МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ...
Первая ступень
— дошкольное образование
Вторая ступень —
среднее образование
Вечерние школы
Третья ступень —
высшее образование
Обучение на коммерческой
основе
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка разносторонне образованным человеком. С малых лет детей начинают водить в различные студии, кружки, секции. Дальше начинаются школы, лицеи, гимназии. И наконец, колледжи, институты, университеты.
А может быть, все эти новомодные колледжи и лицеи не нужны? Может быть, лучше учиться в обычной школе? В чем разница между колледжем и техникумом, школой и гимназией, государственным и негосударственным образованием? Как не ошибиться в выборе? Какие права имеют школьники, студенты и их родители? Об этом и о других проблемах, связанных с образованием, вы узнаете, прочитав этот раздел.
Право на образование
Образование как правовая категория — это процесс достижения гражданином определенного образовательного уровня, подтверждаемого в установленном порядке соответствующим документом.
Порядок и гарантии получения образования регулируются Законом РФ «Об образовании» от 10. 07. 92 г. в редакции федерального Закона от 13. 01. 96 г. В соответствии со ст. 5 этого Закона всем гражданам Российской
Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям*), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Законом могут быть установлены ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. По другим признакам ограничения права на образование устанавливаться не могут (ст. 5 Закона «Об образовании»).
В соответствии с законодательством граждане Российской Федерации имеют право на получение образования на родном языке. Для обеспечения реальности этого права в различных регионах создаются национальные школы и другие образовательные учреждения, в которых преподавание ведется на родном языке. Независимо от языка, на котором ведется обучение, во всех школах изучают русский — как государственный язык страны.
Система образования
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» система образования в России состоит из двух основных компонентов:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные) программы;
2) профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Целью общеобразовательных программ является достижение определенного образовательного уровня, позволяющего адаптироваться в обществе и создающего основы для осознанного выбора и освоения профессии.
К общеобразовательным относятся программы:
— дошкольного образования;
— начального общего образования;
— основного общего образования;
— среднего (полного) общего образования. Целью профессионального образования является получение специальных знаний в определенной области жизне-
деятельности, позволяющих выполнять работу определенной квалификации, а также последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней. К. профессиональным относятся программы:
— начального профессионального образования;
— среднего профессионального образования;
— высшего профессионального образования;
— послевузовского профессионального образования.
Государство путем принятия образовательных стандартов устанавливает обязательный минимум знаний, которые должен получить обучающийся на каждой ступени общеобразовательной или профессиональной программы.
Образовательные учреждения
Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс. Образовательное учреждение является юридическим лицом, т. е. оно имеет свою печать, расчетный и другие счета, может от своего имени заключать различные сделки, приобретать имущество и т. п.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Независимо от того, кому принадлежит образовательное учреждение, его деятельность осуществляется в соответствии с законодательством России об образовании.
Любое образовательное учреждение, как государственное, так и частное, должно иметь устав, зарегистрированный в установленном порядке (в регистрационной палате или местном органе власти). В уставе должны быть отражены:
— все права и обязанности образовательного учреждения;
— порядок обучения в нем;
— права, обязанности и ответственность обучающихся;
— язык, на котором ведется обучение;
— нринятая в учреждении система оценок;
— сроки освоения той или иной образовательной программы;
— ответственность учреждения перед учащимися (их родителями).
Устав — это основной документ, с которым должны познакомиться родители или абитуриенты при выборе образовательного учреждения. Отказать в ознакомлении с уставом образовательное учреждение не имеет права. Если вам все же не предъявляют устав для ознакомления, обратитесь в районный (городской) отдел народного образования, в котором хранятся копии уставов всех образовательных учреждений, находящихся на территории района.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ «Об образовании» все образовательные учреждения должны иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Лицензия выдается местным органом управления образованием (как правило, в регионах это районные (городские) отделы народного образования) на основании заключения экспертной комиссии.
Порядок выдачи лицензий регулируется Положением «О порядке лицензирования образовательных учреждений», которое утверждено приказом Министерства образования РФ от 17. 11. 94 г. № 442. Согласно этому положению с целью проверки условий, в которых будет проходить обучение, проводится экспертиза: соблюдены ли требования техники безопасности, санитарные нормы при оборудовании помещения, укомплектован ли штат работников и имеют ли они необходимое для преподавания образование. Если все требования соблюдены, то образовательному учреждению выдается лицензия. Таким образом, лицензия — это документ, подтверждающий, что данное учреждение может осуществлять образовательную деятельность. Никакой содержательной проверки методик обучения при выдачи лицензии не проводится.
