БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Власть и властные отношения

Власть и властные отношения

5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Кафедра

Экономики и управления

Оценка работы

РЕФЕРАТ

По дисциплине

ПОЛИТОЛОГИЯ

Власть и властные отношения

Студент

Группа

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Руководитель

Шардыко С.К.

(уч. степень, звание)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Екатеринбург

2006

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение……………………………………………………………………...

3

1.

Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти……………..

4

2.

Виды власти. Проблемы легитимности власти…………………………..

10

Список литературы…………………………………………………………….......

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….……………………………………………….....

17

Введение

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена
занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Поэтому мы попробуем разобраться в этом парадоксе.

1. Понятие власти.

Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти

Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, -- является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».

Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи -- о власти законов, политологи -- о политической власти и т.д.

В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995).

Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.

Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть--это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

В данном случае возникает отношение управления--исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования--подчинения.

Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т.Парсонс, К.Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке.

Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть--это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса.

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)-- второго важнейшего элемента власти. Власть--всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх--это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на ин-тересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряже-ний, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объек-та является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет сво-ему руководителю.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зави-сит также еще от одного важного фактора -- неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного чело-века другому (объекта-субъекту) лежит неравенство.

Власть -- возникающая на основе естественного не-равенства, всегда носит характер межличностного взаи-модействия, всегда персонифицирована. Возникает под-чинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое пре-имущество, едва ли его распоряжения будут выполнять-ся. Власть, основанная на социальном неравенстве, утра-чивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника неза-висимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физи-чески или слабее. Именно такая власть носит более опре-деленный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На-пример, руководитель предприятия, лидер партии обла-дают исключительным правом на принятие решений, обя-зательных для подчиненных.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ре-сурсов власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те сред-ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсы власти -- это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информа-ции), либо орудия, с помощью которых можно лишить чело-века тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут исполь-зоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует не-сколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нор-мативные.

К утилитарным относятся материальные и другие со-циальные блага; к принудительным -- меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ори-ентации и нормы поведения человека. Они призваны обес-печить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на эко-номические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы -- это материальные ценно-сти, необходимые для общественного производства и по-требления (деньги, продукты питания, полезные ископае-мые и др.).

Социальные ресурсы -- способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци-альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы -- знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы -- это оружие и аппарат физиче-ского принуждения, специально подготовленные для это-го люди.

Специфическим ресурсом власти является сам чело-век (демографические ресурсы). Люди -- это универсаль-ный, многофункциональный ресурс, который создает дру-гие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражает-ся в экономическом, политическом и идеологическом видах.

Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствую-щих экономических интересов.

Идеологическое господство представляет собой мо-нополию идеологической системы взглядов, оправдываю-щих справедливость существующего экономического и по-литического порядков.

Руководство -- это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных свя-зей, отношений субординации и требует безусловного под-чинения исполнителя руководителю. Основа руководства -- административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства -- осу-ществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.

Через управление и организацию осуществляется ре-ализация политических, экономических и иных программ.

Управление -- это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодей-ствие между трудовыми коллективами, партиями, населе-нием области, района и т. п.

Контроль -- это способность властных органов и ин-ститутов постоянно следить за тем, как реализуются зако-ны, указы и распоряжения власти.

Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти -- системы организаций и норм их устройства и деятельно-сти. Применительно к такому сложному социальному орга-низму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в це-лом. В рамках этой системы разрабатываются и принима-ются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.

2.

Виды власти. Проблемы легитимности власти

Особенности различных элементов власти -- субъекта, объ-екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, соци-альную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть -- это контроль над экономи-ческими ресурсами, собственность на различного рода ма-териальные ценности.

Социальная власть -- это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая власть -- всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осу-ществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом при-знаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для вся-кой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит -- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти эконо-мической);

5) многообразием ресурсов.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические ре-шения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодатель-ных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формиро-вания политической элиты. Они подвижны и меняются по ме-ре развития общества. Так, в феодальном обществе вхожде-ние в политическую элиту было предопределено принадлеж-ностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нор-мой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязаннос-ти управляющих и управляемых, их взаимную ответствен-ность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федера-ции -- все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участниками властного вза-имодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить ини-циативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие мо-жет быть обеспечено только силой или угрозой ее примене-ния.

Особым видом политической власти является государ-ственная власть. Это социально организованная власть, рас-полагающая монопольным правом издавать законы, обяза-тельные для всего населения и опирающаяся на особый аппа-рат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тес-но смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).

