 2001. - №2. - С. 192 7. Пискун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества// Журнал о выборах. - 2006. - №2. - С. 49 8. Соловьев А.И., Решетов К.И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ. Серия 12. политические науки. - 1999. - №3. - С. 128 Приложение Таблица 1 Ведущие рекламодатели на ТВ в предвыборную компанию в Госдуму 1995 г. |
Название партии (движения) | Общее рекламное время | Процент полученных на выборах голосов | | "Наш Дом - Россия" | 7 час. 21 мин. | 9, 89 | | "Блок Ивана Рыбкина" | 7 час. 2 мин. | 1, 12 | | ЛДПР | 5 час. 16 мин. | 11,06 | | КРО | 2 часа 29 мин. | 4, 29 | | "Мое Отечество" | 1 час 28 мин. | 0, 72 | | ДВР - Объединенные демократы | 1 час 18 мин. | 3, 90 | | "Стабильная Россия" | 1 час 3 мин. | 0, 12 | | "Вперед, Россия" | 1 час 2 мин. | 1, 96 | | "Женщины России" | 55 мин. | 4,60 | | "Яблоко" | 53 мин. | 6,93 | | Социал-демократы | 38 мин. | 0, 13 | | "Блок Д. Давиташвили" | 37 мин. | 0, 48 | | ПРЕС | 36 мин. | 0, 36 | | "Партия любителей пива" | 35 мин. | 0, 65 | | "Кедр" | 32 мин. | 1, 40 | | КПРФ | 349 сек. | 22, 31 | | Аграрная партия России | 90 сек. | 3, 78 | | Партия самоуправления трудящихся | 37 сек. | 4, 01 | | |
Таблица 2 Ведущие рекламодатели на ТВ в предвыборную компанию в Госдуму 1999 г. |
Название партии (движения) | Общее рекламное время, сек | Процент полученных на выборах голосов | | "Яблоко" | 21880 | 5,93 | | СПС | 15430 | 8,52 | | Единство | 7080 | 23,32 | | ЛДПР | 6780 | 5,98 | | Отечество-Вся Россия | 2210 | 13,13 | | |
|
|