В лицензии указываются следующие сведения:
— наименование образовательного учреждения;
— его юридический адрес;
— срок действия лицензии (она может выдаваться на | срок до 5 лет);
— вид образовательного учреждения (дошкольное, среднее, профессиональное и т. п.).
После получения лицензии образовательное учреждение может начинать свою деятельность.
Образовательные учреждения могут иметь одновременно несколько лицензий, например на дошкольное образование и общее начальное и т. п. Форму такой лицензии см. в Приложении № 12.1.
Виды образовательных программ
Как уже говорилось, существует несколько ступеней образования. Часть из них относится к базовому образованию и предоставляется бесплатно, другие являются дополнительными и оплачиваются родителями или учащимися.
Первая ступень — дошкольное образование
Конечно, первыми и главными педагогами являются родители. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Дальнейшее дошкольное образование может быть домашним или происходить в специальном дошкольном учреждении.
Если дошкольное учреждение государственное., его деятельность регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которое утверждено постановлением Правительства РФ № 677 от 1. 07. 95 г. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений данное Типовое положение носит рекомендательный характер.
Виды дошкольных учреждений
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
—=- детский сад;
— детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции от-
клонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санигарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразви-вающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
— центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Прием детей в дошкольные учреждения
В соответствии с п. 25 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В первую очередь принимаются дети:
— работающих одиноких родителей;
— учащихся матерей;
— инвалидов I и II групп;
— из многодетных семей;
— находящиеся под опекой;
— родители (один из родителей) которых находятся на военной службе;
— безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, а также дети студентов.
Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (п. 27 Типового положения).
Наполняемость групп
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении количество групп определяется учредителем исходя из наличия помещений, персонала, а также финансирования. При этом количество
детей в группах не должно превышать установленных норм.
В группах:
— от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
— от 1 года до 3 лет — 15 детей;
— от 3 лет до 7 лет — 20 детей. В разновозрастных группах:
— при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
— при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
— при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 20 детей.
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:
— с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и до 10 детей;
— с фонетико-фонематическими нарушениями речи (только в возрасте старше 3 лет) — до 12 детей;
— глухих — до 6 детей для обеих возрастных групп;
— слабослышащих — до 6 и до 8 детей;
— слепых — до 6 детей для обеих возрастных групп;
— слабовидящих, а также с амблиопией, косоглазием — до 6 и до 10 детей;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и до 8 детей;
— с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) — до 6 и до 10 детей;
— с задержкой психического развития — до 6 и до 10 детей;
— с глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3 лет) — до 8 детей;
— с туберкулезной интоксикацией — до 10 и до 15 детей;
— часто болеющих — до 10 и до 15 детей;
— со сложными дефектами (2 и более дефекта) — до 5 детей для обеих возрастных групп;
— с иными отклонениями в развитии — до 10 и до 15 детей.
Медицинское обслуживание
Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания (п. 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении).
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится только за счет средств учредителя, но никак не родителей.
Дети и религия
В дошкольных образовательных учреждениях не допускается создание и деятельность религиозных движений и организаций. В дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер.
Дополнительные услуги
В соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ (изучение иностранных языков, обучение живописи, танцам и т. д.) с учетом потребностей семьи. Оказываться такие услуги могут только на основе договора с родителями (п. 20 Типового положения). Возможность оказания платных услуг должна быть закреплена в уставе. Платные услуги могут быть только добровольными. То есть в соответствии с этим пунктом Типового положения если родители не согласились оплачивать какие-либо занятия для своего ребенка, то навязывать эти занятия или исключать ребенка из дошкольного учреждения противозаконно. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.
Взаимоотношения дошкольного учреждения с родителями
Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность родителей (лиц, их заменяющих) и дошкольного образовательного учреждения, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода (п. 30 Типового положения).
Вторая ступень — среднее образование
Три ступени обучения
Так же как дошкольные, учреждения, дающие среднее образование, бывают государственные и негосударственные. Если учебное заведение государственное — его деятельность регулируется Типовым положением об образовательном учреждении, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 31. 08. 94 г. в редакции от 9. 09. 96 г. Положение является обязательным для всех государственных образовательных учреждений.
Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
В средней школе существует три ступени обучения:
— 1-я ступень — начальное образование (нормативный срок 3 — 4 года);
— 2-я ступень — основное общее образование (нормативный срок 5 лет);
— 3-я ступень — среднее полное общее образование (нормативный срок 2 — 3 года);
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Конституцией РФ государство гарантирует всем гражданам бесплатное получение среднего образования. Образовательное учреждение обязано принять любого ребенка на обучение, если он проживает на данной территории. Гражданам, не проживающим на территории, обслуживаемой образовательным учреждением, может быть отка-
зано в приеме на обучение только в связи с отсутствием свободных мест. В образовательные учреждения, углубленно изучающие определенные предметы, прием производится на конкурсной основе. При равных результатах преимущество имеют граждане, проживающие на данной территории.
Получение основного общего образования (2-я ступень) является обязательным для всех граждан. Однако требование обязательности основного образования снимается после достижения гражданином 15-летнего возрас-. та, если к этому времени он такое образование еще не получил. Очное обучение в общеобразовательном учреждении на 2-й ступени возможно до достижения 18-летнего возраста (ст. 19 Закона «Об образовании»).
Организация учебного процесса в каждом образовательном учреждении осуществляется на основе разрабатываемого учебного плана. Однако в соответствии с Положением об образовательном учреждении продолжительность учебного года регламентирована: для первоклассников — 30 учебных недель, для 2 — 11-х классов — 34 недели. Время каникул школа определяет самостоятельно, в то же время продолжительность школьных каникул в течение года не может быть меньше 30 дней, летом — менее 8 недель.
Платить или не платить?
Довольно часто школы требуют с родителей деньги: то на покупку учебников, то на приглашение дополнительных преподавателей и др. Прежде чем давать ребенку деньги, убедитесь, что школа имеет право эти деньги получить. Для этого надо посмотреть устав школы, в котором указано, может ли данное образовательное учреждение оказывать дополнительные платные услуги. Если да, то узнайте, какие именно дополнительные услуги ваш ребенок будет получать за деньги. Как мы уже упоминали, существуют образовательные стандарты, которые включают базовые предметы, количество часов, отведенных на изучение этих предметов. Например, для 2-й ступени образования преподавание иностранного языка является обязательным. Требование денег за преподавание предметов, включенных в образовательный стандарт для данной
ступени образования, — незаконно. Не менее незаконна замена бесплатных занятий платными. Если вместо математики вашему ребенку начинают преподавать за дополнительную плату историю, то помните, что школа нарушает законодательство.
Что касается учебников, то вам самим надо решить, будете ли вы сами покупать их или ваш ребенок воспользуется школьными учебниками. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» обучающемуся ежегодно должен бесплатно выдаваться комплект учебников. К сожалению, учебники быстро устаревают, и многие учителя предпочитают проводить занятия по новым методикам, требующим других учебников. В этом случае только от вас зависит, по каким книгам будет учиться ваш ребенок. Если вы не хотите или не имеете возможности приобрести требуемые учителем книги, то обязать вас школа не может (если только это не было оговорено в договоре при поступлении ребенка в данное образовательное учреждение), хотя, конечно, трудно себе представить ситуацию, в которой ученики одного класса будут учиться по разным учебникам — одни по бесплатным школьным, другие — по купленным родителями.
Государственными образовательными учреждениями могут оказываться платные образовательные услуги. Однако услуги, направленные на совершенствование образовательного процесса, при наличии имеющихся условий и средств (например, снижение наполняемое™ классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие, предусмотренные Типовым положением об образовательных учреждениях) не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги и привлечение на эти цели средств родителей не допускается.
Письмом Министерства образования РФ от 21. 07. 95 г. установлен примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение. Согласно этому перечню возможны две группы услуг, оказываемых за дополнительную плату:
/. Образовательные и развивающие услуги:
а) изучение специальных дисциплин сверх часов и
сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
в) различные курсы:
— по подготовке к поступлению в учебное заведение;
— по изучению иностранных языков;
— повышения квалификации;
— по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
г) различные кружки:
— по обучению игре на музыкальных инструментах;
— фотографированию;
— кино-, видео-, радиолюбительскому делу;
— кройке и шитью, вязанию, домоводству;
— танцам и т. д.;
д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д., т. е. всему тому, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
2. Оздоровительные мероприятия:
— создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные спортивные группы и т. д.).