Духовно-информационная власть -- это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и ин-формации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные обра-зовательные и просветительские учреждения, а также че-рез средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распрост-ранению объективных сведений о деятельности правитель-ства, положении общества, но и манипулированию, осно-ванному на специальных методах обмана, на управлении со-знанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

В зависимости от субъектов власть делится на пар-тийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения выделяются мегауровень -- международные организации (ООН, НАТО); макро-уровень -- центральные органы государства; мезоуровень -- подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень -- власть в первичных организациях и ма-лых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют де-мократическая, авторитарная и т. п. власти.

Различные общественные власти находятся в слож-ном взаимодействии. Многие политологи важнейшей счита-ют экономическую власть.

Политическая власть, испытывая сильное воздейст-вие со стороны власти экономической, достаточно самостоя-тельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.

Е определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (на-пример, в период избирательных компаний).

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли по-литики наблюдается в тоталитарных государствах. Демо-кратический строй предполагает разделение властей, а так-же сфер влияния внутри этих властей.

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть ко-роля как единственно законную в отличие от власти узурпа-тора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется обычно как пра-вомерная и справедливая. Легитимность связана с верой по-давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французско-го как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» -- близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а вто-рое -- юридический.

Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенно-сти мотивов подчинения.

1. Традиционная легитимность. Она возникает благо-даря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непо-колебимость и священность издавна существующих поряд-ков. Традиционное господство присуще монархиям. Подав-ляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации тради-ционная легитимность во многом схожа с отношениями в па-триархальной семье, основанными на беспрекословном по-виновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лиде-ры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традицион-ная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохра-нение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Легальная или рационально-правовая легитим-ность. Она основывается на добровольном признании ус-тановленных юридических норм, направленных на регу-лирование отношений управления и подчинения. Наибо-лее развитой формой этого типа власти является консти-туционное государство, в котором беспристрастные нор-мы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для че-го имеются установленные законом процедуры. В систе-мах подобного вида власть политической элиты легити-мируется «царством закона». Для обоснования своей вла-сти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которы-ми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его лично-сти. Харизматическая власть является относительно не-стабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вре-мя как традиция и закон являются фактами обществен-ной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опе-реться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае созна-тельно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способ-ствует их признанию и принятию населением. Харизма-тическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправда-нии власти с помощью идеологии, вносимой в массовое со-знание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Иде-ологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убежде-ния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой ле-гитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологи-ческая -- однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Во второй половине XX в. многие молодые государст-ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимнос-ти. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.

Следует иметь в виду, что типы власти связаны с кон-кретной политической действительностью. Реально суще-ствующие политические системы представляют собой пе-реплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяе-мые в качестве теоретической концепции, с конкретной ре-альностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без вы-деления этих идеальных типов осмысление реальных поли-тических систем было бы невозможно.

Исследователи выделяют несколько источников ле-гитимности.

1. Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, поз-воляет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.

2. Технократическая легитимность, т. е. легитим-ность посредством экономической, военной, образователь-ной и т. п. деятельности власти.

В этом случае легитимность находится в прямой зави-симости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япо-ния, Южная Корея, Сингапур и др.).

3. Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила -- это послед-ний аргумент власти, с помощью которого она стремится по-высить свою легитимность.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вы-звать кризис и даже крах политического режима.

Основными причинами делегитимизации являются следующие:

а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интереса-ми властвующей элиты;

б) противоречие между идеей демократии и социаль-но-политической практикой. Это проявляется в попытке ре-шить проблемы силовым путем, нажимом на средства мас-совой информации;

в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

д) национализм, этнический сепаратизм в многонаци-ональных государствах, проявляющиеся в отвержении фе-деральной власти;

е) потеря правящей элитой веры в правомерность сво-ей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрез-вычайно важное значение.

Список литературы

1) Власть: очерки политической философии Запада // Под ред. Мшениверадзе М. М. М., 1995.

2) Ильин И. Аксиомы власти . 1994. Краснов Б. И.

3) Разуваев В. В. Власть в России: бюрократическое измерение 1995.

4) Шестопал В. Б. Образ власти в России: желания и реальность 1995.

Заключение

В своей работе я попыталась раскрыть феномен политической власти в
некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая
определяет политику; власть существует везде, где есть совместная
деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть
которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил
в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом
деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта
инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная
модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и
подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит
гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными
между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим
образом.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011