Образование в семье
Родители имеют право, согласно ст. 51 Закона, дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения
(при его положительной аттестации) по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении.
Обучение детей-инвалидов
Порядок получения образования детьми-инвалидами установлен постановлением Правительства РФ № 861 от 18. 06. 96 г. «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
В соответствии с указанным постановлением для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) создают условия для обучения на дому.
Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет ближайшее к месту жительства ребенка-инвалида образовательное учреждение. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.
Образовательное учреждение обеспечивает детям-инвалидам, обучающимся на дому:
— бесплатно на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
— методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, оказываемую специалистами из числа педагогических работников;
— промежуточную и итоговую аттестацию;
— лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдачу документа государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образователь-
ных учреждений. Такие педагогические работники могут (по договоренности) участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
Родителям, имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты.
Дети и сельхозработы
Еще на так давно учебный год начинался и заканчивался «полевыми работами». Детей примерно с десятилетнего возраста возили «на картошку, морковку, сурепку и т. п.», и все это за счет учебных занятий. Что же происходит сейчас?
Согласно ст. 50 Закона РФ «Об образовании» привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных (государственных или негосударственных) учреждений без их согласия и (или) согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Государственное и негосударственное образовательное учреждение
В принципе особой разницы между государственными и негосударственными образовательными учреждениями не существует. Однако есть разница между документами об образовании, выдаваемыми различными образовательными учреждениями.
Документ государственного образца имеет право выдавать аккредитованное государством и прошедшее аттестацию образовательное учреждение. Порядок аккредитации и аттестации установлен приказом Министерства образования РФ от 25. 01. 96 г.
В соответствии с этим приказом аттестация — это процедура проверки содержательной деятельности образовательного учреждения (качества образовательных программ, уровня квалификации персонала и т. п.). Заявление с просьбой об аттестации образовательное учреждение может подать в орган управления образованием только после первого выпуска учеников, но не ранее чем через три года после получения лицензии при наличии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины учеников. Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия. Аттестацию образовательное учреждение проходит раз в пять лет. Положительное заключение аттестационной комиссии является основанием для государственной аккредитации.
Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура признания государством статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения). По итогам государственной аккредитации сроком на 5 лет выдается свидетельство, которое подтверждает право образовательного учреждения выдавать документы об образовании государственного образца.
Контроль за качеством образования
Согласно ст. 38 Закона РФ «Об образовании» государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляет государственная аттестационная служба. Она может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям того или иного государственного образовательного стандарта.
Основанием для рассмотрения высшим органом государственной аттестационной службы вопроса о направлении указанной рекламации является, в том числе, решение общего собрания родителей обучающихся. Таким образом, если вы обоснованно недовольны обучением ребенка в аккредитованном образовательном учреждении, можете собирать общее собрание родителей и принимать решение о ходатайстве перед аттестационной службой о направлении в адрес школы соответствующей рекламации.
Отклонение требований заявителей о рекламации принимается высшим органом государственной аттестационной службы и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ государственной аттестационной службы от направ-
ления рекламации может быть обжалован заявителями в суд. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту регистрации образовательного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда данной инстанции является окончательным.
Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление государственной аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
В случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением государство вправе предъявить такому образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях (ст. 49 Закона «Об образовании»).
Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения (регистрации) образовательного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда данной инстанции является окончательным.
Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования и желающие получить документ об образовании государственного образца, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
По разным причинам некоторые граждане не могут закончить образование в обычной школе. Поэтому в России действует сеть вечерних (сменных) школ, в которых граждане могут получить среднее образование без отрыва от производства. Деятельность таких образовательных учреждений регулируется Типовым положением о вечернем (сменном) образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ № 1237 от 3. 11. 94 г. (в редакции постановления Правительства РФ № 1058 от 9. 09. 96 г.) Для государственных образовательных учреждений это положение является обязательным, для негосударственных — рекомендательным.
В соответствии с указанным Типовым положением вечерние (сменные) образовательные учреждения могут быть открытыми (для обучения всех желающих), а также создаваться при закрытых учреждениях, например при воспитательно-трудовых колониях, исправительно-трудовых учреждениях и т. п. Обучение в этих учреждениях может быть очным, очно-заочным, заочным, а также производиться в форме семейного образования или экстерната. Возможны различные комбинации форм обучения.
Порядок открытия вечерних школ
Вечернее общеобразовательное учреждение открывается в городах при наличии не менее 100, в рабочих поселках и сельской местности — не менее 80 обучающихся. Для лиц, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, учреждение открывается при наличии не менее 80 обучающихся.
Наполняемость классов в городских вечерних общеобразовательных учреждениях устанавливается в количестве не менее 25 обучающихся, а в учреждениях, расположенных в рабочих поселках, сельской местности, в учреждениях при ИТУ — не менее 15 обучающихся.
При меньшем количестве обучающихся учреждение может организовывать группы с заочной формой обучения и обучение по индивидуальному плану. Группы с заочной формой обучения учреждение открывает при наличии не менее 9 обучающихся.
Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:
— II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет);
— III ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 3 года).
При наличии граждан с более низким уровнем образования для них может быть организовано обучение по образовательной программе I ступени (начальное образование). Учреждение самостоятельно в определении годо-
вого календарного учебного графика. Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного Года — 36 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 20 календарных дней, летних — не менее 10 недель.
Порядок приема в вечерние школы
В вечернюю школу принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам.
Лица, не имеющие указанных документов, могут быть приняты по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами образовательного учреждения.
Прием заявлений и зачисление в учреждение производится, как правило, до начала учебного года. Лица, перешедшие из других образовательных учреждений, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.
Возраст, с которого допускается прием обучающихся, определяется уставом учреждения. Предельный возраст получения основного общего и среднего (полного) общего образования не ограничивается.
Обучающиеся в вечерних учебных заведениях имеют право:
— на получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с едиными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня они получают впервые;
— на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг на договорной основе;
— на участие в управлении учреждением в форме, определяемой уставом.
В случае прекращения деятельности учреждения или его ликвидации, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся с их согласия, а также с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних в другие образовательные учреждения соответствующего вида.
Льготы для тех, кто учится без отрыва от производства
Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях среднего общего и профессионального образования, установлены постановлением Совета Министров СССР № 1116 от 24. 12. 82 г., действуют они и в настоящее время. Основные из этих льгот следующие:
— за время освобождения от работы обучающимся без отрыва от работы рабочим и служащим выплачивается 50% средней заработной платы по основному месту работы, но не менее установленного законом минимального размера оплаты труда;
— руководители предприятий, учреждений, организаций могут предоставлять (не нанося при этом ущерба производству) рабочим и служащим, обучающимся в средних общеобразовательных вечерних (сменных) и заочных школах, по их желанию, в период учебного года 1 — 2 свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы;
— рабочим и служащим, обучающимся в средних общеобразовательных вечерних (сменных) и заочных школах, предоставляется на период сдачи выпускных экзаменов в XI классе дополнительный отпуск продолжительностью 20 рабочих дней, а в IX классе — 8 рабочих дней с сохранением заработной платы по основному месту работы;
. — рабочим и служащим, обучающимся в V, VI, VII, VIII, X и XI классах указанных школ, предоставляется на время сдачи переводных экзаменов от 4 до 6 свободных от работы дней с сохранением средней заработной платы по основному месту работы;
— лицам, допущенным к экзаменам в порядке экстерната за восьмилетнюю школу, предоставляется допол-
нительный отпуск продолжительностью 15 рабочих дней, а на время экзаменов на аттестат о среднем образовании — 20 рабочих дней с сохранением средней заработной платы по основному месту работы;
— лицам, обучающимся в ПТУ по вечерней (сменной) форме обучения, на вечерних (сменных) отделениях средних профессионально-технических училищ, предоставляется дополнительный отпуск для подготовки и сдачи экзаменов продолжительностью 30 рабочих дней в течение года с сохранением за ними средней заработной платы по основному месту работы.
Третья ступень — высшее образование
Порядок деятельности учреждений высшего образования регулируется федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22. 08. 96 г. В соответствии с указанным Законом гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Виды учреждений высшего профессионального образования
Университет — высшее учебное заведение, которое обучает граждан по программам высшего образования по широкому спектру различных специальностей, проводит переподготовку и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научно-методическим центром в областях своей деятельности.
Академия — высшее учебное заведение, которое проводит обучение граждан по программам высшего образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) , Повышение квалификации работников высшей квалифи-
кации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт — высшее учебное заведение, которое проводит обучение по программам высшего образования, а также, как правило, по программам послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
Учреждение высшего профессионального образования должно иметь лицензию, а также может иметь государственную аккредитацию, позволяющую выдавать документы об образовании государственного образца.
Ступени высшего образования
Законодательство устанавливает несколько различных ступеней высшего образования:
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр». Сроки обучения на этом этапе составляют не менее четырех лет;
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист». Срок обучения на этой ступени — не менее 5 лет, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве;
— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Получение впервые образования по программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессиональ-i ного образования.
Формы обучения
Законодательством установлено, что обучение в высших учебных заведениях в зависимости от объема обязательных занятий педагогических работников с обучающимися может производиться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования.
Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по из-|* бранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Правительством может утверждаться перечень специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается. Лица, обучающиеся в не имеющих госу-jjдарственной аккредитации высших учебных заведениях и спешно окончившие их, имеют право на текущую и ито-)вую государственную аттестацию в высших учебных за-аениях, имеющих государственную аккредитацию, на ювиях экстерната.
Документы о высшем образовании
Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.
Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:
— диплом бакалавра;
— диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
— диплом магистра;
— диплом о неполном высшем профессиональном образовании;
— справка установленного образца о незаконченном высшем образовании.
Порядок приема в высшие учебные заведения
Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. С лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждой из специальностей, дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании, учебное заведение обязано ознакомить абитуриента.
Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента. Поэтому, сдавая документы, внимательно прочитайте бумаги,
под которыми ставите свою подпись. Может случиться, что вы подпишетесь под информацией об отсутствии у вуза государственной аккредитации и впоследствии будете очень удивляться, получив никем не признаваемый диплом.
Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.
Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени.
Общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются ими ежегодно по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Лица, окончившие с медалями школу или среднее специальное учреждение, имеющие документ об образовании государственного образца, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением. Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные за-, ведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения цителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заточению МСЭК не противопоказано обучение в выс-1ИХ учебных заведениях, а также граждане других катерий, предусмотренных законодательством.
Порядок приема в вузы граждан из стран СНГ
Этот порядок определен Письмом Государственного комитета РФ по высшему образованию «О некоторых вопросах приема в вузы» № 10-35-074ин/12 от 25. 02. 94 г.
Согласно этому письму при определении гражданства абитуриента приемная комиссия должна руководствоваться п. 1 ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве», согласно которой «гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона», т. е. с 6. 02. 92 г.
Конференция министров образования государств — участников СНГ «Государственные образовательные стандарты и эквивалентность документов об образовании», которая прошла 23. 09. 93 г. в Минске, решила до заключения соответствующих межправительственных соглашений признавать до 1. 01. 96 г. документы государственного образца об общем среднем, среднем специальном и среднем профессионально-техническом образовании, выданные в договаривающихся государствах — участниках конференции, при поступлении их обладателей в государственные образовательные учреждения для продолжения обучения. В конференции принимали участие министры следующих государств: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.
Документы государственного образца, подтверждающие обучение в образовательном учреждении, предъявляются в подлиннике и в переводе на государственный язык принимающей стороны или на русский язык; текст перевода заверяется подписью руководителя образовательного учреждения и гербовой печатью.
Прием иностранцев
В случае, когда поступающий в вуз России приехал из страны, не подпадающей под категорию «ближнее зарубежье», то по договоренности с федеральным органом управления образованием и при предъявлении поступающими в высшие и средние специальные учебные заведе-
ния документов об общем среднем образовании иностранных государств приемная комиссия обязана требовать как приложение к ним сертификат (справку) Минобразования России или местного органа управления образованием, удостоверяющий, что данный документ может быть приравнен к аттестату о среднем (полном) общем образовании Российской Федерации.
Обучение на коммерческой основе
Если абитуриент не поступил в учебное заведение по конкурсу, иногда есть возможность закончить тот же вуз за плату. В этом случае со студентом заключается договор на обучение. При заключении такого договора надо быть очень внимательным. Желательно, прежде чем подписывать договор, посоветоваться с юристом. Если такой возможности нет, то при заключении договора обратите внимание на порядок обеспечения учебными пособиями, на количество учебных занятий, на удобство расписания и консультаций, на порядок пересдачи экзаменов и зачетов. Особенно внимательно просмотрите положения договора, регулирующие порядок оплаты и возможность ее изменения, ответственность обучаемого за несвоевременную оплату, а также ответственность учебного заведения за качество обучения и денежные расчеты при досрочном прекращении обучения.
Права студентов
Студент — лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.
Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца. Права студентов закреплены в Законе РФ «Об образовании» и в федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Итак, студент высшего учебного заведения имеет право:
_ -- выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки) и элективные (избирав-
мые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
— осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
— бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения;
— принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
— представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
— получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
Студенты государственных и муниципальных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере законодательно установленного двукратного минимального размера оплаты труда. Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на 50%. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации. Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии.
Студентам очной формы обучения государственных и муниципальных высших учебных заведений выдается доплата на питание из расчета не менее чем 2% законодательно установленного минимального размера оплаты
труда на каждый календарный день. Иногородним студентам, кроме того, предоставляется право бесплатного проезда железнодорожным транспортом один раз в год до места постоянного жительства и обратно, а студентам и аспирантам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, — авиабилеты на одну поездку в год туда и обратно.
По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления образованием.
Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом.
Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.
Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем 7 недель.
Каждый обучающийся^ нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии у высшего учебного заведения соответствующего жилищного фонда. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% размера стипендии. Если в учебном заведении есть студенты, нуждающиеся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитии (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению. С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор, форма которого утверждается федеральным органом управления образованием.
Студент имеет право на восстановление в высшем
учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине по той форме обучения (бесплатной или платной), по которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.
Порядок перехода из негосударственного в государственное учебное заведение
Студентам высших учебных заведений гарантируется свободный переход в другое высшее учебное. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.
Некоторые работодатели при приеме на работу больше доверяют специалисту, закончившему государственный вуз. По этой или какой-нибудь иной причине у студента негосударственного вуза может возникнуть желание перейти в вуз государственный.
Такой переход регулируется Законом РФ «Об образовании» и Инструктивным письмом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 9 от 17. 02. 94 г. «О переводе студентов негосударственных высших учебных заведений».
Согласно указанным документам, студенты негосударственных вузов имеют право на перевод в государственные, только если негосударственный вуз имел аккредитацию. Это положение еще раз подтверждает важность вопроса об аккредитации. Студент неаккредитованного негосударственного вуза, желающий стать студентом государственного вуза, должен поступать на общих основаниях с прохождением конкурсного отбора на первый курс. Став студентом государственного вуза, он вправе претендовать на сокращенный период обучения с учетом его предыдущей подготовки при условии успешного прохождения всех контрольных мероприятий (экзаменов, зачетов), предусмотренных государственным стандартом для данного направления (специальности) подготовки.
Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях
Положение о льготах утверждено постановлением Совета Министров СССР № 1116 от 24. 12. 82 г. и содержит следующие льготы:
1) рабочим и служащим, допущенным к вступительным экзаменам, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней, а в средние специальные учебные заведения — 10 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно;
2) рабочим и служащим, обучающимся без отрыва от производства на подготовительных отделениях при вузах, в период учебного года предоставляется, по их желанию, 1 свободный от работы день в неделю без сохранения заработной платы;
3) для сдачи выпускных экзаменов рабочим и служащим предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно;
4) рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы:
— на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов для обучающихся на первом и втором курсах по вечерней форме обучения в вузах — 20 календарных дней, в средних специальных учебных заведениях — 10 календарных дней, а по заочной форме обучения в высших и средних специальных учебных заведениях — 30 календарных дней ежегодно;
— на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов для обучающихся на третьем и последующих курсах по вечерней форме обучения в вузах — 30 календарных дней, в средних специальных учебных заведениях — 20 календарных дней, а по заочной форме обучения в высших и средних специальных учебных заведениях — 40 календарных дней ежегодно;
— на период сдачи государственных экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях — 30 календарных дней;
— на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) в высших учебных заведениях — 4 месяца, в средних специальных учебных заведениях — 2 месяца;
5) рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов предоставляется при шестидневной рабочей неделе 1 свободный от работы день в неделю для подготовки к занятиям с оплатой его в размере 50% средней заработной платы по основному месту работы, но не ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда. При пятидневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов.
Проезд к месту нахождения
учебного заведения и обратно студентов высших и учащихся средних специальных
учебных заведений, обучающихся по заочной форме обучения, на установочные
занятия, для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов один
раз в год оплачивается за счет предприятий, учреждений, организаций, где
они работают, в размере 50% стоимости проезда соответствующим видом транспорта
применительно к порядку, установленному законодательством о служебных командировках.
В таком же размере производится оплата проезда для подготовки и защиты
дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов.